Рабочая программа по окружающемму миру 4 класс
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) по теме

Ильясова Хамдия Фаизовна

Рабочая программа по окружающему миру ( школа России)  с приложением контрольных работ - тестов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_okruzhayuschiy_mir.doc364 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное  общеобразовательное учреждение   «Беленская основная общеобразовательная школа»

Принято»        «Утверждаю»

Руководитель МО        Директор школы        __________Хайбулина Н.В.

____________Валиулина Н.А

Протокол №___от___________        Приказ №___от_________

Рабочая программа

по окружающему миру 4класс

(базовый уровень)

на 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования ,Федерального компонента государственных образовательных стандартов по предметам, примерных программ для общеобразовательных учреждений  и авторской программы «Окружающий мир »  А.А. Плешакова

Составитель :Ильясова Х.Ф.

учитель  первой категории .

с Беленькое2013 г

Содержание рабочей программы

Паспорт программы         

Пояснительная записка

Требования к уровню подготовки обучающихся        

Поурочное календарное планирование с перечнем контрольных,

лабораторных, практических работ и экскурсий         

Содержание учебного предмета

Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки         

Учебно-методическое обеспечение для учителя и для учащихся         

Приложения

Контрольно-измерительные материалы по курсу

                        Паспорт рабочей программы

Тип программы:  программа полного общего образования                                                            

Статус программы: рабочая программа учебного курса                                                                                      

 Назначение программы:

  • для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
  • для педагогических работников МКОУ         Беленская  ООШ программа определяет приоритеты в содержании полного общего образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;
  • для администрации МКОУ Беленская ООШ программа является основанием для определения качества реализации полного общего образования.

Категория обучающихся: учащиеся 4 класса МКОУ Беленская  ООШ

Сроки освоения программы: 1 год.                                                                                                          

 Объем учебного времени: 68 часа.    

 Форма обучения: очная.                

 Режим занятий: 2 часа  в неделю.

Формы контроля: текущий и итоговый контроль, тестирование, устный опрос, срез знаний.

                                                Раздел 1 Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру разработана в соответствии с Положением о рабочей программе МКОУ «Беленская основная общеобразовательная школа»,  Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования 2007 года, годовым календарным графиком и учебным планом школы, на основе программы авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой МО  РФ (Концепция и программы для начальных классов  УМК « ШКОЛА РОССИИ» М.: Просвещение, 2010 )

Учебно-методический комплект:

Курс обеспечен:

•        Учебник: А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. 4 класс. Ч.1,2.-М.:Просвещение, 2005.

•        Рабочая тетрадь к учебнику: А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. 4 класс. Ч.1,2.-М.:Просвещение, 2013.

•        Тесты. А.А.Плешаков. Просвещение.4 класс.2009.

•        Тетрадь на печатной основе А.А.Плешаков «Мир вокруг нас». Проверим себя. Изд-во «Вита-пресс», 2012.

•        «Школа  России» Концепция и программы для начальных классов – М.: «Просвещение», 2010.

                                                                               Общая характеристика учебного предмета

   Учебный курс «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер.

Его цель — воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека — доброта, терпимость, ответственность.

К числу важнейших задач курса относятся воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно-научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.

Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.

                             Цели обучения

Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

•        развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

•        освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;

•        воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

В процессе освоения содержания Окружающего мира учащиеся приобретают общие учебные умения, навыки, осваивают способы деятельности, предусмотренные стандартом начального общего образования.  К числу важнейших относятся наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения (опыта); выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов; проведение простейших измерений разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов; работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов; работа с учебными и научно-популярными текстами и др.

                                                                              Место предмета в базисном учебном плане

    Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения окружающего мира в 4 классе отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю.

Количество часов в неделю по программе - 2

Количество часов в неделю по учебному плану - 2

Количество часов в год – 68

Количество экскурсий – 3

                                                      Ценностные ориентиры содержания курса

Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Раздел 2 Требования к уровню подготовки

                         В результате изучения окружающего мира ученик должен

                          знать/понимать

•        название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);

•        государственную символику России;

•        государственные праздники;

•        основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;

•        общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

•        правила сохранения и укрепления здоровья;

                        •        основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);

уметь

•        определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);

•        различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;

•        различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);

•        приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2—3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;

•        показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы; равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некото        рые города России (родной город, столицу, еще 1—2 города);

•        описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

•        обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;

•        ориентирования на местности с помощью компаса;

•        определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;

•        установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

•        ухода за растениями (животными);

•        выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья и безопасного поведения;

оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;

•        удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае,

родной стране, нашей

        

Раздел 3  Календарно- тематическое планирование

П.п

Тема

Кол-во часов

Тип урока

Планируемые образовательные результаты

Виды и формы деятельности

Дата

Земля и человечество (10 ч)

1

Мир глазами астронома..

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Знать нашей планеты, планет Солнечной системы. Понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательного интереса о нашей планете

Фронтальный

Устный опрос

2

Планеты Солнечной системы. 

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Знать название нашей планеты, название планет солнечной системы. Понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь работать с готовыми моделями

Фронтальный

Устный опрос

3

Звёздное небо – великая книга природы. 

1

Комбинированный урок

Уметь работать с готовыми моделями, создавать несложные модели планет и созвездий

Фронтальный

Устный опрос

4

Мир глазами географа..

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря

Фронтальный

Устный опрос

5

Пояса Земли. 

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Знать тепловые пояса Земли. Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, тепловые пояса Земли

Фронтальный

Устный опрос

6

Мир глазами историка. 

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Уметь описывать отдельные события из истории Отечества

Фронтальный

Устный опрос

7

Когда и где? 

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Уметь описывать отдельные события из истории Отечества, использовать ленту времени

Фронтальный

Устный опрос

8

Прошлое и настоящее глазами эколога..

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Уметь использовать приобретённые знания для оценки воздействия человека на природу, выполнение правил поведения в природе и участие в её охране

Фронтальный

Устный опрос

9

Сокровища Земли под охраной человечества

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Знать правила поведения человека, памятники истории и культуры. Уметь использовать знания для оценки в воздействия человека на природу

Фронтальный

Устный опрос

10

Сокровища Земли под охраной человечества. (продолжение)

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Знать правила поведения человека, памятники истории и культуры. Уметь использовать знания для оценки в воздействия человека на природу

Тематический

Тест

11

Равнины и горы России..

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Знать понятия «равнины», «горы».

Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки

Фронтальный

Устный опрос

12

Моря, озёра и реки России...

