Пояснительная записка по предмету Русский язык 2 класс в коррекционной школе 8 вида
календарно-тематическое планирование по русскому языку (2 класс) на тему
Программа построена с учетом специфических особенностей познавательной и эмоциональной сферы
деятельности школьников с интеллектуальной недостаточностью, их потенциальных возможностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnit_zap._russkiy_yazyk_2.docx | 41.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная программа предусмотрена для учащихся 2 класса ГКОУ СО «Буткинская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат».
В младших классах умственно отсталым школьникам даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике, прежде всего, необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует умственному и речевому развитию.
Программа построена с учетом специфических особенностей познавательной и эмоциональной сферы
деятельности школьников с интеллектуальной недостаточностью, их потенциальных возможностей.
Все учащиеся, в зависимости от сформированности навыков и умений, разделены на три группы.
1 группа. Учащиеся могут самостоятельно списывать с печатного текста, писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением.
2 группа. Учащиеся 2 группы работают медленнее, им дается меньший объём работы, затрудняются самостоятельно выполнять работу, при письме под диктовку им необходима помощь учителя.
3 группа. Дети самостоятельно не работают. Программу 1 класса не усвоили.
Согласно учебному плану 2013 – 2014 учебного года на изучение русского языка во 2 классе отводится следующее количество часов.
Период | Кол-во часов |
Неделя | 3 ч. |
Год | 101ч |
Продолжительность занятия 40 минут. Курс имеет оценочную (5 бальную) систему прохождения материала.
Рабочая программа составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида подготовительный, 1-4 классы, под редакцией В. В. Воронковой.
Содержательный минимум образования
Звуки и буквы. Учащиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твердых и мягких и др.
Слово. В процессе практических грамматических упражнений во 2-4 классах изучаются различные разряды слов – названия предметов, действий, признаков. Формирование навыков правописания.
Предложение. Формирование у школьников навыков построения сложного предложения; закрепление орфографических и пунктуационных навыков.
Связная речь. Развитие фонематического слуха и правильного произношения, обогащение и уточнение словаря, обучение построению предложения создает предпосылки формирования умения высказываться в устной и письменной форме.
Графические навыки. У учащихся совершенствуются графические навыки, трудности формирования которых у умственно отсталых школьников часто бывают связаны с недостаточным движением мелких мышц руки и малой их координированностью. Работа эта заключается в написании строчных и прописных букв и их соединении, что предупреждает появление орфографических ошибок, в списывании рукописного и печатного текста.
Цель обучения: коррекция и развитие коммуникативной функции речи у учащегося на уроках русского
(родного) языка для дальнейшей интеграции в обществе.
Цель обучения реализуется через составляющие качества образования (предметно-информационную, коммуникативно - деятельностную, ценностно - ориентационную).
Составляющие качества образования.
1.Предметно - информационная:
Формирование знаний и умений:
- различение звуков и букв, гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных.
- различение слов с буквами и – й.
- правописание слов с гласными и, е, ю, я в начале слова и после гласных.
- правописание слов с твердыми и мягкими согласными.
- правописание буквы Ь для обозначения мягкости согласных на конце слова.
2.Деятельностно - коммуникативная:
- Формирование у учащихся умения правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст.
- Вырабатывание элементарных навыков грамотного письма.
- Формирование разных способов письма (списывание по слогам, письмо под диктовку).
- Повышение уровня общего и речевого развития учащихся.
- Формирование у учащихся умения последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
- Вырабатывание у учащихся навыков контроля и самоконтроля.
3.Ценностно - ориентационная:
- Формировать нравственные качества, целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность.
- Выработать навыки гуманного отношения к природе.
Обучение в коррекционной школе носит элементарно – практический характер и направлено на выполнение основных целей:
- коррекция и формирование у ребенка четких зрительно – двигательных образов каждой письменной буквы, графически правильного, четкого и достаточно скорого письма.
- воспитание умений общения в обществе.
Компетенции:
- Предметные
1) Коммуникативная компетенция реализуется в процессе решения практических задач:
- овладение учащимися основными видами речевой деятельности: аудированием (слушанием), чтением, говорением, письмом, рассуждением.
- давать полный словесный ответ.
