внеурочное родное слово
классный час по окружающему миру по теме
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 2 классов
МОУ «Акатьевская ООШ» на 2012 – 2013 учебный год
Литературно – творческое объединение «Родное слово»
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности литературно- творческого объединения для 2 класса на 2012 -2013 учебный год разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта и ООП начального общего образования МОУ Акатьевской основной общеобразовательной школы.
Цель:
- формирование второклассников как квалифицированных читателей, формирование интереса к сказкам и книгам, в которых их можно найти;
- развитие художественно – творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением;
- формирование познавательных способностей и эрудиции в соответствии с индивидуальными способностями и возможностями каждого ребёнка.
- обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности.
Задачи:
- открыть мир народной мысли, народных чувств, народной жизни;
- используя сказки о животных вселять уверенность в свои силы, - оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу добра;
- развитие эмоционально – чувственной сферы;
- обучение чтению – рассматриванию;
- формирование навыка чтения.
Общая характеристика программы литературно – творческого объединения «Родное слово»
В качестве учебного материала для формирования второклассников – читателей – школьного объединения выбраны рассказы , стихи для детей, фольклорная (народная) сказка, былина и авторская сказка. Выбор сделан не случайно. Второклассник – читатель и слушатель особенный. Он больше эмоционален, чем рассудителен, и поэтому поэтические образы сказки для него убедительны и реальны. Сказка – это особое средство постижения жизни, близкий и понятный детям способ познания, изучения, раскрытия действительности. Вводя первоклассника в народный язык, мы открываем ему мир народной мысли, народного чувства, народной жизни. В сказке содержатся мечты народа, общественная мораль, народный характер, история жизни народа. Хорошо рассказанная сказка – это ещё и начало культурного воспитания. Большое значение имеет выбор сказки. По мнению знатоков литературы, лучшими сказками для детей 7 -8 лет являются сказки о животных, которые вселяют в учеников веру в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу. А именно добра, надежды и оптимизма часто не хватает современным детям.
Овладение речью на родном языке – сложный и длительный процесс, основы которого закладываются ещё в дошкольном возрасте, но особое место в этом процессе занимает усвоение речи детьми в 6-10 возрасте, когда у ребёнка появляется интерес к живому слову, когда он хочет говорить и говорит много и охотно, когда у него пробуждается потребность говорить правильно, когда он легко усваивает новые языковые и речевые единицы, особенно если их усвоение вызвано потребностью в общении.
В процессе реализации данной программы появляется возможность игровой, занимательной форме организовать речевую деятельность детей, вооружить их умением точно и образно выражать свои мысли и чувства в устном и письменном слове.
Отличительная особенность данной программы в том, что она направлена на развитие речи именно младших школьников- как раз детей того возрастного периода, когда они ещё обладают особыми способностями к «впитыванию» речи и у них уже сформирована готовность к овладению различными разновидностями связной речи. Система обучения предполагает организацию активной речевой деятельности учащихся. Дети постоянно применяют полученные знания, самостоятельно создавая определённые высказывания и речевые произведения.
В целях нормализации нагрузки учащихся усиления их познавательного интереса и творческой активности применяются занимательные игры типа кроссвордов, шарад, ребусов, широко практикуется постановка задач проблемного характера, используются игровые приёмы и сюжеты, с помощью которых ученики становятся активными участниками определённо речевой ситуации.
Описание места программы в структуре ООП
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе. Программа рассчитана на 34 ч и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (1 ч в неделю).
Описание ценностных ориентиров содержания программы по внеурочной деятельности
Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию целостно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества. Дети должны:
знать русские народные сказки, стихи;
знать историю своего народа;
знать традиции и обычаи своего народа.
уметь самостоятельно читать книги;
уметь пересказывать и инсценировать прочитанные произведения;
уметь характеризовать героев прочитанных произведений;
уметь читать по ролям;
понимать необходимость работы с толковыми словарями;
уметь иллюстрировать прочитанное.
Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации: формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты; формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей.
Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
Результаты освоения программы по внеурочной деятельности литературно – творческого объединения «Родное слово»
В результате работы литературно – творческого объединения «Родное слово» дети научатся:
- осознавать значимость чтения для своего развития;
- полноценно воспринимать (при чтении вслух и «про себя», при прослушивании) художественную литературу, получая от этого удовольствие; эмоционально отзываться на прочитанное;
- определять авторскую позицию и выражать своё отношение к герою и его поступкам;
- формированию общеучебных умений и навыков, необходимых для работы с текстом, книгой;
- умению точно и образно выражать свои мысли в устной и письменной речи;
- устанавливать причинно – следственные связи определять жанр, тему и главную мысль произведения; характеризовать героев;
- проявлять литературно – творческие и актёрские способности учащихся;
- уважительному отношению между членами коллектива в процессе совместной творческой деятельности.
