Тема: Буквы П,п, обозначающие согласные звуки [п], [п’]
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Белокопытова Галина Александровна
  • познакомить с буквами П, п, обозначающими согласные звуки [п]. [п’] ;
  • различать согласные, обозначающие  звонкие и глухие звуки;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок-путешествие по обучению грамоте

Тема: Буквы П,п, обозначающие согласные звуки  [п], [п’]

Цели:

  • познакомить с буквами П, п, обозначающими согласные звуки [п]. [п’] ;
  • различать согласные, обозначающие  звонкие и глухие звуки;
  • научить читать слоги и слова с буквами П,п;
  • совершенствовать навык слогового, сознательного, выразительного  чтения;
  • воспитывать интерес к истории России;

Оборудование:  презентация , лента букв,  касса букв, схемы слов, таблица слогов слияний, рисунок со словами на букву П.

                                                         Этапы урока

Ход урока

УУД

I Орг. момент,

настрой на урок

1 мин.

- Дорогие ребята, сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. Дайте сделаем так, чтобы я вами гордилась.

- Глазки ваши пусть не просто смотрят, а всё видят и замечают. Ушки ваши пусть не просто слушают, а всё слышат. И не допускайте, чтобы язычки ваши забегали вперёд ума.

- У вас на партах лежат кружки: красный, зелёный и синий.

- Красный – прекрасное настроение, зелёный – хорошее, синий – плохое. Какое у вас сейчас настроение?

Итог: у всех у вас прекрасное настроение, значит можно начинать работу.

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте прописи;

II Целепо-лагание

3  мин.

Прозвенел звонок и вот

Начинаем наш урок.

Быть активными старайтесь,

Отвечайте, не стесняйтесь.

- Сегодня утром, в почтовом ящике, я обнаружила странный конверт.

- Кому: Ребятам 1 класса, Ильмень-Суворовской школы

- Откроем? Да здесь приглашение на День Рождения. Здорово!

- От кого: Чок, чок, Пятачок.

          Сзади розовый крючок.

            Посреди бочонок

            Голос тонок, звонок.

           Кто же это, угадай!

            Это ……..(поросёнок). (Слайд1)

 - Но наш поросёнок необычный, он является героем книги А.Милна «Винни-Пух  и  все-все-все».

 - Правильно, это Пятачок!  (Показываю книгу.) Такая книга есть у нас в библиотеке. Кто-то прочитает ее сам, а кто-то вместе с родителями.

- Проводит нас в гости к Пятачку его друг Винни-Пух. (Слайд2)

- Ребята! А в письме дано множество различных заданий, выполнив которые, мы доберёмся на день рождение к Пятачку!

-  Итак, в путь!.

III Основной этап

2. Повторение

-По дороге расскажем  Винни-Пуху всё, чему научились.

- Вспомните, на какие группы можно разделить все звуки? (гласные и согласные)

- Дайте общую характеристику гласному звуку. (Гласный звук можно спеть, протянуть, при произношении воздух во рту не встречает преграды. )    

 Гласные тянутся к песенке звонкой.
Могут заплакать и зарыдать.                      
В темном лесу звать и аукать,
Но не желают свистеть и ворчать.

- Верно. Теперь скажите, как можно доказать, что звук согласный? ( Он не поется, при произношении воздух во рту встречает преграду.)

- Совершенно верно.

 А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.  

-Чем отличатся звук от буквы?  ( Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и видим.)

Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,   (Макаренко А.)
А еще его сказать.

3. Задание на группировку букв(Слайд 3)

у б И в К т П а ы

- Мы изучили много букв. А вот кто-то все буквы рассыпал. Посмотрите внимательно, на какие группы можно разделить все эти буквы? (Гласные и согласные). Докажите.

    - Молодцы! Справились! За каждое выполненное задание, на доске будут появляться кусочки торта. Как только мы соберем весь торт, мы окажемся в гостях у Пятачка.

Прикрепляю первый кусочек торта.

4. Работа над новым материалом.

*  Артикуляционная гимнастика.

-Кто из вас смотрел мульфильм «Приключения Винни-Пуха»? Вспомните, пожалуйста, какой подарок больше всего любит  Пятачок? (воздушный шарик). 

       5. Постановка проблемы

- Представьте, что у нас на ладошке лежит воздушный шарик, и мы должны поднять его в воздух, произнося звук [п]. Обратите внимание, как я произношу этот звук. Посмотрите на губы. Произнесем все вместе.

–Как вы думаете, о какой букве идет речь? Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

- К кому мы идём  сегодня в гости? (Пятачок)

-Произнесите это слово по слогам. Сколько слогов в слове Пятачок? Почему? 1 ряд произнесите первый слог. 2 ряд – второй слог. 3 ряд – третий слог. Что представляет собой 1 слог?  Положите карточку со схемой. (1 ученик работает у доски) 

- Что можете сказать про 2 слог ? Положите карточку со схемой. Расскажите про  3 слог? Положите карточки со схемой.

