Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "Школа 2100"
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме

Злобина Наталия Александровна

Рабочая программа учебного курса  «Окружающий мир» составлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы и авторской  предметной программы А. А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, А.С. Раутиана, С.В.Тырина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okr.mir_.doc271.5 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий  мир (А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан)

68 часов (2 часа в неделю)

Рабочая программа учебного курса  «Окружающий мир» составлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы и авторской  предметной программы А. А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, А.С. Раутиана, С.В.Тырина.

Пояснительная записка

Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук.

Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.

Предмет «Окружающий мир» создает фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий палитру природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться  на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удается решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.

Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.

Изучение окружающего мира на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:

-развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

-освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;

-воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3 классе является формирование следующих умений:

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять простой план учебно-научного текста.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.

  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-ем классе является формирование следующих умений.

Часть 1. Обитатели Земли

1-я линия развития – уметь объяснять мир.

  • приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов,  действий энергии;
  • приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
  • объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;
  • приводить примеры живых организмов разных «профессий»;
  • перечислять особенности хвойных и цветковых растений;
  • животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.

2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

  • доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.

Часть 2. Моё Отечество

1-я линия развития  – уметь объяснять мир:

  • узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;
  • отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;
  • объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;
  • по году определять век, место события в прошлом;
  • отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.

2-я линия развития  – уметь определять своё отношение к миру:

  • учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.

Распределение учебного материала.

Часть 1. Обитатели Земли (34 ч.):

  • Вещество и энергия – 4 ч.
  • Оболочка планеты, охваченная жизнью – 5 ч. + 1 ч.
  • Экологическая система – 9 ч.
  • Живые участники круговорота веществ – 12 ч. +1 ч.
  • Повторение пройденного материала – 2 ч.
  • Часы по усмотрению учителя – 2 ч. (1 ч. добавлен в раздел «Оболочка планеты, охваченная жизнью»;

                                                               1 ч. – в раздел «Живые участники круговорота веществ»)

Часть 2. Моё Отечество (34 ч.):

  • Твои родные и твоя Родина в потоке времени – 4 ч.
  • Времена Древней Руси. IX – XIII века – 6 ч.
  • Времена Московского государства. XIV – XVII века – 4 ч.
  • Времена Российской империи. XVIII – начало XX века – 5 ч.
  • Времена Советской России и СССР. 1917 – 1991 годы – 4 ч.
  • Современная Россия – 6 ч.
  • Повторение пройденного материала – 4 ч.
  • Часы по усмотрению учителя – 1 ч. (резервный урок)

                            ИТОГО: 68 ч.

Тематический план

п/п

Дата

Раздел, тема

Кол-во часов

Планируемые результаты

Виды деятельности

План

Факт

Предметные

Метапредметные и личностные (УУД)

Часть 1. Обитатели Земли

34 ч.

Приводить примеры веществ; сравнивать, различать и характеризовать твёрдые тела; применять законы и правила к природным процессам. Находить различия между телами: природными и искусственными.

Различать разные состояния вещества; сравнивать, различать и характеризовать твёрдые тела, жидкости и газы; называть отличия смеси от чистого вещества; проводить с помощью учителя простейшие опыты по определению свойств различных веществ.

Правильно находить источники энергии, правильно применять понятие «энергия» в языке; объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к энергии. Иметь представление о законе сохранения энергии, объяснять превращение энергии в тепло; приводить примеры движения под действием энергии; объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к энергии.

Личностные: Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения.

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе.

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителя. Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителем. 

Испытывать желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя,

родителей.

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

Испытывать положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе.

Метапредметные:

  Читать вслух и про себя тексты учебников (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное.

  Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

    Планировать учебную деятельность на уроке; составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем; сверять свои действия с целью работы.

   Вычитывать из текста фактуальную информацию, подтекстовую (неявную); ориентироваться в структуре текста; определять его тематическую принадлежность; перерабатывать полученную информацию: сравнивать факты; определять причины явлений,

событий.

   Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

   Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех.

   Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации.

   Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебных ситуаций.

   В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех.

   Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об экосистемах и природных сообществах и

обсуждать полученные сведения; доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать.

   Передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде; выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные

связи. 

   Работать с информацией, критически к ней относиться, выбирать необходимую информацию из прочитанного текста; находить цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления; организовывать учебное взаимодействие в группе.

   Находить цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления; организовывать учебное взаимодействие в группе; выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез; выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов.

