Рабочая программа, ООМ, УМК Гармония, 1 класс
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (1 класс) на тему
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по ООМ, 1 класс, УМК Гармония
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5._oom.docx | 71.22 КБ |
Предварительный просмотр:
№ п/п | Тема У М К «Гармония» Окружающий мир ( 64 ч.) 1 класс | Планируемые результаты | Виды деятельности | Кол-во часов | № задания | Дата | ||
Предметные | Метапредметные и личностные (УУД) | |||||||
1 | 1 | День знаний. Мир велик и прекрасен | Знать: – функции условных обозначений учебника; – чем примечателен день 1 сентября. Уметь объяснять значение понятий «объекты и явления природы» | Создать условия для развития у школьников основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; мелкой моторики рук. Создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её; развития умения кратко излагать свои мысли устно и письменно. Развития фантазии, воображения, умения давать полный, связный ответ, умения сравнивать, обобщать, делать выводы. Обогащать словарный запас детей. Приобщить учащихся к соблюдению режима дня с целью физического развития и привития навыка ведения здорового образа жизни Воспитывать культуру безопасного поведения на улицах и дорогах. Организовать деятельность учащихся направленную на формирование умения различать группы живых организмов, видеть общие и специфические особенности растений и животных. Обеспечить установление учащимися внутрипредметных и межпредметных связей. Формировать основы экологической грамотности, чувства ответственности и любви к природе. Организовать деятельность учащихся направленную на формирование компетентности в сфере самостоятельной деятельности; на приобретение навыков самостоятельной работы с источниками информации; на умение разрешать поставленные проблемы. Учить доброте, заботливому отношения ко всему живому, ответственному и действенному отношению к природе, потребности охранять природу, знать её законы Развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся; Учить работать сообща и дружно с одноклассниками; Воспитать чувство ответственности и учить осознанию своей значимости в решении экологических проблем; Приучать аккуратности, усидчивости, прилежанию, любознательности; Расширять кругозор детей Развивать логическое мышление через сравнение и установление причинно – следственных связей. Развивать умение находить и пользоваться различными источниками информации. Научить учащихся поддерживать экосистему аквариума; Учить применять полученные знания в жизни. Способствовать развитию умений пользоваться дополнительной литературой. Доказать детям, что Земля - наш дом: бережём дом - бережём здоровье; Воспитание эстетических чувств, потребности видеть и понимать прекрасное; Учить усвоению норм и правил экологически обоснованного взаимодействия окружающим миром. расширить представления детей о рациональном взаимодействии с природой – допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранной деятельности. Познакомить учащихся с основными организациями и профессиями людей, которые специально занимаются разработкой и осуществлением мер по охране природы в нашей стране; | 1 | День знаний Ч.1 (С. 4-5) | 02.09 | |
2 | 2 | Основы безопасности жизнедеятельности. Безопасность. Город, в котором мы живём | Знать: – режим школьника; – основные правила личной гигиены; – обозначения школьных вывесок | 1 | 06.09 | |||
3 | 3 | Мы теперь не просто дети | Уметь: – анализировать – отвечать на вопросы; – обозначать предметы условными знаками; – рассказывать о себе | 1 | Мы теперь не просто дети… Ч.1 (С.6-7) | 09.09 | ||
4 | 4 | Путешествие по школе. ОБЖ. Что такое безопасность и что такое чрезвычайная ситуация | Уметь: – наблюдать, что и где расположено в здании школы (какие помещения) и для чего (что делают ученики и учителя в кабинетах, спортзале, медпункте, библиотеке и др.); – анализировать рисунок и составлять по нему рассказ; – доказывать, почему необходимо соблюдать личную безопасность | 1 | Путешествие по школе Ч.1 (С.8-9) | 13.09 | ||
5 | 5 | Азбука культурного поведения | Знать какого человека называют культурным. Что надо делать, чтобы стать культурным ребёнком? | 1 | Азбука культурного поведения Ч.1 (С.10-13) | 16.09 | ||
6 | 6 | Режим дня школьника | Знать, что надо делать, чтобы всё успевать и при этом не устать | 1 | Режим дня школьника Ч.1 (С.14-15) | 20.09 | ||
7 | 7 | ОБЖ. Безопасность на улице Наиболее безопасный путь в школу и обратно | Знать группы дорожных знаков и их назначение Знать правила перехода улиц, безопасного обхода городского транспорта | 1 | Безопасный путь Ч.1 (С.16-19) | 23.09 | ||
8 | 8 | Мы теперь ученики… | Знать, что значит быть прилежным учеником | 1 | Мы теперь –ученики… Ч.1 (С.20-23) | 27.09 | ||
9 | 9 | Школьные принадлежности | Знать, чем отличается учебник от рабочей тетради. Что указывают условные знаки учебника и рабочей тетради. | 1 | Школьные принадлежности Ч.1 (С.24-27) | 30.09 | ||
