Урок окружающего мира во 2 классе по теме: «Условия, необходимые для развития растений.»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Ступина Елена Викторовна

Урок-исследование..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira_vo_2_klasse_po_teme.docx73.84 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок окружающего мира во 2 классе по теме:    

                    «Условия, необходимые для развития растений.»

Вид урока: урок-исследование.

Цели урока:

  1. Повторить свойства воды.
  2. Дать представление об особенностях развития растения в зависимости от природных условий, путём проведения экспериментов.
  3.  Воспитывать бережное отношение к природе.

 Задачи: 

  1. Формировать исследовательские навыки, учить планировать свою деятельность, работать в группе;
  2. Развивать логическое и критическое мышление.

Оборудование: 

     Раздаточный материал: буклет «Свойства воды», карточки «Что общего у растений?». Объекты исследовательской деятельности: проросшие и не проросшие семена фасоли. Разноцветные цветочки, отражающие деятельность учащихся на уроке, плакаты исследований групп, буклет «Условия, необходимые для развития растений».

Методы и приемы обучения: частично-поисковый, проблемно- исследовательский, логические (индуктивный, дедуктивный, метод аналогии).

                                                                  Ход урока

  1. Орг. Момент.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

            Хорошо запоминать.

  1. Мотивация.

     - Хочу напомнить основные правила нашего урока: правильный ответ – хорошо! Неправильный ответ – тоже хорошо. (Ведь не ошибается тот, кто ничего не делает.)

Нам важен не только результат, но и путь его достижения.

Только то, что воспринято с радостью и удовольствием, усваивается хорошо и прочно. Желаю всем хорошего настроения!

3.   Проверка домашнего задания:

1) На прошлом уроке, мы проводили исследование, чтобы определить свойства воды. Откройте буклет «Вода»( см. Приложение1 ). Я зачитываю описание свойства, а вы должны его определить.

1.  В стакан с водой я высыпала ложку сахара и размешала. Сахар исчез. Какое свойство воды, я проверила? (Растворитель)

2. Я налила воду в стакан, вода приняла его форму, затем я перелила воду в банку, вода приняла её форму. Какое свойство я проверила? (Не имеет формы)

3. Я свободно могу перелить воду из одного стакана в другой, так как у воды есть это свойство. (Текучесть)

4. За стеклянным стаканом с водой я поместила картинку и хорошо её вижу, потому что у воды есть свойство … (Прозрачна)

5. Чистую воду я попробовала на вкус. Какая вода? (Без вкуса)

6. На дне стакана я поместила красную бусинку и посмотрела на нее сквозь воду. Какое свойство я проверяла? (Бесцветна)

7. Я добавила в воду капельки лимона и почувствовала лимонный запах, а какой запах я буду чувствовать, если понюхаю чистую проточную воду? (Без запаха).

2) Молодцы, все свойства воды мы повторили, а теперь ответьте на вопрос: в каких трех состояниях может находиться вода. (Жидком, твердом и газообразном).

  1. Актуализация знаний и сообщение темы урока.

- Давайте.  разгадаем кроссворд и определим тему нашего сегодняшнего разговора.

     

  1. Не огонь, а жжется. ( Крапива)
  2. Красненька матрешка, беленько сердечко. ( Малина)
  3. Что за дерево стоит-

Ветра нет, а лист дрожит. ( Осина)

  1. Последняя улыбка осени.

Звезда на клумбе. ( Астра)

  1. Клейкие почки, зеленые листочки.

С белой корой растут под горой. ( Береза)

  1. Ветка в грозди разодет фиалетового цвета.

В этот теплый майский день расцвела в саду сирень. ( Сирень)

  1. С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед. ( Липа)

  1. Платье яркое сняла,

А пуговки красные оставила. ( Рябина)

                 Ключевое слово: РАСТЕНИЯ.

Ребята, так о чем мы будем говорить на уроке? ( о растениях)

- Что такое растение? ( ответы детей)

              Растения – это тела живой природы.  На Земле встречаются самые различные виды растений.  

 - На какие 3 группы можно разделить все растения? ( Деревья, кустарники, травы)

4. Новая тема.

- Знаете ли вы, какие части имеет растение? (корень, стебель, листья, цветы, плоды с семенами)  (У детей на партах иллюстрация гороха с хорошо выраженными частями растения и их названия) (Приложение 2)

- Соедините линиями части растения с их названием. (Учащиеся работают с карточкам.)

Проверка.

Посмотрите на доску (на доске рисунок цветочков).

Цветочки с мольбою на нас так глядят

И вот, что, ребята, они говорят:

Никак не поймут нас  ни Миша, ни Маша,

Что так нужно нам для развития нашего.

Условия эти вы нам отыщите,

И вырасти вы поскорей помогите.

    Поможем, нашим цветочкам вырасти?

     Сегодня на уроке мы снова станем исследователями и определим, какие условия необходимы для развития растения. Для этого мы делились на 3 группы. Каждой группе был роздан маршрутный лист с заданиями и лист для ведения наблюдений.

      1 группа опытным путём определяла, необходима ли вода для развития растения. Слово представителю группы. (Показ плаката и рассказ). (Вы исследовали, что происходит с семенами, находящимися в ёмкости с водой и накрытыми ватой.  Расскажите о своих наблюдениях. А что произошло  с семенами, накрытыми  сухой ватой. (У детей на партах проращенные семена и сухие.)  Почему ваши предположения разошлись, и возник спор?

- Что вы выяснили в ходе исследования? (Ответы учащихся) 

- Что повлияло на то, что семена проросли? (Ответы:  вода. Вывешивается карточка «Вода») .

- На опыте мы убедились, что для того, чтобы семя начало развиваться, и из него появился росток, необходима вода.

Есть ли вопросы к участникам 1 группы?