   Организовывать учебное взаимодействие в группе; принимать и решать познавательные и учебные задачи, выбирать из текста нужную информацию, иллюстрации, схемы; выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез; выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов.

   Оценивать свою личную роль в охране природы; участвовать в диспуте, посвященном выбору оптимальных форм поведения, способствующих сохранению природы; организовывать учебное взаимодействие в группе; принимать и решать познавательные и учебные задачи.

   Адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог); вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре.

   Выполнять в группе задания по осмыслению  или оценке значимого события, явления прошлого своей малой Родины, нашей страны (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его).

   Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать свое отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка.

   Самостоятельно определять цель деятельности на уроке после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

   Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; самостоятельно определять цель деятельности на уроке после предварительного обсуждения; планировать учебную деятельность на уроке.

   Выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез; выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов; составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

игры;

игры-исследования

опыт-наблюдение;

групповая работа;

наблюдения-исследования за предметом;

работа с иллюстрациями учебника; работа с учебником и тетрадью, ИКТ;

 экскурсия;

опыты;

исследования;

 кроссворды;

наблюдения за природой;

выполнение заданий в тетрадях;

экскурсия;

групповая работа, ИКТ;

просмотр фильмов

работа с плакатами из

комплекта наглядных пособий для 3 класса;

Вещество и энергия

4

Тела естественные и искусственные. Вещество – то, из чего состоят все предметы и тела в природе. (Тела и вещества.)

1

Вещество состоит из частиц. Молекулы – мельчайшие частицы вещества. Чистые вещества, смеси. Три состояния вещества. (Из чего состоит вещество.)

1

Энергия – источник движения. Многообразие проявлений энергии. (Что такое энергия.)

1

Электричество, солнечный свет, падающая вода – явления, обусловленные действием энергии. Превращение энергии на примере быта людей. Неистребимость энергии. (Превращение энергии.)

1

Оболочка планеты, охваченная жизнью

5 + 1

    Называть основные оболочки Земли; приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой; характеризовать место обитания живых организмов; объяснять необходимость бережного отношения к живым организмам и оболочкам планеты.

   Выделять звенья круговорота веществ; приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой; называть звенья круговорота веществ; проводить наблюдения за растениями и животными; характеризовать круговорот веществ как пример единства живого и неживого.

   Характеризовать условия, необходимые для жизни растений; рассказывать о роли растений, грибов и животных в природе и жизни людей; характеризовать способы питания, размножения; условия, необходимые для жизни животных.

Приводить примеры обмена веществ: поглощения и выделения веществ живыми организмами; объяснять значение кислорода для дыхания живых организмов

Воздушная, водная и каменная оболочка Земли. Распространение живых организмов. Живая оболочка Земли – биосфера. (Где обитают живые организмы.)

1

Важнейшее условие жизни людей – порядок окружающего мира. Стабильность условий – следствие круговорота веществ в природе. Жизнь – участник круговорота веществ. (Большой круговорот веществ.)

1

Растения.  Животные. Грибы и бактерии. (Живые участники круговорота веществ.)

1

Поток вещества, идущий через живой организм. (Обмен веществ в организме.)

1

Роль Солнца как источника энергии. Запасание энергии Солнца живыми организмами. (Как живые организмы запасают энергию Солнца.)

1

и человека; выделять звенья круговорота веществ; приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой.

   Характеризовать роль Солнца как главного источника энергии для живых организмов; выделять звенья круговорота веществ; приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой; называть звенья круговорота веществ.

   Знать обязательный минимум (требования программы) изученного материала.

Применять полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта.

Контрольная работа № 1

1

Экологическая система

9

    Характеризовать экосистемы и природные сообщества (на примере леса, луга, водоёма); характеризовать роль каждого из компонентов экосистемы; рассматривать круговорот веществ в качестве причины устойчивости экосистемы; характеризовать роль каждой «профессии» в экосистеме; характеризовать влияние человека на экосистемы и природные сообщества.

    Характеризовать (на основе опытов) состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы; объяснять причину плодородия почвы; приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой различных экосистем.

     Объяснять значение круговорота веществ в природе; называть компоненты экосистемы; приводить приметы растений и животных озер, называть их «профессии»; рассказывать о разнообразии обитателей озера, болота, луга, леса, поля, связях между ними, устойчивости экологической системы; о возможном негативном воздействии человека на природное сообщества.