10 | 10 | Динь, динь, динь! – звенит звонок | Знать: – азбуку ученика; – понятия «распорядок занятий», «расписание». Уметь: – составлять расписание уроков; – готовить необходимые принадлежности к урокам | 1 | С.28-30 | 04.10 | ||
Окружающий мир и его изучение (7 ч) | ||||||||
11 | 1 | Как изучают природу | Знать, какие существуют источники знаний об окружающем мире. Уметь: – определять и сравнивать, на что похожи схемы; – соотносить приборы с органами чувств | 1 | С.32-36 | 07.10 | ||
12 | 2 | Твои верные помощники – органы чувств | Знать, как человек собирает информацию об окружающих его предметах. Что значит «видеть», «слышать», «осязать». Какие признаки и свойства предметов помогают узнавать разные органы чувств. | 1 | Твои верные помощники Ч.1 (С. 36-41) | 11.10 | ||
Окружающий мир и его изучение (7 ч) | ||||||||
13 | 3 | Гигиена органов чувств | Знать, какие действия могут навредить здоровью органов чувств. Каковы правила ухода за глазами, ушами, носом. Уметь соблюдать правила личной гигиены | 1 | 14.10 | |||
14 | 4 | Признаки предметов | Знать, чем могут отличаться предметы. Что значит «рассказать о предмете». Какое описание предмета можно считать более полным. | 1 | Признаки предметов Ч.1 (С.42-47) | 17.10 | ||
15 | 5 | Сходства и различия предметов | Знать, что значит «сравнить предметы». Как правильно выбрать признак для сравнения. Как объединяют предметы в группы. Уметь сравнивать и группировать предметы по разным признакам | 1 | Что нас окружает Ч.1 (С.48-52) | 21.10 | ||
16 | 6 | ОБЖ. Как правильно переходить дорогу | Уметь руководствоваться правилами в реальных ситуациях на дороге | 1 | 15.10 | |||
17 | 7 | Экскурсия. Что нас окружает | Уметь: – рассказать о работе органов чувств; – разделять на группы объекты живого и неживого в природе, изделия, сделанные человеком | 1 | 28.10 | |||
Разнообразие и красота растений (19 ч) | Разнообразие и красота растений (19 ч) | Разнообразие и красота растений (19 ч) | ||||||
18 | 1 | Многообразие растений | Уметь: – распределять представителей растений по группам; – определять, какие деревья растут в родном дворе, чем они различаются; – находить «лишний» рисунок и объяснять свое решение; – соотносить разные растения с изображениями тех мест, где они растут | 1 | Многообразие растений Ч.1 (С54-57) | 11.11 | ||
19 | 2 | Строение растений | Растения- живые существа Ч.1 (С58-61) | 15.11 | ||||
20 | 3 | Растения живые существа | 18.11 | |||||
21 | 4 | Деревья твоего двора.. Экскурсия в парк ОБЖ Сигналы регулирования дорожного движения | 1 | В гости к деревьям Ч.1 (С62-65) | 22.11 | |||
22 | 5 | Листвы прощальная краса Творческая работа. Изготовление гербария | 1 | Листвы прощальная краса Ч.1 (С66-69) | 25.11 | |||
23 | 6 | Хвойные деревья и их разнообразие | Знать, какие деревья называют хвойными. Где созревают их семена. Чем различаются хвойные деревья. Каков их вид в разные времена года. | 1 | Зимой и летом одним цветом Ч.1 (С70-73) | 29.11 | ||
24 | 7 | Кустарники, их строение и многообразие | Знать, по какому признаку объединяют растения в группу «кустарники». Имеет ли значение высота растения. Все ли кустарники лиственные. Уметь: - кустарники отличать от деревьев. | 1 | Кустарники и травы Ч.1 (С74-78) | 02.12 | ||
25 | 8 | Травянистые растения | Знать, чем травянистые растения отличаются от кустарников Уметь различать некоторые виды травянистых растений | 1 | 06.12 | |||
26 | 9 | ОБЖ. Знакомство с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Пешеходная дорожка», «Дети», «Движение пешеходов запрещено», «Подземный переход» | Знать сигналы светофора, группы дорожных знаков, их назначение. Уметь: – называть дорожные знаки по показу картинок с их изображением; – размещать на макете улиц и дорог нужные знаки | 1 | 09.12 | |||
27 | 10 | Растения в жизни человека | Знать, какое значение имеют деревья в жизни людей. Как сохранить деревья. | 1 | Вторая жизнь дерева Ч.1 (С80-83) | 13.12 | ||
28 | 11 | Ягодная поляна | Знать: – группы растений; – несколько видов полевых и садовых цветковых растений; – культурные растения поля, сада и огорода; – некоторые лесные ягоды своего края Уметь: – различать объекты живой природы и рукотворной; – словесно описывать растения; – различать дикорастущие и культурные растения, деревья, кустарники, травянистые растения, хвойные и лиственные | 1 | Ягодная полянка Ч.1 (С84-87) | 16.12 | ||
29 | 12 | Лекарственные растения ОБЖ. Мы – пассажиры | 1 | Зелёная аптека Ч.1 (С88-91) | 20.12 | |||
30 | 13 | Экскурсия ОБЖ. Правила поведения в транспорте | 1 | 23.12 | ||||
31 | 14 | Удивительные растения мира | Знать, зависит ли строение растения от условий его жизни. Чем могут быть примечательны разные растения мира. | 1 | Удивительные растения мира Ч.1 (С92-95) | 27.12 | ||
32 | 15 | Проверочная работа | 1 | 10.01 | ||||
33 | 16 | Культурные растения | Знать, какие растения называют культурными и почему. Где выращивают культурные растения. В каких случаях они теряют свои свойства. Какие растения называют сорняками Уметь различать некоторые виды культурных растений, отличать их от диких | 1 | Культурные растения Ч. .II (с.4-5) | 13,01 | ||
