Урок окружающего мира в 3 классе "Размножение животных"
план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме

Сидорова Ульяна Юрьевна

На уроке   учащиеся знакомятся   с размножением и развитием животных: насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих. Учатся наблюдать, рассуждать, делать выводы.

Закрепляются знания о классификации животных, сети питания и пищевой пирамиде. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzh._mir_3_kl.docx22.58 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Приморская средняя общеобразовательная школа

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

3 класс

ТЕМА: РАЗМНОЖЕНИЕ ЖИВОТНЫХ

                               

Учитель I квалификационной категории:

 Сидорова У.Ю.    

2013

Тема урока: Размножение животных

Цели:

1. Познакомить учащихся с размножением и развитием животных: насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих. Учить наблюдать, рассуждать, делать выводы.

Закреплять знания о классификации животных, сети питания и пищевой пирамиде.

2. Развивать логическое мышление, память, воображение, речь; развивать познавательные интересы детей.  

3. Воспитывать интерес и  бережное отношение к природе.

 Дидактическое и методическое обеспечение урока:

Учебник А.А. Плешакова « Мир вокруг нас» 3 класс, рабочая тетрадь к учебнику , ЭУП «Природа, общество, человек», мультимедиа-проектор.

План урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний и проверка домашнего задания.

3. Сообщение темы и целей урока.

4 Работа над новым материалом.

 Ф и з к у л ь т м и н у т к а.

5. Закрепление изученного

6. Итог урока.

7. Домашнее задание.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация опорных знаний и проверка домашнего задания

  1. Индивидуальная работа по карточкам.
  2. Фронтальный опрос.

- О чем мы говорили на предыдущих уроках? ( О царстве животных )

- Как называется наука о животных? (Зоология)

- На какие группы делится царство животных?

- Назовите несколько представителей каждой группы.

- Как связаны меду собой растения и животные? (Цепями питания)

- Какая тема была задана на дом?

- О какой невидимой сети идет речь?

- Какие животные обитают в дубовом лесу?

- Какие из них напрямую связаны с дубом?

- Какие из них косвенно связаны с дубом?

- Получили пищевую сеть в дубовом лесу.  Найдите в ней отдельные цепи питания.

- Какая невидимая пирамида спрятана в дубовом лесу? (Экологическая пирамида)

- Распределите растения и животных в экологической пирамиде: куропатка, голубика и брусника, песец.

  1. Сообщение темы и целей урока

- Мы говорим с вами о животных, а назовите отличительные признаки

живых организмов. ( Дышат, питаются, растут, развиваются, приносят потомство, умирают.)

- Жизнь на Земле не прекращается именно потому, что все живые организмы приносят потомство. И сегодня на уроке мы узнаем как с размножаются и развиваются животные.

  1. Работа над новым материалом.

 - Отгадайте загадку:

Расту червяком,

Питаюсь листком,

Потом засыпаю,

Себя обмотаю,

Не ем, не гляжу,

Неподвижно вишу,

Но теплой весной

Я вновь оживаю

И, как птичка порхаю.

                             (Бабочка)  

- И сегодня на урок к нам прилетела бабочка, мы сможем понаблюдать как происходит развитие бабочки .          

- Откройте учебник на стр. 105, рассмотрите рисунок и расскажите, как происходит развитие бабочки.

 (Яйцо – личинка – куколка – взрослое насекомое /бабочка/)

 - У всех ли насекомых бывают куколки?  Прочитайте текст учебника о  развитии кузнечика и скажите чем оно отличается от развития бабочки.

- Как происходит развитие кузнечика?

( Яйцо – личинка – взрослое насекомое /кузнечик/)

- Откройте тетрадь на стр.     , начнем заполнять таблицу в задании №   . Как размножаются насекомые?  Что происходит сначала? (Насекомые откладывают яйца)

- Как происходит развитие насекомых?

Ф и з к у л ь т м и н у т к а.

- Рассмотрите рисунок на стр. 107. Может кто-нибудь рассказать о размножении рыб?

Рыбы откладывают икру. Из икринок появляются мальки, которые похожи на взрослых рыб. Мальки питаются, растут и постепенно становятся взрослыми животными.

- Как размножаются рыбы? (Откладывают икру)

- Продолжим заполнение таблицы.

(Икра - малек - рыба)

 - Весной в пруду, реке, озере слышны громкие голоса лягушек и жаб. В это время самки лягушек и жаб откладывают в воду икру. Лягушки жабы очень полезные животные. Эти беззащитные создания  уничтожают много комаров, мошек  и мух.  Как вы думаете можно ли обижать лягушек и жаб? Понаблюдайте, как происходит развитие земноводных.

- Расскажите о размножении земноводных. (Откладывают икру)

- Заполняем следующую строку в таблице.

( Икра – головастик – взрослое животное / лягушка/)

- Самки ящериц, змей, черепах, крокодилов откладывают яйца. Из яиц вылупляются маленькие ящерицы, змейки, черепашки, крокодильчики. Они растут и постепенно превращаются во взрослых животных.

