Календарно-тематическое планирование по окружающему миру.
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему
КТП содержит пояснительную записку, тематическое планирование и контрольно-измерительный материал. КТП по системе Занкова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_i_ktp.doc | 253.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
- ФГОС НОО
-примерной программы по окружающему миру в рамках ФГОС НОО, примерной программы Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова
«Окружающий мир», что позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый федеральным
государственным образовательным стандартом в области окружающего мира.
-«Программы для общеобразовательных школ и лицеев»
- «Сборника программ для четырёхлетней начальной школы. Система Л.В.Занкова»
-Учебного плана МБОУ СОШ №6 на 2013-2014 уч. год
-Приказа министерства образования РФ №1089 от05.03.2004г.
«Об утверждении федерального компонента ГОСТ начального общего, основного общего среднего (полного) общего образования»
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
- Федеральный закон Российской Федерации от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации";
- Федеральный закон Российской Федерации от 7 мая 2013 г. N 100-ФЗ "О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации";
- Приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 № 373».;
- Приказ Министерства общего и профессионального образования РО от 03.06.2010 № 472 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области»;
- Приказ Минобрнауки России от 22.09.2011 года № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 № 373»;
- Приказ Минобрнауки России от 27.12.2011 г. № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»
Закон Ростовской области:
- «Об образовании в Ростовской области» от 22.10.2004 № 184-ЗС.
- Областной закон Ростовской области от 2 июля 2012 г. N 900-ЗС «О внесении изменений в отдельные Областные законы и признании утратившими силу отдельных положений некоторых Областных законов»
Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Окружающий мир как учебный предмет несёт в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребёнка.
Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Учебный предмет «Окружающий мир» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др.
Курс, связанный с реализацией регионального компонента по предмету «Окружающий мир», несёт в себе большой развивающий потенциал, обеспечивает условия для социализации, интеллектуального и общекультурного развития учащихся начальной школы. Знания, формируемые в рамках учебного курса, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника. В соответствии с краеведческим принципом определены цели, отобраны для изучения объекты и явления природы Севера, представлен минимальный набор практических и творческих работ, экскурсий.
Цель курса – ознакомление с окружающим миром, каким он является сегодня.
Программа регионального компонента поможет реализовать следующие цели: изучение природных, исторических, обществоведческих особенностей нашей местности; расширение и систематизация знаний и представлений об особенностях климатических условий Крайнего Севера, их взаимосвязи с живой и неживой природой края, между природой и трудом северян; формирование знаний об основах здорового образа жизни в условиях Крайнего Севера.
Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:
- формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;
- на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;
- в ходе решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру;
- формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, делать обобщения и выводы; ориентироваться в пространстве и времени; формировать умение работы с картами, таблицами, схемами, добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь; самостоятельно проводить опыты, наблюдения, практические работы;
- воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, способствовать эстетическому воспитанию; на ознакомительном уровне представить науки, помогающие познать окружающий мир.
Место предмета в базисном учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение курса «Окружающий мир» в 4 классе отводится 2 часа в неделю при 34 недельной работе. За год на изучение программного материала отводится 68 часов. В связи с совпадением рабочих дней с праздничными (1 мая- четверг, 2 и 9 мая -пятница), произошло сокращение рабочей программы. Она уменьшена на 3 часа за счёт уплотнения в разделах «Человек и природа» и «Современная Россия» и составила 65 часов.
Содержание программы 4 класс (65 часов)
Человек и окружающий мир (20 часов)
Взаимосвязи между человеком, природой и миром, созданным человеком. Энергия – источник движения.
Человек познают самого себя. Клетка – основа строения и роста живых организмов. Тело человека: опорно-двигательная система. Изобретение микроскопа, открытие микроорганизмов. Кожа. Правила здорового образа жизни: правила гигиены, режим труда и отдыха, физкультура и спорт. Лекарственные растения. Первая помощь при переломах и порезах.
Условия жизни европейцев в Средние века. Эпидемии и борьба с ними.
Расширение знаний о Земле. Открытие Америки Христофором Колумбом. Кругосветное плавание Фернана Магеллана.
Практические работы.:
№1 Определение своего роста и веса.
№2 Составление режима дня
№3 Работа с гербарием лекарственных растений.
№4 Подбор упражнений для правильной осанки.
№5 Первая помощь при кровотечении.
№6 Составление правил здорового образа жизни.
Исследовательская работа.
Транспортные средства. Транспорт будущего. Открытие Америки, её природа, население.
Экскурсии в планетарий, в политехнический музей.
