Тематическое планирование по окружающему миру 4 класс
календарно-тематическое планирование (окружающий мир, 4 класс) по теме
Тематическое планирование по окружающему миру 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тематическое планирование по окружающему миру 4 класс | 154.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование
по окружающему миру
4 класс
Учитель: Федотова М. В.
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой МО РФ (Москва 2006 г.) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва 2004 г.)
Рабочая программа рассчитана на 2 учебных часа в неделю, что составляет 68 учебных часов в год, в том числе на проведение практических занятий – 1 час, экскурсий – 1 час.
Для реализации программного содержания используются:
Плешаков А.А. Мир вокруг нас: учебник для 4 класса: в 2 ч./ А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. – М.: Просвещение, 2012.
Плешаков А.А. Рабочая тетрадь к учебнику для 4 класса: в 2 ч./ А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2008.
Плешаков А.А. Методические рекомендации к учебнику «Мир вокруг нас. 4 класс» А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2012.
Навыки и умения
Информационные: умение наблюдать, слушать учителя и одноклассников, развивать умение следовать заданным инструкциям учителя, активизировать свой опыт, развивать умение читать карту, атлас.
Логические: умение сравнивать, обобщать, классифицировать, делать выводы. Развивать психические процессы: память, мышление, воображение, речь, наблюдательность, восприятие, внимание, эмоции, систематизировать и расширить представление, распознавать группы и представителей этих групп.
Управленческие: умение работать по алгоритму, работать самостоятельно, умение работать с учебником, картой, атласом.
Качества личности:
- аккуратность; - самостоятельность;
- доброта; - общительность;
- дружелюбие; - сила воли;
- чувство коллективизма; - уверенность;
- терпение; - последовательность;
- трудолюбие; - рассудительность;
- активность; - тактичность;
- честность; - собранность;
- смелость; - внимательность.
- творческая активность
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата проведения | Наиме нование раздела программы | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовленности учащихся | Вид контроля |
1 | Земля и человечество (11 ч) | Введение | 1 | Комбинированный | Знакомство с правилами пользования учебником | Знать правила пользования учебником. | Текущий | |
2 | Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце | 1 | Комбинированный | Астрономия. Солнце – небесное тело, источник тепла и света (общее представление о влиянии на земную жизнь). Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. | Знать название нашей планеты, планет Солнечной системы. Понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательного интереса о нашей планете. | Текущий | ||
3 | Планеты Солнечной системы. Отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года | 1 | Комбинированный | Название планет Солнечной системы, их порядковое расположение от Солнца. Характеристика природных условий на каждой планете | Знать название нашей планеты, планет Солнечной системы. Понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь работать с готовыми моделями (глобусом и картой). | Фронталь ный опрос | ||
4 | Звёздное небо – великая книга природы | 1 | Комбинированный | Звёздное небо. Карта звёздного неба. Созвездия | Уметь работать с готовыми моделями (глобусом и картой). | Фронталь ный опрос | ||
5 | Мир глазами географа. Глобус и географическая карта | 1 | Комбинированный | Наука «география». История создания глобуса. Первооткрыватели. Глобус как модель Земли. Элементарные приёмы чтения плана, карты (без масштаба). Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. | Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря | Фронталь ный опрос | ||
6 | Пояса Земли | 1 | Практического примения знаний | Условия жизни на Земле: свет, тепло. Тепловые пояса Земли. Карта «Тепловые пояса Земли» | Знать тепловые пояса Земли. Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, тепловые пояса Земли | Фронталь ный опрос | ||
7 | Мир глазами историка | 1 | Комбинирован ный | Науки «история» и «археология». Способы познания окружающего мира. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена | Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества | Тест (10 мин) | ||
8 | Когда и где? История – путешествие в глубь времён. Карта-помощница | 1 | Урок-игра | Счёт лет в истории. Работа с лентой времени | Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества, использовать ленту времени | Фронталь ный опрос | ||
9 | Прошлое и настоящее глазами эколога | 1 | Комбинированный | Человек – часть природы. Зависимость жизни и природы человека от природы и её состояния. Красная книга России (отдельные представители растений и животных), заповедники, национальные парки (общее представление) | Уметь использовать приобретённые знания для оценки воздействия человека на природу, выполнение правил поведения в природе и участие в её охране | Тест (5 мин) | ||
10 | Сокровища Земли под охраной человечества | 1 | Комбинированный | Охрана памятников истории и культуры. Правила поведения в природе. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы | Знать правила поведения человека, памятники истории и культуры. Уметь использовать знания для оценки воздействия человека на природу | Фронталь ный опрос | ||
