Урок : "С лукошком за грибами"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме
Урок окружающего мира в 1 классе по теме : "Грибы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_griby.doc | 151 КБ |
pamyatka_po_sboru_gribov.doc | 46 КБ |
moi_uspehi.doc | 103 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок
окружающего мира
по теме:
«С лукошком за грибами»
Учитель: Кручина Е. В.
2012 г.
Цель: познакомить учащихся с царством грибов.
Планируемые результаты
1) познакомить учащихся со строением гриба, учить выделять группы съедобных и несъедобных грибов;
2)определить роль и место грибов в природе
2)расширение кругозора учащихся.
Формирование УУД:
- сформировать познавательные мотивы - интерес к чему – то новому;
- формировать умение сравнивать цель и результат;
- формировать умение логически рассуждать, находить решение для проблемных ситуаций;
- учить самопроверке и самоконтролю на уроке;
- воспитание бережного отношения к природе родного края;
- воспитание уважения к мнению товарищей, умение работать в учебном сотрудничестве;
- развивать ассоциативное и интеллектуальное мышление учащихся;
- развитие речи учащихся; расширение кругозора.
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: урок – путешествие.
(традиционно классно – урочный с элементами группового)
Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые (эвристические), проблемные, словесные, наглядные, практические, стимулирования интереса к учению ( познавательная игра).
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Оборудование: компьютер, проектор, слайды, мультимедийная презентация, лупы, сигнальные карточки, раздаточный материал, картинки грибов, грибы шампиньоны, плакат «Строение гриба»,памятки по сбору грибов, карты успеха.
Инновационные технологии:
- Игровые технологии
- Здоровьесберегающие;
- Компьютерные технологии;
- Личностно – ориентированного обучения;
- Объяснительно – иллюстративного обучения;
- Словесной продуктивной и творческой деятельности.
- Проблемное обучение
- Технологи Чередова ( групповые формы работы на уроке)
- Технология Лысенковой – перспективно – опережающее обучение
С лукошком за грибами.
1. Организационный момент.
- Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Мы легонечко вздохнем
Урок окружающего мира начнем.
Посмотрите все на меня!
Сегодня экскурсоводом работаю я.
Не теряя ни минутки,
Приглашаю вас я в путь!
Взять все знания в дорогу!
И улыбку не забудь!
2. Самоопределение к деятельности.
- Сегодня ребята, мы отправимся с вами на экскурсию .Как вы думаете. А куда можно отправиться на экскурсию?
- Отгадайте загадку
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем.
(ответ: лес)
- Что интересного можно увидеть в лесу?
Лес… Это сказочный мир доброго царя Берендея. Присмотритесь и прислушайтесь… Лес полон загадок и таинств. Он многих приютил. Здесь живут звери и птицы, ящерицы и лягушки, жуки и бабочки. А сколько в нем разнообразных ягод и грибов! Крупные и мелкие цветки смотрят на нас из травы. Они умоляют человека не рвать, а понюхать их, приглашают всех полюбоваться, порадоваться красоте, вдохнуть чистый и добрый лесной воздух.
3 Повторение пройденного.
- На прошлом уроке мы тоже побывали в лесу и узнали какие ягоды там растут.
- Что интересного вы о них запомнили?
* . И г р а «Верно – неверно». (сигнальные карточки)
Учитель читает предложения, в которых есть «подвох», а ученики говорят, верно или неверно это высказывание.
1) С куста собираем все ягоды, не оставляем ни одной (надо бережливо относиться к дарам природы.)
2) Собираем только спелые ягоды.
3) Собираем ягоды земляники с кустиками (это так красиво.)
4) Собираем ягоды осторожно, чтобы не повредить растение.
5) Собираем ягоды возле железнодорожных и автомобильных дорог.
6) Пробуем незнакомые ягоды на вкус (надо же знать, вкусные они или нет).
7) Собираем только знакомые ягоды.
- Скажите а все ли ягоды, растущие в лесу можно есть?
* Игра Съедобные – несъедобные.
Работа в парах Распредели растения на 2 группы.
Ребята, которые сидят с левой стороны отберут Съедобные ягоды, а их соседи несъедобные.