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Знать виды водоёмов. Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки

Фронтальный

Устный опрос

13

Зона арктических пустынь. 

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных арктических пустынь

Фронтальный

Устный опрос

14

Тундра. 

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных тундры

Фронтальный

Устный опрос

15

Леса России. 

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов, правила поведения в природе. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных леса

Фронтальный

Устный опрос

16

Лес и человек.

1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

Понимать основные правила поведения в окружающей среде. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2 – 3 представителя из изученных), раскрывать особенности их внешнего вида и жизни

Тематический

Проверочная

Тест

17

Зона степей. 

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных степей

Фронтальный

Устный опрос

18

Пустыни. 

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных пустыни

Фронтальный

Устный опрос

19

У Чёрного моря..

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Знать общие  условия, необходимые для жизни организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных Черноморского побережья

Фронтальный

Устный опрос

20

Экологическое равновесие. 

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов, знать и выполнять правила поведения в природе

Фронтальный

Устный опрос

21

Наш край. 

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Знать название родного города. Уметь показывать на карте родной край, выполнять основные правила поведения в окружающей среде

Фронтальный

Устный опрос

22

Поверхность нашего края..

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Уметь показывать на карте, глобусе горы, равнины, реки, различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы

Фронтальный

Устный опрос

23

Водоёмы нашего края. 

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, моря, реки

Фронтальный

Устный опрос

24

Наши подземные богатства..

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о подземных богатствах

Фронтальный

Устный опрос

25

Земля – кормилица..

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Знать понятие «почва», состав воды и почв.      Уметь определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры); различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы

Фронтальный

Устный опрос

26

Жизнь леса. 

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Знать основные правила поведения в окружающей среде

Фронтальный

Устный опрос

27

Растения и животные леса.

1

Экскурсия

Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, о жизни леса; приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2 – 3 представителя) леса, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни

Фронтальный

Устный опрос

28

 Жизнь луга. 

1

. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Знать основные правила поведения в окружающей среде

Фронтальный

Устный опрос

29

Растения и животные луга.

1

Экскурсия

Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, о жизни луга; приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2 – 3 представителя) луга, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни

Фронтальный

Устный опрос

30

Жизнь пресного водоёма.

1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

Знать основные правила поведения в окружающей среде

Тематический

Тест

31

Растения и животные пресного водоёма.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, о жизни пресного водоёма; приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2 – 3 представителя) пресного водоёма, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни

Фронтальный

Устный опрос

32

Растениеводство в нашем крае.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Знать отрасли растениеводства в родном крае.      

Уметь выполнять правила ухода за культурными растениями

Фронтальный

Устный опрос

33

Незаметные защитники урожая. 

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Уметь устанавливать взаимосвязи в природе, ухаживать за культурными растениями

Фронтальный

Устный опрос

34

Животноводство в нашем крае.

1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

Знать отрасли животноводства в родном крае.      

Уметь ухаживать за домашними животными

Тематический

Проверочная работа

35

Начало истории человечества. 

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Знать, что изучает наука «история». использовать ленту времени

Фронтальный

Устный опрос

36

Мир древности: далёкий и близкий. 

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Знать историю древнего мира. Использовать  ленту времени

Фронтальный

Устный опрос

37

Средние века: время рыцарей и замков..

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Знать историю Средних веков

Фронтальный

Устный опрос

38

Новое время: встреча Европы и Америки..

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Знать выдающихся людей Нового времени. Уметь работать с географической картой

Фронтальный

Устный опрос

40

Жизнь древних славян..

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Знать название нашей родной страны и её столицы, историю Древней Руси. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать отдельные события из истории Отечества

Фронтальный

Устный опрос

41

Во времена Древней Руси..

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Знать название нашей родной страны и её столицы, историю Древней Руси. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать отдельные события из истории Отечества

Фронтальный

Устный опрос

42

Страна городов.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Знать название нашей родной страны и её столицы, историю Древней Руси. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать отдельные события из истории Отечества

Фронтальный

Устный опрос

43

Из книжной сокровищницы Древней Руси..

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Знать музеи России. Уметь описывать отдельные события из истории Отечества

Фронтальный

Устный опрос

44

Трудные времена на Русской земле. 

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Знать историю Древней Руси, выдающихся людей, патриотов. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России

Фронтальный

Устный опрос

45

Русь расправляет крылья. 

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Знать историю Древней Руси, выдающихся людей, патриотов. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России

Фронтальный

Устный опрос

46

Куликовская битва. 

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Знать историю Древней Руси, выдающихся людей, патриотов. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать события Куликовской битвы

Фронтальный

Устный опрос

47

Иван Третий. 

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Знать реформы Ивана Третьего. Уметь описывать отдельные события из истории Отечества

Фронтальный

Устный опрос

48

Мастера печатных дел..

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Знать историю книгопечатания на Руси, патриотов России, реформы Петра Великого. Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родной стране

Фронтальный

Устный опрос

49

Патриоты России. 

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Знать историю книгопечатания на Руси, патриотов России, реформы Петра Великого. Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родной стране

Фронтальный

Устный опрос

50

Пётр Великий..

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Знать историю книгопечатания на Руси, патриотов России, реформы Петра Великого. Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов.

Фронтальный

Устный опрос

51

Михаил Васильевич Ломоносов.

1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

Знать историю развития образования на Руси

Тематический

Проверочная работа

52

Екатерина Великая. 

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Знать реформы Екатерины Великой

Фронтальный

Устный опрос

53

Отечественная война 1812 года. 

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Знать значение и полководцев Отечественной войны 1812 года.      

Уметь работать с исторической картой.

Фронтальный

Устный опрос

54

Страницы истории XIX века. 

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Знать историю России 19 века.      

Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России

Фронтальный

Устный опрос

55

Россия вступает в XX век..

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов о родной стране, описывать отдельные события из истории Отечества

Фронтальный

Устный опрос

56

Страницы истории 20 – 30-х годов. 

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Знать страницы истории России в 1920 – 1930-х годах. Уметь описывать исторические события в начале20 века в России

Фронтальный

Устный опрос

57

Великая война и Великая Победа. 

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Знать значение победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг., героев ВОВ; первого космонавта, выдающихся людей

Фронтальный

Устный опрос

58

Страна, открывшая путь в космос.

1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

Уметь описывать исторические события, пользуясь исторической картой

Тематический

Проверочная работа

59

История вокруг нас

1

Урок комплексного применения ЗУН.

Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной   информации о родном крае, родной стране, нашей планете

Фронтальный

Устный опрос

60

Основной закон России и права человека. 