- формирование умений и навыков использования умений в различных сферах и ситуациях, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся.
- развитие умения комментировать свои действия.
2) Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции реализуются в процессе решения познавательных и практических задач:
- Овладение элементарными сведениями по грамматике, усвоение которых важно для выработки достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка, в области фонетики, морфологии и синтаксиса.
- Овладение элементарными знаниями по грамматике, для приобретения практических навыков устной и письменной речи.
- Формирование основных орфографических и пунктуационных навыков.
- Умение анализировать, обобщать группировать, систематизировать даже элементарный языковый материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.
- Формирование у учащихся способности к анализу, сравнению, синтезу, оценке явлений и фактов.
- Воспитание интереса к родному языку.
3) Культуроведческая компетенция:
- владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
2. Общепредметные:
- Воспитание учащихся средствами данной учебной дисциплины.
- Обучение учащихся умению самостоятельно пополнять знания.
- Повышение уровня культуры коммуникации при взаимодействии с окружающими.
- Формирование умения получать информацию и передавать другим.
- Развитие зрительного восприятия и узнавания.
- Развитие пространственных представлений и ориентации.
- Развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления.
- Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы.
- Обогащение словаря.
- Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
3. Ключевые
1) Деятельностно-коммуникативные – способность субъекта выполнять устную и письменную коммуникацию с целью быть понятным, умение сотрудничать, работать в группе, идти на компромисс.
2) Социальные – способность, готовность субъекта брать на себя ответственность, быть активным в принятии решения и урегулировании конфликтов.
- Социально-трудовая:
- продуктивно сотрудничать;
- действовать в социуме;
- осознание себя и своего места в обществе.
б) Культура личностного самосовершенствования:
- способность к ценностно-смысловой ориентации;
- способность к рефлексии (самопознание, оценка, контроль, эмоциональная регуляция, развитие).
в) Ценностно-смысловая:
- понимать и воспринимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение;
- способности принимать человека как высшую ценность;
- способность к освоению механизмов самоопределения в разных ситуациях учебной и иных видов деятельности;
- целевая и смысловая установка своим поступкам и действиям;
- принимать решение.
3) Информационно-методологические:
а) Учебно-управленческая: умение внимательно слушать и воспринимать информацию.
б) Учебно-логическая: критически относиться к развитию общества, занимать сторону в дискуссиях, умение высказывать свою точку зрения.
Содержательные линии:
1.Культурно-историческая (человек и история, человек и культура)
2.Социально-правовая (человек и общество, человек- человек):
- демократический стиль общения учителя с учащимся;
- развитие чувства ответственности за сохранение духовного, культурного потенциала России и региона;
- развитие чувства ответственности за сохранение книг;
- воспитание чувства гордости за культуру речи;
- воспитание чувства патриотизма за родину и др.;
3. Информационно-методологическая (человек и информация): знания на уроке, словарная работа и др.
4. Экологическая (человек и природа).
5. Культура здоровья (человек и здоровье):
а) Валеологический подход (физический и психический уровень):
- благоприятный климат в кабинете (освещённость, время и др.);
-физическое состояние учащихся (здоровье);
-доброжелательная психологическая обстановка, которая во многом зависит от демократического стиля общения педагога с учащимися и реализации принципов гуманизации;
б) пропаганда ЗОЖ
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
- Алфавит.
- Перенос части слова при письме.
- Письмо большой буквы в именах, фамилиях людей, в кличках животных.
- Правописание гласных с шипящими (жи-ши, ча-ща, чу-щу).
- Правописание словарных слов.
- Выделение предложения из текста.
Учащиеся должны уметь:
- анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, р-л, свистящие и шипящие, аффрикаты, твердые и мягкие на слух, в произношении, написании;
- списывать по слогам с рукописного и печатного текста;
- писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа;
- писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку;
- составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста.
Педагогические условия и средства реализации стандарта.
Технологии обучения
- Современное традиционное обучение (классно –урочное).
- Дифференцированное обучение.
- Педагогика сотрудничества.
- Проблемное обучение.
- Личностно – ориентированное обучение.
- Игровое обучение.
