На тему: "Наша родина - Россия"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Табунщикова Екатерина Николаевна

Этот урок предназначен для учащихся 1 класса. Тема: "Наша родина -  Россия". Данный урок является вводным в разделе «Наша Родина – Россия» предмета окружающий мир.

На уроке использовалось сочетание методов словестного обучения, самостоятельная работа, работа в парах, а так же метод проблемного изучения материала, что обеспечивает наиболее полное усвоение материала.

Тип урока: урок – изучение нового материала.

Оборудование: слайдовая презентация; фонограмма гимна России, альбомные

 листы, цветные карандаши (красный, синий), карта России из учебника, учебник «Наш мир» 1 класс  (программа «Перспективная начальная школа»).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira_v_1.docx305.82 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Актуальность методической разработки.

Любят родину не за то, что она велика, а за то, что своя.
Сенека Луций Анней (Младший)

Патриотическое воспитание школьников – проблема архисложная в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся. Возможно, именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания школьников. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в школьном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.

Одной из главных задач образовательных учреждений воспитывать гражданина – патриота своей страны.

Значимость урока.

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации”, ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам патриотического воспитания детей.

Между тем в средствах массовой информации продолжается дискуссия о том, надо ли воспитывать любовь к Родине. И весьма громки голоса тех, кто высказывает негативное суждение на этот счет. Патриотизм, якобы, должен войти в человека естественным путем. Родина обязана позаботиться о своих детях, осыпать их благами, стать авторитетной, могучей державой, такой, чтобы каждому из нас захотелось её полюбить. Но возникает вопрос: кто будет осыпать нас благами, да и можно ли определить размер благ, достаточный для того, чтобы человек начал любить Родину? Если мы не научим ребёнка любить свою страну, кому она будет нужна? Кто будет радоваться её достижениям и болеть её горестями? Судьба Родины в руках человека, и ждать момента, когда она будет достойна его любви, по крайней мере, не разумно. Родина такова, какой мы её сами делаем.

Патриотизм, применительно к ребёнку школьного возраста, определяется как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.

Значимость этого урока состоит в том, чтобы воспитывать чувство гордости за свою страну, свой народ, воспитывать уважительное отношение к окружающим людям, а так же расширить представления о родной стране; воспитывать любовь к Родине.

Этот урок предназначен для учащихся 1 класса. Тема: "Наша родина -  Россия". Данный урок является вводным в разделе «Наша Родина – Россия» предмета окружающий мир.

На уроке использовалось сочетание методов словестного обучения, самостоятельная работа, работа в парах, а так же метод проблемного изучения материала, что обеспечивает наиболее полное усвоение материала.

Тип урока: урок – изучение нового материала.

Оборудование: слайдовая презентация; фонограмма гимна России, альбомные

 листы, цветные карандаши (красный, синий), карта России из учебника, учебник «Наш мир» 1 класс  (программа «Перспективная начальная школа»).

Урок по окружающему миру

На тему: "Наша родина -  Россия"

Цель урока:

  • расширить представления о родной стране; воспитывать любовь к Родине.

Задачи:

  • формировать знания детей о Родине, познакомить с государственной символикой России (герб, гимн, флаг), дать представление о разнообразии населённых пунктов России;
  • способствовать развитию интереса к предмету, логического мышления учащихся, умению работа в парах, группах.
  • воспитывать чувство гордости за свою страну, свой народ, воспитывать уважительное отношение к окружающим людям.

Оборудование: 

  • слайдовая презентация;
  • фонограмма гимна России,
  • альбомные листы,
  • цветные карандаши (красный, синий)
  • Карта России из учебника
  • Учебник «Наш мир» 1 класс  (программа «Перспективная начальная школа»)

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1.    Организационный момент

 Эмоциональный настрой

Улыбнитесь друг другу.

Когда мы улыбаемся,
мы реже ошибаемся.
И чаще награждаемся
подарками судьбы.
Когда мы улыбаемся,
мы жизнью наслаждаемся.
И вмиг освобождаемся
от горестей любых.
Улыбка-вещь бесплатная,
простая и понятная,
смешная и понятная,
доступная для всех.
Когда мы улыбаемся,
Мы самоисцеляемся.
И силой наполняемся,
дарующей успех!

