Открытый урок "С лукошком за грибами"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира по теме:
«С лукошком за грибами», 1 класс
Цель: познакомить учащихся с царством грибов.
Планируемые результаты:
- Познакомить учащихся со строением гриба.
- Учить выделять группы съедобных грибов.
- Приводить примеры съедобных грибов.
- Определить роль и место грибов в природе.
- Расширить кругозор учащихся.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;
- Учиться работать по предложенному учителем плану;
- Формировать умение сравнивать цель и результат;
- Формировать умение логически рассуждать, находить решение для проблемных ситуаций;
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Познавательные УДД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- Ориентироваться в учебнике;
- Добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- Делать выводы в результате совместной работы своего класса;
- Сформировать познавательные мотивы – интерес к чему-то новому;
- Группировать предметы и образы, находить соответствия;
- Учить самопроверке и самоконтролю на уроке;
- Воспитать бережное отношения к природе родного края;
- Воспитать уважение к мнению товарищей.
Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной речи.
- Слушать и понимать речь других;
- Выразительно читать и усваивать прочитанный текст;
- Следовать правилам общения на уроке и соблюдать их;
- Развивать ассоциативное и интеллектуальное мышление учащихся;
- Развитие речи учащихся и кругозора.
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: урок – путешествие.
(традиционно классно – урочный с элементами группового)
Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые (эвристические), проблемные, словесные, наглядные, практические, стимулирование интереса к учению (познавательная игра).
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.
Оборудование: компьютер, проектор, слайды, мультимедийная презентация, сигнальные карточки, раздаточный материал, картинки грибов, плакат «Строение гриба», памятки по сбору грибов, конверты с ягодами, карточки для чтения (загадки).
Используемые технологии обучения:
- Игровые технологии;
- Здоровьесберегающие технологии;
- Технология проблемного обучения;
- Компьютерные технологии;
- Личностно – ориентированного обучения;
- Объяснительно – иллюстративного обучения;
- Словесной продуктивной и творческой деятельности.
С лукошком за грибами. СЛАЙД 1
- Организационный момент.
-Посмотрите, друг на друга; улыбнитесь и пожелайте друг другу успешной работы.
- Сегодня у нас не совсем обычный урок, у нас много гостей. Посмотрите на них.
А теперь посмотрите на меня!
Сегодня экскурсоводом работаю я.
Не теряя ни минутки,
Приглашаю вас я в путь!
Взять все знания в дорогу!
И улыбку не забудь!
2. Мобилизирующий этап, переходящий в формулирование темы и целей урока.
- Сегодня ребята, мы отправимся с вами на экскурсию. Как вы думаете, а куда можно отправиться на экскурсию?
- Отгадайте загадку: СЛАЙД 2
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем.
(ответ: лес)
- Что интересного можно увидеть в лесу? (ответы детей)
СЛАЙД 3 РОЛИК
Лес… Это сказочный мир доброты. Присмотритесь и прислушайтесь… Лес полон загадок и таинств. Он многих приютил. Здесь живут звери и птицы, ящерицы и лягушки, жуки и бабочки. А сколько в нем разнообразных ягод и грибов! Крупные и мелкие цветки смотрят на нас из травы. Они умоляют человека не рвать, а понюхать их, приглашают всех полюбоваться, порадоваться красоте, вдохнуть чистый и добрый лесной воздух.
3 Повторение пройденного.
- На прошлом уроке мы тоже побывали в лесу и узнали, какие ягоды там растут.
- С какими ягодами мы познакомились?
- Вспомним, какие ягоды относятся к съедобным ягодам, а какие относятся к несъедобным ягодам.
СЛАЙД 4
ИГРА. Перед вами лежат конверты №1 с изображением ягод. Разделите ягоды на две группы.
- Что интересного вы о них запомнили?
Черника: В старину прозвали ворон-ягода. Из сока готовили чернила. Много витаминов и железа. Улучшает зрение.
Земляника: Называется так, потому что как бы прижимается к земле. Вкусная, ароматная, много витаминов и полезных веществ. В лесу созревает первая.
