Исследовательская работа 1 этап. Эксперимент. – Откройте учебник стр. 26. – Какие растения мы можем встретить в нашем лесу? (Беседа по картине учебника) – На какие две большие группы их можно разделить? – Перед вами веточки растений, их вам послал главный лесничий, когда производил расчистку леса. Положите слева веточки хвойных растений, а справа – лиственных. Закройте учебник. – Рассмотрите внимательно веточки лиственных растений. Как называется растение? Есть ли на нем листья? Какого они цвета? Оторвите листочек. Легко это сделать? Давайте рассмотрим место отрыва листа от ветки с помощью лупы. Есть ли ранки от опавших листьев на веточках? Почему? Зовем на помощь учебник-хрестоматию. (читающий ученик читает материал учебника-хрестоматии с. 12) Конец черешка гладкий, округлый: листья опали, не оставив ранки на ветках. Почему? Летом черешки листьев прочно соединены с ветками, и по ним проходят питательные вещества, Осенью там, где черешок крепится к ветке, вырастает особый пробковый слой и постепенно отделяет черешок от ветки словно перегородкой. Летом, когда пробковой перегородки в черешке нет, лист легче разорвать, чем без повреждений отделить от ветки. А осенью, когда перегородка полностью закупорит черешок, лист отделяется от ветки, не оставляя ранки. (По Г. Мельниковой, А. Крестинскому) – А зачем же растения сбрасывают листья на зиму? (Читающий ученик читает материал хрестоматии «Как растения к зиме готовятся» с.12) Деревья не могут на зиму расстаться со стволом и ветками и спрятаться под землю. Они поступают по-другому: сбрасывают на зиму листву. Листьям надо много влаги. А вода в почве зимой замерзает, и не могут ее корни выкачивать. К тому же листья зимой только повредили бы дереву. Груды снега, навалившиеся на них, поломали бы ветки и сучья. (По Н. Осипову) – А что еще можно рассмотреть на месте опавших листьев? Почки. Они спят до весны. Весной на них вырастут новые веточки со стебельком и листьями ИТАК, В НАЧАЛЕ УРОКА МЫ ДОГОВОРИЛИСЬ, ЧТО ВЫ – УЧЕНЫЕ-ИССЛЕДОВАТЕЛИ. Вы провели сейчас небольшую исследовательскую работу. Что вы исследовали? А ТЕПЕРЬ КАКОЙ СДЕЛАЕТЕ ВЫВОД? Лиственные растения осенью сбрасывают листья, так как в это время в черешке листа вырастает особая пробковая перегородка. Так они к зиме готовятся. Физминутка Мы зашли в осенний лес. Сколько здесь вокруг чудес! Справа березка в позолоте стоит, Слева зеленая елка глядит. Вот и зайка проскакал. От лисы он убежал. Ой, это серый волк рыщет. Он себе добычу ищет. Все мы спрячемся сейчас, Не найдет тогда он нас. В лесу такая красота! А нам за работу уже пора. | Ходьба на месте Повороты Посмотреть на березку в классе На елку Прыжки Приседание Потягивание Садятся за парты |
2 этап. Наблюдение. – Посмотрите и скажите, веточки, каких деревьев лежат у вас на столе слева? – Чем они похожи друг на друга? – Как можно отличить сосну от ели? Наблюдаем, как расположены иголочки у сосны? Они сидят парами. – Какие они по длине? Длинные, узкие. – А что скажете про иголочки у ели? Располагаются по одной. Короче, чем у сосны. Колючие. Потрите пальчиками хвоинки, понюхайте. Душистые, смолистые. – А можно ли назвать иголочки-хвоинки листьями? Да Листья-хвоинки покрыты восковым налетом, плотные, они испаряют меньше влаги, чем лиственные деревья, поэтому зимняя засуха им не страшна. – Интересно узнать, сбрасывает ли ель и сосна листья-хвоинки на зиму? Кто был в хвойном лесу? Что видели под елью и сосной? Откуда взялись хвоинки, если нет листопада. Они не сбрасывают всю хвою. И все же листопад у них идет понемногу и постоянно. На месте опавших хвоинок вырастают новые, а нам кажется, что на ели одни и те же листья. На прогулке обратите внимание на опавшие листья-хвоинки. 3 этап. Постановка проблемы. – Семенами хвойных деревьев питаются зимой птицы. (показ иллюстраций птиц) – Полезно гулять в хвойных лесах! А почему – найдите ответ в книгах, спросите у родителей, у врача, когда будете на приеме. Также узнайте, почему полезно чистить зубы зубной пастой на основе хвойного сока и принимать ванны с хвойным экстрактом. – ИТАК, ДОРОГИЕ УЧЕНЫЕ, какое открытие для себя вы еще сделали? Хвойные растения не сбрасывают ВСЮ хвою, зимуют с семенами-шишками, потому что зимняя засуха им не страшна. Видеосюжет “Осень в лесу” ОТКРОЙТЕ СТР. 27 ПРОЧИТАЙТЕ ВОПРОС В СИНЕЙ РАМКЕ. (Почему нельзя разжигать костер в осеннем лесу?) Попробуйте найти ответ в фильме. Какие выводы сделаем? (демонстрация экологического знака) Будем беречь родные леса! Динамическая минутка – Положите веточки в корзину. Мы их используем для поделок на уроке технологии. |