Конспект урока "Условия, необходимые для развития растений"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме
Сценарий урока для 2 класса содержит эффективные формы педагогической работы по организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке как средства повышения их познавательной активности. Урок направлен на развитие творческих, коммуникативных и организаторских способностей, приобретение опыта применения технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности, овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты, самостоятельно добывать информацию, проводить эксперименты, вести наблюдения, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, работать как самостоятельно, так и в группах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr._urok_dlya_konkursa.doc | 535.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира во 2 классе по теме:
«Условия, необходимые для развития растений.»
Вид урока: урок-исследование.
Цели урока:
- Повторить свойства воды.
- Дать представление об особенностях развития растения в зависимости от природных условий, путём проведения экспериментов.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Задачи:
- Формировать исследовательские навыки, учить планировать свою деятельность, работать в группе;
- Развивать логическое и критическое мышление.
Оборудование:
Раздаточный материал: буклет «Свойства воды», карточки «Что общего у растений?». Объекты исследовательской деятельности: проросшие и не проросшие семена фасоли. Разноцветные цветочки, отражающие деятельность учащихся на уроке, плакаты исследований групп, буклет «Условия, необходимые для развития растений».
Методы и приемы обучения: частично-поисковый, проблемно- исследовательский, логические (индуктивный, дедуктивный, метод аналогии).
Ход урока
1. Орг. Момент.
- Мотивация.
- Хочу напомнить основные правила нашего урока: правильный ответ – хорошо! Неправильный ответ – тоже хорошо. (Ведь не ошибается тот, кто ничего не делает.)
Нам важен не только результат, но и путь его достижения.
Только то, что воспринято с радостью и удовольствием, усваивается хорошо и прочно.
Желаю всем хорошего настроения!
3. Проверка домашнего задания:
1) На прошлом уроке, мы проводили исследование, чтобы определить свойства воды. Откройте буклет «Вода»( см. Приложение1 ). Я зачитываю описание свойства, а вы должны его определить.
1. В стакан с водой я высыпала ложку сахара и размешала. Сахар исчез. Какое свойство воды, я проверила? (Растворитель)
2. Я налила воду в стакан, вода приняла его форму, затем я перелила воду в банку, вода приняла её форму. Какое свойство я проверила? (Не имеет формы)
3. Я свободно могу перелить воду из одного стакана в другой, так как у воды есть это свойство. (Текучесть)
4. За стеклянным стаканом с водой я поместила картинку и хорошо её вижу, потому что у воды есть свойство … (Прозрачна)
5. Чистую воду я попробовала на вкус. Какая вода? (Без вкуса)
6. На дне стакана я поместила красную бусинку и посмотрела на нее сквозь воду. Какое свойство я проверяла? (Бесцветна)
7. Я добавила в воду капельки лимона и почувствовала лимонный запах, а какой запах я буду чувствовать, если понюхаю чистую проточную воду? (Без запаха).
2) Молодцы, все свойства воды мы повторили, а теперь ответьте на вопрос: в каких трех состояниях может находиться вода. (Жидком, твердом и газообразном).
4. Новая тема.
- Знаете ли вы, какие части имеет растение? (корень, стебель, листья, цветы, плоды с семенами) (У детей на партах иллюстрация гороха с хорошо выраженными частями растения и их названия) (Приложение 2)
- Соедините линиями части растения с их названием. (Учащиеся работают с карточкам.)
Проверка.
Посмотрите на доску (на доске рисунок цветочков).
Цветочки с мольбою на нас так глядят
И вот, что, ребята, они говорят:
Никак не поймут нас ни Миша, ни Маша,
Что так нужно нам для развития нашего.
Условия эти вы нам отыщите,
И вырасти вы поскорей помогите.
Поможем, нашим цветочкам вырасти?
Сегодня на уроке мы снова станем исследователями и определим, какие условия необходимы для развития растения. Для этого мы делились на 3 группы. Каждой группе был роздан маршрутный лист с заданиями и лист для ведения наблюдений.
1 группа опытным путём определяла, необходима ли вода для развития растения. Слово представителю группы. (Показ плаката и рассказ). (Вы исследовали, что происходит с семенами, находящимися в ёмкости с водой и накрытыми ватой. Расскажите о своих наблюдениях. А что произошло с семенами, накрытыми сухой ватой. (У детей на партах проращенные семена и сухие.) Почему ваши предположения разошлись, и возник спор?
- Что вы выяснили в ходе исследования? (Ответы учащихся)
- Что повлияло на то, что семена проросли? (Ответы: вода. Вывешивается карточка «Вода») .
- На опыте мы убедились, что для того, чтобы семя начало развиваться, и из него появился росток, необходима вода.
Есть ли вопросы к участникам 1 группы?
- Но для дальнейшего развития этого недостаточно. Растениям необходимо питание. В земле много питательных веществ. Они растворяются в воде и через корень впитываются растением. Эти условия необходимы растению в течение всей его жизни для того, чтобы оно росло и развивалось.
2 группа определяла, необходим ли растениям для их развития свет. (Показ плаката, рассказ). (Какие предположения были у вас? Как вы их проверяли? Какие результаты получили?). Есть ли вопросы 2 группе? (Вывешивается карточка «Свет»).
3 группа изучала, может ли растение развиваться в холоде. (Показ плаката, рассказ) Есть ли вопросы 3 группе? (Вывешивается карточка «Тепло»).
Еще один вопрос, который изучала группа, может ли растение существовать без воздуха. Расскажите о проведенном опыте. (Вывешивается карточка «Воздух»).
Так что же необходимо растениям для развития? (вода, свет, тепло и воздух)
Посмотрите, как рады наши цветочки. Теперь они вырастут большими и красивыми, ведь вы подсказали героям нашего учебника Мише и Маше, что нужно растениям для их развития.