Вороний глаз: Стоит посмотреть и сразу понятно, почему ягода так называется.
Ягода расположена на 4 листочках она черного цвета. Растение ядовито. Для птиц эта ягода не страшна.
Волчье лыко: Ягоды содержат яд. Если сок попадает на кожу, то вызывает сильнейшее раздражение. Особенно опасно если сок попадает в глаз. Другое название ягоды - Волчатник смертельный. Вот почему в лесу нужно быть очень осторожным не только не есть незнакомые ягоды, но и не рвать их.
Малина: Ягоды – лекарство. Снижает жар. Содержит много витаминов. Растет в нашей местности.
Рябина: Рябина - дерево. Ягоды не такие вкусные, как другие, но зато очень полезные.
Ягоды любят птицы. Из ягод готовят лекарство.
Ландыш: Цветок мая. Скоро после белых цветов появляются ягоды красного цвета. Из ягод готовят лекарство, ягоды едят птицы ,но людям есть ягоды нельзя, они содержат яд.
Брусника: Содержит много витаминов. Полезна и вкусна. Брусникой лечат болезни сердца.
Крушина: Ягода ядовита. Рвать и есть нельзя. Существует очень много видов крушины. Некоторые считаются съедобными. Но трудно определить какие ягоды можно есть, поэтому ягоды крушины лучше не бери.
- Сейчас мы поиграем в игру «Верно – неверно». СЛАЙД 5
- Перед Вами сигнальные карточки-КРАСНЫЕ и ЗЕЛЕНЫЕ. Я буду читать предложения, в которых есть «подвох». Ваша задача поднять зеленую карточку - если согласны, а красную - если против.
(Учитель читает предложения, в которых есть «подвох», а ученики говорят, верно или неверно это высказывание.)
1) Собираем только спелые ягоды. + СЛАЙД 6
2) Собираем ягоды земляники с кустиками (это так красиво.) - СЛАЙД 7
3) Собираем ягоды осторожно, чтобы не повредить растение. + СЛАЙД 8
4) Собираем ягоды возле железнодорожных и автомобильных дорог. - СЛАЙД 9
5) Пробуем незнакомые ягоды на вкус (надо же знать, вкусные они или нет). - СЛАЙД 10
6) Собираем только знакомые ягоды. + СЛАЙД 11
7) Зачем мыть ягоду, кушай, ведь так вкуснее! - СЛАЙД 12
Вывод. СЛАЙД 13
- А ядовитые ягоды полезны?
( Да, их едят птицы, из них готовят лекарство.)
- Если встретили незнакомую ягоду, как необходимо поступить?
4. Введение в тему.
- А сегодня ребята мы продолжим путешествие в лесное царство.
- Часто лес называют щедрым. Почему?
- Посмотрите на эти предметы. Все ли их можно назвать подарками леса?
( На предметном столике расставлены:
банка земляничного варенья,
связка сухих грибов,
лекарственный сбор.)
- Расскажите, как данные предметы связаны с лесом.
- Об одном из этих подарков мы сегодня и поговорим. Отгадайте загадку:
СЛАЙД 14
И на горке, и под горкой,
Под берёзой и под ёлкой,
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят.
(Гриб.) КЛИК
- Верно, это ГРИБЫ.
- Я предлагаю вам обсудить вот такие вопросы:
ВОПРОСЫ: СЛАЙД 15
1.ЧТО ТАКОЕ ГРИБЫ?
2.КАКИЕ БЫВАЮТ ГРИБЫ?
3. КАКУЮ РОЛЬ ВЫПОЛНЯЮТ ГРИБЫ В ПРИРОДЕ?
4. ПОЧЕМУ ИХ НАДО ОХРАНЯТЬ?
5. СОСТАВИМ ПРАВИЛА СБОРА ГРИБОВ.
__________________________________________________
5. Постановка учебной задачи.
