Урок окружающий мир по теме "Климат" 1 класс
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Долгополова Юлия Владимировна

Урок окружающий мир по теме "Климат" 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_otkrytyy_urok.doc131.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                          Провела: учитель начальных классов

                                                          Долгополова Юлия Владимировна

Цели урока:

  • Познакомить с погодой как состоянием атмосферы в определенное время в определенном месте; Ввести понятие «климат» как порядок обычных изменений погоды в течение года; Научить различать погоду и климат; Научиться описывать погоду и объяснять причины происходящих природных явлений;
  • развивать речь учащихся,  познавательную активность;
  • воспитывать    устойчивый интерес к самостоятельной деятельности и побуждать к использованию знаний и умений в практической деятельности; Стимулировать желание учащихся проявлять творческую инициативу, наблюдательность любознательность,

Тип урока: объяснение нового материала.

 

Оборудование: термометры: уличный, комнатный, медицинский; веер; календарь погоды; мультимедийный аппарат, процессор, экран.

Ход урока

1. Организационный момент

Дождик землю поливает

И деревья умывает.

Что- то он сказать хотел,

К нам в окошко залетел.

Он решил нам подсказать,

Что урок пора начать.

2. Создание проблемной ситуации.

Ребята расскажите, какая сегодня погода и какие ее признаки вы заметили?

(Ответы учащихся)

Может кто-то из вас знает, что такое климат?

А хотите узнать?

Ребята значит, о чем мы будем сегодня говорить?

Как называется тема  нашего урока?

Тема нашего урока «Погода и климат». (Слайд 1)

Мы с вами сегодня не только узнаем, что такое погода и климат, но и научимся их различать.

Итак, давайте внимательно посмотрим вот на этот рисунок. (Слайд 2)

- Что на нем изображено?

- А есть ли в космосе воздух?

Конечно, нет, в космосе царит пустота. Там намного холоднее, чем в морозилке. Зато все предметы, освещённые Солнцем, нагреваются, как на сковородке. Почему же на поверхности Земли никогда не бывает так горячо, как например, на Луне днём, и не бывает так холодно, как на Луне ночью?

(Ответы детей)

Да, потому что Земля окутана, как одеялом, мощной воздушной оболочкой – атмосферой (Слайд 4) , которая защищает ее от космического охлаждения и перегрева.

- Посмотрите на нашу планету из космоса. Нам не видно материков и океанов. (Слайд 3)  (Слайд 6)

3. Объяснение нового материала.

В атмосфере происходят явления, которые определяют погоду. (Слайд  )

Облака, ветер, мороз и жара, дождь и снег, гроза и туман – все это атмосферные явления.

Нас постоянно интересует погода, какая она? Что нам надеть сегодня, чтобы выйти на улицу?

Кто мне поможет ответить, а от чего зависит погода?

(Ответы детей). (Слайд 7)

Погода зависит от температуры воздуха, от ветра, от осадков.

Давайте попробуем в них разобраться.

а) Температура воздуха (Слайд 8)

- Кто знает, с помощью какого прибора мы определяем температуру воздуха?

(Ответы детей)

 Температуру воздуха мы определяем при помощи термометра. Термометры бывают разные:

Медицинский – для измерения температуры тела человека или животных(Слайд 9)

Водный – для измерения температуры воды; (Слайд 10)

Воздушный – для измерения воздуха в комнате или на улице; (Слайд 11)

На всех термометрах есть шкала, по которой можно определить измеряемую температуру. Но есть ли различия между термометрами? (Слайд 12)

(Ответы детей)

Они все разные, но нас интересует уличный термометр для измерения воздуха на улице. (Слайд 13)

Посмотрите на него внимательно, что вы можете сказать об уличном термометре?

(Ответы детей)

На шкале термометра имеются деления от + 50° до - 50° , так как теплее и холоднее температура воздуха у нас не бывает – поэтому нам хватает этой шкалы.

- Как же записать температуру?

 Эту задачу решили тоже – если нужно обозначить тепло выше 0°, то перед цифрой, обозначающей количество делений – градусов ставят знак плюс ( + ) - положительная температура, а перед холодной знак минус ( - )- отрицательная температура. У термометра есть стеклянная трубочка с подкрашенной жидкостью. Верхний конец столбика показывает на деления – градусы температуры.

 

Физминутка

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо все выше, выше.

Раз, два выше голова.

Три, четыре руки шире.

Пять, шесть тихо сесть.

Семь и восемь лень отбросим.

б) Ветер

Опыт: действие веера.

- Что вы почувствовали?

- Что же такое ветер?

(Ответы детей)

 Посмотрите на героев нашего учебника. (Слайд 14)

- О чём они разговаривают?

- Так как же образуется ветер?

(Ответы детей).

 Прохладный ветер с реки дует на берег, там он согревается и поднимается вверх, а его место занимает снова прохладный воздух.

Ветер – это движение воздуха.

Ветер может быть разным по своей силе. (Слайд 15)

Силу ветра можно выразить такими словами:

Безветрие Слабый ветер Умеренный ветер Сильный ветер Ураган

Морские птицы научились мастерски использовать ветер, чтобы парить над волнами. Такие растения как одуванчики, используют ветер, чтобы разносить семена. Но очень сильный ветер или ураган может принести большие неприятные последствия и жертвы (Слайд 16)

в) Облачность и осадки (Слайд 17)

(Слайд 18)

Дожди, туманы, росы, лёд –

Нам всем нужна вода.

Такой её круговорот

В природе навсегда!

- Как образуются осадки?

- Как ветер и сила тяжести помогают воде путешествовать?