    Называть основные компоненты экосистемы леса; приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой; классифицировать живые организмы по их ролям, выделять цепи питания в экосистемах; объяснять взаимосвязи между разрушителями и потребителями леса; объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

Большой круговорот в биосфере связывает между собой все экосистемы. Экосистема – единство живой и неживой природы. Сообщество. Живые и неживые компоненты экосистемы. Цепи питания. (Жизнь экосистемы.)

1

Почва – единство живого и неживого. Плодородие почв. Как образуется почва? (Почва – важнейшая часть экосистемы.)

1

Экосистема озера. Мелкие одноклеточные и крупные водоросли. Озерные и речные рыбы. Бактерии и их роль в переработке отходов. Постоянное зарастание озера.

1

Болото – заросшее озеро. Болотные растения. Животные болот. Не полностью замкнутый круговорот болот. Постепенное самоосушение болота. (Экосистема болота.)

1

Экосистема луга. Луговые растения. Дерновина и ее роль в сохранении и создании рельефа. Животные лугов. Зарастание луга лесом.

1

Экосистема леса. Деревья – главные растения леса. Древесина. Деревья – мощные насосы. Лесные кустарники. Лесные травы. (Лесные производители.)

1

Значение лесных животных. Лесные грибы и бактерии и их роль в замыкании круговорота веществ. (Потребители и разрушители экосистемы леса.)

1

Поле – искусственная экологическая экосистема. Культурные растения, сажаемые на полях. Зависимость круговорота веществ на полях от деятельности человека. Неспособность культурных растений к защите. Животные полей. Настоящее и будущее борьбы с сорняками и вредителями. (Экосистема поля.)

1

Называть основные компоненты экосистемы аквариума; приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой; классифицировать живые организмы по их ролям, выделять цепи питания в экосистемах; объяснять взаимосвязи между разрушителями и потребителями аквариума; объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

Аквариум – маленькая искусственная экосистема. Неживые и живые компоненты аквариума. Водоросли, рачки и рыбы, бактерии. Взаимосвязь всех живых и неживых компонентов аквариума. Возможные ошибки начинающего аквариумиста.

1

Живые участники круговорота веществ

12+1

    Называть различия растений и животных; характеризовать условия, необходимые для жизни растений; рассказывать о роли растений в природе и жизни людей; определять части цветкового растения; приводить примеры хвойных и цветковых растений, выделять их отличия (на примере своей местности); объяснять и доказывать необходимость бережного отношения.

     Сравнивать и устанавливать отличия внешнего вида и особенностей строения насекомых, рыб, птиц, зверей; сравнивать способы питания, размножения, обмена информацией животных; называть различия растений и животных; особенности строения различных групп животных; характеризовать условия, необходимые для жизни растений.

     Описывать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, пауков и ракообразных (на примере своей местности); различать представителей различных групп животных; подготавливать рассказ об одном из представителей изучаемой группы животных (по выбору); объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

    Описывать внешний вид, характерные особенности представителей рыб и земноводных; различать представителей различных групп животных; подготавливать рассказ об одном из представителей изучаемой группы животных (по выбору); объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

Растения и их роль на Земле. Основные органы цветкового растения. Цветок – орган размножения. Семя и его роль. Плод. Разнообразие растений. (Растения  производители.)

1

Животные и их роль на Земле. Простейшие животные. Разделение труда между разными частями многоклеточного организма. (Животные маленькие и большие.)

1

22.11

Черви. Роль мышц при активном движении. Моллюски. Возникновение головы и хвоста, спины и брюха. Моллюски.  Раковина моллюсков как дом и опора для мышц. (Маленькие рыцари.)

1

27.11

Появление твердых покровов – защита от хищников. Наружный скелет членистоногих. Насекомые и их многообразие. Развитие насекомых. Развитие насекомых. Раки, пауки и их особенности. (Первый шаг из моря на сушу.)

1

Возникновение позвоночника – внутреннего скелета. Рыбы. Многообразие рыб. Выход животных на сушу. Жизнь на границе воды и суши и строение земноводных.  (На суше – как дома.)

1

   Описывать внешний вид, характерные особенности представителей пресмыкающихся; различать представителей различных групп животных; подготавливать рассказ об одном из представителей изучаемой группы животных (по выбору).

