Пояснительная записка по предмету живой мир в 4 классе коррекционной школы 8 вида
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме
Формирование умений: наблюдать, взаимодействовать с объектом с целью накопления представлений о нем; описывать признаки изучаемого объекта; использовать полученные результаты в практической деятельности; формирование умений адекватно взаимодействовать с предметами и явлениями природного и социального мира; формирование умения составлять связные повествовательные устные высказывания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pzzhivmir.doc | 91.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная программа предусмотрена для учащихся ГКОУ СО «Буткинская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат».
Дисциплина «Живой мир» в СКОУ 8 вида является начальным звеном формирования естествоведческих знаний,
пропедевтическим этапом развития у учащихся младших классов понятийного мышления на материале сведений о живой и неживой природе.
Содержание дисциплины «Живой мир» опирается на знакомые детям объекты и явления окружающего мира, углубляет сведения, раскрывающие причины, следственные временные связи между объектами, явлениями и состоянием природы.
Программа построена с учётом специфических особенностей познавательной и эмоциональной сферы деятельности школьников с интеллектуальной недостаточностью, их потенциальных возможностей.
На уроках этой дисциплины учащиеся условно разделены на две группы:
Учащиеся 1 группы правильно называют изученные объекты, явления, их признаки. Различают объекты живой и неживой природы, выделяют части растений. Называют наиболее распространенных диких и домашних животных своего края. Знают названия времен года.
Ученики 2 группы не всегда правильно называют изученные объекты и явления, их признаки. Допускают ошибки при сравнении изученных объектов и явлений. Испытывают затруднения при соотнесении сезонных изменений в неживой природе с изменениями в жизни растений, животных, человека.
Согласно учебному плану 2013 – 2014 учебного года на изучение программы по предмету отводится следующее количество часов:
Период /класс | 4класс |
неделя | 2 ч. |
год | 66ч. |
Продолжительность занятия 40 минут. Курс имеет оценочную (5 бальную) систему прохождения материала.
Рабочая программа составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы
VIII вида подготовительный, 1- 4 классы под редакцией В. В. Воронковой.
Содержательный минимум образования
Сезонные изменения в природе - неживая природа
- Обобщение полученных знаний о влиянии солнца на изменения в природе, на смену времен года.
- Чередование времен года, закрепление знаний о названиях месяцев.
_ Сад, огород, поле, лес в разные времена года.
- Формирование представлений о явлениях в неживой природе ( замерзание рек (ледостав), иней, изморозь, проталина, разлив, ливень, град, туман).
- Влияние солнца на изменения в погоде.
- Вода в природе.
_ Почва. Состав почвы (песок, глина, камни). Простейшие свойства почвы.
_ Формы поверхности Земли (равнины, овраги, холмы, горы).
- Обогащение речи специальными терминами, выражениями. Участие в беседе.
Живая природа
Животные
_ Представление о животных.
_ Домашние животные (лошадь, овца, корова, свинья). Разведение домашних животных, уход за ними.
_ Представление отношения человека к животным. Охрана животных.
_ Домашние птицы (куры, гусь, утка). Внешний вид, забота о потомстве.
- Дикие птицы (утка, гусь, лебедь). Внешний вид, образ жизни. Сравнение с домашними уткой и гусем.
- Насекомые. Внешний вид, образ жизни, питание. Полезные насекомые. Пасека.
- Насекомые вредители.
Человек
- Голова и мозг человека.
- Профилактика травматизма головного мозга.
- Режим дня. Предупреждение перегрузок, правильное чередование труда и отдыха.
- Состояние природы и ее влияние на здоровье человека.
- Забота человека о чистоте воды, воздуха, забота о земле.
- Охрана редких растений и исчезающих животных.
- Зоопарк. Заповедник. Лесничество.
- Растения.
- Растения огорода, сада, леса. Растения культурные и дикорастущие.
- Лекарственные растения. Редкие растения и их охрана.
- Парк, создание человеком парков.
- Растения поля. Уход человека за растениями поля. Строение растений поля.
- Влияние сезонных изменений на жизнь полевых растений.
Обучение в коррекционной школе носит элементарно – практический характер и направлено на выполнение основных целей: создание условий для формирования и коррекции знаний учащихся об окружающем мире, полученных при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в действительности.
Цель обучения реализуется через составляющие качества образования (предметно – информационную, коммуникативно – деятельностную, ценностно - ориентационную).
Составляющие качества образования.
1.Предметно - информационная:
- Выявление уровня знаний учащихся о неживой и живой природе.
- Формирование знаний об основных элементах неживой и живой природы.
- Формирование представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособления живого мира к условиям внешней среды.
- Формирование знаний учащихся о природе своего края.
- Формирование первоначальных сведений о природоохранительной деятельности человека.
