Урок - суд
план-конспект урока по окружающему миру по теме
Предварительный просмотр:
Тема: Обобщающий урок «Охрана животных. Красная книга растений и животных».
Цели:
- Сформировать целостный взгляд на проблемы сохранности живой природы и места человека в ней;
- Развивать экологическое мышление, речь, умение делать выводы;
- Воспитывать экологическую культуру младшего школьника.
Задачи:
- Дать информацию о редких и исчезнувших животных на планете;
- Подчеркнуть необходимость охраны всей природы, как единственное и важное условие для сохранения всего живого на Земле;
- Подвести учащихся к серьезности экологической проблемы.
Урок – суд
Ход урока:
- Организационный момент.
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
-Доброе утро!
-Доброе утро звери и птицы,
Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Доброе утро длится до вечера.
Учитель: здравствуйте. Ребята! Я очень рада, что сегодня и наш урок мы начинаем с хорошего настроения.
- Проверка домашнего задания (фронтальная беседа)
- Чем домашние животные отличаются от диких?
- Почему из огромного разнообразия животных человек приручил дикого кабана?
- Какую пользу приносит человеку корова, овца?
- Какую пользу сейчас получают от диких животных.
- Индивидуальное домашнее задание. Расскажи о диком животном туре.
Тур-это крупное сильное животное. Уже древние люди понимали ценность тура: он давал молоко, мясо, из его шкуры выделывали одежду и обувь. Ростом он до двух метров, весом – до тонны. Масть у тура черная, а коровьи телята – рыжие. Сейчас таких быков нет, потому что люди их полностью истребили. В 1921 году немецкие зоологи, братья Лутц и Хайнц Хек, объехав Европу в поисках «туровидных» быков и коров, и найдя подходящих, начали замечательный эксперимент по возрождению тура. Им удалось вырастить похожее животное. В середине века туры водились по всей Европе, а так же на Дону и в Предкавказье. А на севере -вплоть до Новгорода и южного берега Ладожского озера, в нынешних Ярославской, Московской, Рязанских областей).
- Что такое дикая природа для животных?
Это их дом, где они обитают-живут, добывают пищу, рождают и выращивают потомство. А если природа - это дом для животных, то от того, в каком она находится состоянии, зависит жизнь животных. Но только ли животных? А наша с вами? Попробуем разобраться во всем вместе.
- Сообщение темы урока.
-Ребята, попробуйте самостоятельно сформулировать тему урока.
-Совершенно верно, тема нашего урока - «Охрана животных». На уроке мы будем говорить не только о животных, но и об экологии, состоянии природы. Давайте все вместе вспомним, что такое «экология»? Эйнос - греческое слово, означающее «жилище», «дом». Логос - означает «умение», «знание». Экология-это наука, которая учит нас бережно относится к окружающему миру, к планете Земля. Экологи придумали замечательный праздник – День Земли. Люди всех стран отмечают его каждый год 22 апреля. В этот день люди вспоминают, что они живут в одном, общем для всех, доме. И каждый думает о том, как он прожил этот год. Сделал ли он что-то хорошее для Земли? Не сделал ли чего-то плохого? Давайте и мы об этом подумаем.
- Мобилизующий этап.
Учитель: Здравствуй, природа! Здравствуйте, леса, горы, реи, моря,
озера и поля! Здравствуйте, птицы: соловьи, совы, воробьи и голуби! Здравствуйте, звери: тигры, львы, слоны и волки!
Если бы человек вот так каждый день здоровался не только с родными и близкими, но и со всеми живыми существами, что его окружают, может быть, до сих пор на Земле жили бы все те, же животные и растения, которых мы больше никогда уже не увидим - люди уничтожили их. Уничтожение продолжается и сейчас. Цели разные: кто-то хочет получить побольше денег, за продажу редкого животного или его меха. Кто-то хочет поохотится в свое удовольствие, кто-то вырывает с корнем цветы, убивает палкой лягушку, бросает камнем в птицу – развлекается. Человек – царь природы. Но кто поставил человека над природой? Сам человек! А кто такой человек без природы? (Обсуждение в группах данной проблемы)
Учитель: Представить человека без природы невозможно,…без воздуха, воды, пения птиц, аромата лугов, шелеста листьев. Все это щедро дает нам природа, а взамен просит только лишь бережного, доброго отношения. К сожалению ни растения, ни животные не умеют говорить. А если бы могли? Что бы они нам сказали? Давайте пофантазируем и устроим «суд» над человеком, который так плохо относится к природе. К тому, что нас окружает и является частью нашей жизни.