Преобразования в России (10 часов)
Россия при Петре первом. Петербург и его достопримечательности. М.В.Ломоносов – основоположник русской науки. Горное дело: горные породы и минералы (гранит, известняк, мрамор, соль, руды металлов, горючие полезные ископаемые), происхождение полезных ископаемых, их свойства и разработка. Люди, занятые горным делом.
Развитие русского военного искусства. А.В.Суворов. отечественная война 1812 года. М.И.Кутузов.
План местности.
Практические работы:
№7 Состав и свойства гранита и известняка.
№8 Свойство магнетизма.
№9 Работа с исторической картой.
№10 Составление плана местности школьного двора
Региональный компонент.
Природные зоны родного края. Почвы, охрана почв. Полезные ископаемые Ростовской области (уголь, известняк), их использование человеком, охрана. Меры по охране месторождений полезных ископаемых. Великие учёные, прославившие Ростовскую область .
Исследовательская работа.
Петербург – один из прекраснейших городов мира.
Экскурсии в краеведческий, исторический, минералогический музеи, Бородинскую панораму.
Мир человека в Новое время (27 часов)
Открытие новых земель: северных земель России, Антарктиды, Австралии, Уссурийского края. Особенности природы России в сравнении с природой других материков. Природные зоны гор.
События в России в начале 20 века. Развитие промышленности. Ликвидация безграмотности. Образование СССР.
Великая Отечественная война (1941 – 1945). Государства - участники войны. Герои Великой Отечественной войны. Судьба родного края в этот период.
Развитие науки и техники.
Сельское хозяйство: растениеводство, животноводство. Выращивание овощных и цветковых культур на пришкольном участке. Особенности сельского хозяйства родного края. Отношения между городом и селом.
Экологические проблемы России и вашей местности. Охрана природы. Заповедники и национальные парки.
Новые знания о человеке. И.П.Павлов. Открытие деятельности нервной системы. Нервная система и органы чувств. Органы кровообращения. Первая помощь при кровотечениях. Органы дыхания. Болезни дыхательных путей и их профилактика. Органы пищеварения. Правильное питание и здоровье. Гигиена ротовой полости и зубов. Выделительная система и её значение для организма. Правила здорового образа жизни: правильное питание, полезные и вредные привычки.
Региональный компонент.
Природоохранная деятельность в Ростовской области. Влияние деятельности человека на природу, примеры положительного и отрицательного воздействия человека на природу Донского Края. Охрана растений и животных. Заповедники, заказники, национальные парки Ростовской области.
Практические работы.
№11 Подсчет ударов пульса с нагрузкой и без.
№12 Обобщение представлений об отраслях с/х.
№13 Составление меню одного дня.
№14 Гигиена ротовой полости и зубов.
Исследовательская работа.
Органы чувств. Витамины в жизни человека.
Экскурсии в краеведческий, исторический музеи.
Современная Россия (8 часов)
Россия – многонациональное государство. Уважение к культуре, языку, истории народов России. Москва – столица государства, её достопримечательности. Государственное устройство. Государственная символика: герб, флаг, гимн. Конституция – основной закон России. Основные государственные праздники. Обязанности граждан, их права. Права несовершеннолетних детей. Нравственные нормы жизни. Государства – соседи России.
Практические работы:
№15 Рисование герба своего края
Региональный компонент.
Областные (краевые, республиканские) органы власти. Областная (краевая, республиканская) символика. Родной край в изучаемый исторический период: особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры.
Исследовательская работа.
Россия (Англия, Франция, Германия, Китай…)
Экскурсии в краеведческий музей, художественную галерею, музей прикладного искусства.
Курс ОБЖ включён модулем в курс изучения предмета «Окружающий мир» в 4 классе и состоит из 8,5 часов.
Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир» 4 класс
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4 – м классе является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-ом классе является формирование следующих умений:
- приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов, действий энергии;
- приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
- объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;
- приводить примеры живых организмов разных «профессий»;
- перечислять особенности хвойных и цветковых растений;
- животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.
- доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.
- узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;
- отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;
- объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;
- по году определять век, место события в прошлом;
- отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.
- учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Окружающий мир» к концу 4-го года обучения
В результате изучения раздела «Человек и природа»
Обучающиеся научатся:
* характеризовать глобус, карту и план и их условные обозначения;
* находить на физической карте и глобусе материки и океаны,
географические объекты и их названия;
* определять объекты на географической карте с помощью условных знаков;
* сравнивать и различать формы земной поверхности;
* моделировать формы земной поверхности из глины и пластилина;
* проводить групповые наблюдения во время экскурсии «формы земной
поверхности и водоемы»;
* называть сравнивать и различать разные формы водоемов (океан, море,
озеро, пруд, болото);
* находить на географической карте разные водоемы и определять их
название;
* характеризовать формы земной поверхности;
* ориентироваться на местности при помощи компаса;
* приводить примеры веществ;
* сравнивать и различать твердые тела, жидкости и газы;
* исследовать свойства воды в ее трех агрегатных состояниях;
* исследовать в группах свойства воздуха;
* сравнивать свойства воды и воздуха;
* извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника,
хрестоматии и других дополнительных источников;
* характеризовать круговорот воды в природе;
* исследовать в группах свойства полезных ископаемых;
* различать изученные полезные ископаемые;
* характеризовать природные сообщества;
* опытным путем выявить условия необходимые для жизни растений;
* определить характер взаимоотношений человека и природы, находить
примеры влияния человека на природу;
*помнить необходимость соблюдения правил поведения в лесу, на лугу и в
поле;
Обучающиеся получат возможность научиться:
* самостоятельно наблюдать природу и ее состояние;
* извлекать необходимую информацию из книг и других источников;
* осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее
сохранение;
* обнаружить простейшую взаимосвязь живой и неживой природы;
* выполнять правила безопасного поведения в лесу.
В результате изучения раздела «Человек и общество»
Обучающиеся научатся:
* описывать достопримечательности Московского Кремля;
* различать прошлое, настоящее и будущее: соотносить исторические
события с датами;
* находить место изучаемого события на ленте времени;
* находить на карте города «Золотого кольца» и Санкт –Петербург;
* искать необходимую информацию из книг и других источников;
Обучающиеся получат возможность научиться:
* соотносить даты основания городов «Золотого кольца» России с датами
правления великих князей;
* находить на ленте времени место изученного исторического события;
* проявлять уважение к правам и обязанностям гражданина страны,
связанные с охраной природы;
*использовать дополнительные источники информации.
В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения»
Обучающиеся научатся:
* понимать необходимость соблюдать правила безопасного поведения в лесу,
у водоемов, во время купания летом, при переправе через водные
пространства;
* понимать необходимость соблюдать правила безопасности в гололед;
* пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования
своего самочувствия при простуде.
Обучающиеся получат возможность научиться:
* пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования
своего самочувствия при простуде;
* соблюдать правила безопасного поведения в лесу, у водоемов, во время
купания летом, при переправе через водные пространства;
* соблюдать правила безопасности в гололед;
* сознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее
сохранение.
Нормы оценки знаний, умений и навыков по окружающему миру
- Оценка "5" ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.
- Оценка "4" ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
- Оценка "3" ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.
- Оценка "2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.
Тематическое планирование Окружающий мир
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Планируемые результаты | Основные понятия, | Домашнее задание | Страница | Дата проведения | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
Человек и мир, | 5 | |||||||
1 | Условия современной жизни | 1 | Установить связи между человеком, миром, созданным им, и природой | Цивилизация, | С. 5–11; задания по РТ | 5–11 | ||
2 | Техника и человек Экологические проблемы Ростовской области | 1 | Установить, какое влияние оказывают на современного человека достижения науки и техники. Рассмотреть экологические проблемы современного мира | Научно-технический прогресс, | С. 12–17; задания | 12–17 | ||
3 | Человек познает Правила поведения «Один дома» | 1 | Установить взаимосвязи и взаимообусловленности форм и функций органов. Познакомить со строением клетки – основой строения и роста живых организмов – и видами клеток | Клетка, ядро, | Задания по РТ | 17–23 | ||
