Урок окружающего мира в 4 классе по программе Н.Ф.Виноградовой "Начальная школа 21 века" на тему "Как возникали и строились города"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Вначале урока проверка домашнего задания: дифференцированная работа, работа по карточкам, разгадывание кроссворда. Новая тема начинается с постановки роблемной ситуации  по  определению причину возникновения городов на Руси. Обучающиеся работают со словарями, в группах.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon kak_voznikali_goroda_4_klass_arkhiv_zip_-_winrar.zip2.59 МБ

Предварительный просмотр:

 Урок окружающего мира в 4 классе. Тема: Как возникали и строились             города.

Цель: определить причину возникновения городов на Руси;

Задачи: выяснить, где и каким образом строились города в Древней Руси; формировать навыки самостоятельной работы с текстом учебника;

развивать умения соотносить факты, сравнивать и описывать, соотносить тексты исторических источников с событиями, делать выводы.

Воспитывать интерес к истории и культуре своей страны.

 Оборудование: проектор, компьютер, карточки, тест, кроссворд.

Ход урока.

I Орг. момент.

-Наш урок я бы хотела начать с пословицы «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости»

Как вы ее понимаете? (Каждый день на уроке мы узнаем что-то новое.)

 -Сегодня нам предстоит пополнить багаж знаний. Наши знания – это наше богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем.

Вперед, за новыми знаниями! Я желаю всем плодотворной работы, успехов в изучении нового материала.

Надеюсь на сотрудничество, взаимопонимание, взаимопомощь в работе.

II Актуализация знаний

  - Как называется раздел Окружающего мира, который мы изучаем несколько          уроков? ( Родная страна от края до края)

-С какой темой познакомились на прошлом уроке?

Проверим наши знания.

а) Дифференцированная работа.  Карточки 3 уровней сложности

1 карточка

1. «Каменным поясом Земли Русской» называли:

а) Саяны

б) Алтай

в) Кавказские горы

г) Уральские горы

2. Самые высокие горы России - это…

а) вулканы Камчатки

б) Уральские горы

в) Кавказские горы

3. Западно-Сибирская равнина – это…

а) холмистая равнина

б) плоская равнина

4. В список Всемирного наследия включены…

а) вулканы Камчатки

б) Саяны

в) Алтай

5. Одна из крупнейших равнин земного шара …

а) Западно-Сибирская равнина

б) Восточно-Европейская равнина

2 карточка

1.Что такое равнина? (Равнины - это ровные или холмистые участки земной поверхности.)

2.Что вы можете сказать о горах? (Горы высоко поднимаются над уровнем моря. Горы бывают молодые - высокие, и старые — невысокие.)

3 карточка

1.Как называют Уральские горы называют? («старые горы»,)

2.Что такое рельеф?

3. Какие равнины расположены на территории нашей страны?

б) Работа с классом.

Разгадывание кроссворда. (Коллективная работа)

п

л

о

л

н

с

е

а

к

р

р

о

у

м

о

г

о

р

о

д

о

б

а

н

н

р

ь

л

т

а

ь

с

о

я

е

с

в

к

и

е

  1. Место с равниной или холмистой поверхностью, лежащей высоко над уровнем моря. (Плоскогорье)
  2. Крупная река, протекающая по территории Западно-Сибирской равнины. (Обь)
  3. Какие горы называли “Каменным поясом Земли?” (Уральские)
  4. Какой поэт бл убит на Северном Кавказе, на склоне роры Машук? (М.Ю.Лермонтов)
  5. Самая высокая гора Уральских гор? (Народная)

III.  Постановка цели.

- Внимательно посмотрите на кроссворд, найдите слово, которое поможет вам сформулировать тему урока. О чем мы сегодня будем говорить на уроке?

(Сегодня на уроке мы будем говорить о городах.)

-Всё верно мы будем говорить о городах

Создание проблемной ситуации.  

-А что такое “город” как вы считаете?

-От каких слов произошло слово “город”?

- Мой вопрос вызвал у вас затруднения - обратитесь к словарям. Найдите   и прочитайте определение.

Работа в группах со словарями Ожегова, Даля.

 (ответы детей.) (слайд №3 )

Определение темы, постановка учебной задачи.

я предлагаю вам отправиться сегодня в прошлое, чтобы

сформировать у себя понятие о том, что такое “город”,

-Тема нашего урока        “Как возникали и строились города”

- А как вы думаете, для чего мы будем изучать данную тему?

- Какова же цель нашего урока?

Рассказ учителя с показом презентации о городах.

Сегодня нам очень трудно представить себе современный мир без больших городов, высотных зданий. Города бывают большие и малые, города –“миллионеры” и города –крепости. Одни имеют древнюю историю, другие были построены совсем недавно. “Профессии” городов тоже различны. Одни города-столиц, другие крупные промышленные центры, третьи – порты или курорты. Город – это всегда центр какой-то земли, территории, края. Вокруг располагаются другие населенные пункты- села, поселки, деревни. Но ведь было время, когда можно было пройти сотни километров и не встретить  жилья человека.

(Слайд № 4-6)

- На этой территории в далеком прошлом жили наши предки – славяне.

 Послушайте стихотворение Натальи  Кончаловской и ответьте на вопрос:
- Почему именно на этих территориях остановились славяне?