- Актуализация знаний.
Учитель: Судьей я предлагаю выбрать Зубра. Наверняка вы слышали о нем, но не могу выразить восхищения и уважения, которое вызывает у меня этот замечательный зверь. А ведь было время, когда жизнь его висела на волоске. Зубров, не задумываясь, истребляли.
Главным обвинителем будет Тур. Дело в том, что последний тур был убит в XVII веке. Адвокатом, защитником человека будет собака, а все те, кто здесь находится – присяжные заседатели.
Судья: Прошу внимания! Судебное разбирательство начинается! Слово главному обвинителю.
Обвинитель: Мне трудно говорить. И не только потому, что меня уже давно не существует на свете. Я боюсь, что ещё много видов животных и растений исчезнут так же, как исчез мой вид. Я не могу понять только одного: ведь человек сам – творение природы. Он не имеет права выносить смертный приговор тем живым существам, которые по его мнению, вредны или опасны.. Он не понимает, что в природе нарушается равновесие, которое восстановить очень трудно.
Я обвиняю человека в том, что он уничтожил такое замечательное животное, как зебра – квагга. Когда люди стали осваивать Африку, они решили, что зебры занимают пастбища, пригодные для скота, и стали убивать «солнечных лошадок».
К началу XX века в Америке почти не осталось бизонов. А было их не менее 70 миллионов.
В это же время умер в зоопарке последний странствующий голубь. Огромные стаи этих птиц были уничтожены ради вкусного мяса.
Примерно 250 лет назад люди обнаружили морских коров, а через 27 лет люди уничтожили последнюю особь этого вида.
Крупная нелетающая птица дронт уже никогда не будет жить на Земле; люди их всех убили.
Где бы не появился человек, он всегда что – нибудь разрушал, кого –нибудь убивал. А что делается сейчас? Оглянитесь вокруг: вы становитесь жертвами своего непонимания. Отравлены воздух, реки. Оглянитесь! Остановитесь! Подумайте!
Судья: Какое наказание, по-вашему, мнению, уважаемый тур, заслуживает человек?
Обвинитель: Он наказал и продолжает наказывать себя сам. Впрочем, свое мнение я выскажу позже.
Судья: Теперь слово предоставляется защите.
Защитник: Я понимаю негодование уважаемого обвинителя и согласно с ним – человек сам себя наказывает. Но, поверьте мне, человек заслуживает и уважения.
Обвинитель: Уважения?
Защитник: Да! Да! Кто, как не мы, домашние животные, знаем человека?
Обвинитель: Смешно. Вы же зависите от него во всем. Вам не выгодно его обвинять, а иначе кто будет вас кормить?
Защитник: А знаете ли вы, что первый заповедник был создан в 1832 году именно в Америке, то есть там, где природе был нанесен сокрушительный удар. Там же в 1873 году был создан национальный парк.
Судья: Прежде чем выслушать свидетелей со стороны обвинения, и со стороны защиты, суд удаляется на перерыв.
Физминутка
Судья: Первый свидетель обвинения: Воздух
Воздух: За год только углекислого газа в атмосферу выбрасывается 5 миллиардов тонн. В результате истончается озоновый слой, появляются озоновые дыры. В эти дары попадают ультрафиолетовые лучи, которые вызывают раковые заболевания, уменьшается количество кислорода. А если добавить выхлопные газы от транспорта, котельных, зародов..
Судья: Свидетель обвинения: Вода.
Вода: Я не буду говорить, я предоставляю вашему вниманию документальный фильм, который расскажет о загрязнении водоемов (демонстрация видеофильма).
Судья: Продолжаем слушание свидетелей. Пригашаются бабочки Аполлон и Махаон.
Аполлон: И слышать ничего не хотим. Сначала уничтожают, а затем заповедники с парками создают. Нет. Нет. Мы слишком обижены на человека, чтобы прощать.
Махаон: Как простить, если до сих пор меня ловят все, кому не лень. Я даже жалею, что родилась такой красивой.
Судья: Все ловят! И птицы?
Махаон: О нет! Я имела в виду людей: и взрослых и детей. А птицы меня не трогают. Яркие пятна на моих крыльях предупреждают их о том, что меня трогать нельзя, что я несъедобная. А в минуту опасности я могу даже испугать птицу шипением.
Аполлон: Как же убедить людей, что красивы мы только на воле, в полете? С каждым годом нас становится все меньше и меньше.