11 | Обобщающий урок по разделу «Земля и человечество» | 1 | Комбинированный | Земля – дом человечества | Самостоятельная работа (10 мин) | |||
12 | Природа России (11 ч) | Равнины и горы России | 1 | Экскурсия | Россия на карте. Неживая и живая природа. Формы земной поверхности. Моделирование форм поверхности из песка, глины или пластилина. Образование гор | Знать понятия «равнины», «горы». Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий) | Фронталь ный опрос | |
13 | Моря, озёра и реки России | 1 | Комбинированный | Водоёмы, их разнообразие, использование человеком. Великие озёра России. | Знать виды водоёмов Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий) | Тест (10 ми) | ||
14 | Зона арктических пустынь | 1 | Комбинированный | Растения и животные, их разнообразие. Понимание связи неживой и живой природы. Условия, необходимые для жизни | Знать общие условия, необходимые для живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных арктических пустынь | Фронталь ный опрос | ||
15 | Тундра. Природа тундры | 1 | Комбинированный | Растения и животные, их разнообразие. Понимание связи неживой и живой природы. Условия, необходимые для жизни | Знать общие условия, необходимые для живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных тундры | Фронталь ный опрос | ||
16 | Леса России | 1 | Урок-игра | Роль растений в природе и жизни людей. Понимание связи неживой и живой природы | Знать общие условия, необходимые для живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных леса | Графичес кий диктант | ||
17 | Лес и человек | 1 | Комбинированный | Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям и животным | Понимать основные правила поведения в окружающей среде. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных), раскрывать особенности их внешнего вида и жизни | Проверочная работа | ||
18 | Зона степей | 1 | Комбинированный | Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны, охрана природы | Знать общие условия, необходимые для живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных степей | Фронталь ный опрос | ||
19 | Пустыни | 1 | Комбинированный | Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны, охрана природы | Знать общие условия, необходимые для живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных пустыни | Фронталь ный опрос | ||
20 | У Чёрного моря | 1 | Комбинированный | Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны, охрана природы | Знать общие условия, необходимые для живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных Черноморского побережья | Фронталь ный опрос | ||
21 | Экологическое равновесие | 1 | Комбинированный | Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Правила поведения в природе. Красная книга России (отдельные представители растений и животных), заповедники, национальные парки (общее представление) | Знать общие условия, необходимые для живых организмов, знать и выполнять правила поведения в природе. | Работа с Красной книгой родного края | ||
22 | Обобщающий урок-игра «По природным зонам России» | 1 | Урок-игра | Формы земной поверхности. Природные зоны России. Разнообразие растений и животных. | Уметь использовать полученные знания для поиска дополнительной информации о родной стране | Сочинение «Что я расскажу иностранцу о своём городе» | ||
23 | Родной край – часть большой страны (12 ч) | Наш край | 1 | Комбинированный | Наблюдение в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Родной город: название, основные достопримечательности | Знать название родного города Уметь показывать на карте родной край, выполнять основные правила поведения в окружающей среде | Текущий | |
24 | Поверхность нашего края | 1 | Экскурсия | Особенности поверхности (на основе наблюдений). Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте). Изменение поверхности родного края. | Уметь показывать на карте, глобусе горы, равнины, реки, различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы. | Текущий | ||
25 | Водоёмы нашего края | 1 | Комбинированный | Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика) | Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, моря, реки | Графичес кий диктант | ||
26 | Наши подземные богатства | 1 | Комбинированный | Практическое знакомство с полезными ископаемыми своего края. Их использование человеком. Опыты с природными объектами, простейшие измерения | Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о подземных богатствах | Текущий | ||
27 | Земля-кормилица | 1 | Комбинированный | Почва, её состав, значение для жизни | Знать понятие «почва», состав воды и почв. Уметь определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры); различать объекты природы и изделия; объекты живой и неживой природы | Текущий | ||