34 | 17 | Викторина. Растения сада и огорода | Знать об особенностях и значении крестьянского труда. Уметь: – определять плоды овощей (огородные) и фруктов (садовые); | 1 | Во саду ли, в огороде Ч. .II (с.6-7) | 17.01 | ||
35 | 18 | Растения поля | Знать, какие культуры выращивают в поле. Чем различаются зерновые культуры. Из каких растений делают продукты питания, ткани. Уметь отличать растения поля и луга | 1 | Что выросло в поле Ч. .II (с.8-11) | 20.01 | ||
36 | 19 | Декоративные растения | Знать, для чего люди выращивают растения на улицах города, в парках, скверах, дворах. Какие растения называют комнатными. Что надо знать о растении, чтобы вырастить его в комнатных условиях. Уметь ухаживать за комнатными растениями | 1 | Природы милое творенье Ч. .II (с.12-16) | 24.01 | ||
Царство грибов (3 ч) | Царство грибов (3 ч) | Царство грибов (3 ч) | ||||||
37 | 1 | Многообразие грибов | Уметь выполнять | 1 | Многообразие грибов Ч. .II (с.18-21) | 27.01 | ||
38 | 2 | Съедобные и ядовитые грибы. Практическая работа. Изготовление грибов из пластилина | 1 | В лес по грибы Ч. .II (с.22-23) | 31.01 | |||
39 | 3 | Удивительные грибы | Знать группы съедобных и несъедобных Уметь сортировать | 1 | Удивительные грибы Ч. .II (с.24-26) | 03.02 | ||
Разнообразие и красота животных (25 ч) | Разнообразие и красота животных (25 ч) | Разнообразие и красота животных (25 ч) | ||||||
40 | 1 | Многообразие животных | Знать группы животных: дикие и домашние, по 2–4 представителя млекопитающих, птиц, рыб, земноводных, пресмыкающихся. Уметь: – различать группы животных, называя некоторые внешние отличительные признаки; – сравнивать, анализировать, обобщать, выделять связи между животными и растениями Знать о приспособленности разных птиц к среде обитания, птиц родного края, о пользе птиц растениям, человеку | 1 | Многообразие животных Ч. .II (с.28-31) | 07.02 | ||
41 | 2 | Млекопитающие и их разнообразие | 1 | В гости к млекопитающим Ч. .II (с.34-39) | 17.02 | |||
42-44 | 3-5 | Многообразие птиц Размножение птиц Удивительные птицы | 3 | В семье друзей пернатых Ч. .II (с.40-45) | 21.02 24.02 28.02 | |||
45 | 6 | ОБЖ. Особенности движения по мокрой и скользкой | 1 | Забота о потомстве Ч. .II (с.46-47) | 03.03 | |||
46 | 7 | ОБЖ. Где можно и где нельзя играть | Знать общественные места, опасные для игр. Уметь выполнять | 1 | Удивительные птицы Ч. .II (с.48-53) | 07.03 | ||
47-48 | 8-9 | Маленькие Общественные насекомые | Знать существенные признаки насекомых, объяснить, почему насекомых назвали непоседами Знать о жизни муравьев и пчел, чем опасна встреча с пчелами. Уметь: – удивляться обычному; – уважать своих маленьких помощников; – беречь полезных | 2 | Маленькие непоседы Ч. .II (с.54-57) | 10.03 14.03 | ||
49 | 10 | Жуки и бабочки | Уметь различать жуков, бабочек | 1 | Общественные насекомые Ч. .II (с.58-61) | 17.03 | ||
50 | 11 | ОБЖ. Правила поведения на воде в осеннее и весеннее время года | Знать об опасностях Уметь соблюдать правила безопасного поведения по воде | 1 | 21.03 | |||
51 | 12 | Рыбы и их многообразие | Знать: – существенные при- – проблемы экологии водоемов | 1 | Приглядись и удивись Ч. .II (с.62-67) | 31.03 | ||
52 | 13 | Аквариумные рыбы | Знать, как называют устройство для содержания рыб в помещении. Почему его называют аквариумом. Какие условия надо создавать аквариумным рыбкам, чем их кормят. | 1 | В подводном мире Ч. .II (с.68-75) | 04.04 | ||
53 | 14 | Многообразие морских животных | Знать, какие животные, кроме рыб, обитают в море, чем они особенны. Обитают ли в море млекопитающие. Какие животные «чистят» водоёмы. Как сохранить многообразие морских животных. | 1 | В подводном мире Ч. .II (с.68-75) | 07.04 | ||
54 | 15 | Правила поведения на воде в зимнее время года | Знать правила безопасного поведения на водоёме | 1 | 11.04 | |||
55 | 16 | Земноводные | Уметь выделять существенные и отличительные признаки животных разных групп | 1 | На суше и в воде Ч. .II (с.76-79) | 14.04 | ||
56 | 17 | Пресмыкающиеся | Знать: – некоторые виды – правила безопасности при встрече со змеями | 1 | Пресмыкающиеся Ч. .II (с.80-85 | 18.04 | ||
57 | 18 | ОБЖ. Какие опасности подстерегают вас в помещении | Уметь применять правила безопасной игры в помещении. Знать, какие предметы нельзя трогать без разрешения взрослых | 1 | Древние пресмыкаю- щиеся Ч. .II (с.80-85) | 21.04 | ||
58 | 19 | Домашние животные | Знать, как называют животных, которых выращивает человек. Можно ли отнести домовую мышь, таракана, комнатных мух к домашним животным. Чем различается жизнь диких и домашних животных. | 1 | Верные друзья и помощники Ч. .II (с.86-91) | 25.04 | ||
59 | 20 | Красная книга растений и животных | Уметь: – ухаживать за комнатными растениями; – подкармливать птиц. Знать, что такое Красная книга | 1 | Книга тревоги Ч. .II (с.92-95) | 28.04 | ||
60 | 21 | ОБЖ. Основные правила | Знать правила безопасного поведения при пожаре | 1 | 05.05 | |||
61 | 22 | ОБЖ. Меры предосторожности с огнём. Детские шалости и их последствия | Знать меры предос- | 1 | 12.05 | |||