   Описывать внешний вид, характерные особенности представителей птиц (на примере своей местности); различать представителей различных групп животных; подготавливать рассказ об одном из представителей изучаемой группы животных (по выбору); объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

    Проводить наблюдения за растениями и животными; объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам; объяснять, что человек тоже относится к млекопитающим; объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

   Сравнивать и различать диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности); перечислять правила безопасного поведения при обращении с дикими и домашними животными; объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

   Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей; различать и определять съедобные и ядовитые грибы (на примере своей местности); объяснять, какие особенности помогают грибам выполнять роль разрушителей.

   Подготавливать в группах рассказ о наблюдениях во время экскурсии в краеведческий музей (ознакомление с природой родного края).

   Проводить наблюдения во время экскурсии («Природные сообщества родного края», «Разнообразие растений и животных»).

   Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы, включая потребности эмоционально-эстетического характера; доводы в доказательство зависимости удовлетворения потребностей людей от природы; оценивать влияние современного человека на природу.

   Знать обязательный минимум (требования программы) изученного материала.

Применять полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта.

Пресмыкающиеся – сухопутные животные с непостоянной температурой тела. (Пернатые изобретатели.)

1

Звери и птицы – животные с постоянной температурой тела. Птицы и их приспособления к полету. Перо. Перелетные и оседлые птицы. Забота о потомстве у птиц. Звери. Шерсть. Забота о потомстве у зверей и птиц. Мозг и органы чувств. (Наши братья.)

1

Осторожное обращение с дикими животными. Правила поведения с домашними животными. (Осторожно: животные.)

1

Грибы – разрушители древесины. Грибница. Дрожжи и их роль в изготовлении хлеба. Съедобные и ядовитые, губчатые и пластинчатые грибы. Содружество гриба и дерева. Лишайники. (Прирождённые разрушители.)

1

Экскурсия в краеведческий музей «Многообразие растений и животных».

1

Экскурсия в лес, луг, озеро.

1

Использование людьми круговорота для своих нужд. Разрушение круговорота веществ и угроза благосостоянию людей. Примеры экологических нарушений в биосфере. Жизнь в согласии с природой – единственная стратегия для человечества. Заповедники и национальные парки. (Как нам жить в дружбе с природой.)

1

Контрольная работа № 2

1

Повторение пройденного материала

2

Повторение.

1

Повторение.

1

Часть 2. Моё Отечество

34 ч.

Твои родные и твоя Родина в потоке времени.

4

   Ориентироваться в структуре новой учебной книги, её содержании; работать с моделью «Река времени Российской истории».

   Объяснять личное значение («для меня») понятий «малая Родина», «Родина», «общество», «государство», «Отечество»; преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием; обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о прошлом и настоящем своей семьи, родного края.

  Находить на ленте времени века, годы, точку отсчёта (эру); соотносить годы с конкретными веками; находить и извлекать необходимую информацию о настоящем нашей страны, родного края из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники).

   Понимать свою принадлежность к стране, в которой ты родился и живешь; объяснять своими слова значение понятий «власть», «правительство».

   Объяснять значение понятия «исторический источник»; приводить примеры исторических источников; рассказывать о том, что может рассказать экспонат исторического музея; объяснять и доказывать свою точку зрения в вопросе о том, почему каждому человеку важно знать историю своей страны.

Родословная человека. Поколения предков. Родословное дерево. Фамилия, имя, отчество – связь времен. (Живая связь времён.)

1

Представление  о «реке времени». Исторический счет времени.  Век и эра – точка отчета временим. Принятая в современном летоисчислении христианская эра. Первичные представления о христианстве. (Как считать время.)

1

Наша Родина. Общество, в котором мы живем. Образ понятия «государство». Государственная власть. Законы. Моя Родина, моё Отечество – Россия! (С чего начинается Родина.)

1

История моей Родины. История – наука о прошлом человечества. Исторические источники. Образ многовековой истории России. (Память о прошлом.)

1

Времена Древней Руси.

IХ – ХIII века.

6

Размещать на ленте времени по соответствую-щим эпохам (обозначенным названиями и веками) даты (годы) исторических событий, а также известные ученику имена историчес-ких деятелей и памятники культуры.

   Отличать друг от друга эпохи истории нашей страны – по их местоположению на ленте времени; а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях; определять последовательность исторических событий во времена Древней Руси.

Древние жители российских просторов. Жизнь славянских племён. Создание Древнерусского государства. (Как на Руси появилось государство.)

1

Киев – столица великих князей Древней Руси. Принятие христианства при князе Владимире Святославиче.

(Как на Руси появилось государство.)

