ФГОС 3 класс "Календарно-тематическое планированиепо литературному чтению" по программе "Школа России"
календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс) по теме
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Зам директора по УВР директор МАОУ СОШ №19
Сорокина Н. А. _____________ Д. Ч. Колонина
___________
________________2012 г ____________________2012 г
Календарно-тематическое планированиеа
на 2012- 2013 учебный год
по литературному чтению
Учитель: Коршунова Елена Валерьевна
Класс: 3
Количество часов:
Всего 105; в неделю: 3ч.
Планирование составлено на основе:
Программы по учебно-методическому комплекту Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, под редакцией Л.Ф.Климановой
Учебник:
Родная речь 3класс, авт. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий и др., М., Просвещение, 2011 г.
Дополнительная литература:
С.В. Кутявина «Универсальные поурочные разработки по литературному чтению»;
Г.Г.Мисаренко «Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе»;
С.В.Кутявина «Поурочные разработки по внеклассному чтению».
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №19
п. Пироговский
2012г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_klass_chtenie_doc | 461.5 КБ |
Предварительный просмотр:
клщ№ | Тема урока (страницы учебника, тетради) | Решаемые проблемы | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | ||||
Понятия | Предметные результаты | УУД | Личностные результаты | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
1 четверть (24 часа). Вводный урок. Самое великое чудо на свете (2ч) | |||||||
1 | Знакомство с учебником 3 клfcc. Знакомство с названием раздела. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ РАЗДЕЛА. Рукописные книги ДРЕВНЕЙ Руси. Подготовка сообщения на основе статьи учебника. Первопечатник Иван Федоров. Подготовка сообщения о первопечатнике Иване Федорове. | Зачем нужен по литературному чтению учебник? Какое чудо считаете самым удивительным? Какие книги называют рукописными? Как создавалась первая русская печатня? Почему царь Иван Васильевич решил построить печатный двор?? | Словарь, система условных обозначений, содержание, рукописная книга, заставка, концовка, переплёт, пергамент, монах, летопись, посох, друкарь, напраслины | Работа с учебником, (знакомство с условными обозначениями, содержанием учебника, словарем.) Научится самостоятельно выбирать интересующуюся литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, находить и об обобщать необходимую информацию в книге, | Р - ориентироваться в учебнике; П - поиск и выделение необходимой информации(применение систему условных обозначений при выполнении заданий, находит нужную главу и нужное произведение в содержании учебника, пользоваться словарем в конце учебника); К- задавать вопросы, обращаться за помощью. | Целостное отношение к книге. | |
2 | Урок - обобщение. Оценка достижений. | Почему книгу называют великим чудом? | типография | Научатся придумывать рассказы о книге, используя различные источники информации | Р- выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения; П-рефлексия способов и условий действий, - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; К – осуществлять взаимный контроль, оказывать взаимную помощь. | Адекватная мотивация. | |
Устное народное творчество (11ч. ) 10 | |||||||
3 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Русские народные песни. Обращение к силам природы. Лирические и шуточные. | Что такое народное творчество? Как слагались народные песни? Когда пелись колыбельные песни? | Фольклер, калядка. невзгодою, кликати., лукошко, заклички | Научатся различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры, воспроизводить наизусть текст русских народных песен | Р – ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; П – перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; К – аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. | Этническое воспитание. Адекватная мотивация. Целостное отношение к песням, сказкам, | |
4 | Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. Произведения прикладного искусства: гжельская, хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. | Какие сказки называются докучными? Где возникли эти народные промысла? Откуда получили такое название? | Докучные сказки «докука», промысел, гжель, хохлома, дымковская игрушка. | Научатся отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности, научаться называть виды прикладного искусства. | Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; П - сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников) К - строить монологичное высказывание; - вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; - слушать собеседника; | Адекватная мотивация. Целостное отношение к сказке, к произведениям прикладного искусства | |
5 | Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». | Зачем народ придумал эту сказку? В чем смысл сказки? Чему научила вас эта сказка? | Хоромы, сказка | Научатся находить, сравнивать и характеризовать героев | Р- работать по предложенному учителем плану; П - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях К -учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя | Эмоционально-оценочное отношение к прочитанному. Этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения | |
6 | Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Деление текста на части. Составление плана. | Почему так ласково говорит сочинитель о своих героях? Как героям удалось одержать победу над ведьмой? | Котлы чугунные, ножи булатные | Научатся делить текст на части, составлять план | Р - составлять план и последовательность действий; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату П- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; К - осуществлять взаимный контроль, - адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, -оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; | Эмоционально-оценочное отношение к прочитанному. Этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения | |
7 | Русская народная сказка «Иван – царевич и Серый Волк» | Почему именно Иван -Царевич приобрел счастье , а не его братья? | Караулы, позарился, наутёк., похитник, задолит | Научатся использовать слова с противоположным значением при характеристике героев, сравнивать героев произведения, называть основные черты характера героев | Р- работать по предложенному учителем плану; П- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях К-учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя) | Эмоционально-оценочное отношение к прочитанному. Этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального называть основные черты характера героев. поведения | |
8 | Русская народная сказка «Иван – царевич и Серый Волк» Деление текста на части. Составление плана. Сравнение художественного и живописного текстов. | Почему важна последовательность событий в сказке? | Научатся пересказывать текст по самостоятельно составленному плану; сравнивать содержания сказок и иллюстрация к ним | Р-- составлять план и последовательность действий; - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; П--перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план); -устанавливать причинно-следственные связи; К- слушать и понимать речь других. | Эмоционально-оценочное отношение к прочитанному. Этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения | ||