Проверка.
4. Введение в тему.
Учитель
- А сегодня ребята мы продолжим путешествие в лесное царство. А поможет нам наша гостья.
Маша - Здравствуйте, меня зовут Маша. Я приглашаю вас с собой в Царство Берендея.
Учитель – Скажи, Машенька, а что у тебя в лукошке?
Машенька – Отгадайте загадку
Под сосною у тропинки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет ботинка,
Шляпка есть – нет головы!
(Гриб.)
5. Постановка учебной задачи.
Учитель
- Как вы думаете ребята, какая у нас сегодня будет тема урока, о чем мы сегодня с вами будем говорить? (о грибах)
- Скажите кто нибудь из вас собирал в лесу грибы?
- На сегодняшнем уроке мы проверим хорошо ли вы знаете грибы, А также раскроете много новых секретов грибного царства .
.Вместе со мной и Машей попробуете ответить на многие вопросы:
Что такое гриб?
Какие грибы бывают?
Какое строение у гриба?
и многие другие вопросы. Поэтому будьте внимательны.
6. Актуализация знаний учащихся.
Учитель А теперь пора в путь.
Машенька
Вот и лес. И тишина.
Тут, дружок, не надо спешки,
Торопливость не нужна…
Видишь, рядом – сыроежки.
А чуть дальше, на полянке,
И волнушки, и белянки.
А вот там, гляди, маслята
Разбежались, как цыплята,
Из-под веточек глядят…
Много тут грибов, ребята,
И для вас, и для зверят!
- А теперь я приглашаю вас вместе со мной пособирать грибы.
Физминутка
Ваня шел, шел, шел –белый гриб нашел нашел.
Дима шел, шел, шел – И лисичку нашел.
Катя шла, шла, шла – Сыроежку нашла.
Ваня шел, шел, шел – Дождевик нашел.
Раз грибок, два грибок. Вот и полон кузовок.
Учитель- А чем твой кузовок полон, какие грибы ты собрала?
Машенька - Отгадайте, какие грибы у меня в корзинке?
1. Он в осиннике родился. Как в траве ни притаился,
Все равно его найдем: шляпка красная на нем.
(Подосиновик.)
3. Лета первая примета: под березой, в холодке,
Гриб коричневого цвета на пятнистом корешке.
(Подберезовик.)
4. Нет грибов дружней, чем эти, – знают взрослые и дети,
На пеньках растут в лесу, как веснушки на носу.
(Опенок.)
5. Вдоль лесных дорожек много белых ножек
В шляпках разноцветных, издали заметных.
Собирай, не мешкай: это... (сыроежки).
7. Возле леса на опушке, украшая темный бор,
Вырос пестрый, как Петрушка, ядовитый... (мухомор).
8. Стоял на крепкой ножке, теперь лежит в лукошке.
(Белый гриб.)
9. Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички – золотистые... (лисички).
А еще в моем кузовке есть бледная поганка, желчный гриб, сатанинский гриб…
Учитель – Скажите,ребята, правильно ли Маша собрала грибы?
- Как и ягоды, грибы так же могут быть съедобными и несъедобными
Давайте поможем Машеньке отделить съедобные грибы от несъедобных.
Игра «Съедобные и несъедобные»
1 ряд – 1 команда собирают съедобные грибы.
1 ряд - 2 команда отделяют несъедобные грибы.
3 ряд- Эксперты – отвечают правильно ли обе команды справились со своими заданиями.
7. Выступление учащихся.
Учитель – Наши ребята не только хорошо умеют различать грибы, но и знают про них много интересного.
Белый гриб
Этот гриб называют королем леса. Белый, потому, что в отличие от других грибов он не темнеет даже при варке или жарке. Растет медленнее других грибов. Ножка у него толстая, а шляпка напоминает подушку.
А боровиком его называют за то, что он часто растет в темном сосновом или еловом бору, а так же растет под дубами.
Белый гриб можно спутать с его двойником – желчным грибом, который несъедобен из – за его горького вкуса.
Желчный гриб
В отличие от белого гриба у желчного гриба низ шляпки более розового оттенка, а на изломе мякоть краснеет.
Подосиновик.