Эмоциональный настрой Личностные УУД:

- создаются условия для возникновения у ребёнка внутренней потребности включения в УД («хочу»)

- устанавливаются тематические рамки («могу»)

2. Актуализация знаний

 А теперь ребята я предлагаю вам послушать стихотворение и попробовать определить тему урока.

(слайды 1-3)

Вопросы по стихотворению:

 - Какой вопрос задает себе герой стихотворения?

 - К какому ответу приходит герой?

 

Познавательные УУД: (общеучебные)

осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме

3.Формулировка темы

- Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

-Тема нашего урока: "Россия – наша Родина" (слайд 4)

Познавательные УУД: (общеучебные)

осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме

3. Постановка учебной задачи.

1. Вступительная беседа.

- Как называется наша Родина?

- Наше отечество, наша Родина - матушка Россия.

- Как вы думаете, почему у России столько названий - Отечество, Родина, Матушка?

Ответы детей.

- Отечеством мы зовём её потому, что в ней испокон веков жили наши отцы и деды.

- Родиной мы зовём её потому, что здесь мы родились, всё вокруг для нас родное.

- А матушкой - потому, что она выкормила, вырастила, выучила русскому языку и как мать защищает и бережёт нас.

- Какие пословицы о Родине вы знаете?

Игра «Собери пословицу»

(слайд № 5)

 

Рассуждения

Познавательные УУД:

Формирование умения высказывать свои предположения, свое мнение.

Регулятивные УУД:

(целеполагание) формирование умения

 формулировать и удерживать учебную задачу.

4. Работа над новым материалом.

Откройте карту России из учебника «Наш мир» с. 64 – 65.

Посмотрите на карту, как велика наша страна! Это самая большая страна от Северного Ледовитого океана до Чёрного моря, от Балтийского моря, до Тихого океана. (слайд № 6)

 Маша и Миша приглашают нас сесть в вертолёт  и с вертолёта посмотреть на Россию.

Что вы увидите с вертолёта?

(слайд № 7)

Познавательные УУД (общеучебные):

осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме

Познавательные УУД (общеучебные): применять правила составления высказывания,

осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме

Физминутка 

Найдите у себя в учебнике на карте Северный Ледовитый океан, Чёрное море, Балтийское море, Тихий океан.

Страна наша очень большая, поэтому кроме русских живут в ней много других народов: это татары, марийцы, башкиры, русские, коми, чуваши, удмурты, евреи, украинцы, белорусы, ненцы и многие другие … всего 128 народов. Нас очень много 145 миллионов. У каждого народа есть свои традиции, праздники, костюмы. Смотрим на слайде и в учебнике дети в народных костюмах … (слайд № 8 – 9)

- Кто скажет, какой город является главным в России? 

Да, столицей нашей Родины является – Москва (слайд № 10)

Москва - самый большой город в России. 

- В Москве работают Президент страны, Правительство России, Государственная Дума. Они решают важные государственные задачи.

 (о Москве мы будем говорить на отдельном уроке).

– Родина начинается с символов страны. Что такое символы?

Из толкового словаря: “Символы – это знаки отличия нашей страны от других стран”.

Как вы думаете о каких символах идет речь? (герб, флаг, гимн). 

(слайд № 11)

- У каждого государства на нашей Земле есть свои отличительные признаки: герб, флаг, гимн - это официальные государственные символы, означающие независимость государства.

Сегодня мы с вами познакомимся с государственными символами нашей страны.

- Герб России представляет собой тёмно-красный щит, на котором изображён золотой двуглавый орёл. Двуглавый орёл - символ вечности России. На груди орла помещён герб Москвы. Это означает, что Москва - столица могучего Российского государства.

Форма герба напоминает щит. Нам груди орла тоже щит.

