Урок по окружающему миру "Осторожно, животные!"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Научить ребят осторожному обращению с дикими и домашними животными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzh_mir_3_kl._shkola_2100.ostorozhno_zhivotnye.ppt | 766 КБ |
ostorozhno_zhivotnye.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Учитель начальных классов
МОУ «Бардымская гимназия»
Мавлютова Гузаль Самигулловна
(3 класс)
Осторожно, животные!
Цель: научить ребят осторожному обращению с дикими животными и домашними животными.
О б о р у д о в а н и е : иллюстрации животных изученных групп, иллюстрации опасных животных, правила поведения при укусах.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации.
- Блиц-опрос (1-6 слайд)
Какие группы животных вы знаете?(7 слайд)
(Чтобы школьникам было легче вспомнить все группы,учитель может повесить иллюстрации с представителями каждой группы.
Дети перечисляют изученные группы животных; простейшие; кишечнополостные; черви; моллюски; членистоногие: ракообразные, пауки, насекомые; рыбы; земноводные; пресмыкающиеся: ящерицы, змеи, крокодилы, черепахи; птицы; млекопитающие).
Каких животных следует опасаться? Есть такие животные среди членистоногих?
Скорпионов, пауков: каракурта, тарантула.
Насекомых: ос, пчел, шершней, шмелей.
Кто опасен из группы пресмыкающихся?
Змеи,крокодилы.
Из млекопитающих?
Волк, тигр, лев, и другие.
2.Чтение диалога героев.
А вот Миша с вами не согласился бы. Почему? Прочитайте диалог с Леной (Дети читают)
Что говорит Миши Лене?
Любое дикое животное нельзя брать в руки, даже самое безобидное.
А почему Миша так считает? Чем может быть опасен голубь или ящерица?(Дети высказывают свои предположения) (8 слайд)
III. Совместное открытие знаний.
Обучение способам самостоятельного применения знаний.
1. В прошлом, когда человек был ближе к дикой природе, он сталкивался с множеством микробов и паразитов, которые вызывали страшные болезни, и часто умирал от них. Но одновременно у него вырабатывался иммунитет к множеству заболеваний. Благодаря гигиене человек победил немало болезней.
Постепенно развивалась и медицина, были разработаны лекарства, прививки, вакцины, которые сделали жизнь человека безопаснее.
Но в то же время человек стал незащищеннее перед множеством заболеваний, с которыми он перестал сталкиваться, живя в городе.
В отличие от человека, дикие животные в природе борются за свою жизнь не только с хищниками, но и с множеством микробов и паразитов. Дикие животные научились справляться с ними, а вот организм человека может оказаться беззащитным.
Об этом предупреждал Лену Миша: беря в руки дикое животное, человек подвергает себя опасности.(9 слайд)
- Выполнение задания 1,с 42.
Обведите рисунки , на которых ребята ведут себя правильно. Почему вы так считаете?
-Мальчик сделал кормушку, кормит птиц, помогает им пережить зиму.
-Девочка угощает белку орехами, но не трогает ее.
-Брать в руки голубей и ежей нельзя.
- Работа по тексту учебника, с 43.
Чем же опасен голубь и еж? Прочитайте в учебнике 1-й и 2-й абзацы на с.43.
Здоровых голубей поймать трудно, и, если вы видите голубя, который не улетает от вас, значит, он болен. Чем могут заразить человека больные голуби?
Очень серьезным заболеванием-орнитозом.(10 слайд)
На какое заболевание оно похоже? Какие симптомы?
Похоже на воспаление легких и сопровождается высокой температурой, кашлем, болью в груди.
Чем еще опасны дикие животные, такие как грызуны, лисы, ежи и другие?
Они переносят бешенство.(11 слайд)
Как проявляется это заболевание у человека?
Оно поражает мозг человека, возникают судороги, человек начинает бояться воды.
Что нужно делать человеку в случае, если его укусило дикое животное?
Обратиться к врачу.
Нужно промыть рану марганцовкой или перекисью водорода, кожу вокруг раны обработать зеленкой и, конечно, обратиться к врачу.
Нужно опасаться ядовитых змей, некоторых пауков и насекомых. Но важно знать, как себя вести, если вас все же укусила змея. Найдите правила поведения в тексте учебника.(12 слайд)
(Дети читают)
Нужно срочно сказать взрослым. Лечь в постель и принять теплое питье. И, конечно, срочно вызвать врача.
Если приходится долго ждать, рану можно промыть раствором марганцовки и положить холод на место укуса.
Что нужно делать при укусе насекомого?(13-14 слайд)
Надо удалить жало, промыть ранку слабым раствором марганцовки или перекиси водорода.
Можно положить холод на место укуса, выпить глюконат кальция и димедрол.
(Учитель вешает на доске правила поведения при укусах)
- Выполнение задания 2, с. 44.
Допишите фразы и сформулируйте правила безопасного поведения с дикими животными.
-Никогда не подходи к диким животным.
-Никогда не бери диких животных в руки.
-если увидишь в лесу змею- не подходи к ней.
-Если тебя укусило животное-обратись к врачу.
- Чтение диалога героев,с. 44.
Вы выяснили, что нужно осторожно относиться к диким животным. Зато домашних животных можно не бояться. Вы согласны? (Дети высказывают свое мнение.)
Что думают по этому вопросу Миша и Лена? Прочитайте их диалог. (Дети читают)
Миша считает, что нужно быть осторожным с собаками, тем более с незнакомыми. Они могут укусить.
- Выполнение задания 3,с. 44.