- Как вы думаете, ребята, какая у нас сегодня будет тема урока, о чем мы сегодня с вами будем говорить? (Мы сегодня будем говорить о грибах)
СЛАЙД 16
- Тема нашего урока: «С лукошком за грибами».
- Сегодня на уроке мы познакомимся только со съедобными грибами.
- Скажите, какую цель мы можем поставить перед собой на этот урок? (ответить на поставленные вопросы)
- Правильно, мы постараемся ответить на все интересующие нас вопросы.
6. Актуализация знаний учащихся.
Для того чтобы встретится с грибами мы пойдем в лес…
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
СЛАЙД 17
Дети утром рано встали,
За грибами в лес пошли. (Ходьба на месте.)
Приседали, приседали,
Белый гриб в траве нашли. (Приседание.)
На пеньке растут опята.
Наклонитесь к ним, ребята! (Наклоны.)
Вон на дереве орех.
Кто подпрыгнет выше всех? (Прыжки.)
Если хочешь дотянуться,
Надо сильно потянуться. (Потягивания – руки вверх.)
Три часа в лесу бродили,
Все тропинки исходили. (Ходьба на месте.)
Утомил всех долгий путь,
Дети сели отдохнуть. (Дети садятся за парты.)
- Изучение нового материала.
- Поднимите руку те, кто из вас когда-нибудь собирал грибы?
- Раз вы такие опытные грибники, скажите, какие грибы вам известны?
СЛАЙД 18
– Грибы – особое царство ЖИВОЙ природы. (КЛИК)
Долгое время ученые спорили, куда их отнести – к царству растений (КЛИК) или к царству животных (КЛИК). Грибы не похожи на зеленые растения, у них стебля, листьев и цветков. Они не могут питаться, как зеленые растения. Но и к животным они не относятся. Поэтому, в конце концов, их выделили в отдельное царство – Грибы. (КЛИК)
(На доске составляется схема)
- ОТКРОЕМ УЧЕБНИК НА СТР 59.
- Назовите, какие съедобные грибы здесь изображены. Перечислим их.
- Изучение частей гриба.
Как и растения, грибы неподвижны. У грибов в строении тела нет таких частей, которые свойственны растениям. Отсутствуют стебель, лист, цветок.
СЛАЙД 19
- Грибы не просто растут на земле. Под ними в рыхлой почве тянутся тоненькие ниточки белого цвета, образующие паутину. Это грибница – самая важная часть гриба. На ней вырастают новые грибы. Эту часть гриба ученые называют плодовым телом. В плодовом теле выделяют шляпку и ножку. В шляпке созревают споры. Это мельчайшие «семена» грибов. Когда они созревают, ветер разносит их, они попадают в почву и прорастают, образуя грибницу. А из грибницы вырастают новые грибы.
- Из каких частей состоит гриб? (шляпки, ножки, грибницы)
- Мы много сказали о грибах.
9. Беседа о грибах.
СЛАЙД 20
- Грибы обладают полезными свойствами.
- Их часто называют лесным мясом, они достаточно питательны.
- А для чего в природе нужны грибы?
- А какая от них польза? (дети отвечают, учитель помогает)
1) Кормят человека.
2) Кормят животных. СЛАЙД 21
2) Кормят деревья:
СЛАЙД 22 Нити грибницы переплетаются тесно с корнями деревьев. Грибница всасывает из почвы воду с питательными веществами и посылает дереву. А дерево отдает грибу питательные вещества, которые образуются в зеленых листьях.
Подпитывая деревья, грибы, тем самым, помогают им расти.
4) Участвуют в переработке растительных остатков в лесу: разрушенные пни, упавшие сучья, отмершую листву. Это санитары леса.
5) Радуют нас внешним видом.
- Мы с вами узнали, что такое грибы.
10. Выступление учащихся. Защита проектов
- Хоть наши ребята еще маленькие, но мы пытались делать проекты о грибах. Сейчас мы будем их защищать.
