урок окружающего мира 1 класс по программе "Школа России"
план-конспект урока (окружающий мир, 1 класс) по теме
Дети знакомятся с цветами радуги, ее возникновением на небе, разучивают запоминалки про цвета радуги.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок окружающий мир 1 класс
Тема: «Почему радуга разноцветная?»
Цели: формировать начальные представления о свете и цвете, о причинах возникновения радуги; познакомить с цветами радуги и их последовательностью.
Ход занятия:
1.Организационный момент
Приветствие, проверка готовности к уроку, мотивация учащихся.
Долгожданный дан звонок-
Начинается урок
Он пойдет ребятам впрок.
2.Актуализация знаний
- Ребята давайте вспомним лето, вам нравится дождь?
- Почему?
- Какой бывает природа после дождя?
- Нравится ли вам такое время? Почему?
- Я прочитаю стихотворение, а вы по содержанию будете показывать движения.
Почему повсюду лужи?
(дети разводят руки в стороны и помахивают плечами)
Мама зонтик свой берёт.
( имитируют движение)
Почему же? Почему же?
( движения, как в 1-ой строке)
Потому что…….
(хором: «Дождь идёт!»)
Дети хлопают в ладони, показывая какой сильный дождик
Однажды Муравей – Вопросик попал под сильный дождь и спрятался под зонтиком. А когда дождь почти закончился, появилось солнце. Муравей услышал, как высоко в небе кто-то запел тоненьким голоском:
Я всегда со светом дружен.
Если солнышко в окне,
Я от зеркала, от лужи
Пробегаю по листве…
-Кто ты? – спросил Муравьишка.
- Ребята, как вы думаете, кто это был? (солнечный зайчик)
Что ты делаешь там так высоко?- спросил Муравей.
- Я делаю чудеса! – ответил Солнечный зайчик.
Счастливый Муравьишка посмотрел вокруг и вдруг на небе он заметил чудо……
- А какое?
Отгадайте загадку :
СЛАЙД Что за чудо-красота!
Расписные ворота
Показались на пути.
В них ни въехать, ни войти. (РАДУГА)
-Что появилось на небе?
- Правильно. Радуга!
- Как же так? – удивился Муравьишка.- Ты Солнечный зайчик сам белый, а радуга разноцветная! Почему радуга разноцветная?
Засмеялся Солнечный зайчик и ничего не сказал. А нам с вами надо помочь Муравьишке разобраться с этим вопросом.
-Ребята, как вы думаете, как будет называться тема нашего урока? (Почему радуга разноцветная?) СЛАЙД ТЕМА УРОКА
- Задачи нашего урока, или что мы должны узнать? (как возникает радуга. Научимся перечислять цвета радуги в правильной последовательности). СЛАЙД ЗАДАЧИ
3. Тема урока. Постановка проблемного вопроса.
Да, ребята, мы сегодня с вами поговорим о радуге. Должны узнать, что такое радуга, как и когда она появляется.
Дети, кто из вас видел радугу?
- Какое настроение было, когда ты увидел радугу?
- Ребята, когда в небе появляется радуга? (когда светит солнце и идёт дождь)
Чтение стихотворения Н. Михайловой:
Солнце светит и смеётся, СЛАЙД
А на Землю дождик льётся.
И выходит на луга
Семицветная дуга.
- Сколько цветов у радуги? (семь)
- Как поэтесса назвала радугу в стихотворении? (Семицветная дуга)
Все вы видели, что капелька бесцветная, и лучик бесцветный.
Проблемный вопрос. Почему же радуга разноцветная? Как вы думаете?
4. Изучение нового материала.
Предположения детей (дети пытаются ответить на вопрос)
-На что попадают в небе солнечные лучи? (На капельки дождя)
-Что происходит с солнечными лучами? (Распадаются на разноцветные лучики.)
-Что при этом образуется? (Радуга).
Объяснение учителя
Построили радугу солнечные лучи и дождевые капли.
Дождь заканчивается. Редкие капли еще падают на землю, но из-за тучи уже выглянуло солнце. Солнце светит сквозь падающий дождь, лучи его проходят через дождевые капли, и на небе напротив солнца возникает необычная цветная дуга.
Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной.