4 | Режим дня в жизни человека Забота о своём здоровье | 1 | Формировать представление о здоровом образе жизни. Показать важность и пользу соблюдения режима дня | Режим, | Задания по РТ. Подготовить сообщение об одном лекарственном растении | 23–25 | ||
5 | Достижения медицины в древние времена. Лекарственные растения. | 1 | Познакомить с историей развития медицины; лечебными свойствами лекарственных растений | Медицина | С. 21, ответить на вопросы «Проверь себя» | 25–27 | ||
Наши соседи | 18 | |||||||
6 | Где и как жили | 1 | В ходе совместной работы выявить | Рыцарь, замок, средневековая | Вопросы на с. 32 | 28-32 |
| |
7 | Почему осанка | 1 | Продолжить формирование представлений о жизни в Средние века в Западной Европе. Формировать убеждение в необходимости правильной осанки | Осанка | Вопрос на с. 35 | 33-35 |
| |
8 | Опора и защита тела. Скелет. Состав Оказание первой помощи при ушибах и переломах | 1 | Познакомить с функциями и строением костной системы человека (скелета). Познакомить с правилами и мерами сохранения скелета, позвоночника | Скелет, костно-мышечная система | С. 35–38; задания по РТ | 35-38 |
| |
9 | Части скелета. | 1 | Познакомить со строением и функциями позвоночника. Выработать потребность детей бережно относиться к своему организму, в частности к позвоночнику | Позвоночник | С. 38–39; задания по РТ | 38-39 |
| |
10 | Части скелета. Череп. Грудная клетка | 1 | Познакомить со строением и функциями черепа и грудной клетки, костями, образующими грудную клетку. Формировать убеждение в необходимости сохранения и укрепления своего здоровья | Череп, кости черепа, головной мозг, грудина, ребра, лопатка | С. 40–42; задание | 40-42 |
|
11 | Части скелета. Живые рычаги | 1 | Познакомить со строением верхних и нижних конечностей. Формировать убеждение о необходимости сохранения и укрепления своего здоровья | Плечо, предплечье, кисть, бедро, голень, стопа | С. 43–45, подготовить дополнительный материал, интересные факты о скелете, различных костях | 43–45 | ||
12 | Мышцы и движение | 1 | Познакомить обучающихся со строением и функциями мышц; формировать представление о работе мышц, познакомить с видами мышц; рассказать о причинах усталости, способах предотвращения утомляемости мышц | Мышца, мимические мышцы, мускул, бицепс | С. 50, ответить на вопросы | 46–50 | ||
13 | Мышцы и движение. Проверочная | 1 | Продолжить формирование представлений о значении мышц. Провести проверку знаний о скелете и мышцах | |||||
14 | «Черная смерть» Меры предосторожности во время карантина | 1 | Расширить знания детей об особенностях жизни в средневековой Европе: образ жизни людей, здоровье, эпидемии Средневековья | Чума – «черная смерть», эпидемия | С. 54, ответить | 51–54 | ||
15 | Начало Нового времени | 1 | Познакомить с изменениями, которые стали происходить с ХIV в. в Западной Европе. Показать значение открытий в различных областях жизни для человечества | Буржуазия, Иоганн Гутенберг, Возрождение, Джотто, Леонардо да Винчи, архитекторы | Найти дополнительный материал о том, что больше всего заинтересовало на уроке | 54–57 | ||
16 | Расширение знаний о Земле | 1 | Продолжить формирование представлений детей о развитии знаний о Земле, | Х. Колумб, Ф. Магеллан, параллели, | С. 63, ответить на вопросы; задания по РТ | 57–63 |
познакомить обучающихся с новыми | меридианы, широты, долготы | |||||||
17 | Расширение знаний о Земле. Природа | 1 | Расширить представления детей | Кордильеры, Анды, прерии, пампасы | Задание по группам | 64–66 | ||
18 | Развитие науки. Устройство Всел-ой. Почему предметы падают вниз? | 1 | Формировать представление детей | Н. Коперник, гелиоцентрическая система, И. Ньютон, закон всемирного | С. 66–70. Выяснить, что же такое «великое закрытие» | 66–70 | ||
19 | Открытие невиди- Личная гигиена во время эпид. гриппа. | 1 | Познакомить со значением в науке изобретения микроскопа и открытием «невидимого» мира микроорганизмов | Левенгук, микроскоп | Задания по РТ | 70–72 | ||
20 | Победа над эпиде- | 1 | Показать учащимся неоценимый вклад ученых в дело по борьбе с микробами. Проверить знания детей по теме «Начало Нового времени. Развитие науки» | Эдуард Дженнер, Петровская вакцина | С. 72–74 | 72–74 | ||
21 | Зачем нужна Личная гигиена | 1 | Воспитывать в детях потребность соблюдать правила гигиены, способствовать формированию потребности вести здоров образ жизни | Гигиена, «моржи» | С. 74–76, нарисовать свои плакаты по гигиене в виде знаков | 74–76 | ||
22 | Кожа и её значение | 1 | Познакомить со строением и функ- | Три функции кожи, эпидермис, потовые, сальные железы, пигмент | С. 76–78, прочитать, ответить на вопросы на с. 77; проверить | 76–78 |
виться к проверочной | ||||||||
23 | Особые образования кожи (загар, | 1 | Расширить знания детей о функциях | Волосы, ногти, ожог, обморожение | 79–82 | |||
Преобразования | 10 | |||||||
