Гроза двенадцатого года
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке ведётся работа по развитию критического мышления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
groza_dvenadtsatogo_goda.docx | 36.11 КБ |
oborudovanie.docx | 469.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир (3-й класс)
ЧАСТЬ 2. МОЁ ОТЕЧЕСТВО
Урок 20.
РАЗДЕЛ III. ВРЕМЕНА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. XVIII – начало XX ВЕКА.
Тема: ГРОЗА ДВЕНАДЦАТОГО ГОДА
Цели:
– ознакомить учеников с опасностью, нависшей над Россией в 1812 году, когда независимость государства оказалась под угрозой.
Задачи:
Главная познавательная задача: -- довести до осознания ребятами мысль о том, что главная ценность государства -- это общество, люди, которые героическими усилиями, иногда ценою жизни готовы отстоять свою независимость, свои идеалы, что эти люди достойны лучшей доли.
Познавательная задача: дать первичное представление о событиях 1812 года, познакомить с участниками этих событий, их планами и задачами.
Воспитательная задача: пробудить интерес к истории Отечества, патриотизм. Пробудить чувство гордости и любви к людям, вставшим на защиту своей Родины.
Основные слова и понятия: Отечественная война, Бородинское сражение, партизаны.
Исторические личности: Наполеон, Кутузов М. И.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы. | - Начинаем урок истории. Первое задание для групп. Составить пазл из жетонов каждого участника группы. Прочитать дату. Вспомнить событие и имя, связанное с этой датой. (Пазлы)
Команды справились очень хорошо с заданием. Я вижу, что вы серьёзно относитесь к изучению такого сложного противоречивого и интереснейшего предмета, как история. А сейчас, я предлагаю вам немножечко размяться. Я буду показывать вам карточки с именами великих людей, с датами каких-либо событий, происходящих в московском государстве. Как вы думаете, что вы должны будете делать? А для чего? ( пистолет, карточки) ( Составляется кластер на тему Московское государство) - Сергий Радонежский - Золотая Орда -Иван IV - Смутное время - Михаил Фёдорович Романов Посмотрите на реку времени. Что же произошло в 17 веке? У вас на столах лежат чистые листы бумаги – я предлагаю составить синквейн на тему Петр 1 (чистые листы) Пётр I всегда призывал русский народ учиться. Вот и я сейчас попрошу вас открыть учебники и прочитать полезную для себя информацию. ( После прочтения) Действительно Россия во все времена участвовала в войнах разного характера. Но о какой войне идет речь в нашем тексте? Как вы понимаете Отечественная война? ( Выбор понятий) суть реплики: слово «отечественная» происходит от слова «отец»): Отечество - это то время, когда жили отцы. Раз отцы воевали, то и все войны можно назвать отечественными. («отечественная» — значит, воевали всем Отечеством): До 1812 года Отечественных войн не было. Только в 1812 году воевали всем Отечеством, а до этого _ только армия. («отечественная» — потому что защищали Отечество): Война 1812 года называется Отечественной, так как люди защищали свое Отечество, а до этого только нападали на другие страны. Интересно, за какое отличие от других войн война 1812 года получила название Отечественная?
| Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ΙΙ. Совместное открытие знаний. Поиск решения проблемы. | Поиск решения проблемы Работа в творческих группах. Каждая творческая группа выполняет задание. Задания на карточках. 1 группа: в теме №12 найти информацию, когда и в какой войне участвовала Россия, кто правил в это время, кто участвовал на стороне России, чем закончилась война? Занесите данные в таблицу. 2 группа: в теме №13 найти информацию когда и в какой войне участвовала Россия, кто правил в это время, кто участвовал на стороне России, чем закончилась война? Занесите данные в таблицу. 3 группа: в теме № 16 прочитайте фрагмент «Мы долго молча отступали» до слов Бородинское поле. Занесите данные в колонки «С кем была война» и «С какой целью Россия вступила в войну» 4 группа: прочитайте текст фрагмента «Поднимайся, русский народ!» темы № 16 стр. 82-83. Найдите информацию о том, кто участвовал в защите России от французских завоевателей. Чем закончилась война 1812 года? Занесите данные в таблицу. На задание 4-5 минут. - Кто готов поднимите руки. Сейчас у каждого из вас есть такая табличка и мы её заполним все вместе. . Участие России в войнах XVI – начала XIX веков
После заполнения таблицы. - Посмотрите на таблицу. В чём же отличие этой войны от других войны России? Что мы хотим сегодня выяснить? Какой наш главный вопрос? Сегодня на уроке мы попытаемся ответить на этот вопрос. И в конце урока узнаем, какая же команда была ближе к правильному ответу. В тексте было упоминание о каком-то поле. Как оно называлось? Посмотрите на него. Чего не хватает? Дополните. Какие чувства у вас вызывает, получившаяся красота? ( На доске изображено поле. Вывешиваются две фигурки Наполеон – Кутузов). ( поле, растения, фигурки) Как вы думаете, почему я поместила этих людей на доску? Выход Клио: Добрый день ребята. Я - Клио, покровительница истории. А вы знаете, что такое история? Это рассказ о том, как люди жили в давние времена. А я слежу за тем, чтобы рассказ был правдив. Выход Наполеона: Как ты богиня, живущая на небесах, можешь знать правду о нас людях? А ведь именно мы люди совершаем поступки, о которых рассказывает история. Уступи мне право рассказать нашим гостям об истории. Клио: Какой вы невежливый вы даже не поздоровались с ребятами. Ребята это Наполеон – правитель Франции, (слайд с портретами Наполеона) Наполеон: О, как вас много! Здравствуйте ребята. Да, я управлял Францией. Я сумел пройти путь от простого офицера до императора Франции. Потому что считал, что сон – это дурная привычка. Я работал днём и ночью. Я бесстрашный и волевой человек, хотя признаюсь, я очень сильно боялся кошек. Вот такой я человек. Выход Кутузова: Будьте здоровы молодцы и молодицы! Я – Михаил Илларионович Кутузов, русский полководец. Я – возглавил армию, которая воевала против французов. Наполеон: Это не честно, я первый начал рассказывать эту историю. Кутузов: Одна голова хорошо, а две лучше. Правда, ребята? Если вдруг Наполеон что-то забудет, я ему подскажу. Наполеон: Я привел свою армию в Россию, чтобы захватить ее богатства, земли, дома. Мой поход начался летом. За 90 дней Великая французская армия дошла до столицы России, захватывая и разоряя города и деревни. А Кутузов постоянно отступал. Потом я захватил Москву - моя армия захватила Россию. Кутузов: Подожди Наполеон, ты кое о чем забыл? Наполеон: О чем? Кутузов: О Бородинском сражении. Ребята, Наполеон поспешил, рассказывая вам о взятии Москвы. Недалеко от столицы на пути французской армии встала русская армия. Произошла самая важная битва у деревни Бородино. ( на доске поле, изменённое) Что можете сказать об иллюстрации? Земля тряслась – как наши груди, Смешались в кучу кони, люди. И залпы тысячи орудий Силились в протяжной войне Откройте стр. 81-82. Давайте прочитаем о Бородинском сражении. Наполеон: Кутузов обманул меня! После Бородинского сражения, русская армия без боя сдала Москву. Жители города увезли с собой все что смогли, сожгли свои дома. Кутузов: Армия Наполеона сидела в сожженном городе им нечего, было, есть, негде было жить – все сгорело. Моя армия ожидала, пока французы проголодаются и начнут замерзать. Наступила осень. Стало очень холодно. Давайте в защиту Кутузова прочтём строки из текста на стр. 82 - 83. Наполеон: Кутузов перехитрил меня, я понимал, что в разрушенном городе нельзя зимовать, но захватить другие города не мог, потому