- Что такое радуга? (Это солнечное свечение)
Солнечные лучи, попадая на капельку дождя, распадаются на разноцветные лучики. СЛАЙД
Кто главный “художник” в природе? (Солнце)
5.Физминутка
6.Постановка проблемного вопроса.
- Кто знает, из каких цветов состоит радуга?
В радуге семь цветов, и все они всегда расположены в одном порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый СЛАЙД
- Как запомнить их по порядку и очень быстро?
- Чтобы запомнить цвета радуги, люди придумали такие фразы – подсказки:
« Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». СЛАЙД
Или
«Как Однажды Жан – Звонарь Голубой Сломал Фонарь»
Повторить фразы – подсказки, заучивание.
8. Обобщение ответов учащихся
Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут - радуга.
Радуга появляется только тогда, когда одновременно идёт дождь и светит солнце.
Иногда на небе можно увидеть не одну, а две радуги. А очень редко – даже три или четыре. СЛАЙД
Это бывает в тех случаях, когда солнечный луч дважды отражается в капле воды.
Когда дождь стихает, будто кто–то стирает радугу с неба.
Радуга бывает большой, когда солнце находится над горизонтом – утром или ближе к вечеру. Когда солнце стоит высоко в небе, радуга небольшая.
Когда мы смотрим на радугу с земли, она кажется нам дугой. Если на радугу посмотреть с высоты, например с самолета, она будет казаться кругом.
9. Закрепление знаний.
Работа по учебнику (стр.41).
-Что делают Черепаха и Муравьишка? ( Поливают)
- Как вы думаете, что они хотят получить? ( Радугу).
-Может ли получиться у них радуга?
- Почему?
(Солнечные лучи пройдут через капли воды и получится радуга.)
- Где еще можем мы наблюдать маленькие “радуги” в жизни, вокруг себя? (Брызги фонтана, мыльные пузыри, искорки снега сверкают на солнце в морозный день)
-Помогите Муравьишке правильно составить радугу.
Работа с электронным приложением (задание 1 )
10. Физкультминутка на коррекцию зрения
11. Рефлексия.
Организация работы в паре
Задание: 1 – нарисовать радугу на листе бумаги.
2 – нарисовать «Мастеров, которые строят радугу». (Дети должны нарисовать Солнышко и Дождик).
Проверка: (дети в паре должны поменяться листочками)
1 – если цвета радуги расположены в верном порядке, то учащиеся 2 группы рисуют на радуге глазки, носик, ротик.
2 – Ребята, а кто же «мастерит радугу»?
-Посмотрите, какие Мастера нарисованы у ребят!
- Как получается радуга?
(Солнечные лучи, попадая в небе на капельки дождя, распадаются на разноцветные лучики.)
-Почему наша радуга получилась такая весёлая?
-Чему она рада?
-Дети запомнили все её цвета.
- Молодцы! СЛАЙД
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира Тема "Золотое кольцо России (УМК "Школа России" 3 класс)
Тема: «Золотое кольцо России»Цели деятельности учителя: закрепление представлений учащихся о городах России, которые называются золотым кольцом...
Конспект урока окружающего мира. Тема "Основной закон России и права Человека" (УМК "Школа России", 4 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока: «Основной закон России и права Человека» Цели деятельности учителя: формирование знаний о Конституции РФ; формирование представлений о права...
КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Тема: «Золотое кольцо России» (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся о городах «Золотого кольца», знакомство с их достопримечательностями. Планируемые результаты Предметные: знать города золотого...
КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Тема: «Золотое кольцо России» (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование знаний о городах золотого кольца России; формирование бережного отношения к истории России. Планируемые результаты Предметные: знать все города входящие в...
КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Тема: «Ближайшие соседи России» (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование знаний работы с картой; формирование представлений о ближайих соседях России. Планируемые результаты Предметные: знать как работать с картой; страны соседей Рос...
Технологическая карта урока окружающего мира. Тема «Золотое кольцо России ».(УМК Школа России, 3 класс)
Тема урока «Золотое кольцо России» Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: знакомство детей с городами, входящими в «Золотое кольцо России»...
Технологическая карта урока окружающего мира. Тема «Золотое кольцо России 2».(УМК Школа России, 3 класс)
Тема урока «Золотое кольцо России» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование знаний у обучающихся, о древних городах, которые образуют Золотое коль...