Аквариум - маленькая искусственная экосистема. Урок окружающего мира в 3 классе.(ОС " Школа 2100)
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Урок имеет структуру, традиционную для Образовательной системы «Школа 2100»: актуализация знаний и создание проблемной ситуации на основе опыта, совместное открытие детьми знаний и самостоятельное их использование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект (конспект) урока

Название образовательной системы, учебно-методического комплекта (УМК): « Школа 2100», «Окружающий мир», А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С. Раутиан

Предмет:  окружающий мир                  Класс: 3      Тип урока: комбинированный

Тема урока: Аквариум - маленькая искусственная экосистема.

Особенности данного урока:

  • место урока в общей системе изучаемого материала: тема 18, урок 1
  • формы организации деятельности учащихся на уроке: фронтальная, групповая.
  • используемые технологии: проблемно - диалогическая технология, технология продуктивного чтения, технология оценивания образовательных достижений, здоровьесберегающие технологии, ИКТ.

           Цели урока: 1-я линия развития (объяснять мир):

1. Закрепить знания о компонентах экосистемы на примере экосистемы аквариума.

2. Познакомиться с обитателями аквариума.

3. Научиться поддерживать экосистему аквариума.

2- я линия развития ( отношение к миру):

1.Уметь объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

     Задачи урока:

     1) Познакомиться с животными и растениями аквариума, их «профессиями» в экосистеме, уметь объяснять значение круговорота веществ в природе.

  1. Продолжить работу по развитию  умений работать с информацией, развитию речи, мыслительных операций, логического мышления учащихся.
  2.  Продолжить работу по развитию интереса к предмету, расширению кругозора учащихся.  Продолжить работу по формированию умений учебного сотрудничества: умений договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности. Воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые достижения учащихся на уроке.

Минимум: экосистема аквариума, искусственная экосистема.

Максимум: обитатели экосистемы аквариума.

Оборудование:

1. А.А.Вахрушев, О.В. Бурский, А. С. Раутиан  Окружающий мир, 3 класс  – М.; Баласс, 2012г.

А.А.Вахрушев, О.В. Бурский, А. С. Раутиан  Окружающий мир, 3 класс Рабочая тетрадь – М.; Баласс, 2012г.

2. Презентация (приложение 1.)

3. Задания для работы в группах (приложение 2)

                                                                                                             Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя (наиболее типичные действия, фразы диалога с учениками)

Деятельность учеников (ожидаемые действия в ходе диалога с учителем)

Универсальные учебные действия демонстрируемые или развиваемые:

- личностные,

- регулятивные,

- познавательные,

- коммуникативные.

1.Постановка проблемы и актуализация знаний.

Совместное «открытие» знаний.

« Весь огромный мир вокруг меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн, и я буду их открывать всю жизнь, потому, что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире». В.Бианки

Учитель:-  На сегодняшнем уроке и нам предстоит сделать своё маленькое открытие, приоткрыть книгу природы, понять её тайны и загадки.

Слайд 1.  (На слайдах представлены изображения экосистем: лес, поле, луг, болото, озеро)

Учитель:- Что вы видите на слайдах?

Какое общее название можно дать этой группе?

- Что такое экосистема? Слайд 2.

- На какие группы разделите данные экосистемы? Слайд 3.

- Какая экосистема может возникнуть с течением времени на месте озера, болота, луга? Почему?

-Какая экосистема является устойчивой? Почему?

- Чем отличается поле от других экосистем?

- При каких условиях будет существовать экосистема поля? Что произойдёт с экосистемой поля, если человек не будет контролировать круговорот веществ?

- А легко ли самим создать экосистему? Что для этого нужно?

- При желании и вы можете создать экосистему.

Слайд 4.

- Наша помощница Лена создала экосистему.

- Какую экосистему она создала?

 - Какая это экосистема, природная или искусственная? Почему?

- Какая это экосистема в сравнении по размеру с другими экосистемами?

- Сформулируйте тему урока.

Тема урока:

Аквариум - маленькая искусственная экосистема.