Много было в чаще бора и медведей, и волков,
Много уток на озёрах, на болотах куликов.
Коршун вился над лугами, и лосиною тропой
Зверь с могучими рогами выходил на водопой.
Поселялись люди редко на реке, в глуши лесной, 
Только предки наших предков появлялись тут весной.
Толь в ладьях они приплыли, толь верхами, толь пешком,
Посидели, обсудили, осмотрели всё кругом
И решили: Места много, есть что есть и есть что пить!
Помолились люди Богу, стали строиться и жить.

- Почему же именно на этих территориях остановились славяне?
(Места были водные, охотничьи, медовые. Огромные луга гарантировали обильный корм скоту).
IV. Исследовательская работа.

Работа с учебником (с. 39).

Работа в группах.

Работа с рубрикой “Выскажем предположение” (Ответы детей)
- Не всё было так гладко и хорошо. Время было беспокойное, жители соседних поселков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. Вокруг своих поселений они копали глубокие ямы, ставили частокол. Для этого срубали дерево, обрубали сучья, обтёсывали, заостряли, а потом обжигали на огне. Бревна надо было обжигать гладко, врыть глубоко, чтобы они плотно прилегали друг к другу. Поэтому такая изгородь и называлась частоколом. Она была крепкой и стояла долго. Вспомните, какие места для своих поселений выбирали
 славяне? (На высоких берегах рек.)

- Почему выбирали именно эти места ( Не было дорог. По рекам передвигались.  Высокие берега защищали от наводнений и нападений врагов. Занимались рыболовством, земледелием)

- Реки были в то время единственной дорогой, используя которую славяне могли обмениваться товарами, как между собой, так и с другими народами.

 По пути следования купцов на славянской территории возникали многочисленные места складирования товаров и обмена ими. Товары нужно было огораживать, охраняя их от врагов. А защитой могла служить только крепость, в центре которой была торговая площадь. Крепость становилась главным местом, вокруг которого разрастался город. Таким образом, на славянской территории возникли многочисленные города.

- Слово “город” в древнерусском языке означало укрепленное поселение.  Все, что было окружено крепостной стеной, считалось городом.

На территории Древней Руси, к 12 в. городов было 150. Города возникали и развивались по берегам рек, озер, служивших торговыми путями.

- С какой целью возводились города?

Физминутка

Посмотрите вокруг, как здесь красиво!

Представьте, что вы  в городе

А сейчас расслабтесь, закройте глаза.

Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.

Вдох – выдох, вдох – выдох, вдох – выдох.

Мы слышим шум моря, прибой волны

И шелест волн прибрежных.

V. Работа в тетрадях с.20 -21 №23

Проверка

- Дома вы подбирали информацию о “кремлевских” городах и теперь, используя эти источники, найдите ответы на поставленные вопросы

VI.   Работа в группах

- У вас на столе лежат карточки с планом вашего рассказа.

1. Первое упоминание о городах

2. Год основания города.

3.  История названия города

4. Где расположен?

5. Достопримечательности  города.

   Заслушивание ответов.

Тест

Что означало слово «город» в древнерусском языке?

– Как возникали первые города?

- Из каких составных частей состоит крепость

– Когда возник Киев, Новгород?

Обобщение.

 - Что означало слово «город» в древнерусском языке?

– Как возникали первые города?

VII.     Итог урока

- Какова была цель урока?

-  Достиг ли урок цели?  

– Что положили в «портфель знаний»?

- О чём бы хотели ещё узнать?

VIII.  Рефлексия.

- Возьмите кирпичики и  оцените свою работу на уроке.

З – Я всё понял, мне было интересно, я справился с заданиями.

Ж– Я всё понял, но не все задания могу выполнить сам.

К – Мне ещё трудно.- Ребята, вам понравился урок?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира 2 класс по программе "Начальная школа 21 век"

Урок окружающего мира 2 класс  на тему: " Четыре царства живой природы "по программе " Начальная школа 21 века"...

Тематическое планирование уроков окружающего мира 1 класс по программе "Перспективная начальная школа"

Тематическое планирование разработано по окружающему миру по программе "Перспективная начальная школа" для 1 класса по учебникуавторов: О. Н. Федотова, Г.Л. Трафимова, С. А. Трафимов с УУД...

урок окружающего мира 1 класс по программе "Школа России"

Дети знакомятся с цветами радуги, ее возникновением на небе, разучивают запоминалки про цвета радуги....

урок окружающего мира 1 класс по программе "Школа России"

ТЕМА: «Где зимуют птицы»ЦЕЛЬ: расширить знания о птицах, зимующий в наших краях, и перелетных; воспитывать заботливое отношение к птицам....

Урок окружающего мира 4 класс по программе "Школа XXI века" - Орган зрения - глаз

Цель: образовательные: расширять знания учащихся о зрении, о его  значении в жизни человека;Задачи:- объяснить значение органов чувств для жизнедеятельности человека:- сформировать представл...

Урок окружающего мира 1 класс по программе Школа 21 века

Тема: Узнаем о космосеТип урока: ОНЗОсновные цели:1.Сформировать  представления детей о космосе.2.Расширить словарный запас учащихся.3. Воспитывать чувство гордости за свою Родину; уважение к тру...

Технологическая карта урока окружающего мира 4 класс по программе Школа 21 века

В данной разработке представлена технологическая карта урока окружающего мира с применение ИКТ в 4 классе по теме Дыхательная система человека(программа школа 21 века). Урок соответсвует требованиям Ф...