62 | 23 | Проверь свои знания и умения по разделу «Разнообразие и красота животных». ОБЖ. Игра | Знать примеры разных групп животных. Уметь: – рассказывать о растениях и животных; – распределять животных на группы, | 1 | 16.05 | |||
63 | 24 | Практическая работа. Подготовка работ к выставке | Уметь нарисовать придуманные природоохранные знаки и объяснить их значение | 1 | Повторение изученного за год | 19.05 | ||
64 | 25 | Выставка работ «Как прекрасен этот мир» | Уметь: – оформить выставку; – выступить в роли экскурсоводов, представив свои работы | 1 | 23.05 |
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г-к КИСЛОВОДСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14
«Рассмотрено» на заседании ШМО учителей начальных классов Протокол № ___ от _________ Руководитель ____Брезинская С.П. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ____________С.В.Карпова «__»______________ г | «Утверждено» Директор МКОУ СОШ № 14 _____________ Т.Г.Низиволик «__»______________ г Приказ № ___ от ________ г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
3 КЛАСС
2013 – 2014 учебный год
в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения
к учебнику О.Т. Поглазовой, Окружающий мир,
Издательство «Ассоциация XXIвек», г. Смоленск 2013
УМК «Гармония».
город-курорт Кисловодск 2013
Содержание программы
Пояснительная записка (цели и задачи курса обучения грамоте, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном плане)
Планируемые результаты обучения
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Содержание учебного предмета
Тематическое планирование уроков окружающий мир
Календарно-тематическое планирование
Пояснительная записка
Данная рабочая учебная программа по курсу «Окружающий мир» разработана в соответствии со ст.14 п.5, ст.15 п.1, ст.32 п.2 пп.6,7 Закона Российской Федерации «Об образовании», Уставом школы, с основной образовательной программой начального общего образования.
Для разработки учебной программы были использованы следующие материалы:
1.Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Екатеринославская СОШ».
2.Примерные программы начального общего образования. Ч.1. – М.: Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения).
3.Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Окружающий мир: программа и тематическое планирование. - Смоленск : Ассоциация XXI век, 2010.
4.Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Окружающий мир. 1 класс. Учебник, Часть 1 и 2, 2011 г.
5.Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Окружающий мир. 1 класс. Рабочие тетради № 1 и № 2, 2012 г.
Предметная область «Естествознание, обществознание» реализуется средствами интегрированного предмета «Окружающий мир». В содержание курса интегрированы естественнонаучные, обществоведческие, исторические знания о человеке, природе, обществе, что соответствует федеральному компоненту государственного стандарта начального общего образования.
Интеграция в курсе основных содержательных блоков «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни» позволяет представить младшим школьникам целостный и в то же время многогранный образ мира с его взаимосвязями и взаимозависимостями. Учебный материал тем, входящих в программу курса, соответствует фундаментальному ядру содержания данной предметной области, концепции духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников, требованиям государственного стандарта к уровню подготовки учащихся начальной школы.
В процессе изучения предмета «Окружающий мир» младшие школьники получают возможность систематизировать, расширять, углублять полученные ранее (в семье, в дошкольном учреждении, из личного опыта взаимодействия с природой и людьми) представления о природных и социальных объектах, осмысливать характер взаимодействий человека с природой, особенности взаимоотношений внутри отдельных социальных групп (семья, класс, школа). Осваивая правила безопасного, экологически грамотного и нравственного поведения в природе и обществе, младшие школьники осознают важность здорового образа жизни, уважительного и внимательного отношения к окружающим людям (разного возраста, разной национальности, с нарушением здоровья и др.), бережного отношения к природе, историческим и культурным ценностям. Усвоение учащимися элементарных знаний о природе, человеке, обществе, о важнейших событиях в истории Отечества и освоение разных способов познания окружающей действительности (наблюдение, эксперимент, измерения, классификация и др.) создают условия для их успешного продолжения образования в основной школе.
Цель изучения курса «Окружающий мир» – формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, любящей своё Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности.
Основными задачами образовательного процесса при изучении курса «Окружающий мир» являются: социализация ребёнка; развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умения отбирать нужную информацию, систематизировать её и представлять); воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков и желания сохранять культурное и историческое наследие.