9 | Русская народная сказка «Сивка- Бурка» | Почему конь стал служить Ивану? | Вещая каурка, баловать, добрая пшеница, худая одежонка | Научатся находить, сравнивать и характеризовать героев и анализировать их поступки | Р- работать по предложенному учителем плану П- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; К- слушать и понимать речь других | Эмоционально-оценочное отношение к прочитанному. Этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения | |
10 | Русская народная сказка «Сивка-Бурка» Деление текста на части. Составление плана. | Почему именно Иванушке, а не его братьям достались волшебный конь и Елена Прекрасная? | Научатся определять границы частей, составлять план | Р- работать по предложенному учителем плану П- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; К- - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; | Эмоционально-оценочное отношение к прочитанному. Этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения | ||
11 | Проект: «Сочиняем волшебную сказку» | Что является общим для всех волшебных сказок? Какие элементы народной сказки были использованы каждой группы? Чья сказка оказалась наиболее близка к фольклорной, а чья-действительно оригинальной. Имеющийлишь отдаленное сходство с народными сказками? | Научатся определять ,где присказка зачин, концовка сказки | Р-- составлять план и последовательность действий; - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, П--устанавливать причинно-следственные связи; -строить рассуждения; К-- формулировать собственное мнение и позицию; - задавать вопросы; | Адекватная мотивация | ||
12 | Обобщение по теме: УНТ .Оценка достижений. | Какие жанры УНТ ты можешь назвать? Что означает понятие устное народное творчество? Что такое сказка? Какие сказки называются волшебными? Что такое зачин, присказка. концовка? | Песня, прибаутка, считалка, потешка, пестушка, скороговорка, песенки-заклички, зачин, присказка. концовка | Научатся придумывать свои сказочные истории, сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства, проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | Р--работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; П- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; К- высказывать и обосновывать свою точку зрения; -адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. | Адекватная мотивация | |
Поэтическая тетрадь 1 (8ч) | |||||||
13 | Знакомство с названием раздела. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ содержания РАЗДЕЛА. Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского. | Какие произведения входят в раздел: стихотворные или прозаические? Каким советам Я.Смоленского последуете при чтении стихотворения? | Научатся прогнозировать содержания раздела. | Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; П - ориентироваться в разнообразии способов решения задач; К--адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. | Адекватная мотивация | ||
14 | Русские поэты XIX-XX веков. Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза», «Листья». | Как поэт помог нам «услышать грозу?» Какие приметы осени описываются в стихотворении? | Олицетворение, резвяся, перлы, проворный, гам, нагорный. Зефиры (борей) | Научатся читать выразительно стихи, передавая настроения автора | Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; П -поиск и выделение необходимой информации К-потребность в общении с учителем и сверстниками, умение слушать собеседника | Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; | |
15 | Сочинение – миниатюра « О чем расскажут осенние листья». | О чем расскажут осенние листья? | Олицетворение | Научатся определять различные средства выразительности сочинять свои стихотворения | Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; П- поиск и выделение необходимой информации К--высказывать и обосновывать свою точку зрения; | высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. | |
16 | Подвижные картины природы в поэзии А. А. Фета и И. С. Никитина. | Что изобразил Фет в своем стихотворении? Как передает настроение лирического героя? Какие картины природы сменяют друг друга в стихотворении Никитина? | Тороватый, прихотливый, караван, степь, рифма. Полно , ковыль, копна, в угоду косцам. | Научатся видеть и чувствовать настроение поэта и наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове, находить рифмующиеся слова | Р- работать по предложенному учителем плану П- находить ответы на вопросы в тексте К- Умение выражать свои мысли полно и точно | Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; | |
17 | И. С. Никитин «Встреча зимы . Роль заголовка и олицетворения. Подготовка сценария утренника «Первый снег». | Как относится автор к родине и к русскому человеку? | Искони | Научатся использовать приемы интонационного чтения ( выразить радость, удивление,опредилить силу голоса, выбрать тон и темп чтения) | Р- работать по предложенному учителем плану П- находить ответы на вопросы в тексте К- Умение выражать свои мысли полно и точно | Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; | |
18 | Подготовка сценария утренника «Первый снег». | Какие слова нам помогают понять, что наступила зима? | Научатся понимать поэтическую речь, сочинять свои стихи, используя различные средства выразительности | Р--работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность П-- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; К- -договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; | Адекватная мотивация | ||
19 | Сказочность стихотворения. И. З. Сурикова «Детство» Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении И. З. Суриков «Зима». | Чем отличается Ваше детство от описанного в стихотворении? | Лапти, светца, прялка, сравнение, пеленою | Научатся определять различные средства выразительности. | Р--самостоятельно формулировать тему и цели урока; П-пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; К- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; | -эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; | |
20 | Обобщение по разделу. Оценка достижений. | Не кажется ли вам, что ритм придает стихам особую музыкальность? Как мелодия этих стихотворений связана с их содержанием? | Ритм, рифма, эпитеты, олицетворение. | Учить анализировать средства художественной выразительности; выразительно читать стихотворения; использовать интонацию; читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. | Р- учиться работать по предложенному учителем плану П- находить ответы на вопросы в тексте К- Умение выражать свои мысли полно и точно. | Адекватная мотивация Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; | |
Великие русские писатели (20 ч.) | |||||||
21 | А. С. Пушкин .Подготовка сообщения « Что интересного я узнал о жизни А. С. Пушкина». | Кто такой А.С.Пушкин? Что мы знаем о великом русском поэте? | Император, сонливость | Научатся прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности | Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; П - ориентироваться в разнообразии способов решения задач; К - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. | Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; | |
22 | Лирические стихи А. С. Пушкина о природе. | Из каких отдельных зарисовок складывается общая картина осени, созданная поэтом? Из каких слов ясно , что зима долго не наступает? | Караван, сень, куртины, на третье в ночь | Научатся различать лирическое и прозаическое произведение | Р-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; П- строить рассуждения; -осуществлять анализ и синтез; К- оформлять свою мысль в устной речи , высказывать свою точку зрения | Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; | |
