Открытый урок "С лукошком за грибами"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме


Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon s_lukoshkom_za_gribami_urok.doc163.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок   окружающего мира по теме:

«С лукошком за грибами», 1 класс

Цель: познакомить учащихся с царством грибов.

Планируемые результаты:

  1. Познакомить учащихся со строением гриба.
  2. Учить выделять группы съедобных грибов.
  3. Приводить примеры съедобных грибов.
  4. Определить роль и место грибов в природе.
  5. Расширить кругозор учащихся.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные УУД:

  1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  2. Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;
  3. Учиться работать по предложенному учителем плану;
  4. Формировать умение сравнивать цель и результат;
  5. Формировать умение логически рассуждать, находить решение для проблемных ситуаций;
  6. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные УДД:

  1. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя;
  2. Ориентироваться в учебнике;
  3. Добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  4. Делать выводы в результате совместной работы своего класса;
  5. Сформировать познавательные мотивы  –  интерес к чему-то новому;
  6. Группировать предметы и образы, находить соответствия;
  7. Учить самопроверке и самоконтролю на уроке;
  8. Воспитать бережное отношения к природе родного края;
  9. Воспитать уважение к мнению товарищей.

Коммуникативные УУД:

  1. Доносить свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной речи.
  2. Слушать и понимать речь других;
  3. Выразительно читать и усваивать прочитанный текст;
  4. Следовать правилам общения на уроке и соблюдать их;
  5. Развивать ассоциативное и интеллектуальное мышление учащихся;
  6. Развитие речи учащихся и кругозора.

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: урок – путешествие.

(традиционно классно – урочный с элементами группового)

Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые (эвристические), проблемные, словесные, наглядные, практические, стимулирование интереса к учению (познавательная игра).

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Оборудование: компьютер, проектор, слайды, мультимедийная презентация, сигнальные карточки, раздаточный материал, картинки грибов,  плакат  «Строение гриба»,  памятки по сбору грибов, конверты с ягодами, карточки для чтения (загадки).

Используемые  технологии обучения:

  1. Игровые технологии;
  2. Здоровьесберегающие технологии;
  3. Технология проблемного обучения;
  4. Компьютерные технологии;
  5. Личностно – ориентированного обучения;
  6. Объяснительно – иллюстративного обучения;
  7. Словесной продуктивной и творческой деятельности.

С лукошком за грибами. СЛАЙД 1

  1. Организационный момент.

-Посмотрите, друг на друга; улыбнитесь и пожелайте друг другу успешной работы.

- Сегодня у нас не совсем обычный урок, у нас много гостей. Посмотрите на них.

А теперь посмотрите на меня!
Сегодня экскурсоводом работаю я.
Не теряя ни минутки,
Приглашаю вас я в путь!
Взять все знания в дорогу!
И улыбку не забудь!

2. Мобилизирующий этап, переходящий в формулирование темы и целей урока.

- Сегодня ребята, мы отправимся с вами на экскурсию. Как вы думаете, а куда можно отправиться на экскурсию?

- Отгадайте загадку: СЛАЙД 2   

Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем.
(ответ: лес) 

- Что интересного можно увидеть в лесу? (ответы детей)

  СЛАЙД 3   РОЛИК

Лес… Это сказочный мир доброты. Присмотритесь и прислушайтесь… Лес полон загадок и таинств. Он многих приютил. Здесь живут звери и птицы, ящерицы и лягушки, жуки и бабочки. А сколько в нем разнообразных ягод и грибов! Крупные и мелкие цветки смотрят на нас из травы. Они умоляют человека не рвать, а понюхать их, приглашают всех полюбоваться, порадоваться красоте, вдохнуть чистый и добрый лесной воздух.

3 Повторение пройденного.

- На прошлом уроке мы тоже побывали в лесу и узнали, какие ягоды там растут.

- С какими ягодами мы познакомились?

- Вспомним, какие ягоды относятся к съедобным ягодам, а какие относятся к  несъедобным ягодам.

СЛАЙД 4

ИГРА. Перед вами лежат конверты №1 с изображением ягод. Разделите ягоды на две группы.

- Что интересного вы о них запомнили?