- Давайте послушаем о:
Белый гриб СЛАЙД 23 Невзорова
Этот гриб называют королем леса. Белый, потому, что в отличие от других грибов он не темнеет даже при варке или жарке. Растет медленнее других грибов. Ножка у него толстая, а шляпка напоминает подушку. А боровиком его называют за то, что он часто растет в темном сосновом или еловом бору.
Подосиновик СЛАЙД 24 Толоконникова
В разных местах этот гриб зовут по-своему: осиновик, красный гриб из – за ярко – красной шапочки. У молодых грибов шляпка словно наперсток, надетый на палец. Ножка у подосиновика крепкая, похожая расцветкой на ствол берёзы.
Лисички СЛАЙД 25 Поцелуева
Лисички-сестрички — так иногда называют этот гриб. Лисичкой за ярко-рыжую окраску, как наряд у лисы. «Сестричкой» - за то, что эти грибы никогда не встретишь поодиночке. Они растут всегда целой семьей.
Опята СЛАЙД 26 Смелянцев
Грибы растут группами. Опёнок растёт большими группами на пнях, корнях и около стволов живых и погибших деревьев. Появляются грибы в конце лета и осенью в таком количестве, что грибники собирают их мешками. Мякоть у опят белая с приятным запахом. Употребляют их в вареном, жареном, соленом и сушеном виде.
Сыроежки СЛАЙД 27 Климашевская
Настоящая разноцветная семейка! Название все они получили из-за того, что некоторые из них можно есть в сыром виде с солью. А может потому, что расти они любят в сырых местах. Сыроежки очень ломкие, и поэтому не все грибники любят их собирать.
Подберёзовик СЛАЙД 28 Хамдамова
Немного похож на белый гриб. Но шляпка у него более мягкая, ножка тоньше и длиннее. Цвет шляпки бывает разным: от тёмно-коричневого до белого. Это очень распространённый съедобный гриб. Растёт одиноко и группами.
Шампиньон СЛАЙД 29 Алмасов
Обыкновенный – гриб белого или сероватого цвета. Мякоть белая, но на разрезе розовеет. Шампиньон можно встретить на лугу. Шампиньон ценный съедобный гриб.
- Вы рассказали о съедобных грибах, много нового узнали сами.
- А теперь пора немного отдохнуть. Приглашаю вас на Лесную физкультминутку. СЛАЙД 30
- закрепление изученного материала.
СЛАЙД 31
- Мой кузовок полон разными грибами. Возьми загадку и найди отгадку.
1. Загадки из леса «Лучший грибник».
Вопросы:
1. Он в осиннике родился. Как в траве ни притаился,
Все равно его найдем: шляпка красная на нем.
(подосиновик)
2. Лета первая примета: под березой, в холодке,
Гриб коричневого цвета на пятнистом корешке.
(подберезовик)
3. Нет грибов дружней, чем эти, – знают взрослые и дети,
На пеньках растут в лесу, как веснушки на носу.
(опенок)
4. Вдоль лесных дорожек много белых ножек
В шляпках разноцветных, издали заметных.
Собирай, не мешкай: это...
(сыроежки)
5. Стоял на крепкой белой ножке, теперь лежит в лукошке.
(белый гриб)
6. Ходят рыженьких беретах, осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички – золотистые...
(лисички)
- Грибы хитрые и спрятались в ребусах? Разгадаем их.
Ребусы о грибах СЛАЙД 32
Опята
Лисички
Сыроежки
12. Включение знаний в систему.
- К какому миру живой природы относятся грибы? (грибы составляют отдельное царство)
- Вспомните строение гриба. (гриб состоит из шляпки со спорами, ножки, грибницы)
- Какие вы знаете правила сбора грибов? СЛАЙД 36
(На экране слайд «Правила сбора грибов»)
- Срезай гриб ножом, чтобы не повредить грибницу.
- Не бери грибы, которых не знаешь.
- Не собирайте грибы вблизи автомобильных дорог. Автомобильный транспорт выбрасывает в воздух много вредных веществ. Такие грибы опасны для здоровья.