- Расскажите о размножении пресмыкающихся. ( Откладывают яйца)

- Заполняем следующую строку в таблице.

( яйцо – детеныш – взрослое животное)

 - Почти все птицы весной строят гнезда. В гнезда птицы откладывают яйца и насиживают их – согревают своим теплом. Если вы гуляя в лесу встретили гнездо с отложенными в него яйцами, то знайте что где-то рядом находится  мать, тихонько  пройдите мимо. Ни в коем случае не трогайте гнезда. Почувствовав незнакомый запах, птица может бросить кладку и еще невылупившиеся птенцы погибнут. У некоторых птиц, например у уток, из яиц вылупляются покрытые пухом очень подвижные птенцы. Уже через день они выпрыгивают из гнезда, ходят за матерью плавают, ныряют, самостоятельно собирают корм.

У других птиц птенцы появляются беспомощными, голыми. Родители ухаживают за птенцами, приносят им корм и воду, защищают от врагов, пытаясь отогнать от них даже кошку или собаку.

- Расскажите о размножении птиц. (Откладывают яйца)

- Заполним следующую строку в таблице. ( Яйцо – птенец – взрослая птица)

 

- О размножении зверей прочитайте на стр. 108 учебника.

- Расскажите о размножении зверей. Чем отличается размножение зверей от размножения других животных? (Рождают детенышей)

- Заполняем последнюю строку в таблице. (Детеныш – взрослое животное)

  1. Закрепление изученного.

 

  1. Какие слова пропущены:

Яйцо - …. – взрослая птица

Икринка - … - взрослая лягушка

… - малек – взрослая рыба

Яйцо – личинка - … - взрослая бабочка

  1. - Сравни размножение и развитие земноводных и пресмыкающихся.

- Чем отличается  размножение зверей от размножения других животных?

- Прочитайте вывод на стр.111

- Расскажите, как размножается большинство животных.

- Как размножаются звери?

- В кого превращается потомство развиваясь?

- Как нужно поступить если гуляя в лесу ты увидел гнездо с кладкой яиц?

- Почему охота и рыбная ловля в определенное время бывают запрещены?

  1. Итог урока.

- О чем говорили сегодня на уроке?

- Что интересного узнали?

- Что показалось самым интересным?

  1. Домашнее задание.

Прочитать статью о размножении и развитии животных стр. 105-109. Ответь на вопросы на стр. 110. Задания № 62,63 в рабочей тетради стр. 30,31

                                 

Вариант 1

1.Приведи примеры животных :

Насекомые - ___________________________________________

Рыбы - ________________________________________________

Земноводные- __________________________________________

Пресмыкающиеся - _____________________________________

Птицы - _______________________________________________

Звери (млекопитающие) - ________________________________

2.Перечисли животных, которые напрямую связаны с дубом:

______________________________________________________

______________________________________________________

Вариант 2

1.Подчеркни хищных животных.

Волк, заяц, сова, мышь, крокодил, лиса, белка.

2.Составь цепи питания

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

  1. Подчеркни животных, которые косвенно связаны с дубом

Лиса, белка, сова, мышь, сойка,  змея, кабан

Вариант 3

  1. Соедини стрелками цепь питания:

Осина                     мышь                сова

Желудь                  кузнечик           волк

трава                      заяц                   птицы

  1. Соедини стрелками:

Рыбы                          нора

Лиса                           дупло

Белка                          хатка

Бобер                          водоем

Группы животных

Размножение

Развитие

Насекомые

Рыбы

Земноводные

Пресмыкающиеся

Птицы

Млекопитающие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира по теме "Животные маленькие и большие" в 3 классе

Урок окружающего мира по теме "Животные маленькие и большие" в 3 классе (ОС "Школа 2100")...

урок окружающего мира "Как живут животные" 1 класс

Конспект урока в технологии модерация и активные методы обучения для 1 класса по теме: "Как живут животные"...

Методическая разработка урока окружающего мира ТЕМА: «Дикие животные»

            Данный урок был разработан в рамках  учебно- методической системы  Н.Ф. Виноградовой «Начальная школа 21 века».  Урок входит в раз...

Конспект урока окружающего мира "Какие бывают животные?" во 2 классе

Урок способствует воспитанию экологического мышления и поведения. На уроке работа организована в группах и в парах. Урок в системе уроков по УМК "Перспктива" ФГОС НОО. Присутс...

Презентация к уроку окружающего мира "Способы защиты животных" 2 класс по программе ПНШ

Презентация по этапно рассказывает о способах защиты животных в природе. К сожалению пришлось удалить  ролик, созданный по тексту учебника - хрестоматии  "Окружающий мир знакомый и загадочны...

Урок окружающего мира по теме: Животный мир зоны лесов."

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ПО ТЕМЕ: "Животный мир зоны лесов"...