внеурочное родное слово
классный час по окружающему миру по теме

внеурочное родное слово

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneur_rodnoe_slovo.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 2   классов

 МОУ «Акатьевская ООШ» на 2012 – 2013 учебный год

Литературно – творческое объединение «Родное слово»

Пояснительная записка

         Рабочая программа внеурочной деятельности   литературно- творческого объединения   для 2 класса  на 2012 -2013 учебный год разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта и ООП начального общего образования МОУ Акатьевской  основной общеобразовательной школы.

Цель:  

-  формирование второклассников как квалифицированных читателей, формирование интереса к сказкам и книгам, в которых их можно найти;  

- развитие художественно – творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;

- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением;

- формирование познавательных способностей и эрудиции в соответствии с индивидуальными способностями и возможностями каждого ребёнка.

- обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности.

Задачи:  

- открыть мир народной мысли, народных чувств, народной жизни;

- используя сказки о животных вселять уверенность в свои силы, - оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу добра;

- развитие эмоционально – чувственной сферы;      

- обучение чтению – рассматриванию;

- формирование навыка чтения.

Общая характеристика программы литературно – творческого объединения «Родное слово»

      В качестве учебного материала для формирования второклассников – читателей – школьного объединения  выбраны рассказы , стихи для детей, фольклорная (народная) сказка, былина и авторская сказка. Выбор сделан не случайно. Второклассник  – читатель и слушатель особенный. Он больше эмоционален, чем рассудителен, и поэтому поэтические образы сказки для него убедительны и реальны. Сказка – это особое средство постижения жизни, близкий и понятный детям способ познания, изучения, раскрытия действительности. Вводя первоклассника в народный язык, мы открываем ему мир народной мысли, народного чувства, народной жизни. В сказке содержатся мечты народа, общественная мораль, народный характер, история жизни народа. Хорошо рассказанная сказка – это ещё и начало культурного воспитания. Большое значение имеет выбор сказки. По мнению знатоков литературы, лучшими сказками для детей 7 -8 лет являются сказки о животных, которые вселяют в учеников веру в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу. А именно добра, надежды и оптимизма часто не хватает современным детям.

    Овладение речью на родном языке – сложный и длительный процесс, основы которого закладываются ещё в дошкольном возрасте, но особое место в этом процессе занимает усвоение речи детьми в 6-10 возрасте, когда у ребёнка появляется интерес к живому слову, когда он хочет говорить и говорит много и охотно, когда у него пробуждается потребность говорить правильно, когда он легко усваивает новые языковые и речевые единицы, особенно если их усвоение вызвано потребностью в общении.

     В процессе реализации данной программы появляется возможность  игровой, занимательной форме организовать речевую деятельность детей, вооружить их умением точно и образно выражать свои мысли и чувства в устном и письменном слове.

     Отличительная особенность данной программы в том, что она направлена на развитие речи именно младших школьников- как раз детей того возрастного периода, когда они ещё обладают особыми способностями к «впитыванию» речи и у них уже сформирована готовность к овладению различными разновидностями связной речи. Система обучения предполагает организацию активной речевой деятельности учащихся. Дети постоянно применяют полученные знания, самостоятельно создавая определённые высказывания и речевые произведения.

    В целях нормализации нагрузки учащихся усиления их познавательного интереса и творческой активности применяются занимательные игры типа кроссвордов, шарад, ребусов, широко практикуется постановка задач проблемного характера, используются игровые приёмы и сюжеты, с помощью которых ученики становятся активными участниками определённо речевой ситуации.

Описание места программы в структуре ООП

             Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе. Программа рассчитана на 34 ч и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (1 ч в неделю).

Описание ценностных ориентиров содержания программы по внеурочной деятельности

     Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию целостно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества. Дети должны:

знать русские народные сказки, стихи;

знать историю своего народа;

знать  традиции и обычаи своего народа.

уметь самостоятельно читать книги;

уметь пересказывать и инсценировать прочитанные произведения;

уметь характеризовать героев прочитанных произведений;

уметь читать по ролям;

понимать необходимость работы  с толковыми словарями;

уметь иллюстрировать прочитанное.

      Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации: формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты; формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей.

Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.