23 | А. С. Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер». Настроение стихотворения и прием контраста . | Есть ли разница в изображении зимнего вечера и зимнего утра в стихотворении? | Негой, Аврора, вечор, нынче. Веретено, кроет, лачужка, обветшалая кровля | Научится понимать смысл стихотворения и настроение лирического героя | Р- учиться работать по предложенному учителем плану. П- осуществлять анализ и синтез; -устанавливать причинно-следственные связи; -строить рассуждения; К- высказывать и обосновывать свою точку зрения; | Эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; | |
24 | А. С. Пушкин « Сказка о царе Салтане..» Тема сказки. | Можно ли это произведение назвать сказкой? Почувствовали ли вы отношение автора к своим героям? | Светлицы, удел, повариха, ткачиха аршин, пир, грамота, указ, лук, зыбей, клёв, чародей, маковки церквей, граду ,колымагах, двор, престоле, не привальный, терема, | Научатся понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение,. | Р- учиться работать по предложенному учителем плану П- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; К- высказывать и обосновывать свою точку зрения; | Эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; | |
25 | А. С. Пушкин « Сказка о царе Салтане..» События сказочного текста. Сравнение народной и литературной сказки. Особенности волшебной сказки. | Можно ли «Сказку о царе Салтане… » сравнить с народной? | изумруд, в свой удел, бает, дьяка, в чешуе, витизь, четами, дозор обходит, булат, неуказанным товаром, восвояси, холят, пеняет, унимает, латы, ретивое, дух в нём занялся, насилу, | Научатся различать лирическое и прозоическое произведения | Р- учиться работать по предложенному учителем плану П- -осуществлять анализ и синтез; - сравнение, - установление аналогий; К- оформлять свою мысль в устной речи , высказывать свою точку зрения | Эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; | |
2 четверть (24 часа) | |||||||
26 | А. С. Пушкин « Сказка о царе Салтане..» Герои литературной сказки. Нравственный смысл сказки. | Чему сказка А.С. Пушкина интересна современному читателю? | Научатся определять нравственный смысл литературной сказки изумруд, в свой удел, бает, дьяка, в чешуе, витизь, четами, дозор обходит, булат, неуказанным товаром, восвояси, холят, пеняет, унимает, латы, ретивое, дух в нём занялся, насилу, | Р- учиться работать по предложенному учителем плану П - построение рассуждения;- обобщение. К- высказывать и обосновывать свою точку зрения; | Эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; | ||
27 | Подготовка сообщения о И. А. Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове. Скульптурный портрет Крылову. | Кто такой А.И.Крылов? В чем же его успех? | Проза, басня, | Научатся различать в басне изображенные события и замаскированный, скрытый смысл | Р - формулировать и удерживать учебную задачу, П- анализ информации; - обработка информации К- высказывать и обосновывать свою точку зрения; | Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; | |
28 | Мораль басни И. А. Крылова «Мартышка и очки». | Почему баснописец выбрал для своей басни именно Мартышку? Если бы не было морали в басне, то бы вы догадались, какие недостатки людей высмеиваются? | Мартышка, дюжина, полдюжины, темя, нанижет, невежда, познатней | Научатся находить мораль в произведении, представлять героев, характеризовать героев на основе их поступков, инсценировать басню | Р - формулировать и удерживать учебную задачу, П- -осуществлять анализ и синтез; -устанавливать причинно-следственные связи; -строить рассуждения; К- оформлять свою мысль в устной речи , высказывать свою точку зрения | Появление интереса к жанру басни | |
29 | Нравственный урок и мораль басни И. А. Крылова «Зеркало и обезьяна». | В ком легче найти недостатки: в себе или в других? Чему учит эта басня? Чем обезьяна из басни «Зеркало и Обезьяна » похожа на Мартышку из басни «Мартышка и Очки»? | Образ, кум, ужимки, сатира, на руку нечист | Научатся определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении представлять героев, характеризовать героев на основе их поступков, инсценирование басни | Р -работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; П- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; К-умение слушать других, формировать свои мысли в слух | Появление интереса к жанру басни | |
30 | Басня «Ворона и лисица». Характеристика героев басен И. А. Крылова на основе их поступков. | В чём сила басни? Что высмеивают, обличают басни Крылова? | Лесть , льстец, Гнусный, взгромоздиться, пленил, вещуньина, зоб | Научатся определять особенности басни, выделять мораль , представлять героев, характеризовать героев на основе их поступков, инсценирование басни | Р- учиться работать по предложенному учителем плану П - установление аналогий; устанавление причинно-следственных связей; - обобщение. К- высказывать и обосновывать свою точку зрения; | Появление интереса к жанру басни | |
31 | Инсценирование басен И. А. Крылова. | Кто обычно является героями басен И. А. Крылова? Как автор относится к своим героям? Можно ли утверждать, что автор хочет нам рассказать только о животных? | Научатся характеризовать героев на основе их поступков, инсценировать басен | Р -работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; П- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; К-умение слушать других, формировать свои мысли вслух. | Появление интереса к жанру басни | ||
32- 33 | М. Ю. Лермонтов. Подготовка сообщения на основе статьи В.Воскобойникова. М. Ю. Лермонтов. Лирические стих- ния ( «Горные вершины», «Утес», «Осень». настроение и образность. Сравнение лирического текста и произведения живописи. Подбор музыкального сопровождения к лирическому произведению. | Какую музыку: печальную, грустную, протяжную, торжественную- вы могли бы подобрать к стих-нию «Горные вершины»,? Совпадают ли по настроению стих-ние и содержание картины И.Шишкина? В чём особенность в стих-нии «Утес»? Какие краски будут преобладать в иллюстрации, в этих сихотворениях? | Риза, утёс | Научатся видеть скрытый, переносный смысл стихотворения, выразительному чтению, пониманию прочитанного | Р- учиться работать по предложенному учителем плану П- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты К- высказывать и обосновывать свою точку зрения; | Эмоциональность: умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; | |
34 | Подготовка сообщения на основе статьи о детстве и творчестве Л. Н. Толстом. | Какую тайну он поведал своим братьям? Какой идел он вынес из детства и пронес через всю жизнь? | Муравейное братство | Научатся составлять разные виды планов, воссоздавать текст по плану | Р- учиться работать по предложенному учителем плану П- делать выводы в результате индивидуальной работы и совместной работы всего класса К-умение слушать других, формировать свои мысли в слух | Творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий | |
35 | Тема и главная мысль рассказа «Акула». | Можно ли дать другое названия рассказа? | Якорь, артиллерист, застлал | Научатся соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию | Р- учиться работать по предложенному учителем плану П- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; К-умение слушать других, формировать свои мысли в слух | Эмоциональность: умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; | |
36 | Составление различных планов к рассказу «Акула». | Почему с мальчиками произошла беда, едва не закончившая трагедией? | Научатся составлять разные виды планов, воссоздавать текст по плану | Р- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя П-работать по плану, сверяя свои действия с целью, К- высказывать и обосновывать свою точку зрения; | Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции | ||
