урок окружающего мира 1 класс по программе "Школа России"
план-конспект урока (окружающий мир, 1 класс) по теме

Дети знакомятся с цветами радуги, ее возникновением на небе, разучивают запоминалки про цвета радуги.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающий мир 1 класс

Тема: «Почему радуга разноцветная?»

Цели: формировать начальные представления о свете и цвете, о причинах возникновения радуги; познакомить с цветами радуги и их последовательностью.

Ход занятия:

1.Организационный момент

Приветствие, проверка готовности к уроку,  мотивация учащихся.

Долгожданный дан звонок-

Начинается урок

Он пойдет ребятам впрок.

2.Актуализация знаний

- Ребята давайте вспомним лето, вам нравится дождь?

- Почему?

- Какой бывает природа после дождя?

- Нравится ли вам такое время? Почему?

- Я прочитаю стихотворение, а вы по содержанию будете показывать движения.

Почему повсюду лужи?

(дети разводят руки в стороны и помахивают плечами)

Мама зонтик свой берёт.

( имитируют движение)

Почему же? Почему же?

( движения, как в 1-ой строке)

Потому  что…….

(хором: «Дождь идёт!»)

Дети хлопают в ладони, показывая какой сильный дождик

Однажды Муравей – Вопросик попал под сильный дождь и спрятался под зонтиком. А когда дождь почти закончился, появилось солнце. Муравей услышал, как высоко в небе кто-то запел тоненьким голоском:

Я всегда со светом дружен.

Если солнышко в окне,

Я от зеркала, от лужи

Пробегаю по листве…

-Кто ты? – спросил Муравьишка.

- Ребята, как вы думаете, кто это был? (солнечный зайчик)

Что ты делаешь там так высоко?- спросил Муравей.

- Я делаю чудеса! – ответил Солнечный зайчик.

Счастливый Муравьишка посмотрел вокруг и вдруг на небе  он заметил чудо……

- А какое?

Отгадайте загадку :

СЛАЙД         Что за чудо-красота!

Расписные ворота

Показались на пути.

В них ни въехать, ни войти. (РАДУГА)

-Что появилось на небе?   

-  Правильно. Радуга!

- Как же так? – удивился Муравьишка.- Ты Солнечный зайчик сам белый, а радуга разноцветная! Почему радуга разноцветная?

Засмеялся Солнечный зайчик и ничего не сказал. А нам с вами надо помочь Муравьишке разобраться с этим вопросом.

-Ребята, как вы думаете, как будет называться тема нашего урока? (Почему радуга разноцветная?) СЛАЙД  ТЕМА УРОКА

- Задачи нашего урока, или что мы должны узнать? (как возникает радуга. Научимся перечислять цвета радуги в правильной последовательности). СЛАЙД  ЗАДАЧИ

3. Тема урока. Постановка проблемного вопроса.

Да, ребята, мы сегодня с вами поговорим о радуге. Должны узнать, что такое радуга, как и когда она появляется.

Дети, кто из вас видел радугу?

            - Какое настроение было, когда ты увидел радугу?

- Ребята, когда в небе появляется радуга? (когда светит солнце и идёт дождь)

Чтение стихотворения   Н. Михайловой:

Солнце светит и смеётся,                              СЛАЙД

А на Землю дождик льётся.

И    выходит на луга

Семицветная дуга.

- Сколько цветов у радуги? (семь)

- Как поэтесса назвала радугу в стихотворении? (Семицветная дуга)

Все вы видели, что капелька бесцветная, и лучик бесцветный.

Проблемный вопрос. Почему же радуга разноцветная? Как вы думаете?

4. Изучение нового материала.

 Предположения детей (дети пытаются ответить на вопрос)

-На что попадают в небе солнечные лучи?  (На капельки дождя)

-Что происходит с солнечными лучами? (Распадаются на разноцветные лучики.)

-Что при этом образуется? (Радуга).

Объяснение учителя 

Построили радугу солнечные лучи и дождевые капли.

Дождь заканчивается. Редкие капли еще падают на землю, но из-за тучи уже выглянуло солнце. Солнце светит сквозь падающий дождь, лучи его проходят через дождевые капли, и на небе напротив солнца возникает необычная цветная дуга.

Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной.