Черника: В старину прозвали ворон-ягода. Из сока готовили чернила. Много витаминов и железа. Улучшает зрение.

Земляника: Называется так, потому что как бы прижимается к земле. Вкусная, ароматная, много витаминов и полезных веществ. В лесу созревает первая.

Вороний глаз: Стоит посмотреть и сразу понятно, почему ягода так называется.

Ягода расположена на 4 листочках она черного цвета. Растение ядовито. Для птиц эта ягода не страшна.

Волчье лыко: Ягоды содержат яд. Если сок попадает на кожу, то вызывает сильнейшее раздражение. Особенно опасно если сок попадает в глаз. Другое название ягоды - Волчатник смертельный. Вот почему в лесу нужно быть очень осторожным не только не есть незнакомые ягоды, но и не рвать их.

Малина: Ягоды – лекарство. Снижает жар. Содержит много витаминов. Растет в нашей местности.

Рябина: Рябина - дерево. Ягоды не такие вкусные, как другие, но зато очень полезные.

Ягоды любят птицы. Из ягод готовят лекарство.

Ландыш: Цветок мая. Скоро после белых цветов появляются ягоды красного цвета. Из ягод готовят лекарство, ягоды едят птицы ,но людям есть ягоды нельзя, они содержат яд.

Брусника: Содержит много витаминов. Полезна и вкусна. Брусникой лечат болезни сердца.

Крушина: Ягода ядовита. Рвать и есть нельзя. Существует очень много видов крушины. Некоторые считаются съедобными. Но трудно определить какие ягоды можно есть, поэтому ягоды крушины лучше не бери.

- Сейчас мы поиграем в игру «Верно – неверно». СЛАЙД 5

- Перед Вами сигнальные карточки-КРАСНЫЕ и ЗЕЛЕНЫЕ. Я буду читать предложения, в которых есть «подвох». Ваша задача поднять зеленую карточку - если согласны, а красную - если против.

(Учитель читает предложения, в которых есть «подвох», а ученики говорят, верно или неверно это высказывание.)

1) Собираем только спелые ягоды. + СЛАЙД 6

2) Собираем ягоды земляники с кустиками (это так красиво.) - СЛАЙД 7

3) Собираем ягоды осторожно, чтобы не повредить растение. + СЛАЙД 8

4) Собираем ягоды возле железнодорожных и автомобильных дорог. - СЛАЙД 9

5) Пробуем незнакомые ягоды на вкус (надо же знать, вкусные они или нет). - СЛАЙД 10

6) Собираем только знакомые ягоды. + СЛАЙД 11

7) Зачем мыть ягоду, кушай, ведь так вкуснее! - СЛАЙД 12

Вывод. СЛАЙД 13

- А ядовитые ягоды полезны?

( Да, их едят птицы, из них готовят лекарство.)

- Если встретили незнакомую ягоду, как необходимо поступить?

4. Введение в тему.

- А сегодня ребята мы продолжим путешествие в лесное царство.

- Часто лес называют щедрым. Почему?

- Посмотрите на эти предметы.  Все ли их можно назвать подарками леса?

( На предметном столике расставлены:

банка земляничного варенья,

связка сухих грибов,

лекарственный сбор.)

- Расскажите, как данные предметы связаны с лесом.

- Об одном из этих подарков мы сегодня и поговорим. Отгадайте загадку:

     СЛАЙД 14

И на горке, и под горкой,

Под берёзой и под ёлкой,

Хороводами и в ряд

В шапках молодцы стоят.

(Гриб.) КЛИК

- Верно, это ГРИБЫ.

- Я предлагаю вам обсудить вот такие вопросы:

ВОПРОСЫ: СЛАЙД 15

1.ЧТО ТАКОЕ ГРИБЫ?

2.КАКИЕ БЫВАЮТ ГРИБЫ?

3. КАКУЮ РОЛЬ ВЫПОЛНЯЮТ ГРИБЫ В ПРИРОДЕ?

4. ПОЧЕМУ ИХ НАДО ОХРАНЯТЬ?

5. СОСТАВИМ ПРАВИЛА СБОРА ГРИБОВ.