- Собирайте грибы не в ведра и пакеты, а именно в корзины (лукошки). Пока вы будите ходить по лесу, через щели корзины будут высыпаться споры собранных тобой грибов. Так вы станете «сеятелями грибов» в лесу, что очень хорошо.
- Грибы не вырывают из земли, чтобы не повредить грибницу.
- Старые, перезрелые грибы не собирают, но и не сбивают ногами. Ведь ими будут питаться насекомые и другие животные. В шляпках старых грибов созревают споры, а значит, появляется много грибов. Собирать следует только хорошо известные съедобные грибы.
- Что обозначает этот экологический знак? СЛАЙД 37
(Срезай гриб ножом, чтобы не повредить грибницу.
ПОСЛОВИЦА
- Русский народ сложил немало пословиц и поговорок о грибах.
(Учитель читает пословицу (поговорку) – дети объясняют ее смысл.)
Всякий гриб в руки берут, да не всякий в корзину кладут.
13. Подведение итогов.
- Что особенно понравилось, запомнилось?
- На все ли вопросы, которые ставили в начале урока, мы сумели ответить?
1.ЧТО ТАКОЕ ГРИБЫ? (Особое царство природы)
2.КАКИЕ БЫВАЮТ ГРИБЫ? (Съедобные и несъедобные)
3. КАКУЮ РОЛЬ ВЫПОЛНЯЮТ ГРИБЫ В ПРИРОДЕ? (Приносят пользу природе и являются санитарами леса, кормят деревья)
4. ПОЧЕМУ ГРИБЫ НАДО ОХРАНЯТЬ? (Приносят пользу человеку и животным. Обладают целебными свойствами.)
5. СОСТАВИМ ПРАВИЛА СБОРА ГРИБОВ.
- На следующем уроке мы познакомимся с несъедобными грибами, которые нельзя употреблять в пищу человеку. Узнаем об их пользе для человека и животных. Повторим правила сбора грибов.
- Сегодня на уроке активно работали ____________________________
- Если вам понравился урок, поднимите зеленую карточку.
- Если не понравился урок, поднимите красную карточку.
- На память о сегодняшнем уроке, вам, ребята, и нашим гостям я хочу подарить памятку с правилами сбора грибов и рисунками грибов нашего края.
Урок я хочу закончить стихотворением:
Сто грибов в лесу найдем,
Обойдем полянку.
Мы обшарим все дубы,
Елки и осинки
И хорошие грибы
Соберем в корзинки.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира в 1 классе. Тема "С лукошком за грибами"
Цель. Расширить знания учащихся о грибах.Задачи урока. Образовательные: актуализировать знания детей о грибах; дать новые сведения о грибах как особом мире природы; сформулировать пр...
Интегрированный урок математики и окружающего мира в первом классе по теме "С лукошком за грибами. На сколько больше? На сколько меньше?
Урок проведен по программе "Перспективная начальная школа" с участием выпускников детского сада. Тема урока близка и малышам, которые с удовольствием включились в урок....
Урок : "С лукошком за грибами"
Урок окружающего мира в 1 классе по теме : "Грибы"...
Презентация "С лукошком за грибами"
Презентация выполнена к уроку окружа.ющего мира по программе ПНШ (1 класс). Она знакомит ребят с понятием "грибы", в игровой форме через загадки знакомит с названиями грибов....
Разработка урока «С лукошком за грибами» (окружающий мир 1 класс, УМК «Перспективная начальная школа")
Урок разработан в соответствии с технологией комплекта "Перспективная начальная школа". К конспекту урока прилагается презентация с элементами интерактивного тренажера, позволяющего отследить усвоение...
Мультимедийное сопровождение урока окружающего мира "С лукошком за грибами"
Мультимедийное сопровождение представлено презентацией с элементами интерактивного тренажера, позволяющего отследить усвоение нового материала обучающимися....
1 класс, Окружающий мир, «C лукошком за грибами»
1 класс_Конспект по окружающему миру...
Комментарии
Об уроке.
Познакомилась с материалом.Хороший развивающий урок.