Урок окружающего мира Распространение плодов и семян 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме
Учащиеся знакомятся с различными способами распространения плодов и семян растений (с помощью ветра; животных; человека). Раскрывают биологическое значение приспособления растений к распространению семян. Используется фронтальная работа; групповая работа; работа в парах; самостоятельная работа; работа с учебником, дополнительными источниками информации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchego_mira_rasprostranenie_rasteniy.docx | 40.23 КБ |
prilozheniya.docx | 260.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира "Распространение семян" 2 класс
Цель урока:
Создать условия для формирования образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся в предметной области окружающий мир по теме "Распространение семян»
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению окружающего мира через практическую работу, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Регулятивные: формирование способности формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.
Познавательные: развитие умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.
Коммуникативные: развитие умения работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: Познакомить учащихся с различными способами распространения плодов и семян растений (с помощью ветра; животных; человека). Раскрыть биологическое значение приспособления растений к распространению семян.
Используется фронтальная работа;
групповая работа; работа в парах; самостоятельная работа;
работа с учебником, дополнительными источниками информации
Ресурсы:
- Учебники
- Рабочие тетради
- Таблицы “Семена растений”, “Опыление растений ”
- Рисунки растений: одуванчик, бешеный огурец, недотрога.
- Рисунки животных: белка, сойка, кедровка, коза
- Атлас определитель
- Детская энциклопедия “Я познаю мир. Растения” - по 1 на парту
- Образцы плодов и семян - по 1 комплекту на парту
Презентация
Техническое оснащение:
Компьютер
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные действия |
I.Самоопределение к деятельности (Организационный момент) Цель: Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. I. Учитель: Доброе утро, ребята! Пусть оно будет для нас добрым. И разбудит в каждом из нас лучшее – чувства, желание слышать, понимать и поддерживать друг друга. Вздохните глубоко и когда будете выдыхать постарайтесь улыбнуться. Вдохните еще раз и снова улыбнитесь, почувствуйте, как ваша улыбка согревает вас изнутри. Какие замечательные улыбки я вижу на ваших лицах! А ведь улыбка – знак хорошего расположения друг к другу. А теперь улыбнитесь всем, кто находится сегодня с нами. Я желаю вам, что хорошее настроение не покидало нас! | Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя | Подготовка класса к работе. | Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Цель: Создать условия для актуализации знаний, необходимых для открытия «новых знаний» по данному материалу. 1. Сообщение синоптика (работа в дневниках наблюдения) 2. Фронтальная работа: - На прошлом уроке мы узнали, кто участвует в размножений растений - Какую работу они выполняют? (опыляют растения) На доске таблица “Опыление растений”(Приложение 1.1.) 3. Индивидуальные задания: 3-4 ученика работают на индивидуальных карточках. - Используя таблицу, расскажите, как происходит опыление растений. (2 ученика отвечают домашнее задание устно у доски). | Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. | Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков |
III. Постановка учебной задачи. Цель: Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется тема урока и его цель. Согласовать цель и тему урока. Выявить место затруднения; зафиксировать во внешней речи причину затруднения. - Достаточно ли работы насекомых для размножения растений? (Нет. Они только опыляют растение, а семена ещё нужно посадить.) - А кто это делает? (Люди) - Правильно. Люди сеют семена, ухаживают за растениями, получают урожай. А кто помогает дикорастущим растениям? Это нам и нужно сегодня выяснить. Отвечают на поставленные вопросы. Определяют тему урока. - Что значит, семена путешествуют (бывают в других городах, странах, и т.д.) - На чем можно путешествовать? (на поезде, самолёте, теплоходе и т.д.) - А могут ли так же путешествовать семена растений? (Нет) - Какова же будет цель сегодняшнего урока? Дети называют цели, учитель корректирует: Каковы цели сегодняшнего урока: Узнать как путешествуют семена?
