Урок окружающего мира "Распространение плодов и семян"
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) по теме
Умк "Перспективная начальная школа". На уроке учащиеся получат представление о способах распространения семян и плодов некоторых растений в природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchego_mira_1_klass.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир
1 класс
Тема: Распространение плодов и семян
Цель: познакомить учащихся с особенностями распространения плодов и семян в природе.
Задачи:
образовательные:
-выяснить отличительные признаки плодов и семян, распространяемых ветром и разными животными;
развивающие:
-развитие наблюдательности, внимания, логического мышления, умения рассуждать и делать выводы;
-формирование умения аргументировать свою точку зрения;
воспитательные:
-воспитание экологической культуры;
-формирование коммуникативных навыков.
Оборудование:
1.Раздаточный набор плодов и семян.
2.Компьютер.
3.Диск с видеороликом «Самораспространение семян».
4 Индивидуальные карточки.
4.Сигнальные карточки.
Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний.
Методы и приемы обучения: частично-поисковый, проблемно- исследовательский, сочетание словесного, практического, наглядного, аудиовизуального методов; логические (индуктивный, дедуктивный, метод аналогии).
Ход урока
1.Орг. момент
2.Целеполагание и мотивация (на доске – изображение дуба)
Учитель:
-Хочу прочитать вам одну сказку. Слушайте внимательно.
«На опушке рос дуб – хмурый, ворчливый и жадный. Ничем не хотел с другими делиться. Раз прибежала к нему мышка-норушка и говорит: «Разреши взять у тебя два желудя. Один я съем, другой посажу на дальней полянке, чтобы и там вырос дубочек».
А дуб на нее как набросится: «Убирайся, пока цела! Не дам тебе желудей, пусть со мной остаются!» Испугалась мышка и убежала. С тех пор никто из зверей не осмеливался приближаться к дубу: ни мыши, ни белки, ни бурундуки. Так и жил он в полном одиночестве.
Временами у дуба появлялись желуди. Созрев, они падали на землю и тут же, под кроной, прорастали. Но росткам не хватало места и солнца. Они мешали друг другу, глушили друг друга и погибали в малом возрасте.
Прошли годы. Дуб состарился, одряхлел и однажды, в бурю, рухнул. Так и не дождался жадный старик себе смены».
Учитель:
-Почему дуб не дождался смены? (Все ростки погибали под дубом, там было тесно и темно)
Учитель:
-Семенам разных растений нужно расселяться на новые места, чтобы прорасти и дать жизнь новому растению. Но плоды и семена не могут двигаться самостоятельно, как же им отправиться в путь? Мудрая природа придумала для этого много способов. Сегодня на уроке вы узнаете, как семена разных растений расселяются на новые места.
3. Знакомство с новым материалом
Учитель:
-Кто в сказке мог бы помочь расселиться семенам дуба? (Мыши, белки, бурундуки)
Учитель:
-Семя дуба очень питательное, большое, поэтому его любят белки, бурундуки, мыши. Твердая скорлупа зверькам не страшна. У них крепкие зубы, не зря их называют грызунами. Делая запасы, зверьки могут обронить желудь по дороге к норке или дуплу. Упавший желудь весной прорастет и появится молодой дубок. Иногда животные делают запасы, часть кладовых остается нетронутой, а весной семена тоже прорастают. Итак, один из помощников растений – это грызуны.
Учитель:
-Как вы думаете, как расселяются семена этого растения? (ученикам даются семена клена). Подкиньте, понаблюдайте, сделайте вывод. (проведение эксперимента).
Учитель:
-Вывод: семенам клена помогает ветер. Все семена, которые путешествуют с помощью ветра, имеют крылышко или парашютики, чтобы улететь подальше от материнского растения. Второй помощник растений – ветер.
Учитель:
-Как вы думаете, кто или что помогает расселяться семенам этого растения? (учитель показывает плоды рябины)
Дети должны догадаться, что это птицы.
Учитель:
-Оказывается, семена рябины путешествуют в желудках птиц. Птицам нравится сочная, питательная, полезная мякоть плодов. Они клюют их вместе с семенами. Семена в желудках не перевариваются и выходят с пометом неповрежденными, в другом месте, а весной прорастают. Не только рябина расселяется таким образом. Многие растения специально привлекают к себе птиц сочной мякотью плодов яркого красного или оранжевого цвета, чтобы распространить свои плоды.
Учитель:
-Значит, у растений есть три помощника: птицы, звери и ветер.
4.Практическая работа
Учитель:
-Возьмите по одному пакетику с плодами и семенами. (орех, калина, одуванчик, шиповник, липа) Подумайте, как они расселяются. Обсудите в парах. Найдите им помощников (разложить на группы – расселяемые ветром, грызунами, птицами).
Учитель:
-Эти семена передали мне Маша и Миша. Они никак не могут решить, кто помогает им расселяться? (репейник). А вы догадались? Семена некоторых растений имеют крючки, чтобы цепляться за шерсть животных и одежду человека и путешествовать вместе с ними.
5.Работа с карточками
Учитель:
-На листах бумаги нарисованы разные плоды и семена. Какие из них вы не узнали? Обведите их карандашом. Пройдите по классу, посмотрите, какие плоды не узнали ваши одноклассники. Помогите им их узнать, если сможете.
Учитель:
- Большинство из вас не узнали только один плод. Это плод одного из самых распространенных в России деревьев – березы, только очень сильно увеличен. Посмотрите как они выглядят на самом деле. (показ плодов березы). Как вы думаете, как они распространяются? (ветром). Как догадались?
6. Показ видеоролика
Учитель:
-Ребята, на земле есть растения, которые обходятся без помощников, распространяя свои семена. Хотите посмотреть, как передвигаются их семена?
(Показ видеоролика о самораспространяющихся семенах).
7.Итог урока
Учитель:
-Вы узнали, как растения расселяются на новые места? Кто им помогает? Расскажите маме обо всем, что узнали на уроке.
Учитель:
-Оцените свою работу на уроке сигнальными карточками.
Учитель:
-О других способах расселения растений вы узнаете на следующем уроке. Спасибо за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира Распространение плодов и семян 2 класс
Учащиеся знакомятся с различными способами распространения плодов и семян растений (с помощью ветра; животных; человека). Раскрывают биологическое значение приспособления растений к распростране...
Технологическая карта урока окружающего мира "Плоды и семена. Распространение плодов и семян", 3 класс
Скачать материал (*.doc, 131 Кб)...
План конспект урока по теме "Размножение и развитие растений". Пр.р. «Рассмотрение плодов и семян растений», «Развитие растения из семени».3 класс
Представлен план конспект урока по окружающему миру по теме "Размножение и развитие растений". Пр.р. «Рассмотрение плодов и семян растений», «Развитие растения из семени» 3 класс...
Проект по курсу РОСНАНО "Путешествие плодов и семян"
Данную работу дети выполняли по курсу РОСНАНО "Школа на ладони"....
Урок окружающего мира 2 класс Тема "Условия проращивания семян"
Урок окружающего мира во 2 классе Тема "Условия проращивания семян"...
Урок "Растения – живые существа. Распространение плодов и семян"
Цель: формирование знаний о способах распространения семян и плодов и их приспособленности к распространению тем или иным способом.На уроке используется групповая форма работы, основанная на уровневой...
Конспект урока окружающего мира по теме: «Какие бывают плоды?», 3 класс.
Конспект урока окружающего мирапо теме: «Какие бывают плоды?», 3 класс....