37 | Л. Н. Толстой «Прыжок». Основная мысль и тема. | Какова основная мысль рассказа «Прыжок».? | Мачта, аршин, раззадорился | Научатся соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию и анализировать поступки героев | Р- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя П- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты К- высказывать и обосновывать свою точку зрения; | Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции | |
38 | Л. Н. Толстой «Лев и собачка». Основная мысль и тема. | Почему лев умер? | Ощетинился, засовы | Научатся соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию, | Р- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя П- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты К- оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание | Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции | |
39 | Особенности прозаического лирического текста. « Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря». Сравнение рассказов. Сравнение текстов разных видов. (текст-рассуждение, текст-описание). | С какой цель Толстой написал эти рассказы? | алмазы | Научатся сравнивать рассказ-описание и рассказ- рассуждения | Р- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя П-синтез; - сравнение, - построение рассуждения;- обобщение. К-умение слушать других, формировать свои мысли в слух
| Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции | |
40 | Обобщение по теме. Оценка достижений. | Какой из прочитанных рассказов произвёл на тебя самое сильное впечатление? | Научатся проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | Р- учиться работать по предложенному учителем плану П- делать выводы в результате индивидуальной работы и совместной работы всего класса К- оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание. | Адекватная мотивация | ||
Поэтическая тетрадь 2 (4 ч.) | |||||||
41 | Знакомство с названием раздела. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИя РАЗДЕЛА. Стихи о природе Н. А. Некрасова «Славная осень!» , «Не ветер бушует над бором..» | Какое настроение возникло у вас при чтении этих произведений? | Поблёкнуть, палицей | Научатся прогнозировать содержание раздела и воспринимать стихи на слух, создавать словесные картины по тексту стихотворения | Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; П- ориентироваться в разнообразии способов решения задач; К- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. | Адекватная мотивация | |
42 | Повествовательное произведение в стихах Дедушка Мазай и зайцы». | Можно ли сказать, что в произведении изображён не сказочный, а реальный случай из жизни? Как относится поэт к главному герою? | Гинут, сажании, гутаря, баграми, гурьбой, зипуном | Научатся читать стихотворение, выражая авторское настроение, объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря | Р – определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. П- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; К-- ставить вопросы,- обращаться за помощью. | Самостоятельная и личная ответственность за свои поступки. | |
43 | Создание словесных картин в стихах К. Д. Бальмонта «Золотое слово» и И. А. Бунина «Детство». И. А. Бунин «Густой зеленый ельник у дороги». Картины природы. | Почему поэт К. Д. Бальмонта «Золотое слово»назвал так стихотворение? Почему поэту » И. А. Бунина «Детство». Важно поделится с читателями своими детскими воспоминаниями? Почему автора привлекают скромные полевые цветы? О чем сиихотворение И. А. Бунин «Густой зеленый ельник у дороги».? | Научатся находить средства художественной выразительности: сравнение, эпитеты, олицетворения, создавать словесные картины по тексту стихотворения | Р – определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; П- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; К- потребность в общении с учителем и сверстниками, умение слушать собеседника. | Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; | ||
44 | Оценка достижений. | Какое стих-ние проивело на тебя особое впечатление? Как считаешщ, одинаковы они по настроению? | Научаться читать стихотворение, выражая авторское настроение, высказывать свои собственные впечатление о прочитанном , оценивать свои достижения | Р –-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; П- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; К- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром | Адекватная мотивация | ||
Литературные сказки (8 ч) | |||||||
45 | Знакомство с названием раздела. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИя РАЗДЕЛА. Д. Н. Мамин- Сибиряк «Аленушкины сказки», «Сказка про Храброго зайца..» Нравственный смысл сказки. | Какие сказки русских писателей вы читали? Где ты встречался с присказкой и в чём её особенность? Зачем писатель придумал сказку про храброго Зайца и рассказал её Аленушке? | Задал, стрекача | Научатся прогназировать содержание раздела, воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение, сравнивать содержание литературной и народной сказок, определять нравственный смысл сказки | Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; П- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; К- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | Адекватная мотивация | |
46 | В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница». Герои сказки. | Докажите, что «Лягушка-путешественница».-сказка? | Присутствие духа | Научатся наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературных сказок, сравнивать героев | Р – определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; П--перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; К-- умение выражать свои мысли полно и точно. | Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; | |
47 | В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница». Составление характеристики лягушки. Составление смешных историй. | Чем похожа героиня сказки В. М. Гаршина на героев народных сказок о животных и чем отличаются отних? | Присутствие духа | Научатся сравнивать и характеризовать героев сказок, используя текст сказки | Р – учиться работать по предложенному учителем плану; П- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; К-- вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; - слушать собеседника; | Самостоятельная и личная ответственность за свои поступки. | |
48 | В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница». Нравственный смысл сказки. | Какое название дал лягушке автор? Что нарушило однажды спокойную лягушачью жизнь? | Научатся сравнивать и определять нравственный смысл сказки, читать в лицах | Р – учиться работать по предложенному учителем плану П- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; К- высказывать и обосновывать свою точку зрения; | Самостоятельная и личная ответственность за свои поступки. | ||
49 | В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказок. | Чем эта сказка схожа и чем различается с русской народной сказкой «Морозко»? | Исстари, платки рубить, студенец,, горнице, почивать | Научатся сравнивать содержание литературной и народной сказок | Р – определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя П-выделения существенных признаков; - сравнение К- высказывать и обосновывать свою точку зрения; | Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; | |
