Пояснительная записка по предмету литературное чтение 2 класс УМК "Перспективная начальная школа"
рабочая программа по чтению (2 класс)
Рабочая программа курса литературного чтения для 2 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начальногообщего образования (Приказ МО РФ от 06.10.2009 №373); на основе авторской программы Чураковой Н.А., Малаховской О.В. «Литературное чтение» ,входящей в учебно-методический комплект «Перспективная начальная школа» «Программы по учебным предметам» 1-4 кл: в 2 ч., составитель Р.Г.Чуракова- М:Академкнига/Учебник, 2011- ч.1: 240 с.(Проект: «Перспективная начальная школа»). Программа направлена на обеспечение базового уровня образования обучающихся в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_k_urokam_liter.chtenie.docx | 33.69 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса литературного чтения для 2 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начальногообщего образования (Приказ МО РФ от 06.10.2009 №373); на основе авторской программы Чураковой Н.А., Малаховской О.В. «Литературное чтение» ,входящей в учебно-методический комплект «Перспективная начальная школа» «Программы по учебным предметам» 1-4 кл: в 2 ч., составитель Р.Г.Чуракова- М:Академкнига/Учебник, 2011- ч.1: 240 с.(Проект: «Перспективная начальная школа»). Программа направлена на обеспечение базового уровня образования обучающихся в начальной школе.
Программа по литературному чтению относится к образовательной области «Филология».Срок реализации программы - 1год. Она рассчитана на обучающихся 2 «Г» класса МОУ «Гимназия № 34».
Рабочая программа рассчитана на 4 урока в неделю, что составляет 136 часов (34 недели) в учебный год.
- Планируемые результаты освоения учебного курса
к концу 2-го класса
Личностные результаты
Ученик научится (или получит возможность научиться) проявлять интерес к содержанию доступных художественных произведений, к миру чувств человека, отраженных вхудожественном тексте; проявлять умение выделять поступок как проявление характера героя,умение сопоставлять поступки людей, в т.ч. и свои, с поступками героев литературных произведений.
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученикнаучится (или получит возможность научиться): – принимать алгоритм выполнения учебной задачи;– участвовать в обсуждении плана выполнения заданий;– ориентироваться в принятой системе учебных знаков;– выполнять учебные действия в устной речи и оценивать их;– оценивать результатыработы, организовывать самопроверку;– менять позиции слушателя,читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи.–работать в соответствии с алгоритмом, планироватьи контролировать этапы своей работы;– корректировать выполнение задания наоснове понимания его смысла;– соотносить внешнюю оценку и самооценку;– самостоятельно работать с учебником и хрестоматией во внеурочное время;– осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится (или получит возможность научиться): – читать тексты, понимать фактическоесодержаниетекста, выделять в нем основные части;–сравнивать художественный и научно-популярный текст;– обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы;– находить в тексте ответ на заданный вопрос;– на первоначальном уровне анализировать доступные художественные тексты;– ориентироваться в содержании учебника;– пользоваться словарями учебника, материалом хрестоматии.
–понимать информацию, заложенную в выразительныхсредствах произведения;– осознавать роль названия произведения;–понимать смысл незнакомых слов из контекста в процессе чтения и обсуждения;– видеть отличия народного и авторского текста;– подбирать синонимы и антонимык словам из текста;– подбирать слова-определения для характеристики героев;– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;– сочинять небольшие тексты на заданную тему.
Коммуникативные универсальныеучебные действия
Ученик научится (или получит возможность научиться): –реализовывать потребность в общении со сверстниками;– проявлять интерес к общению и групповойработе;– адекватно воспринимать содержание высказываний собеседника;– уважать мнение собеседников;– участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках;– следитьза действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности и по необходимости вносить в нее коррективы;– действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией.– корректировать действия участников коллективной творческой деятельности;– ориентироваться в нравственномсодержании понятий: дружба, дружеские отношения,семейные отношения, близкие родственники;– понимать и учитывать коммуникативную позицию взрослых собеседников;– понимать контекстную речь взрослых;– высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию.
- Содержание программы
1 раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Аудирование
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов).
Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научнопознавательному и художественному произведению.
Чтение вслух
Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст.
Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтениепредложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
Чтение про себя
Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений).
Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное).
Умение находить в тексте необходимую информацию.
Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.
Говорение
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт.
Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.
Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) 142 ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.
Работа с текстом художественного произведения
Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений. Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали.
Осознание понятия «родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев. Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Формирование библиографической культуры
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная.
Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал).
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.
Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
2 раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема.
Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.
Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклор и авторские художественные произведения (различение). Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) — узнавание, различение, определение основного смысла.
Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.
3 раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинноследственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного про изведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
4 раздел « Круг детского чтения»
Произведения устного народного творчества
Малые жанры фольклора (прибаутки, считалки, небылицы, скороговорки, загадки, заклички); народные сказки (докучные, кумулятивные, сказки о животных, бытовые, волшебные); пословицы и поговорки.
Авторские произведения
Произведения, укоренённые в фольклоре (басни, былины, гимны).
Литературные авторские произведения
Произведения классиков отечественной литературы 19-20 веков (стихотворения, рассказы, сказки, волшебные сказки в стихах, повесть).
Произведения классиков детской литературы (стихотворения, рассказы, сказки, сказочные повести).
Произведения современной классической литературы (с учётом многонациональности России) и зарубежной литературы (стихотворения, рассказы, сказки, сказочные повести).
Разные виды книг
Историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (детские журналы).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
пояснительная записка по предмету литературное чтение
Пояснительная записка по предмету " Литературное чтение". УМК "Школа России". Авторы Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий М.В.Голованова, Л.А.Виноградская. 2 класс....
Пояснительная записка по предмету литературное чтение
В данном документе содержится пояснительная записка по предмету литературное чтение для учащихся 1 класса. УМК "Школа России"...
Пояснительная записка по предмету "Литературное чтение"
Пояснительная записка к рабочей программе по предмету "Литературное чтение" 2 класс...
Рабочая программа учебного курса "Литературное чтение" класс 4 "Начальная школа XXI века"
Рабочая программа учителя по литературному чтению для учащихся 4-го класса рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю, 34 учебные недели) и разработана в соответствие с требованиями ФГОС начального общег...
Пояснительная записка по предмету литературное чтение
Пояснительная записка и примерное КТП....