1 класс, Окружающий мир, «C лукошком за грибами»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

1 класс_Конспект по окружающему миру

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_dlya_1_klassa_po_okruzhayushchemu_miru.docx22.97 КБ

Предварительный просмотр:

          Реализация ФГОС на уроках окружающего мира в 1 классе

    Конспект урока по окружающему миру, учитель начальных классов Гребнева Ольга Николаевна МБОУ   «Школа №8» г.Рязани

     Тема: «C лукошком за грибами».

      Тип урока: открытие нового знания

      Форма организации учебной работы: фронтальная, групповая

      Учебник: О.Н.Федотова «Окружающий мир» 1 класс М., Академкнига,  2011г.

       Оборудование: презентация, конверты с составными частями гриба, клей у каждого ребёнка , картонки, составные части растения, учебники.

Цели: сформировать представление о грибах как особом царстве живой природы, раскрыть особенности строения шляпочных грибов, познакомить с разнообразием грибов, со съедобными и несъедобными грибами, рассказать о правилах сбора грибов, воспитать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

предметные: научиться раскрывать особенности строения шляпочных грибов,  рассказывать о разнообразии грибов,  отличать съедобными и несъедобные грибы, понимать как правильно собирать грибы.

личностные: проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; понимать причины успеха в учебной деятельности.

Универсальные учебные действия:

регулятивные: определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя; выбирает верное решение, развивает умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, оценивает учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

познавательные:  развивает умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов, обобщать и классифицировать по признаку, находить ответы на вопросы в иллюстрации, делает выводы о результате совместной работы класса и учителя.

коммуникативные: слушает и понимает речь других; договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с соседом по парте, развиваем умение слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами,  оформлять свои мысли в устной форм.

Задачи учителя: формировать новые способы действий; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребёнка.

Ход урока:

Этап

Цель

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Результат

(формируемые УУД)

Организационный этап

Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке

Приветствие. Проверим готовность. По каким критериям?

Вспоминают критерии, проверяют свою готовность.

Готовность к деятельности, Положительный эмоциональный настрой.

УУД: регулятивные

Актуализация знаний и постановка учебной задачи.

Мотивация к пробному учебному действию.

Мы тропинкой узкой сейчас свернём. Туда, где сосны рослые касаются небес. Где сказки шепчут ели, берёзы и дубы, где ягоды поспели и выросли грибы.

Куда мы отправимся сегодня на уроке? (учитель показывает ответ)

Часто лес называют щедрым. Как вы думаете с чем это связано? ( картинка)

Об одном из этих подарков мы сегодня и поговорим. Отгадайте загадк:.Я под шапкою цветной на ноге стою одной, у меня свои повадки, я всегда играю в прятки.

Да,  эта загадка  о грибах. Следовательно тема урока «С лукошком за грибами». ( картинка)

Давайте вместе подумаем какие цели мы должны реализовать сегодня на уроке.

(учитель выставляет на доске цели)

Дети делают предположение.

Дети отвечают.

Дети отгадывают загадку и вместе с учителем делают предположение о теме урока.

Учащиеся пытаются совместно с учителем определить цели урока.

Формулировка учебной задачи как темы урока, постановка целей.

УУД: познавательные, регулятивные.

Изучение нового материала

Организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия.

Заглянем в наше прошлое. Что думали о грибах наши предки. Предков поражала способность грибов появляться как будто из ничего за считанные часы. Грибы называют растительным мясом., так как они по питательности превосходят многие продукты - мясо, колбасу, яйца, рыбу. Учёные долго не могли решить, что такое грибы? К тому же долгое время не были известны споры грибов, с помощью которых они размножаются. В старину думали, что они появляются от росы, от гниения веществ, от удара молнии.

Давайте выясним, что такое грибы?

Ребята, скажите грибы можно отнести к живой или неживой природе? Объясните.

К какому миру живой природы их можно отнести? Как вы думаете, почему?

Какие части растений вам известны? (учитель вызывает к доске учеников)

Есть ли они у грибов?

Учитель создаёт проблему: Можно ли с уверенностью отнести грибы к миру растений, а к миру животных?

Так что же такое грибы?

Вместе с учащимися делает вывод о грибах.

Работа с учебником на стр.58

Но если мы с вами отправимся в лес за грибами , то не всегда мы сможем их быстро найти. Где же нам отыскать их?

Давайте прочитаем рассказ Н.Сладкова «Грибы»( предлагает ученикам прочитать)

Задаёт вопросы по тексту: О каких грибах говорится в рассказе? Как вы считаете почему они так названы?(картинка)

Грибы не могут производить необходимые им органические вещества, поэтому дружат с деревьями. Но связаны они не только с деревьями, но и корнями черники и брусники.

 Чтобы собирать грибы надо знать его строение. Посмотрите на картинку в учебнике и сделайте вывод.

А что вам напоминают споры?

Дети слушают рассказ учителя.

Вместе с учителем открывают новые знания знания.

Дети высказывают своё мнение: они относятся к живой природе, так как рождаются, растут, питаются, размножаются и умирают.

К растениям, они растут на земле.

Дети отвечают и картинки вывешивают на доску: стебель, корень, листья, плод с семенами.

Нет листьев, стебля, веток.

Нет.

Это особый мир природы: ни растения, ни животные.

Дети читают текст в учебнике.

Читают ученики по очереди, все остальные слушают( у каждого на парте текст):

Люблю грибы собирать!

Под берёзами- подберёзовики. Ножка тоненькая, шляпка широкая. В сухом бору гриб боровик. Боровичок - мужичок. Толстой ногой упёрся в землю, поднатужился и поднял головой целый ворох хвоинок и листиков. шапка на глаза насунулась, смотрит сердито…. Бурый боровик.