Какое значение имеют эти путешествия для природы? | Активизирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию | Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока | Регулятивные: целеполагание; познавательные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы |
IV. Решение учебной задачи Построение проекта выхода из затруднения Цель: Создать проблемную ситуацию Организовать составление совместного плана действий; Определить средства. - У многих семей есть садово-огородные участки, на которых они выращивают культурные растения. У меня тоже есть. И вот как-то летом среди молодых всходов редиса и салата я обнаружила на своих грядках лужайки из желтых шариков одуванчика. - Откуда взялись одуванчики в саду, ведь я их не сеяла? Выслушиваются мнения детей. - Эти семена-путешественники. Специально их никто не сеет. Все мы любим дуть на белые шапочки одуванчика и радуемся, когда легкие парашютики летят и опускаются на землю (приложение) - парашютик (или зонтик)- это плод одуванчика. Так дикорастущие растения приспособились к расселению с помощью ветра. Даже при слабом ветре перелетают они на большие расстояния, потому что легкие. - Так как же переселились одуванчики на мой участок? (Путешествуют с помощью ветра) На доске - Не только одуванчик расселяется с помощью ветра. На доске плакат “Семена летучие” (Приложение 2.) Практическая работа На партах наборы семян растений (клена, березы, сосны и др.). - Рассмотрите семена растений. Как же они расселяются? Обсудите и дайте полный доказательный ответ. Ответы детей: - У клена плоские крылышки, чтобы подольше кружиться, удержаться в воздухе и долететь до земли. - Плоды астры, пушицы, тополя имеют хохолки из мелких волосков. Семена березы едва видны простым глазом. Мелкие плоды послушны ветру. ВЫВОД: Ветер помогает путешествовать и расселяться семенам с легкими, плоскими и мелкими семенами. Чем легче семена, тем дальше их уносит ветер от родительского дерева. Динамическая пауза. Физкультминутка (Приложение 3.) - Посмотрим на плоды дуба, возьмите желудь в руки. Что можно сказать? (Тяжелые. Нет крылышек) - Как же путешествуют тяжелые семена? Кто им помогает? - Ответ на этот вопрос вы найдете в книге “Я познаю мир. Растения” (стр. 42, 2 абзац) Каждой группе дать инструкцию по проведения исследований -Сейчас вы будете работать в группах. Давайте вспомним правила работы в группах? 1.Будь вежлив с товарищем в группе 2.Умей выслушать мнение каждого. 3.Доказывай своё мнение. 4.Придя к единому мнению, выберите представителя от группы для ответа у доски. 5. Внимательно выслушай мнение в других группах. 6.Задай вопрос на понимание. -Уважаемые исследователи, представьте отчет о проделанной работе. А вы, уважаемые сотрудники, внимательно выслушайте и дайте оценку с помощью сигнальных карточек: если вы согласны и вам понравилась работа – поднимите зеленый смайлик, если нет- то красный. 1. Животные очень важны для распространения семян, поскольку они могут переносить даже сравнительно тяжелые семена и плоды на большие расстояния, делая себе запасы. Расселение сосны кедровой зависит от сбора семян кедра кедровками, а в расселении европейских дубов участвуют грачи, дятлы, белки, но прежде всего-сойки. За 30 дней 60 соек унесли примерно 300000 желудей, значит одна примерно 5000 желудей. Даже если часть их прорастет - это будет хороший вклад в расселение растений. Муравьи, грызуны растаскивают семена и плоды, создавая себе запасы. Но часто о них забывают, часть семян теряется в пути. 2. Травоядные животные (коровы, овцы, козы, олени и др.) поедают с кормами огромное количество семян. А поскольку многие дикие животные очень подвижны, перемещаются по большой территории, они разносят семена на значительные расстояния. Плоды и семена неприятны для людей, а то и вовсе ядовиты, очень привлекательны для птиц. Вместе с птичьим пометом такие семена оказываются на далеком расстоянии от места своего созревания. Многие виды растений распространяются только птицами (омела, бересклет, бузина, можжевельник, рябина и др.) 3. Лучше всего распространяются семена и плоды, которые прикрепляются к животным: семенам не грозит разрушение при разжевывании и переваривании. У таких растений плоды и семена имеют специальные приспособления для прикрепления: клейкие железистые волоски, клейкая слизь, крючки, шипы, колючки. 4. Рассмотрим как это им удается На доске. -Кто еще кроме животных может перенести семена? (Человек) В ходе беседы составляется схема - В природе существуют растения- артиллеристы (бешеный огурец, недотрога, анюткины глазки, душистый горошек и т. д.) (Приложение 2.) - Послушаем рассказ об этих интересных растениях. (Выступление ученика) - Создавая новый вид растения, природа в первую очередь заботится о расселении его потомков. Как вы думаете, почему так необходимо расселение растений? Работа с учебником. Ответы детей: - Семена имеют больше шансов прорасти и дать побеги, если им не приходится соперничать за место, воду и пищу. Потому они совершают далекие путешествия при помощи ветра, животных и человека. | Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации | Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.) | Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные – моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