Наш герб очень старый. Ему почти 500 лет. По-другому можно сказать, что герб - это эмблема государства. (Слайд № 12)

- Флаг России показывает полную независимость государства от других государств, его самостоятельность. Российский флаг состоит из трёх полос одинаковой ширины. Верхняя полоса - белая, средняя - синяя, нижняя - красная. В России эти цвета почитались издавна и имели свои символические значения: белый - благородство, синий - честность, красный - смелость и великодушие. Мы должны гордиться нашим флагом, ему уже более 300 лет! (Слайд № 13)

- Гимн - это торжественная песня о стране, которая исполняется в особо торжественных случаях: во время государственных праздников, подъёма государственного флага Российской Федерации, на торжественных собраниях, во время спортивных соревнований. Новый год в нашей стране начинается с Государственного гимна России. Автор самой торжественной мелодии – композитор Александр Александров, а автор текста – Сергей Михалков. При исполнении гимна все встают, мужчины снимают головные уборы. Государственный гимн исполняют в торжественных случаях, например при награждении победителей международных спортивных соревнований. Наш гимн величествен, в его словах прославляется наша Родина - Россия. Наш гимн значительно моложе флага и герба. Музыке гимна более 50 лет. (Слайд № 14 – 15)

- Давайте встанем и послушаем гимн нашей страны.

- Раскрасьте изображение герба у себя в карточках (Приложение 1)

- Раскрасьте флаг в своих карточках.

Познавательные УУД (общеучебные):

осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме

Познавательные УУД (информационные): запись, фиксация информации об окружающем мире.

8. Подведение итогов.

- Напомните как тема урока у нас сегодня.

- Перечислите сколько имен у России?

- Какие символы есть у нашего государства?

Все работы по очереди прикрепляются  к стенду или доске вокруг плаката с изображением флага России.

– Вы, ребята,  должны знать и дорожить символами своей страны. Каждый из нас – частичка России. И от всех нас зависит будущее нашей Родины. (Слайд № 16)

Саморегуляция:

концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений

9. Домашнее задание (слайд № 17)

И в качестве домашнего задания. Изобразить картину на тему:

Моя Родина – это…

Использованные материалы:

  1. Целоусова Т. Ю. Поурочные разработки по курсу окружающий мир 1 класс. – Москва: «ВАКО», 2011 г.
  2. Федотова О. Н., Трифанова Г. В., Трифанов С.А. Окружающий мир. - Москва: Академкнига/Учебник, 2012 г.
  3. Персидская И. В., Фонова Г. А., Лободина Н. В. Классные часы в 1 – 4 классах. – Волгоград: учитель, 2009 г.
  4. Ресурсы интернета:

Электронное пособие

  1. Мастер класс учителя начальной школы (компакт- диск) – Волгоград: «Планета», 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 3 классе по теме "Наше питание". Школа России.

Основной вид работы-работа в группе. На первом этапе ребята готовят стендовую презентацию про питательные вещества. Затем каждой группе творческие задания....

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе по теме «Наша Родина - Россия» УМК «Школа России»

Тема: Наша Родина – Россия.Тип урока: урок открытия нового знания (технология деятельностного метода)...

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Наши проекты: «Города России». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: организация и проведение проекта «Города России»; формирование организаторских умений.Планируемые результаты:Предметные:знать: города России (Челябинск, Волгогра...

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Наши проекты: «Города России». УМК "Школа России"

Тема урока: «Проект «Города России». Цели деятельности учителя: организация и проведение проекта «Города России»; формирование организаторских умений.Планируемы...

Конспект + презентация урока окр. мира по теме "Наша родина – Россия. Россия – многонациональная страна" 1 класс, ПНШ.

Цель деятельности учителя: расширение представления учащихся  о России как о многонациональной стране.Планируемые результаты:Предметные:- знать что в России живет более 100 народностей;- знать об...

Тема: Наша Родина – Россия. Россия на карте. Где живут белые медведи?

Тема: Наша Родина – Россия. Россия на карте. Где живут белые медведи?...

Конспект урока по по окружающему миру (2 класс). Тема: Наши проекты: «Города России». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: организация и проведение проекта «Города России»; формирование организаторских умений.Планируемые результаты:Предметные:знать: города России (Челябинск, Волгогра...