Урок окружающего мира в 3-кл.«Аквариум –маленькая искусственная экосистема».
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Урок окружающего мира в 3-кл. по программе «Школа2100». Урок разработан учителем начальных классов МБОУ СОШ №2 города Балаково Саратовской области  Субботиной Ольгой Валерьевной .Тема урока «Аквариум –маленькая искусственная  экосистема». На уроке была проведена  исследовательская работа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Урок окружающего мира в 3 классе по программе «Школа2100»

Учитель: Субботина Ольга Валерьевна МБОУ СОШ№2 г.Балаково Саратовской обл.    

Тема урока: Аквариум-маленькая искусственная экосистема.

Методическая цель : Познакомить с методикой организации учебных исследований.

Цель урока:

Развивать навыки исследовательской деятельности

Формировать первичные навыки проведения самостоятельных исследований.

Оборудование: картинки экосистем ( поля, луга, озера, болота), карточки с заданиями, аквариум, вода в 2 графинах, лакмусовая бумага, почва и грунт, рыбки, водоросли.

                                           Ход  урока:

  1. Организационный момент.

Эмоциональный настрой учащихся на урок.

Урок окружающего мира я хочу начать слова В.Бианки «Весь  огромный  мир  полон неизведанных тайн. И я буду их открывать всю жизнь, потому  что это  самое увлекательное занятие  в мире!»

Вот с таким настроением мы начинаем наш урок.

2.Определение темы и цели урока:

Вспомним ещё раз основное понятие раздела? (экосистема)

На доске картинки , на какие   группы вы их разделите?(озеро,болото,луг,лес,поле,аквариум)

Почему это природная экосистема? Почему искусственная?

К какой группе отнесёте аквариум, выскажите предположения.               (Слайд1)

О чём мы будем сегодня говорить?

Сформулируйте тему урока:

Аквариум - искусственная экосистема.                                                                    (сл.2)

А теперь давайте  зададим вопросы, которые нам помогут  раскрыть тему нашего  исследования

План:                                                                                                                       (сл.3)

1.Что такое аквариум?

3.Из каких частей экосистемы состоит аквариум?(живые и неживые компоненты)

2.Живые организмы каких «профессий» мы там встретим?

Сегодня на уроке мы продолжим учиться вести самостоятельные исследования. Представим, что мы находимся в научной лаборатории, и вы не ученики, а научные сотрудники. Вам предстоит исследовать незнакомый для вас объект-аквариум.

-Что такое аквариум? Поразмышляем вместе.

(аквариум-сосуд с водой, населённый водными обитателями.)

Этап планирования работы над проектом.

-Где мы можем взять информацию про аквариум?(книги, учебник, энциклопедия,нтернет, и т. д.)

Какие методы сбора информации мы будем использовать?

ЧИТАТЬ, ИССЛЕДОВАТЬ, НАБЛЮДАТЬ.

Где и когда появились аквариумы? Когда аквариумы появились в России?( Ефим , подготовил сообщение)

Давайте ответим на вопрос

  Мы сказали, что аквариум-это экосистема.

Из каких компонентов состоит  экосистема?                                     ( Сл.4)

Какие живые организмы способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ.

ПРОИЗВОДИТЕЛИ

ПОТРЕБИТЕЛИ

РАЗРУШИТЕЛИ

Давайте познакомимся с обитателями аквариума поближе.

На этот вопрос вам поможет ответить учебник.

Работа коллективная, даю планы работы (на столах)

Какие производители поддерживают круговорот веществ в аквариуме?  Найдите информацию в учебнике на с.75 и составьте ответ по плану. Планы лежат у вас на столе.

 ПРОИЗВОДИТЕЛИ                                                                          (сл.5)

План работа по учебнику с.75

  1. Названия растений
  2. Роль производителей

-Как называют аквариумные растения?

Давайте узнаем о потребителях. Работаем по плану.

 ПОТРЕБИТЕЛИ                                                                                (сл 6,7)

 План работа по учебнику с.75-76

1.Название рыбок, их описание.

2. Какие рыбки относятся к теплолюбивым какие к.холоднолюбивым.

-Почему наиболее популярными считаются гуппи и меченосцы?

Кто такие разрушители прочитайте в учебнике. Ответ составьте по плану.