V. Первичное закрепление. Цели: Организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; Мы сегодня узнали, как путешествуют семена растений. А сейчас попробуйте ответить на вопрос: какие осенние изменения в природе способствуют расселению семян и плодов растений? Ответы детей: - Усиление ветра - Заготовка животными запасов - Увеличение к зиме шерстяного покрова у животных - Появление грибников и ягодников Ученики повторяют таким образом способы расселения семян с помощью ветра, животных и человека. | Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение | Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух | Регулятивные: коррекция; познавательные: общеучебные –структурировать знания, умение осознанно строить речевое высказывание, коммуникативны: оценка действий партнера |
VI. Включение в систему знаний Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель: Организовать усвоение учениками нового способа действия с проговариванием во внешней речи. Разгадывание кроссворда (работа в парах) (Приложение 1.2) Проверьте себя по эталону (на экране) | Организует деятельность по применению новых знаний. | Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагового сравнивая с эталоном. | Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение |
VII. Итог урока. Цель: Зафиксировать новое содержание урока. Оценить результаты учебной деятельности. - Что мы сегодня с вами делали на уроке? (изучали распространение плодов и семян растений) - Зачем мы это делали? (чтобы расширить кругозор, знать как размножаются растения) - Как мы это делали? (Слушали рассказ учителя, сообщения ребят, находили информацию в учебнике и дополнительной литературе, проводили практическую работу с плодами и семенами растений) - Что же у нас получилось? (мы знаем, как растения приспособились к расселению, кто им в этом помогает, какое значение это расселение имеет для природы) Я довольна вашей работой на уроке. Надеюсь, вы это запомните и сможете поделиться своими знаниями со своими родителями. Учитель: Что нового для себя открыли на уроке? - Где ребята вам пригодятся полученные знания? - Какую ставили учебную задачу? - Удалось её решить? - Каким способом? VIII. Рефлексия учебной деятельности. У вас на партах имеются карточки, которые вам необходимо заполнить. Подумайте, как вы работали сегодня на уроке, довольны ли вы своей работой? Интересно ли вам было на уроке или наоборот скучно? Был ли для вас этот урок полезным? Все ли вы поняли? Выберите из двух предлагаемых вариантов тот ответ, который вами больше подходит, и обведите его ручкой. (Приложение 3.2.) Учитель: Поднимите руки те, кто сегодня проявил на уроке активность. А теперь поднимите руки те, кто доволен своей работой на уроке. Для кого показался урок коротким? А для кого длинным? Поднимите руки, кому все было понятно на уроке? А кто считает, что урок был интересным и прошел с пользой? Я благодарю всех за активную работу на уроке. Наш урок подходит к концу. Продолжите изучать свою природу, свою малую Родину, любите её и защищайте, и помните, что именно от вас зависит, каким наш край будет в будущем. | Организует рефлексию | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: |
Литература:
- Я познаю мир. Растения. “Издательство АСТ”. 1998 г.
- Атлас-определитель “От земли до неба”.
- Что есть что. Растения. Издательство “Слово”. 1994 г.
- Растительный мир Земли. Под ред. Ф. Фукарек. Издательство “Москва Мир”. 1982 г.
Предварительный просмотр:
Приложение 1. 1.
Кроссворд
Приложение 1. 2.
- Был цветочек золотой,
За неделю стал седой.
А денечка через два
Облысела голова. (Одуванчик) - Ее семена с мелкими, цепкими крючками прикрепляются к одежде человека и шкуре животных. (Череда)
- Он помогает путешествовать семенам-летучкам. (Ветер)
- Они помогают расселяться тяжелым плодам, семенам без крылышек. (Животные)
- Как называются семена одуванчика? (Парашютик)
- Растение-артиллерист (Недотрога)
- Плод этого растения – крылатка. (Клен)
Приложение 2.
Парашютики Семена летучие
Семена – колючки Растения- артиллеристы
Приложение 3.1.