Общая характеристика учебного предмета
Основной особенностью содержания курса «Окружающий мир» является его интегративный характер. В едином курсе объединяются знания о природе, человеке, обществе, важнейших событиях в истории российского государства. Человек предстаёт перед учениками как биосоциальное существо, часть живой природы и член общества: член семьи, коллектива учеников, сообщества жителей родного края, гражданин государства. Это позволяет объединить в едином курсе знания о природе и социальной действительности, что создаёт условия для формирования у учащихся необходимых обществу нравственных и мировоззренческих убеждений. В содержание интегрируются на доступном данному возрасту уровне обществоведческие, исторические, физические, химические, биологические, географические, астрономические, экологические знания, что позволяет осуществить очень важную пропедевтическую роль курса для дальнейшего изучения предметов естественного и гуманитарного циклов в основной школе.
Интегративный подход даёт возможность ученику воспринять окружающий мир как единое целое, в котором все компоненты связаны, осознать богатство и сложность этого мира, узнать разные способы взаимодействия с ним. Между тем, при отборе содержания соблюдается и разумная дезинтеграция, выделение крупных самостоятельных содержательных блоков, материал которых предоставляет ученику возможность глубже и конкретнее изучить закономерности и качественное своеобразие различных его структур (природы, человека, общества, истории государства), что способствует подготовке учащихся к изучению в основной школе дифференцированных курсов. Таким блоком, например, является раздел «Путешествие в прошлое России», где учащиеся погружаются в изучение истории своего Отечества, знакомятся с важнейшими событиями в его истории.
Интегрированный курс «Окружающий мир» предоставляет широкие возможности для реализации межпредметных связей всех предметных линий начальной школы. В процессе его изучения учащиеся могут объединять информацию, используемую в разных дисциплинах, разные способы и средства её отображения: в слове, в естественнонаучном, историческом, математическом понятии, в рисунке, в мелодии, в рукотворном изделии, расширяя и углубляя представления об объектах и явлениях окружающего мира. Например, на уроке математики ученики узнают способ отображения целого и составляющих его частей с помощью диаграммы, на уроке окружающего мира они используют диаграмму, с помощью которой показывают соотношение суши и воды на земной поверхности. Понятие «симметричное тело» изучается на уроках математики и окружающего мира, закрепляется на уроке технологии при создании изделий симметричной формы. На уроках окружающего мира изучаются сезонные изменения в природе, на уроке литературного чтения ученики знакомятся, как отражают их писатели и поэты, на уроках музыки – композиторы, на уроке рисования – художники. Тема «Во что веровали наши предки» изучается на уроке «Окружающего мира», на уроке технологии ученики делают обереги, которые наши предки помещали на свою одежду, жилища.
При отборе содержания курса и компонентов учебной деятельности положен личностно-ориентированный подход в обучении. Объектом внимания и деятельности ученика служит не только внешний мир в его многообразии, взаимосвязях и способы его изучения, но и познание самого себя, своих способностей и возможностей, оценка некоторых своих качеств, способности к самонаблюдению, самоанализу, саморазвитию и регуляции своих отношений с миром природы и людьми. Процесс образования организуется как процесс становления личности (обретения себя, своего образа), готовой к выполнению разных видов деятельности, способной рассуждать, критически мыслить, применять знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. При этом учитываются психофизиологические возможности младшего школьника, особенности восприятия окружающего мира, способы мышления (эмоционально-образное, и рационально-логическое), его интересы. Представление целостной картины мира, раскрытие общих взаимосвязей её компонентов, обучение разным способам познания мира развивает познавательный интерес ученика, его интеллектуальные и творческие способности, эмоционально-эстетическое восприятие мира природы и культуры.
Принцип вариативности реализуется через включение в содержание курса не только основного материала, соответствующего образовательному минимуму, но и дополнительного, расширяющего кругозор ученика, предоставляющего ему выбрать собственную траекторию учения. Система заданий дифференцирована по степени сложности, объёму, что предоставляет возможность активно включаться в процесс учения на разных уровнях (репродуктивном, продуктивном, креативном), применять знания в нестандартной ситуации.
В соответствии с общими дидактическими принципами системности, доступности, наглядности, преемственности, с учётом краеведческого, экологического, сезонного принципам обучения, перед учениками разворачивается картина окружающей их живой и неживой природы в её многогранности и многообразии. Они узнают о разнообразии растений, грибов, животных, форм суши, видов водоёмов, о Земле как планете Солнечной системы, о природных сообществах и природных зонах, о сезонных изменениях в природе и в жизни человека. Изучают свойства воздуха, воды, почвы, веществ, необходимых для всего живого на Земле, обсуждают проблемы, связанные с их загрязнением и осознают необходимость бережного отношения к окружающей среде. Получают начальные представления о развитии растительного организма, о стадиях развития некоторых групп животных, о том, как функционирует и развивается организм человека, от чего зависит его здоровье.
Изучение естественнонаучных, обществоведческих и исторических понятий конкретизируется на примерах природных, социальных, исторических объектов родного края. Это помогает осуществлять связь обучения с жизнью, способствует развитию наблюдательности, познавательного интереса учащихся, формированию эмоционально-эстетических, нравственно-этических оценок наблюдаемой действительности, выработке (соответствующих содержанию обучения) практических умений и навыков. При этом воспитываются патриотические чувства, любовь к родному краю, бережное отношение к его природе, культурному и историческому наследию, толерантное и уважительное отношение к образу жизни, обычаям, традициям, религиям народов, населяющих родной край. Во многих разделах программы включены вопросы краеведения, предложены экскурсии в природу, на социальные объекты, в музеи, которые дают богатый материал для уроков окружающего мира. В учебниках внимание учащихся на этот вид деятельности обращено специальным значком «изучай родной край». Предусмотрено выполнение краеведческих проектов во внеурочное время, что способствует и разумному отдыху детей.