__________________________________________________

5. Постановка учебной задачи.

- Как вы думаете, ребята, какая у нас сегодня будет тема урока, о чем мы сегодня с вами будем говорить? (Мы сегодня будем говорить о грибах)

СЛАЙД 16

- Тема нашего урока: «С лукошком за грибами».

- Сегодня на уроке мы познакомимся только со съедобными грибами.

- Скажите, какую цель мы можем поставить перед собой на этот урок? (ответить на поставленные вопросы)

- Правильно, мы постараемся ответить на все интересующие нас вопросы.

6. Актуализация знаний учащихся.

Для того чтобы встретится с грибами мы пойдем в лес…

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА  

СЛАЙД 17 

Дети утром рано встали,

 За грибами в лес пошли. (Ходьба на месте.)

 Приседали, приседали,

 Белый гриб в траве нашли. (Приседание.)

 На пеньке растут опята.

 Наклонитесь к ним, ребята! (Наклоны.)

 Вон на дереве орех.

 Кто подпрыгнет выше всех? (Прыжки.)

 Если хочешь дотянуться,

 Надо сильно потянуться. (Потягивания – руки вверх.)

 Три часа в лесу бродили,

 Все тропинки исходили. (Ходьба на месте.)

 Утомил всех долгий путь,

 Дети сели отдохнуть. (Дети садятся за парты.)

  1. Изучение нового материала.

- Поднимите руку те, кто из вас когда-нибудь собирал грибы?

- Раз вы такие опытные грибники, скажите, какие грибы вам известны?

СЛАЙД 18

– Грибы – особое царство ЖИВОЙ природы. (КЛИК)

 Долгое время ученые спорили, куда их отнести – к царству растений (КЛИК) или к царству животных (КЛИК). Грибы не похожи на зеленые растения, у них  стебля, листьев и цветков. Они не могут питаться, как зеленые растения. Но и к животным они не относятся. Поэтому, в конце концов, их выделили в отдельное царство – Грибы. (КЛИК)

(На доске составляется схема)

- ОТКРОЕМ УЧЕБНИК НА СТР 59.

- Назовите, какие съедобные грибы здесь изображены. Перечислим их.

  1. Изучение частей гриба.

Как и растения, грибы неподвижны. У грибов в строении тела нет таких частей, которые свойственны растениям. Отсутствуют стебель, лист, цветок.

СЛАЙД 19

- Грибы не просто растут на земле. Под ними в рыхлой почве тянутся тоненькие ниточки белого цвета, образующие паутину. Это грибница – самая важная часть гриба. На ней вырастают новые грибы. Эту часть гриба ученые называют плодовым телом. В плодовом теле выделяют шляпку и ножку. В шляпке созревают споры. Это мельчайшие «семена» грибов. Когда они созревают, ветер разносит их, они попадают в почву и прорастают, образуя грибницу. А из грибницы вырастают новые грибы.

- Из каких частей состоит гриб? (шляпки, ножки, грибницы)

- Мы много сказали о грибах.

9. Беседа о грибах.

СЛАЙД 20

 - Грибы обладают полезными свойствами.

 - Их часто называют лесным мясом, они достаточно питательны.

- А для чего в природе нужны грибы?

- А какая от них польза? (дети отвечают, учитель помогает)

1) Кормят человека.

2) Кормят животных. СЛАЙД 21

2) Кормят деревья:

СЛАЙД 22   Нити грибницы переплетаются тесно с корнями деревьев. Грибница всасывает из почвы воду с питательными веществами и посылает дереву.  А дерево отдает грибу питательные вещества, которые образуются в зеленых листьях.

Подпитывая деревья, грибы, тем самым, помогают им расти.

4) Участвуют в переработке растительных остатков в лесу: разрушенные пни, упавшие сучья, отмершую листву. Это санитары леса.

5) Радуют нас внешним видом.

- Мы с вами узнали, что такое грибы.

10. Выступление учащихся. Защита проектов

- Хоть наши ребята еще маленькие, но мы пытались делать проекты о грибах. Сейчас мы будем их защищать.

