Пояснительная записка по предмету русский язык 2 класс УМК "Перспективная начальная школа"
рабочая программа по русскому языку (2 класс)
Рабочая программа курса русского языка для 2 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МО РФ от 06.10.2009 №373);на основе авторской программы М.Л. Каленчук, Н. А. Чураковой « Русский язык» , входящей в учебно-методический комплект «Перспективная начальная школа» «Программы по учебным предметам» 1-4 кл: в 2 ч., составитель Р.Г.Чуракова- М:Академкнига/Учебник, 2011- ч.1: 240 с.(Проект: «Перспективная начальная школа»).
Программа направлена на обеспечение базового уровня образования обучающихся в начальной школе.
Рабочая программа рассчитана на 4 часа в неделю, (34 учебных недели), что составляет 136 часов в учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiskak_planirovaniyu_predmeta_russkiy_yazyk.docx | 40.28 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса русского языка для 2 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МО РФ от 06.10.2009 №373);на основе авторской программы М.Л. Каленчук, Н. А. Чураковой « Русский язык» , входящей в учебно-методический комплект «Перспективная начальная школа» «Программы по учебным предметам» 1-4 кл: в 2 ч., составитель Р.Г.Чуракова- М:Академкнига/Учебник, 2011- ч.1: 240 с.(Проект: «Перспективная начальная школа»).
Программа направлена на обеспечение базового уровня образования обучающихся в начальной школе.
Рабочая программа рассчитана на 4 часа в неделю, (34 учебных недели), что составляет 136 часов в учебный год.
- Планируемые результаты освоения обучающимися программы
по русскому языку к концу 2-го класса
Личностные универсальные учебные действия:
- внутренняяпозиция школьникана уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе;
- интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;
- ориентация на пониманиепредложенийиоценок учителейитоварищей;
- понимание причин успехов в учебе;
- оценка одноклассников на основе заданныхкритериев успешности учебной деятельности;
- пониманиенравственного содержания поступков окружающих людей;
- этические чувства (сочувствия, стыда, вины, совести) на основе анализапоступков одноклассников и собственных поступков;
- представлениео своей этнической принадлежности их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей .
Ученик научится (или получит возможность научиться):
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
- осуществлятьпошаговый контроль по результату под руководством учителя;
- вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
- адекватно воспринимать оценкусвоей работы учителями, товарищами, другими лицами;
- принимать роль в учебном сотрудничестве;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
- контролировать и оцениватьсвоидействия присотрудничестве с учителем, одноклассниками;
- на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых языковых фактов и явлений в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится (или получит возможность научиться):
- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе;
- строить сообщение в устной форме;
- находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- воспринимать смысл предъявляемого текста;
- анализировать объекты с выделениемсущественныхинесущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов посамостоятельно выделеннымоснованиям (критериям) при указании количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например: частьречи –самостоятельная часть речи – имя существительное – одушевленное/неодушевленное и т.д.);
- проводитьаналогии между изучаемымматериаломи собственным опытом.
- строитьнебольшие сообщения в устной и письменной форме;
- выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей ;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится (или получит возможность научиться):
- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
- воспринимать другое мнение и позицию;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);
- строить понятные для партнера высказывания;
- задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить
- строить монологическое высказывание;
- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать другое мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);
- контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;
- адекватно использовать средства устной речи для решения о различные коммуникативные задачи;
- осуществлять действия взаимоконтроля.
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Русский язык» к концу 2-ого класса.
Раздел «Фонетика и графика»
Обучающиеся научатся:
- Определять в слове количество слогов, находить ударные и безударные слоги;
- Соотносить количество и порядок расположения букв и звуков, давать характеристику отдельных согласных и гласных звуков.
Раздел «Орфоэпия»
- Обучающиеся получат возможность научиться:
- Правильно употреблять приставки на- и о- в словах: надеть, надевать, одеть, одевать;
- Правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в этом классе.