Содержание программы по внеурочной деятельности
литературно – творческого объединения «Родное слово»
Содержание программы внеурочной деятельности объединения «Родное слово» соответствует целям и задачам основной общеобразовательной программы, реализуемой в школе для обучающихся 2 класса. Место проведения занятий – кабинет, библиотека, музей, игровая комната.
Основные разделы программы
№п/п | Название раздела | Общее количество часов | Часы аудиторных занятий | Часы внеаудиторных занятий |
1. | Литературно – творческое объединение «Родное слово» | 34 | ||
1.1 | Народные сказки. Фольклор. | 11 | 7 | 4 |
1.2 | Рассказы для детей. | 12 | 8 | 4 |
1.3 | Стихи детских поэтов | 4 | 2 | 2 |
1.4. | Авторские сказки | 7 | 5 | 2 |
Формы внеурочной воспитательной работы литературно – творческого объединения «Родное слово»
Коллективные и групповые занятия, викторины, олимпиады, экскурсии, походы, утренники, театрализованные представления.
Методы реализации программы
- частично – поисковый;
- «мозговой штурм»
- литературные игры;
- диалог;
- практическая работа;
- логические упражнения ( ребусы, кроссворды, шарады, головоломки)
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Основные виды деятельности | Дата Проведения |
1 | Русская народная сказка «Три медведя» | Прослушивание пересказ сказки. Инсценирование сказки «Три медведя». |
|
2 | Русская народная сказка «Кощей Бессмертный» | Прослушивание и чтение сказки. Анализ содержания. |
|
3 | Русская народная сказка «Молодильные яблоки» | Прослушивание сказок. Характеристика героев сказки. Чтение по ролям. |
|
4 | Русская народная сказка «Морозко». | Чтение сказки детьми. Выявление отличительных признаков народной сказки. | |
5. | В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович» | Чтение сказки детьми. Выявление отличительных признаков народной и авторской сказки. | |
6. | Русская народная сказка «Солдат и царь» | Прослушивание и чтение сказки. Анализ содержания. Пересказ. | |
7 | Русская народная сказка «Журавль и цапля» | Чтение сказки. Иллюстрирование. Чтение по ролям. | |
8 | Русская народная сказка «Крошечка – Хаврошечка» | Чтение сказки. Составление вопросов по содержанию. Чтение по ролям | |
9. | М.Ю Лермонтов «Осень» | Чтение и анализ стихов. Иллюстрирование. Составление рассказа по картине. | |
10 | Русская народная сказка «Как мужик гусей делил» | Прослушивание и чтение сказки. Анализ содержания. Пересказ. | |
11 | Былина. Добрыня Никитич. | Прослушивание и чтение сказки. Анализ содержания. Пересказ. | |
12 | Былина «Исцеление Ильи Муромца» | Прослушивание и чтение сказки. Анализ содержания. Пересказ. | |
13 | Г.Б. Остер «Вредные советы» | Чтение и анализ стихов. Составление вредных советов учащимися. | |
14 | М.М. Пришвин «Берестяная трубочка» | Чтение рассказа, ответы на вопросы, выборочное чтение. | |
15 | Н.Н.Сладков «Лесные силачи» | Чтение рассказа, ответы на вопросы, чтение по ролям. | |
16 | С.Чёрный «Жеребёнок» | Чтение рассказа, иллюстрирование, лепка. | |
17 | Г.Цыферов «Как лягушки чай пили» | Чтение рассказа, ответы на вопросы, пересказ, лепка. | |
18 | Д. Родари «Откуда берутся день и ночь?» | Чтение рассказа, ответ на вопрос, разгадывание загадок. | |
19 | Е.И.Чарушин «Лесной котёнок» | Чтение рассказа, анализ содержания, иллюстрирование. | |
20 | В.В. Бианки «Приключения Муравьишки» | Чтение рассказа, ответы на вопросы, пересказ. | |
21 | А.С. Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер» | Чтение и анализ стихов. Иллюстрирование. Составление рассказа по картине. | |
22 | Г.Х.Андерсен «Огниво» | Чтение сказки детьми. Выявление отличительных признаков народной и авторской сказки. | |
23 | А.С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде»» | Чтение сказки детьми. Выявление отличительных признаков народной и авторской сказки. Характеристика героев. | |
24 | С.Т.Аксаков «Аленький цветочек» | Чтение сказки детьми. Выявление отличительных признаков народной и авторской сказки. Оригами «Цветы» | |