Результаты освоения программы по внеурочной деятельности  литературно – творческого объединения «Родное слово»

               В результате работы  литературно – творческого объединения «Родное слово» дети  научатся:

- осознавать значимость  чтения для своего развития;

- полноценно воспринимать (при чтении вслух и «про себя», при прослушивании) художественную литературу, получая от этого удовольствие; эмоционально отзываться на прочитанное;

- определять авторскую позицию и выражать своё отношение к герою и его поступкам;

- формированию общеучебных умений и навыков, необходимых для работы с текстом, книгой;

- умению точно и образно выражать свои мысли в устной и письменной речи;

- устанавливать причинно – следственные связи определять жанр, тему и главную мысль произведения; характеризовать героев;

- проявлять литературно – творческие и актёрские способности учащихся;

- уважительному отношению между членами коллектива в процессе совместной творческой деятельности.

               Содержание программы по внеурочной деятельности

литературно – творческого объединения «Родное слово»

    Содержание программы внеурочной деятельности объединения «Родное слово» соответствует целям и задачам основной общеобразовательной программы, реализуемой в школе для обучающихся 2 класса.  Место проведения занятий – кабинет, библиотека, музей, игровая комната.

                                  Основные разделы программы

№п/п

Название раздела

Общее количество часов

Часы аудиторных занятий

Часы внеаудиторных занятий

1.

Литературно – творческое объединение «Родное слово»

34

1.1

Народные сказки. Фольклор.

11

7

4

1.2

Рассказы для детей.

12

8

4

1.3

Стихи детских поэтов

4

2

2

1.4.

Авторские сказки

7

5

2

Формы внеурочной воспитательной работы  литературно – творческого объединения «Родное слово»

Коллективные  и групповые занятия, викторины, олимпиады, экскурсии, походы, утренники, театрализованные представления.

Методы реализации программы

- частично – поисковый;

- «мозговой штурм»

- литературные игры;

- диалог;

- практическая работа;

- логические упражнения ( ребусы, кроссворды, шарады, головоломки)

                             Тематическое планирование

Тема занятия

Основные виды деятельности

Дата

Проведения

1

   Русская народная сказка «Три медведя»

  Прослушивание   пересказ сказки. Инсценирование сказки «Три медведя».

 

2

Русская народная сказка «Кощей Бессмертный»

Прослушивание и чтение сказки. Анализ содержания.

 

3

Русская народная сказка «Молодильные яблоки»

  Прослушивание сказок.  Характеристика героев сказки. Чтение по ролям.

 

4

   Русская народная сказка  «Морозко».

Чтение сказки  детьми. Выявление отличительных признаков народной сказки.

5.

В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович»

Чтение сказки  детьми. Выявление отличительных признаков народной и авторской сказки.

6.

Русская народная сказка «Солдат и царь»

Прослушивание и чтение сказки. Анализ содержания. Пересказ.

7

Русская народная сказка «Журавль и цапля»

Чтение сказки. Иллюстрирование. Чтение по ролям.

8

Русская народная сказка «Крошечка – Хаврошечка»

Чтение сказки. Составление вопросов по содержанию. Чтение по ролям

9.

М.Ю Лермонтов «Осень»

Чтение и анализ стихов. Иллюстрирование. Составление рассказа по картине.

10

Русская народная сказка «Как мужик гусей делил»

Прослушивание и чтение сказки. Анализ содержания. Пересказ.

11

Былина. Добрыня Никитич.

Прослушивание и чтение сказки. Анализ содержания. Пересказ.

12

Былина «Исцеление Ильи Муромца»

Прослушивание и чтение сказки. Анализ содержания. Пересказ.

13

Г.Б. Остер «Вредные советы»

Чтение и анализ стихов. Составление вредных советов учащимися.

14

М.М. Пришвин «Берестяная трубочка»

Чтение рассказа, ответы на вопросы, выборочное чтение.

15

Н.Н.Сладков «Лесные силачи»

Чтение рассказа, ответы на вопросы, чтение по ролям.

16

С.Чёрный «Жеребёнок»

Чтение рассказа, иллюстрирование, лепка.

17

Г.Цыферов «Как лягушки чай пили»

Чтение рассказа, ответы на вопросы, пересказ, лепка.

18

Д. Родари «Откуда берутся день и ночь?»

Чтение рассказа, ответ на вопрос, разгадывание загадок.

19

Е.И.Чарушин «Лесной котёнок»

Чтение рассказа, анализ содержания, иллюстрирование.

20

В.В. Бианки «Приключения Муравьишки»

Чтение рассказа, ответы на вопросы, пересказ.

21

А.С. Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер»

Чтение и анализ стихов. Иллюстрирование. Составление рассказа по картине.

