План конспект урока по теме "Размножение и развитие растений". Пр.р. «Рассмотрение плодов и семян растений», «Развитие растения из семени».3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Русанова Лариса Александровна

Представлен план конспект урока по окружающему миру по теме "Размножение и развитие растений". Пр.р. «Рассмотрение плодов и семян растений», «Развитие растения из семени» 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir_razmnozhenie_i_razvitie_rasteniy_11.doc156.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Окружающий мир

Класс: 3 «А»

Учитель: Русанова Л.А.

Тема урока:

Размножение и развитие растений. Пр.р. «Рассмотрение плодов и семян растений», «Развитие растения из семени».

Цель:

Познакомить учащихся со способами распространения и размножения  растений.

Задачи:

Расширять  знания детей о жизни растений.

Развивать внимание, логическое мышление, взаимо- и самоконтроль, взаимо- и само-оценку.

Воспитывать интерес к жизни растений, бережное отношение к живой природе.

Тип урока: урок получения новых знаний,  вкл. элементы комбинированного урока (проверка домашнего задания).

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Место урока в учебном плане: в разделе «Эта удивительная природа» 12-ый урок.

Методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, эвристический, практический, частично-поисковый.

Основные понятия: опыление, распространение, размножение.

Оборудование: схема (приложение 1), рабочие тетради, модель цветка, рисунки (приложение 2): птица колибри, перекати-поле, кокос, бешеный огурец, кувшинка, образцы семян одуванчика, клена, березы, подорожника,  лопуха, репейника, плоды желудей, орехов, каштанов, шишки, проросшие семена, проросшие листья фиалки, черенки малины, смородины,

Планируемые образовательные результаты

Объем освоения и уровень владения компетенциями

Компоненты культурно-компетентностного опыта

(приобретенная компетентность)

Научатся: определять способы распространения,  опыления и размножения растений, анализировать взаимосвязь между благоприятной средой и развитием растений.

Получат возможность научиться: выращивать растения с помощью семян, листьев, черенков и корней, осуществлять поиск нужной информации, выделять главное, ориентироваться в понимании причин успеха в учебе.

Целостно-смысловая компетенция.

Умеют: определять понятия, приводить примеры, искать информацию, вступать в речевое общение, работать с книгой, рабочей тетрадью, словарем.

Организационная структура урока

Этапы урока

Время (мин)

Обуч. и развив. компет. задания и упр.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование организационных взаимоотношений на уроке

Промежу-точный контроль

1.Организационный

1,5

Ребята, какой сегодня чудесный день и интересный урок. Этот урок у нас  первый после каникул, первый - на этой неделе, первый - в этот день.

Я рада вас всех видеть. Хотелось бы узнать с каким настроением вы пришли на урок.

- Кто пришел с хорошим настроением - улыбнитесь.

- Если вам нравится общаться с одноклассниками – поднимите руки!

- Кто не любит ссориться, хлопните в ладони!

-Если вы стараетесь уважительно относиться к людям, пожмите друг другу руки.

 Теперь можно начинать работу. Итак, у нас урок окружающего мира

Фронтальная

2. Актуализация знаний

1,5

4

На доске схема (приложение 1) и карточки с магнитами.

Вспомните, какую тему изучали на прошлом уроке?

С какими процессами мы познакомились? Что нового узнали о растениях?

Закончите предложения:

Под действием солнечного света в листьях растений вырабатываются …

Растения дышат  и …

Вода в листья поступает из …

Для дыхания живых существ растения выделяют …

Домашнее задание  - выполнение схем в рабочей тетради.

Схему № 1 (Дыхание и питание растений) выполнит один ученик у доски …………

А мы в это время проверим выполнение заданий 2-5.

 

Тема «Солнце, растения и мы с вами»

На прошлом уроке мы познакомились с двумя процессами, происходящими с растениями. Мы узнали, как растения дышат и питаются.

…сахар и крахмал

…питаются

…корня

…кислород

Один ученик выполняет задание у доски.

Остальные – по тетради (с. 33 -34)

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

Устные ответы.

Устные ответы.