50 | В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение героев сказки. Подробный и выборочный пересказ. | Можно ли сказать , что В.Одоевский для создания своего произведениямиспользовал не только сказку «Морозко» но и другие народные сказки? | Научатся сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки, читать сказку в лицах, наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературных сказках | Р – определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; П--строить рассуждения; - обработка информации; К- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; | ||
3 четверть (30 ч) | |||||||
51 | В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Подробный и выборочный пересказ. | Что в сказке правда, а что не правда? Что сказано «шутки ради, а что в наставленье»? | Научатся определять авторское отношение к изображаемому, наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературных сказках | Р – определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; П--строить рассуждения; - обработка информации; К- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; | ||
52 | Оценка достижений. | В чём отличие литературной сказки от фольклорной? В чём сходство? | Научатся проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работе, представленной в учебнике | Р – проговаривать последовательность действий на уроке; П- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; К- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | Адекватная мотивация | ||
53 | Литературная викторина. | Кому из сказочных героев принадлежать эти слова? | Научатся высказывать своё мнение, отношение, сравнивать и характеризовать героев, использую текс произведений | Р – проговаривать последовательность действий на уроке; П- анализ информации; - обработка информации К- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | Уважительное отношение к мнению других | ||
Были-небылицы (10 ч) | |||||||
54 | Знакомство с названием раздела. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИя РАЗДЕЛА. М. Горький «Случай с Евсейкой». .Знакомство с героями произ-ния. Прием сравнения – основной прием описания подводного царства в рассказе М. Горького | Как вы думаете, это рассказ или сказка? | Лангусты, актинии, кларнет, голотурии, авиатор, сепии, сифонофоры | Научатся прогнозировать содержание раздела, определять особенности рассказа, различать вымышленные события и реальные | Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; П- находить ответы на вопросы в тексте, К -- ставить вопросы,- обращаться за помощью. | Адекватная мотивация | |
55 | М. Горький «Случай с Евсейкой». Прием сравнения – основной прием описания подводного царства в рассказе М. Горького | Почему автор поместил этот рассказ в разделе «были и небылице» | Научатся выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях | Р – проговаривать последовательность действий на уроке; П- находить ответы на вопросы в тексте, К- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя). | Самостоятельная и личная ответственность за свои поступки. | ||
56 | М. Горький «Случай с Евсейкой». Творческий пересказ: сочинение продолжения сказки. | Чего опасался мальчик? | Научатся пересказывать текст подробно и кратко, выборочно, самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории | Р – проговаривать последовательность действий на уроке; П-- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; К-оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; | Самостоятельная и личная ответственность за свои поступки. | ||
57 | К. Г. Паустовский «Растрепанный воробей». Жанр произведения. Герои, характеристика героев. | Какие вопросы волновали К. Г. Паустовского? Что могло быть на самом деле, а что появилось благодаря фантазии, воображению писателя? | Сварливая, торба | Научатся понимать поступки и состояние героев и давать характеристики персанажу | Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; П- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; К -договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; | Самостоятельная и личная ответственность за свои поступки. | |
58 | К. Г. Паустовский «Растрепанный воробей». Выборочный пересказ. | Что же сказочного в произведении К. Г. Паустовского? Чем оно отличается от народной сказки? | Научатся находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль, составлять план для краткого и полного пересказов | Р – проговаривать последовательность действий на уроке; П-- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; К- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. | Самостоятельная и личная ответственность за свои поступки. | ||
59 | А. И. Куприн «Слон» Основные события произведения. | Как вы думаете , в произведении Куприна описываются реальные или вымышленные фантастические события? | Вершка, пудов | Научатся пересказывать текст подробно и кратко, выборочно | Р – проговаривать последовательность действий на уроке; П - анализ, - интерпретация передача информации (устным, письменным, цифровым способами); К - -задавать вопросы, - аргументировать свою позицию | Эстетические потребности | |
60 | А. И. Куприн «Слон». Составление различных вариантов плана. Пересказ. | Можно ли было предложить, что девочку вылечит живой слон? Что необычного в рассказе А. И. Куприн «Слон».? | Научатся составлять план краткого и полного пересказов | Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; П -поиск и выделение необходимой информации К -задавать вопросы, - аргументировать свою позицию | Эстетические потребности | ||
61 | А. И. Куприн «Слон». Подготовка к полному и краткому пересказам. | Не было ли с вами или вашими близкими, знакомыми подобных невероятных историй, которые на вас произвели большие впечтление? | Научатся определять характеристики героев произведения с опорой на текст, находить в тексте слова и выражения, подверждающие высказанную мысль | Р – проговаривать последовательность действий на уроке; П- поиск и выделение необходимой информации К -задавать вопросы, - аргументировать свою позицию. | Эстетические потребности | ||
62 | Оценка достижений. | Какой тебе больше рассказ понравился? Почему? | Научатся рассазывать о прочитанных книгах, читать произведения по ролям | Р- прогнозирование уровня усвоения П -поиск и выделение необходимой информации К- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | Уважительное отношение к чужому мнению | ||
Поэтическая тетрадь 1 (4 ч) | |||||||
63 | Знакомство с названием раздела. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИя РАЗДЕЛА. Стихи о животных С Черного «Что ты тискаешь утенка?», «Воробей». «Слон». Авторское отношение к изображаемому в стихах С. Черного. Отработка выразительного чтения. | Что ты тискаешь утенка? Что объединяет произведения С. Черного? О ком они: о животных или людях? Что в произведении «Слон» похоже на сказку? | Тискаешь, рвется прочь, в свой черед, брыкаться, притиснешь, капут. Вьюшко, бисер | Научатся понимать стихи и правильно, выразительно читать их | Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; П -поиск и выделение необходимой информации К -задавать вопросы, - аргументировать свою позицию | Адекватная мотивация | |
64 | Картины зимних забав в стихах А. Блока. | Какие знакомые сказки напомнили вам стихотворение А.Блока? | Ветхий Лампадка, внемлю, дремные покровы, покров | Научатся находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения, объяснять смысл выражений с опорой на текст | Р-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. П -поиск и выделение необходимой информации; К- -договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; | Стремиться к совершенствованию собственной речи | |