Принципы обучения
- Общепедагогические:
Принципы гуманизации:
- принцип индивидуализации – построение содержания и выбор методов обучения и воспитания, которые являются адекватными возрастным и индивидуальным (личностным) особенностям и возможностям всех учащихся;
- принцип персонификации – отказ от ролевых «масок». Адекватное включение элементов личностного опыта (чувств, переживаний, эмоций и соответствующих им действий), высказывание своей точки зрения и принятие чужой;
- принцип проблематизации – актуализация и стимулирование тенденции ученика к личностному росту. Создание условий для совершенствования ребёнком нравственных поступков для самостоятельной постановки и разрешение учащимися познавательных проблем и задач;
- принцип диалогизации – личностно-равноправные позиции педагога и учащегося (позиция сотрудничающих людей).
Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.
- Принципы изучения грамматики, правописания и развития речи:
Общеметодические принципы:
- экстралингвистический;
- функциональный;
- структурно – семантический;
- межуровневых и внутриуровневых связей;
- нормативно – стилистический;
- исторический.
В коррекционной школе особое внимание обращено на исправление имеющихся у воспитанников специфических нарушений.
При обучении грамматике используются следующие принципы:
- принцип коррекционно-речевой направленности,
- принцип доступности обучения,
- принцип последовательности,
- принцип наглядности в обучении,
- принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении;
- воспитывающий и развивающий принципы и т.д.
При последовательном изучении курса грамматики может быть использован разноуровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.
Виды и формы контроля
Форма: контрольная работа, самостоятельная работа, диктант - словарный, картинный.
Виды: вводный, тематический, рубежный, итоговый.
Контроль за знаниями, умениями и навыками осуществляется в ходе устных опросов, проведения диктантов, списывания текстов. Тексты, контрольно-измерительные материалы создаются в соответствии с психофизическими особенностями каждого ученика. Контроль осуществляется по завершению изучения определенной темы. Время, отводимое на уроке для контроля – 5 - 30 минут.
Программное и учебно - методическое обеспечение
Программа:
Программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы Сб.1. –М.: «Просвещение», 2004 под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой, с. 192.
Учебник:
Учебник по русскому языку 2класс, под редакцией Э.В.Якубовская, Н.В.Павлова Просвещение, 2009
Методические пособия:
Рабочие тетради, таблицы, карточки для самостоятельных работ.
Дополнительная литература:
- Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Б.П.Пузанов, Н.П.Коняева, Б.Б.Горскин и др.; Под ред. Б.П.Пузанова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. – С.272.
- Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В. В. Воронковой — М.: Школа-Пресс, 1994. — С.416.
- Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя.— М.: Просвещение, 1990.— С. 191.
Программа составлена на основе документов:
- Федеральный Закон от 28.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в РФ»
- Закон от 15.07.2013 года № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области»
- Областной закон от 23.10.1995 N 28-ОЗ (ред. от 07.12.2012) "О защите прав ребенка" (принят Свердловской областной Думой 05.10.1995) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013)
- Годовой учебный календарный график ГКОУ СО «Буткинская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат» на 2013-2014 учебный год.
- Расписание уроков.
Оборудование.
Классное наборное полотно букв, слогов. Словарные слова. Предметные картинки. Телевизор. Ноутбук, проектор, интерактивная доска.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка по предмету "Русский язык" 1 класс Школа России
Пояснительная записка к рабочей программе по предмету "Русский язык" 1 класс Школа России...
пояснительная записка по предмету русский язык
Пояснительная записка по предмету "Русский язык". УМК "Школа России". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий . 2 класс....
Пояснительная записка по предмету русский язык 1 класс
В данном документе содержится пояснительная записка по русскому языку для учащихся 1 класса. УМК "Школа России"...
Пояснительная записка по предмету математика. 1 класс
В данном документе содержится пояснительная записка по предмету математика для учащихся 1 класса. УМК "Школа России"...
Пояснительная записка по предмету "Русский язык"
Пояснительная записка к рабочей программе предмета "Русский язык" для 2 класса...
Пояснительная записка по предмету "Математика". 2 класс
Пояснительная записка к рабочей программе по предмету "Математика" 2 класс. УМК "Школа России"...
Пояснительная записка по предмету русский язык 2 класс УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа курса русского языка для 2 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МО РФ ...