Мы – граждане России. Права детей
учебно-методический материал по окружающему миру (2 класс) по теме
На уроке в игровой форме рассматривается документ "Конвенция о правах ребёнка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prava_rebyonka.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мы – граждане России. Права детей
Цели педагогической деятельности | Создать условия для систематизации знаний учащихся о правах ребёнка | |||
Тип урока | Постановка и решение учебной задачи | |||
Планируемые образовательные результаты | Предметные: научатся понимать, что каждый человек – гражданин какого-нибудь государства, он имеет права и обязанности, что каждый ребёнок как гражданин тоже имеет права; получат возможность познакомиться: с основными правами и обязанностями граждан РФ Метапредметные: регулятивные: действуют в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью; познавательные: контролируют и оценивают процесс и результат деятельности; имеют представление о том, кто может стать гражданином государства; коммуникативные: предлагают помощь в сотрудничестве; договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности Личностные: самоопределение – следуют нормам здоровьесберегающего поведения; нравственно-этическая ориентация – проявляют навыки сотрудничества в разных ситуациях, находят выход из спорных ситуаций | |||
Методы и формы обучения | Частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная | |||
Образовательные ресурсы | Презентация «Права ребёнка» [Электронный ресурс].- Режим доступа:http//nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/prava-rebenka Физическая карта России, Гимн России; Конституция РФ; «Конвенция о правах ребёнка», выставка книг | |||
Организационная структура урока | ||||
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
1. Мотивация к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися | Знакомятся с темой урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их сформулировать | Лuчностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятuвные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения |
II Актуализация знаний | звучит «Гимн») Беседа на тему «Мы – граждане России» | Организует беседу по вопросам: Что мы прослушали? Назовите символы гос-ва. - Как называется гос-во, в котором мы с вами живём? - Как называются люди, живущие в одном гос-ве? - Кто является главой нашего гос-ва? -Кто назовёт главный закон нашей страны? | Отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения, аргументируют свои ответы и выводы | Познавательные: перерабатывают полученную информацию: делают выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные: доносят свою позицию до других: оформляют свои мысли В устной речи с учётом своего жизненного опыта |
111. Поиск решения проблемы (от- крытие нового знания) |
2.Ира «Правовой сундучок» Презентация «Права ребёнка» 2. Физминутка
| Есть в мире специальная организация ООН (Организация Объединенных наций), которая создает законы и права. Сегодня мы поговорим с вами о Конвенции оправах ребёнка. – Как вы думаете, что это такое? Знакомит учащихся с правами детей, используя игру, слайды презентации А сейчас давайте обратимся к нашему правовому сундучку, который поможет вспомнить наши права. (Из сундучка вынимаем «Свидетельство о рождении») - ребята, что за документ, который получает каждый при рождении? Какие данные в нём записаны? У каждого есть имя? А бывает, что вы из-за злости искажаете имя человека, обзываетесь. Разве вы не нарушаете этим право на имя? - какие ещё сведения есть в нашем документе? Место рождения. - О каком праве это говорит? Может вы заметили, что некоторые родились в одном месте, а живут в другом. Это право на свободу передвижения. Есть ребята, которые родились даже в другой стране, а теперь живут здесь. «Каждый человек имеет право искать в других странах и находить там убежище. Давайте ещё заглянем в наш правовой сундучок – и вынимаем …. Учебник. - О каком праве он нам говорит Право у нас есть не только школьное, но и дошкольное. Те родители, которые не водят детей в садик, можно сказать, нарушают их право на дошкольное образование. Есть семьи. Где родители пьют, и не считают нужным, чтоб их ребёнок ходил в школу. Таких родителей комиссия по правам ребёнка строго наказывает и даже лишает права воспитывать детей. Следующий предмет из сундучка: игрушка. - как вы думаете, о чём говорит этот предмет? Вы имеете, учась в школе, выходной день. Можете посещать различные кружки, секции. Дети могут собираться вместе, и никто не должен им в этом мешать, если их собрания не мешают окружающим. Дети имеют право создавать свои объединения, клубы. Как вы проводите своё свободное время? Следующий предмет – блокнотик на замочке. Ну а чтобы рассекретить эту вещичку, посмотрите сценку: -Кто прав и кто виноват в этой ситуации? Ни один взрослый не имеет права читать личные дневники, письма детей, если он не желает этого сам.