- Но для дальнейшего развития этого недостаточно. Растениям необходимо питание. В земле много питательных веществ. Они растворяются в воде и через корень впитываются растением. Эти условия необходимы растению в течение всей его жизни для того, чтобы оно росло и развивалось.

     2 группа определяла, необходим ли растениям для их развития свет. (Показ плаката, рассказ).     (Какие предположения были у вас?  Как вы их проверяли? Какие результаты получили?).   Есть  ли вопросы 2 группе?    (Вывешивается карточка «Свет»).                                                    

     3 группа изучала, может ли растение развиваться в холоде. (Показ плаката, рассказ)                  Есть ли вопросы 3 группе?        (Вывешивается карточка «Тепло»).

     Еще один вопрос, который изучала группа, может ли растение существовать без воздуха. Расскажите о проведенном опыте.  (Вывешивается карточка «Воздух»).

     Так что же необходимо растениям для развития? (вода, свет, тепло и воздух)

    Посмотрите, как рады наши цветочки. Теперь они вырастут большими и красивыми, ведь вы подсказали героям нашего учебника Мише и Маше, что нужно растениям для их развития.

5. Физминутка.

Мы берёзку посадили,

(Выпрямиться за партой, встать.)

Мы водой её полили,

(Руки внизу, покачивание.)

И берёзка подросла,

(Руки вверх.)

К солнцу ветки подняла,

(Руки вверх.)

А потом их наклонила

(Руки вниз, спина прямая.)

И ребят благодарила.

(Поклоны головой, сесть.)

     Для вас я подготовила буклет «Условия, необходимые для развития растений», в котором я поместила фотографии с проведенными вами исследованиями, и вы сможете еще раз прочитать о них. (рассматривают буклет).

     

   6.   Работа по учебнику:

     

Откройте учебник на странице 66 и прочитайте текст и сравните его со своим ответом.

 Почему ель, сосна  гибнут в промышленных городах и районах, а лиственница живёт?  

   7.  Работа в тетради:

Откройте страницу 26 и прочитайте задание №36.

  1. Закрепление.

1. Без этого условия, растение развиться не сможет, а взрослое растение – погибнет. (вода)

2. Только благодаря этому условию растения развиваются летом быстрее, чем зимою.

(тепло)

3.Без этого условия не может существовать ничто живое. (воздух)

4.Без этого условия растение развивается хилым и светлым, может погибнуть. (свет)

 

Игра. Расставь карточки по этапам развития растения. (Приложение 4)

      От наших зелёных друзей я получила телеграммы, определите от кого они:

1. - Ребята!  Берегите зелёную растительность! Не рвите нас!

За вами пойдут и другие люди, и им будет приятно любоваться нами. (Цветы)

2. -Не делайте на нас вырезки. От этого мы  гибнем и сохнем. (Деревья)

Ребята, почему  вам пришли такие грустные телеграммы? (Ответы детей).

Послушайте стихотворение, которое прочитают наши девочки:

ЛЕС – НАШ ДРУГ!

И не сразу, и не вдруг,

Мы узнали: ЛЕС – наш друг.

Нет без ЛЕСА кислорода,

Сникнет сразу вся природа,

Без него дышать не сможем

И никто нам не поможет.

Сдуют ветры урожай

И тогда – прости, прощай!

Обмелеют наши реки,

Высохнут они навеки,

Заболеют все зверушки

Вплоть до маленькой норушки.

Нет без ЛЕСА нам лекарств,

На столах не будет яств.

Пропадёт тогда планета,

Горько мне писать всё это.

А поэтому, друзья,

Призываю всех вас я:

Каждый кустик берегите,

Без нужды костры не жгите,

Цените каждую травинку

И на листике дождинку.

Сбережём ЛЕС от огня

Для тебя и для меня.

Красота живая – ЛЕС,

Пусть растет он до небес!

7. Рефлексия:

Перед началом урока вы получили смайлики с выражением улыбающегося солнышка, хмурящего солнышка, выглядывающего из-за тучки и грустной тучки. Покажите тот смайлик, который соответствует вашему настроению.

  1.  Доволен своей работой на уроке.
  2.  Были отдельные моменты, когда я испытывал трудности.
  3. Не доволен, много не сумел сделать.

8. Домашнее задание.  Страницы 63 - 66, тетрадь № 35, с. 25.

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира 2 класс по теме: «Какие бывают растения»

На уроке дается  первичное представление о многообразии растений и их классификация. Для активизации детей применяется презентация....

Урок окружающего мира 2 класс ПНШ Тема: "Цветковые и хвойные растения"

В материале представлен коспект урока и презентация по теме "Цветковые и хвойные растения"  2 класс "Перспективная начальная школа"...

Урок окружающего мира (3 класс) по теме "Лист -орган растения. Растение- единый организм"

Урок по программе "Гармония"для 3 класса. Учащиеся знакомятся состроением листа. Разнообразные формы работы помогают ученикам лучше понять новый материал, способствует развитию интеллектуальных и твор...

Конспект урока по окружающему миру 1 класс по теме: условия жизни растений

В конспекте представлен возможный вариант проведения урока  по теме " Условия жизни растений" в  первом классе,с использованием активных методов обучения и создания условий для открытия знан...

Презентация к уроку окружающего мира 1 класс на тему "Что общего у разных растений?

Презентация к уроку окружающего мира 1 класс на тему "Что общего у разных растений?". УМК "Школа России". Презентация  - как дополнительный матереиал к уроку. "Деревья шк...

Технологическая карта урока "Окружающий мир" 3 класс на тему "Условия роста и развития растения (по результатам наблюдения)"

Технологическая карта урока "Окружающий мир" 3 класс на тему "Условия роста и развития растения (по результатам наблюдения)"...