2.Деятельностно - коммуникативная:
- Корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;
- Способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;
- Содействовать приобретению навыков устанавливать адекватные деловые, производственные и общечеловеческие отношения в современном обществе;
- Активизировать творческие способности;
- Развивать у обучающихся навыки контроля и самоконтроля;
- Вырабатывать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ.
3.Ценностно - ориентационная:
- Воспитание у учащихся бережного отношения к природе.
- Воспитание у обучающихся целенаправленности, терпеливости, работоспособности, настойчивости, самостоятельности.
Специальной задачей обучения является преодоление недостатков учащихся, коррекция познавательной деятельности и личностных качеств.
Компетенции:
- Предметные:
- Природоведческая компетенция:
- Правила поведения и деятельности в природной среде в лесу, на водоемах, в местных природных зонах в разное время года, в различных природных и климатических условиях. Ориентация, безопасность, сбор грибов, ягод, рыбная ловля; наблюдение птиц и местных животных; ориентация по ночному небу, определение сторон света с помощью компаса и природных признаков, способы определения времени суток и др.
- Естественнонаучные знания, умения и опыт деятельности на селе и в городе, домашние животные, экологические проблемы, выращивание сельскохозяйственных растений.
- Уход за животными. Образ жизни, особенности строения и поведения, питание, сон, игры, взаимосвязь животного с человеком.
- Уход за растениями. Посадка, полив, состав земли, свет, тепло, условия выращивания.
- Здоровьесберегающая компетенция (включает общепредметную):
- Опыт ориентации в природной среде (в лесу, в поле, на водоемах и др.)
- Применение правил поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми;
- Применение правил личной гигиены, умение заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владение способами оказания первой медицинской помощи; умение следить за своим рационом питания.
- Экологическая компетенция (включает общепредметную):
- Опыт экологической деятельности в местной природной среде (в лесу, в поле, на водоемах и др.), умение следовать нормам экологического поведения.
2. Общепредметные:
- воспитание учащихся средствам данной учебной дисциплины;
- обучение учащихся умению самостоятельно пополнять знания;
- повышение уровня культуры коммуникации при взаимодействии с окружающими;
- формирование умения получать информацию;
- развитие зрительного, слухового восприятия и узнавания;
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
- обогащение и развитие активного и пассивного словаря;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
3. Ключевые
Деятельностно – коммуникативные –
способность субъекта выполнять устную коммуникацию с целью быть понятным, умение сотрудничать, работать в группе, идти на компромисс.
- Социальные
– способность, готовность субъекта брать на себя ответственность, быть активным в принятии решения и урегулировании конфликтов.
А. Социально – трудовая:
- продуктивно сотрудничать;
- действовать в социуме;
- осознание себя и своего места в обществе
Б. Культура личностного самосовершенствования:
- способность ценностно – смысловой ориентации в мире (понимание ценности бытия, жизни, здоровья; ценности культуры, науки, истории цивилизации собственной страны, религии);
- способность к рефлексии (осознанию, осмыслению, прогнозированию процесса и результатов своей деятельности и поведения);
В. Ценностно – смысловая:
- понимать и воспринимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение;
- способность принимать человека как высшую ценность;
- способность к освоению механизмов самоопределения в разных ситуациях учебной и иных видов деятельности;
- способность к активному участию в выстраивании программы своей жизнедеятельности.
Информационно- методологическая:
- Учебно-управленческая:умение внимательно слушать и воспринимать информацию.
- Учебно-логическая:критически относиться к развитию общества, занимать сторону в дискуссиях, умение высказывать свою точку зрения.
Содержательные линии:
- Культурно-историческая (человек и история, человек и культура)
- Социально-правовая (человек и общество, человек-человек):
-демократический стиль общения учителя с учащимся;
-развитие чувства ответственности за сохранение духовного, культурного потенциала России и региона;
-развитие чувства ответственности за сохранение школьного имущества;
-воспитание чувства гордости за культуру речи;
-воспитание чувства патриотизма за родину и др.;
- Информационно-методологическая (человек и информация): знания на уроке, словарная работа, математический диктант и др.
- Экологическая (человек и природа).
- Культура здоровья (человек и здоровье):
- валеологический подход (физический и психический уровень):
-благоприятный климат в кабинете (освещённость, время, проветриваемость).
-физическое состояние учащихся (здоровье).
-доброжелательная психологическая обстановка, которая во многом зависит от демократического стиля общения педагога с учащимися и реализации принципов гуманизации.
- пропаганда ЗОЖ.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Учащиеся должны усвоить следующие базовые представления:
- земля, ее состав, свойства, значение для жизни растений;
- растения сада и поля (цветковые растения), использование человеком;
- домашние животные и птицы, их повадки, образ жизни, роль человека в жизни домашних животных;
- насекомые и их роль в жизни природы;
- взаимодействие человека и природы, значение состояния природы для здоровья и жизнедеятельности человека;
- взаимосвязь сезонных изменений в живой и неживой природе.
1 уровень.