-Скажите, а когда собираются идти на День рождения , о чем надо позаботиться? (Подарок)

-Произнесите слово подарок. Разделим его на слоги. Сколько слогов в этом слове? 3 ряд произнесите 1слог. 2 ряд – 2 слог. 1 ряд – 3 слог. Расскажите про эти слоги.

- Произнесите первый звук в слове Пятачок  и первый звук в слове подарок.

Вывод: - Звуков два, а буква одна и зовут её буква «пэ» (показ буквы). (Слайд 5)

Прикрепляю второй кусочек торта.

5. Знакомство с буквой П, п

Как вам кажется на что  похожа буква П? (ответы детей)(ворота, турник, дверной проем)

Буква П в спортивном зале перекладиной назвали.                                         

  6.    Работа по группам. Постановка проблемы.

- Вы сейчас должны  чувствовать  ответственность  не только за себя, но и за своего товарища,

– А сейчас наш класс превратится в научно-исследовательский институт. Для этого давайте разделимся на 3 исследовательские группы.

Учащиеся садятся по группам (1-й ряд – 1-я группа, 2-ой ряд – 2-я группа, 3-й ряд – 3-я группа).

– Чтобы выполнить дальнейшую работу, вы должны следовать правилам, существующим в институте. Давайте познакомимся с ними.

Дети хором читают правила работы в группе: (Слайд 6)

Уважай своего товарища.

Умей каждого выслушать.

Не согласен – предлагай!

(Слайд 7)   пила,  поезд, перстень, пушка

– На экране появились слова: пила, поезд, перстень, пушка. Каждой исследовательской группе нужно проанализировать эти четыре слова и сделать вывод, ответив на поставленный вопрос.

Задание 1-ой исследовательской группе

Проанализируете слова: пила, поезд, перстень, пушка.

Сделайте вывод: звук [п] гласный или согласный?

Задание 2-ой исследовательской группе

Проанализируете слова: пила, поезд, перстень, пушка.

Сделайте вывод: звук [п] звонкий или глухой?

Задание 3-ой исследовательской группе

Проанализируете слова: пила, поезд, перстень, пушка

Сделайте вывод: звук [п] в словах бывает твёрдый или мягкий?

Вывод:– Итак, мы выяснили, что звук [п] – согласный, глухой, в словах бывает твёрдым и мягким. А сейчас произнесите про себя своё имя и фамилию.

– Встаньте те дети, в имени или фамилии есть новый звук. (Учащиеся, в имени или фамилии которых есть новый звук, встают.)

– Определите, где он находится: в середине слова, в начале или конце слова? (Ответив на вопрос, учащиеся садятся)

Прикрепляю третий  кусочек торта.

         Физминутка                       

Чтение слогов – слияний с буквой п.

 − Прочитай слоги, где согласный звук [п'] произносится мягко.

−  Прочитай слоги, где гласная показывает, что согласный произносится твердо. (Слайд 8)

пе         па         пи        пы        пу         по

Работа с учебником на с.78.

Беседа по иллюстрации:

-Вы видите иллюстрацию фрагмента истории Российского государства трехсотлетней давности. Кто знает, как звали этого русского царя?

-Что вы  знаете о русском царе Петре Ι? На иллюстрации он изображен еще молодым. (Слайд 9)

    Это был необычный царь. Его еще называют царь-плотник. Он жил более 300 лет назад. Много путешествовал по разным странам. Всю свою жизнь учился. Искусно умел работать топором и пилой и сам строил корабли, хотел  иметь в России крепкий  морской флот. Он основал русский военный флот, одержал много военных  побед.  При Петре1 на реке Неве был построен город – Санкт-Петербург. Он хотел, чтобы Россия стала просвещенной, могучей державой. А еще Петр 1 издал указ о праздновании Нового года 1 января 1700 года.

-А кто еще изображен на картинке?

- Об этом важном событии написал стихотворение А.С. Пушкин. Послушайте.

(Чтение отрывка из стихотворения А.С.Пушкина ).

-О каком городе говорится в стихотворении? (Град Петров, Петроград, Петербург – это город Санкт-Петербург.)

- Как А.С. Пушкин говорит об этом городе? Какие чувства он вкладывает в свои слова? (Он желает городу расти, цвести и процветать. Город Петра должен был защищать Россию с моря.)

- Это стихотворение дома вы научитесь читать выразительно.

-Царя звали Петр, а какие имена на букву п вы еще знаете? (Павел, Полина)

- Внимательно посмотрите на картинку. Что вы видите?

-О профессии плотника есть много пословиц. Мы их сейчас прочитаем. Постарайтесь запомнить одну из них. (читаем по одной пословице один ученик)

Хороший плотник и в поле работник. (Хороший плотник строит хорошие дома и приносит человеку счастье, тепло, добро. Хороший работник –он и хороший труженик в поле, на заводе, всюду.

При хорошем плотнике, у плохого руки трясутся.(Плохой плотник – это плохой неумелый работник. Когда он видит хорошего умелого человека, хорошего работника, он трусит.)

Плотника (человека) не шуба греет, а топор.(Плотник-рабочий человек, он трудится с помощью топора, который требует от него много сил, старания и упорства, поэтому человеку не холодно даже в лютый мороз.)