28 | Жизнь леса. Лес – природное сообщество | 1 | Комбинированный | Растения и животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни. Правила поведения в природе. Растения и животные Красной книги: сообщества Лес, Луг, Водоём. Грибы, Съедобные и несъедобные (узнавание). Водоёмы, их использование человеком, охрана (на примере наиболее распространённых водоёмов местности, края) | Знать основные правила поведения в окружающей среде. Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, о жизни леса, луга и пресного водоёма, приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных), леса, луга и пресного водоёма, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни, различать части растения, отображать их на рисунке (схеме). | Работа с Красной книгой | ||
29 | Жизнь луга. Луг – природное сообщество | 1 | Комбинированный | Графичес кий диктант | ||||
30 | Жизнь пресного водоёма | 1 | Комбинированный | Текущий. Фронталь ный опрос | ||||
31 | Растениеводст во в нашем крае | 1 | Комбинированный | Виды растениеводства. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям | Знать отрасли растениеводства в родном крае. Уметь выполнять правила ухода за культурными растениями | Тест (10 мин) | ||
32 | Незаметные защитники урожая | 1 | Комбинированный | Роль животных в жизни людей, бережное отношение к животным | Уметь устанавливать взаимосвязи в природе, ухаживать за культурными растениями | Фронталь ный опрос | ||
33 | Животноводст во в нашем крае | 1 | Комбинированный | Виды животноводства. Ветеринария. Роль животных в жизни людей, бережное отношение к животным | Знать отрасли животноводства. Уметь ухаживать за домашними животными | Фронталь ный опрос | ||
34 | Обобщающий урок-игра «Я знаю родной край» | 1 | Урок-игра | Родной город: название, основные достопримечательности. Природные сообщества родного края (2-3). Особенности труда людей родного края, профессии. Важные сведения из истории родного края. Правила поведения в природе. | Знать природные сообщества родного края. Уметь выполнять правила поведения в природе. | Тест (10 мин) | ||
35 | Страни цы всемир ной истории (6 ч) | Начало истории человечества | 1 | Комбинированный | Человек – часть природы и член общества. История первобытного человека. Счёт лет в истории. Охрана памятников истории и культуры. Способы познания окружающего мира | Знать, что изучает наука «история». Использовать ленту времени | Фронталь ный опрос | |
36 | Мир древности: далёкий и близкий | 1 | Комбинированный | История Древнего мира: Древний Египет, Древний Рим. Счёт лет в истории. | Знать историю древнего мира. Использовать ленту времени | Фронталь ный опрос | ||
37 | Средние века: время рыцарей и замков | 1 | Комбинированный | История феодального общества. Рыцарь | Знать историю Средних веков | Фронталь ный опрос | ||
38 | Новое время: встреча Европы и Америки | 1 | Комбинированный | Выдающиеся люди разных эпох. Открытие Америки | Знать выдающихся людей Нового времени. Уметь работать с географической картой | Фронталь ный опрос | ||
39 | Новейшее время: история продолжается сегодня | 1 | Комбинированный | Выдающиеся люди разных эпох. Новейшая история | Знать выдающихся людей новейшего времени. | Фронталь ный опрос | ||
40 | Обобщение по разделу «Страницы всемирной истории» | 1 | Комбинированный | Счёт лет в истории. Человек – часть природы и член общества. Новейшая история. Страны и народы мира (общее представление о многообразии стран, народов); название 2-3 стран, их главные достопримечательности, расположение на карте | Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обогащения жизненного опыта, решения практических задач | Тест (10 мин) | ||
41 | Страни цы истории Отечест ва (20 ч) | Жизнь древних славян | 1 | Комбинированный | История Отечества. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Москва – столица России. Древняя Русь. Столицы Древней Руси. | Знать название нашей родной страны и её столицы, историю Древней Руси. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества | Фронталь ный опрос | |
42 | Во времена Древней Руси | 1 | Комбинированный | Фронталь ный опрос | ||||
43 | Страна городов | 1 | Комбинированный | Тематичес кий | ||||
44 | Из книжной сокровищницы Древней Руси | 1 | Комбинированный | Выдающиеся люди разных эпох. Музеи. Экспонаты Древней Руси. Охрана памятников истории и культуры | Знать музеи России. Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества | Фронталь ный опрос | ||
45 | Трудные времена на Русской земле | 1 | Комбинированный | Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий). Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры | Знать историю Древней Руси, выдающихся людей, патриотов. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать события Куликовской битвы | Фронталь ный опрос | ||
46 | Русь расправляет крылья | 1 | Комбинированный | Фронталь ный опрос | ||||
47 | Куликовская битва | 1 | Комбинированный | Фронталь ный опрос | ||||
48 | Иван III | 1 | Комбинированный | Знать реформы Ивана Третьего. Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества | Фронталь ный опрос | |||
49 | Мастера печатных дел | 1 | Комбинированный | Выдающиеся люди разных эпох. История книгопечатания на Руси | Знать историю книгопечатания на Руси. Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родной стране | Фронталь ный опрос | ||
50 | Патриоты России | 1 | Комбинированный | Выдающиеся люди разных эпох. | Знать патриотов России | Фронталь ный опрос | ||
51 | Пётр Великий | 1 | Комбинированный | Выдающиеся люди разных эпох. Города России. Санкт-Петербург | Знать реформы Петра Великого | Тест (8 мин) | ||