Устные ответы.

Заполнение схемы у доски.

Проверка выполненного задания у доски и в рабочих тетрадях

3.Изучение нового материала

3.1. Сообщение темы и цели

3.2. Первичное получение информации об опылении

3.3. Закрепление знаний об опылении

3.4. Первичное получение информации о распространении семян

3.5. Закрепление полученной информации. Пр.р. «Рассматривание плодов и семян растений»

3

5

1

8

Модель цветка

Учебник.

Рабочая тетрадь

Рабочая тетрадь

Рисунок колибри

Образцы плодов и семян одуванчика

Образцы плодов и семян клена, березы.

Рисунок перекати-поле

Образцы семя подорожника, лопуха, репейника

Рисунок кувшинки

Образцы плодов: желуди, орехи, каштаны, шишки, рябина

Рисунок кокоса,

бешеного огурца

Растения - живые существа. Они дышат и питаются, а значит, они должны расти и размножаться. Итак, тема нашего урока « Размножение и развитие растений».

Какую учебную задачу поставим:

Где будем искать ответ?

Какую часть растения можно увидеть весной и летом? Обращали ли вы внимание на то, что возле цветов всегда много насекомых? Что они там делают?

Чем больше нектара у растения, тем больше насекомых будет к нему прилетать.

Однажды ученые поставили такой опыт: на яблоне выбрали две ветки с одинаковым числом бутонов. Одну из них накрыли марлей, чтобы к цветкам не могли проникнуть пчелы, а другую оставили открытой. И что же получилось? На той ветке, где на цветки прилетали пчелы, образовалось 33 груши, а на ветке под марлей – ни одной!

Почему это произошло? Насекомые не просто кормятся на цветках, они еще и выполняют работу, без которой не могут образовываться плоды и семена.

 Эта работа – опыление цветов. Что такое опыление? Давайте разберемся, поможет нам в этом модель цветка .У цветов есть тычинки и пестик. На тычинках мельчайшие зернышки, маленькие желтые крупинки - пыльца. В пестике образуется плод. Для образования плода необходимо, чтобы пыльца с тычинок попала в пестик. Когда пчела садится на цветок, пыльца остается на ее мохнатом тельце. Перелетая на другой цветок того же вида растений, пчела невольно переносит на него пыльцу - опыляет цветок. Из опыленного цветка начинает развиваться плод с семенами. А если опыления не произойдет, плодов и семян у растения не будет.

Цветы привлекают насекомых ярким цветом, запахом, формой. Пчелы, шмели, бабочки – это насекомые – опылители. Они помогают растениям размножаться.

Давайте прочитаем текст в учебнике на с. 80 и ответим на вопросы задания № 1 и № 2 в рабочей тетради.

Что же такое «нектар» («пыльца», «насекомые-опылители») ? Найдите  и зачитайте правильное определение?

Что такое «Опыление»?

Запишите слово «Опыление» в словарик.

Посмотрите на с.35 рабочей тетради № 2. Назовите насекомых – опылителей.

Подпишите названия насекомых.

В жарких странах некоторые цветы опыляют крошечные птички – колибри. Чтобы добраться до нектара, они запускают свой клювик вглубь цветка. . Итак, произошло опыление, и на месте цветка образовался плод.

Плод – это приспособление цветкового растения к распространению семян.

Почему необходимо распространять семена?

  Плоды растений – настоящие путешественники. Если приглядеться к ним, то можно догадаться, как они путешествуют. Почти всегда плоды и семена дают жизнь новому растению не там, где они созрели. Отправляются семена – путешественники искать новые,  необжитые места. У каждого семечка, семени или плода свой «транспорт». Подхваченные ветром, летят семена, поднимаясь высоко в небо. Куда только не  заносит их ветром. Но вот они успокоились, отлетались и легли спать на зиму. Весной им предстоит большая работа выращивать новое растение.

Посмотрите на образцы семян и плодов. Найдите среди них то растение, которое соответствует загадке:

•        Летят пушинки чистые

За луг, за сад, за лес…

И к нам парашютистами

Спускаются с небес.