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Знать государственные праздники, Основной закон России. Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной   информации

Фронтальный

Устный опрос

61

«Дети имеют право на особую заботу и помощь»..

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Знать государственные праздники, Основной закон России. Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов.

Фронтальный

Устный опрос

62

Мы – граждане России. 

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Знать Основной закон России и права человека, название нашей родной страны и её столицы. Уметь описывать традиции, обычаи народов, населяющих Россию

Фронтальный

Устный опрос

63

Славные символы России. 

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Знать государственную символику России. Уметь описывать историю создания гимна, герба, флага

Фронтальный

Устный опрос

64

Такие разные праздники.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Знать государственные праздники. Уметь описывать государственные праздники, традиции народов России

Фронтальный

Устный опрос

65

Путешествие по России.

1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

Знать города России, правила работы с географической картой. Уметь показывать на карте границы России

Тематический

Тест

66-68

Путешествие по России. Что мы узнали и чему научились за год итоговые уроки).

3

Уроки изучения и первичного закрепления новых знаний.

Экскурсия

Знать города России, правила работы с географической картой. Уметь показывать на карте границы России

Фронтальный

Устный опрос

                                           Раздел  4  Содержание учебного материала

Наименование разделов

Количество часов

Требования к уровню подготовки

общее

На экскурсии

На практические работы

Знать/понимать

Уметь

Использование зун в практической деятельности повседневной

жизни

Земля и человечество

10часов

-

3 часа

Название нашей планеты, условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода.

Показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названий)

Удовлетворение познавательных интересов, поиска дополнительной информации о нашей планете

Природа России

10 часов

-

6 часов

Общие условия, необходимые для жизни живых организмов, основные правила поведения в окружающей среде, название родной страны и её столицы

Показывать на карте границы России, приводить примеры представителей разных групп растений и животных, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни.

Обогащение жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, сравнения; оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в её охране.

Родной край- часть большой страны

14 часов

2 часа

9 часов

Название региона, родного посёлка, основные достопримечательности

Показывать на карте родной город

Удовлетворение познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае

Страницы Всемирной истории

5 часов

-

-

Удовлетворение познавательных интересов о картинах быта, труда, традиций людей в разные исторические времена

Страницы истории Отечества

20 часов

-

3 часа

Описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества

Удовлетворение познавательных интересов, поиска дополнительной информации о  родной стране.

Современная Россия

9 часов

1 час

1 час

Государственную символику России, государственные праздники, название страны и её столицы

Показывать на карте границы России, некоторые города России (столицу и ещё 1-2 города)

68 часов

3 часов

22 часа

                         Земля и человечество (10 ч)

Мир глазами астронома, Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет, Земля —планета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года.

 Звездное небо великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории.  Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды - задача всего человечества. Международное сотрудничество и области охраны окружающей среды.

Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте: знакомство с историческими картами.

Природа России (10 ч)

Разнообразие   и   красота   природы   России.   Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).

Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, лона лесом, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон. охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности  людей.

Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов па карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растении различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.

                                          Родной край - часть большой страны (14ч)

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности  в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоёмы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана  недр   в нашем  крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т.д.). Охрана почв и нашем крае.

Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных

Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресною водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.

Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью  атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.

 Страницы всемирной истории (5 ч)

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество, Древний мир; древние сооружения — свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время: достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз. железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время, представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

                     Страницы истории Отечества (20 ч)

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна городов. Киев - столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в XIII -XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.

Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII- XV вв.

Наше Отечество в XVI —XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы   Минина   и Дмитрия   Пожарского.   Утверждение новой   царской династии   Романовых.   Освоение Сибири,   Землепроходцы.  Культура, быт и нравы страны в XVI — XVII вв.

Россия и XVIII в. Петр Первый — царь-преобразователь. Новая столица России Петербург. Провозглашение России империей. России при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: Л. В. Суворов. Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы   России и XVIII в.

Россия в Х1а — начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр  Второй. Культура, быт и нравы России в XIX - начале XX в.

Россия в XX в. Участие России в  Первой мировой войне. Николай  Второй - последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР.  Жизнь страны в 20- 30-е гг. Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы — всенародный праздник.

Наша страна в 1945—1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция –«Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.

Прошлое родного края. Истории страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села)

Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.

Современная Россия (9 ч)

Мы - граждане России. Конституция России - наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина.   Права ребенка.

Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство. Государственная символика нашей страны (флаг, герб. гимн). Государственные праздники. Многонациональный состав населения   России.

Регионы России: Дальний Восток. Сибирь, Урал, Север Европейской России. Центр Европейской России. Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.

                                                                          Раздел 5 Контроль обученности

 Особенности организации контроля по окружающему миру

Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область «Окружающий мир», оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.

Фронтальный опрос проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материал (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.

Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.

Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т. п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.

При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются также контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т. п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей.

Интересной формой письменной формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются графические работы. Здесь учитель проверяет осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком-схемой.

Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественно-научные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;

нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;

неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;

ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;

незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;

отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; не умение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;

ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;

неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

Недочеты:

преобладание при описании объекта несущественных его признаков;

неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;

отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;

неточности  в определении  назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;

неточности при нахождении объекта на карте.

Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

 Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.

Раздел 6 Материально- техническое обеспечение образовательного процесса

Для учителя:

  1. А. А. Плешаков. «Мир вокруг нас». 4 класс. Учебник
  2. А. А. Плешаков. Рабочая тетрадь. 4 класс.
  3. А. А. Плешаков. Тетрадь «Проверь себя». 4класс.
  4. Е. П. Фефилова, Е. А. Поторочина «Поурочные разработки по курсу «Мир вокруг нас».
  5. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы.
  6. Дополнительная литература по темам учебника: «Аванта +», детская энциклопедия.
  7. «Я познаю мир» (энциклопедия)
  8. Дмитриева О.И. Поурочные разработки по курсу “Окружающий мир”: 4 класс. – М.:     ВАКО, 2007    
  9. Е.М. Тихомирова. Поурочные разработки по курсу “Окружающий мир”: 4 класс. – М.:        

             «ЭКЗАМЕН», 2007                                                                                                                                                                                                                                    Для ученика:

                                                                                                                                                                                                                                         

  1. А. А. Плешаков. «Мир вокруг нас». 4 класс. Учебник

А. А. Плешаков. Рабочая тетрадь. 4 класс.

Игра- лото  Знакомство с окружающим миром. О чём речь? Из блокнота натуралиста.