В разных местах этот гриб зовут по-своему: осиновик, красный гриб, красноголовик из – за ярко – красной шапочки.
У молодых грибов шляпка словно наперсток, надетый на палец. Ножка у подосиновика крепкая, похожая расцветкой на ствол берёзы.
Мухомор.
Подосиновик нельзя путать с другим ярко – красным грибом – мухомором.
У мухомора на шляпке яркие белые точки. Под шляпкой воротничок, а ножка чешуйчатая и внизу утолщена. Свое название мухомор получил потому, что раньше настоем из этого гриба морили мух.
Лисички-сестрички — так иногда называют этот гриб. Лисичкой за ярко-рыжую окраску напоминающей наряд лисы. «Сестричкой» - за то, что эти грибы никогда не встретишь поодиночке. Они растут всегда целой семьей.
Этот гриб никогда не бывает червивым, всех насекомых отпугивает яркая окраска гриба.
Ложная лисичка, на первый взгляд, походит на лисичку обыкновенную, но цвет у нее более оранжевый, красновато – медный.
У настоящей лисички края шляпки выгнутые, а у ложной – шляпка округлая, с ровными краями.
Опята
Встречается часто по всей лесной зоне. Грибы растут группами. Растут они на гнилой древесине лиственных и хвойных пород, на пнях, у оснований стволов.
Из съедобных опят следует выделить опенок осенний, луговой, летний и зимний. Употребляют их в вареном, жареном, соленом, маринованном и сушеном виде.
Ложный опенок
Среди опят есть несъедобные и ядовитые. От съедобных они отличаются прежде всего запахом и вкусом, цветом шляпки и пластинок, а также строением ножки. Об этом есть даже известное четверостишие:
Имеет съедобный опенок
На ножке кольцо из пленок,
А у ложных опят
Ноги голые до пят.
Сыроежки очень разнообразные по окраске шляпок грибы. Настоящая разноцветная семейка! Название все они получили, вероятно, из-за того, что некоторые из них можно есть в сыром виде с солью. А может потому, что расти они любят в сырых местах.
Сыроежки очень ломкие, и поэтому не все грибники любят их собирать.
Бледную поганку можно спутать с зелёной сыроежкой или со съедобным грибом – шампиньоном.
Бледная поганка очень ядовита. Её яд подобен змеиному. И нередко приводит к смертельному исходу. У бледной поганки есть утолщение на ножке наподобие клубня, а под шляпкой кружевной воротничок
8. Открытие новых знаний через проблемные ситуации, наблюдение и опыт.
- Место грибов в мире природы.
Учитель- Как вы думаете, грибы это живая или неживая природа?
(живая, потому, что они живут, размножаются, питаются, умирают)
- Как вы думаете, ребята, а грибы принадлежат к миру растений или животных?
. (к миру растений)
- Вспомните, а какие части растений вы знаете?
( корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами)
- А есть ли у грибов цветы, листья, плод с семенами?(нет)
- А можно ли грибы отнести к миру животных? (Нет)
. -Учёные долгое время не могли решить, что это вообще такое грибы, куда их отнести – к царству растений или к царству животных?
К группам животных и растений грибы не подходят.В старину многие думали, что они появляются от росы,от ударов молнии, от гниения
веществ. И в 19 веке их выделили в отдельное царство.
По некоторым свойствам грибы близки к растениям, по другим – к животным. Как и растения, грибы неподвижны, но, как и животные, питаются готовой пищей (органическим веществом) и обычно не имеют зеленой окраски. У грибов в строении тела нет таких частей, которые свойственны растениям. Отсутствуют стебель, корень, лист, цветок. То, что вырастает над землей и что мы кладем в корзинки, – только плодовое тело гриба.
– В плодовом теле находятся споры, которыми размножается гриб. Они очень мелкие и рассмотреть их можно только под лупой или микроскопом. Но самая главная часть гриба – та, что находится под землёй. Из чего она состоит, на что похожа? ( На нити, паутину)
Это грибница. Под каждым грибом они образуют сложную паутину, а на её сплетении вверх пробивается плодовое тело гриба. Плодовое тело вырастает ненадолго, чтобы развеять по миру крошечные споры, а грибница или как назвали ее ученые мицелий, не умирает несколько лет.
