План конспект урока по теме "Размножение и развитие растений". Пр.р. «Рассмотрение плодов и семян растений», «Развитие растения из семени».3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Представлен план конспект урока по окружающему миру по теме "Размножение и развитие растений". Пр.р. «Рассмотрение плодов и семян растений», «Развитие растения из семени» 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_razmnozhenie_i_razvitie_rasteniy_11.doc | 156.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Окружающий мир
Класс: 3 «А»
Учитель: Русанова Л.А.
Тема урока:
Размножение и развитие растений. Пр.р. «Рассмотрение плодов и семян растений», «Развитие растения из семени».
Цель:
Познакомить учащихся со способами распространения и размножения растений.
Задачи:
Расширять знания детей о жизни растений.
Развивать внимание, логическое мышление, взаимо- и самоконтроль, взаимо- и само-оценку.
Воспитывать интерес к жизни растений, бережное отношение к живой природе.
Тип урока: урок получения новых знаний, вкл. элементы комбинированного урока (проверка домашнего задания).
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Место урока в учебном плане: в разделе «Эта удивительная природа» 12-ый урок.
Методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, эвристический, практический, частично-поисковый.
Основные понятия: опыление, распространение, размножение.
Оборудование: схема (приложение 1), рабочие тетради, модель цветка, рисунки (приложение 2): птица колибри, перекати-поле, кокос, бешеный огурец, кувшинка, образцы семян одуванчика, клена, березы, подорожника, лопуха, репейника, плоды желудей, орехов, каштанов, шишки, проросшие семена, проросшие листья фиалки, черенки малины, смородины,
Планируемые образовательные результаты
Объем освоения и уровень владения компетенциями | Компоненты культурно-компетентностного опыта (приобретенная компетентность) |
Научатся: определять способы распространения, опыления и размножения растений, анализировать взаимосвязь между благоприятной средой и развитием растений. Получат возможность научиться: выращивать растения с помощью семян, листьев, черенков и корней, осуществлять поиск нужной информации, выделять главное, ориентироваться в понимании причин успеха в учебе. | Целостно-смысловая компетенция. Умеют: определять понятия, приводить примеры, искать информацию, вступать в речевое общение, работать с книгой, рабочей тетрадью, словарем. |
Организационная структура урока
Этапы урока | Время (мин) | Обуч. и развив. компет. задания и упр. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование организационных взаимоотношений на уроке | Промежу-точный контроль |
1.Организационный | 1,5 | Ребята, какой сегодня чудесный день и интересный урок. Этот урок у нас первый после каникул, первый - на этой неделе, первый - в этот день. Я рада вас всех видеть. Хотелось бы узнать с каким настроением вы пришли на урок. - Кто пришел с хорошим настроением - улыбнитесь. - Если вам нравится общаться с одноклассниками – поднимите руки! - Кто не любит ссориться, хлопните в ладони! -Если вы стараетесь уважительно относиться к людям, пожмите друг другу руки. Теперь можно начинать работу. Итак, у нас урок окружающего мира | Фронтальная | |||
2. Актуализация знаний | 1,5 4 | На доске схема (приложение 1) и карточки с магнитами. | Вспомните, какую тему изучали на прошлом уроке? С какими процессами мы познакомились? Что нового узнали о растениях? Закончите предложения: Под действием солнечного света в листьях растений вырабатываются … Растения дышат и … Вода в листья поступает из … Для дыхания живых существ растения выделяют … Домашнее задание - выполнение схем в рабочей тетради. Схему № 1 (Дыхание и питание растений) выполнит один ученик у доски ………… А мы в это время проверим выполнение заданий 2-5.