Игра-лото Знакомство с окружающим миром   Культпоход

Электронные диски компании « Новый диск»

  1. Занимательная наука Основы естествознания
  2. Занимательная наука Всемирная история
  3. Мифы древней Греции
  4. Я живу в России
  5. Тайны природы
  6. Детская энциклопедия о животных
  7. Занимательная наука биология
  8. Детская энциклопедия древних цивилизацией
  9. Большая детская энциклопедия – интерактивное путешествие
  10. Мир природы

Лист внесения изменений и дополнений в учебную программу.

Дата

Содержание

Причина

Подпись


Раздел 8 Приложения

Тест №1 «Планеты Солнечной системы»

Выбери верное высказывание:

1. Планеты Солнечной системы изучают ...

а) географы;         б) химики;

в) астрономы;         г) физики.

2. Вокруг Солнца вращаются планеты. Их .

а) 7;        б)9;        в) 11.

3. Плутон - это ...

а) самая большая планета Солнечной системы;

б) самая маленькая планета Солнечной системы;

в) планета, равная по величине планете Земля.

4. Относительно Солнца планеты расположены так:

а) Венера, Земля, Марс, Меркурий, Нептун, Плутон, Сатурн, Уран, Юпитер;

б) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Нептун, Плутон, Сатурн, Юпитер, Уран;

в) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

5. Есть ли у Земли естественные спутники?

а) есть, один;        б) нет;        в) есть, два.

6. Какая планета названа в честь римского бога войны?

а) Плутон;        б) Нептун;

в) Марс;        г) Сатурн.

Тест №2 «Звездное небо»

Выбери верное утверждение:

1. Галактика, в которой мы живем, называется ...

а) Туманность Андромеды;

б) Большое Магелланово облако;

в) Млечный путь.

2. Звезда-это ...

а) раскаленный газовый шар;

б) холодный шар, состоящий из твердых веществ.

3. Созвездия - это ...

а) группы звезд, изменяющие свои очертания;

б) группы звезд, не изменяющие свои очертания.

4. Звезда Сириус находится в созвездии ...

а) Скорпион;         б) Большая Медведица;

в) Большой Пес;        г) Телец.

5. Полярная звезда всегда находится на ...

а) юге;         б) севере;

в) западе;        г) востоке.

6. Самые яркие звезды имеют ... цвет:

а) красный;        б) желтый;,

в) голубой;        г) белый.

Тест№3 «Тепловые пояса»

Найди продолжение высказывания.

1. Различные участки Земли солнце нагревает ...

а) одинаково;

б) по-разному.

2. В районе экватора солнечные лучи падают на Землю ...

а) отвесно; б)наклонно.

3. Полярные пояса ограничены линиями ...

а) Северный и Южный тропики;

б) Северный и Южный полярные круги.

4. В умеренных поясах летом день ...

а) короче ночи;

б) равен ночи;

в) длиннее ночи.

5. Тропический пояс проходит через ...

а) Южный тропик;

б) экватор;

в) Южный полярный круг.

Тест №4 «Равнины и горы России»

Продолжи высказывание:

1. Наш город расположен на ...

а) Средне-Сибирском плоскогорье;

б) Восточно-Европейской равнине;

в) Западно-Сибирской равнине.

2. Каменным поясом земли называли ...

а) вулканы Камчатки;

б) Кавказские горы;

в) Уральские горы.

3. Самые высокие горы России - это ...

а) Саяны;

б) Алтай;

в) Кавказские горы;

г) вулканы Камчатки.

4. Восточно-Европейская равнина - это ...

а) холмистая равнина;

б) плоская равнина.

5. В Список Всемирного наследия включены ...

а) вулканы Камчатки;

б) Саяны; в) Алтай.

Тест №5 «Моря, озера и реки России»

1. Самое большое по площади озеро России - это

а) Онежское;

б) Байкал;

в) Каспийское.

2. Река, впадающая в Каспийское море, - это ...

а) Дон; б) Волга; в) Кама.

3. Река, соединяющая озеро Байкал с Северным Ледовитым океаном, - это ...

а) Енисей; б) Обь; в) Лена.

4. Самая длинная река России - это ...

а) Волга; б) Лена;

в) Обь; г) Енисей.

5. Море Атлантического океана на территории России - это ...

а) Японское море;

б) Балтийское море;

в) Черное море.

6. Какие озера в народе называют

«Онего-батюшко и Ладога-матушка»?

а) Аральское и Каспийское моря;

б) Ладожское и Онежское озера.

7. В Список Всемирного наследия внесено

а) Белое море;

б) озеро Байкал.

Тест №6 «Арктика»

1. Природная зона арктических пустынь расположена ...

а) на островах Тихого океана;

б) на островах Индийского океана;

в) на островах Северного Ледовитого океана.

2. Территория зоны ...

а) густо заселена людьми; б) не имеет коренного населения.

3. В Арктике для растений и животных сложились ...

а) суровые условия; б) комфортные условия.

4. В ледяной зоне растут ...

а) кедры, березы, черемуха;

б) лишайники, мхи, полярные маки;

в) бузина, орешник, айва.

5. В Арктике обитают животные: ...

а) бобры, нутрии, хомяки; б) волки, белые медведи, рыси;

в) моржи, тюлени, белые медведи.

6. Найдите верную цепь питания:

а) водоросли—рачки—рыбы—гагарки—белый медведь;

б) водоросли—рачки—сайки—тюлени.

7. Арктический заповедник расположен ...

а) на земле Франца Иосифа;

б) на Северной земле;

в) на острове Врангеля.

8. Большое скопление птиц на скалах называют ...

а) «птичьи рынки»; б) «птичьи базары».

9. Для защиты природы арктической зоны приняты следующие меры:

а) для птиц и животных завозится корм и рыба, запрещено движение судов по Северному морскому пути;

б) полярники делают во льду проруби для ныряния моржей, тюленей, белых медведей, расчищают поверхность островов от снега, освобождая мхи и лишайники;

в) ограничен отлов рыбы, запрещена охота на редких животных, взяты под охрану «птичьи базары».

Тест № 7 «Тундра»

1. Зона тундры расположена ...

а) севернее арктических пустынь;

б) южнее арктических пустынь.

2. Тундра расположена ...

а) на равнинах; б) на возвышенностях; в) в горах.

3. В тундре ...

а) ярко выражены все четыре времени года, одинаковые по продолжительности;

б) длинная суровая зима и жаркое лето;

в) длинная суровая зима и короткое прохладное лето.

4. Главное занятие коренного населения тундры - ...

а) рыболовство; б) оленеводство; в) земледелие.