.Рассмотрите части гриба.
- Практическая работа. Наблюдение и опыт.
(У каждого на тарелке гриб шампиньон.)
- А теперь давайте рассмотрим гриб.- Что за гриб у вас на тарелке? Какие части гриба вы видите? (ножка и шляпка)
- А где же грибница?(опытный грибник никогда не сорвет гриб вместе с грибницей. Он аккуратно срежет гриб или выкрутит его из земли).
- Все грибы , о которых мы с вами говорили называются шляпочными, так как у всех них есть шляпка.
Загляните под шляпку гриба.Видите ли вы споры?
- Р у б р и к а «Длительное наблюдение».
– Рассмотрите алгоритм опыта на с. 58.
– Сколько дней будет длиться опыт?
– Что необходимо выполнить?
– Какой результат мы должны получить?
– Что доказывает этот опыт?
А вы знаете. Что шляпочные грибы делятся на трубчатые и пластинчатые?
Слайд.
Опыт.
Рассмотрите через лупу шляпку грибов и определите какой из них трубчатый. Какой пластинчатый?
- Б е с е д а «Роль грибов в природе».
-_Ребята, для чего мы собираем грибы?
– Грибы очень питательны. Они обладают целебными свойствами. Белая прохладная незрелая мякоть съедобного гриба раньше заменяла пластырь. Стоило приложить ее к ране, и рана быстро заживала. Вытяжку из белого гриба еще триста лет назад применяли при обморожениях. А рыжик является рекордсменом по содержанию витамина А.
* Дружба деревьев и грибов.
- А замечали ли вы ребята, гуляя по лесу, что грибы часто растут под деревьями?
- А почему?
Учитель. Изучая грибницы разных грибов, люди заметили, что очень часто грибница, эти тонкие белые нити самым тесным образом сплетаются с корнями растущих деревьев. Грибы получают питание от деревьев или от гниющих остатков этих растений – гнилушек, пней. А деревья, в свою очередь, получают пользу от грибницы. Мицелий снабжает дерево дополнительной влагой и минеральными веществами.
В природе мы видим множество примеров такого содружества, взаимной помощи двух растений, двух животных или животного и растения, при котором оба приносят друг другу большую пользу.
Учитель – А вы замечали, что некоторые грибы растут строго определенном месте и дружат с только со своими деревьями?
Слайд
- А теперь пора немного отдохнуть.
Физминутка
Все зверушки на опушке (маршируют на месте)
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали, (скачут вприсядку, изображая белочек.)
Рыжики искали.
Лисичка бежала, (бег на месте)
Лисички собирала.
Скакали зайчатки, (скачут)
Искали опятки.
Медведь проходил, (идут, изображая медведя)
Мухомор раздавил.
Учитель Правильно ли поступил медведь, раздавив гриб?
– Как поступит грибник с несъедобными грибами? (Ответы.)
– Несъедобные для человека грибы собирают белки, едят олени, ими лечатся лоси. А червивые грибы – это «дом» для личинок насекомых. Например, мухи откладывают в грибы яйца, из которых вылупляются их личинки (такой гриб мы и называем обычно червивым).
- Личинкам в грибе живется вольготно. Ведь гриб – это склад питательных веществ.
Так же грибник знает, что лесу нужны все грибы – они лесную подстилку перерабатывают на перегной и с корнями деревьев дружат, помогая им брать из почвы воду и минеральные соли. Некоторые грибы, например мухоморы, лекарством для зверей служат. А иной с досады посшибает ненужные ему «поганки» да еще и лесную подстилку разворошит, нанося этим большой вред лесу.
- В нашей средней полосе грибы стали заметно убывать год от года. Причем страдают они не столько от того, что мы уносим их из леса, сколько от вытаптывания и разрушения лесной подстилки, в которой находится многолетняя грибница. Поэтому охрана грибов начинается с охраны леса.
Учитель
-Скажите ребята, а что нужно помнить, когда мы собираем грибы, какие правила нам надо соблюдать?
- Правила сбора грибов. Составление памятки.
