Аквариум - маленькая искусственная экосистема. Урок окружающего мира в 3 классе.(ОС " Школа 2100)
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Урок имеет структуру, традиционную для Образовательной системы «Школа 2100»: актуализация знаний и создание проблемной ситуации на основе опыта, совместное открытие детьми знаний и самостоятельное их использование.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проект (конспект) урока
Название образовательной системы, учебно-методического комплекта (УМК): « Школа 2100», «Окружающий мир», А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С. Раутиан
Предмет: окружающий мир Класс: 3 Тип урока: комбинированный
Тема урока: Аквариум - маленькая искусственная экосистема.
Особенности данного урока:
- место урока в общей системе изучаемого материала: тема 18, урок 1
- формы организации деятельности учащихся на уроке: фронтальная, групповая.
- используемые технологии: проблемно - диалогическая технология, технология продуктивного чтения, технология оценивания образовательных достижений, здоровьесберегающие технологии, ИКТ.
Цели урока: 1-я линия развития (объяснять мир):
1. Закрепить знания о компонентах экосистемы на примере экосистемы аквариума.
2. Познакомиться с обитателями аквариума.
3. Научиться поддерживать экосистему аквариума.
2- я линия развития ( отношение к миру):
1.Уметь объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
Задачи урока:
1) Познакомиться с животными и растениями аквариума, их «профессиями» в экосистеме, уметь объяснять значение круговорота веществ в природе.
- Продолжить работу по развитию умений работать с информацией, развитию речи, мыслительных операций, логического мышления учащихся.
- Продолжить работу по развитию интереса к предмету, расширению кругозора учащихся. Продолжить работу по формированию умений учебного сотрудничества: умений договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности. Воспитывать бережное отношение к природе.
Планируемые достижения учащихся на уроке.
Минимум: экосистема аквариума, искусственная экосистема.
Максимум: обитатели экосистемы аквариума.
Оборудование:
1. А.А.Вахрушев, О.В. Бурский, А. С. Раутиан Окружающий мир, 3 класс – М.; Баласс, 2012г.
А.А.Вахрушев, О.В. Бурский, А. С. Раутиан Окружающий мир, 3 класс Рабочая тетрадь – М.; Баласс, 2012г.
2. Презентация (приложение 1.)
3. Задания для работы в группах (приложение 2)
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя (наиболее типичные действия, фразы диалога с учениками) | Деятельность учеников (ожидаемые действия в ходе диалога с учителем) | Универсальные учебные действия демонстрируемые или развиваемые: - личностные, - регулятивные, - познавательные, - коммуникативные. |
1.Постановка проблемы и актуализация знаний. Совместное «открытие» знаний. | « Весь огромный мир вокруг меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн, и я буду их открывать всю жизнь, потому, что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире». В.Бианки Учитель:- На сегодняшнем уроке и нам предстоит сделать своё маленькое открытие, приоткрыть книгу природы, понять её тайны и загадки. Слайд 1. (На слайдах представлены изображения экосистем: лес, поле, луг, болото, озеро) Учитель:- Что вы видите на слайдах? Какое общее название можно дать этой группе? - Что такое экосистема? Слайд 2. - На какие группы разделите данные экосистемы? Слайд 3. - Какая экосистема может возникнуть с течением времени на месте озера, болота, луга? Почему? -Какая экосистема является устойчивой? Почему? - Чем отличается поле от других экосистем? - При каких условиях будет существовать экосистема поля? Что произойдёт с экосистемой поля, если человек не будет контролировать круговорот веществ? - А легко ли самим создать экосистему? Что для этого нужно? - При желании и вы можете создать экосистему. Слайд 4. - Наша помощница Лена создала экосистему. - Какую экосистему она создала? - Какая это экосистема, природная или искусственная? Почему? - Какая это экосистема в сравнении по размеру с другими экосистемами? - Сформулируйте тему урока. Тема урока: Аквариум - маленькая искусственная экосистема. Работа с учебником.с.74 - Рассмотрите рисунок и прочитайте диалог Лены и Миши. - Какие проблемы у неё возникли? - Почему в аквариуме Лены рыбам трудно дышать? -Хватило ли Лене знаний, чтобы создать экосистему аквариума? - Постараемся помочь Лене. - На какие вопросы нам нужно найти ответы? В ходе обсуждения учитель записывает предлагаемые вопросы: - Является ли аквариум экосистемой? Есть ли в аквариуме все части экосистемы? - Какие живые организмы населяют аквариум? - Живые организмы каких «профессий» осуществляют круговорот веществ в аквариуме? - Какие знания нам понадобятся на уроке? - Что такое экосистема? - Части экосистемы. - «Профессии» живых организмов экосистемы. Роль живых организмов разных «профессий» в круговороте веществ. На интерактивной доске ученики создают опорные схемы: экосистема живая природа неживая природа производители вода потребители воздух разрушители почва горные породы «Профессии» живых организмов экосистемы. Роль живых организмов разных «профессий» в круговороте веществ.