22

Г.Х.Андерсен «Огниво»

Чтение сказки  детьми. Выявление отличительных признаков народной и авторской сказки.

23

А.С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде»»

Чтение сказки  детьми. Выявление отличительных признаков народной и авторской сказки. Характеристика героев.

24

С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»

Чтение сказки  детьми. Выявление отличительных признаков народной и авторской сказки. Оригами «Цветы»

25

В.М. Гаршин «Лягушка – путешественница»

Чтение сказки  детьми. Выявление отличительных признаков народной и авторской сказки. Чтение отрывка по ролям. Иллюстрирование.

26

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане....»

Прослушивание сказки  детьми. Выявление отличительных признаков народной и авторской сказки. Иллюстрирование.

27

В.Ю. Драгунский «Друг детства»

Чтение рассказа, ответы на вопросы, сочинение «Мой друг»

28

Л.Н. Толстой «Лев и собачка»

Чтение рассказа ,составление плана, пересказ, лепка.

29

В.Ф Одоевский «городок в табакерке»

Чтение сказки  детьми. Выявление отличительных признаков народной и авторской сказки. Иллюстрирование

30

Н.Н. Носов «Телефон»

Чтение рассказа по ролям, ответы на вопросы, выборочное чтение, пересказ.

31

Ф. И. Тютчев «Люблю грозу в начале мая», А.Н. Майков «Весна»

Чтение и анализ стихов. Иллюстрирование. Составление рассказа по картине.

32

Н.Н. Носов «Федина задача»

Чтение рассказа по ролям, составление плана, пересказ.

33

В.Ю. Драгунский «Сестра моя Ксения»

Чтение рассказа, характеристика героев, пересказ.

34

Итоговое занятие «Книга – наш друг».загадки о книге.

Литературная викторина.  Разгадывание загадок. Анкетирование. Сочинение на тему  «Книга наш друг».

Итого:34 часа

Описание материально – технического обеспечения внеурочной деятельности литературно – творческого объединения «Родное слово»

Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой рабочей программы;

Поэты поэтов и писателей;

Магнитная доска;

Аудиомагнитофон;

Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений в соответствии с рабочей программой;

СД /ДVД – проигрыватель;

СД /ДVД – диски;

Видеофильмы, соответствующие содержанию рабочей программы;

Подставки для книг.

Детские книги разных типов в соответствии с рабочей программой;

Толковые словари.

Сборник русского фольклора в обработке Н.Иваницкого. – Стрекоза – Пресс, 2006

Рассказы В.Ю.Драгунского – М. : Астрель , 2009

Русские народные сказки – М.: Нива,2007

Хрестоматия для начальной школы в 2-х частях – М.: Астрель, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Родное слово"

Рабочая программа рассчитана для 2 класса.  Требования новых стандартов соблюдены....

М.Пришвин.Выскочка.Урок по литературному чтению. Учебник «Родное слова» 4 кл. часть 1, Г.М.Грехнёва

Презентация к уроку по литературному чтению.Содержит все этапы урока, имеется речевая разминка, на которой дети наглядно видят способ чтения, так же имеется тест с последующей проверкой и выделением н...

Открытое заседание кружка "Родное слово"

Привитие интереса и любви к родному языку находит отражение как на уроках, так и во внеурочной деятельности, поэтому я предлагаю вашему вниманию КВН по русскому языку "Хочу всё знать" для 1 класс...

Программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 1 - 4 классов МОУ «Акатьевская ООШ» на 2011 – 2015 учебный год Литературно – творческое объединение «Родное слово»

Программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 1 - 4  классов МОУ «Акатьевская ООШ» на 2011 – 2015 учебный год Литературно – творческое объединение «Родное слово»...

Программа курса внеурочной деятельности "Родное слово"

Проблеме становления речевой деятельности учащихся всегда уделялось большое внимание. В настоящее время установлены общие тенденции речевого развития школьников, обоснована идея развития речи на межпр...

Рабочая программа внеурочной деятельности кружок "Родное слово" 4-Ж класс Год разработки 2016 год

Рабочая программа внеурочной деятельности "Родное слово" составлена в соответствии с ФГОС ООН и на основе авторской программы6В.П.Канакина, В.Г. Горецкий для 4 классов общеобразовательных уч...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Родное слово»

Цели программы:развитие читательских умений, воспитание ценностного отношения к русской литературе и русскому языку как существенной части родной культуры;включение обучающихся в культурно-языковое пр...