5. Растения тундры ...

а) высокие с мощными корнями и широкими листьями;

б) низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями.

6. К тундровым растениям относятся ...

а) верблюжья колючка, саксаул, кактус;

б) кедр, осина, пальма;

в) карликовая ива, мох-ягель, черника.

7. В тундре обитают ...

а) тюлени, моржи, киты;

б) песцы, лемминги, волки;

в) верблюды, лошади, коровы.

8. Укажи верную цепь питания:

а) растения — лемминги — полярные совы;

б) комары, мошки — полярные куропатки — песцы;

в) растения — кречеты — волки.

9. Тундровый заповедник расположен ...

а) на полуострове Ямал;

б) на полуострове Таймыр;

в) на Кольском полуострове.

Тест №8 «Природная зона лесов»

1. Природная зона лесов состоит из ...

а) 5 частей; б) 2 частей; в) 3 частей;        г) 1 части.

2. Самую большую территорию занимают ...

а) смешанные леса;        б) хвойные леса;

в) широколиственные леса.

3. Природные зоны России расположены так:

а) тундра, арктическая зона, зона лесов;

б) арктическая зона, зона лесов, тундра;

в) арктическая зона, тундра, зона лесов.

4. В тайге растут:

а) пихты, ели, лиственницы; б) дубы, сосны, ели;

в) березы, липы, лиственницы.

5. Лесным исполином называют ...

а) благородного оленя; б)лося; в) медведя.

6. В Красную книгу занесены следующие животные лесной полосы:

а) овцебык, морж, розовая чайка;

б) краснозобая казарка, кречет, стерх;

в) зубр, амурский тигр, утка-мандаринка.

7. Экологические проблемы лесной зоны связаны ...

а) с неумеренной охотой и браконьерством, вырубкой;

б) с неблагоприятными погодными условиями;

в) с участившимися лесными пожарами.

8. На территории зоны лесов расположен заповедник:

а) Таймырский; б) Кандалакшский;

в) Приокско-Террасный; г) остров Врангеля.

9. Фитонциды - это:

а) особые вещества, убивающие болезнетворные микробы;

б) особые вещества, способствующие развитию болезнетворных бактерий.

10. Охрана лесов - это:        

а) обязанность государства;

б) обязанность государства и долг каждого гражданина;

в) забота самих обитателей леса.

Тест №11 «Черноморское побережье Кавказа»

1. Черноморское побережье Кавказа расположено ...

а) в арктической зоне страны; б) в лесной зоне страны;

в) в субтропической зоне страны; г) в степной зоне страны.

2. Субтропики России - это ...

а) обширная зона в центре страны;

б) обширная зона на востоке страны;

в) небольшая зона на побережье северных морей;

г) небольшая зона на побережье Черного моря.

3. На склонах гор в субтропиках часто встречаются деревья:

а) бук, каштан; б) ель, сосна; в) ольха, липа.

4. На Черноморском побережье обитают:

а) пчелы, комары, мошки;

б) цикады, богомолы, олеандровые бражники;

в) шмели, кобылки, жуки-чернотелки.

5. В Черном море у побережья обитают:

 а) киты, морские черепахи, тюлени;

 б) медузы, крабы, морские коньки;

 в) крокодилы, анаконды, котики.

6. В парках и на улицах городов Черноморск. побереж. растут:

а) кипарисы, пальмы, магнолии; б) липы, джузгун, маки;

в) полынь, типчак, ель.

7. Черное море относится к морям ... океана:

а) Индийского; б) Атлантического;

в) Северного Ледовитого; г) Тихого.

8. О каком животном идет речь в описании: это умные морские животные, хорошие пловцы, в море ориентируются с помощью своих звуковых сигналов, никогда не оставляют в беде сородичей?

а) морской конек;         б) кит; в) дельфин; г) морская черепаха.

9. Какое растение описывается так: дерево-долгожитель, достигает в высоту до 35 метров, листья продолговатые с зубчиками, плоды употребляются человеком в пищу?

а) бук; б) каштан; в) тис;         г) самшит.

10. В субтропической зоне:

а) умеренно жаркое лето и теплая зима;

б) жаркое лето и умеренно холодная зима;

в) умеренно теплое лето и холодная зима.

Тест №12 «Мой край»

1. Мой край расположен на материке...

а) Африка;        б) Евразия;

в) Австралия;        г) Северная Америка.

2. Мой край находится в природной зоне...

а) лесов;        б) тундра;

в) степи;        г) пустыни.

3. Мой край находится в ...

а) восточном полушарии;

б) западном полушарии.

4. В моем краю растут...

а) кактусы, кипарисы;

б) ягель, клюква, карликовая ива;

в) ель, береза, осина;

г) полынь, ковыль, саксаул.

5. У нас обитают...

а) лоси, зайцы, кабаны; б)косули, волки; в) олени, медведи.

6. Мой край дает стране...

а) продукты сельского хозяйства;

б) легковые автомобили;

в) морепродукты.

7. Территория моего края расположена в...

а) тропическом поясе;

б) полярном поясе;

в) умеренном поясе.

Тест №13 «Поверхность и водоемы нашего края»

1. Углубление в земной поверхности, имеющее крутые осыпающиеся склоны, называется...

а) балка;        б) холм;        в) овраг.

2. Возвышенность, имеющая вершину высотой 300 м, называют...

а) холм; б) гора; в) плоскогорье.

3. Горы, созданные людьми, называют...

а) холмы; б) плоскогорья; в) терриконы.

4. Хранилища воды называют...

а) низменности; б) водоемы; в) плато.

5. К естественным водоемам относятся...

а) пруд, озеро, канал;

б) ручей, море, река;

в) водохранилище, океан, пруд.

6. Какие океаны омывают Россию?

а) Индийский, Тихий, Атлантический;

б) Северно-Ледовитый, Тихий, Атлантический;

в) Северно-Ледовитый, Индийский, Тихий, Атлантический.

7. Водоемы - это...

а) хранилища воды, место обитания животных и растений, место отдыха людей, транспортные магистрали, источник питьевой и хозяйственной воды;

б) место обитания животных и растений;

в) украшение Земли.

8. С водоемами связана жизнь следующих животных:

а) утки, лебеди, цапли;

б) трясогузки, совы, кукушки;

в) орлы, аисты, кедровки.

Тест № 14 «Наши подземные богатства»

1. Месторождения полезных ископаемых отыскивают.

а) археологи; б) геологи; в)строители.

2. К полезным ископаемым относятся...

а) кирпич, бетон, бензин;

б) станки, вазы, ножницы;

в) нефть, газ, глина.

