Урок-исследование по окружающему миру 1 класс
учебно-методический материал по окружающему миру (1 класс) по теме
Предмет: окружающий мир Класс: 1 класс Тип урока: урок получения новых знаний Вид урока: урок-исследование Урок содержит: технологическую карту урока, игру "Пазлы", сценку, памятки для учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологическая карта урока | 550.5 КБ |
Памятка "Как ухаживать за кожей" | 993.6 КБ |
Сценка "Органы чувств" | 12.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: окружающий мир
Класс: 1 класс
Тип урока: урок получения новых знаний
Вид урока: урок-исследование
Время проведения: 9 ноября
Технологическая карта изучения темы
"Органы чувств"
Тема | "Органы чувств" |
Цель Задачи
УУД | формирование понятия «органы чувств» -положить начало формированию знаний о роли органов чувств в познании окружающего мира; - показать роль и специфику разных органов чувств; - способствовать развитию интереса в познании самого себя, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления; - развивать устную речь; - обогащать словарный запас; - воспитывать культуру поведения при фронтальной и групповой работе Личностные УУД: - проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности Регулятивные УУД: - определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок Познавательные УУД: - использовать различные способы обработки, анализа и представления информации; - строить монологическую речь в устной форме Коммуникативные УУД: -слушать и понимать речь других; -совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им |
Планируемый результат | Знать: - названия органов чувств; - признаки органов чувств Уметь: - определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя; - различать группы органов чувств; - ставить опыты с помощью учителя; - формулировать результат опыта; - устанавливать взаимосвязь результатов опыта и темы урока |
Основные понятия | Органы чувств |
Межпредметные связи | Окружающий мир, литературное чтение, математика |
Ресурсы: - основные -дополнительные | Окружающий мир. 1класс.). Учебник 1 часть. «Начальная школа xxi века» - два портрета девочки (1 без лица и 1 улыбающейся этой же девочки); - заранее оформленная выставка детских рисунков на тему «Портрет моего товарища»; - карточки с изображениями и названиями органов чувств; - для опытов: геометрические фигуры в конвертах, игрушки, детские книги и журналы, 4 стаканчика с жидкостью разного вкуса, 4 стаканчика с крышечками с разными ароматами; - 4 карточки с надписью «лаборант» для руководителя каждой группы; - еженедельник (для самооценки); - план работы группы - С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова, Толковый словарь, Москва, ООО «Издательство «ЭЛПИС», 2003 |
Условные обозначения |
|
Формы работы | Фронтальная, групповая |
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД |
II . Актуализация знаний | Прозвенел для нас звонок, Вы за парты тихо сели, Ваши ушки на макушке, В классе оформлена выставка детских рисунков «Портрет моего товарища» -Вы нарисовали такие замечательные портреты! Я тоже захотела создать портрет моей знакомой девочки. Вот он. (Картина – портрет девочки, у которой не прорисовано лицо) -Что-то не так? (У девочки нет лица) -Чего не хватает? (У неё нет глаз, носа, рта, ушей) На доске учитель вывешивает картинки – изображения газ, носа, ушей, рта, ладони. -Что общего у этих частей? -Можем ли мы их назвать одним словом? | Регулятивные УУД: - определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя |
III. Формулирование темы и целей урока | - Так кто же они, наши помощники, без которых нам не обойтись в окружающем мире? - Как и почему их так называют, нам и предстоит узнать сегодня на уроке. | |
. Открытие детьми нового знания