Посмотрите на картинку и вспомните слова поэта: В бочку с сыном посадили, Засмолили, покатили И пустили в Окиян – Так велел-де царь Салтан.
А на самом-то деле кто так жестоко обошелся с новорожденным и его мамой? Что ты сказал бы этим злодеям, если бы их встретил? 4.Слайд вспомни, чей это приказ: Свесть Царевну в глушь лесную И, связав ее, живую, Под сосной оставить там На съедение волкам! В чем провинилась царевна? Как ты думаешь, кто и за какие проступки так жестоко наказал ее? А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне» 4 слайд Никто и никогда не смеет оскорблять и мучить ребенка. Каждое государство, подписав Конвенцию, обещает защитить своего маленького гражданина и наказать того, кто жестоко обращается с детьми. 5 слайд - Матушка, сестры, можно и мне хоть одним глазком взглянуть на бал?
Из какой это сказки? Кто помог бедной падчерице и чем дело кончилось? 6 слайд Ребенок имеет право отдохнуть, поиграть, повеселиться Право на отдых, на игры, на праздники записано в Конвенции о правах ребенка. 7 слайд Из бедного, скромного домика бабушки Снежная Королева увезла маленького Кая в свой огромный дворец. Она обещала подарить ему весь мир и пару коньков в придачу. Как ты думаешь, имела ли она в этом случае право увозить Кая из родного дома? 8 слайд Дети имеют право жить со своими родителями, и никому не позволено их разлучать. Бывает, что детей приходится спасать от землетрясения, наводнения, от войны. Из опасного места их увозят далеко, иногда даже в другие страны. Но потом эти страны должны помочь родителям и детям отыскать друг друга. Если дети едут к родителям, государства должны пропустить их через свои границы. 9 слайд - Сейчас же отопри дверь,- прорычал Волк, - а не то я ее выломаю!
Наф-Наф своим братьям, и они приготовились защищаться. Кто в этой сказке нарушает Конвенцию? 10 слайд Ребенок имеет право спокойно жить в своем доме и чувствовать себя хозяином, как папа и мама. Никто не имеет права заставить тебя открыть дверь! Ни самый главный начальник, ни генерал. В своем доме ты главнее любого из них! Никому не позволено врываться силой в чужой дом. Каждый человек должен чувствовать себя дома в безопасности. 11 слайд Эту сказку Андерсен писал, вспоминая свое детство. Вот и этого утенка все считали неуклюжим, некрасивым и вообще – чужим, щипали и били, гнали отовсюду… А он просто был не такой, как все. Зато когда он вырос, он стал кем? 12 слайд Ребенок не обязан быть «как все». Ребенок имеет право на свое мнение. В Конвенции так и записано: ребенок может свободно выражать свое мнение. Правда, там добавлено: если при этом он никого не оскорбляет и не ругается плохими словами. 13 слайдВспомните сказку С.Маршака «Двенадцать месяцев» Послала мачеха сироту в декабрьскую стужу в лес.