65 | С. А. Есенин «Черемуха». Сравнение стих-ний разных авторов на одну тему. | Почему стихотворенияпоэта проникнуты любовью к природе? | Пряная, вкрадчиво | Научатся понимать и чувствовать окружающую природу | Р – проговаривать последовательность действий на уроке; П -поиск и выделение необходимой информации К--слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; | Стремиться к совершенствованию собственной речи | |
66 | Оценка достижений. | А чём пишут авторы свои стихи с которыми вы познакомились в этом разделе? | Научатся сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему, проверять правильность высказывания, сверяя с текстом, самостоятельно оценивать свои достижения | Р- прогнозирование уровня усвоения П-- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; К- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром | Адекватная мотивация | ||
Люби живое (13 ч.) | |||||||
67 | Знакомство с названием раздела. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИя РАЗДЕЛА. М. Пришвин «Моя Родина» Заголовок – «входная дверь» в текст. | Что по вашему мнению , объединяет все произведения, включенные в раздел «Люби живое»? С чего начинает и чем заканчивает своё произведение писатель? | Научатся прогназировать содержание раздела, планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения, | Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; П- сбор, обработка, анализ, передача информации К- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром | Адекватная мотивация | ||
68 | Сочинение на основе художественного текста. Тема «моя Родина»- основная мысль текста. | Какой смысл вкладывает М.Пришвин в слово Родина? | кладовая | Научатся определять основную мысль рассказа, понимать нравственный смысл рассказа | Р- - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; П-- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; К-оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; | гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, | |
69 | И. С. Соколов-Никитов «Листопадничек». Определение жанра произведения. | В чём своеобразие сказки листопад?можно ли его назвать позновательной? | хатка | Научатся определять жанр произведения, сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора | Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; П- сбор, обработка, анализ, передача информации К - -задавать вопросы, - аргументировать свою позицию | Стремиться к совершенствованию собственной речи | |
70 | И. С. Соколов-Никитов «Листопадничек».Составление рассказа о герое. Творческий пересказ: дополнение содержания текста. | Что писатель мог наблюдать в природе на самом деле, а что подсказали ему воображения, фантазия? | Научится пересказывать произведение на основе плана | Р – определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя П-- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; К - -задавать вопросы, - аргументировать свою позицию | Стремиться к совершенствованию собственной речи | ||
71 | В. И. Белов «Малька провинилась», «Еще про Мальку ». Озаглавливание текста, герои рассказа. | Что общего в этих рассказах? Над чем тебя заставили поразмышлять рассказы о Мальке? | Батявка, плёсо | Научится озаглавливать текст, описывать характер и поведение героев рассказа. | Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; П- сбор, обработка, анализ, передача информации К- формулировать собственное мнение и позицию; - задавать вопросы; | Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции | |
72 | В. В. Бианки «Мышонок Пик». Построение рассказа. | Что писатель мог наблюдать в жизни, а что придумал, когда сочинял историю про мышонка Пика? | Научится построению рассказа. | Р – определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя П- сбор, обработка, анализ, передача информации К- слушать и понимать речь других | Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции | ||
73 | В. В. Бианки «Мышонок Пик». Главные герои рассказа, их характеры. | Чем Бианки хотел поделиться с читателем? | Научится описывать характеры главных героев. | Р – проговаривать последовательность действий на уроке; П- сбор, обработка, анализ, передача информации К- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя). | Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции | ||
74 | В. В. Бианки «Мышонок Пик». Составление плана на основе названия глав. | Чем могли закончиться приключения мышонка? | Научится составлять план на основе названия глав для пересказа произведения. | Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; П -поиск и выделение необходимой информации К- слушать и понимать речь других | Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции | ||
75 | Б. С. Житков «Про обезьянку». Герои рассказа. | От чьего имени ведется рассказ? | Десятина, казенный, контора | Научится давать характеристику главным героям. | Р – проговаривать последовательность действий на уроке; П- сбор, обработка, анализ, передача информации К- слушать и понимать речь других | Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции | |
76 | Б. С. Житков «Про обезьянку». Основные моменты рассказа, краткий пересказ. | Почему мальчику пришлось отказаться от обезьянки, сожалели ли об этом окружающие? | Десятина, казенный, контора | Научится пересказывать текст по плану. | Р- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; П- сбор, обработка, анализ, передача информации К- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя). | Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции | |
77 | В. П. Астафьев «Капалуха». Герои произведения. | Какую птицу охотники называют капалухой? Откуда такое название? | Валежник, космы. | Научатся оценивать поступки главных героев. | Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; П -поиск и выделение необходимой информации К- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя). | Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции | |
78 | В. Ю. Драгунский «Он живой и светится». Нравственный смысл рассказа. | О ком написал автор свое произведение? Как ты понимаешь название рассказа? | Научатся понимать нравственный смысл рассказа. | Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; П—сбор, обработка, анализ, передача информации К- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя). | Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции | ||
79 | Оценка достижений. | Что нового узнал о жизни животных, их повадках, отношениях между людьми и «братьями нашими меньшими»? Какие рассказы запомнились больше всего? | Научится отличать художественные рассказы от научно-познавательных. | Р- прогнозирование уровня усвоения П -поиск и выделение необходимой информации К - вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; - слушать собеседника; | Адекватная мотивация | ||
Поэтическая тетрадь 2 (6ч) | |||||||
80 | Знакомство с названием раздела. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИя РАЗДЕЛА. С. Маршак «Гроза днем». Заголовок стих-ния. | Какое настроение возникло у вас при чтении этого произведения? Какие слова находит поэт, чтобы передать звуки грома? | Научатся прогнозировать содержание раздела и воспринимать стихи на слух, создавать словесные картины по тексту стихотворения | Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; П- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую К - вести устный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; - слушать собеседника; | Адекватная мотивация | ||
4 четверть (27ч) | |||||||
