Конспект урока "Условия, необходимые для развития растений"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Шепова Елена Викторовна

          Сценарий урока  для 2 класса содержит эффективные формы педагогической работы по организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке как средства повышения их познавательной активности. Урок  направлен на  развитие творческих, коммуникативных и организаторских способностей, приобретение опыта применения  технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности, овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты, самостоятельно добывать информацию, проводить эксперименты, вести наблюдения, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, работать как самостоятельно, так и в группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr._urok_dlya_konkursa.doc535.5 КБ

Предварительный просмотр:

                             Урок окружающего мира во 2 классе по теме:    

                    «Условия, необходимые для развития растений.»

Вид урока: урок-исследование.

Цели урока:

  1. Повторить свойства воды.
  2. Дать представление об особенностях развития растения в зависимости от природных условий, путём проведения экспериментов.
  3.  Воспитывать бережное отношение к природе.

 Задачи: 

  1. Формировать исследовательские навыки, учить планировать свою деятельность, работать в группе;
  2. Развивать логическое и критическое мышление.

Оборудование: 

     Раздаточный материал: буклет «Свойства воды», карточки «Что общего у растений?». Объекты исследовательской деятельности: проросшие и не проросшие семена фасоли. Разноцветные цветочки, отражающие деятельность учащихся на уроке, плакаты исследований групп, буклет «Условия, необходимые для развития растений».

Методы и приемы обучения: частично-поисковый, проблемно- исследовательский, логические (индуктивный, дедуктивный, метод аналогии).

                                                                  Ход урока

      1.   Орг. Момент.

  1. Мотивация.

     - Хочу напомнить основные правила нашего урока: правильный ответ – хорошо! Неправильный ответ – тоже хорошо. (Ведь не ошибается тот, кто ничего не делает.)

Нам важен не только результат, но и путь его достижения.

Только то, что воспринято с радостью и удовольствием, усваивается хорошо и прочно.

Желаю всем хорошего настроения!

     3.   Проверка домашнего задания:

1) На прошлом уроке, мы проводили исследование, чтобы определить свойства воды. Откройте буклет «Вода»( см. Приложение1 ). Я зачитываю описание свойства, а вы должны его определить.

1.  В стакан с водой я высыпала ложку сахара и размешала. Сахар исчез. Какое свойство воды, я проверила? (Растворитель)

2. Я налила воду в стакан, вода приняла его форму, затем я перелила воду в банку, вода приняла её форму. Какое свойство я проверила? (Не имеет формы)

3. Я свободно могу перелить воду из одного стакана в другой, так как у воды есть это свойство. (Текучесть)

4. За стеклянным стаканом с водой я поместила картинку и хорошо её вижу, потому что у воды есть свойство … (Прозрачна)

5. Чистую воду я попробовала на вкус. Какая вода? (Без вкуса)

6. На дне стакана я поместила красную бусинку и посмотрела на нее сквозь воду. Какое свойство я проверяла? (Бесцветна)

7. Я добавила в воду капельки лимона и почувствовала лимонный запах, а какой запах я буду чувствовать, если понюхаю чистую проточную воду? (Без запаха).

2) Молодцы, все свойства воды мы повторили, а теперь ответьте на вопрос: в каких трех состояниях может находиться вода. (Жидком, твердом и газообразном).

4. Новая тема.

- Знаете ли вы, какие части имеет растение? (корень, стебель, листья, цветы, плоды с семенами)  (У детей на партах иллюстрация гороха с хорошо выраженными частями растения и их названия) (Приложение 2)

- Соедините линиями части растения с их названием. (Учащиеся работают с карточкам.)

Проверка.

Посмотрите на доску (на доске рисунок цветочков).

Цветочки с мольбою на нас так глядят

И вот, что, ребята, они говорят:

Никак не поймут нас  ни Миша, ни Маша,

Что так нужно нам для развития нашего.

Условия эти вы нам отыщите,

И вырасти вы поскорей помогите.