3. В строительстве используются...

а) торф, железн. руда, самоцветы;

б) песок, глина, гранит;

в) мрамор, каменный уголь, малахит.

4. Металлы получают из...

а) каменного угля, янтаря, мела;

б) жемчуга, известняка, торфа;

в) железной руды, медной руды.

5. При помощи буровых установок добывают...

а) нефть, природный газ;

б) калийную соль, алмазы;

в) мрамор, гранит.

6. В шахтах добывают...

а) известняк, ракушечник, гранит;

б) каменный уголь, антрацит, железную руду;

в) поваренную соль, жемчуг, графит.

7. В карьерах добывают...

а) известняк, песок, глину;

б) золото, малахит, мрамор;

в) нефть, торф, бурый уголь.

8. Полезные ископаемые, обладающие свойством горючести, это...

а) алмаз, известняк, графит;

б) железная руда, поваренная соль, мел;

в) каменный уголь, антрацит, торф.

Тест № 15 «Земля-кормилица» (почвы)

1. Характерными почвами нашего края являются...

а) черноземы;         б) подзолистые почвы;

в) тундровые почвы;        г) серые лесные почвы.

2. Черноземные почвы преобладают...

а) в тундре; б) в лесной зоне; в) в степях; г) в пустынях.

3. Плодородие почвы зависит от количества...

а) песка; б) перегноя; в) глины;        г) солей.

4. Из перегноя под воздействием микроорганизмов образуются...

а) вода; б) воздух; в) камни;        г) соли.

5. Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов образуется...

а) песок; б) глина; в) перегной;        г) ил.

6. В состав почвы входят...

а) углекислый газ, известняк, воздух, вода;

б) вода, воздух, песок, глина, гумус, соли;

в) поваренная соль, песок, глина, вода, воздух.

7. Для защиты почвы на полях необходимо...

а) перепахивать, удобрять, уничтожать вредных насекомых и животных;

б) сажать деревья, поливать обильно, применять ядохимикаты;

в) проводить снегозадержание, сажать полезащитные полосы, правильно пахать, умеренно поливать и употреблять удобрения.

8. Один сантиметр почвы в природе образуется за...

а) 100-150 лет; б) 5-10 лет; в) 250-300 лет; г) 1-2 года.

9. Какое из высказываний верно?

а) если использовать большое количество ядохимикатов, то почва потеряет плодородие;

б) внесение в почву большого количества удобрений приводит к накапливанию большого количества солей, что повышает урожайность;

в) почва, на которой нет растительности, не вымывается водой и не развеивается ветром.

Тест №16 «Лес и луг— природные сообщества»

1. Лес называют природным сообществом, потому что...

а) в лесу рядом друг с другом растут разнообразные растения;

б) все обитатели леса живут совместно, тесно связаны между собой;

в) весь лес - от верхушек деревьев до земли - заселен животными.

2. В лесу растения образуют ярусы:

а) верхний - мхи и лишайники, средний - деревья, нижний - кустар;

б) верхний - деревья, средний – трав. растения, нижний - кустарник;

в) верхний - деревья, средний - кустарники, нижний - травы, мхи и лишайники.

3. На деревьях обитают...

а) белки, дятлы, кедровки; б) мыши, зайцы, медведи;

в) кроты, лоси, черви.

4. В лесной подстилке живут...

а) ежи, кроты, землеройки; б) бактерии, насекомые и их личинки;

в) божьи коровки, жуки-короеды, лесные мыши.

5. К съедобным грибам относятся...

а) мухоморы, говорушки восковые, желчные грибы;

б) дождевики, пороховки, шампиньоны-рыжеющие;

в) лисички, рыжики, маслята.

6. На лугу растут...

а) только травянистые растения; б) мхи и лишайники;

в) кустарники и травянистые растения.

7. На лугу живут...

а) лебеди, рябчики, шелкопряды; б) шмели, совы, глухари;

в) трясогузки, жуки-навозники, кобылки.

8. Растениями луга являются...

а) тимофеевка, клевер, нивяник; б) ландыш, осока, ягель;

в) черника, пион, типчак.

9. Санитарами луга и леса называют...

а) жуков навозника и могильщика, дятла;

б) пчел, кабанов, соек;

в) жужелиц, кузнечиков, жуков-короедов.

10. Какая цепь питания соответствует луговому сообществу?

а) желуди — мыши — совы;

б) мятлик — мыши — совы;

в) остатки растений — дождевой червь — трясогузка

Тест №17 «Жизнь пресного водоема».

1. К искусственным водоемам относятся...

а) реки, моря, океаны; б) водохранилища, пруды, каналы;

в) ручьи, реки, озера, моря, океаны.

2. Растения водоема это...

а) тимофеевка, пастушья сумка, нивяник;

б) брусника, черника, мох; в) кувшинка, ряска, тростник.

3. Санитарами пресных водоемов считают...

а) рака, беззубку; б) прудовика, катушку;

в) клопа-водомерку, жука-плавунца.

4.Живым фильтром называют...

а) головастиков; б) раков; в) двустворчатых моллюсков.

5. Строителями хаток и плотин на пресных водоемах являются...

а) люди; б) цапли; в) ондатры;         г) бобры.

6. С водоемами связана жизнь...

а) зябликов, трясогузок, соек; б) цапель, уток;

в) лебедей, тетеревов, сов.

7. Водоем называют природным сообществом, потому что...

а) в нем богатое разнообразие растений, которые служат пищей животным;

б) в нем совместно обитают разнообразные живые существа, которые тесно связаны между собой;

в) в нем от поверхности до дна обитают разнообразные живые организмы.

8. Болота - это...

а) ненужная и вредная часть природы;

б) природное хранилище чистейшей воды;

в) место жизни многих растений и животных.

9. Хищниками пресных водоемов являются...

а) жуки-плавунцы, щуки, клопы-водомерки;

б) караси, мотыли, раки;

в) циклопы, прудовики, головастики.

10. Вода в пресных водоемах иногда имеет зеленый цвет, потому что...

а) это плавает ряска; б) много микроскопических водорослей;

в) на дне много ила.

Тест № 18 «Растениеводство и незаметные защитники урожая»

1. Основными отраслями растениеводства являются...

а) полеводство, коневодство, пчеловодство, плодоводство;

б) полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство;

в) полеводство, овощеводство, птицеводство, рыболовство.

2. Село дает городу...

а) продукты питания;

б) продукцию для заводов и фабрик;

в) продукцию для ткацких фабрик.

3. Главными зерновыми культурами являются...