Собака- это домашнее животное, с которым мы чаще всего сталкиваемся в жизни. Нужно учиться понимать настроение собак. Подпишите в задании 3, какие чувства они проявляют. (15-17 слайд)
(Дети рассматривают рисунки)
-На рисунке 1 собака показывает дружелюбие.
(Дети записывают.)
-На 2-м рисунке собака проявляет страх.
(Дети записывают.)
-На 3-м рисунке собака показывает злость.
(Дети записывают.)
Каких собак нужно избегать на улице?
Испуганных и злых.
(дети обводят 2-й и 3-й рисунки.)
- Беседа. (18 слайд)
Как вы поступите, если вас укусит собака?
Так же, как если бы это было дикое животное.
Правильно, потому что собаки тоже переносят бешенство. Что нужно сделать с раной?
Промыть рану марганцовкой или перекисью водорода, края раны смазать зеленкой и обратится к врачу.
Домашние животные (лошади, коровы, овцы, козы, гуси, куры) дружелюбно относятся к человеку. Так они относятся к своему хозяину, который кормит их, ухаживает за ними. Но никто не может предсказать, как животное отнесется к незнакомому человеку.
Почему могут быть опасны коровы, быки, козы, бараны ?Какое у них опасное орудие?
У них есть рога, поэтому они могут бодаться.
Как нужно себя вести с лошадьми? Какое правило нужно соблюдать?
Нельзя подходить к лошади сзади, она может лягнуть, (ударить копытом).
Прочитайте правила поведения ,обведенные в рамку на с. 44 и 45. (ученики читают)
IV. Первичное закрепление.
8.Блиц-опрос (первичное закрепление)
Как нужно вести себя с дикими животными? (19 слайд)
Не брать в руки.
Почему нельзя брать их в руки?
Потому что на их теле есть микробы и паразиты ,опасные для человека.
Как вы можете догадаться о настроении кошки или собаки?
По поведению: когда кошка машет хвостом- она показывает свое недовольство, а собака виляет хвостом- значит, настроена дружелюбно.
В какой ситуации можно погладить собаку? (20 слайд)
Если разрешил хозяин, если вы хорошо знаете эту собаку.
Как нужно себя вести с домашними животными?
Никогда не подходить к домашнему животному без разрешения хозяина. Быть осторожным с незнакомыми животными.
2. Выполнение задания 4, с. 46.
Пройдите лабиринт с наименьшим количеством опасностей и помогите Лене и Мише добраться до станции.
3.Сообщения школьников или рассказ учителя.
Приведем пример рассказа учителя.
На севере и в средней полосе России живет только один вид ядовитых змей- гадюка обыкновенная. Она встречается в смешанном лесу, на лугах ,поросших кустарником, на сухих моховых болотах. Гадюки бывают самой разнообразной окраски- серые, коричневые и почти черные. Для всех гадюк характерна зигзагообразная полоса, тянущаяся вдоль спины. Однако на черных гадюках она может быть незаметна, поэтому надо остерегаться всех черных змей. Обычная длина гадюки- 50 – 60 сантиметров, но иногда попадаются и мертвые змеи.
Люди после укуса гадюки долго болеют, бывают и смертельные случаи.
В Сибири, кроме гадюки, встречается ядовитая змея щитомордник. На юге, в степях и пустынях, ядовитых змей больше. Здесь живут эфа, гюрза. Их яд опаснее для человека, чем яд гадюки. По статистике, погибают 3-5 человек из 100 укушенных.
V. Итог урока.
Повторите еще раз правила безопасного поведения.
-Обращаться с дикими животными надо осторожно. Никогда не следует брать их в руки.
- Не следует гладить незнакомую собаку, даже если она кажется дружелюбной.
- Нельзя махать руками, если к тебе подошла собака.
- Никогда не подходить к домашним животным без разрешения хозяина. Нужно быть осторожным с незнакомыми животными.
Окружающий нас мир прекрасен и интересен. Множество диких животных окружает нас. Не нужно бояться дикой природы, нужно ее знать и здраво оценивать существующие опасности. Ведь животные избегают встреч с человеком, опасаясь действий с его стороны. Даже змеи в наших краях никогда не нападают первыми на человека, а стремятся уйти. Не нужно им в этом мешать!
Домашнее задание: читать с. 42-45; нарисовать предупреждающие и запрещающие знаки в общении с животными; подготовить сообщения (по желанию).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по окружающему миру "Животный мир Африки"
Презентация к уроку по окружающему миру А.А.Вахрушева, А.С.Раутиана во 2 классе "Животный мир Африки" по программе "Школа 2100"...
конспект урока по окружающему миру "Животные России" во 2 классе школы II вида
конспект урока по окружающему миру "Животные России" во 2 классе школы II вида...
Методическая разработка урока по Окружающему миру (Животные - живые существа)
Методическая разработка урока(животные - живые существа). Тип урока - комбинированый....
Конспект урока по окружающему миру. "Животные – живые существа" УМК Начальная школа XXI века. 3 класс
Тема урока ___ Животные – живые существа (организмы) Тип урока____ Урок формирования умений и навыков Цель урока: сформировать понятие « Животное – живое существо», расшир...
Конспект урока по окружающему миру. "Животные – живые существа (организмы)", 2 класс
Технологическая карта разработа с учетом применения интерактивной доски...
Интегрированный урок по окружающему миру "Животные родного края"
Интегрированный урок изучения нового материала с применением игровых технологий....
конспект урока по окружающему миру "Животный мир в опасности."
Конспект урока по окружающему миру "Животный мир в опасности." предназначен для 3- 4классов для любых УМК....