Должны уметь практически применять следующие знания:
- правильно называть изученные объекты и явления;
- различать растения сада, огорода, леса, поля и их названия;
- различать культурные и дикорастущие цветковые растения, знать правила ухода за растениями сада;
- различать плоды и семена растений, как использует их человек;
- различать диких и домашних животных, птиц, описывать их повадки, определять их значение для человека;
- знать особенности жизни растений, животных, человека в разные времена года.
2 уровень.
- Правильно называть изученные объекты и явления;
- сравнивать и различать растения сада, огорода, леса, поля, знать об их использовании человеком;
- различать диких и домашних животных, птиц, уметь описать их повадки, значение для человека;
- знать о необходимости бережного отношения человека к себе и к природе;
- различать времена года, названия месяцев и их основные признаки, особенности жизни растений, животных и человека в разные времена года.
Педагогические условия и средства реализации стандарта.
Технологии обучения
- Современное традиционное обучение (классно – урочное).
- Дифференцированное обучение.
- Педагогика сотрудничества.
- Проблемное обучение.
- Личностно – ориентированное обучение.
- Игровое обучение.
- Экскурсии.
Общепедагогические принципы обучения
Принципы гуманизации:
- принцип индивидуализации – построение содержания и выбор методов обучения и воспитания, которые являются адекватными возрастным и индивидуальным (личностным) особенностям и возможностям всех учащихся;
- принцип персонификации – отказ от ролевых «масок». Адекватное включение элементов личностного опыта (чувств, переживаний, эмоций и соответствующих им действий), высказывание своей точки зрения и принятие чужой;
- принцип проблематизации – актуализация и стимулирование тенденции ученика к личностному росту. Создание условий для совершенствования ребёнком нравственных поступков для самостоятельной постановки и разрешение учащимися познавательных проблем и задач;
- принцип диалогизации – личностно-равноправные позиции педагога и учащегося (позиция сотрудничающих людей).
Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.
В коррекционной школе особое внимание обращено на исправление имеющихся у воспитанников специфических нарушений. При обучении дисциплине используются следующие принципы: принцип коррекционно-речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
При последовательном изучении курса может быть использован разноуровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.
Виды и формы контроля
- Формы - устный опрос, кроссворд, КВН.
- Виды – вводный, тематический, рубежный, итоговый.
Программное и учебно - методическое обеспечение
Программа: Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида подготовительный, 1-4 классы, под редакцией В. В. Воронковой.
Учебник: Е.Д.Худенко, И.А. Терехова «Знакомство с окружающим миром» - учебник для специальных (коррекционных) школ 8 вида, 4 класс. – М: АРКТИ, 2004.
Методическое обеспечение: Кудрина С.В. «Программно – методическое обеспечение к урокам «Окружающий мир» в 1-4 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждениях 8 вида». М: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2010.
Дополнительная литература:
-Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. М.: Просвещение, 1999.
- Казакова О.В. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» М.: «Вако» 2004.
- Касаткина Н.А. «Учебно – воспитательные занятия в группе продленного дня». Волгоград: Учитель, 2007.
- Морозова И.А., Пушкарева М.А. «Ознакомление с окружающим миром». М: Мозаика – Синтез, 2006.
Программа составлена на основе документов:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в РФ»
- Закон «Об образовании в Свердловской области» от 15.07.2013 года № 78-03 "Об образовании в Свердловской области".
- Областной закон от 23.10.1995 N 28-ОЗ (ред. от 07.12.2012) "О защите прав ребенка" (принят Свердловской областной Думой 05.10.1995) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013)
- Расписание уроков.
- Годовой учебный календарный график.
Оборудование
Предметные картинки, муляжи овощей, фруктов, гербарии растений, технические средства (телевизор, ноутбук, интерактивная доска, проектор)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка по предмету Русский язык 2 класс в коррекционной школе 8 вида
Программа построена с учетом специфических особенностей познавательной и эмоциональной сферыдеятельности школьников с интеллектуальной недостаточностью, их потенциальных возможностей....
Пояснительная записка по предмету "Русский язык" 1 класс Школа России
Пояснительная записка к рабочей программе по предмету "Русский язык" 1 класс Школа России...
Пояснительная записка по предмету русский язык 1 класс
В данном документе содержится пояснительная записка по русскому языку для учащихся 1 класса. УМК "Школа России"...
Пояснительная записка по предмету изобразительное искусство. 1 класс
В данном документе содержится пояснительная записка по предмету изобразительное искусство для учащихся 1 класса. УМК "Школа России"...
Пояснительная записка по предмету "Изобразительное искусство" 2 класс
Пояснительная записка к рабочей программе по предмету "Изобразительное искусство" 2 класс. УМК "Школа России"...
Пояснительная записка по предмету литературное чтение 2 класс УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа курса литературного чтения для 2 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начальногообщего образования (Пр...
Пояснительная записка по предмету русский язык 2 класс УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа курса русского языка для 2 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МО РФ ...