а) картофель, томаты, лен;

б) овес, ячмень, рожь, пшеница;

в) лук, репа, подсолнечник.

4. К овощным культурам относятся...

а) морковь, петрушка, томат;

б) капуста, абрикос, персик;

в) вишня, баклажан, патиссон.

5. К сельскохозяйственным профессиям относятся...

а) ткач, металлург, геолог;

б) агроном, комбайнер, овощевод;

в) цветовод, археолог, инженер.

6. Масло получают из семян...

а) гречихи и ячменя; б) проса и овса;

в) подсолнечника и льна.

7. Жука с десятью черными полосками называют...

а) майским;         б) скоробеем;

в) колорадским;         в) жужелицей.

8. Врагами тлей являются...

а) канюки;        б) златоглазки;

в) синицы;        г) божьи коровки.

9. Гусениц яблоневой плодожорки уничтожают...

а) златоглазки;         б) пустельги; в) жужелицы; г) скворцы.

10. От мышей и полевок урожай защищают...

а) совы;         б) дрозды; в) канюки;        г) пустельги.

Тест №19 «Отрасли сельского хозяйства»

1. Растениеводство делится на отрасли:

а) пчеловодство, цветоводство, плодоводство, птицеводство;

б) полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство;

в) полеводство, коневодство, свиноводство, плодоводство.

2. Растения, из зерен которых получают муку и пекут хлебобулочные изделия, это...

а) овес;        б) рожь;

в) просо;        г) пшеница.

3. К овощным культурам относятся...

а) огурец, морковь, чеснок;

б) картофель, подсолнечник, лен;

в) овес, слива, астра.

4. Выберите верную цепь питания:

а) зерна — полевка — скворец;

б) листья картофеля — колорадский жук — жужелица;

в) яблоки — тли — златоглазки.

5. В животноводстве есть такие профессии...

а) овощевод;        б) ветеринар;

в) зоотехник;        г) пчеловод.

6. Крупный рогатый скот- это...

а) коровы;        б) козы; в) быки;        г) свиньи.

. Вариант II

1.        Какая эпоха в истории человечества является самой короткой?

а)        история Средних веков;

б)        история Новейшего времени;

в)        история Древнего мира.

2.        Первые орудия труда первобытного человека были из:

а)        камня; б)        металла; в) дерева.

3.        Египетский фараон, которому была построена самая большая пирамида-...

а)        Эхнатон; б)        Хеопс; в)        Тутанхамон.

4.        Холм в Афинах, где находились главные храмы города:

а)        Акрополь; б) Агора; в)        Академия.

5.        Здания для молитв у мусульман называются:

а)        церкви,соборы;

б)        буддистские храмы;

в)        мусульманские мечети.

6.        Металлические буквы в разборном шрифте, предложенном Гуттенбергом, назывались:

а)        литеры; б) литавры; в)         лавры.

7.        Кто открыл Америку?

а)        Фернан Магеллан; б)        Христофор Колумб;

в)        Михаил Лазарев.

8.        Кто автор книги «Робинзон Крузо»?

а)        Даниэль Дефо; б) Жюль Верн; в)Рафаэль Санти.

9.        Кто первым побывал на Южном полюсе?

а)        Роберт Пири; б) Фернан Магеллан;

в)        Руаль Амундсен.

Вариант I Тест №20 «Страницы всемирной истории»

1.        Какая эпоха в истории человечества была самой долгой?

а)        история Новейшего времени;

б)        история древнего мира;

в)        первобытная история.

2.        В глубине пещер первобытный человек изображал:

а)        животных; б)        людей; в)        растительность.

3.        На берегах какой реки возникло Египетское государство?

а)        Нил; б)        Дон; в)        Нева.

4.        Кто, согласно легенде, основал город Рим?

а)        Рем; б)        Ромул; в) Марс.

 5. В Средневековье буддизм возник

а)        в Европе; б) в Индии; в) на Ближнем Востоке.

 6. В Средневековье, воина на коне, закованного в латы, в шлеме, с мечом и щитом называли:

а)        рыцарь; б) ковбой; в) оруженосец.

7.        Какой материк называют Новым Светом?

а)        Африка; б) Америка; в) Антарктида.

8.        Кто написал картину «Сикстинская мадонна»?

а)        Рафаэль Санти; б)        Леонардо да Винчи;

в)        Даниэль Дефо.

9.        С какого года мы ведем отсчет истории Новейшего времени?

а)        1917; б) 1920; в)        1900.

10.        Это техническое изобретение XX века:

а)        паровоз; б) автомобиль; в)        компьютер.

Вариант III

 1. Следы существования первобытных людей археологи находят:

а)        в Восточной Африке; б) в Северной Америке; в)        в Центральной Европе.

 2. Чем занимались мужчины в первобытном обществе?

а)        выкапывали съедобные корешки;

б)        ходили на охоту, рыбалку;

в)        поддерживали огонь.

 3. Существо с телом льва и головой человека, «охранявший» гробницы египетских фараонов:

а)        Сфинкс; б)        Апис; в)        Хеопс.

4. Какие мероприятия проводились в римском амфитеатре?

а)        гладиаторские бои;

 б)        театральные представления;

в)        конные бега.

 5. Здание для молитв у христиан называется:

а)        мусульманские мечети;

б)        церкви, соборы;

в)        буддистские храмы.

 6. Книгопечатание появилось:

а) в Средневековье;

б)        в Новое время;

в)        в Древнем Египте.

 7. Великий путешественник, который доказал, что Земля имеет форму шара?

а)        Фаддей Беллинсгаузен; б)        Михаил Лазарев; в)        Фернан Магеллан.

 8. Кто автор книги «Дети капитана Гранта»?

а)        Жюль Берн; б)        Даниэль Дефо; в)        Рафаэль Санти.

9.        Кто был первым космонавтом?

а)        Алексей Леонов; б) Юрий Гагарин; в)        Валентина Терешкова.

10.        В XX веке было изобретено самое разрушительное оружие в истории:

а)        атомное; б)        химическое; в)        бактериологическое.

Тест №21 «Жизнь древних славян»

Вариант I

1.        Русские, украинцы и белорусы произошли от:

а)        восточных славян;

б)        западных славян;

в)        южных славян.

2.        Древние славяне жили:

а)        семьями;

б)        в одиночку;

в)        племенами.

3.        Посуду делали Древние славяне из:

а)        глины;

б)        металла;

в)        дерева.

4.        Богом грома и молнии у Древних славян был:

а)        Зевс;

б)        Перун;

в)        Марс.

