Оценка уровня освоения требований метапредметной подпрограммы «Чтение: работа с информацией» на уроках окружающего мира.
проект по окружающему миру (4 класс) по теме

Бондаренко Юлия Петровна

В представленном педагогическом проекте выделена следующая проблемная ситуация: наличие программы «Формирование УУД младших школьников», с одной стороны, и  отсутствие  плана реализации её подпрограммы «Чтение: работа с информацией», с другой стороны.

Основной проблемой проекта является: обучение приёмам смыслового чтения и работе с информацией на уроках  в начальной школе.

Представлены планируемые результаты освоения подпрограммы «Чтение: работа с информацией» в начальной школе.

Разработана проверочная работа по окружающему миру для 4 класса, раздел "О планете Земля".

                 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_proekt.doc247.5 КБ

Предварительный просмотр:

Центр развития образования г.о. Самара

Стажировочная площадка на базе МБОУ СОШ № 6 г.о.Самара

Оценка уровня освоения требований  метапредметной  подпрограммы

«Чтение: работа с информацией»  на   уроках  окружающего мира.

                                                                            Автор проекта:

                                                                            Яруткина Ю.П., учитель НОО

                                                                            МБОУ СОШ № 6 г.о. Самара.

                                                                            Руководитель проекта:

                                                                            Вавилова Г.Н., Заслуженный

                                                                            учитель РФ, методист МБОУ

                                                                            СОШ № 6 г.о. Самара.

2012 – 2013 учебный год.

                       

Содержание

  1. Методический паспорт педагогического  проекта ………………. ......3

  1. Планируемые результаты освоения подпрограммы

     «Чтение: работа с информацией» в начальной школе …………….... .4

 

  1.  Приёмы и способы оценки уровня освоения требований

    программы «Чтение: работа с информацией» на уроках

    окружающего мира в 4 классе ………………………………………..... 5

 

                 

Методический паспорт педагогического  проекта.

  1. Название проекта

      Оценка уровня освоения требований  метапредметной  подпрограммы «Чтение: работа с информацией»  на   уроках  окружающего мира.

  1. ФИО разработчика проекта

 Яруткина Ю.П..

  1. Название образовательного учреждения

Стажировочная площадка на базе

МБОУ  СОШ  № 6 г.о. Самара

  1. Год разработки педагогического проекта

2012-2013 учебный год

  1. Опыт использования

 

Практическое освоение рабочей программы по курсу «Окружающий мир» в рамках  ФГОС НОО

  1. Проблемная ситуация

Наличие программы «Формирование УУД младших школьников», с одной стороны, и  отсутствие  плана реализации её подпрограммы «Чтение: работа с информацией», с другой стороны.

  1. Проблема проекта

Обучение приёмам смыслового чтения и работе с информацией на уроках  в начальной школе

  1. Цель проекта

Проанализировать реальные навыки смыслового чтения  у выпускников начальной школы и  наметить основные направления  совершенствования навыков  смыслового чтения и приёмов работы с разными видами информации

9.  Сфера применения результатов

Практическое использование методических материалов  в практике  работы учителя начальной школы

10. Используемые технологии

Анализ методического аппарата учебника.

Проектирование контрольного урока  

Методический анализ работ учащихся

Рефлексивный анализ деятельности учащихся на уроке

11. Сфера применения результатов

Практика работы учителя  НОО

12. Форма продуктов проектной деятельности

1.. Методическая разработка  контрольного урока

2. Методический анализ результатов контрольного урока

3. Рефлексивный анализ деятельности обучающихся и учителя на контрольном уроке

13. Время и место публичной защиты проекта

Проект обсуждался на МО учителей начальной школы МБОУ СОШ № 6 г.о. Самара в рамках городской стажировочной площадки  

14. Оценка проекта и рекомендации

Представленные материалы одобрены  и рекомендованы для практической апробации.

 Планируемые результаты освоения подпрограммы «Чтение: работа с информацией» в начальной школе                  

                  (Выписка из пояснительной записки)

     В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники приобретут первичные навыки работы с информацией. Они смогут

    * осуществлять поиск информации,

   *  выделять и фиксировать нужную информацию,

   *  систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию,  

   *  интерпретировать и преобразовывать ее.

     Выпускники научатся

   * дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, диаграммы, тексты)

   *  создавать  свои собственные сообщения, небольшие сочинения, графические работы.

     Овладеют первичными навыками представления информации в наглядной форме (в виде простейших таблиц, схем и диаграмм).

     Смогут использовать информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения и доказательства фактов в простых учебных и практических ситуациях.