                   (Одуванчик)

- Как распространяется это растение? С помощью какого приспособления.?

Большинство семян – любители полетать. Это самый  быстрый и удобный способ попасть в далёкие  края. Многие семена крылаты. У клена и липы семена снабжены тонкими крылышками. Крылатые плодики клена  опадают с дерева очень своеобразно – они быстро – быстро вращаются, как пропеллер, и плавно опускаются на землю. А мелкие орешки березы с двумя прозрачными крылышками по бокам. Ветром они могут быть унесены далеко в сторону от дерева,  на котором созрели.

Найдите и покажите  плоды – крылышки клена, березы.

Некоторые степные растения ко времени созревания плодов засыхают, ветер обламывает их у корней, перекатывает с места на место, рассеивая семена. Такие растения получили название «перекати - поле» (джузгун).

Есть растения – «зайцы», которые путешествуют тайно, повсюду следуя за человеком. Куда он, туда и они. Когда подорожник появился в Северной Америке, то местные индейцы назвали его «следом белого человека». В безлюдных местах подорожника не бывает. Чем ближе к селению, тем его больше. Осенью клейкие семена подорожника цепляются с кусочками грязи на обувь или копыта домашних животных, и переносятся с одного места на другое.

Найдите плоды лопуха и репейника. Как переносятся плоды этих растений?

Водные растения тоже приспособились. Семена  кувшинок и водокраса прилипают к липким лапкам и перьям уток, гагар, куликов, чаек и вместе с ними перелетают из озера в озеро. Тысячи водяных птиц летят осенью с севера на юг. Миллионы семян переносят они с водоема на водоем.

Найдите плоды растений, которые распространяются с помощью животных. Расскажите, как это происходит.

Семена переносят реки и ручьи, потоки дождя и течения. Кокосовые орехи плавают в воде годами и не теряют всхожести. У плодов, которые держаться на воде, есть много клеток и полостей, наполненных воздухом. Эти воздушные подушечки не позволяют плоду или семени быстро пойти ко дну

Есть семена, которые распространяются самостоятельно. Их семена называют «артиллеристами». В Крыму на морском побережье можно встретить сорное растение бешеный огурец. После созревания семян в его плодах скапливается слизь, которая вместе с семенами с силой выбрасывается из плодов. Кажется, будто бешеный огурец стреляет своими семенами.

…узнать о развитии и размножении растений.

Ответы детей

… цветы

Слушание рассказа учителя.

Рассматривание модели цветка

Учащиеся читают текст учебника вслух по очереди.

…сладкий цветочный сок.

…маленькие желтые крупинки в цветках.

…насекомые, которые опыляют  цветы

…перенос пыльцы с одного цветка на другой.

Дети записывают слово в словарь

… пчела, шмель, бабочка

Слушание рассказа учителя

….. Чтобы они не проросли рядом с материнским  растением, и не было конкуренции за питательные вещества, свет и воду

Слушание рассказа учителя

Учащиеся рассматривают образцы семян.

… одуванчик.

… семена подхватываются ветром и падают в почву…. У одуванчиков есть парашютики.

Учащиеся находят и показывают.

Учащиеся рассматривают образец.

Учащиеся рассматривают образец.

Учащиеся рассматривают образцы,  находят и показывают.

….На шерсти животных и одежде человека встречаются цепкие головки лопуха, гравилата, череды, репейника. Некоторые невозможно вычесать. У растений много различных крючков, зацепок, зубчиков  - приспособлений для того, чтобы удерживаться и путешествовать как можно дальше

Учащиеся рассматривают образец.

Учащиеся находят и показывают.

…плоды некоторых растений тяжелые, поэтому ветер не может их распространять. Например, плоды дуба – желуди, орехи лещины падают рядом с деревом и ждут, когда «носильщики» перенесут их в другие места. Белки, мыши, птицы не заставляют себя долго ждать. Набегут, подхватят желуди, орехи и разнесут их по норам и дуплам. Эти плоды для них вкусные и ценные запасы на зиму. Весной забытые и потерявшиеся плоды дадут ростки новых деревьев и кустарников.

