Почему на луне нет жизни.
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Кондрашева Ирина Викторовна

Конспект урока по теме: "Почему на луне нет жизни?" для 1 класса по программе "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochemu_na_lune_ne_zhivut_lyudi.docx26.91 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по окружающему миру

с применением ИКТ в 1 классе

Тема урока:

«Почему на Луне не живут люди?».

Урок разработала:

учитель начальных классов

Кондрашёва И.В.

Пояснительная записка

Урок окружающего мира в 1 классе (программа «Школа  2100») по теме: «Почему на Луне не живут люди?» рассчитан на проведение с использованием средств ИКТ.

Оборудование:

  •  АРМ учителя
  • Проекционный аппарат
  •  Экран (Смарт доска)

Программное обеспечение:

  •  Операционная система – Windows XP,
  • Microsoft Office XP
  • Презентация Power Point

План-конспект урока окружающего мира в 1 классе

с применением средств ИКТ

Тема урока: «Почему на Луне не живут люди?»

Тип урока: урок объяснение нового материала.

Цель урока: формирование представлений о Луне как естественном спутнике Земли, о способах изучения  Луны учёными, пояснение природных явлений.

 Задачи урока:

  • формировать представления о Луне как естественном спутнике Земли;
  • рассказать о способах изучения Луны учёными;
  • обеспечить опыт объяснения природных явлений;
  •  развивать внимание, память, логику, мышление.

Оборудование урока:

  • письменные принадлежности к уроку;
  • АРМ учителя, проекционный аппарат, смарт доска

(более подробно описание необходимого оборудования и программного обеспечения приведено выше в разделе «Пояснительная записка»).

Этапы урока

Ход урока

I. Организацион -

ный момент

   -Начинаем урок. Проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку: учебник, рабочая тетрадь, письменные принадлежности и цветные карандаши.

II. Проверка д/з.

- Домашнее задание проверяется в тетрадях для  тестов.

III. Основная часть.

  1. Подготовка к изучению нового материала.

- Посмотрел Муравьишка  на небо и увидел ещё что-то. Отгадайте загадку и узнаете, что же увидел Муравьишка?

- Подрастал, подрастал,
Был рогатым — круглым стал.
Только круг, чудо-круг
Стал опять рогатым вдруг.

-Сегодня нам предстоит узнать почему на Луне не живут люди. А для этого мы отправимся в космическое путешествие. На чём же мы полетим?

-    А как нас можно будет назвать? (космонавтами).
-    Прежде, чем отправиться в путешествие, мне надо узнать, готова ли наша команда к полету. Ведь космонавт должен знать ответы на многие-многие вопросы.
1.  Что такое природа?
2.   На какие группы делится природа?
3.   Приведите примеры живой природы.
4.    Неживой природы.
5.    Что свойственно  для всего живого? (растут, приносят потомство, двигаются, дышат, умирают)
6.     Какие условия необходимы для всего живого (воздух, свет, тепло, вода, еда).

-  И так, начинаем отсчет.
-  А с какого числа начнем? (10)
-  Хором: 10-9-8-7-6-5-4-3-2-1-0-пуск!

  1. Объяснение нового материала.

- Вот мы и приблизились к Луне.
С тех пор, как человек появился на Земле, Луна представляла для него загадку. В древние времена люди поклонялись Луне, считая ее богиней ночи. Сегодня мы знаем гораздо больше о том, что она представляет собой.
-  Так что же такое Луна? Луна - не звезда и не планета. Помните, на уроках мы говорили, что человек создал искусственные спутники, которые запускает в космос. Луна – естественный спутник Земли. Естественные спутники создает природа, а не человек. Спутник должен двигаться вокруг тела, которое больше него по размерам. Какой вывод о размерах Земли и Луны мы можем сделать?


- Правильно. Земля - больше Луны. На сколько больше? Мы видим Луну очень маленькой. На самом деле это не так. Луна всего в шесть раз меньше Земли. Для сравнения можно представить одноэтажный дом и дом в шесть этажей. Так что Луна — огромная!
 От Луны Землю отделяет расстояние в 384 000 километров.