24 | Царь – плотник. | 1 | Формировать представление о преобразованиях в России, связанных с правлением Петра I. Выявить значение этих преобразований | Санкт-Петербург, Финский залив, Северная война | С. 83–92, прочитать, | 83–92 | ||
25 | Петр I, царь | 1 | Продолжать знакомить учащихся с личностью Петра I, реформами, проводимыми Петром I, и его вкладом в развитие России | Газета, алфавит, | Подготовить сообщения на тему «Петер- | 92–96 | ||
26 | Становление Российской науки. Горные породы. Полезные ископаемые Рост.об. | 1 | Сформировать представление о горных породах и полезных ископаемых, выявить свойства гранита и известняка. Показать неоценимый вклад Ломоносова в российскую науку | М .В. Ломоносов, гранит, известняк, минералы, горные породы | С. 96–103, исследовать песок и глину; выполнить задания в РТ | 96–103 |
27 | Каменное царство | 1 | Расширить представления обучаю- | Гранит, базальт, известняк, мрамор, поваренная соль, | С. 107, вопросы; задания по РТ | 104–107 | ||
28 | Руды металлов | 1 | Познакомить с месторождениями | Медная руда, железная руда, алюминиевая руда | С. 107 – 109; задания по РТ | 107–109 | ||
29 | Горючие полезные ископаемые. Кто открывает и добывает полезные ископаемые | 1 | Изучить свойства нефти и каменного угля, торфа. Познакомить со способами добычи полезных ископаемых и трудом геологов | Нефть, каменный уголь, торф, геолог, месторождение | С. 109 – 116; задания по РТ | 109–116 | ||
30 | Проверочная работа по теме «Полезные ископаемые». Русское военное искусство. Ни разу не побеждённый | 1 | Проверить степень усвоения материала по теме «Полезные ископаемые». Формировать историческое миро- | А. В. Суворов, | С. 116–118; подобрать дополнительный материал о Суворове, Ушакове | 116–118 | ||
31 | Отечественная война 1812 года | 1 | Познакомить обучающихся с событиями Отечественной войны 1812 года | Наполеон Бонапарт, Отечественная война. М. И. Кутузов, Бородино | С. 119–122; подготовить дополнительный материал | 119–122 |
и благодарность великим людям, служившим России | ||||||||
32 | План местности Особенности местности Рост об | 1 | Сформировать представление о плане местности и его значении, показать отличие плана от карты; учить составлять план местности, используя условные знаки и масштаб | План, масштаб, условные знаки | С. 123–125, составить план своей комнаты | 123–125 | ||
Разнообразие | 7 | |||||||
33 | Северные земли | 1 | Познакомить учащихся с развитием | Великая северная экспедиция, Витус Беринг, Лаптевы, Челюскин | С. 5–7, вопрос 2 | Часть 2 5–7 | ||
34 | Самый маленький материк | 1 | Расширить представление обучающихся об освоении мира и открытии новых земель | Австралия, | С. 7–11; подготовить | 7–11 | ||
35 | Поиски неведомой земли. Растительный и животный мир Австралии | 1 | Расширить представление об освоении мира и открытии новых земель, показать необычность растений и животного мира Австралии | Сумчатые животные | Задания по РТ | 7–11 | ||
36 | Русские на шестом континенте | 1 | Познакомить учащихся с историей открытия Антарктиды, сформировать представление о природных и климатических особенностях Антарктиды | Ф. Ф. Беллинсгаузен, М. П. Лазарев, кругосветные путешествия | С. 12–15; найти как | 12–15 |
37 | Дальний Восток | 1 | Расширить представление о разнообразии природы лесной зоны, показать | Н. М. Пржеваль-ский, Уссурийская тайга, Красная | С. 17, выполнить | 15–17 | ||
38 | Особенности природы гор | 1 | Расширить представление о разнообразии природы горной местности, показать особенности природы гор, смены ярусов | Вершина, склон, | С. 18 (2, 3-й вопросы) | 18–19 | ||
39 | Человеческие расы. Проверочная работа по теме «Разнообразие природы Земли» | 1 | Познакомить с тремя основными че- | Расы, европеоидная, монголоидная, негроидная | Задания по РТ | 19–20 | ||
События | 20 | |||||||
40 | Развитие науки | 1 | Познакомить обучающихся с развитием науки и техники в XIX в. и причинами развития мира. Выяснить их значение для современного человека | Паровые машины, смог, железная дорога, электричество | Подготовить дополнительный материал об изобретениях | 22–25 | ||
41 | Развитие науки Урок-семинар | 1 | Продолжать знакомить обучающихся | Задания по РТ. Подго- |
42 | Новые знания о человеке. Открытие деятельности нервной системы | 1 | Продолжить формирование представ- | И. П. Павлов, | С. 26. Подобрать ситуации из своей жизни, определить, какие органы чувств воспринимают информацию | 25–26 | ||
43 | Строение и работа нервной системы | 1 | Продолжать знакомить обучающихся | Головной, спинной мозг, наркоз, значение сна | С. 27–32, ответить на вопрос; задания по РТ | 27–32 | ||
44 | Значение кровеносной системы. Кровь | 1 | Познакомить обучающихся со значением, составом и свойствами крови | Плазма, красные | С. 32–36 | 32–36 | ||
45 | Значение кровеносной системы. Путь крови | 1 | Продолжать знакомить обучающихся | Сердце, венозная, артериальная, | С. 36–41; подготовить сообщение об И. И. Мечникове; задания по РТ | 36–41 | ||