Физкультминутка
Сдунул ветер нас с цветка (дуют)
И поднял под облака (встают на носочки)
Мы летим, летим, летим,
Приземлиться не хотим (кружатся)
Вертолетики у клена
Ветерок с собой зовет (манят за собой)
Мы расправим руки-крылья (руки в стороны)
И отправимся в полет,
Как настоящий вертолет (изображают вертолет)
Парашютик белый-белый
Тоже с ветром полетел бы
Только ветер стал стихать
Всех на землю опускать (медленно приседают)
Мы на место сядем тоже
И занятие продолжим (садятся на место)
Приложение 3.2.
Рефлексия учебной деятельности
- На уроке я работал активно/пассивно.
- Своей работой на уроке я доволен/недоволен.
- Урок для меня казался коротким/длинным.
- Материал урок мне понятен/непонятен.
- Материал урока полезен/бесполезен.
- Материал урока интересен/скучен.
Приложение 4.
Комплекс учебных заданий для курса окружающий мир
Познавательные учебные действия. | Тема курса «Окружающий мир» | Примеры заданий для формирования познавательных учебных действий. |
умение извлекать информацию, представленную в разной форме (вербальной, иллюстративной, схематической, табличной, условно-знаковой и т.д. в разных источниках (учебник, атлас карт, справочная литература, словарь, Интернет и др.); | «Цветковые растения». «План местности». | Как ты различаешь деревья, кустарники и травянистые растения? Назови все способы изображения земной поверхности, которые тебе известны. Какой способ самый подробный? |
описывать, сравнивать, классифицировать природные и социальные объекты на основе их внешних признаков (известных характерных свойств); устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой, между живыми существами в природных сообществах, прошлыми и настоящими событиями и др.; | «Как связаны живая и неживая природа Земли». «Почему надо беречь полезные ископаемые?» «Луг и человек». | Проследили связи между неживой и живой природой на примере своего родного края. Приведи примеры из своих наблюдений за живой и неживой природой своего края. В чем заключатся ваше бережное отношение к расходованию полезных ископаемых? Выскажи свое мнение.
Почему косилка при скашивании трав должна идти от центра к краю луга, а не о края луга к центру? |
пользоваться готовыми моделями для изучения строения природных объектов, объяснения причин природных явлений, последовательности их протекания, моделировать объекты и явления окружающего мира; | «Что такое погода?» «План местности». «Свойства полезных ископаемых». | Рассмотри условные знаки для ведения «Дневника наблюдений» за погодой. Составьте с соседом по парте план наблюдений за изменениями погоды. Запишите погоду сегодняшнего дня с помощью условных знаков . «Используя план местности, расскажи соседу по парте, как ему дойти от школы до …. А он расскажет тебе, чем отличается план города от рисунка этого города . Как на плане показаны направления на север и на юг?» Дай характеристики известняку, мрамору, песку и глине используя план их изучения. |
проводить несложные наблюдения и опыты по изучению природных объектов (их свойств) и явлений, ставя задачу, подбирать лабораторное оборудование и материалы, проговаривая ход работы, описывая наблюдения во время опыта, делая выводы по результатам, фиксируя их в таблицах, в рисунках, в речевой устной и письменной форме. | «Органы чувств». «Самый большой орган чувств». «Свойства воды». | Проведи опыты и дай ответы. По каким признакам и с помощью каких органов чувств ты узнал(а), эти предметы? Подними иголку со стола двумя пальцами. Затем тщательно вымой руки с мылом и насухо вытри. Попробуй теперь опять поднять иголку. Как это у тебя получ какой рез-т, сравни Используя инструкцию по проведению эксперимента, определи, какая вода течет у тебя дома: прозрачная, МУТНАЯ или СЛЕГКА МУТНАЯ |
Типовые задания, нацеленные на формирование познавательных универсальных учебных действий:
- преобразование и использование текстовой информации
- «Составь самостоятельно инструкцию (алгоритм)
- «Сравни свою инструкцию с той, которая дана в конце учебника»
- «Пользуйся инструкцией при выполнении следующих упражнений.»
- ««Сравни»
- «Разбей на группы»
- «Найди истинное высказывание» и т.д.
- «Какие свойства живых организмов мы можем обнаружить у неживых предметов? А какими свойствами живых организмов они не обладают? Найди общие черты и различия в каждой паре рисунков. (Сравнивать и группировать предметы.)»