Судья: Следующий свидетель – Лягушка
Лягушка: Человеческая неблагодарность не знает границ. Мы, лягушки, к своему несчастью, относимся к нелюбимым человеком существам, к «противным». И никому нет дела до того, что мы уничтожаем 1-2 % вредных насекомых. Это огромное количество. Но как жаль, что мы сами беззащитны и беспомощны.
Судья: Мы выслушали всех свидетелей. После всего, что мы здесь узнали, что же делать с человеком.
Защитник: Любой суд предоставляем слово обвиняемому. Послушаем человека.
Человек: Я не буду оправдываться. Я хочу попросить у вас прощения, хотя от этого вам не будет легче.
Защитник: А я хочу вам вот что сказать. Да, то, что сделал человек с природой, ужасное преступление. Но ведь человек может хоть что-то исправить. Именно человек создал красную книгу. Именно человек создает заповедники и охраняет их. К нашему счастью, Люди на Земле разные.
Учитель: Прошу слова. Уважаемый судья, хочу выступить на стороне защиты и рассказать о том, какие меры принял человек, что он сделал для природы, например Краснодарский край. (Обратить внимание на определения).
Заповедник – заповедное место, где оберегают и охраняют ценные и редкие растения, животных, уникальные участки природы, культурные ценности.
Заказник – род заповедника, где находятся под особой охраной растения и животные.
Кавказский Государственный Биосферный Заповедник
В 1924 году организован Кавказский Государственный Биосферный Заповедник, один из крупнейших не только в Краснодарском крае, но ив России. Учрежден заповедник для охраны уникального природного комплекса российских субтропиков, восстановления численности зверей и птиц, проживающих на его территории. В заповеднике произрастает множество видов южных растений, в том числе и плодовых, выше 1900—2000 метров над уровнем моря находятся субальпийские луга, характерные большим количеством цветов, делающих эту зону особенно красивой. Наиболее ценные виды животных, птиц и растений, обитающих в заповеднике, занесены в Красную книгу. Любая хозяйственная деятельность человека на территории заповедника запрещена.
По этому природному парку проложено множество туристических маршрутов, включающих в себя осмотр водопадов, гор, пещер, нарзановых источников, дольменов, находящихся на его территории. Филиалом заповедника является знаменитая Тисовая роща. В мае 1924 года учреждается государственный Кавказский зубровый заповедник.
Судья: Да, только благодаря людям, мне удалось выжить.
Обвинитель: Но именно благодаря людям вы чуть не исчезли с земли.
Аполлон: Что же получается? Так или иначе, мы все зависим от человека?
Судья: К сожалению, зависим!
Кошка: Хоть я и домашнее животное, я с вами согласна. Ужас! Сколько раз меня человек выгонял из дома…
Тур: Видите? Уже и домашние животные стали обвинителями.
Судья: Внимательно изучив материалы дела, мы установили, что каждому пятому виду зверей, каждому четвертому виду рептилий и амфибий, каждому пятому виду птиц нашей фауны угрожает опасность. 25000 видов высших растений планеты на гране уничтожения. За последние 60 лет на планете исчезло 77 видов зверей, 26 видов птиц и несколько сот видов растений. Непосредственную угрозу представляет также загрязнение Черного и Азовского морей в пределах курортных зон. Надо признать кризисной ситуацию на озере Байкал. Из-за всех загрязненных стоков региона в озеро, возросла мутность воды.
Решение суда: таково: пусть человек исправит то, что пока ещё можно исправить. А если нее исправит? Тогда пусть его постигнет участь тура: его не станет.Ведь без нас и ещё многих других животных , птиц, растений, без чистого воздуха, чистой воды и много другого он не сможет выжить.
Лягушка: Получается так, что человек может подписать себе смертный приговор.
Судья: получается так.
- Работа по учебнику.
- Работа в группах. Зачитать правила поведения отдыхающих на природе, обратить внимание на запретные знаки. Дети рисуют свои знаки и сдают работы учителю.
- Итог урока: Рефлексия: Что Вас больше всего удивило, взволновало, поразило, напугало, заставила задуматься? Какие вы сделали выводы?
http://tonkosti.ru/Заповедники_Краснодарского_края
Т.П.Лакоценина Уроки в начальной школе. ЗАО «Книга» «УЧИТЕЛЬ» 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор
·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»
Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»
Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.
Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Проект урока русского языка, 4 класс Тема: Общее понятие о наречии. Тип урока: Урок изучения нового материала. Форма урока: Урок – сказка
Тема: Общее понятие о наречии. Тип урока: Урок изучения нового материала. Форма урока: Урок – сказка...