     Выпускники получат возможность

   -  научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации,  

   - приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставляя ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.

Проверочная работа по окружающему миру для 4 класса, раздел "О планете Земля".

Темы раздела:

  • о форме нашей планеты
  • карта полушарий
  • движение Земли
  • тепловые пояса

Умение: сравнивать между собой два объекта, выделяя два-три существенных признака.

1. Что такое глобус? Географическая карта? Составьте сравнительную таблицу. (Заполните таблицу).

Сходства

Различия

Глобус

Географическая карта

Умение: узнавать (называть) по описаниям, рисункам, фотографиям и т.п. изученные понятия.

2.  Как называется условная линия на глобусе и карте, которая одинаково удалена от полюсов? ___________________________________________________________________.

Умение: использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения.

3. Пользуясь учебником, приведи примеры доказательства шарообразности Земли (не менее 2).

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

4.Назови причину смены дня и ночи? ____________________________________________________________________.

5. В результате чего происходит смена времён года?

____________________________________________________________________.

Умение:Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема).

6. В каком полушарии будет лето, а в каком зима при расположении Земли относительно Солнца, показанном на рисунке? _______________________________________________________________.

                                        

7. Чем карта полушарий отличается от карты России?

________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Умение: использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения. Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема).

8. Поработай с картой полушарий. Практическая работа.

        1) Самая северная точка на земном шаре называется______________________, а самая южная______________________________________________________________.

        

        2) Чего на Земле больше: суши или воды? Покажи на диаграмме.

        

        

        

        3) Сколько материков на земном шаре? Найди их, запиши названия.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________.

        4) На каком материке расположена наша страна? ____________________________. В каком полушарии мы живём? _________________________________________________________________.

        5) На какие океаны разделён единый Мировой океан? _________________________________________________________________

____________________________________________________________________.

        

6) Найди на карте полушарий Россию. Моря какого океана омывают Россию с севера?_____________________________________________________________.

        7) В таблице показаны основные характеристики океанов.

Океаны        

        

        

         

Площадь

 поверхности

 воды, млн.км²

Объём,

 млн.км³

Средняя

 глубина, м

Наибольшая

 глубина океана,

 м

Атлантический

91,66        

329,66        

3597        

жёлоб Пуэрто-Рико (8742)

Индийский        

76,17        

282,65        

3711        

Зондский жёлоб (7209)

Северный Ледовитый                                

14,75

18,07

1225

Гренландское море (5527)

Тихий                                

178,68

710,36

3976

Марианская впадина (11022)

а) Определи, какой океан самый глубокий, а какой самый мелкий. ____________________________________________________________________________________________________________________________________.

б) На сколько Атлантический океан глубже Индийского?______________________________________________________.

Умение: понимать информацию, представленную в неявном виде.

9. Прочитай слова российского космонавта В. Севастьянова и определи, о чём он высказывался:

        " Её вид из космоса удивительно красив. Она прекрасна, но и поразительно мала... и вдруг понимаешь, что сама она - космический корабль, который несётся в космосе. Он имеет ограниченные ресурсы и экипаж - человечество, которое должно беречь свою планету, её ресурсы, беречь себя". Ответ____________________________________________________________.


                             Приложение

Практическая  часть

      Оценка уровня освоения требований  метапредметной  подпрограммы   «Чтение: работа с информацией»  на   уроках  окружающего мира.

                               

Ф.И. обучающегося

Номера заданий

Итого:

№1 (1б.)

№2 (1б.)

№3 (2б.)

№4 (1б.)

№5 (1б.)

№6 (1б.)

№7 (1б.)

№8 (11б.)

№9 (1б.)

(20б.)

1. Андронова Дарья

0б.

1б.

2б.

1б.

1б.

0б.

0б.

9б.

1б.

15б.

2. Багинская Анастасия

0б.

1б.

1б.

1б.

1б.

1б.

0б.

10б.

1б.

16б.

3. Бахчев Михаил

1б.

1б.

2б.

1б.

1б.

1б.

1б.

11б.

1б.

20б.

4. Белоусов Никита

1б.

1б.

2б.

1б.

1б.

1б.

1б.

11б.

1б.

20б.

5. Билак Илья

0б.

1б.

2б.

1б.

1б.

1б.

1б.

9б.

1б.

17б.

6. Бирюкова Елизавета

1б.

1б.

2б.

1б.

1б.

1б.

1б.

11б.

1б.

20б.

7. Жарова Юлия

1б.

1б.

2б.

1б.

1б.

0б.

1б.

