На тему: "Наша родина - Россия"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме
Этот урок предназначен для учащихся 1 класса. Тема: "Наша родина - Россия". Данный урок является вводным в разделе «Наша Родина – Россия» предмета окружающий мир.
На уроке использовалось сочетание методов словестного обучения, самостоятельная работа, работа в парах, а так же метод проблемного изучения материала, что обеспечивает наиболее полное усвоение материала.
Тип урока: урок – изучение нового материала.
Оборудование: слайдовая презентация; фонограмма гимна России, альбомные
листы, цветные карандаши (красный, синий), карта России из учебника, учебник «Наш мир» 1 класс (программа «Перспективная начальная школа»).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchego_mira_v_1.docx | 305.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Актуальность методической разработки.
Любят родину не за то, что она велика, а за то, что своя.
Сенека Луций Анней (Младший)
Патриотическое воспитание школьников – проблема архисложная в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся. Возможно, именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания школьников. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в школьном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.
Одной из главных задач образовательных учреждений воспитывать гражданина – патриота своей страны.
Значимость урока.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации”, ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам патриотического воспитания детей.
Между тем в средствах массовой информации продолжается дискуссия о том, надо ли воспитывать любовь к Родине. И весьма громки голоса тех, кто высказывает негативное суждение на этот счет. Патриотизм, якобы, должен войти в человека естественным путем. Родина обязана позаботиться о своих детях, осыпать их благами, стать авторитетной, могучей державой, такой, чтобы каждому из нас захотелось её полюбить. Но возникает вопрос: кто будет осыпать нас благами, да и можно ли определить размер благ, достаточный для того, чтобы человек начал любить Родину? Если мы не научим ребёнка любить свою страну, кому она будет нужна? Кто будет радоваться её достижениям и болеть её горестями? Судьба Родины в руках человека, и ждать момента, когда она будет достойна его любви, по крайней мере, не разумно. Родина такова, какой мы её сами делаем.
Патриотизм, применительно к ребёнку школьного возраста, определяется как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.
Значимость этого урока состоит в том, чтобы воспитывать чувство гордости за свою страну, свой народ, воспитывать уважительное отношение к окружающим людям, а так же расширить представления о родной стране; воспитывать любовь к Родине.
Этот урок предназначен для учащихся 1 класса. Тема: "Наша родина - Россия". Данный урок является вводным в разделе «Наша Родина – Россия» предмета окружающий мир.
На уроке использовалось сочетание методов словестного обучения, самостоятельная работа, работа в парах, а так же метод проблемного изучения материала, что обеспечивает наиболее полное усвоение материала.
Тип урока: урок – изучение нового материала.
Оборудование: слайдовая презентация; фонограмма гимна России, альбомные
листы, цветные карандаши (красный, синий), карта России из учебника, учебник «Наш мир» 1 класс (программа «Перспективная начальная школа»).
На тему: "Наша родина - Россия"
Цель урока:
- расширить представления о родной стране; воспитывать любовь к Родине.
Задачи:
- формировать знания детей о Родине, познакомить с государственной символикой России (герб, гимн, флаг), дать представление о разнообразии населённых пунктов России;
- способствовать развитию интереса к предмету, логического мышления учащихся, умению работа в парах, группах.
- воспитывать чувство гордости за свою страну, свой народ, воспитывать уважительное отношение к окружающим людям.