- Давайте послушаем о:

Белый гриб СЛАЙД 23    Невзорова

 Этот гриб называют королем леса. Белый, потому, что в отличие от других грибов он не темнеет даже при варке или жарке. Растет медленнее других грибов. Ножка у него толстая, а шляпка напоминает подушку.  А боровиком его называют за то, что он часто растет в темном сосновом или еловом бору.

Подосиновик СЛАЙД 24     Толоконникова

В разных местах этот гриб зовут по-своему: осиновик, красный гриб из – за ярко – красной шапочки. У молодых грибов шляпка словно наперсток, надетый на палец.  Ножка у подосиновика крепкая, похожая расцветкой на ствол берёзы.

Лисички   СЛАЙД 25    Поцелуева

Лисички-сестрички — так иногда называют этот гриб. Лисичкой за ярко-рыжую окраску, как  наряд у лисы. «Сестричкой» - за то, что эти грибы никогда не встретишь поодиночке. Они растут всегда целой  семьей.

Опята    СЛАЙД 26     Смелянцев

Грибы растут группами. Опёнок растёт большими группами на пнях, корнях и около стволов живых и погибших деревьев. Появляются грибы в конце лета и осенью в таком количестве, что грибники собирают их мешками. Мякоть у опят белая с приятным запахом. Употребляют их в вареном, жареном, соленом и сушеном виде.

Сыроежки    СЛАЙД 27    Климашевская

Настоящая разноцветная семейка! Название все они получили из-за того, что некоторые из них можно есть в сыром виде с солью. А может потому, что расти они любят в сырых местах. Сыроежки очень ломкие, и поэтому не все грибники любят их собирать.

   Подберёзовик    СЛАЙД 28     Хамдамова

Немного похож на белый гриб. Но шляпка у него более мягкая, ножка тоньше и длиннее. Цвет шляпки бывает разным: от тёмно-коричневого до белого. Это очень распространённый съедобный гриб. Растёт одиноко и группами.

Шампиньон      СЛАЙД 29     Алмасов

Обыкновенный – гриб белого или сероватого цвета. Мякоть белая, но на разрезе розовеет. Шампиньон можно встретить на лугу.  Шампиньон ценный съедобный гриб.

- Вы рассказали о съедобных грибах,  много нового узнали сами.

- А теперь пора немного отдохнуть. Приглашаю вас на Лесную физкультминутку. СЛАЙД 30

  1. закрепление изученного материала.

СЛАЙД 31

- Мой кузовок полон разными грибами. Возьми загадку и найди отгадку.

1. Загадки из леса «Лучший грибник».

Вопросы:

1. Он в осиннике родился. Как в траве ни притаился,

    Все равно его найдем: шляпка красная на нем.

                                                        (подосиновик)

2. Лета первая примета: под березой, в холодке,

    Гриб коричневого цвета на пятнистом корешке.

                                                        (подберезовик)

3. Нет грибов дружней, чем эти, – знают взрослые и дети,

    На пеньках растут в лесу, как веснушки на носу.

                                                        (опенок)

4. Вдоль лесных дорожек много белых ножек

    В шляпках разноцветных, издали заметных.

    Собирай, не мешкай: это...

                                                       (сыроежки)

5. Стоял на крепкой белой ножке, теперь лежит в лукошке.

                                                        (белый гриб)

6. Ходят  рыженьких беретах, осень в лес приносят летом.

    Очень дружные сестрички – золотистые...

                                                        (лисички)

- Грибы хитрые и спрятались в ребусах? Разгадаем их.

Ребусы о грибах    СЛАЙД 32

Опята

Лисички

Сыроежки

12. Включение знаний в систему.