81 | С. Маршак «В лесу над росистой поляной». Заголовок стих-ния.Отработка выразительности. | Как можно озаглавить стихотворение? Почему голос кукушки назван стеклянным и «звучит, как вопрос и ответ»? | Научить анализировать поэтическое изображение птиц в стихах; выразительно читать стихотворения; использовать интонацию; читать стихотворные произведения наизусть (по выбору | Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; П- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую К- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя). | Стремиться к совершенствованию собственной речи | ||
82 | А. Л. Барто «Разлука», «В театре». Выразительное чтение. | Действительно ли все поступки в стихотворении «Разлука» мальчик совершал для мамы? Можно ли осуждать девочек в стихотворении «В театре» за их поведение? Сравните эти два стихотворения. | Балет, гамма. | Научить находить рифму в произведении, сравнивать и составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст , оценивать события, героев произведения | Р- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; П- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую К- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя). | Стремиться к совершенствованию собственной речи | |
83 | С. В. Михалков «Если» Е. А. Благинина «Кукушка», «Котенок». Заголовок стих-ния. Выразительное чтение.Заголовок стих-ния. Выразительное чтение. | Почему автор назвал своё стихотворение «Если»? Почему Е. А. Благинина так много пишет о любви к животным? | Научатся читать выразительно стихи, передавая настроения автора. | Р- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; П- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую К- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя). | Стремиться к совершенствованию собственной речи | ||
84 | Проект: «Праздник поэзии». | Какие стихотворения русских поэтов о временах года и о природе вы знаете? | Научатся читать выразительно стихи, передавая настроения автора, научиться самим сочинять стихотворения. | Р- находить смысловые связи в произведении и жизни П- рефлексия способов и условий действий. К- договариваться о распределении функций и ролей совместной деятельности. | Адекватная мотивация | ||
85 | Оценка достижений. | На какую тему, о ком пишут Маршак, Михалков, Барто, Благинина? | Научатся выразительно читать стихотворения | Р- прогнозирование уровня усвоения П -поиск и выделение необходимой информации К-- вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; - слушать собеседника; | Адекватная мотивация | ||
Собирай по ягодке - соберёшь в кузовок (11 ч) | |||||||
86 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б. В. Шергин «Собирай по ягодке – соберешь кузовок». Соотнесение пословицы и содержания произведения. | Почему автор дал название своему рассказу пословицей? Как вы понимаете эту пословицу? Какие пословицы встретились в тексте и каково их значение? | Штукарное и молярное дело, вылощил | Научатся находить в тексте пословицы, и объяснять их смысл, соотносить пословицы и содержания произведений | Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; П- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую К - вести устный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; - слушать собеседника; | Адекватная мотивация | |
87 | А. П. Платонов «Цветок на земле».Герои рассказа, особенности речи героев. Чтение по ролям. | Почему автор так озаглавил свой рассказ? Как Вы его понимаете? | Осерчал | Научатся находить в тексте пословицы, и объяснять их смысл. Научатся выразительно читать юмористические рассказы по ролям | Р - учиться работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке; П -оформлять свои мысли в устной и письменной форме. К- -выразительно читать и пересказывать текст. | Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции | |
88 | А. П. Платонов «Еще мама». Чтение по ролям. | Почему автор так озаглавил свой рассказ? Как Вы его понимаете? | Оробел, ступай, | Научатся выразительно читать по ролям, соблюдая особенности речи героев. | Р - -работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; П –-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; К- -выразительно читать и пересказывать текст. | Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции | |
89 | М. М. Зощенко «Золотые слова». Смысл названия рассказа. Главная мысль произведения. Герои. | Как вы думаете, о чем рассказ? Почему автор выбрал именно такое название? | Абсурд, прельщала | Научатся находить в тексте пословицы, и объяснять их смысл, соотносить пословицы и содержания произведения, читать по ролям, учитывая особенности речи героев. | Р- выбирать действие в связи с поставленной задачей и условиями ее реализации П -находить ответы на вопросы в тексте
К- выразительно читать и пересказывать текст. | Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции | |
90 | М. М. Зощенко «Золотые слова». Особенности юмористического рассказа. | Какие слова автор назвал «золотыми»? И почему? В чем особенность юмористического рассказа? | «Золотые слова» | Научатся находить в тексте пословицы, и объяснять их смысл, соотносить пословицы и содержания произведения, читать по ролям, учитывая особенности речи героев, научатся определять особенности юмористичес ких рассказов | Р- выбирать действие в связи с поставленной задачей и условиями ее реализации; П -делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; К- -слушать и понимать речь других. | Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции | |
91 | М. М. Зощенко «Великие путешественники». Особенности юмористического рассказа. Герои. | Почему автор назвал ребят «Великими путешественниками»? По каким признакам можно назвать этот рассказ юмористическим? Почему? | космография | Научатся выделять особенности юмористического рассказа, выразительно читать, описывать главных героев, их характер, определять главную мысль юмористического рассказа. | Р- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; П --делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; К -слушать и понимать речь других. | Творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий | |
92 | М. М. Зощенко «Великие путешественники». Восстановление порядка событий. | О чем важном хотел нам рассказать Зощенко? Одинаково поведение ребят в рассказе? Кто больше понравился и почему? | Научатся выделять особенности юмористического рассказа, выразительно читать, описывать главных героев, пересказывать текст, восстанавливать порядок событий | Р - составлять план и последовательность действий; П --оформлять свои мысли в устной и письменной форме; К- -выразительно читать и пересказывать текст. | Творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий | ||
93 | Н. Н. Носов «Федина задача». Особенности юмористического рассказа. Анализ заголовка. | Можно ли этот рассказ назвать юмористическим? Почему? Определи особенности юмористического рассказа. Почему автор дал такое название своему рассказу? | Титулярный советник, полудённое море. | Научатся выделять особенности юмористического рассказа, находить связь заглавия и содержания рассказа | Р- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; П –-находить ответы на вопросы в тексте К- -выразительно читать и пересказывать текст. | Творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий | |
94 | Н. Носов «Телефон». «Друг детства». Особенности юмористического рассказа. Анализ заголовка. Сборник юмористических рассказов Н.Носова. | В чем особенность данного юмористического рассказа? | Научатся выразительно читать по ролям, находить особенности юмористических рассказов, выявлять характер героев. | Р -учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; П -находить ответы на вопросы в тексте К -выразительно читать и пересказывать текст. | Творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий | ||