- Я сегодня хочу вам рассказать сказку о капельке, которая путешествовала и надеюсь, что вы мне поможете. (Слайд 19)

Сказка о капельке

Жили-были маленькие капельки воды: одни капельки весело плескались на волнах в море, другие лежали на листьях деревьев, третьи – просто на земле. А вверху светило яркое солнышко. Капельки, греясь лучами теплого солнышка, становились воздушными и могли летать. (Слайд 20)

И вот однажды капельки решили полететь к солнцу. Они поднимались все выше и выше. Чем выше капельки поднимались, тем холоднее становился воздух. Капельки мерзли и превращались в маленькие льдинки. Они сбились в кучку и так продолжали подниматься вверх. А снизу к ним в кучку добавлялись новые капельки, и они тоже замерзали. Так получилась туча, которая все росла и росла. (Слайд 21)

Когда туча стала совсем большой, капелькам трудно было удержаться в туче, и они, сцепив ручки, стали опускаться вниз в виде снежинок. Внизу у земли воздух был гораздо теплее, так как было лето, и маленькие льдинки-снежинки снова превратились в капельки воды. Одни капельки упали в море, реку, другие – на землю, третьи – на деревья. (Слайд 22)

Через некоторое время, согревшись, капельки снова пустились в путешествие к солнышку и обратно. Но теперь, когда наступила зима, и воздух у земли стал холодным, замерзшие капельки опустились на землю снежинками. (Слайд 23)

Так на земле происходит постоянный круговорот воды. (Слайд 24)

В атмосферном воздухе всегда содержится вода в виде пара. Он бесцветный и прозрачный и поэтому невидим. При охлаждении пар превращается в мельчайшие лёгкие капельки, из которых состоят облака. Покрывая небо, они создают облачность. (Слайд 26)

Если облака продолжают охлаждаться, капли тяжелеют и выпадают на землю в виде осадков.

- А какие виды осадков вы знаете?

 (Слайд 28, 29)

Итак, с погодой мы разобрались.

Гимнастика для глаз.

-А что же такое климат?

Климат – это характерная (регулярно повторяющаяся) смена погодных условий в течение года.

- Как вы думаете в разных частях Земного шара разный климат или одинаковый?

- Для каждого участка земного шара один и тот же характерный режим погоды повторяется из года в год.

Опишите мне, пожалуйста, характерную погоду для нашей местности в разное время года.

Зима - суровая, продолжается 3 месяца – с декабря по март. Морозы могут достигать до - 40° - 50°,может быть оттепель - 0°, средняя температура около -15°, ветра обычно бывают холодные, может быть ясная безоблачная погода, могут быть облака и снеговые тучи, осадки в виде снега.

Весна начинается в марте обычно к концу апреля снег на полях сходит, в мае обычно устанавливается тёплая погода. Распускаются растения, средняя температура около +10°, ветра обычно бывают тёплые. Может быть, ясная безоблачная погода, могут быть облака и грозовые тучи, осадки в начале весны могут быть в виде снега, а в основном в виде дождя.

Лето длится 3 месяца. Наиболее жаркая погода в конце июля начале августа. Иногда температура воздуха поднимается до +40°, средняя температура около +25°, ветра обычно бывают тёплые, может быть ясная безоблачная погода, могут быть облака и грозовые тучи осадки в основном в виде дождя.

Осень начинается в сентябре, но бывает обычно ещё солнечно, а в октябре в основном осадки в виде дождя и мокрого снега, холодный ветер, средняя температура около +10°.

Сейчас на дворе осень.

Соответствует ли погода  для данного времени года?

(Ответы детей).

4. Закрепление.

- Чем отличается погода от климата? (Слайд 34)

(Ответы детей).

5. Итог.

 Говоря об особенностях сегодняшнего дня, мы имеем дело с погодой.

Климат – это характерная (регулярно повторяющееся) смена погодных условий в течение года. Для каждой местности свойственен вполне определённый климат, а погода отдельного дня может приносить сюрпризы.

 В 2006 году наблюдалось такое явление, что в декабре во Франции стояла такая жара, что многие люди шли на пляж загорать, а в этом 2007 году в Германии выпал снег в августе. В середине 18 века в Москве выпал снег в июле и пролежал до следующей весны.

На этом наш урок подходит к концу и мне  хочется пожелать вам и нашим гостям хорошей погоды в ваших домах.

6. Домашнее задание (Слайд 35)

Стр. 70 - 74 читать, выполнить задания.  

7. Оценивание. (Слайд 36)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 3 классе (ПНШ) 8-ое заседание клуба «Мы и окружающий мир» «Безопасное поведение в лесу»

                Данный урок проводится в форме заседания клуба. Задачи данного занятия: - углубить знания учащихся о лесе, показав многообразие раст...

УРОК окружающего мира во 2 КЛАССЕ по программе «Школа 2100» Окружающий мир. 2 кл. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Москва БАЛАСС, 2011г. Тема: Экологическая система- учебная. Чудо – метапредметная.

Вашему вниманию представлен урок окружающего мира во 2 классе по программе «Школа 2100». Тема урока «Экологическая система». Урок объяснения нового материала.Цель урока показать взаимосвязь живой и не...

Урок окружающего мира в 1 классе "Что такое окружающий мир"

Урок окружающего мира в 1 классе "Что такое окружающий мир". УМК "Перспектива". Учебник А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой "Окружающий мир. 1 класс"...

Урок окружающего мира в 1 классе по теме "В лес за грибами" (УМК «Гармония», учебник «Окружающий мир 1 класс», авторы О. Т. Поглазова, В. Д. Шилина)

Урок окружающего мира по теме "В лес за грибами" проводится во 2 полугодии 1 класса. Это 3-й по счёту урок-закрепление по теме "Грибы". Проводится в форме урока-путешествия. На дан...