Птицы, наземные животные могут быть «носильщиками» семян и плодов, например, сочных ягод рябины, брусники, черемухи. Они поедают ягоды и, перемещаясь с места на место, выбрасывают неповрежденные семена съедобных плодов.

Учащиеся слушают и рассматривают образец.

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Работа в парах

Работа в парах

Работа в парах

Работа в парах

Работа в парах

Работа в парах.

Фронтальная

Работа в парах

Работа в парах.

Фронтальная

Работа в парах.

Фронтальная

Постановка учебной задачи

Ответы на вопросы задания № 1 и № 2 в рабочей тетради.

Работа в рабочей тетради

Практическая работа

Практическая работа

Практическая работа

Практическая работа

Практическая работа

Практическая работа

Практическая работа

Практическая работа

Физкультминутка

1

Музыкальное сопровождение

Игра "Как росло растение":

Представьте, что вы маленькие семена, попавшие в почву.

- Маленькому семени зимой в почве было холодно, оно сжималось, чтоб согреться.

-  Весной солнечные лучи согрели землю и семя отогрелось, расправило свои плечи.

- Ему так стало интересно, что там, наверху, что оно потихоньку стало расти. У него появились корешки  и первые листочки.

 Солнышко так согрело росток, появившийся из семени, что он решил стать высоким-высоким, чтоб помахать солнцу своими листьями

- И вот однажды на ростке расцвёл цветок, он улыбнулся солнышку и другим цветкам

- А потом наступила осень и на месте цветка образовались семена, которые растение сбросило в почву .

 -Вот так целый год росло растение.

Дети садятся на корточки, сжимаясь в комочек.

…мышечное напряжение, глаза зажмурены

… расслабление мышц

…дети встают на ноги, открывают глаза

…поднимают руки над головой, полусогнуты в локтях

…дети вытягиваются вверх, поднимаются на цыпочки, машут кистями рук.

…дети улыбаются учителю и друг другу, поворачиваясь из стороны в сторону.

…движения руками, будто стряхивают воду, направлены на снятие накопившегося мышечного напряжения

Групповая

3.6.

Получение первичной информации о развитии растений

3.7. Закрепление полученной информации о развитии растений. Пр.р. «Развитие растений из семени»

3.8.Дополнителньный материал

1

4

4

Образцы проросших семян

Черенки растений, проросшие листья

  Чтобы из семечка выросло новое растение, оно должно попасть в место, где тепло, есть влага  и воздух, то есть когда оно попадает в почву.

 

 - Как же растение развивается из семени?

Посмотрите на образцы проросших семян, которые мы оставили в влажном и теплом месте  

  Сначала из семени появляется корешок, а потом стебелёк с листочками. Проросток растет и со временем превращается во взрослое растение. На нём появляются  цветки, а после опыления на месте цветков – плоды с семенами.

Как еще могут размножаться растения?

Учащиеся слушают и рассматривают образец.

Отвечает заранее подготовленный ученик:

- На уроке окружающего мира  мы говорили о растениях. Растения являются частью живой природы. А значит, они дышат, питаются, развиваются и размножаются. Мне стало интересно, а как же растение развивается? Как из маленького семени получается новое, большое растение. Для прорастания растения нужны тепло, вода, воздух. Сначала я маленькое семечко положила в теплую воду, замочила его.  Семя набухло, и  у него появился корешок. Проращенное семя я высажу  в землю.

 Потом появится маленький зеленый росточек, который потом, я думаю, вырастет и станет взрослым растением.  

Отвечает заранее подготовленный ученик:

Некоторые растения могут размножаться через листья. Например, фиалка, бегония, бальзамин. Лист фиалки нужно поставить в воду и через некоторое время появится корешок, который можно посадить в почву и при благоприятных условиях  растение буде дальше развиваться.

Отвечает заранее подготовленный ученик:

Некоторые растения размножаются черенками: малина, крыжовник, плодовые деревья. Черенок сажают в почву и при благоприятных условиях вырастает новое растение.

Фронтальная

Индивидуальная подготовка.

Фронтальная

Индивидуальная подготовка.