52 | Михаил Васильевич Ломоносов | 1 | Комбинированный | Выдающиеся люди разных эпох. Образование на Руси | Знать историю развития образования на Руси | Фронталь ный опрос | ||
53 | Екатерина Великая | 1 | Комбинированный | Выдающиеся люди разных эпох. Правление Екатерины Великой | Знать реформы Екатерины Великой | Тематичес кий | ||
54 | Отечественная война 1812 года | 1 | Комбинированный | Выдающиеся люди разных эпох. Историческая карта | Знать значение и полководцев Отечественной войны 1812 года. Уметь работать с исторической картой | Фронталь ный опрос | ||
55 | Страницы истории XIX века | 1 | Комбинированный | Россия на карте (границы, города, места изученных исторических событий) | Знать историю России XIX века. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России | Фронталь ный опрос | ||
56 | Россия вступает в XX век | 1 | Комбинированный | Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России. Название основных достопримечательностей столицы России, характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой; герб столицы | Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов о родной стране, описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества | Тематичес кий | ||
57 | Страницы истории 20-30-х годов | 1 | Комбинированный | Россия на карте (границы, города). Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена | Знать страницы истории России в 20-30-х годах. Уметь описывать исторические события в начале XX века в России | Фронталь ный опрос | ||
58 | Великая война и Великая Победа | 1 | Комбинированный | Государственные праздники (День Победы) | Знать значение победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг., героев ВОВ; первого космонавта, выдающихся людей | Фронталь ный опрос | ||
59 | Страна, открывшая путь в космос | 1 | Комбинированный | История покорения космоса | Уметь описывать исторические события, пользуясь исторической картой | Фронталь ный опрос | ||
60 | Обобщающий урок по разделу «Страницы истории Отечества» | 1 | Комбинированный | Страницы истории Отечества | Тест | |||
61 | Современная Россия (8 ч) | Основной закон России и права человека | 1 | Комбинированный | Человек – член общества. Россия – наша Родина. Конституция – основной закон Российской Федерации. Государственные праздники (День Конституции) | Знать государственные праздники, Основной закон России. Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации | Фронталь ный опрос | |
62 | Дети имеют право на особую защиту и помощь | 1 | Комбинированный | Права ребёнка. Всенародные праздники, отмечаемые в России (День защиты детей). | Фронталь ный опрос | |||
63 | Мы – граждане России | 1 | Комбинированный | Человек – член общества. Президент Российской Федерации – глава государства. Федеральное собрание. Народы, населяющие Россию (2-3): обычаи, характерные особенности быта | Знать Основной закон России и права человека, название нашей родной страны и её столицы Уметь описывать традиции, обычаи народов, населяющих Россию | Тематичес кий. Тест (5 мин) | ||
64 | Славные символы России | 1 | Комбинированный | Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России, правила поведения при прослушивании гимна | Знать государственную символику России Уметь описывать историю создания гимна, герба, флага | Фронталь ный опрос | ||
65 | Такие разные праздники | 1 | Комбинированный | Государственные праздники (День независимости, День защитника Отечества, День Конституции), другие всенародные праздники, отмечаемые в России (Новый год, Рождество, 8 Марта, День защиты детей) | Знать государственную символику России Уметь описывать государственные праздники, традиции народов России | Фронталь ный опрос | ||
66 | Путешествие по России | 1 | Комбинированный | Города России. Москва – столица России. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Россия на карте (границы, города, места изученных исторических событий). Охрана памятников истории и культуры | Знать города России, правила работы с географической картой. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России (родной город, столицу, 1-2 города), использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране | Текущий | ||
67 | Обобщающая игра «Крестики-нолики» | 1 | Комбинированный | Текущий | ||||
68 | Что мы узнали и чему научились за год (итоговый урок) | 1 | Урок-игра | Тест (10 мин) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование. Окружающий мир. 2 класс
Планирование по УМК "Перспектива"...
Календарно-тематическое планирование, окружающий мир, 3 класс
Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира в 3 класе по учебнику А.А. Плешакова...
Календарно-тематическое планирование "Окружающий мир. 1 класс". Плешаков А.А. Мир вокруг нас. 1 класс.
Календарно-тематическое планирование "Окружающий мир. 1 класс". Плешаков А.А. Мир вокруг нас. 1 класс....
ФГОС 3 класс "Календарно-тематическое планированиепо литературному чтению" по программе "Школа России"
СОГЛАСОВАНО ...
Календарно-тематическое планированиепо окружающему миру для 1 класса по ФГОС (66 ч) по УМК ПНШ
Развёрнутое календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 1 класса по ФГОС (66 ч) по УМК "Перспективная начальная школа"...
Тематическое планированиепо окружающему миру 1 класс УМК "Школа России"
Окружающий мир 1 класс...