что русская армия хорошо защищала их. И поэтому я отдал приказ вернуться во Францию. Больше мне нечего рассказывать. Я уехал домой. Кутузов: Счастливого пути. Наполеон потерял в снегах России всю свою армию. До 1812 года он ни разу не был побежден, но русская зима победила армию, покорившую пол мира. Клио: Это история случилась 201 год назад. Очень давно. Но во всем мире помнят об ошибке Наполеона, который хотел сделать свою страну богатой, ограбив другие страны. Война с Россией не принесла ему славы, после 1812 года Наполеон перестал править Францией. А русский народ до сих пор помнит о мудром решении Кутузова и славит его ум. Давайте поблагодарим его. На три-четыре «Спасибо». Кутузов: На прощание я хотел бы подарить вам сердце. Ведь сердце России – это её народ. А когда весь народ встаёт на защиту Отечества – он НЕПОБЕДИМ! К чему нас призывает Кутузов своими словами? Чья личность вам была ближе? Какие вы прилагательные можете подобрать к личности Кутузова и к личности Наполеона? Так что же такое Отечественная война 1812 года? Давайте вернёмся к нашей таблице. . Участие России в войнах XVI – начала XIX веков
– Посмотрите на таблицу и сделайте вывод, чем война 1812 года отличалась от предыдущих. Ученики могут заметить несколько отличий: – впервые Россия сталкивалась с таким серьёзным противником, которому подчинилась почти вся Европа. Отечество оказалось на пороге гибели; – на защиту Отечества поднялся весь народ: армия, горожане, крестьяне. | Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний. | В заключительном этапе нашего урока мне хотелось, чтобы вы поработали работниками исторического музея в Москве на Кутузовском проспекте Бородинская панорама. В этом музее –галерея портретов героев Отечественной войны 1812 года. Я предлагаю вам исправить текс, в котором допущены ошибки. Исторический текст. Летом 1912 года огромная армия фашистов вторглась в пределы нашего Отечества. Русская армия вынуждена была отступать в глубь страны, чтобы собраться с силами. Фридрих II рвался к сердцу России, к Санкт – Петербургу. Поле, на котором разыгралось генеральное сражение Отечественной войны, называлось Куликовым. Главнокомандующий Суворов решил оставить Санкт – Петербург, чтобы спасти армию. На борьбу с неприятелем встал весь советский народ.
| ТОУУ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ΙV. Домашнее задание. | – Напиши воспоминание от имени солдата (горожанина, крестьянина) XIX века, почему ты принял участие в военных действиях 1812 года. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
V. Итог урока. | Закончилась война. Вернулись домой солдаты. Что ждало их дома? Сожженные дома, разорённые пашни. А самое страшное жизнь в крепостной неволе. Чтобы государство могло развиваться, нужно было покончить с крепостным правом. Это событие произошло в 1861 году. Через много лет после Отечественной войны? Но об этом мы уже поговорим на следующем уроке. А сейчас. Я прошу вас всех встать и рассказать, что же вы положили в свои корзинки знаний сегодня? |
Предварительный просмотр:
Участие России в войнах XVI – начала XIX веков
Когда (в каком веке) | С кем была война | При каком правителе | С какой целью Россия вступила в войну | Какая часть населения принимала участие | Чем закончилась война для России |
В нач. XVII века | |||||
В нач. XVIII века | |||||
В нач. XIX века (1812 год) | Александр Первый |
Участие России в войнах XVI – начала XIX веков
Когда (в каком веке) | С кем была война | При каком правителе | С какой целью Россия вступила в войну | Какая часть населения принимала участие | Чем закончилась война для России |
В нач. XVII века | |||||
В нач. XVIII века | |||||
В нач. XIX века (1812 год) | Александр Первый |
Участие России в войнах XVI – начала XIX веков
Когда (в каком веке) | С кем была война | При каком правителе | С какой целью Россия вступила в войну | Какая часть населения принимала участие | Чем закончилась война для России |
В нач. XVII века | |||||
В нач. XVIII века | |||||
В нач. XIX века (1812 год) | Александр Первый |
Участие России в войнах XVI – начала XIX веков
Когда (в каком веке) | С кем была война | При каком правителе | С какой целью Россия вступила в войну | Какая часть населения принимала участие | Чем закончилась война для России |
В нач. XVII века | |||||
В нач. XVIII века | |||||
В нач. XIX века (1812 год) | Александр Первый |
Исторический текст.