Россия в ХХ веке | 3 | |||||||
46 | События начала | 1 | Продолжить формирование исторических представлений о России начала | Первая мировая | С. 42–46; подготовить материал о Великой Отечественной войне. Как она затронула вашу семью? | 42–46 | ||
47 | Великая Отечест- | 1 | Углубить знания детей о событиях 1941–45 гг. провести сравнительный | Великая Отечест- | С. 46–58; задания по РТ | 46–58 |
и 1941–1945 гг. | Сталинград, Курская дуга, страны-участники Второй мировой войны | |||||||
Человек и природа | 12 | |||||||
48 | Век научных открытий | 1 | Расширить знания учащихся о научных открытиях и изобретения второй половины XX века | Научно-техническая революция | С. 58–61, 2-й вопрос; | 58–61 | ||
49 | Охрана природы Красная книга РО | 1 | Познакомить учащихся с возникновением и созданием заповедных зон и природных парков на территории России. Способствовать формированию экологического сознания | Заповедник, растения и животные, | Подготовить сообщения о заповедниках | 62–67 | ||
50 | Охрана природы. (урок-семинар) | 1 | Продолжать знакомить учащихся с заповедными зонами России. Способствовать формированию экологического сознания | Задания по РТ | ||||
51 | Дыхание человека | 1 | Раскрыть значение дыхания как важ- | Органы дыхания, нос, трахея, бронхи, легкие | С. 68–70; задания по РТ | 68–70 | ||
52 | Органы дыхания. Гигиена дыхания | 1 | Продолжать знакомить с органами | Фитонциды | С. 70–72; нарисовать плакаты о том, как беречь свои дыхательные органы | 70–72 |
53 | Сельское хозяйство. Животноводство | 1 | Познакомить учащихся с отраслями | Животноводство, | С. 72–77; подготовить дополнительный материал о домашних животных | 72–77 | ||
54 | Растениеводство | 1 | Формировать представление об отраслях растениеводства и его зависимости от природных условий | Растениеводство | С. 77–80, задание 2 | 77–80 | ||
55 | Животноводство | 1 | Обобщить представления детей об отраслях сельского хозяйства | |||||
56 | Зачем человек ест. Состав пищи | 1 | Сформировать представление о значении питания в жизни человека. Продолжить работу по формированию пред-ставлений о значении питания для человека. Дать понятие о витаминах и их значении в жизни человека | Разнообразие пищи, белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины | Сообщение о витаминах. Составить меню с учетом значения питания | 81 | ||
57 | Состав пищи. Оказание первой помощи при отравлениях | 1 | Продолжать формировать представление о значении питания в жизни че- | Витамины | С. 76, вопрос: какие органы пищеварения вы знаете? | 81–87 |
58 | Органы пищеварения. Зубы и уход Длинная дорога | 1 | Познакомить с органами пищеварения и определить их основные функции. Познакомить с типами зубов, строением зубов, способствовать формированию потребности следить за здоровьем своих зубов | Рот, пищевод, печень, желудок, кишечник, эмаль, десны, коронка, корень | С. 91, ответить на вопросы, выполнить задания | 87–91 | ||
1 | Систематизировать знания детей о пищеварительной системе и значении питания в жизни человека | Желудочный сок, слизистая оболочка, бифидобактерии | С. 91–97, ответить | 91–97 | ||||
59 | Система пищеварения. Проверочная | 1 | Обобщить представления детей о системе пищеварения. Проверить уровень усвоения изученного материала | Задания по РТ | ||||
Современная | 8 | |||||||
60 | Человек и общество Устройство государственной власти | 1 | Формировать представление о современном устройстве общества, зависимости устройства общества от уровня знаний человека об окружающем мире | Государство, семья | С. 98–100; подготовить дополнительный материал о разных государствах по выбору | 98–100 | ||
1 | Формировать представление обучающихся об устройстве государственной власти в России, разъяснить функциональные обязанности каждой ветви | Россия – демократическая федеративная республика, | С. 106–110 | 106–110 |
61 | Символы и праздники России | 1 | Расширить знания детей о символах | Флаг, герб, гимн | С. 110–115; задания | 110–115 | ||
62 | Человек в современных условиях Нравственные нормы жизни | 1 | Продолжить работу над проблемой развития человеческого общества в современных условиях и о развитии цивилизации | Чувства, память | С. 115–118 | 115–118 | ||
1 | Формировать нравственные нормы | Нравственность | Подготовка материа- | 119–122 | ||||
63 | Проверочная работа | 1 | Выявить уровень знаний обучающихся | |||||
64 | «Есть порох в пороховницах!» | 1 | Обобщить знания и представления детей об окружающем мире. Способствовать развитию познавательного интереса обучающихся | |||||
65 | Экскурсия в крае- | 1 | Расширить представления обучающихся об историческом прошлом родного края, изучить особенности природных условий области |
Контрольно-измерительный материал
Проверочная работа по теме «Скелет. Мышцы»
1. Подчеркните лишнее понятие:
Плечо, голень, предплечье, кисть.