- К какому миру живой природы относятся грибы? (грибы составляют отдельное царство)

- Вспомните строение гриба. (гриб состоит из шляпки со спорами, ножки, грибницы)

- Какие вы знаете правила сбора грибов?   СЛАЙД 36

(На экране слайд «Правила сбора грибов»)

  1. Срезай гриб ножом, чтобы не повредить грибницу.
  2. Не бери грибы, которых не знаешь.
  3. Не собирайте грибы вблизи автомобильных дорог. Автомобильный транспорт выбрасывает в воздух много вредных веществ. Такие грибы опасны для здоровья.
  4. Собирайте грибы не в ведра и пакеты, а именно в корзины (лукошки).  Пока вы будите ходить по лесу, через щели корзины будут высыпаться споры собранных тобой грибов. Так вы станете «сеятелями грибов» в лесу, что очень хорошо.
  5. Грибы не вырывают из земли, чтобы не повредить грибницу.
  6. Старые, перезрелые грибы не собирают, но и не сбивают ногами. Ведь ими будут питаться насекомые и другие животные. В шляпках старых грибов созревают споры, а значит, появляется много грибов. Собирать следует только хорошо известные съедобные грибы.

- Что обозначает этот экологический знак?            СЛАЙД 37

 (Срезай гриб ножом, чтобы не повредить грибницу.

ПОСЛОВИЦА

- Русский народ сложил немало пословиц и поговорок о грибах.

(Учитель читает пословицу (поговорку) – дети объясняют ее смысл.)

Всякий гриб в руки берут, да не всякий в корзину кладут.

13. Подведение итогов.

- Что особенно понравилось, запомнилось?

- На все ли вопросы, которые ставили в начале урока, мы сумели ответить?

1.ЧТО ТАКОЕ ГРИБЫ? (Особое царство природы)

2.КАКИЕ БЫВАЮТ ГРИБЫ? (Съедобные и несъедобные)

3. КАКУЮ РОЛЬ ВЫПОЛНЯЮТ ГРИБЫ В ПРИРОДЕ? (Приносят пользу  природе и являются санитарами леса, кормят деревья)

4. ПОЧЕМУ ГРИБЫ НАДО ОХРАНЯТЬ? (Приносят пользу человеку и животным. Обладают целебными свойствами.)

5. СОСТАВИМ ПРАВИЛА СБОРА ГРИБОВ.

- На следующем уроке мы познакомимся с несъедобными грибами, которые нельзя употреблять в пищу человеку. Узнаем об их пользе для человека и животных. Повторим  правила  сбора грибов.

- Сегодня на уроке активно работали ____________________________

- Если вам понравился урок, поднимите зеленую карточку.

- Если не понравился урок, поднимите красную карточку.

- На память о сегодняшнем уроке, вам, ребята, и нашим гостям я хочу подарить  памятку с правилами сбора грибов и рисунками грибов нашего края.

Урок я хочу закончить стихотворением:

Сто грибов в лесу найдем,

Обойдем полянку.

Мы обшарим все дубы,

Елки и осинки

И хорошие грибы

Соберем в корзинки.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 1 классе. Тема "С лукошком за грибами"

Цель. Расширить знания учащихся о грибах.Задачи урока.   Образовательные: актуализировать знания детей о грибах; дать новые сведения о грибах как особом мире природы; сформулировать пр...

Интегрированный урок математики и окружающего мира в первом классе по теме "С лукошком за грибами. На сколько больше? На сколько меньше?

Урок проведен по программе "Перспективная начальная школа" с участием выпускников детского сада. Тема урока  близка и малышам, которые с удовольствием включились в урок....

Урок : "С лукошком за грибами"

Урок окружающего мира в 1 классе по теме : "Грибы"...

Презентация "С лукошком за грибами"

Презентация выполнена к уроку окружа.ющего мира по программе ПНШ (1 класс). Она знакомит ребят с понятием "грибы", в игровой форме через загадки знакомит с названиями грибов....

Разработка урока «С лукошком за грибами» (окружающий мир 1 класс, УМК «Перспективная начальная школа")

Урок разработан в соответствии с технологией комплекта "Перспективная начальная школа". К конспекту урока прилагается презентация с элементами интерактивного тренажера, позволяющего отследить усвоение...

Мультимедийное сопровождение урока окружающего мира "С лукошком за грибами"

Мультимедийное сопровождение представлено презентацией с элементами интерактивного тренажера, позволяющего отследить усвоение нового материала обучающимися....

1 класс, Окружающий мир, «C лукошком за грибами»

1 класс_Конспект по окружающему миру...


 

Комментарии

Молчанова Валентина Викторовна

Познакомилась с материалом.Хороший развивающий урок.