Летом 1912 года огромная армия фашистов вторглась в пределы нашего Отечества. Русская армия вынуждена была отступать в глубь страны, чтобы собраться с силами. Фридрих II рвался к сердцу России, к Санкт – Петербургу. Поле, на котором разыгралось генеральное сражение Отечественной войны, называлось Куликовым. Главнокомандующий Суворов решил оставить Санкт – Петербург, чтобы спасти армию. На борьбу с неприятелем встал весь советский народ.
Исторический текст.
Летом 1912 года огромная армия фашистов вторглась в пределы нашего Отечества. Русская армия вынуждена была отступать в глубь страны, чтобы собраться с силами. Фридрих II рвался к сердцу России, к Санкт – Петербургу. Поле, на котором разыгралось генеральное сражение Отечественной войны, называлось Куликовым. Главнокомандующий Суворов решил оставить Санкт – Петербург, чтобы спасти армию. На борьбу с неприятелем встал весь советский народ.
Исторический текст.
Летом 1912 года огромная армия фашистов вторглась в пределы нашего Отечества. Русская армия вынуждена была отступать в глубь страны, чтобы собраться с силами. Фридрих II рвался к сердцу России, к Санкт – Петербургу. Поле, на котором разыгралось генеральное сражение Отечественной войны, называлось Куликовым. Главнокомандующий Суворов решил оставить Санкт – Петербург, чтобы спасти армию. На борьбу с неприятелем встал весь советский народ.
Исторический текст.
Летом 1912 года огромная армия фашистов вторглась в пределы нашего Отечества. Русская армия вынуждена была отступать в глубь страны, чтобы собраться с силами. Фридрих II рвался к сердцу России, к Санкт – Петербургу. Поле, на котором разыгралось генеральное сражение Отечественной войны, называлось Куликовым. Главнокомандующий Суворов решил оставить Санкт – Петербург, чтобы спасти армию. На борьбу с неприятелем встал весь советский народ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гроза Двенадцатого года
Главная познавательная задача: -- довести до осознания ребятами мысль о том, что главная ценность государства -- это общество, люди, которые героическими усилиями, иногда ценою жизни готовы отст...
Гроза Двенадцатого года
Главная познавательная задача: -- довести до осознания ребятами мысль о том, что главная ценность государства -- это общество, люди, которые героическими усилиями, иногда ценою жизни готовы отст...
открытый урок "Гроза двенадцатого года".
Урок окружающего мира в 3 классе по УМК "Школа 2100". Посвящён Отечественной войне 1812 года....
Виртуальная экскурсия "Гроза двенадцатого года"
Данная методическая разработка была составлена в качестве дополнительного материала по теме "Гроза двенадцатого года" ( 3 класс, образовательная программа "Школа 2100", учебник "Окружающий мир. Моё От...
Разработка урока по теме" Гроза двенадцатого года»
Разработка урока по окружающему миру по теме "Гроза двенадцатого года". 3 класс по программе "Школа 2100"...
Урок истории "Гроза двенадцатого года" 3 класс УМК "Школа 2100"
Форма урока: путешествие. На уроке ученики познакомятся с историей войны 1812 года, с историческими личностями того периода. Для активизации работы использовались: театрализация, групповая...
Презентация к уроку "Гроза двенадцатого года"
Яркая познавательная презентация к уроку, способствующая активизации работы учащихся....