2. Расскажите о позвоночнике по плану:
- Какой орган защищает?
- Какое соединение между костями?
- Из скольких позвонков состоит?
3. Обведите правильный ответ:
Если вы упали и ушибли ногу или руку, нужно:
- Подставить под горячую воду;
- Подставить под холодную воду или положить холодный компресс;
- Подставить под горячую воду или положить горячий компресс.
4. Назовите орган, расположенный внутри черепа.
- Почки
- Головной мозг
- Спинной мозг
5. От чего зависит осанка человека?
- От скелета и мышц;
- От связок и сухожилий;
- От хрящей и костей
6. Распределите понятия на группы:
Плечо, голень, кисть, рёбра, стопа, грудина, предплечье, бедро, лопатка.
Проверочная работа по теме «Начало нового времени»
1.Расположите исторические эпохи по порядку, начиная с самого раннего:
- Средние века;
- Древний мир;
- Новое время;
- Древнейшее время;
- Новейшее время.
2. Кто изобрел первый книгопечатный станок?
- Иоганн Гутенберг;
- Иван Фёдоров;
- Леонардо да Винчи.
3. Кто первым достиг берегов Америки?
- Ф. Магеллан;
- Васко да Гама;
- Х. Колумб.
4. Кто дал название Тихому океану?
- Ф. Магеллан;
- Васко да Гама;
- Х. Колумб.
5. Кто первый доказал, что все планеты вращаются вокруг Солнца?
- Джордано Бруно;
- Николай Коперник;
- Галилео Галилей.
6. Какой учёный был сожжён на костре за свои убеждения?
- Джордано Бруно;
- Николай Коперник;
- Галилео Галилей.
7. Продолжи предложение:
Предметы падают вниз, потому что……
Проверочная работа по теме «Полезные ископаемые»
1. На доске под номерами записаны названия различных свойств полезных ископаемых:
1) горючее; 10) сыпучее;
2) твердое; 11) легче воды;
3) жидкость; 12) газообразное;
4) тяжелее воды; 13) белого цвета;
5) черного цвета; 14) способность плавиться;
6) желтого цвета; 15) пластичное;
7) хрупкое; 16) плохо пропускает воду;
8) имеет запах; 17) коричневого или белого цвета;
9) хорошо пропускает воду; 18) растворяется в воде.
1-й вариант: выбирает из предложенного списка свойства каменного угля и песка. (1, 2, 4, 5, 7 – каменный уголь; 2, 4, 6, 9, 10, 14 – песок)
2-й вариант: выбирает свойства нефти и глины (1, 3, 8, 11 – нефть; 4, 15, 16, 17 – глина)
2. Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?
- Песок, глина;
- Гранит, торф;
- Каменный уголь, поваренная соль.
3. Какие из полезных ископаемых служат топливом?
- Оловянная и медные руды;
- Каменный уголь, природный газ;
- Известняк, мрамор.
Проверочная работа по теме «Разнообразие природы Земли»
1. Кто с чем связан?
Витус Беринг открытие Антарктиды
Джеймс Кук открытие пролива между Азией и Америкой
Беллинсгаузен и Лазарев открытие Австралии
2. Раздели на группы. Дай название группам.
Кенгуру, амурский кот, пингвин, коала, горностай, тюлень, гаттерия, уссурийский тигр.
3. Ответь одним словом:
Какой рельеф позволяет в течение дня побывать в степях, в лесах, на лугах, в ледяной пустыне?
4. От чего зависит наличие ледяной зоны в горах?
- От места расположения гор;
- От высоты гор;
- От удалённости от экватора.
5. Какая отличительная особенность животных Австралии?
- Наличие рогов;
- Наличие сумки;
- Все животные мелкие.
Итоговая проверочная работа
Вариант I
1. Сделай рисунок растения. Подпиши его части.
2. Сделай рисунок строения клетки живого организма. Подпиши ее части.