1

«Древняя Русь – страна городов». Города – центры культуры Древней Руси. Представление о культуре как обо всех достижениях человечества. Культурное богатство Древней Руси. Храм в жизни древнерусского города. Монастыри. Летописи и рукописные книги. Славянская азбука. («Золотые врата» в Древнюю Русь.)

1

   

Защита русской земли. Набеги степняков – кочевников. Богатырские заставы. Раздробленность русских земель. Борьба с европейскими рыцарями. «Ледовое побоище». Александр Невский. (За землю Русскую!)

1

Разорение и гибель Древней Руси. Монгольское нашествие. Государство золотая Орда. Первичные представления об исламской религии Русские земли под властью Золотой Орды. («Слово о погибели Русской земли».)

1

Повторение.

1

Времена Московского государства. XIV – XVII века.

4

    Отличать друг от друга эпохи истории нашей страны – по их местоположению на ленте времени, а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях; рассказывать об основных эпизодах Куликовской битвы.

   Объяснять значения слов «крестьяне», «бояре», «дворяне», «стрельцы»; характеризовать жизнь людей в Московском государстве; рассказывать о значении начала книгопечатания в Московском государстве; на основе текста учебника рассказывать о достижениях и изобретениях людей Московского государства.

Времена создания московского государства. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Сергий Радонежский. «Троица» Андрея Рублёва. Освобождение от ордынского ига. Объединение русских княжеств в Российское государство. (От Древней Руси к единой России.)

1

Великий государь Иван III. Государственный герб России. Московское государство – наследник Древней Руси. Земля и люди Московского государства. Занятия и быт сельских жителей – крестьян. Бояре и дворяне. Города Московского государства. Столица государства - Москва.

(Земля и люди Московского государства.)

1

    Определять последовательность исторических событий, различать эпохи по определенным признакам; с опорой на текст учебника рассказывать об основных событиях в истории нашей страны в XIV-XVI веках; на доступном возрасту уровне давать оценку историческим событиям.

  Отличать друг от друга эпохи истории нашей страны – по их местоположению на ленте времени, а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях; определять последовательность исторических событий.

Московский Кремль – памятник времён Московского государства, «сердце Москвы и всей России». Соборы Московского Кремля. Образ царя Ивана Грозного. Собор Василия Блаженного. (Москва златоглавая.)

1

    Объяснять, что такое «смутное время», «ополчение»; с опорой на текст учебника рассказывать, почему Минин и Пожарский стали народными героями; определять последовательность исторических

событий.

Смутное время – угроза распада Московского государства. Народное ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы и спасение Отечества. («Хуже грозного царя только междуцарствие».)

1

    Знать обязательный минимум (требования программы) изученного материала.

Применять полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта

Времена Российской империи. XVIII – начало XX века.

5

   Оценивать некоторые легко определяемые, однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда; на основе текста учебника характеризовать преобразования Петра Первого, их значение для развития России.

   Объяснять, чем прославилась Россия во времена правления Екатерины Второй; определять последовательность исторических событий, различать эпохи по определенным признакам; иметь представление о том, что такое «крепостное право».

   Давать характеристику основных особенностей данного исторического периода; отличать друг от друга эпохи истории нашей страны – по их местоположению на ленте времени, а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях.

   

Преобразование России Петром Великим – первым российским императором. Победа в трудной войне со Швецией. Выход России к морю. Новая столица - Санкт-Петербург. Приобщение России к европейской культуре. Новые символы империи: государственный флаг (бело-сине-красный), военно-морской Андреевский флаг. (Пётр Великий.)

1

Власть и народ Российской империи. Образ Екатерины II. Великий русский полководец А.В. Суворов. Власть императора и чиновников. Представление о крепостном праве. (Власть и народ в Российской империи.)

1

Отечественная война 1812 года – угроза существованию России. Бородинская битва. Единство народа перед лицом врага. М.И. Кутузов. («Гроза двенадцатого года».)

1

   Отличать друг от друга эпохи истории нашей страны – по их местоположению на ленте времени, а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, исторических деятелях; ориентироваться на исторической карте; объяснять, почему война 1812 года называется  «Отечественной».

   

   

   Отличать друг от друга эпохи истории нашей страны – по их местоположению на ленте времени, а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях; объяснять, когда и почему было отменено крепостное право, что изменилось в жизни крестьян после освобождения.

Достижения российской культуры во времена империи. Михайло Ломоносов – «наш первый университет». Александр Сергеевич Пушкин – создатель русского литературного языка. Лучшие произведения русской архитектуры и живописи. (Как Россия у Европы «училась».)