Фронтальная

Практическая работа с опытными образцами.

Поиск и подготовка информации по заданной теме.

Поиск и подготовка информации по заданной теме.

4.

Повторное осмысление и закрепление.

3

Рабочие тетради. Учебник

А сейчас вы поработаете в парах. Каждый будет в роли ассистента и отвечающего. Откройте страницу учебника 83. Задание «Проверь себя».

Задайте по очереди вопросы друг другу и за полученные ответы поставьте свою оценку  и роспись в рабочей тетради на одной строке с темой урока. Если вы согласны с той оценкой, которую вам поставили, оставьте ее. Если не согласны – поставьте свою и рядом распишитесь.

Дети опрашивают друг друга и оценивают как работу товарища, так и свою работу.

Работа в группах

Задание по вопросам учебника с. 83

Взаимо – и самооценка работы.

5.Итоги урока.

2

Ну вот, ребята, и заканчивается наш урок, давайте подведем итоги:

- Какую учебную задачу мы решали?

- С помощью какого процесса из цветка растения образуется плод?

- Что такое опыление?

- Кто способствует опылению?

- Приведите примеры насекомых - опылителей

- Какие условия необходимы для прорастания семени?

…узнать о развитии и размножении растений.

… опыления

… перенос пыльцы с одного цветка на другой

… насекомые-опылители

…пчелы, шмели, бабочки

… тепло, вода, воздух.

Фронтальная

Опрос по основным вопросам темы

6.Домашнее задание

0,5

Вы можете изучить материал учебника с. 80-831 и выполнить задания № 3, 4,5, 6 в рабочей тетради.

Записывают домашнее задание.

7.Рефлексия.

0,5

Рабочие тетради

Оцените свою работу на уроке:

•        Зелёный – я был активен и доволен своей работой.

•        Жёлтый – я старался, но у меня ещё не всё получилось.

•        Красный –  я работал не достаточно хорошо.

Нарисовать кружок выбранного цвета  рядом с темой урока в «Рабочей тетради» 

Всем спасибо за урок.

Вот уже звенит звонок.

Оценивают свою работу

Индивидуальная

Отметка работы в рабочей тетради

Источники:

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/urok-po-okruzhayushchemu-miru-na-temu-razvitie-i-razmnozhenie-

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/razmnozhenie-i-razvitie-rasteniy-1

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/urok-razvitie-i-razmnozhenie-rastenii

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по окружающему миру в 1 классе «А» по теме: «Животные и растения леса» с применением информационных технологий

План-конспект урокапо окружающему миру в 1 классе «А»по теме: «Животные и растения леса»с применением информационных технологий...

План-конспект урока по окружающему миру в 1 классе «А» по теме: «Животные и растения леса» с применением информационных технологий

План-конспект урокапо окружающему миру в 1 классе «А»по теме: «Животные и растения леса»с применением информационных технологий...

План-конспект урока по окружающему миру "Многообразие растений"

Конспект урока составлен  по УМК "Перспективная начальная школа" 2 класс...

План - конспект урока Разработка урока окружающего мира (2 класс УМК ПНШ) "Цветковые растения. Части растений. Условия необходимые для жизни растений. Питание и дыхание растений"

План - конспект урока окружающего мира (2 класс УМК ПНШ) по теме "Цветковые растения. Части растений. Условия необходимые для жизни растений. Питание и дыхание растений"...

Конспект урока "Условия, необходимые для развития растений"

Сценарий урока  для 2 класса содержит эффективные формы педагогической работы по организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке ...

Презентация к исследовательской деятельности по теме "Развитие растения из семени" 2 класс.

В презентации представлена исследовательская деятельность по теме "Развитие растения из семени". Весь проект построен из наблюдений за развитием растения. В данном случае- огурец....

План-конспект урока по иностранному языку (3 класс) на тему: Технологическая карта урока по теме "My favourite animal" в 3 классе

План-конспект урока по иностранному языку (3 класс) на тему: Технологическая карта урока по теме "My favourite animal" в 3 классе  План-конспект урока по иностранному языку (3 класс) на...