IV. Первичное закрепление | -Чтобы ответить на эти вопросы, нам предстоит провести исследование. -Кто такие исследователи? (Люди, которые сами изучают, исследуют что-то новое.) Работа со словарём. Исследователь - человек, занимающийся научными исследованиями. -Мы тоже можем назвать себя исследователями. -Кто будет предметом нашего исследования? (Человек) -Верно, предметом нашего исследования будет человек, вернее, его организм (вы, наверное, уже слышали это слово). Глаза, рот, уши, нос – это всё части организма, его органы. -Представьте, что мы в научной лаборатории. Позвольте мне быть её научным руководителем, а вы – четыре группы молодых учёных. В каждой есть мой помощник – лаборант. Чтобы исследование прошло успешно, нужно соблюдать правила работы в группе. Повторим правила работы в группе. 1.Умей выслушать собеседника, не перебивай. 2. Не согласен – объясни, почему. 3. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо. 4. Будь внимательным. 5. Ответить хочешь, не шуми, а только руку подними. 6. Говори только по делу. 7. Работайте дружно, помогайте друг другу. -Итак, приступим. 1. Исследование органа зрения. -Закройте глаза. Что у меня в руках? (Учитель держит в руках игрушку, но дети не могут ответить на вопрос.) -Откройте глаза. Почему вы не ответили на мой вопрос? (Глаза были закрыты, и мы ничего не видели.) Вывод. -Что мы можем благодаря глазам? Работа в группах. -Каждая группа получит своё задание: 1 и 2 группе понадобятся конверты, 3 группе – коробка, 4 группе – папка. Задание: 1 и 2 группы выполните группировку, 3 и 4 группы определите назначение и дайте название предметам. - Проверяем работу групп. Вспомним правила обсуждения. Правила обсуждения ответов. - Будьте внимательны. Представитель группы отвечает, а вы слушаете и…(слышите), смотрите и…(видите), думаете и…(оцениваете). - Сделаем вывод, что мы можем увидеть с помощью глаз? (Цвет, размер, форму, назначение, картинки, читать) -После проведённого исследования дадим научное определение. Глаза – это часть организма, то есть орган. Может быть, вы догадались орган чего? (Орган зрения) На доске появляется запись ОРГАН ЗРЕНИЯ рядом с картинкой - изображением глаз. -Зрение надо беречь. Какие правила охраны зрения вы знаете? (Свет при работе должен падать слева, нельзя читать лёжа, не наклоняться низко при письме, смотреть телевизор, сидя перед экраном на расстоянии 2-3 метра.) Физминутка для глаз
2. Исследование органа слуха. -Приступаем к следующему исследованию. Закрываем ушки. (Учитель тихо поизносит какую-либо фразу.) -Что я сказала? Какой вывод можно сделать? (Уши нужны, чтобы слышать) - Проверим, хороший ли у вас слух. Я буду издавать разные звуки, а вы будете определять, что это за звук. ( Колокольчик, музыка , ветер, шум моря, пение птиц.) - Что же умеют наши уши? (слышать звуки) - А теперь послушаем тишину. Кто больше услышит в ней звуков? Какие звуки вы услышали? (Человек слышит все те звуки, которыми наполнен наш мир.) Игра "Узнай по голосу". - Завяжем Наташе глаза. Тот, на кого я укажу, позовёт её по имени. Наташа должна определить, кто её позвал. - Уши помогают людям ориентироваться в разнообразном мире звуков. Дайте научное определение. Уши – это орган чего? (Орган слуха) На доске появляется запись ОРГАН СЛУХА рядом с картинкой - изображением ушей. - Подумайте, какие должны быть правила ухода за ушами? Надо беречь уши? Физминутка (массаж ушных раковин – активизация деятельности мозга) 3. Исследование органа обоняния. - Для следующего исследования нам необходимо поставить опыт с использованием стаканчиков с крышечкой. Лаборанты, возьмите по стаканчику. (Стаканчики стоят на отдельном столике.) -Определите, что внутри, не снимая крышечки. (Невозможно: глаза не видят, уши не слышат.) -Нужен новый опыт. При проведении его надо соблюдать правила техники безопасности, ведь мы не знаем, что внутри. (Учитель показывает, как правильно открыть стаканчик.) Опыт №1. Оборудование: 4 стакана, плотно закрытые крышкой. Внутри стаканов по 1 ватному диску, пропитанному ароматами: 1) духов, 2) лимона, 3) чеснока, 4) кофе. Проведение опыта: каждый ученик в своей группе берёт стакан с предварительно снятой крышкой и, соблюдая правила работы с неизвестным предметом, определяет, что находится внутри по запаху. -Так что же внутри? Какой орган помог почувствовать запах? (Нос) Вывод. В носовой полости расположены особые клетки, которые воспринимают различные запахи. Умение человека различать запахи получило название обоняние. Дайте научное определение. На доске появляется запись ОРГАН ОБОНЯНИЯ рядом с картинкой - изображением носа. - Подумайте, какие должны быть правила ухода за носом? Надо беречь нос?