С целью формирования экологического мышления учебно-познавательная деятельность младшего школьника, осуществляемая в процессе восприятия, осмысления, запоминания, овладения знаниями и способами деятельности, направляется на многостороннее рассмотрение и изучение свойств явлений и объектов окружающего мира, выявление их взаимосвязей и взаимозависимостей. При этом внимание учащихся акцентируется на том, что человек может неразумно загрязнять окружающую его среду, уничтожать историческую память о прошлом Родины и родного края, но может сохранять красоту и многообразие природы, беречь наследие предков и мировой культуры. В результате формируется желание следовать безопасному, экологически грамотному и здоровому образу жизни, соблюдать чистоту и красоту среды обитания.
Курс создаёт содержательную базу и для формирования универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных. В процессе изучения окружающего мира учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников и её обработку (запись, обобщение, структурирование, презентацию в разных формах, вербальной и наглядной); планируют и выполняют небольшие исследования по выявлению свойств, причинно-следственных связей, последовательности протекания природных и социальных процессов и др. При этом выполняются все компоненты учебной деятельности: постановка задачи, планирование действий по её решению, оценивание результатов действий, формулировка выводов. Одновременно школьники учатся сотрудничать с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивают различные способы взаимной помощи партнёрам по общению.
В процессе изучения курса, учащиеся ведут наблюдения за природными объектами и явлениями, экспериментируют с использованием лабораторного оборудования, выполняют практические работы, учатся работать с готовыми моделями (глобус, карта, плоскостные, объёмные и рельефные модели форм суши, муляжи грибов и др.), создают собственные простые модели. При этом, учитывая возрастные особенности младших школьников, соблюдается разумный баланс эмпирического и теоретического способов познания окружающего мира.
Анализируя информацию о природных объектах, выявляя их существенные признаки, объединяя в группы, учащиеся овладевают приёмами умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), осваивают метод классификации - один из основных способов упорядочивания информации об окружающем мире.
Большое внимание уделяется выявлению изменений в окружающем мире, связанных с жизнедеятельностью человека, в процессе непосредственных наблюдений объектов и явлений природы учащимися во время экскурсий и прогулок к памятникам зодчества и современной архитектуры, в парки, в музеи. Обязательны при этом кратковременные прогулки .
Система заданий для пошагового первичного закрепления и итогового контроля, представленная в рабочих тетрадях и в тетрадях для тестовых заданий, способствует индивидуализации и дифференциации обучения, предоставляет учащимся возможность самооценки, самоконтроля, саморазвития.
Формы организации учебного процесса при реализации интегрированного курса «Окружающий мир» могут быть разнообразными: дидактические игры, уроки в музеях, на пришкольном участке, в парке, на улицах города или поселка и др.; уроки исследования и экспериментальной проверки каких-то гипотез; уроки-путешествия, уроки-заседания экологического совета, уроки-конференции. Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке может быть индивидуальной, в парах, в проектной группе и фронтальной. В целом содержание, методы, средства и формы организации познавательной деятельности ориентированы на обеспечение мотивационного и волевого, ориентировочного и содержательно-операционного, оценочного компонентов учения и создание условий для самопознания и самоанализа личности ученика.
Формированию универсальных учебных умений способствует и проектная деятельность учащихся, осуществляемая в урочное и во внеурочное время. Учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников, учатся объединять знания из разных образовательных областей, обобщать их представлять в разных формах (вербальной и наглядной). Участие в проектной работе способствует самореализации и самовыражению учащихся, развивает их личностные качества.
Таким образом в основе отбора и структурирования учебного содержания, формы его предъявления лежит системно-деятельностный подход, ориентированный на гармоничное развитие и духовно-нравственное воспитание младшего школьника. Учащиеся усваивают и используют предметные знания и умения, универсальные учебные действия в ходе решения учебно-познавательных, учебно-практических задач, обсуждая проблемы гармоничного взаимодействия человека и природы, человека и общества. Формируется личность, действующая согласно нравственным ценностям, принятым в обществе; любящая свою Родину, уважающая образ жизни, нравы и традиции народов, её населяющих; ценящая опыт предшествующих поколений, желающая беречь культурное и историческое наследие предков; интеллектуально развития личность, проявляющая интерес к знаниям, способная добывать их и применять в учебных ситуациях и повседневной жизни, владеющая универсальными коммуникативными, регулятивными, познавательными учебными действиями для успешного продолжения обучения в основной школе.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Мир многогранен, интересен и всё время изменяется – необходимо наблюдать и познавать его. Наука, искусство, религия, как способы познания человеком самого себя, природы и общества.
Природа жизненно необходима и ранима – нужно знать об этом и беречь её красоту и гармонию. Природа планеты - общее достояние человечества, её сохранение - важнейшая задача всех народов Земли.
В мире и в России живут разные народы – надо уважать их обычаи и традиции, жить с ними в дружбе и согласии. Опыт человечества и предков богат и пригодится в жизни – следует изучать и уважать его.