Работа с учебником.с.74

- Рассмотрите рисунок и  прочитайте диалог Лены и Миши.

- Какие проблемы у неё возникли?

- Почему в аквариуме  Лены рыбам трудно дышать?

-Хватило ли Лене знаний, чтобы создать экосистему аквариума?

- Постараемся помочь Лене.

- На какие вопросы нам нужно найти ответы?

         В ходе обсуждения учитель записывает предлагаемые вопросы:

           - Является ли аквариум экосистемой? Есть ли в аквариуме все части экосистемы?

           - Какие живые организмы населяют аквариум?

           - Живые организмы каких «профессий» осуществляют круговорот веществ в аквариуме?

   - Какие знания нам понадобятся на уроке?

 - Что такое экосистема?

- Части экосистемы.

- «Профессии» живых организмов экосистемы. Роль  живых организмов разных  «профессий» в круговороте веществ.

На интерактивной доске  ученики создают опорные схемы:

                                      экосистема

        живая природа        неживая природа

        производители        вода

        потребители        воздух

        разрушители        почва

        горные породы

«Профессии» живых организмов экосистемы. Роль  живых организмов разных  «профессий» в круговороте веществ.

        

        

Ученики в ходе работы соотносят изображения с названиями экосистем.

Экосистемы.

Природные, искусственные.

Ответы детей.

Аквариум.

Искусственная.

Маленькая.

Аквариум - маленькая искусственная экосистема.

( Тема записывается на доске)

В аквариуме Лены нет производителей - растений.

Дети высказывают свои предположения.

В ходе обсуждения записываются предлагаемые вопросы на доске с правой стороны. (Мы пока не знаем)

Дети высказывают свои предположения. Вспоминают, что знают об экосистеме.

Экосистема - это единство живой и неживой природы, в котором живые организмы совместно поддерживают круговорот веществ.

По ходу выполнения работы на доске с левой стороны вывешиваются опорные карточки с названиями понятий, которые понадобятся на уроке.

(Мы уже знаем)

Мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Познавательные логические: анализ, синтез, классификация, подведение под понятие

Познавательные: структурирование знаний.

Коммуникативные: формирование умения строить речевое высказывание  в соответствии с поставленной задачей, оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные: формирование умения прогнозировать предстоящую работу, определять цель деятельности.

Познавательные: умение на основе анализа объектов делать выводы, извлекать информацию из схем, иллюстраций.

Познавательные логические: анализ, синтез, классификация.

Познавательные: структурирование знаний.

Самостоятельное применение знаний.

Подведение итогов работы.

Рефлексия.

Что нужно узнать, чтобы ответить на 1 вопрос:

- Является ли аквариум экосистемой?

- Где можем найти ответ?

Работа с текстом. По ходу чтения ведётся диалог с автором с опорой на условные обозначения: В, П, О.

Обобщающая беседа после прочтения каждой смысловой части.

 1 часть.

- С какими организмами познакомились?

- Какую роль выполняют эти организмы в экосистеме аквариума?

2 часть.

- С какими организмами познакомились?

- Какую роль выполняют эти организмы в экосистеме аквариума?

 3 часть.

- С какими организмами познакомились?

- Какую роль выполняют эти организмы в экосистеме аквариума?

- Прочитав текст, на какие вопросы мы нашли ответы?

 -На все ли вопросы нашли ответы?  

- Какой вывод можем сделать? Является ли аквариум экосистемой?

 Формулирование вывода:

- Аквариум - это искусственная экосистема, где присутствуют все части экосистемы, живые организмы всех  « профессий» осуществляют круговорот.

Самостоятельное применение знаний.

1.Задание 1 (рабочая тетрадь с.35).

Указать части экосистемы аквариума.C:\Users\1\Desktop\аааа.jpg

2. Работа в группе.

Выполнение теста.  Приложение 2.

        

- Смогли ли мы  помочь Лене? На все вопросы нашли ответы? Какой вывод можем сделать? Как мы можем ответить на вопрос урока?