Какие права девочки были нарушены? Чем закончилась эта история? 14 слайд Государство должно заботиться о ребенке, который остался без родителей. Здесь говорится о сиротах. Но бывают такие родители, что им страшно доверить ребенка. В этом случае государство растит, воспитывает и заботится, чтобы ребенок был одет, накормлен, чтобы ему было где жить Государство обязательно проверяет, хорошо ли живется ребенку – сироте, не обижают ли его, не заставляют ли делать тяжелую работу. - Но не только есть права у детей, есть ещё и обязанности, которые они должны соблюдать 13 слайд Права и обязанности учеников нашего класса. Ученик имеет право:
Ученик обязан:
| Знакомятся с новой информацией, обсуждают её, высказывают собственную точку зрения, делают выводы Учащиеся вынимают из сундучка «Свидетельство о рождении» Документ показывает нам право на имя. Право на жизнь Право на образование. Каждый имеет право на отдых. Выходит мама и дочка. Дочь: Мам, где такая синяя тетрадочка? (находит) Как она оказалась на кухне? Мама: Да я его вымела из-под дивана и полюбопытствовала! (возмущенно) И я тут такое прочитала…. Дочь: Ну какое тебе дело? Ты вообще не имеешь право брать мои вещи. Тем более читать мой дневник. (Уходят) Никто и никогда не смеет оскорблять и мучить ребенка. Ребенок имеет право отдохнуть, поиграть, повеселиться Дети имеют право жить со своими родителями, и никому не позволено их разлучать. Ребенок имеет право спокойно жить в своем доме и чувствовать себя хозяином, как папа и мама Ребенок не обязан быть «как все». Ребенок имеет право на свое мнение. Государство должно заботиться о ребенке, который остался без родителей | Личностные:в предложенных ситуациях опираются на общие для всех правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); делают выбор Регулятuвные: работают по плану, сверяют свои действия с целью и при необходимости исправляют ошибки с помощью учителя Позавательные: ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации Коммуникатиные: высказывают свою точку зрения и пытаются её обосновать, приводя аргументы; слушают других, пытаются принимать другую точку зрения, готовы изменить свою точку зрения |
IV. Пер- вичное осмысление и закрепление | Опираясь на иллюстрации, назвать права детей | На доске кластер «Права детей» | Каждый берёт иллюстрацию и называет права ребёнка, обсуждают и делают выводы Право жить со своими родителями Право на образование Право на сохранение своей индивидуальности Право на охрану физического здоровья Право на отдых, игры Право на своё мнение | Познавательные:самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, , по воспроизведению в памяти). Регулятивиые: ориентируются в учебнике |
Итоги урока. Рефлексия | Обобщить полученные на уроке сведения | Проводит беседу - С какими правами детей вы познакомились? -Что такое «Конвенция»? | Отвечают на вопросы 2. Определяют своё эмоциональное состояние на уроке | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала |
Домашнее задание | Учебник с 157-159 По выбору
| Конкретизирует задания | записывают д\з |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Права и обязанности граждан России"
Урок окружающего мира в 4 классе. Школа 21 века...
Права детей – граждан России.
Гражданское воспитание становится неотъемлемой частью образовательного процесса в школах России и Татарстана, и воспитание гражданина, живущего в демократическом государстве, не только социальная проб...
Открытое занятие кружка « Мы – граждане России». Тема: Берёза – символ России.
Цель: воспитание любви к природе, родному краю, Родине.Задачи: · развивать бережное отношение к природе;·...
Открытое занятие кружка « Мы – граждане России». Тема: Берёза – символ России.
Цель: воспитание любви к природе, родному краю, Родине.Задачи: · развивать бережное отношение к природе;·...
Задания по теме "Мы-граждане России. Славные символы России."
Материал содержит задания по теме "Мы-граждане России. Славные символы России."...
Конспект урока по окружающему миру: «Мы – граждане России», 4 класс, УМК "Школа России"
Цель деятельности учителя:формирование знаний о правах, обязанностях гражданина Российской Федерации и о Федеральном собрании и правительстве РФ. ...
Конспект окружающего мира «Мы- граждане России» ( 4 класс УМК "Школа России")
Тема урока «Мы- граждане России» Тип урока: Открытие нового знанияЦель урока: сформировать у учащихся представление о России, научиться приводить примеры синонимов к слову &laqu...