Личность, уважающая ценности семьи и общества, любящая своё Отечество, хранящая традиции своих предков, готовая к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми, адекватно ориентирующаяся в современном конфликтном, динамично меняющемся мире, свободно выбирающая собственную жизненную позицию и уважающая мнения других, – основа жизнеспособности, духовно-нравственной консолидации, развития и благополучия российского общества.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Окружающий мир» в 1 классе выделяется 66 учебных часов, из расчёта два часа в неделю.
Результаты изучения учебного предмета
В процессе изучения окружающего мира, учащиеся получат возможность развить свои способности, освоить элементарные естественнонаучные, обществоведческие и исторические знания, научиться наблюдать, экспериментировать, измерять, моделировать. В результате поисковой, экспериментальной, исследовательской деятельности у младших школьников сформируются не только предметные знания и умения, но и универсальные учебные умения, коммуникативные, регулятивные, познавательные.
Личностные результаты изучения курса «Окружающий мир»
У учащегося будут сформированы:
-положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;
-готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;
-осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;
-понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого отношения между её членами;
-осознание себя как гражданина своего Отечества, обретение чувства любви к родной стране, к её природе, культуре, интереса к её истории, уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям;
-умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами;
-навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;
-осознание ценности природы не только как источника удовлетворения потребностей человека, но и её значение для здоровья человека, развития эстетического восприятия мира и творческих способностей;
-понимание важности здорового образа жизни.
У учащегося могут быть сформированы:
-стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;
-зарождение элементов гражданского самосознания (российской идентичности), гордости за свою Родину, российский народ, интерес к образу жизни народов, населяющих родной край, уважения к прошлому своих предков, желания продолжить их добрые дела;
-стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности, с нарушениями здоровья;
-эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении;
-осознание личной ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Первоклассник научится:
-организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией, с контурными картами и др.)
-принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
-планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами;
-действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради;
-контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);
-оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.
получит возможность научиться:
-оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;
-ставить учебно-познавательные задачи перед чтением учебного текста и выполнением разных заданий (перед выполнением наблюдения и опыта, практической работы с гербарием, коллекцией, географической и исторической картой и др.);
-проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;
-адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
-осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи;
-осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;
-понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;
-применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;
-подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных и социальных объектов;
-наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;
-использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений;
-осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
-осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
-аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог);
-вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;
Ученик получит возможность научиться:
-оперировать в речи предметным языком – правильно (адекватно) использовать естественнонаучные, исторические, обществоведческие понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог;
-планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;
-проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам;
-уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела.
-участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).
Предметные результаты
Ученик начальной школы в результате изучения курса «Окружающий мир» научится:
-приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих и культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), грибов (съедобных, ядовитых, пластинчатых, трубчатых), животных (зверей, птиц, насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся);
-описывать, характеризовать изученные природные объекты и явления, называя их существенные признаки, характеризуя особенности внешнего вида (на примере своей местности);
-сравнивать и классифицировать объекты окружающего мира, выявлять их сходства и различия, выделять существенные и несущественные признаки, распределять растения, животных, формы суши, водоёмы на группы по выделенным основаниям;
-различать части тела зверей, птиц, насекомых, рыб, цветкового растения, части холма, реки;
-различать части тела человека, называть внутренние органы и органы чувств, основные системы органов, объяснять их значение и меры по сохранению их здоровья;
-характеризовать признаки времён года, сезонные изменения в живой и неживой природе; условия, необходимые для жизни растений и животных, способы их питания и размножения;
-участвовать в природоохранной деятельности (всё на примере своей местности);
-вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, сезонными изменениями в природе, погодой, за последовательностью развития из семени цветкового растения;
-выполнять простые опыты по изучению свойств воздуха, воды, снега и льда, полезных ископаемых, соблюдая технику безопасности, пользуясь простейшим оборудованием, делать выводы по результатам исследования и фиксировать их в предложенной форме;
-исследовать связи растений и животных с неживой природой (на основе наблюдений);
-измерять температуру (воздуха, воды, своего тела), пульс, рост человека;
-выращивать растения одним из способов (из семян, стеблевого черенка, листа).
В результате изучения правил безопасной жизни выпускник научится:
-осознавать ценность здоровья и здорового образа жизни;
-оценивать опасность некоторых природных явлений, общения с незнакомыми людьми;
-соблюдать правила личной гигиены, безопасные нормы поведения в школе и других общественных местах;
-соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города;
-объяснять безопасные правила обращения с электричеством, газом, водой;
-составлять и выполнять режим дня.
Ученик получит возможность научиться:
-сохранять здоровье своего организма, его внутренних органов и органов чувств;
-следовать правилам здорового образа жизни;
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса для ученика:
Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Окружающий мир. 1 класс. Учебник, Часть 1 и 2, 2011 г.
Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Окружающий мир. 1 класс. Рабочие тетради № 1 и № 2, 2011 г.
Для учителя:
Поглазова О. Т., Миронова М. В. Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир» для 1 класса, 2011 г.
Поглазова О. Т. Программы для 1–4 классов, 2010 г.