Нельзя вырывать грибы с грибницей; их срезают ножом у основания ножки или шляпки.
Старые, перезрелые грибы не собирают, но и не сбивают ногами.
Не надо вырывать из земли молодые, крошечные грибы, они еще должны подрасти.
Собирать следует только хорошо известные съедобные грибы.
– Прочитайте правила сбора грибов, которые составила Маша.
- Многообразие грибов.
- А вы знаете, ребята, что грибной мир очень разнообразен, на земле существует большое количество видов грибов и грибков?
Ведь грибы, это не только те, к которым мы привыкли. Посмотрите как они разнообразны.
Грибы растут на земле, на пнях , на деревьях, бывают большие и маленькие. А есть и настоящие карлики среди грибов. Они настолько малы, что мы их можем разглядеть только в лупу или в микроскоп.
- Опыт № 2
- Рассмотрите заплесневевший хлеб. Плесень – это тоже грибок.
- Скажите есть ли у него шляпка, ножка? (Нет)
- У плесневого гриба есть грибница, головка со спорами, гифы.
8. Рефлексия.
- Наше путешествие, к сожалению, подошло к концу.
- Понравилось ли вам наше путешествие?
- Какие тайны грибного царства вы узнали на уроке?
- Что особенно понравилось, запомнилось?
9. Включение знаний в систему.
_ К какому миру живой природы относятся грибы?
- Вспомните строение гриба.
-Что обозначают эти экологические знаки?
10. Подведение итогов.
- На все ли вопросы, которые ставились в начале урока, мы сумели ответить?.
Давайте проверим. Заполните лист достижений
У кого напротив всех вопросов стоит знак + , встаньте.
Я рада, что вам понравился урок и что мы сумели ответить с вами на все вопросы. Скажем спасибо Машеньке и нашим гостям.
Предварительный просмотр:
Памятка по сбору грибов.
- Дети собирают грибы только со взрослыми
- Собирайте только знакомые грибы
- Грибы нельзя выдёргивать - их срезают ножом или аккуратно выкручивают из земли
- Не сбивайте ядовитые и незнакомые грибы
Памятка по сбору грибов.
- Дети собирают грибы только со взрослыми
- Собирайте только знакомые грибы
- Грибы нельзя выдёргивать - их срезают ножом или аккуратно выкручивают из земли
- Не сбивайте ядовитые и незнакомые грибы
Памятка по сбору грибов.
- Дети собирают грибы только со взрослыми
- Собирайте только знакомые грибы
- Грибы нельзя выдёргивать - их срезают ножом
или аккуратно выкручивают из земли
- Не сбивайте ядовитые и незнакомые грибы
Предварительный просмотр:
Мои успехи
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|
Мои успехи
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира в 1 классе. Тема "С лукошком за грибами"
Цель. Расширить знания учащихся о грибах.Задачи урока. Образовательные: актуализировать знания детей о грибах; дать новые сведения о грибах как особом мире природы; сформулировать пр...
Интегрированный урок математики и окружающего мира в первом классе по теме "С лукошком за грибами. На сколько больше? На сколько меньше?
Урок проведен по программе "Перспективная начальная школа" с участием выпускников детского сада. Тема урока близка и малышам, которые с удовольствием включились в урок....
Разработка урока «С лукошком за грибами» (окружающий мир 1 класс, УМК «Перспективная начальная школа")
Урок разработан в соответствии с технологией комплекта "Перспективная начальная школа". К конспекту урока прилагается презентация с элементами интерактивного тренажера, позволяющего отследить усвоение...
Мультимедийное сопровождение урока окружающего мира "С лукошком за грибами"
Мультимедийное сопровождение представлено презентацией с элементами интерактивного тренажера, позволяющего отследить усвоение нового материала обучающимися....
Технологическая карта урока "С лукошком за грибами"
Технологическая карта урока по окружающему мирув 1 классе "С лукошком за грибами"...
Конспект урока окружающего мира "С лукошком за грибами" (1 класс, Перспективная начальная школа)
КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема: С лукошком за грибамиЦель деятельности учителя: формирование у учащихся представления о грибах как особом царстве живой природы; ознакомление со съедобными и ...