Технологическая карта урока-исследования по теме "Чудо под ногами"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Технологическая карта урока-исследования по окружающему миру

*/ /*-->*/

Программа: Перспектива
Учитель: Свиркова А. Ю.
Класс: 3 Б
Тема: Чудо под ногами
Тип урока: урок-исследование
Цель: познакомить с составом и свойствами почвы.
Задачи: продолжить  работу по углублению представлений о почве как верхнем плодородном слое земли;
               развивать исследовательские навыки, мышление, наблюдательность, любознательность;
               воспитывать бережное отношение к земле.

 

*/ /*-->*/

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3 класс почва20.24 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока-исследования по окружающему миру

Программа: Перспектива

Учитель: Свиркова А. Ю.

Класс: 3 Б

Тема: Чудо под ногами

Тип урока: урок-исследование

Цель: познакомить с составом и свойствами почвы.

Задачи: продолжить  работу по углублению представлений о почве как верхнем плодородном слое земли;

               развивать исследовательские навыки, мышление, наблюдательность, любознательность;

               воспитывать бережное отношение к земле.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Учащиеся научатся определять основные свойства почвы; в процессе опытов установят состав почвы.

Регулятивные :

— выполнять учебное задание в соответствии с планом;

Коммуникативные:

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

— использовать речевые средства для представления результата

Познавательные:

— понимать значение почвы для растений, животных и человека и обосновывать своё мнение;

Проявлять:  

— интерес к изучению темы;

— бережное отношение к природным богатствам

Ход урока

Содержание деятельности учителя

 Содержание деятельности обучающихся

1. Организационный момент

Приветствие учащихся

Мотивация учащихся  к учебной деятельности

Приветствие учителя

2. Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос

- Что такое минералы и горные породы?

- Приведите примеры минералов и горных пород?

- Как называются места где залегают горные породы?

- Люди  какой профессии отыскивают месторождение полезных ископаемых в природе?

- Какими способами добывают полезные ископаемые? Приведите примеры.

Ответы детей

3. Актуализация знаний

  У слова «земля» несколько значений.

 - Скажите какие это значения.

 Почва — верхний слой коры нашей планеты, поверхность.

Ответы. Сравнение понятий.

4. Обобщение и систематизация знаний

Практический этап

Опыт 1.

Возьмем стакан воды и поместим туда комочек почвы.

- Что вы видите? ( выходят пузырьки)

Вывод: В почве есть воздух.

Опыт 2.

Нагреем почву. Установим над почвой холодное стекло.

- Что вы видите? ( стекло стало влажным)

Вывод: В почве есть вода.

Опыт 3.

Продолжаем нагревать почву. Почувствуем неприятный запах.

Вывод: В почве содержится перегной.

Опыт 4.

Почву, в которой сгорел перегной, насыпем в стакан и перемешаем. Через некоторое время на дно осядут песок и глина.

Вывод: в почве присутствуют песок и глина.

Опыт 5.

Профильтруем воду, в которой долго находилась почва. Несколько капель поместим на стекло. Подержим стекло над огнем. Вода быстро испарилась. На стекле остался белый налет. Это соли.

Соли — это питательные вещества, необходимые для роста растений.

Вывод : в почве находятся соли, которые растворяются в воде.

 - Мы исследовали почву. Сделаем общий вывод.

                                                  ПОЧВА

воздух     вода     перегной        песок      глина         соли          микробы

Наблюдение

Выводы после каждого опыта.

Общий вывод

Запись в тетрадь

5. Физкультминутка

Мы березку посадили,

Мы водой ее полили,

И березка подросла,

К солнцу ветки подняла,

А потом их наклонила

И ребят благодарила.

Выпрямиться за партой

Руки согнуть к плечам, ладонями вперед

Встать за партой

Руки вверх

Руки вниз, спина прямая

Поклоны головой, сесть

6. Обобщение и систематизация знаний (продолжение)

Беседа

         Образование почвы началось только с появлением на Земле живых существ. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс образования почвы. По подсчетам ученых требуется 2 тыс лет для образования слоя почвы толщиной 5 см.

         Твердые породы в природе постоянно разрушаются. Получается рыхлый слой, состоящий из мелких камешков, песка и глины. В нем почти нет питательных веществ, необходимых растениям. Но все же некоторые неприхотливые растения и лишайники селятся здесь. Из их останков образуется перегной. Теперь в почве могут поселиться растения. Они дадут еще больше перегноя.

7. Первичное закрепление

Работа по учебнику

с 74-75

- Рассмотри рисунок, расскажите, кому из животных земля служит домом.

- Как вы думаете, как они повышают плодородие почвы  ?

С 76

 - Прочитайте 3 й абзац текста, скажите подтвердились ли ваши предположения ?

    Почва не может появиться без живых существ. В то  же время и растениям и животным необходима почва.

- Прочитайте 1 и 2 абзац на с 76.

- Что получают растения из почвы?

- Что такое соли?

- Что такое перегной?

       Вывод: главная часть почвы — это перегной. Из него образуются соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда животные умирают, их останки попадают в почву и под действием микробов образуют перегной. А потом из перегноя снова образуются соли. Вот так вещества путешествуют в природе как бы по кругу. Ученые называют этот процесс круговорот веществ в природе.

     Представьте  себе, что почвы вдруг не станет.

( предположения и выводы детей)

    Русский ученый В. В. Докучаев говорил, что почва дороже золота. Без золота люди прожить могли бы, а без почвы — нет.

Работа по учебнику

Предположение детей.

Общий вывод

8. Рефлексия

- К какой природе можно отнести почву?

- Из чего состоит почва?

- Что растения получают из почвы?

- Что влияет на плодородие почвы?

- Благодаря чему перегной превращается в соли, необходимые для питания растений?

Работа по карточкам

9. Итог урока

- Что такое почва?

- Что входит состав почвы?

Ответы детей

10. Домашнее задание

с 74-77. Ответить на вопрос с 77 в рубриках «Проверим себя», «Обсудим».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что у нас под ногами?

Окружающий мир. 1 класс. Презентация к теме "Что у нас под ногами?" по учебнику А.А.Плешакова....

Технологическая карта Что у нас под ногами?

Материал даёт представление о прирдных объектах, форме, размерах, цвете  тпредметов, знакомит с часто встречающимися камнями....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 3 В КЛАССЕ ПРОГРАММА « ПЕРСПЕКТИВА» "Чудо под ногами"

Урок окружающего мира в 3 классе на тему "Почва, Ее свойства". Урок построен с соответствии с ФГОС НОО....

Технологическая карта урока по физической культуре "Техника ведения мяча ногами", 4 класс

Цель урока: Развитие навыков ведения мяча левой и правой ногой.Задачи:Образовательная: Ознакомление с техникой ведения мяча ногамиОздоровительные: укрепление костного аппарата при выполнении...

Технологическая карта по окружающему миру «Чудо под ногами» (УМК "Перспектива"3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений о почве, ее плодородии, свойствах и составе.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Формировать понятие...