конспект урока по окружающему миру "Конституция Российской Федерации" 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
конспект урока по окружающему миру "Конституция Российской Федерации" 3 класс .Н.Ф.Виноградова. "Начальная школа XXIв"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstitutsiya.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по окружающему миру
Тема: « Конституция Российской
Федерации»
Класс: 3
Учитель: Плещенко А.П.
Дата проведения: 11.12.2013г.
Место проведения: МКОУ «Ромашкинская СОШ»
Цели: формирование представлений учащихся о Конституции РФ как об
Основном законе Российской Федерации, правах и обязанностях
гражданина России;
воспитание правовой культуры школьников и гражданско- патрио-
тических качеств личности.
Оборудование: текст Конституции РФ, плакат « Конституционные права граждан», опорные таблички с надписями, карта «Российская Федерация»
На урок были приглашены учащиеся 8 класса, так как многие из них получили
паспорт и для наглядной помощи понимания важности данного документа для граждан
Российской Федерации.
Ход урока.
Закон есть высшее проявление
человеческой мудрости, использующее
опыт людей на благо общества.
С. Джонсон
Мы должны быть рабами законов,
чтобы быть свободными.
Цицерон.
- Вступительное слово учителя
- Значение Дня конституции для нашего государства.
- Знакомство с задачами урока.
- 1.Рассказ учителя.
Давайте вспомним с вами мир детства- сказки.
Есть удивительная страна, ее нет на карте, а называется она –Закония. Познакомимся с ее жителями.
Жители страны Законии – люди гостеприимные, доброжелательные.
Они с удовольствием рассказывают о своей стране, ее обычаях и порядках .Но так было далеко не всегда.
Давным –давно было два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно все было разрешено: хочешь воровать- воруй, хочешь убивать- убивай, хочешь оскорблять человека-
Пожалуйста, все можно.
В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзябыло убивать, грабить, нельзя не платить налоги, нельзя грубить друг другу.
Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло войско государства Можно. Оно захватило половину государства Нельзя и установило таи свои порядки..
Нетрудно догадаться, что тут началось!
В городах и селах бывшего государства Нельзя стали воровать, безнаказанно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники.. постепенно государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно под нажимом людей попросили помощи у государства Нельзя. Долго совещались правители двух государств и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию.
В государстве установили порядок. А все жители стали счастливы и довольны.
- Как вы думаете, почему страна стала процветающей, счастливы ее жители , они чувствуют себя в безопасности?
* Жители стали жить по законам.
* Если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, значит, они чувствуют себя в безопасности. Но когда свобода одних нарушает интересы и права других, в обществе утверждаются беззаконие, беспорядок, несправедливость!
Учитель прикрепляет к доске табличку со словом «закон».
Закон –нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения по важным вопросам общественной жизни, принятый высшим законодательным (представительным) органом государства или непосредственно гражданами путем референдума.
- А что мы можем рассказать жителям Законии о наших законах?
Обобщая ответы учащихся, учитель говорит о том, что самый главный Закон нашей страны – Конституция Российской Федерации, которая была
принята 12 декабря 1993г.
Слово «Конституция» произошло от латинского «constitution» - установление.
В Конституции записано самое главное: как устроено государство, как организована и действует власть, каковы права и обязанности граждан, герб, флаг, гимн, столица и т.д. Все другие законы нашего государства написаны в соответствии с Конституцией.
Учащиеся выступают с мини- сообщениями об истории создания конституции страны. (2-3 чел.)
2. Работа в группах
Учитель предлагает уч-ся разделиться на две группы и поработать с главой 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина», определить права, а другим – обязанности граждан. По ходу выполнения учитель фиксирует основные права и свободы и обязанности граждан России на плакате.
Учитель особо обращает внимание на ст.60 Конституции РФ . о том какими правами они пользуются.
Возможные выводы учащихся:
- Главная обязанность граждан – соблюдать законы.
- Воспитывать уважение к законам надо с детства.
- За невыполнение законов обязательно наступает юридическая ответственность.
3. Беседа-диалог
- Прочитайте ст. 6. о чем она?
- Что по вашему мнению называют гражданством?
Гражданство – установленная законом связь человека с определенным государством. Эта связь выражается во взаимных правах и обязанностях друг перед другом. Гражданин России обладает всеми правами и свободами, закрепленными в Конституции РФ
- Какими правами пользуется гражданин России?
- Какой документ удостоверяет гражданство РФ?
- Викторина « Как ты знаешь паспорт?» для учащихся 8 класса
1.Сколько страниц в паспорте?
2. С какого возраста паспорт действует бессрочно?
3. Что написано на первой странице паспорта?
4. На какой странице ставится личная подпись владельца паспорта?
5. Какая информация о владельце паспорта находится рядом с фото?
6. Какие сведения о владельце еще указаны в паспорте?
7. Сколько станиц отведено в паспорте разделу «Семейное положение»?
8. На скольких страницах паспорта проставлен номер?