-Какая из пословиц вам понравилась больше всего? Почему?

Прикрепляю четвертый кусочек торта.

7. Формирование практических умений и навыков

-Так как мы отправляемся в гости, нам необходим подарок. Винни-Пух объявляет конкурс. Что такое конкурс? В конкурсе обязательно должен быть победитель.

Чтение текста «Скоро конкурс» с.80. До чтения посчитать, сколько предложений в тексте.

- Сколько предложений в тексте? Почему вы так думаете?

-Сейчас вы прочтете текст и постарайтесь запомнить, кто, какой рисунок нарисовал. (Читаем по одному предложению, потом 1 ученик).

- Какие рисунки нарисовали ребята на конкурс? Закончите предложения.

Прикрепляю пятый  кусочек торта.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

Регулятивные УУД:

1) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

2) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной

деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание.

Итог

- Осталось последнее задание и наш торт будет готов.

Игра с мячом. (Задаю вопросы и бросаю мяч.)

-С какой буквой познакомились? (показываю карточку с буквами П,п)

-Какие звуки она обозначает?

-Охарактеризуйте их.

-Какие новые слова узнали на уроке?

-Кто такой ПетрΙ ?

-Какой город он построил?

-Какую пословицу о профессии плотника вы запомнили?

Прикрепляю последний кусочек торта.

7. Самооценка.

-Вот мы и подошли к домику Пятачка.  (Слайд 10)Но, ребята, у нас нет подарка. Пятачок очень любит воздушные шары. Давайте мы их ему подарим. У вас на парте рисунок шарика. Закрасьте его: если считаете, что работали хорошо – красным цветом; если не достаточно хорошо – желтым цветом; если что-то не получилось – синим.

Шары прикрепляются на доску.

-Каких шаров больше? Молодцы.

-Почему у нас в классе так много шаров? Правильно, у нас сегодня праздник. Мы на дне рождения у Пятачка. А на праздник принято дарить подарки. Поэтому вы все сегодня получаете в подарок – шары.

(Взять в руки книгу А.Милна)

-Ребята! Мы попали на праздник, который очень интересно описал в своей книге А.Милн. Постарайтесь прочитать ее сами или вместе с родителями. А потом расскажете в классе.

     


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Путешествие по Азбуке Урок-путешествие Выполнила: учитель начальных классов Белокопытова Галина Александровна МКОУ «Ильмень-Суворовская СОШ» Октябрьского муниципального района Волгоградской области 2012 год

Слайд 5

На какие группы можно разделить эти буквы? у б И в К т П а ы

Слайд 6

БУКВА П Букву П в спортивном зале перекладиной назвали.

Слайд 7

Прямо с нашим домом рядом Буква " Пэ " - большой турник. Я пока с таким снарядом Управляться не привык. Вот немного подрасту - Заберусь на букву ту.

Слайд 9

Машут вслед листвою кроны, А за ним бегут вагоны. Весело под стук колёс Мчит по рельсам... П

Слайд 10

Пингвин на севере живёт. Он любит холод, любит лёд. Там не бывает вовсе лета, И все пингвины знают это. П

Слайд 11

Правила работы в группе Уважай своего товарища. Умей каждого выслушать. Не согласен – предлагай.

Слайд 12

ПИЛА ПОЕЗД ПЕРСТЕНЬ ПУШКА

Слайд 13

Петр 1 Санкт - Петербург


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте и письму. Тема: «Буквы П, п, обозначающие согласные звуки [п]. [п’]».

Конспект урока обучения грамоте и письму по программе "Школа России"...

Урок обучения грамоте в 1 классе по теме: «Буквы «Ш, ш», обозначающие согласный звук /ш/».

Урок обучения грамоте в 1 классе по теме: «Буквы «Ш, ш», обозначающие согласный звук /ш/». Школа России. Учебник «Русская азбука» В. Г. ГорецкийУрок знакомит учащихся с буквой «Ш». На уроке идёт...

Тема: "Буквы «Ш, ш », обозначающие согласный звук [ш]. Чтение слов, предложений, текстов с буквами "Ш, ш".(Урок закрепления с презентацией).

Цели:  продолжить знакомство детей с новыми буквами и звуком; формировать навыки слогового, правильного, сознательного, выразительного, беглого чтения.Учить детей работать с текстом, закреплять з...

Урок литературного чтения по теме: «Буквы Ш, ш, обозначающие согласный звук [ш]». 1 класс

Урок обучения грамоте по теме «Буквы Ш, ш, обозначающие  согласный звук [ш]» и его презентационное сопровождение направлены на формирование навыков правильного, сознательного, выразительного чтен...

Урок обучения грамоте по теме "Буквы Ш, ш, обозначающие согласный звук [ш]."

Урок обучения грамоте в 1 классе. Урок ознакомления с новым звуком и буквой. Урок проводится с использованием презентации к данной теме....

Презентация для урока обучения грамоте по теме "Буквы С, с, обозначающие согласные звуки [с] и [с\']".

Цель данной презентации: продолжить знакомство учащихся с буквами русского алфавита, расширять словарный запас, развивать логическое мышление и внимательность....