    Поможем, нашим цветочкам вырасти?

     Сегодня на уроке мы снова станем исследователями и определим, какие условия необходимы для развития растения. Для этого мы делились на 3 группы. Каждой группе был роздан маршрутный лист с заданиями и лист для ведения наблюдений.

      1 группа опытным путём определяла, необходима ли вода для развития растения. Слово представителю группы. (Показ плаката и рассказ). (Вы исследовали, что происходит с семенами, находящимися в ёмкости с водой и накрытыми ватой.  Расскажите о своих наблюдениях. А что произошло  с семенами, накрытыми  сухой ватой. (У детей на партах проращенные семена и сухие.)  Почему ваши предположения разошлись, и возник спор?

- Что вы выяснили в ходе исследования? (Ответы учащихся) 

- Что повлияло на то, что семена проросли? (Ответы:  вода. Вывешивается карточка «Вода») .

- На опыте мы убедились, что для того, чтобы семя начало развиваться, и из него появился росток, необходима вода.

Есть ли вопросы к участникам 1 группы?

- Но для дальнейшего развития этого недостаточно. Растениям необходимо питание. В земле много питательных веществ. Они растворяются в воде и через корень впитываются растением. Эти условия необходимы растению в течение всей его жизни для того, чтобы оно росло и развивалось.

     2 группа определяла, необходим ли растениям для их развития свет. (Показ плаката, рассказ).     (Какие предположения были у вас?  Как вы их проверяли? Какие результаты получили?).                     Есть  ли вопросы 2 группе?    (Вывешивается карточка «Свет»).                                                    

     3 группа изучала, может ли растение развиваться в холоде. (Показ плаката, рассказ)                  Есть ли вопросы 3 группе?        (Вывешивается карточка «Тепло»).

     Еще один вопрос, который изучала группа, может ли растение существовать без воздуха. Расскажите о проведенном опыте.  (Вывешивается карточка «Воздух»).

     Так что же необходимо растениям для развития? (вода, свет, тепло и воздух)

    Посмотрите, как рады наши цветочки. Теперь они вырастут большими и красивыми, ведь вы подсказали героям нашего учебника Мише и Маше, что нужно растениям для их развития.

5. Физминутка.

Мы берёзку посадили,

(Выпрямиться за партой, встать.)

Мы водой её полили,

(Руки внизу, покачивание.)

И берёзка подросла,

(Руки вверх.)

К солнцу ветки подняла,

(Руки вверх.)

А потом их наклонила

(Руки вниз, спина прямая.)

И ребят благодарила.

(Поклоны головой, сесть.)

     Для вас я подготовила буклет «Условия, необходимые для развития растений» (Приложение 3), в котором я поместила фотографии с проведенными вами исследованиями, и вы сможете еще раз прочитать о них. (рассматривают буклет).

     

     2 группа провела ещё один эксперимент, чтобы посмотреть, как питается растение. Расскажите об этом опыте. (В два стакана с водой поставили по цветку. В один стакан высыпали пищевой краситель. Какие изменения вы заметили? Что происходило дальше? Какой вывод вы можете сделать? Почему произошло изменение цвета растения?).

     Растение почти полностью состоит из воды. И для того, чтобы питать каждую клеточку, растение всасывает воду и передает её ко всем своим органам.

     Ещё один опыт мы с вами проведем прямо сейчас. Возьмите листок, рассмотрите его через увеличительное стекло. Что вы видите в нижней части листа? (отверстия). Эти отверстия называются устьица. Через них растение дышит.

     Чтобы это доказать, мы возьмем вазелин и две веточки. На одной веточке смажем листочки вазелином сверху, а на другой снизу. Каковы ваши предположения? Что произойдет с первым растением? Что произойдет со вторым растением?

   6.   Работа по учебнику:

     Почему ель, сосна  гибнут в промышленных городах и районах, а лиственница живёт?  

Откройте учебник на странице 66 и прочитайте текст и сравните его со своим ответом.  