- Что такое радуга? (Это солнечное свечение)

Солнечные лучи, попадая на капельку дождя, распадаются на разноцветные лучики. СЛАЙД

Кто главный “художник” в природе? (Солнце)

5.Физминутка

6.Постановка проблемного вопроса.

- Кто знает, из каких цветов  состоит радуга?

 В радуге семь цветов, и все они всегда расположены в одном порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый СЛАЙД

- Как  запомнить их по порядку и очень быстро?

- Чтобы запомнить цвета радуги, люди придумали такие фразы – подсказки:

 « Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». СЛАЙД

Или

 «Как Однажды Жан – Звонарь Голубой Сломал Фонарь»

Повторить  фразы – подсказки, заучивание.

8. Обобщение ответов учащихся

Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут - радуга.

Радуга появляется только тогда, когда одновременно идёт дождь и светит солнце.

Иногда на небе можно увидеть не одну, а две радуги. А очень редко – даже три или четыре. СЛАЙД

Это бывает в тех случаях, когда солнечный луч дважды отражается в капле воды.

Когда дождь стихает, будто кто–то стирает радугу с неба.

Радуга бывает большой, когда солнце находится над горизонтом – утром или ближе к вечеру. Когда солнце стоит высоко в небе, радуга небольшая.

Когда мы смотрим на радугу с земли, она кажется нам дугой. Если на радугу посмотреть с высоты, например с самолета, она будет казаться кругом.

9. Закрепление знаний.

 Работа по учебнику  (стр.41).

   -Что делают Черепаха и Муравьишка?   ( Поливают)

   - Как вы думаете, что они хотят получить?    ( Радугу).

-Может ли получиться у них радуга?

  - Почему?  

         (Солнечные лучи пройдут через капли воды и получится радуга.)

- Где еще можем мы наблюдать маленькие “радуги” в жизни, вокруг себя? (Брызги фонтана, мыльные пузыри, искорки снега сверкают на солнце в морозный день)

 -Помогите  Муравьишке правильно составить  радугу.

Работа с электронным приложением (задание 1 )

10. Физкультминутка на коррекцию зрения

11.  Рефлексия.

    Организация  работы в паре

Задание: 1 – нарисовать радугу на листе бумаги.

2  – нарисовать «Мастеров, которые строят радугу». (Дети должны нарисовать Солнышко и Дождик).

Проверка: (дети в паре должны поменяться листочками)

1 – если цвета радуги расположены в верном порядке, то    учащиеся  2 группы рисуют на радуге глазки, носик, ротик.

2  – Ребята, а кто же «мастерит радугу»?

                            -Посмотрите, какие Мастера нарисованы у ребят!

  - Как получается радуга?

 (Солнечные лучи, попадая в небе на капельки дождя, распадаются на разноцветные лучики.)

-Почему наша радуга получилась такая весёлая?

-Чему она рада?

-Дети запомнили все её цвета.

- Молодцы! СЛАЙД

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира Тема "Золотое кольцо России (УМК "Школа России" 3 класс)

Тема: «Золотое кольцо России»Цели деятельности учителя: закрепление  представлений учащихся о городах России, которые называются золотым кольцом...

Конспект урока окружающего мира. Тема "Основной закон России и права Человека" (УМК "Школа России", 4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока: «Основной закон России и права Человека» Цели деятельности учителя: формирование знаний о Конституции РФ; формирование представлений о права...

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Тема: «Золотое кольцо России» (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся о городах «Золотого кольца», знакомство с их достопримечательностями. Планируемые результаты Предметные:  знать города золотого...

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Тема: «Золотое кольцо России» (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о городах золотого кольца России; формирование бережного отношения к истории России. Планируемые результаты Предметные:  знать все города входящие в...

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Тема: «Ближайшие соседи России» (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний работы с картой; формирование представлений о ближайих соседях России. Планируемые результаты Предметные: знать как работать с картой; страны соседей Рос...

Технологическая карта урока окружающего мира. Тема «Золотое кольцо России ».(УМК Школа России, 3 класс)

Тема урока «Золотое кольцо России» Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: знакомство детей с городами, входящими в «Золотое кольцо России»...

Технологическая карта урока окружающего мира. Тема «Золотое кольцо России 2».(УМК Школа России, 3 класс)

Тема урока «Золотое кольцо России» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование знаний у обучающихся, о древних городах, которые образуют Золотое коль...