| Тема «Солнце, растения и мы с вами» На прошлом уроке мы познакомились с двумя процессами, происходящими с растениями. Мы узнали, как растения дышат и питаются. …сахар и крахмал …питаются …корня …кислород Один ученик выполняет задание у доски. Остальные – по тетради (с. 33 -34) | Фронтальная Фронтальная Фронтальная Индивидуальная Фронтальная | Устные ответы. Устные ответы. Устные ответы. Заполнение схемы у доски. Проверка выполненного задания у доски и в рабочих тетрадях |
3.Изучение нового материала 3.1. Сообщение темы и цели 3.2. Первичное получение информации об опылении 3.3. Закрепление знаний об опылении 3.4. Первичное получение информации о распространении семян 3.5. Закрепление полученной информации. Пр.р. «Рассматривание плодов и семян растений» | 3 5 1 8 | Модель цветка Учебник. Рабочая тетрадь Рабочая тетрадь Рисунок колибри Образцы плодов и семян одуванчика Образцы плодов и семян клена, березы. Рисунок перекати-поле Образцы семя подорожника, лопуха, репейника Рисунок кувшинки Образцы плодов: желуди, орехи, каштаны, шишки, рябина Рисунок кокоса, бешеного огурца | Растения - живые существа. Они дышат и питаются, а значит, они должны расти и размножаться. Итак, тема нашего урока « Размножение и развитие растений». Какую учебную задачу поставим: Где будем искать ответ? Какую часть растения можно увидеть весной и летом? Обращали ли вы внимание на то, что возле цветов всегда много насекомых? Что они там делают? Чем больше нектара у растения, тем больше насекомых будет к нему прилетать. Однажды ученые поставили такой опыт: на яблоне выбрали две ветки с одинаковым числом бутонов. Одну из них накрыли марлей, чтобы к цветкам не могли проникнуть пчелы, а другую оставили открытой. И что же получилось? На той ветке, где на цветки прилетали пчелы, образовалось 33 груши, а на ветке под марлей – ни одной! Почему это произошло? Насекомые не просто кормятся на цветках, они еще и выполняют работу, без которой не могут образовываться плоды и семена. Эта работа – опыление цветов. Что такое опыление? Давайте разберемся, поможет нам в этом модель цветка .У цветов есть тычинки и пестик. На тычинках мельчайшие зернышки, маленькие желтые крупинки - пыльца. В пестике образуется плод. Для образования плода необходимо, чтобы пыльца с тычинок попала в пестик. Когда пчела садится на цветок, пыльца остается на ее мохнатом тельце. Перелетая на другой цветок того же вида растений, пчела невольно переносит на него пыльцу - опыляет цветок. Из опыленного цветка начинает развиваться плод с семенами. А если опыления не произойдет, плодов и семян у растения не будет. Цветы привлекают насекомых ярким цветом, запахом, формой. Пчелы, шмели, бабочки – это насекомые – опылители. Они помогают растениям размножаться. Давайте прочитаем текст в учебнике на с. 80 и ответим на вопросы задания № 1 и № 2 в рабочей тетради. Что же такое «нектар» («пыльца», «насекомые-опылители») ? Найдите и зачитайте правильное определение? Что такое «Опыление»? Запишите слово «Опыление» в словарик. Посмотрите на с.35 рабочей тетради № 2. Назовите насекомых – опылителей. Подпишите названия насекомых. В жарких странах некоторые цветы опыляют крошечные птички – колибри. Чтобы добраться до нектара, они запускают свой клювик вглубь цветка. . Итак, произошло опыление, и на месте цветка образовался плод. Плод – это приспособление цветкового растения к распространению семян. Почему необходимо распространять семена? Плоды растений – настоящие путешественники. Если приглядеться к ним, то можно догадаться, как они путешествуют. Почти всегда плоды и семена дают жизнь новому растению не там, где они созрели. Отправляются семена – путешественники искать новые, необжитые места. У каждого семечка, семени или плода свой «транспорт». Подхваченные ветром, летят семена, поднимаясь высоко в небо. Куда только не заносит их ветром. Но вот они успокоились, отлетались и легли спать на зиму. Весной им предстоит большая работа выращивать новое растение. Посмотрите на образцы семян и