Оборудование:
- слайдовая презентация;
- фонограмма гимна России,
- альбомные листы,
- цветные карандаши (красный, синий)
- Карта России из учебника
- Учебник «Наш мир» 1 класс (программа «Перспективная начальная школа»)
Ход урока
Деятельность учащихся | Примечание | |
1. Организационный момент | ||
Эмоциональный настрой Улыбнитесь друг другу. Когда мы улыбаемся, | Эмоциональный настрой Личностные УУД: - создаются условия для возникновения у ребёнка внутренней потребности включения в УД («хочу») - устанавливаются тематические рамки («могу») | |
2. Актуализация знаний | ||
А теперь ребята я предлагаю вам послушать стихотворение и попробовать определить тему урока. (слайды 1-3) Вопросы по стихотворению: - Какой вопрос задает себе герой стихотворения? - К какому ответу приходит герой? |
| Познавательные УУД: (общеучебные) осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме |
3.Формулировка темы | ||
- Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? -Тема нашего урока: "Россия – наша Родина" (слайд 4) | Познавательные УУД: (общеучебные) осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме | |
3. Постановка учебной задачи. | ||
1. Вступительная беседа. - Как называется наша Родина? - Наше отечество, наша Родина - матушка Россия. - Как вы думаете, почему у России столько названий - Отечество, Родина, Матушка? Ответы детей. - Отечеством мы зовём её потому, что в ней испокон веков жили наши отцы и деды. - Родиной мы зовём её потому, что здесь мы родились, всё вокруг для нас родное. - А матушкой - потому, что она выкормила, вырастила, выучила русскому языку и как мать защищает и бережёт нас. - Какие пословицы о Родине вы знаете? Игра «Собери пословицу» (слайд № 5) |
Рассуждения | Познавательные УУД: Формирование умения высказывать свои предположения, свое мнение. Регулятивные УУД: (целеполагание) формирование умения формулировать и удерживать учебную задачу. |
4. Работа над новым материалом. | ||
Откройте карту России из учебника «Наш мир» с. 64 – 65. Посмотрите на карту, как велика наша страна! Это самая большая страна от Северного Ледовитого океана до Чёрного моря, от Балтийского моря, до Тихого океана. (слайд № 6) Маша и Миша приглашают нас сесть в вертолёт и с вертолёта посмотреть на Россию. Что вы увидите с вертолёта? (слайд № 7) | Познавательные УУД (общеучебные): осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме Познавательные УУД (общеучебные): применять правила составления высказывания, осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме | |
Физминутка | ||
Найдите у себя в учебнике на карте Северный Ледовитый океан, Чёрное море, Балтийское море, Тихий океан. Страна наша очень большая, поэтому кроме русских живут в ней много других народов: это татары, марийцы, башкиры, русские, коми, чуваши, удмурты, евреи, украинцы, белорусы, ненцы и многие другие … всего 128 народов. Нас очень много 145 миллионов. У каждого народа есть свои традиции, праздники, костюмы. Смотрим на слайде и в учебнике дети в народных костюмах … (слайд № 8 – 9) - Кто скажет, какой город является главным в России? Да, столицей нашей Родины является – Москва (слайд № 10) Москва - самый большой город в России. - В Москве работают Президент страны, Правительство России, Государственная Дума. Они решают важные государственные задачи. (о Москве мы будем говорить на отдельном уроке). – Родина начинается с символов страны. Что такое символы? Из толкового словаря: “Символы – это знаки отличия нашей страны от других стран”. Как вы думаете о каких символах идет речь? (герб, флаг, гимн). (слайд № 11) - У каждого государства на нашей Земле есть свои отличительные признаки: герб, флаг, гимн - это официальные государственные символы, означающие независимость государства. Сегодня мы с вами познакомимся с государственными символами нашей страны. - Герб России представляет собой тёмно-красный щит, на котором изображён золотой двуглавый орёл. Двуглавый орёл - символ вечности России. На груди орла помещён герб Москвы. Это означает, что Москва - столица могучего Российского государства. Форма герба напоминает щит. Нам груди орла тоже щит. Наш герб очень старый. Ему почти 500 лет. По-другому можно сказать, что герб - это эмблема государства. (Слайд № 12) - Флаг России показывает полную независимость государства от других государств, его самостоятельность. Российский флаг состоит из трёх полос одинаковой ширины. Верхняя полоса - белая, средняя - синяя, нижняя - красная. В России эти цвета почитались издавна и имели свои символические значения: белый - благородство, синий - честность, красный - смелость и великодушие. Мы должны