Содержание программы
«Окружающий мир»
1 класс (66 часа)
Школа и ученик (7 ч)
Изменения, произошедшие в жизни детей с приходом в школу. Знакомство с классом, рабочим местом, школьными принадлежностями, со школой и пришкольным участком. Правила поведения в классе, в школе, на пришкольном участке. Учебный труд, обязанности ученика. Режим дня и правила личной гигиены школьника.
Разнообразие уроков и их расписание. Особенности урока «Окружающий мир».
Правила безопасного поведения на улице, в транспорте; культурного поведения в общественных местах; экологически грамотного поведения в природе. Условные знаки как источник информации о правилах поведения (сигналы светофора, дорожные знаки, знаки «места для пожилых», «не курить» и др).
Дидактическая игра: освоение правил поведения.
Экскурсия по школе и на пришкольный участок.
Окружающий мир и его изучение (6 ч)
Наблюдения — источник знаний об окружающем мире. Свойства предметов, определяемые с помощью зрительных, слуховых, вкусовых, осязательных ощущений. Простейшие школьные приборы и приспособления для проведения наблюдений и опытов. Качества, необходимые для успешного познания окружающего мира: любознательность, воображение, фантазия.
Объекты окружающего мира: живая, неживая природа, изделия, созданные человеком.
Разнообразие и красота растений (20 ч)
Многообразие растений. Значение растений в жизни человека. Дикорастущие и культурные растения; их отличительные признаки. Разнообразие растений поля, сада, огорода. Хлебные растения. Труд хлебороба. Уважительное отношение к хлебу.
Деревья, кустарники, травянистые растения; их отличительные признаки. Хвойные, лиственные деревья и кустарники. Растения родного края: растения пришкольного участка, парка, леса. Разнообразие и красота цветковых растений. Декоративные и комнатные растения. Ягодные кустарники и кустарнички; ядовитые ягоды. Правила сбора ягод. Лекарственные растения. Необходимость сохранения видового многообразия растений. Красная книга растений. Растения родного края, занесенные в Красную книгу.
Практические и творческие работы: дидактическая игра «Узнай растение»; зарисовка растений и их раскрашивание; уход за комнатными растениями.
Экскурсия на пришкольный участок (в парк, в сквер).
Разнообразие грибов (3 ч)
Значение грибов. Многообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Опасность отравления ядовитыми грибами. Строение шляпочного гриба: грибница, плодовое тело (шляпка, ножка). Пластинчатые и трубчатые грибы. Правила сбора шляпочных грибов. Другие виды грибов (дрожжевые, кефирные, пенициллиновые), их использование человеком.
Практические и творческие работы: рассматривание муляжей грибов; лепка, рисование или моделирование грибов.
Разнообразие и красота животных (30 ч)
Многообразие животных: внешний вид, среда обитания. Значение животных в жизни человека. Домашние и дикие животные. Наиболее распространенные дикие и домашние животные родного края.
Группы животных: млекопитающие, птицы, насекомые, рыбы, пресмыкающиеся, земноводные. Существенные признаки групп животных: строение тела, кожный покров, размножение. Видовое разнообразие: особенности строения тела, размеры, окраска, образ жизни, среда обитания. Наиболее распространенные животные разных групп, обитающие в родном крае.
Правила безопасного поведения при встрече с разными животными.
Причины исчезновения некоторых видов животных. Бережное отношение к животным и забота человека о сохранении многообразия животных. Заповедники, заказники, зоопарки. Красная книга животных. Животные родного края, занесенные в Красную книгу.
Отличительные признаки живого. Растения, грибы, животные — живые существа.
Наблюдения, практические и творческие работы: наблюдения за повадками и образом жизни диких и домашних животных; уход за животными живого уголка.
Экскурсии: в зоологический музей (в зоопарк, в цирк зверей, в зоомагазин).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
1 класс
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:
-Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
-Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
-Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
-В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- ухода за комнатными растениями и растениями пришкольного участка, домашними животными, животными живого уголка;
- проведения наблюдений над объектами живой природы, деятельностью людей и оценки их положительного и отрицательного воздействия на природу;
- выполнения правил охраны природы, укрепления своего здоровья, соблюдения правил безопасного и экологически грамотного поведения в природе и обществе.
Календарно – тематическое планирование уроков
«Окружающий мир»
в 1 классе на 2013 – 2014 учебный год
в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения
к учебнику О.Т.Поглазовой «Окружающий мир»
Издательство «Ассоциация XXIвек», г. Смоленск 2013
УМК «Гармония».
Город-курорт Кисловодск 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы к УМК "Гармония" - 4 класс
Папка содержит рабочие программы с пояснительной запиской и тематичеким планированием по русскому языку (М.С. Соловейчик), математике (Н.Б. Истомина), литературному чтению (О.В. Кубасова), технологии ...
рабочая программа по математике "Гармония" 2 класс
Программа расчитана на 4 часа в неделю...
Рабочая программа по литературному чтению3 класс УМК "ГАРМОНИЯ"
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса УМК "ГАРМОНИЯ" (134ч.)...
Рабочая программа по математике 3 класс УМК "Гармония"
Рабочая программа и подробное тематическое планирование по предмету "Математика " 3 класс УМК "Гармония"...
Рабочая программа по математике 3 класс УМК Гармония.doc
Рабочая программа по математике 3 класс УМК Гармония.doc...
Рабочая программа по математике. 1 класс. УМК "Гармония".
Рабочая программа по математике для 1 класса по УМК "Гармония"....