 - Луна  вращается вокруг Земли и вокруг своей оси. Но вращается медленнее. И лунный день равен двум нашим неделям. Лунная ночь тоже длится две наших недели.

-Луна - самое близкое к Земле небесное тело. Тем не менее, когда с космодрома запускают на Луну ракету, ученые 3 дня и 3 ночи находятся в ожидании. Именно столько времени нужно космическому кораблю, чтобы долететь до Луны

- Еще в древности люди  заметили, что Луна все время меняет свою форму. То она похожа на круглую тарелку, то на серп, который назвали Месяцем. Люди не могли объяснить это явление и придумывали сказки, легенды, мифы.

- Почему у месяца нет платья.
(Сербская народная сказка)
     Решил Месяц сшить себе платье.
Снял с него портной мерку и сел за работу. В назначенный срок пришел Месяц за платьем. А платье узко и коротко.
- Видно, я ошибся, - говорит портной. И снова сел за работу.
     В назначенный срок пришел Месяц за платьем. Опять платье мало.
- Видно, и теперь я ошибся, - сказал портной. И снова стал кроить и шить.
    В третий раз Месяц пришел к портному. Увидел портной: идет по небу круглый месяц, не Месяц, а целая Луна, да вдвое шире, чем платье, которое он только что сшил. Что было делать портному? Бросился он бежать. Искал его Месяц, искал, да не нашел.
Так и остался Месяц без платья.

- А мы с вами сможем объяснить, почему  Луна меняет внешний вид?

Вывод делает учитель:
- Чтобы это объяснить, надо знать один секрет Луны. Этот секрет в том, как она светит. Солнце – это пылающий шар, оно само испускает свет, а Луна… Давайте найдем рисунок в учебнике на странице 90 (вверху) и узнаем, в чем секрет Луны, как она светит.
 
Вопросы: - Что изображено голубым цветом? (Земля)
 Что делает Земля? (она спит)
 
- Значит сейчас какая часть суток? (ночь)
 
- Что изображено жёлтым цветом? (Луна)
 
- А красным? (Солнце)
 
- Что делает Солнце? (Светит на Луну)
 
- Что делает Луна? (она отражает лучи и посылает их на Землю)
 
- А может ли Луна испускать свет? (нет, только отражает)
 
Опыт: «Сейчас я покажу вам, как работает Луна (с помощью зеркальца направляет солнечный луч на глобус)».
 
- Само зеркало светится? (нет)
 
- А теперь, когда я поймаю им луч Солнца? Что это за свет? (отражение солнечного луча)
 
- Вот мы и узнали секрет Луны. Раз она не светит, мы можем видеть только ее часть, которая освещена Солнцем. Сама Луна не светится, она отражает свет от Солнца. Ночью ее видно, потому что Солнце ее освещает. Луна обращается вокруг Земли, поэтому на ночном небе выглядит по-разному.  Когда Луна находится между Землёй и Солнцем, к Земле обращена неосвещённая половина Луны, и Луну на небе не видно.  Эта фаза называется
новолунием. Через 2-3 дня Луна появляется на небе в виде узкого серпа, обращённого выпуклостью    в     сторону     Солнца.     Это  молодой месяц.  Он   увеличивается   с    каждым   днём. Луна принимает вид  целого  диска. Это полнолуние.  Земля уже находится между Солнцем и Луной. Потом диск начинает убывать. Луна опять  становится   серпом,  но уже  обращённым в другую сторону. Это старый месяц. Потом всё опять повторяется.

  - В давние времена люди не знали, как устроена Луна и думали, что ее проглатывает какое-то чудовище, а потом появляется новая. Но мы-то с вами знаем, что это не так! -  С Земли на Луне всегда видно одно и то же, так как Луна постоянно обращена к Земле одной стороной. Даже в мощный бинокль можно увидеть на Луне какие-то сероватые пятна. Эти пятна в старину считали морями. Интересно то, что в этих «морях» нет ни капли воды. Лунные «моря» представляют собой глубокие впадины, покрытые застывшей вулканической массой. Цвет этой массы темнее окружающих камней, поэтому хорошо виден с Земли.  Хотя сегодня учёные знают, что морей на Луне нет, они решили не изменять названия на карте этой планеты, поэтому там можно найти Океан Бурь, Море Облаков, Море Дождей и много других морей.