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Обучающиеся научатся:
- Различать изменяемые и неизменяемые слова;
- Различать родственные слова и формы слова;
- Находить значимые части слова;
- Выделять в слове окончание и основу; противопоставлять слова, имеющие окончания, словам без окончаний;
- Выделять в слове корень, подбирая однокоренные слова;
- Сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования;
- Мотивированно выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа;
- Обнаруживать регулярные исторические чередования, видимые на письме;
- Разграничивать разные слова и разные формы одного слова
Раздел «Лексика»
Обучающиеся научатся:
- Выявлять слова, значение которых требует уточнения;
- Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря учебника.
Раздел «Морфология»
Обучающиеся научатся:
- Определять начальную форму существительных, прилагательных, глаголов;
- Изменять слова-названия предметов по числам и команде вопросов; определять их род;
- Изменять слова-названия признаков по числам, команде вопросов и родам.
Раздел «Синтаксис»
Обучающиеся научатся:
- Различать предложение, словосочетание и слово;
- Находить в составе предложения все словосочетания; в словосочетании находить главное слово и зависимое и ставить от первого ко второму вопрос;
- Определять тип предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске;
- Находить в предложении основу и неглавные члены;
- Задавать вопросы к разным членам предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Обучающиеся научатся:
- Проверять сомнительные написания (безударные гласные в корне, парные по глухости-звонкости согласные, непроизносимые согласные); жи-ши, ча-ща, чу-щу в разных частях слова;
- Выбирать букву и или ы в позиции после ц в разных частях слова;
- Писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом;
- Определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
- Различать на письме предлоги и приставки;
- Употреблять разделительные ь и ъ знаки;
- Находить в тексте обращения и выделять их пунктуационно.
Содержательная линия «Развитие речи»
Обучающиеся научатся:
- Определять тему и основную мысль текста, составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении;
- Членить текст на абзацы, оформляя это членение на письме;
- Грамотно написать и оформить письмо элементарного содержания;
- Владеть нормами речевого этикета в типизированных речевых ситуация
- Соблюдать орфоэпические нормы речи;
- Устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета.
- Содержание программы
- Основы лингвистических знаний(75 ч)
Фонетика и орфоэпия
Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости—мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный - согласный; гласный ударный - безударный; согласный твердый - мягкий, парный -непарный; согласный звонкий - глухой, парный -непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.
Графика
Различение звуков и букв: буква как знак звука. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ь.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса, абзац. Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика
Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения.Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова.
Состав слова (морфемика)
Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями.
Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.
Морфология
Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов.Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-му склонению. Морфологический разбор имен существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Морфологический разбор имен прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, ее значение.
Синтаксис
Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.
Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но.Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Различение простых и сложных предложений.
2.Орфография и пунктуация (65 ч)
Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания:
•сочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу в положении под ударением;
•сочетания чк — чн, чт, щн,
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроизносимые согласные;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
• разделительные ь и ь;
• мягкий знак после шипящих на конце имен существительных (ночь, рожь, мышь);
• безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин );
• безударные окончания имен прилагательных;
• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
• не с глаголами;
• мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (пишешь, учишь);
• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
• безударные личные окончания глаголов;
• раздельное написание предлогов с другими словами;
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
• знаки препинания в предложениях с однородными членами.
3.Развитие речи(30 ч)
Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста(абзацев).
План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка по предмету Русский язык 2 класс в коррекционной школе 8 вида
Программа построена с учетом специфических особенностей познавательной и эмоциональной сферыдеятельности школьников с интеллектуальной недостаточностью, их потенциальных возможностей....
Пояснительная записка по предмету "Русский язык" 1 класс Школа России
Пояснительная записка к рабочей программе по предмету "Русский язык" 1 класс Школа России...
пояснительная записка по предмету русский язык
Пояснительная записка по предмету "Русский язык". УМК "Школа России". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий . 2 класс....
Пояснительная записка по предмету русский язык 1 класс
В данном документе содержится пояснительная записка по русскому языку для учащихся 1 класса. УМК "Школа России"...
Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" (УМК "Перспективная начальная школа"4 класс)
Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключаетс...
Пояснительная записка по предмету "Русский язык"
Пояснительная записка к рабочей программе предмета "Русский язык" для 2 класса...
Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...