 РАЗРУШИТЕЛИ                                                                         (сл.8)

План работа по учебнику с.77

  1. Кто относится к разрушителям аквариума?
  2. Их роль в жизни аквариума?

-Зачем селят в аквариум улиток?

-Каких животных нельзя содержать вместе с рыбками?

Сделайте вывод.

(что в экосистеме аквариума есть компоненты живой природы, значит существует цепь питания)

Ребята, а хотели бы вы создать свой аквариум?                         (сл.9)

Достаточно ли нам будет тех знаний, что мы сейчас узнали о живых компонентах этой экосистемы?

Что ещё мы должны исследовать? (среду обитания)         ( сл.10)

ПОЧВА

ВОДА

СВЕТ

На эти вопросы вы найдёте  ответы в дополнительной литературе. Перед вами 3 цвета конвертов с  заданиями.

«Голубой»-вода

«Коричневый»-почва

«Жёлтый»-свет

Выбирайте конверт и приступайте к заданию

Этап проверки

1гр.исслкед.почву и засыпает грунт в аквариум.

2гр.исследов. воду (св-ва воды)

Какую воду надо залить в аквариум?

(провожу опыт с лакмусовой бумажкой)

3 гр.исследовать свет  и воздух

Итог

Ну, а теперь нам осталось подвести итог нашего исследования. И мне ни как не обойтись без вашей помощи. Игра «Гонка за лидером» начинается!

Аквариум -это  искусственная экосистема, в которой есть организмы разных профессий, круговорот замкнутый, но существование экосистемы поддерживает человек.

Самое главное-нужно понять, что создать искусственную экосистему, даже маленькую, трудно.Для этого нужны знания, терпение, любовь к маленьким друзьям. Если вы всерьез хотите сделать свою маленькую искусственную экосистему, найдите и прочитайте книги…..и т. д.

Рефлексия (про ладошки) Положите на правую ладошку, что вы знали , а на левую, что узнали на уроке. А теперь соедините. Вот какой багаж знаний у вас ещё прибавился.

                              Список литературы:

  1. А.А.Вахрушев, О.А.Родыгина Окружающий мир «Обитатели Земли» -3 кл. методические рекомендации для учителя Москва БАЛАСС 2012
  2. А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов Окружающий мир «Обитатели Земли» -3 кл. учебник Москва БАЛАСС 2013
  3. А.А.Вахрушев, О.В.Бурский Окружающий мир «Обитатели Земли» -3 кл. рабочая тетрадь  Москва БАЛАСС 2013
  4. Кр.Кассельман, Кл.Шеффер книга «Аквариум от А до Я» Эксмо, 2011
  5. А.Гуржий Аквариум, серия: золотые советы, Харвест, 2007



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира, 3 класс по теме:Маленькие рыцари Программа "Школа 2100"

Урок проводился с применением слайд-шоу, групповая форма работы....

Конспект урока окружающего мира в 3 класса, программа "Школа 2100" Аквариум- маленькая искусственная экосистема"

Урок окружающего мира, раздел "Обитатели Земли" , тема урока " аквариум - маленькая искусственная экосистема"...

Аквариум - маленькая искусственная экосистема. Урок окружающего мира в 3 классе.(ОС " Школа 2100)

Урок имеет структуру, традиционную для Образовательной системы «Школа 2100»: актуализация знаний и создание проблемной ситуации на основе опыта, совместное открытие детьми знаний и самостоятельное их ...

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Аквариум – маленькая искусственная экосистема»

Организация учебной деятельности в современной школе предполагает переход от информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, научного поиска, широкого исп...

Урок окружающего мира по теме: "Аквариум - маленькая экосистема"

Данный урок проводится в 3 классе по программе "Школа 2100"...

Урок окружающего мира во 2 классе "Самая маленькая птичка" (исследовательская работа)

Цель проекта: узнать информацию о самой маленькой птице в мире.Задачи: 1.Найти информацию о птице колибри.                2.И...

Урок окружающего мира в 1 классе. Тема: «Маленькие непоседы».

Урок окружающего мира в 1 классе.Тема: «Маленькие непоседы».Цели:1. Познакомить детей с многообразием насекомых.2. Выделение их существенных и отличительных признаков.3. Воспитание доброго...