гордиться нашим флагом, ему уже более 300 лет! (Слайд № 13) - Гимн - это торжественная песня о стране, которая исполняется в особо торжественных случаях: во время государственных праздников, подъёма государственного флага Российской Федерации, на торжественных собраниях, во время спортивных соревнований. Новый год в нашей стране начинается с Государственного гимна России. Автор самой торжественной мелодии – композитор Александр Александров, а автор текста – Сергей Михалков. При исполнении гимна все встают, мужчины снимают головные уборы. Государственный гимн исполняют в торжественных случаях, например при награждении победителей международных спортивных соревнований. Наш гимн величествен, в его словах прославляется наша Родина - Россия. Наш гимн значительно моложе флага и герба. Музыке гимна более 50 лет. (Слайд № 14 – 15) - Давайте встанем и послушаем гимн нашей страны. | - Раскрасьте изображение герба у себя в карточках (Приложение 1) - Раскрасьте флаг в своих карточках. | Познавательные УУД (общеучебные): осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме Познавательные УУД (информационные): запись, фиксация информации об окружающем мире. |
8. Подведение итогов. | ||
- Напомните как тема урока у нас сегодня. - Перечислите сколько имен у России? - Какие символы есть у нашего государства? Все работы по очереди прикрепляются к стенду или доске вокруг плаката с изображением флага России. – Вы, ребята, должны знать и дорожить символами своей страны. Каждый из нас – частичка России. И от всех нас зависит будущее нашей Родины. (Слайд № 16) | Саморегуляция: концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений | |
9. Домашнее задание (слайд № 17) И в качестве домашнего задания. Изобразить картину на тему: Моя Родина – это… |
Использованные материалы:
- Целоусова Т. Ю. Поурочные разработки по курсу окружающий мир 1 класс. – Москва: «ВАКО», 2011 г.
- Федотова О. Н., Трифанова Г. В., Трифанов С.А. Окружающий мир. - Москва: Академкнига/Учебник, 2012 г.
- Персидская И. В., Фонова Г. А., Лободина Н. В. Классные часы в 1 – 4 классах. – Волгоград: учитель, 2009 г.
- Ресурсы интернета:
- katalog.iot.ru - каталог образовательных ресурсов сети интернет.
- window.edu.ru - единое окно доступа к образовательным ресурсам.
- www.uroki.ru
- Иллюстрации к учебнику УМК ПНШ 1 класс.
- http://summercamp.ru
- http://festival.1september.ru
- http://www.somb.ru
- www.specoborona.ru
- http://darudar.org/gift/wishers/453712/
- http://online.jokis.ru/географические-карты-мира-скачать.html
- www.adm.yar.ru
- http://zaozsh1.narod.ru/p187aa1.html
- http://festival.1september.ru/articles/600135/
- http://www.ipk.khakasnet.ru/ORKSE/ORKSE_razrabotka_urokov.htm
Электронное пособие
- Мастер класс учителя начальной школы (компакт- диск) – Волгоград: «Планета», 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока в 3 классе по теме "Наше питание". Школа России.
Основной вид работы-работа в группе. На первом этапе ребята готовят стендовую презентацию про питательные вещества. Затем каждой группе творческие задания....
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе по теме «Наша Родина - Россия» УМК «Школа России»
Тема: Наша Родина – Россия.Тип урока: урок открытия нового знания (технология деятельностного метода)...
Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Наши проекты: «Города России». УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: организация и проведение проекта «Города России»; формирование организаторских умений.Планируемые результаты:Предметные:знать: города России (Челябинск, Волгогра...
Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Наши проекты: «Города России». УМК "Школа России"
Тема урока: «Проект «Города России». Цели деятельности учителя: организация и проведение проекта «Города России»; формирование организаторских умений.Планируемы...
Конспект + презентация урока окр. мира по теме "Наша родина – Россия. Россия – многонациональная страна" 1 класс, ПНШ.
Цель деятельности учителя: расширение представления учащихся о России как о многонациональной стране.Планируемые результаты:Предметные:- знать что в России живет более 100 народностей;- знать об...
Тема: Наша Родина – Россия. Россия на карте. Где живут белые медведи?
Тема: Наша Родина – Россия. Россия на карте. Где живут белые медведи?...
Конспект урока по по окружающему миру (2 класс). Тема: Наши проекты: «Города России». УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: организация и проведение проекта «Города России»; формирование организаторских умений.Планируемые результаты:Предметные:знать: города России (Челябинск, Волгогра...