Физминутка (массаж носа) 4. Исследование органа вкуса. -Для продолжения работы нам нужны стаканчики. Лаборанты, возьмите их. (Стаканчики стоят на отдельном столике.) -Посмотрите, понюхайте, послушайте. Что вы почувствовали? (Затруднение в ответе) -Нужно провести ещё один опыт. Опыт №2 Оборудование: по 1 стаканчику на каждого ученика с бесцветной прозрачной жидкостью без запаха и по бумажной салфетке для гигиенических нужд. Жидкость может быть как одного вкуса для всех, например, лимонад, так и разных вкусов по количеству групп. Например, 1) сладкая, 2) кислая, 3) солёная, 4) минеральная вода без газа или обычная фильтрованная вода. Проведение опыта: ученики пытаются определить, что в стакане по цвету, запаху, но это невозможно. В результате обсуждения делается вывод о необходимости попробовать на вкус. Дети пробуют жидкость, называют, что было в стакане, и приходят к выводу о роли органа вкуса. -Попробуйте. Что ощущаете? Какой орган помог определить вкус? (Язык) -Дайте научное определение этому органу. (Орган вкуса) На доске появляется запись ОРГАН ВКУСА рядом с картинкой - изображением рта с высунутым язычком. - Подумайте, какие должны быть правила ухода за полостью рта и языком? Физминутка (вращение языком внутри рта – для повышения тонуса) 5. Исследование органа осязания -Кожа- орган осязания. Задание 1. Проведём эксперимент. (Учащийся с завязанными глазами прикасается к банкам с тёплой и холодной водой). - Что мы можем ощущать с помощью кожи? (тепло, холод) Игра "Волшебный мешочек". - Определите на ощупь предмет и назовите его. (В мешочек из ткани помещаются различные предметы: кубик, чашка, карандаш, яблоко). - Что "рассказали" тебе твои пальчики? Какой это предмет на ощупь? Как ты думаешь, что это? (Предметы достаются по очереди, по мере узнавания.) Задание 2. (рассматривание кожи) - Какого цвета наша кожа? - Погладьте себя по руке. Какая кожа на ощупь? (ровная, гладкая) - Как вы думаете, зачем человеку кожа? Какая от неё польза? - Что ещё можно узнать с помощью кожи? - Вот видите, ребята, какой непростой и важный орган - кожа. - Как нужно заботиться о коже? (старайся не ранить кожу, не допускать ожогов, обмораживания) - Что нужно делать, чтобы не только кожа была здорова, но и весь организм? (зарядку) Физминутка Общий вывод. -Вот и подходит к концу наше исследование. Теперь мы можем ответить на вопрос, кто же они, наши верные помощники? -Проверим, верный ли вывод мы сделали, отгадывая загадки и переместив картинки к названию органа чувств. Один говорит, Первым пробовать привык На ночь два оконца Меж двух озер стоит утес, Мы в нее зимой и летом | Регулятивные УУД: - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок Познавательные УУД: - использовать различные способы обработки , анализа и представления информации; - строить монологическую речь в устной форме. Коммуникативные УУД: -слушать и понимать речь других; -совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им |
V. Итог урока Рефлексия | -Так кто же они, наши помощники, без которых нам не обойтись в окружающем мире? (Органы чувств) -Назовите их. (Хоровой ответ) -Ответили мы на вопросы, поставленные в начале урока? -А теперь, если мы правильно выполним задание, то девочка нам улыбнётся. (Открывается такая же картина с портретом девочки, но уже с нарисованным улыбающимся лицом) Есть пять помощников на службе у тебя, Поднимите кружочек, соответствующий тому, как вы работали: красный – я работал в полную силу, у меня всё получилось!; синий – я могу работать лучше, у меня не всё получалось. -Мы – молодцы. Всем спасибо. Наш урок окончен. |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Автор: Органы чувств как-то раз вели между собой беседу.