 Вариант II

1. Поселение древних славян раскинулось:

а) в западной части Европы;

б) в восточной части Европы;

в) в центральной Европе.

2. Свои дома славяне строили:

а) из камня;

б) из кирпича;

в) из столбов деревьев.

3. Праздник Ивана Купалы:

а) в честь воды;

б) в честь Солнца;

в) в честь Земли.

 4. Жили славяне племенами, чтобы сообща заниматься:

а) земледелием;

б) бортничеством;

в) рыболовством.

Тест №22 «Трудные времена на Руси»

Вариант I

1. Поход монголо-татар возглавил хан...

а) Чингисхан;

б) Батый;

в) Темучин.

2. Какой город первым оказался на их пути?

а) Рязань;

б) Владимир;

в) Новгород.

3. Какой город долго сопротивлялся монголо-татарам?

а) Новгород;

б) Рязань;

в) Козельск.

4. Что выплачивала Русь Золотой Орде?

а) выкуп;

б) налог;

в) дань.

Вариант II

1. Первый удар в 1240 г. на северо-западном рубеже Руси нанесли...

а) монголы;

б) шведы;

в) рыцари-крестоносцы.

2. Разбил шведов на реке Неве князь...

а) Александр;

б) Ярослав;

в) Владимир.

3. Какое прозвище получил новгородский князь за победу над шведами?

а) Мудрый;

б) Невский;

в) Вещий.

4. Когда состоялось Ледовое побоище?

а) 5 апреля 1242 года;

б) 20 мая 1242 года;

в) 5 апреля 1421 года.

Тест №23 «Русь расправляет крылья

Вариант I

1.        Какой монгольский хан привел свои войска к реке Угра?

а)        Мамай;

б)        Батый;

в)        Ахмат.

2.        Около какой реки происходила Куликовская битва?

а)        Угра;

б)        Дон;

в)        Волга.

3.        Сражение на Куликовом поле состоялось...

а)        8 сентября 1380 года;

б)        летом 1380 года;

в)        осенью 1480 года.

4.        Главный храм на Руси:

а)        Троицкий монастырь;

б)        Грановитая палата;

в)        Успенский собор.

Вариант II

1. Зависимость Руси от Орды закончилась...

а) в 1480 году;

б) в 1380 году;

в) в 1242 году.

2.        При каком князе Русь полностью освободилась от зависимости Орды?

а)        Иван Калита;

б)        Дмитрий Донской;

в)        Иван III.

3.        Были возведены новые кирпичные стены и башни Кремля при...

а)        Иване Калите;

б)        Дмитрии Донском;

в)        Иване III.

4.        Объединение разрозненных княжеств на Руси –

 эта задача стояла при правлении...

а)        Дмитрия Донского;

б)        Ивана Калиты;

в)        Ивана III.

Тест №24 «Отечественная война 1812года

Вариант I

1.        Во Франции в XVIII веке к власти пришел полководец...

а)        Багратион;

б)        Наполеон;

в)        де Толли.

2.        Французская армия вторглась в Россию в...

а)        1821 году;

б)        1818 году;

в)        1812 году.

3.        В честь победы над Наполеоном был построен...

а)        Петропавловский собор;

б)        Храм Христа Спасителя;

в)        Спасо-Преображенский собор.

4.        После окончания Отечественной войны 1812 года в Москве на
Красной площади соорудили памятник...

а)        Минину и Пожарскому;

б)        Медный всадник;

в)        Екатерине II.

Вариант II

1.        Главнокомандующим русскими войсками был назначен...

а)        М.И. Кутузов;

б)        А.В. Суворов;

в)        Ф.Ф. Ушаков.

2.        Бородинская битва произошла...

а)        26 января 1812 года;

б)        26 августа 1821 года;

в)        26 августа 1812 года.

3.        Какое решение принял Кутузов после Бородинского сражения?

а)        оставить Москву;

б)        дать под стенами Москвы еще одно сражение;

в)        признать Наполеона победителем.

4.        Война 1812 года называется Отечественной потому, что...

а)        главное сражение произошло под Москвой;

б)        на войну поднялся весь народ;

в)        вторжение Наполеона принесло России огромные бедствия.

Тест №25 «По страницам истории Отечества»

Вариант III

1. Русский князь, который прибил свой щит к воротам Царьграда.

а) Игорь;

б) Олег;

в) Владимир.

2. Славянскую азбуку создали...

а) Кирилл и Мефодий;

б) Минин и Пожарский;

в) Иоганн Гутенберг.

3. Что выплачивала Русь Орде?

а) Налог;

б) Выкуп;

в) Дань.

4. Как звали князя, который дал битву на Куликовом поле?

а) Дмитрий;

б) Владимир;

в) Ярослав.

5. На какой реке русская рать с Иваном III встретилась с войском хана Ахмата?

а) Нева;

б) Угра;

в) Дон.

6. В каком году был заложен город на Неве?

а) 1703;

б) 1803;

в) 1817.

7. Город Санкт-Петербург начал строиться с...

а) Петропавловского собора;

б) Крондштата;

в) Петропавловской крепости.

8. Кто из военачальников стал генералиссимусом?

а) Ф.Ф. Ушаков;

б) А.В. Суворов;

в) М.И. Кутузов.

9. Когда началась Первая мировая война?

а) в 1914;

б) в 1917

в) в 1922.

10. Сколько дней длилась блокада Ленинграда?

а) 300 дней;

б) 600 дней;

в) 900 дней.

Вариант IV

1. Как стали называть в Древней Руси князя Владимира?

а) Долгорукий;

б) Невский;

в) Красное Солнышко.

2. В Древнем Новгороде городом управляли...

а)посадники;

б) вече;

в) бояре.

3. На какой реке князь Александр побил шведов?

а) Дон;

б) Днепр;

в) Нева.

4. Кокой город стал центром княжества при Иване Калите?

а) Москва;

б) Киев;

в) Новгород.

5. Как прозвали князя Дмитрия после Куликовской битвы?

а) Невским;

б) Донским;

в) Мудрым.

6. В каком году Романовы вступили на престол?

а) 1613;

б) 1720;

в) 1813.

7. По предложению Ломоносова в Москве открыли...

а) Музей;

б) Университет;

в) Парк.

8. Какой царь подписал манифест о крестьянской вольности?

а) Петр I;

б) Николай II;

в) Александр II.

9. В каком году появилось новое государство - СССР?

а) 1922;

б) 1917;

в) 1914.

10. Какое событие произошло в 1991 году?

а) Первый человек полетел в космос;

б) Советский Союз прекратил свое существование;

в) Запущен первый спутник земли.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)

Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...

Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....