-  Какой совет дадите Лене, чтобы ей удалось разрешить проблемы, приводящие начинающих аквариумистов к неудачам,   создать маленькую искусственную экосистему - аквариум?

 Рефлексия.

- Смогли на сегодняшнем уроке сделать своё маленькое открытие? Удалось ли вам немного приоткрыть книгу природы, понять её тайны и загадки?

- Создать искусственную экосистему, даже маленькую, трудно. Для этого нужны знания, любовь к маленьким друзьям. Это позволяет человеку быть творцом, а не разрушителем. И тогда мы сможем изменить мир к лучшему.

Домашнее задание.

Подготовить сообщения об обитателях аквариума, о своём опыте содержания аквариумных рыб и других животных

- Чтобы ответить на 1 вопрос нужно узнать: есть ли в аквариуме все части экосистемы, какие живые организмы населяют аквариум, как  поддерживается круговорот веществ в аквариуме.

Производители.

Потребители.

Разрушители.

- Какие живые организмы населяют аквариум?

           - Живые организмы каких «профессий» осуществляют круговорот веществ в аквариуме?

-В аквариуме есть живые организмы всех «профессий» и они поддерживают круговорот веществ, значит, аквариум можно считать экосистемой.

1ученик работает с интерактивной доской. Даёт самооценку выполненной работы.

После завершения учащиеся проверяют выполненные работы, сравнивая с образцом.

После завершения работы в группах 1 ученик проверяет правильность выполнения теста с использованием интерактивной доски. Даёт самооценку выполненной работы. Группы, сравнивая свои работы с представленным образцом, дают самооценку работы своей группы.

Аквариум - это искусственная экосистема, в которой есть организмы разных «профессий», замкнутый круговорот, но существование экосистемы поддерживает человек.

Изучить литературу по этой теме.

Высказывания детей.

Познавательные: делать предварительный отбор источников информации

Регулятивные: формирование умений действовать по плану.

Познавательные: умение извлекать информацию, добывать новые знания из различных источников и различными способами.

Познавательные: умение на основе анализа объектов делать выводы, устанавливать аналогии, обобщать и классифицировать.

Познавательные логические: установление причинно – следственных связей.

Познавательные логические: анализ, синтез, классификация, подведение под понятие

Познавательные: структурирование знаний.

Регулятивные: умение определять успешность выполнения задания, оценивать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после завершения.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, управление поведением партнёра

- контроль, коррекция,

оценка его действий.

Регулятивные: умение определять успешность выполнения задания, оценивать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после завершения.

Познавательные: структурирование знаний, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: контроль, коррекция и оценка.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные: умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

Регулятивные: осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по Окружающему миру 4 класс программа "Школа 2100"

Урок на тему " Отчего мы иногда болеем?" с применением ИКТ....

Конспект урока окружающего мира 1 класс, УМК "Школа 2100"

Урок окружающего мира в 1 классе, УМК "Школа 2100", по теме "Осень: природа готовится к зиме".  Конспект урока скачан http://www.school2100.ru/. Презентация подготовлена мною....

Открытый урок по окружающему миру 3 класс УМК "Школа 2100" на тему: "Аквариум- искусственная экосистема"

Цели данного урока соответствуют его содержанию, уровню сформированности умений и навыков учеников, а также направлены на развитие уровня усвоения знаний и развитие любознательности обучающихся....

Урок окружающего мира 3 класс УМК " Школа 2100" Когда на руси возникло государство?

Урок построен по учебнику А.А. Вахрушева. Урок расчитан на 2 часа. Данный конспект относится к 1 часу урока. На данном уроке учащиеся познакомятся с жизнью восточных славян, с предпосылками возникнове...

Урок окружающего мира. 4 класс. УМК «Школа- 2100» Тема : «Металлы».

Урок окружающего мира. 4 класс. УМК «Школа- 2100» Тема : «Металлы»....

Урок окружающего мира 3 класс УМК «Школа 2100»по теме Император - Освободитель.

Цели: – Ознакомить учеников с важным событием в жизни страны – отменой крепостного права. Дать возможность оценить последствия этого события для развития России, для роста уровня её культу...