плодов. Найдите среди них то растение, которое соответствует загадке: • Летят пушинки чистые За луг, за сад, за лес… И к нам парашютистами Спускаются с небес. (Одуванчик) - Как распространяется это растение? С помощью какого приспособления.? Большинство семян – любители полетать. Это самый быстрый и удобный способ попасть в далёкие края. Многие семена крылаты. У клена и липы семена снабжены тонкими крылышками. Крылатые плодики клена опадают с дерева очень своеобразно – они быстро – быстро вращаются, как пропеллер, и плавно опускаются на землю. А мелкие орешки березы с двумя прозрачными крылышками по бокам. Ветром они могут быть унесены далеко в сторону от дерева, на котором созрели. Найдите и покажите плоды – крылышки клена, березы. Некоторые степные растения ко времени созревания плодов засыхают, ветер обламывает их у корней, перекатывает с места на место, рассеивая семена. Такие растения получили название «перекати - поле» (джузгун). Есть растения – «зайцы», которые путешествуют тайно, повсюду следуя за человеком. Куда он, туда и они. Когда подорожник появился в Северной Америке, то местные индейцы назвали его «следом белого человека». В безлюдных местах подорожника не бывает. Чем ближе к селению, тем его больше. Осенью клейкие семена подорожника цепляются с кусочками грязи на обувь или копыта домашних животных, и переносятся с одного места на другое. Найдите плоды лопуха и репейника. Как переносятся плоды этих растений? Водные растения тоже приспособились. Семена кувшинок и водокраса прилипают к липким лапкам и перьям уток, гагар, куликов, чаек и вместе с ними перелетают из озера в озеро. Тысячи водяных птиц летят осенью с севера на юг. Миллионы семян переносят они с водоема на водоем. Найдите плоды растений, которые распространяются с помощью животных. Расскажите, как это происходит. Семена переносят реки и ручьи, потоки дождя и течения. Кокосовые орехи плавают в воде годами и не теряют всхожести. У плодов, которые держаться на воде, есть много клеток и полостей, наполненных воздухом. Эти воздушные подушечки не позволяют плоду или семени быстро пойти ко дну Есть семена, которые распространяются самостоятельно. Их семена называют «артиллеристами». В Крыму на морском побережье можно встретить сорное растение бешеный огурец. После созревания семян в его плодах скапливается слизь, которая вместе с семенами с силой выбрасывается из плодов. Кажется, будто бешеный огурец стреляет своими семенами. | …узнать о развитии и размножении растений. Ответы детей … цветы Слушание рассказа учителя. Рассматривание модели цветка Учащиеся читают текст учебника вслух по очереди. …сладкий цветочный сок. …маленькие желтые крупинки в цветках. …насекомые, которые опыляют цветы …перенос пыльцы с одного цветка на другой. Дети записывают слово в словарь … пчела, шмель, бабочка Слушание рассказа учителя ….. Чтобы они не проросли рядом с материнским растением, и не было конкуренции за питательные вещества, свет и воду Слушание рассказа учителя Учащиеся рассматривают образцы семян. … одуванчик. … семена подхватываются ветром и падают в почву…. У одуванчиков есть парашютики. Учащиеся находят и показывают. Учащиеся рассматривают образец. Учащиеся рассматривают образец. Учащиеся рассматривают образцы, находят и показывают. ….На шерсти животных и одежде человека встречаются цепкие головки лопуха, гравилата, череды, репейника. Некоторые невозможно вычесать. У растений много различных крючков, зацепок, зубчиков - приспособлений для того, чтобы удерживаться и путешествовать как можно дальше Учащиеся рассматривают образец. Учащиеся находят и показывают. …плоды некоторых растений тяжелые, поэтому ветер не может их распространять. Например, плоды дуба – желуди, орехи лещины падают рядом с деревом и ждут, когда «носильщики» перенесут их в другие места. Белки, мыши, птицы не заставляют себя долго ждать. Набегут, подхватят желуди, орехи и разнесут их по норам и дуплам. Эти плоды для них вкусные и ценные запасы на зиму. Весной забытые и потерявшиеся