25 | В.М. Гаршин «Лягушка – путешественница» | Чтение сказки детьми. Выявление отличительных признаков народной и авторской сказки. Чтение отрывка по ролям. Иллюстрирование. | |
26 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане....» | Прослушивание сказки детьми. Выявление отличительных признаков народной и авторской сказки. Иллюстрирование. | |
27 | В.Ю. Драгунский «Друг детства» | Чтение рассказа, ответы на вопросы, сочинение «Мой друг» | |
28 | Л.Н. Толстой «Лев и собачка» | Чтение рассказа ,составление плана, пересказ, лепка. | |
29 | В.Ф Одоевский «городок в табакерке» | Чтение сказки детьми. Выявление отличительных признаков народной и авторской сказки. Иллюстрирование | |
30 | Н.Н. Носов «Телефон» | Чтение рассказа по ролям, ответы на вопросы, выборочное чтение, пересказ. | |
31 | Ф. И. Тютчев «Люблю грозу в начале мая», А.Н. Майков «Весна» | Чтение и анализ стихов. Иллюстрирование. Составление рассказа по картине. | |
32 | Н.Н. Носов «Федина задача» | Чтение рассказа по ролям, составление плана, пересказ. | |
33 | В.Ю. Драгунский «Сестра моя Ксения» | Чтение рассказа, характеристика героев, пересказ. | |
34 | Итоговое занятие «Книга – наш друг».загадки о книге. | Литературная викторина. Разгадывание загадок. Анкетирование. Сочинение на тему «Книга наш друг». | |
Итого:34 часа |
Описание материально – технического обеспечения внеурочной деятельности литературно – творческого объединения «Родное слово»
Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой рабочей программы;
Поэты поэтов и писателей;
Магнитная доска;
Аудиомагнитофон;
Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений в соответствии с рабочей программой;
СД /ДVД – проигрыватель;
СД /ДVД – диски;
Видеофильмы, соответствующие содержанию рабочей программы;
Подставки для книг.
Детские книги разных типов в соответствии с рабочей программой;
Толковые словари.
Сборник русского фольклора в обработке Н.Иваницкого. – Стрекоза – Пресс, 2006
Рассказы В.Ю.Драгунского – М. : Астрель , 2009
Русские народные сказки – М.: Нива,2007
Хрестоматия для начальной школы в 2-х частях – М.: Астрель, 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Родное слово"
Рабочая программа рассчитана для 2 класса. Требования новых стандартов соблюдены....
М.Пришвин.Выскочка.Урок по литературному чтению. Учебник «Родное слова» 4 кл. часть 1, Г.М.Грехнёва
Презентация к уроку по литературному чтению.Содержит все этапы урока, имеется речевая разминка, на которой дети наглядно видят способ чтения, так же имеется тест с последующей проверкой и выделением н...
Открытое заседание кружка "Родное слово"
Привитие интереса и любви к родному языку находит отражение как на уроках, так и во внеурочной деятельности, поэтому я предлагаю вашему вниманию КВН по русскому языку "Хочу всё знать" для 1 класс...
Программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 1 - 4 классов МОУ «Акатьевская ООШ» на 2011 – 2015 учебный год Литературно – творческое объединение «Родное слово»
Программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 1 - 4 классов МОУ «Акатьевская ООШ» на 2011 – 2015 учебный год Литературно – творческое объединение «Родное слово»...
Программа курса внеурочной деятельности "Родное слово"
Проблеме становления речевой деятельности учащихся всегда уделялось большое внимание. В настоящее время установлены общие тенденции речевого развития школьников, обоснована идея развития речи на межпр...
Рабочая программа внеурочной деятельности кружок "Родное слово" 4-Ж класс Год разработки 2016 год
Рабочая программа внеурочной деятельности "Родное слово" составлена в соответствии с ФГОС ООН и на основе авторской программы6В.П.Канакина, В.Г. Горецкий для 4 классов общеобразовательных уч...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Родное слово»
Цели программы:развитие читательских умений, воспитание ценностного отношения к русской литературе и русскому языку как существенной части родной культуры;включение обучающихся в культурно-языковое пр...