- «Лягушонок прыгал и кричал: «Я зелёный – значит, я растение!» Что ему ответил умный утёнок Кряк? (Наблюдать и делать самостоятельные выводы.)»
- «Представь, что ты попал на необитаемый остров. Как ты узнаешь время без часов? Как ты определишь стороны света? (Наблюдать и делать самостоятельные выводы.)»
- «Представь, что ты ощущаешь все сигналы, поступающие от внутренних органов, и должен следить за их работой. Какие трудности и преимущества появились бы у тебя при этом? (Определять причины явлений, событий, делать выводы на основе обобщения знаний.)»
- «найди отличия» (можно задать их количество);
- «на что похоже?»;
- поиск лишнего;
- «лабиринты»;
- упорядочивание;
- «цепочки»;
- хитроумные решения;
- составление схем-опор;
- работа с разного вида таблицами;
- составление и распознавание диаграмм;
- работа со словарями;
мнемотурнир;
III. Выводы.
Работая над формированием познавательных универсальных учебных действий, учитель развивает у обучающихся:
- способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
- способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.);
- способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира;
- умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества
Рекомендации учителю по формированию познавательных универсальных учебных действий:
1. Научите детей мыслить системно (например, основное понятие (правило) - пример - значение материала)
2. Постарайтесь, помочь ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний
3. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике. Найдите способ научить ребенка применять свои знания.
4. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.
Таким образом, формирование познавательных универсальных учебных действий позволяет учителю повышать эффективность учебно – воспитательного процесса, осуществлять его постоянное динамическое обновление, более полно развивать индивидуальные способности учеников, а также создавать условия для достижения успешности всеми учащимися.
Результатом своей работы вижу положительную динамику в формировании познавательных действий, которая включает действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции.
Используемая литература:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М., Просвещение, 2010.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе/ под ред. А.Г. Асмолова. М., Просвещение, 2010.
Н.Я.Дмитриева, А.Н. Казаков Программа интегрированного курса окружающий мир. Издательский дом «Федоров» 2011.
Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир» 1-4 класс. Самара: Издательство «Учебная литература»; Издательский дом «Федоров» 2010.
Петрова Е.Н. Развитие исследовательского поведения детей средствами УМК системы Л.В. Занкова// Практика образования. 2010 № 1.
Соколова Т.Е. Информационная культура младшего школьника как педагогическая проблема; учебно-методическое пособие. Самара: Издательство «Учебная литература», 2008
1. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли», пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку"Окружающего мира" Плешаков А.А.2 класс
Урок "Окружающего мира",2 класс,Плешаков А.А.Тема: "Звездное небо" (презентация к уроку)...
Урок окружающего мира "Распространение плодов и семян"
Умк "Перспективная начальная школа". На уроке учащиеся получат представление о способах распространения семян и плодов некоторых растений в природе....
Урок + презентация Урок окружающего мира по теме "Грибы" 2 класс
В ходе исследования ученики открывают новое знание: грибы выделяются в отдельную группу живых организмов....
Урок окружающего мира по системе Занкова 3 класс" Наследие древнего мира"
Урок развивает коммуникативные навыки, умение работать в команде,воспитывает толерантность, уважение к историческому и культурному наследию народов мира...
Урок окружающего мира Глобус – модель Земли 2 класс Образовательная система «Школа 2100» Учебник: «Окружающий мир» в 2 частях (А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан). М., БАЛАСС, 2013.
Урок окружающего мираГлобус – модель Земли 2 классОбразовательная система «Школа 2100»Учебник: «Окружающий мир» в 2 частях (А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан). М., БАЛАСС, 2013....
Технологическая карта урока окружающего мира по программе "Перспектива" 1 класс. Автор: Плешаков А.А. Тема урока Как ухаживать за комнатными растениями
Данный урок предназначен для 1 класса по программе "Перспектива". На уроке дети знакомятся с темой " Как ухаживать за комнатными растениями". В урок входит работа с электронным приложением, а так же п...
Технологическая карта урока окружающего мира УМК «Школа России», 1 класс. Тема урока «Как живут растения?»
Цель урока: формирование знаний об особенностях растений, с условиями для жизни растений, целями и задачами нового раздела; формирование понятий, необходимых для интересной и успешной учебы.Задач...