плоды дадут ростки новых деревьев и кустарников. Птицы, наземные животные могут быть «носильщиками» семян и плодов, например, сочных ягод рябины, брусники, черемухи. Они поедают ягоды и, перемещаясь с места на место, выбрасывают неповрежденные семена съедобных плодов. Учащиеся слушают и рассматривают образец. | Фронтальная Фронтальная Фронтальная Фронтальная Индивидуальная Фронтальная Индивидуальная Фронтальная Фронтальная Фронтальная Работа в парах Работа в парах Работа в парах Работа в парах Работа в парах Работа в парах. Фронтальная Работа в парах Работа в парах. Фронтальная Работа в парах. Фронтальная | Постановка учебной задачи Ответы на вопросы задания № 1 и № 2 в рабочей тетради. Работа в рабочей тетради Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа |
Физкультминутка | ||||||
1 | Музыкальное сопровождение | Игра "Как росло растение": Представьте, что вы маленькие семена, попавшие в почву. - Маленькому семени зимой в почве было холодно, оно сжималось, чтоб согреться. - Весной солнечные лучи согрели землю и семя отогрелось, расправило свои плечи. - Ему так стало интересно, что там, наверху, что оно потихоньку стало расти. У него появились корешки и первые листочки. Солнышко так согрело росток, появившийся из семени, что он решил стать высоким-высоким, чтоб помахать солнцу своими листьями - И вот однажды на ростке расцвёл цветок, он улыбнулся солнышку и другим цветкам - А потом наступила осень и на месте цветка образовались семена, которые растение сбросило в почву . -Вот так целый год росло растение. | Дети садятся на корточки, сжимаясь в комочек. …мышечное напряжение, глаза зажмурены … расслабление мышц …дети встают на ноги, открывают глаза …поднимают руки над головой, полусогнуты в локтях …дети вытягиваются вверх, поднимаются на цыпочки, машут кистями рук. …дети улыбаются учителю и друг другу, поворачиваясь из стороны в сторону. …движения руками, будто стряхивают воду, направлены на снятие накопившегося мышечного напряжения | Групповая | ||
3.6. Получение первичной информации о развитии растений 3.7. Закрепление полученной информации о развитии растений. Пр.р. «Развитие растений из семени» 3.8.Дополнителньный материал | 1 4 4 | Образцы проросших семян Черенки растений, проросшие листья | Чтобы из семечка выросло новое растение, оно должно попасть в место, где тепло, есть влага и воздух, то есть когда оно попадает в почву.
- Как же растение развивается из семени? Посмотрите на образцы проросших семян, которые мы оставили в влажном и теплом месте Сначала из семени появляется корешок, а потом стебелёк с листочками. Проросток растет и со временем превращается во взрослое растение. На нём появляются цветки, а после опыления на месте цветков – плоды с семенами. Как еще могут размножаться растения? | Учащиеся слушают и рассматривают образец. Отвечает заранее подготовленный ученик: - На уроке окружающего мира мы говорили о растениях. Растения являются частью живой природы. А значит, они дышат, питаются, развиваются и размножаются. Мне стало интересно, а как же растение развивается? Как из маленького семени получается новое, большое растение. Для прорастания растения нужны тепло, вода, воздух. Сначала я маленькое семечко положила в теплую воду, замочила его. Семя набухло, и у него появился корешок. Проращенное семя я высажу в землю. Потом появится маленький зеленый росточек, который потом, я думаю, вырастет и станет взрослым растением. Отвечает заранее подготовленный ученик: Некоторые растения могут размножаться через листья. Например, фиалка, бегония, бальзамин. Лист фиалки нужно поставить в воду и через некоторое время появится корешок, который можно посадить в почву и при благоприятных условиях растение буде дальше развиваться. Отвечает заранее подготовленный ученик: Некоторые растения размножаются черенками: малина, крыжовник, плодовые деревья. Черенок сажают в почву и при благоприятных условиях вырастает новое растение. | Фронтальная Индивидуальная подготовка. Фронтальная Индивидуальная подготовка. Фронтальная | Практическая работа с опытными образцами. Поиск и подготовка информации по заданной теме. Поиск и подготовка информации по заданной теме. |