   7.  Работа в тетради:

Откройте страницу 26 и прочитайте задание №36.

  1. Закрепление.

1)     Послушайте, какая ситуация произошла с Мишей. Миша хотел вырастить цветы к Новому году. Чтобы получился сюрприз, спрятал ящик с рассадой в теплую темную кладовку. Выросли ли у него цветы? Почему?

Я читаю утверждения, а вы доказываете, верно ли оно.

1. Зимой цветы не растут.

2. Им не хватало света.

3. Им не хватало тепла.

4. Им не хватало воздуха.

Проверка:  - + - -.

2) Кроссворд:

     По горизонтали:

1. Без этого условия, растение развиться не сможет, а взрослое растение – погибнет. (вода)

2. Только благодаря этому условию растения развиваются летом быстрее, чем зимою.

(тепло)

По вертикали:

  1. Без этого условия не может существовать ничто живое. (воздух)
  2. Без этого условия растение развивается хилым и светлым, может погибнуть. (свет)

2С

 В

1

О

Д

А

2

 Е

П

Л

 О

 Т

 З

 Д

 У

 Х

 

Игра. Расставь карточки по этапам развития растения. (Приложение 4)

      От наших зелёных друзей я получила телеграммы, определите от кого они:

1. - Ребята!  Берегите зелёную растительность! Не рвите нас!

За вами пойдут и другие люди, и им будет приятно любоваться нами. (Цветы)

2. -Не делайте на нас вырезки. От этого мы  гибнем и сохнем. (Деревья)

Ребята, почему  вам пришли такие грустные телеграммы? (Ответы детей).

Послушайте стихотворение, которое прочитают наши девочки:

Смотрю на глобус – шар земной,

И вдруг вздохнул он, как живой,

И шепчут мне материки:

 «Ты береги нас, береги»
В тревоге рощи и леса.

Роса на травах, как слеза.

И тихо шепчут родники:

«Ты береги нас, береги!»
Грустит глубокая река,

Свои, теряя берега,

И слышу голос я реки:

 «Ты береги нас, береги!»
Смотрю на глобус – шар земной,

Такой прекрасный и родной,

И шепчут губы: «Не солгу,

Я сберегу вас, сберегу!»

7. Рефлексия:

Кому понравился урок – покажите цветок жёлтого цвета.

Кто узнала много нового – покажите цветок зелёного цвета.

Кто хочет узнать о растениях ещё больше – покажите цветок синего цвета.

8. Домашнее задание.  Страницы 63 - 66, тетрадь № 35, с. 25.

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока Разработка урока окружающего мира (2 класс УМК ПНШ) "Цветковые растения. Части растений. Условия необходимые для жизни растений. Питание и дыхание растений"

План - конспект урока окружающего мира (2 класс УМК ПНШ) по теме "Цветковые растения. Части растений. Условия необходимые для жизни растений. Питание и дыхание растений"...

План конспект урока по теме "Размножение и развитие растений". Пр.р. «Рассмотрение плодов и семян растений», «Развитие растения из семени».3 класс

Представлен план конспект урока по окружающему миру по теме "Размножение и развитие растений". Пр.р. «Рассмотрение плодов и семян растений», «Развитие растения из семени» 3 класс...

Урок по окружающему миру 2 класс "Условия необходимый для развития растений"

Урок по окружающему миру 2 класс "Условия необходимый для развития растений"Урок содержит ряд опытов....

Экспериментальная работа "Какие условия необходимы для роста растений?"

    Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другим...

Конспект урока окружающего мира "Развитие растения из семени"

Данный урок проведён по программе "Гармония" в 3 классе...

Конспект урока окружающего мира. 2 класс. ПНШ. СОЛНЦЕ,ВОЗУХ,ВОДА И…РАСТЕНИЯ Урок 18 УСЛОВИЯ,НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РАСТЕНИЙ

На уроке дети учаться наблюдать и выявлять условия, необходимые для жизни растений, анализировать результаты опытов, формулировать выводы...