5. Физминутка.
Мы берёзку посадили,
(Выпрямиться за партой, встать.)
Мы водой её полили,
(Руки внизу, покачивание.)
И берёзка подросла,
(Руки вверх.)
К солнцу ветки подняла,
(Руки вверх.)
А потом их наклонила
(Руки вниз, спина прямая.)
И ребят благодарила.
(Поклоны головой, сесть.)
Для вас я подготовила буклет «Условия, необходимые для развития растений» (Приложение 3), в котором я поместила фотографии с проведенными вами исследованиями, и вы сможете еще раз прочитать о них. (рассматривают буклет).
2 группа провела ещё один эксперимент, чтобы посмотреть, как питается растение. Расскажите об этом опыте. (В два стакана с водой поставили по цветку. В один стакан высыпали пищевой краситель. Какие изменения вы заметили? Что происходило дальше? Какой вывод вы можете сделать? Почему произошло изменение цвета растения?).
Растение почти полностью состоит из воды. И для того, чтобы питать каждую клеточку, растение всасывает воду и передает её ко всем своим органам.
Ещё один опыт мы с вами проведем прямо сейчас. Возьмите листок, рассмотрите его через увеличительное стекло. Что вы видите в нижней части листа? (отверстия). Эти отверстия называются устьица. Через них растение дышит.
Чтобы это доказать, мы возьмем вазелин и две веточки. На одной веточке смажем листочки вазелином сверху, а на другой снизу. Каковы ваши предположения? Что произойдет с первым растением? Что произойдет со вторым растением?
6. Работа по учебнику:
Почему ель, сосна гибнут в промышленных городах и районах, а лиственница живёт?
Откройте учебник на странице 66 и прочитайте текст и сравните его со своим ответом.
7. Работа в тетради:
Откройте страницу 26 и прочитайте задание №36.
- Закрепление.
1) Послушайте, какая ситуация произошла с Мишей. Миша хотел вырастить цветы к Новому году. Чтобы получился сюрприз, спрятал ящик с рассадой в теплую темную кладовку. Выросли ли у него цветы? Почему?
Я читаю утверждения, а вы доказываете, верно ли оно.
1. Зимой цветы не растут.
2. Им не хватало света.
3. Им не хватало тепла.
4. Им не хватало воздуха.
Проверка: - + - -.
2) Кроссворд:
По горизонтали:
1. Без этого условия, растение развиться не сможет, а взрослое растение – погибнет. (вода)
2. Только благодаря этому условию растения развиваются летом быстрее, чем зимою.
(тепло)
По вертикали:
- Без этого условия не может существовать ничто живое. (воздух)
- Без этого условия растение развивается хилым и светлым, может погибнуть. (свет)
2С | ||||||
В | 1.В | О | Д | А | ||
2.Т | Е | П | Л | О | ||
Т | З | |||||
Д | ||||||
У | ||||||
Х |
Игра. Расставь карточки по этапам развития растения. (Приложение 4)
От наших зелёных друзей я получила телеграммы, определите от кого они:
1. - Ребята! Берегите зелёную растительность! Не рвите нас!
За вами пойдут и другие люди, и им будет приятно любоваться нами. (Цветы)
2. -Не делайте на нас вырезки. От этого мы гибнем и сохнем. (Деревья)
Ребята, почему вам пришли такие грустные телеграммы? (Ответы детей).
Послушайте стихотворение, которое прочитают наши девочки:
Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой,
И шепчут мне материки:
«Ты береги нас, береги»
В тревоге рощи и леса.
Роса на травах, как слеза.
И тихо шепчут родники:
«Ты береги нас, береги!»
Грустит глубокая река,
Свои, теряя берега,
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги!»
Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной,
И шепчут губы: «Не солгу,
Я сберегу вас, сберегу!»
7. Рефлексия:
Кому понравился урок – покажите цветок жёлтого цвета.
Кто узнала много нового – покажите цветок зелёного цвета.
Кто хочет узнать о растениях ещё больше – покажите цветок синего цвета.
8. Домашнее задание. Страницы 63 - 66, тетрадь № 35, с. 25.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока Разработка урока окружающего мира (2 класс УМК ПНШ) "Цветковые растения. Части растений. Условия необходимые для жизни растений. Питание и дыхание растений"
План - конспект урока окружающего мира (2 класс УМК ПНШ) по теме "Цветковые растения. Части растений. Условия необходимые для жизни растений. Питание и дыхание растений"...
План конспект урока по теме "Размножение и развитие растений". Пр.р. «Рассмотрение плодов и семян растений», «Развитие растения из семени».3 класс
Представлен план конспект урока по окружающему миру по теме "Размножение и развитие растений". Пр.р. «Рассмотрение плодов и семян растений», «Развитие растения из семени» 3 класс...
Урок по окружающему миру 2 класс "Условия необходимый для развития растений"
Урок по окружающему миру 2 класс "Условия необходимый для развития растений"Урок содержит ряд опытов....
Экспериментальная работа "Какие условия необходимы для роста растений?"
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другим...
Конспект урока окружающего мира "Развитие растения из семени"
Данный урок проведён по программе "Гармония" в 3 классе...
Урок окружающего мира во 2 классе по теме: «Условия, необходимые для развития растений.»
Урок-исследование.....
Конспект урока окружающего мира. 2 класс. ПНШ. СОЛНЦЕ,ВОЗУХ,ВОДА И…РАСТЕНИЯ Урок 18 УСЛОВИЯ,НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РАСТЕНИЙ
На уроке дети учаться наблюдать и выявлять условия, необходимые для жизни растений, анализировать результаты опытов, формулировать выводы...