Глаза: Мы – орган зрения. А через зрение человек получает 9\10 всей воспринимаемой информации. Значит, мы самый важный орган чувств, а все остальные не нужны.
Уши: То, что вы – самый важный орган чувств никто не спорит. Но бывают случаи когда и уши не заменимы.
Глаза: Когда это?
Уши: Да хоть во время разговора. Как без ушей разговаривать? Иной раз глаза не видят приближающейся опасности, например, когда автомобиль сзади приближается, а уши слышат. И человек успевает отскочить. Так что хоть глаза и важны, а без ушей тоже плохо.
Глаза: Ну, хорошо. Без ушей плохо. А вот остальные органы чувств человеку не нужны.
Нос: Как это не нужны? Без обоняния человек не сможет различать запах пищи – у него может нарушаться пищеварение. Кроме того, не различая запахи, человек не будет знать об опасности, которую он не видит и не слышит. Например, о пожаре или об утечке газа.
Глаза: Хорошо, ты тоже нужен. А вот язык зачем?
Язык: Если я не буду вкус определять, пищеварение еще скорее нарушится , чем без носа. К тому же я определяю, что съедобно, а что нет. Человек без меня может что-нибудь очень ядовитое съесть.
Глаза: Ну, тогда осязание человеку точно не нужно. Тем более что это иногда очень больно бывает.
Кожа: Без осязания человеку совсем плохо придется. Ведь человек очень много действий на ощупь делает. Представляете, что будет, если человек во время ходьбы дорогу под ногами чувствовать не будет. Он же на ровном месте упадет. А без боли жить нельзя. Боль – это сигнал об опасности. Возьмется человек за горячий чайник – и не почувствует, начнет себе руку ножом резать – и тоже не почувствует. Так он себе6 очень серьезные травмы нанести может и даже умереть.
Глаза: Выходит, что хоть я и самый важный орган чувств, но без других органов жить тоже плохо.
Автор: Пять чувств дают человеку возможность составить себе полноценное представление об окружающем мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - исследование по окружающему миру "Комнатные растения". 2 класс.
Урок - исследование по окружающему миру во 2 классе по теме "Комнатные растения"....
План-конспект урока-исследования по окружающему миру в 1 классе "Твердые тела, жидкости, газы"
Урок-исследование «Твердые тела, жидкости и газы» Цель: Познакомить детей с важнейшей характеристикой физических тел – агрегатным состоянием.Задачи:Обучающие: учить выделять признаки о...
План - конспект урока - исследования по окружающему миру "Как человек использует свойства воды", 4 класс
Урок носит научно-исследовательский характер и проходит в форме игры. Учащиеся попадают в научную лабораторию, проводят опыты, исследуют свойства воды. Знакомятся с законами Архимеда. На протяжении вс...
Урок - исследование по окружающему миру 3 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Сведения об автореФамилия, имя, отчествоБоголепова Светлана ЮрьевнаСпециальностьУчитель начальных классовОбластьНижегородскаяРайонБольшемурашкинскийНазвание образовательного...
Конспект урока-исследования по окружающему миру «Берегите воду» 2 класс
Осознать ценность питьевой воды и необходимость нести ответственность за её сохранение....
Конспект урока - исследования по окружающему миру 1 класс "Где зимуют птицы". Школа России. Анализ урока.
Конспект урока - исследования по окружающему миру 1 класс "Где зимуют птицы". Школа России....
Комментарии
Уважаемая Ирина Петровна, ваш
Уважаемая Ирина Петровна, ваш урок мне очень понравился. Он способствует развитию интереса у детей в познании самого себя, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления и учит проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.