Урок окружающего мира в 4 классе по программе Н.Ф.Виноградовой "Начальная школа 21 века" на тему "Как возникали и строились города"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме
Вначале урока проверка домашнего задания: дифференцированная работа, работа по карточкам, разгадывание кроссворда. Новая тема начинается с постановки роблемной ситуации по определению причину возникновения городов на Руси. Обучающиеся работают со словарями, в группах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_voznikali_goroda_4_klass_arkhiv_zip_-_winrar.zip | 2.59 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира в 4 классе. Тема: Как возникали и строились города.
Цель: определить причину возникновения городов на Руси;
Задачи: выяснить, где и каким образом строились города в Древней Руси; формировать навыки самостоятельной работы с текстом учебника;
развивать умения соотносить факты, сравнивать и описывать, соотносить тексты исторических источников с событиями, делать выводы.
Воспитывать интерес к истории и культуре своей страны.
Оборудование: проектор, компьютер, карточки, тест, кроссворд.
Ход урока.
I Орг. момент.
-Наш урок я бы хотела начать с пословицы «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости»
Как вы ее понимаете? (Каждый день на уроке мы узнаем что-то новое.)
-Сегодня нам предстоит пополнить багаж знаний. Наши знания – это наше богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем.
Вперед, за новыми знаниями! Я желаю всем плодотворной работы, успехов в изучении нового материала.
Надеюсь на сотрудничество, взаимопонимание, взаимопомощь в работе.
II Актуализация знаний
- Как называется раздел Окружающего мира, который мы изучаем несколько уроков? ( Родная страна от края до края)
-С какой темой познакомились на прошлом уроке?
Проверим наши знания.
а) Дифференцированная работа. Карточки 3 уровней сложности
1 карточка
1. «Каменным поясом Земли Русской» называли:
а) Саяны
б) Алтай
в) Кавказские горы
г) Уральские горы
2. Самые высокие горы России - это…
а) вулканы Камчатки
б) Уральские горы
в) Кавказские горы
3. Западно-Сибирская равнина – это…
а) холмистая равнина
б) плоская равнина
4. В список Всемирного наследия включены…
а) вулканы Камчатки
б) Саяны
в) Алтай
5. Одна из крупнейших равнин земного шара …
а) Западно-Сибирская равнина
б) Восточно-Европейская равнина
2 карточка
1.Что такое равнина? (Равнины - это ровные или холмистые участки земной поверхности.)
2.Что вы можете сказать о горах? (Горы высоко поднимаются над уровнем моря. Горы бывают молодые - высокие, и старые — невысокие.)
3 карточка
1.Как называют Уральские горы называют? («старые горы»,)
2.Что такое рельеф?
3. Какие равнины расположены на территории нашей страны?
б) Работа с классом.
Разгадывание кроссворда. (Коллективная работа)
п | ||||
л | ||||
о | л | н | ||
с | е | а | ||
к | р | р | ||
о | у | м | о | |
г | о | р | о | д |
о | б | а | н | н |
р | ь | л | т | а |
ь | с | о | я | |
е | с | в | ||
к | ||||
и | ||||
е |
- Место с равниной или холмистой поверхностью, лежащей высоко над уровнем моря. (Плоскогорье)
- Крупная река, протекающая по территории Западно-Сибирской равнины. (Обь)
- Какие горы называли “Каменным поясом Земли?” (Уральские)
- Какой поэт бл убит на Северном Кавказе, на склоне роры Машук? (М.Ю.Лермонтов)
- Самая высокая гора Уральских гор? (Народная)
III. Постановка цели.
- Внимательно посмотрите на кроссворд, найдите слово, которое поможет вам сформулировать тему урока. О чем мы сегодня будем говорить на уроке?
(Сегодня на уроке мы будем говорить о городах.)
-Всё верно мы будем говорить о городах
Создание проблемной ситуации.
-А что такое “город” как вы считаете?
-От каких слов произошло слово “город”?
- Мой вопрос вызвал у вас затруднения - обратитесь к словарям. Найдите и прочитайте определение.
Работа в группах со словарями Ожегова, Даля.
(ответы детей.) (слайд №3 )
Определение темы, постановка учебной задачи.
я предлагаю вам отправиться сегодня в прошлое, чтобы
сформировать у себя понятие о том, что такое “город”,
-Тема нашего урока “Как возникали и строились города”
- А как вы думаете, для чего мы будем изучать данную тему?
- Какова же цель нашего урока?
Рассказ учителя с показом презентации о городах.
Сегодня нам очень трудно представить себе современный мир без больших городов, высотных зданий. Города бывают большие и малые, города –“миллионеры” и города –крепости. Одни имеют древнюю историю, другие были построены совсем недавно. “Профессии” городов тоже различны. Одни города-столиц, другие крупные промышленные центры, третьи – порты или курорты. Город – это всегда центр какой-то земли, территории, края. Вокруг располагаются другие населенные пункты- села, поселки, деревни. Но ведь было время, когда можно было пройти сотни километров и не встретить жилья человека.
(Слайд № 4-6)
- На этой территории в далеком прошлом жили наши предки – славяне.
Послушайте стихотворение Натальи Кончаловской и ответьте на вопрос:
- Почему именно на этих территориях остановились славяне?
Много было в чаще бора и медведей, и волков,
Много уток на озёрах, на болотах куликов.