| Ученики в ходе работы соотносят изображения с названиями экосистем. Экосистемы. Природные, искусственные. Ответы детей. Аквариум. Искусственная. Маленькая. Аквариум - маленькая искусственная экосистема. ( Тема записывается на доске) В аквариуме Лены нет производителей - растений. Дети высказывают свои предположения. В ходе обсуждения записываются предлагаемые вопросы на доске с правой стороны. (Мы пока не знаем) Дети высказывают свои предположения. Вспоминают, что знают об экосистеме. Экосистема - это единство живой и неживой природы, в котором живые организмы совместно поддерживают круговорот веществ. По ходу выполнения работы на доске с левой стороны вывешиваются опорные карточки с названиями понятий, которые понадобятся на уроке. (Мы уже знаем) | Мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Познавательные логические: анализ, синтез, классификация, подведение под понятие Познавательные: структурирование знаний. Коммуникативные: формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей, оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные: формирование умения прогнозировать предстоящую работу, определять цель деятельности. Познавательные: умение на основе анализа объектов делать выводы, извлекать информацию из схем, иллюстраций. Познавательные логические: анализ, синтез, классификация. Познавательные: структурирование знаний. |
Самостоятельное применение знаний. Подведение итогов работы. Рефлексия. | Что нужно узнать, чтобы ответить на 1 вопрос: - Является ли аквариум экосистемой? - Где можем найти ответ? Работа с текстом. По ходу чтения ведётся диалог с автором с опорой на условные обозначения: В, П, О. Обобщающая беседа после прочтения каждой смысловой части. 1 часть. - С какими организмами познакомились? - Какую роль выполняют эти организмы в экосистеме аквариума? 2 часть. - С какими организмами познакомились? - Какую роль выполняют эти организмы в экосистеме аквариума? 3 часть. - С какими организмами познакомились? - Какую роль выполняют эти организмы в экосистеме аквариума? - Прочитав текст, на какие вопросы мы нашли ответы? -На все ли вопросы нашли ответы? - Какой вывод можем сделать? Является ли аквариум экосистемой? Формулирование вывода: - Аквариум - это искусственная экосистема, где присутствуют все части экосистемы, живые организмы всех « профессий» осуществляют круговорот. Самостоятельное применение знаний. 1.Задание 1 (рабочая тетрадь с.35). Указать части экосистемы аквариума. 2. Работа в группе. Выполнение теста. Приложение 2.