4. Повторное осмысление и закрепление. | 3 | Рабочие тетради. Учебник | А сейчас вы поработаете в парах. Каждый будет в роли ассистента и отвечающего. Откройте страницу учебника 83. Задание «Проверь себя». Задайте по очереди вопросы друг другу и за полученные ответы поставьте свою оценку и роспись в рабочей тетради на одной строке с темой урока. Если вы согласны с той оценкой, которую вам поставили, оставьте ее. Если не согласны – поставьте свою и рядом распишитесь. | Дети опрашивают друг друга и оценивают как работу товарища, так и свою работу. | Работа в группах | Задание по вопросам учебника с. 83 Взаимо – и самооценка работы. |
5.Итоги урока. | 2 | Ну вот, ребята, и заканчивается наш урок, давайте подведем итоги: - Какую учебную задачу мы решали? - С помощью какого процесса из цветка растения образуется плод? - Что такое опыление? - Кто способствует опылению? - Приведите примеры насекомых - опылителей - Какие условия необходимы для прорастания семени? | …узнать о развитии и размножении растений. … опыления … перенос пыльцы с одного цветка на другой … насекомые-опылители …пчелы, шмели, бабочки … тепло, вода, воздух. | Фронтальная | Опрос по основным вопросам темы | |
6.Домашнее задание | 0,5 | Вы можете изучить материал учебника с. 80-831 и выполнить задания № 3, 4,5, 6 в рабочей тетради. | Записывают домашнее задание. | |||
7.Рефлексия. | 0,5 | Рабочие тетради | Оцените свою работу на уроке: • Зелёный – я был активен и доволен своей работой. • Жёлтый – я старался, но у меня ещё не всё получилось. • Красный – я работал не достаточно хорошо. Нарисовать кружок выбранного цвета рядом с темой урока в «Рабочей тетради» Всем спасибо за урок. Вот уже звенит звонок. | Оценивают свою работу | Индивидуальная | Отметка работы в рабочей тетради |
Источники:
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/razmnozhenie-i-razvitie-rasteniy-1
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/urok-razvitie-i-razmnozhenie-rastenii
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по окружающему миру в 1 классе «А» по теме: «Животные и растения леса» с применением информационных технологий
План-конспект урокапо окружающему миру в 1 классе «А»по теме: «Животные и растения леса»с применением информационных технологий...
План-конспект урока по окружающему миру в 1 классе «А» по теме: «Животные и растения леса» с применением информационных технологий
План-конспект урокапо окружающему миру в 1 классе «А»по теме: «Животные и растения леса»с применением информационных технологий...
План-конспект урока по окружающему миру "Многообразие растений"
Конспект урока составлен по УМК "Перспективная начальная школа" 2 класс...
План - конспект урока Разработка урока окружающего мира (2 класс УМК ПНШ) "Цветковые растения. Части растений. Условия необходимые для жизни растений. Питание и дыхание растений"
План - конспект урока окружающего мира (2 класс УМК ПНШ) по теме "Цветковые растения. Части растений. Условия необходимые для жизни растений. Питание и дыхание растений"...
Конспект урока "Условия, необходимые для развития растений"
Сценарий урока для 2 класса содержит эффективные формы педагогической работы по организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке ...
Презентация к исследовательской деятельности по теме "Развитие растения из семени" 2 класс.
В презентации представлена исследовательская деятельность по теме "Развитие растения из семени". Весь проект построен из наблюдений за развитием растения. В данном случае- огурец....
План-конспект урока по иностранному языку (3 класс) на тему: Технологическая карта урока по теме "My favourite animal" в 3 классе
План-конспект урока по иностранному языку (3 класс) на тему: Технологическая карта урока по теме "My favourite animal" в 3 классе План-конспект урока по иностранному языку (3 класс) на...