Коршун вился над лугами, и лосиною тропой
Зверь с могучими рогами выходил на водопой.
Поселялись люди редко на реке, в глуши лесной,
Только предки наших предков появлялись тут весной.
Толь в ладьях они приплыли, толь верхами, толь пешком,
Посидели, обсудили, осмотрели всё кругом
И решили: Места много, есть что есть и есть что пить!
Помолились люди Богу, стали строиться и жить.
- Почему же именно на этих территориях остановились славяне?
(Места были водные, охотничьи, медовые. Огромные луга гарантировали обильный корм скоту).
IV. Исследовательская работа.
Работа с учебником (с. 39).
Работа в группах.
Работа с рубрикой “Выскажем предположение” (Ответы детей)
- Не всё было так гладко и хорошо. Время было беспокойное, жители соседних поселков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. Вокруг своих поселений они копали глубокие ямы, ставили частокол. Для этого срубали дерево, обрубали сучья, обтёсывали, заостряли, а потом обжигали на огне. Бревна надо было обжигать гладко, врыть глубоко, чтобы они плотно прилегали друг к другу. Поэтому такая изгородь и называлась частоколом. Она была крепкой и стояла долго. Вспомните, какие места для своих поселений выбирали славяне? (На высоких берегах рек.)
- Почему выбирали именно эти места ( Не было дорог. По рекам передвигались. Высокие берега защищали от наводнений и нападений врагов. Занимались рыболовством, земледелием)
- Реки были в то время единственной дорогой, используя которую славяне могли обмениваться товарами, как между собой, так и с другими народами.
По пути следования купцов на славянской территории возникали многочисленные места складирования товаров и обмена ими. Товары нужно было огораживать, охраняя их от врагов. А защитой могла служить только крепость, в центре которой была торговая площадь. Крепость становилась главным местом, вокруг которого разрастался город. Таким образом, на славянской территории возникли многочисленные города.
- Слово “город” в древнерусском языке означало укрепленное поселение. Все, что было окружено крепостной стеной, считалось городом.
На территории Древней Руси, к 12 в. городов было 150. Города возникали и развивались по берегам рек, озер, служивших торговыми путями.
- С какой целью возводились города?
Физминутка
Посмотрите вокруг, как здесь красиво!
Представьте, что вы в городе
А сейчас расслабтесь, закройте глаза.
Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.
Вдох – выдох, вдох – выдох, вдох – выдох.
Мы слышим шум моря, прибой волны
И шелест волн прибрежных.
V. Работа в тетрадях с.20 -21 №23
Проверка
- Дома вы подбирали информацию о “кремлевских” городах и теперь, используя эти источники, найдите ответы на поставленные вопросы
VI. Работа в группах
- У вас на столе лежат карточки с планом вашего рассказа.
1. Первое упоминание о городах
2. Год основания города.
3. История названия города
4. Где расположен?
5. Достопримечательности города.
Заслушивание ответов.
Тест
Что означало слово «город» в древнерусском языке?
– Как возникали первые города?
- Из каких составных частей состоит крепость
– Когда возник Киев, Новгород?
Обобщение.
- Что означало слово «город» в древнерусском языке?
– Как возникали первые города?
VII. Итог урока
- Какова была цель урока?
- Достиг ли урок цели?
– Что положили в «портфель знаний»?
- О чём бы хотели ещё узнать?
VIII. Рефлексия.
- Возьмите кирпичики и оцените свою работу на уроке.
З – Я всё понял, мне было интересно, я справился с заданиями.
Ж– Я всё понял, но не все задания могу выполнить сам.
К – Мне ещё трудно.- Ребята, вам понравился урок?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок окружающего мира 2 класс по программе "Начальная школа 21 век"
Урок окружающего мира 2 класс на тему: " Четыре царства живой природы "по программе " Начальная школа 21 века"...
Тематическое планирование уроков окружающего мира 1 класс по программе "Перспективная начальная школа"
Тематическое планирование разработано по окружающему миру по программе "Перспективная начальная школа" для 1 класса по учебникуавторов: О. Н. Федотова, Г.Л. Трафимова, С. А. Трафимов с УУД...
урок окружающего мира 1 класс по программе "Школа России"
Дети знакомятся с цветами радуги, ее возникновением на небе, разучивают запоминалки про цвета радуги....
урок окружающего мира 1 класс по программе "Школа России"
ТЕМА: «Где зимуют птицы»ЦЕЛЬ: расширить знания о птицах, зимующий в наших краях, и перелетных; воспитывать заботливое отношение к птицам....
Урок окружающего мира 4 класс по программе "Школа XXI века" - Орган зрения - глаз
Цель: образовательные: расширять знания учащихся о зрении, о его значении в жизни человека;Задачи:- объяснить значение органов чувств для жизнедеятельности человека:- сформировать представл...
Урок окружающего мира 1 класс по программе Школа 21 века
Тема: Узнаем о космосеТип урока: ОНЗОсновные цели:1.Сформировать представления детей о космосе.2.Расширить словарный запас учащихся.3. Воспитывать чувство гордости за свою Родину; уважение к тру...
Технологическая карта урока окружающего мира 4 класс по программе Школа 21 века
В данной разработке представлена технологическая карта урока окружающего мира с применение ИКТ в 4 классе по теме Дыхательная система человека(программа школа 21 века). Урок соответсвует требованиям Ф...