1

Правление Александра II – время перемен в Российской империи. Отмена крепостного права. Стремительное развитие обновлённой империи. (Император-освободитель.)

1

Времена Советской России и СССР. 1917 – 1991 годы.

4

   Отличать друг от друга эпохи истории нашей страны – по их местоположению на ленте времени, а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях; ориентироваться на исторической карте, объяснять своими словами, кто такие «пионеры», «комсомольцы», «колхозники».

   

Отличать друг от друга эпохи истории нашей страны; объяснять на доступном уровне значение победы в Великой Отечественной войне; рассказывать о своих родственниках – участниках войны.

рассказывать об успехах советской науки в послевоенные годы.

Жизнь рабочих и крестьян в начале XX века. Народ и власть. Николай II. Революция 1917 г. В.И. Ленин и большевики. Гражданская война в России. Распад империи и образование Советского Союза. (Россия в огне.)

1

Цель советского государства – строительство справедливого общества. Символы СССР: красный флаг, герб. Власть Советов и Коммунистической партии. Попытка строительства справедливого общества. Правление И.В. Сталина. («К светлому будущему».)

1

Вторая мировая и Великая Отечественная война. Победа над фашизмом. Герои Великой Отечественной войны. («Вставай, страна огромная».)

1

Развитие Советского Союза после Второй мировой войны. Достижения науки и техники в СССР, освоение космоса. Перемены в жизни людей. Необходимость перемен в стране. («Через тернии к звездам».)

1

Современная Россия.

6

   Объяснять значения понятий «государство», «демократия», а также правила демократического устройства власти в Российской Федерации, связь прав и обязанностей граждан; узнавать государственные символы России (флаг, герб, гимн) среди государственных символов других стран; объяснять символический смысл флага, герба, гимна.

   Объяснять, чем разные народы России отличаются друг от друга, что их объединяет; почему нужно уважительно относиться к обычаям и культуре других народов.

   Создавать свой рассказ о России, государственных праздниках, памятниках культуры, используя данные учебника и средств массовой информации.

   Объяснять, что такое «федерация»; рассказывать, из каких частей состоит Российская федерация; на доступном уровне объяснять, что означает выражение «Россия – наш общий дом»; что такое «гордость за свою Родину».

   Находить на ленте времени века, годы, точку отсчёта (эру); соотносить годы с конкретными веками; находить и извлекать необходимую информацию о настоящем нашей страны, родного края из текста, иллюстраций, карт учебника.

   Знать обязательный минимум (требования программы) изученного материала.

Применять полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта.

Преобразование СССР в СНГ. Самое большое государство СНГ – Россия. Современная Россия – наследница Древней Руси, Московского государства, Российской империи и Советского Союза. Восстановление государственных символов. Понятие о гражданстве. Конституция – основной закон государства. Права и обязанности граждан. (Я – гражданин России.)

1

Что такое демократия? Представления об избирательной системе. (Власть народа.)

1

Государственная власть в России. Представление о власти законодательной и исполнительной. Президент – глава государства, который избирается народом. Правительство. Государственная дума – собрание избранных народом представителей, которое создает законы. (Кто в государстве самый главный.)

1

Россия – общий дом многих народов. Языки и обычаи народов России. Единство и равноправие всех народов России. (Народы России.)

1

Российская Федерация – государство, созданное союзом территорий. Совет Федерации. Россияне – все граждане Российской Федерации. (Наш общий дом.)

1

Достояние российской культуры – библиотеки, музеи, театры. Наша важнейшая задача – сохранение и приумножение культурных богатств России. Государственные праздники современной России. (Как нам жить?)

1

Повторение.

4

Повторение по разделу «Времена Древней Руси. IХ – ХIII века.».

1

Повторение по разделу «Времена Московского государства. XIV – XVII века».

1

Повторение по разделу «Времена Российской империи. XVIII – начало XX века.».

1

Повторение по разделам «Времена Советской России и СССР. 1917 – 1991 годы. Современная Россия».

1

Резервный урок./повторение

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру ( " Школа 2100")

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс ( " Школа 2100")...

Рабочая программа по окружающему миру Школа 2100

Рабочая программа по окружающему миру Школа 2100...

Рабочая программа по окружающему миру "Школа 2100" 2 класс

Рабачая программа по окружающему миру Программа "Школа 2100", автор Вахрушев для 2 класса в соотвествии с ФГОС...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....