-   Иногда, кажется, что у Луны есть лицо. Это впечатление создают горы,  отбрасывающие тень на ее поверхность. Светлые части Луны – это её горные районы. На Луне есть высокие горных хребты и много кольцевых гор – кратеров. Кратеры – большие ямы, окружённые холмами. Некоторые из этих кратеров образовались  при падении на Луну метеоритов. Самые крупные кратеры образовались при извержении вулканов. У самых больших кратеров дно плоское и похоже на стадион, окружённый трибунами.

- Луну постоянно изучают лунные космические аппараты. В 1959 году впервые была запущена ракета, которая облетела наш естественный спутник и сделала снимки другой стороны Луны. Благодаря этим снимкам учёные составили первую карту обеих сторон лунной поверхности. Оказалось, что обратная сторона Луны совершенно не похожа на видимую. Она почти сплошь гористая и там всего несколько «морей». В 1966 году на спутнике Земли впервые прилунилась первая в мире ракета. За эти годы на Луну прилетало много ракет. Автоматы и космонавты доставляли на Землю уникальные снимки и пробы грунта. Исследования планеты продолжаются.

- Это снимок первого самостоятельно передвигающегося робота с дистанционным управлением. Он назывался Луноход-1. Луноход-1 путешествовал по лунному морю Дождей в течении 11 месяцев.

- 21 июля 1969 года американские астронавты побывали на луне.

- Как же там, на Луне? Там всегда тихо. На Луне нет ни воздуха, ни атмосферы, поэтому звуки не передаются. Может ли там жить человек, раз воздуха нет? Ни травы, ни деревьев здесь тоже нет. Кругом одна пыль и каменная пустыня.  На луне никогда не бывает осадков  и ветра. Правда, дожди там все-таки бывают – метеоритные, каменные. Но даже они  на Луне  падают бесшумно. На луне нет облаков, нет туманов, только чёрное небо вокруг. День длится две недели. Затем две недели длится ночь. За такой длинный  день поверхность Луны успевает раскалиться до температуры  +130 градусов. Когда наступает ночь, камни очень быстро охлаждаются и мороз достигает температуры -170 градусов. Так же резко там отличается температура на солнце и в тени – ведь на Луне нет воздуха, который бы сглаживал эти перепады температур.

IV. Закрепление нового материала.

- Я говорю предложение, если вы согласны, то хлопаете, а если нет – стоите неподвижно. И так:
1.На Луне нет воздуха .
2. Луна светится.
3.   В Лунных морях много воды .
4.   1 лунный день = 2 нашим неделям.

5. На Луне не бывает ветра.

6.Там часто идут дожди.
7.   На Луне жизнь возможна. 

V. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира «Почему на Луне не живут люди?»

УМК:  «Школа России»Тип урока: усвоение новых знанийЦель урока: создать условия для формирования познавательных способностей в области изучения Луны, как естественного спутника ЗемлиЗадачи ...

Презентация "Почему воду называют источником жизни"

Презентация расскажет, какое значение имеет вода в жизни человека, зачем вода нужна растениям, для кого она является природным домом....

Почему на луне нет жизни.

Презентация на тему: "Почему на луне нет жизни", 1 класс по программе "Школа России"....

Урок-презентация "Почему на Луне не живут люди?"

Цель: создать условия для формирования познавательных способностей в области изучения Луны, как естественного спутника Земли....

Урок окружающего мира по теме «Почему на Луне не живут люди?»

Планируемые результаты: - учащиеся расширяют знания о Луне,- осознают их важность и необходимость.Цель урока: - узнать почему на Луне не живут люди (для детей);- формировать информационную  и ком...

Урок окружающего мира по теме «Почему на Луне не живут люди?»

Урок окружающего мира по теме «Почему на Луне не живут люди?»(1 класс)Планируемые результаты: - учащиеся расширяют знания о Луне,- осознают их важность и необходимость.Цель урока: - узнать...

Рабочий лист "Почему на Земле есть жизнь" окружающий мир 2 класс

Рабочий лист "Почему на Земле есть жизнь" окружающий мир 2 класс...