3. Напиши, какое значение имеет скелет.
4. Составь правильное утверждение.
Ты следишь за гигиеной кожи для того, чтобы…
5. Составь правильное утверждение.
Сутки – это время, …
Месяц – это время, …
Вариант II
1. Напиши основные части клетки.
2. Зачеркни то, что не относится к назначению скелета.
- участвует вместе с мышцами в движении;
- защищает органы тела от повреждений;
- придает телу форму;
- помогает расти;
- является опорой тела;
- защищает от болезнетворных бактерий.
3. Составь правильное утверждение:
Кости черепа прочно соединены между собой для того, чтобы …
4. Составь правильные утверждения:
Сутки – это время, …
Год – это время, …
Месяц – это время, …
5. Соотнеси год и век. Напиши, какие события произошли в эти года.
988 год - …
1240 год -…
1380 год - …
1492 год - ….
Вариант III
1. Напиши, какие из этих полезных ископаемых используют при строительстве, а какие – как горючее.
Каменный уголь, песок, гранит, нефть, мрамор, природный газ, известняк, мел, каменная соль.
2. Соотнеси органы тела человека с соответствующей системой. Назови эти системы.
Нос, сердце, легкие, трахея, вены, бронхи, артерии, позвоночник.
3. Напиши, почему надо дышать через нос. Что при таком дыхании и происходит с воздухом?
4. Какие правила надо соблюдать, чтобы не болеть?
5. Допиши данные утверждения, указав причину 1) и следствие 2).
- Чтобы не было искривления позвоночника и нормально развивались внутренние органы (легкие, сердце), надо сидеть за столом….
- Врачи рекомендуют два раза в день чистить зубы, чтобы ….
Материально-техническое обеспечение
- Арон К., Сахарнов С. Едем, плаваем, летаем…/К. Арон, С. Сахарнов. – М.: Детская литература, 1993
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2001 (cd)
- Детская энциклопедия. Человек. – М.: Педагогика, 1995
- Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Мы и окружающий мир. 4 класс: части 1, 2 / Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. – Самара, Корпорация «Федоров», 2010
- Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. рабочая тетрадь к учебнику « Мы и окружающий мир. 4 класс»/ Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. – Самара, Корпорация «Федоров», 2009
- Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Программа. Мы и окружающий мир. 4 класс. / Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. – Самара: Корпорация «Федоров», 2009
- Елизарова Е. М. Окружающий мир. 4 класс. Поурочные планы по учебнику Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова./ Е. М. Елизарова. – Волгоград, Издательство «Учитель», 2007
- Лубченкова Т. Ю. Русские Колумбы. /Т. Ю. Лубченкова. – М.: Белый город, 2004
- Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова - М.: А – ТЕМП, 2005
- Трафимова Г. В. Тайны далекие и близкие: Книга для чтения по курсу «Мы и окружающий мир» - Самара: Корпорация «Федоров», 2004
- Трафимова Г. В. Секреты и диковинки окружающего мира: Книга для чтения по курсу «Мы и окружающий мир» - Самара: Корпорация «Федоров», 2004
- Что такое? Кто такой? – Т. 1, 2, 3. – М.: Педагогика, 1993
- Шалаева Г, Коровакина Е. Знаете ли вы? / Г. Шалаева, Е. Коровакина. – М.: Филологическое общество «СЛОВО», 1995
- Шустова И. Теперь я знаю. / И. Шустова. – М.: Детская литература, 1994
- Энциклопедия для детей. Биология. – М.: Аванта+, 1995
- Энциклопедия для детей. Геология. – М.: Аванта+, 2002
- Энциклопедия для детей. Человек. – М.: Аванта+, 2002, 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру 1 класс
Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру в 1 классе "Школа России" по новым стандартам с УУД...
Календарно- тематическое планирование по окружающему миру. 3 класс.
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру. 3 класс. 2011-2012 учебный год.Учитель: ……………………………………………………………………… Пояснительная записка. Данное планир...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс
Представлено планирование уроков по учебнику Поглазовой О.Т. (комбинированный курс) в 4 классе...
Календарно - тематическое планирование по окружающему миру (3 кл) к учебнику "Окружающий мир" (авт. Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И.Сивоглазов).. й
Календарно - тематическое планирование по окружающему миру (3 кл) составлено к учебнику "Окружающий мир" (авт. Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И.Сивоглазов)....
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру к учебнику Плешакова А. А. «Окружающий мир» 4 класс
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру к учебнику Плешакова А.А. "Окружающий мир" 4 класс ФГОС...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе (1-4) по учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А.
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе (1-4) по учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А. ч.1, ч.2. из расчета 2 часа в неделю, всего в год 66 часов...