7б.

1б.

15б.

8. Жирнова Александра

1б.

1б.

2б.

1б.

1б.

1б.

1б.

11б.

1б.

20б.

9. Зуев Илья

отсутствовал

10. Кияткина Анна

1б.

1б.

1б.

1б.

1б.

1б.

1б.

8б.

1б.

16б.

11. Коновалова Анастасия

1б.

1б.

2б.

1б.

1б.

1б.

1б.

11б.

1б.

20б.

12. Корнев Владимир

1б.

1б.

2б.

1б.

1б.

1б.

1б.

9б.

1б.

18б.

13. Крикунова Анна

0б.

0б.

1б.

1б.

1б.

1б.

1б.

6б.

1б.

12б.

14. Латышев Максим

1б.

1б.

2б.

0б.

0б.

1б.

1б.

9б.

1б.

16б.

15. Мерлинова Анастасия

1б.

1б.

2б.

1б.

1б.

1б.

1б.

9б.

1б.

18б.

16. Некрасова Диана

отсутствовала

17. Осипова Наталья

1б.

1б.

2б.

1б.

1б.

0б.

1б.

10б.

1б.

18б.

18. Палагин Иван

1б.

1б.

2б.

1б.

1б.

1б.

1б.

11б.

1б.

20б.

19. Поротикова Ксения

отсутствовала

20. Прохорова Анастасия

1б.

1б.

2б.

1б.

0б.

1б.

1б.

10б.

1б.

18б.

21. Романова Инна

1б.

1б.

2б.

1б.

1б.

0б.

1б.

9б.

1б.

17б.

22. Свешникова Кристина

0б.

1б.

2б.

1б.

1б.

0б.

1б.

10б.

1б.

17б.

23. Смаглий Родион

0б.

1б.

2б.

1б.

1б.

1б.

0б.

9б.

1б.

16б.

24. Ташкина Александра

1б.

1б.

2б.

1б.

1б.

1б.

1б.

11б.

1б.

20б.

25. Урусова Анна

0б.

1б.

1б.

1б.

1б.

1б.

1б.

7б.

1б.

16б.

26. Финелонова Анастасия

отсутствовала

27. Хайруллова Полина

1б.

1б.

2б.

1б.

1б.

1б.

0б.

9б.

1б.

17б.

28. Шалагинова Анфиса

отсутствовала

29. Якушева Устинья

1б.

1б.

2б.

1б.

1б.

1б.

0б.

10б.

1б.

18б.

Итого:

17б.

71%

23б.

96%

44б.

92%

23б.

96%

22б.

92%

19б.

80%

19б.

80%

227б.

86%

24б.

100%

87%

                               

Вывод: из таблицы видно, что обучающимися не отработано в полном объёме:

  • умение сравнивать между собой два объекта, выделяя два-три существенных признака. А именно, составлять сравнительную таблицу;
  • умение работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема).
  • умение осознавать цель чтения.

Обучающимися хорошо отработано:

  • умение узнавать (называть) по описаниям, рисункам, фотографиям и т.п. изученные понятия;
  • умение использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое;
  • умение понимать информацию, представленную в неявном виде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестирование - как новая форма выявления уровня освоения материала при работе с детьми, имеющими проблемы чтения и письма

Презентация  к   мастер-классу  по  теме:   "Тестирование -   как   новая форма  выявления   уровня  освоения...

Контрольно-измерительная работа для оценки уровня сформированности ключевых компетенций обучающихся 4 классов

Данное задание  направлено на проверку или формирование следующих  умений:                - определение основн...

Задания базового и повышенного уровня, направленных на оценку уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий младших школьников

Задания базового и повышенного уровня, направленных на оценку уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий младших школьников...

Информация о проведении региональных диагностических работ для оценки уровня образовательных достижений обучающихся.

Информация о проведении региональных диагностических работ для оценки уровня образовательных достижений обучающихся (итоговая диагностика) 3-х классов по учебным предметам: «русский язык»,...

Планируемые результаты освоения программы «Чтение. Работа с информацией (текстом)»

Статья "Планируемые результаты освоения программы "Чтение.Работа с информацией". Работаем по ФГОС...

Конспект урока по математике " Работа с информацией: извлечение и использование для выполнения заданий информации, представленной в таблицах с данными о реальных процессах и явлениях окружающего мира (например, расписание уроков, движения автобусов) "

Данный конспект урока по предмету математика в 3 классе, представляет собой разбор и анализ таблиц с данными, также проведение работы с учебником, решение задач , сложения и вычитания столбиком....