Вдоль ручья- осинки. Под осинками- подосиновики. Бравые ребята в белых майках и красных тюбетейках. Через осинник- лесная тропа. Петляет, виляет и куда ведёт, неизвестно куда.

Дети делают вывод о том, что все грибы растут рядом с каким – нибудь деревом.

Ученики отвечают: Есть грибница, ножка и шляпка.

Семена растений.

Осуществление учебных действий, выполнение системы заданий, построение совместных действий, учитывающих позицию партнёра.

УУД: познавательные, регулятивные

Динамическая пауза

Дети утром рано встали, за грибами в лес пошли.(ходьба на месте).

Приседали, приседали, белый гриб в траве нашли.(приседание).

На пеньке растут опята, наклонитесь к ним, ребята! (наклоны)

Вон на дереве орех, кто подпрыгнет выше всех. (прыжки)

Если хочешь дотянуться, надо сильно потянуться. (Потягивание)

Три часа в лесу бродили, все тропинки исходили. (ходьба)

Утомил всех долгий путь, надо сесть и отдохнуть. (сели за парты).

Дети повторяют движения за учителем.

Первичное закрепление нового способа действия.

Развитие умения применять новые знания

Отгадаем кроссворд.

А теперь посмотрите на картинки перед вами две разновидности шляпок. Их так и назвали: трубчатые и пластинчатые.

Грибы - это особое царство живых организмов. Около 200 тыс. грибов растёт на планете. Их можно встретить везде: в почве, на камнях, в домах, на старых кострищах в лесу. Ещё в 19 веке учёные сделали вывод о том, что это не животные и не растения. ( учитель показывает картинки разновидности грибов)

Дети вместе с учителем отгадывают кроссворд.

На одной трубки, на другой пластинки.

УУД: Регулятивные, познавательные

Физкультминутка для глаз

Дети повторяют движения за учителем.

Самостоятельная творческая работа и работа в парах.

 Закрепление полученных знаний.

 Пока мы с вами делали зарядку, к нам в гости прилетал Змей Горыныч. Он решил сделать подарок Добрыне Никитичу, однако пока он летел все части  гриба перемешались. Помогите собрать их. Перед вами конверты , в них составные части гриба. Составьте гриб и покажите, что у вас получилось.

Ребята, скажите, а разве у всех одинаковые грибы?

Все ли эти грибы можно будет подарить Добрыне, как вы считаете?

Как можно объяснить пословицу « Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузовок кладут».

Значит все грибы можно разделить на группы. И ваш гриб тоже относится к какой-то группе. Определите по учебнику что это за гриб. А поможет вам в этом ваш сосед по парте.. Вспомните правила работы в паре.

Но это ребята не значит, что несъедобные грибы следует уничтожать. Они тоже приносят пользу, но только животным. Вот и наш Змей Горыныч тоже любит ими лакомиться. Чтобы вырос новый гриб, надо его правильно сорвать.

Коллективный рассказ о правильном сборе грибов. ( картинки в учебнике)

Дети работают с картоном, клеем. По окончании работы показывают результат.

Нет, разные.

Нет, т.к. есть несъедобные.

Учащиеся пытаются объяснить пословицу.

Делают вывод, что есть съедобные и несъедобные. Называют свои грибы.

Вместе с учителем составляют рассказ.

УУД: познавательные, коммуникативные, личностные

Итог урока. Рефлексия

Осознание учащимися своей деятельности, самооценка деятельности.

Теперь давайте проверим как вы усвоили, что такое гриб? С какими видами грибов вы познакомились? Все ли грибы можно собирать? Как правильно собирать?

У вас на столе лежат картинки, изображающие лицо человека. Возьмите карандаш и нарисуйте грустное или радостное настроение, а по количеству улыбок можно будет сделать вывод: было интересно на уроке или нет.

Дети отвечают на поставленные вопросы. Оценивают себя.

Зафиксированное учебное действие, оценка собственной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 1 классе. Тема "С лукошком за грибами"

Цель. Расширить знания учащихся о грибах.Задачи урока.   Образовательные: актуализировать знания детей о грибах; дать новые сведения о грибах как особом мире природы; сформулировать пр...

Интегрированный урок математики и окружающего мира в первом классе по теме "С лукошком за грибами. На сколько больше? На сколько меньше?

Урок проведен по программе "Перспективная начальная школа" с участием выпускников детского сада. Тема урока  близка и малышам, которые с удовольствием включились в урок....

Разработка урока «С лукошком за грибами» (окружающий мир 1 класс, УМК «Перспективная начальная школа")

Урок разработан в соответствии с технологией комплекта "Перспективная начальная школа". К конспекту урока прилагается презентация с элементами интерактивного тренажера, позволяющего отследить усвоение...

Мультимедийное сопровождение урока окружающего мира "С лукошком за грибами"

Мультимедийное сопровождение представлено презентацией с элементами интерактивного тренажера, позволяющего отследить усвоение нового материала обучающимися....

Конспект урока окружающего мира "С лукошком за грибами" (1 класс, Перспективная начальная школа)

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема: С лукошком за грибамиЦель деятельности учителя: формирование у учащихся представления о грибах как особом царстве живой природы; ознакомление со съедобными и ...

Конспект урока по окружающему миру (1 класс). Тема: С лукошком за грибами. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование знаний о съедобных и несъедобных грибов; знакомство с правилами сбора грибов; развитие наблюдательности; продолжение развития экологического воспитания.Планируе...