95 | Оценка достижений. | Какие юмористические рассказы понравились больше всего? В чем особенность таких рассказов? Кто является героями? | Научатся высказывать своё мнение, отношение, сравнивать и характеризовать героев, выразительно читать по-ролям. | Р- прогнозирование уровня усвоения П -поиск и выделение необходимой информации К - вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; - слушать собеседника. | Адекватная мотивация | ||
По страницам детских журналов (5 ч) | |||||||
96 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. «Мурзилка» и «Веселые картинки» - самые старые журналы. | Какие журналы вы читали? А какие интересные журналы Вам читали ваши родители? | Периодическая печать | Научатся прогнозировать содержание раздела, , высказывать своё мнение, отношение, находить в журнале полезную информацию. | Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; П -поиск и выделение необходимой информации; К -учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя). | Адекватная мотивация | |
97 | Ю. И. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели». Пересказ. | О чем проговорился попугай? Почему получилась такая неприятность? | Вежливость, доброта, отзывчивость | Научатся: - составлять план подробного пересказа текста, -пересказывать текст, -находить главную мысль текста. | Р- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; П -преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. К-учиться работать в паре, группе; | Стремиться к совершенствованию собственной речи | |
98 | Г. Остер «Вредные советы». Создание собственного сборника добрых советов. | Почему писатель даёт именно такие советы? Можно ли эти советы переделать в добрые | Доброта, отзывчивость | Осознают то, что не все бывают советы добрыми. Научатся составлять свои добрые советы. | Р- проговаривать последовательность действий на уроке; П -делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; К-учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя). | Адекватная мотивация | |
99 | Г. Остер «Как получаются легенды». Что такое легенда. Легенды своей семьи, своего города, Своего дома. Пересказ. | Что такое легенда? Как получаются легенды? | Легенда, миф. | Научатся отличать легенды от других литературных произведений. Узнают новые интересные легенды. Научатся сочинять легенды. | Р-ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. П- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; К- слушать и понимать речь других; | Творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий | |
100 | Р. Сеф «Веселые стихи». Выразительное чтение. Оценка достижений. | Почему автор назвал свои стихи веселыми? | Опера, ария, вальс. | Научатся выразительно читать стихотворения и оценивать свои результаты | Р-учиться работать по предложенному учителем плану П-преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты К--выразительно читать и пересказывать текст; | Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции | |
Зарубежная литература (7ч) | |||||||
101 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Древнегреческий миф. «Храбрый Персей». | Кто такой Персей? Как ему удалось перехитрить злую колдунью? | Храбрость, подвиг, скитался, бессердечная, вельможи | Научатся читать выразительно, осознанно текст; – давать характеристику главным героям; | Р- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, П - ориентироваться в разнообразии способов решения задач; К- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | Адекватная мотивация | |
102 | Древнегреческий миф. «Храбрый Персей». Отражение мифологических представлений людей в древнегреческом мифе. Мифологические герои и их подвиги. Пересказ | Почему Персей стал славным героем? Помнят ли о нем люди в наше время? | Храбрость, подвиг, скитался, бессердечная, вельможи | Научатся характеризовать героев на основе анализа их поступков – читать выразительно, осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль; – давать характеристику главным героям; | Р- составлять план и последовательность действий; П - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; К-выразительно читать и пересказывать текст; | Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции | |
103 | Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок».Нравственный смысл сказки. | Почему Г. Х. Андерсен так назвал свою сказку? | Сочувствие, переживание, ликующий крик, орава, несуразный | Учить оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; | Р-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. П - перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую К -учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя). | Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции | |
104 | Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок». Создание рисунков к сказке. | Какие иллюстрации помогут передать содержание сказки подробно.? | Сочувствие, переживание, ликующий, орава, несуразный | Научить оценивать персонажей по их поступкам и особенностям речи. | Р-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; П - узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов. К-учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя). | Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции | |
105 | Оценка достижений. Итоги года. Литературная викторина. | С какими новыми авторами Вы познакомились? | Научатся проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | Р- прогнозирование уровня усвоения; П -поиск и выделение необходимой информации; К- вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; - слушать собеседника; | Адекватная мотивация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно тематическое планирование по литературному чтению ШКОЛА РОССИИ ФГОС 2012-2013 уч.г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Тематическое планирование разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственног...
Рабочая программа по УМК "Школа России" ФГОС 2 класс по литературному чтению
Рабочая программа по УМК "Школа России" ФГОС 2 класс...
ФГОС Рабочая программа по литературному чтению 2 класс, УМК "Школа России".Календарно-тематическое планирование с УУД , в соответствии с ФГОС.
Рабочая программа по литературному чтению 2 класса, УМК «Школа России», составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.Рабочая п...
КТП по литературному чтению "Школа России" ФГОС 4 класс
КТП по литературному чтению "Школа России" ФГОС 4 класс...
Рабочая программа по литературному чтению "Школа России" ФГОС 3 кл.
Данная рабочая программа по литературному чтению предназначена для учителей начальных классов, работающих в 3 классе по учебно-методическому комплекту "Школа России". Программа включает в себя пояснит...
1класс Рабочая программа по литературному чтению "Школа России" ФГОС
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс включает в себя пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание программы, требования к уровню подготовки обучающихся, планируемые результ...
1класс Рабочая программа по литературному чтению "Школа России" ФГОС
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс включает в себя пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание программы, требования к уровню подготовки обучающихся, планируемые результ...
Комментарии
Огромное вам СПАСИБО!
Огромное вам СПАСИБО!