- Смогли ли мы помочь Лене? На все вопросы нашли ответы? Какой вывод можем сделать? Как мы можем ответить на вопрос урока? - Какой совет дадите Лене, чтобы ей удалось разрешить проблемы, приводящие начинающих аквариумистов к неудачам, создать маленькую искусственную экосистему - аквариум? Рефлексия. - Смогли на сегодняшнем уроке сделать своё маленькое открытие? Удалось ли вам немного приоткрыть книгу природы, понять её тайны и загадки? - Создать искусственную экосистему, даже маленькую, трудно. Для этого нужны знания, любовь к маленьким друзьям. Это позволяет человеку быть творцом, а не разрушителем. И тогда мы сможем изменить мир к лучшему. Домашнее задание. Подготовить сообщения об обитателях аквариума, о своём опыте содержания аквариумных рыб и других животных | - Чтобы ответить на 1 вопрос нужно узнать: есть ли в аквариуме все части экосистемы, какие живые организмы населяют аквариум, как поддерживается круговорот веществ в аквариуме. Производители. Потребители. Разрушители. - Какие живые организмы населяют аквариум? - Живые организмы каких «профессий» осуществляют круговорот веществ в аквариуме? -В аквариуме есть живые организмы всех «профессий» и они поддерживают круговорот веществ, значит, аквариум можно считать экосистемой. 1ученик работает с интерактивной доской. Даёт самооценку выполненной работы. После завершения учащиеся проверяют выполненные работы, сравнивая с образцом. После завершения работы в группах 1 ученик проверяет правильность выполнения теста с использованием интерактивной доски. Даёт самооценку выполненной работы. Группы, сравнивая свои работы с представленным образцом, дают самооценку работы своей группы. Аквариум - это искусственная экосистема, в которой есть организмы разных «профессий», замкнутый круговорот, но существование экосистемы поддерживает человек. Изучить литературу по этой теме. Высказывания детей. | Познавательные: делать предварительный отбор источников информации Регулятивные: формирование умений действовать по плану. Познавательные: умение извлекать информацию, добывать новые знания из различных источников и различными способами. Познавательные: умение на основе анализа объектов делать выводы, устанавливать аналогии, обобщать и классифицировать. Познавательные логические: установление причинно – следственных связей. Познавательные логические: анализ, синтез, классификация, подведение под понятие Познавательные: структурирование знаний. Регулятивные: умение определять успешность выполнения задания, оценивать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после завершения. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка его действий. Регулятивные: умение определять успешность выполнения задания, оценивать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после завершения. Познавательные: структурирование знаний, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: контроль, коррекция и оценка. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила. Регулятивные: осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тематическое планирование уроков окружающего мира (2 класс,программа "Школа 2100")
Тематическое планирование...
Урок по Окружающему миру 4 класс программа "Школа 2100"
Урок на тему " Отчего мы иногда болеем?" с применением ИКТ....
Конспект урока окружающего мира 1 класс, УМК "Школа 2100"
Урок окружающего мира в 1 классе, УМК "Школа 2100", по теме "Осень: природа готовится к зиме". Конспект урока скачан http://www.school2100.ru/. Презентация подготовлена мною....
Открытый урок по окружающему миру 3 класс УМК "Школа 2100" на тему: "Аквариум- искусственная экосистема"
Цели данного урока соответствуют его содержанию, уровню сформированности умений и навыков учеников, а также направлены на развитие уровня усвоения знаний и развитие любознательности обучающихся....
Урок окружающего мира 3 класс УМК " Школа 2100" Когда на руси возникло государство?
Урок построен по учебнику А.А. Вахрушева. Урок расчитан на 2 часа. Данный конспект относится к 1 часу урока. На данном уроке учащиеся познакомятся с жизнью восточных славян, с предпосылками возникнове...
Урок окружающего мира. 4 класс. УМК «Школа- 2100» Тема : «Металлы».
Урок окружающего мира. 4 класс. УМК «Школа- 2100» Тема : «Металлы»....
Урок окружающего мира 3 класс УМК «Школа 2100»по теме Император - Освободитель.
Цели: – Ознакомить учеников с важным событием в жизни страны – отменой крепостного права. Дать возможность оценить последствия этого события для развития России, для роста уровня её культу...