9. Обладают ли страницы паспорта водяными знаками?
10. Что должен предпринять гражданин, потерявший паспорт?
11. Каков был возраст получавших паспорт граждан СССР?
12. Делается ли отметка о вероисповедании граждан ?
13. В каком году началась выдача паспортов нового образца?
14. Указывается ли в паспорте национальность?
15. Встречаются ли паспорте римские цифры?
16. Сколько цифр в номере паспорта?
17. Сколько страниц паспорта отведено под раздел «Воинская обязанность»?
18. В каких двух случаях паспорт могут вам заменить?
19. В каких случаях паспорт необходим?
- Обобщение учителя.
- Сатирическая миниатюра « Как Заяц паспорт получал»
Учащимся раздаются листочки со словами:
Волку-паспортисту – « С получением паспорта вас! На фото ваша морда вышла ужасно!»
Медведю- « Я первый! Никого не пропущу!»
Кабану - « Ну когда же?»
Бобру - « Во, ребята, вы попали!»
Толстой лисице - «Что вы, это не я!»
Зайцу – « Что же делать? Кто поможет?»
Участникам раздают маски.
Волк-паспортист сидит за столом, а участники инсценировки играют свою роль.
Однажды в лесу пролетела молва,
Что жителям всем выдают паспорта,
Что Волк-паспортист по законам лесным
Вручит документы собратьям своим!
В этот день у кабинета Волка образовалась очередь. Первым явился Медведь. Переминаясь с лапы на лапу, он с нетерпением ждал, когда же его пригласят. От волнения он непрерывно облизывался и твердил..(Фраза Медведя). За ним подскочил Кабан. В томительном ожидании он ворчал и при этом приговаривал..( Фраза Кабана). За Кабаном занял очередь Бобер. Он всем улыбался о показывал свои белые и здоровые зубы, твердя.. (Фраза Бобра). За Бобром заняла очередь Толстая лисица. Своим большим животом она постоянно толкала впереди стоящего и тут же восклицала..(Фраза Лисицы). Так образовалась большая очередь, ноне было в ней Зайца. Он неподалеку метался туда-сюда, на бегу прикрывая лапами свои длинные уши, и в ужасе повторял..(Фраза Зайца)
А в это время Волк-паспортист начал вручать паспорта. Первым зашел Медведь и сказал….Волк вручил ему паспорт, пожал лапу и поздравил..(Фраза Волка). Только Медведь вышел с паспортом от Волка, как к нему подлетел Заяц – трясется весь, лапки в мольбе сложил. Просит он Медведя за него паспорт получить, так как он боится. Что Волк его съест. Но Медведь отрицательно машет головой – мол, сам иди. Заяц в панике опять заметался со словами..
Далее учитель зачитывает тот же текст, но с участием других героев – Кабана, Бобра, Лисицы.
Все они отказываются помочь зайцу.
Вот и Лиса Зайцу отказала. Делать нечего – нужно идти к Волку-паспортисту самому. Опустил Заяц голову низко: от судьбы не уйдешь. Заходит он к Волку, дрожит, как осиновый лист, и срывающимся голосом произносит ( Фраза Зайца). А Волк- паспортист и глазом не моргнул ( он ведь при исполнении), вручил Зайцу паспорт, пожал лапу и поздравил..(Фраза Волка). Заяц от удивления пулей вылетел из кабинета и вприпрыжку помчался по лесу рассказывать, что день сегодня замечательный: и паспорт есть, и Волк не съел!
Суть же сказки такова:
Чтобы паспорт получить
К паспортисту в отделенье
Нужно самому сходить!
III. Подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе "Наша Земля на глобусе и карте"
По учебнику Плешакова...
Конспект урока по окружающему миру."Перспектива" 1 класс.
Урок-исследование. Тема "Мы познаём мир" с презентацией....
Разработка конспекта урока по окружающему миру для 1 класса "Сад и огород"
Урок разработан для учащихся 1 класса специального коррекционного образовательного учреждения 1-2 вида. Урок подготовлен с применением образовательных и цифровых технологий....
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе.
Конспект урока для 1 класса по окружающему миру может использоваться в любом УМК. Тема урока "Жизнь лесных зверей зимой" Конспект содержит презентацию, звуковое сопровождение, видео....
Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по теме: «Какие бывают животные?» (с использованием УМК «Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия»)
конспект урока по окружающему миру во 2 классе по учебнику Плешакова А.А. УМК "Школа России" по теме: "Какие бывают животные?". Урок разработан с использованием электронного образовательного ресурса У...
Технологическая карта урока + конспект урока по окружающему миру "Семья" 2 класс УМК "Планета знаний"
Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Семья" 2 класс УМК "Планета знаний"составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Урок проведён и опробован на классе среднего уровня....
Конспект урока по окружающему миру во втором классе Тема: «Какой бывает транспорт?», Презентация к уроку(разбита)
Все для урока во 2 классе. Тема: "Какой бывает транспорт?"...