Тема: «Мои зубы. Какие они? Сколько их? Зачем они?»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Самошкина Ирина Константиновна

Урок для ребят 3  класса по окружающему миру на тему"Мы и наше здоровье".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное  мероприятие.

Тема:  «Мои зубы. Какие они. Сколько  их. Зачем они.»

Цели:     рассказать о смене зубов, дать характеристику и названия их.

                Ознакомить детей с тем ,как правильно ухаживать за полостью рта и зубами

                Дать практические рекомендации по профилактике кариеса.

Содержание урока.

1 Сообщение темы. Урок начинается с загадки.

Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб — всю добычу мою
Я с радостью белым зверям отдаю.

( это зубы)

- Сегодня на уроке мы поговорим о зубах человека, о том какие они, сколько их и зачем они человеку?

- Это  зубик- Рубик.

Он будет путешествовать с нами, расскажет нам о своих братьях, о своих помощницах и познакомит нас с секретами доктора Кролика.

2. Путешествие начинается.

1  станция – Ротоград . ( ротовая полость).

- Что есть у нас во рту?  ( если возможно , раздать детям маленькие зеркальца)

Дети рассказывают, что они увидели. Далее идет обобщение ответов и сообщение новых

теоретических  знаний.

Зубы у человека находятся в ротовой полости в лунках челюстей. У новорожденного зубов нет. Примерно к 6-ому месяцу начинают появляться первые молочные зубы. В возрасте 2-х лет у ребенка обычно присутствуют все 20 молочных зубов. Молочные зубы играют важную роль в развитии постоянных зубов, сохраняя пространство для них и направляя их рост. Они помогают есть, говорить, улыбаться. Когда постоянные зубы готовы к росту, корни молочных зубов растворяются и зубы выпадают. В возрасте 6-7 лет у человека начинается смена зубов, к 12-14 годам у человека прорезаются все постоянные зубы, за исключением зубов- мудрости.

- Сколько зубов у человека и какие они?

2 станция Братья зубика- Рубика.

Верхняя и нижняя челюсть имеет по 16 зубов: 4 резца,2 клыка, по 2 малых коренных,

по 3 больших коренных зуба. Резцы и клыки служат для откусывания пищи.

Зуб- живой орган, внутри которого есть нерв и кровеносные сосуды.

3 станция Строение зуба.

Каждый зуб состоит из  коронки, которая выступает в полость рта и одного или несколько корней. Коронка зуба покрыта эмалью- самой твердой тканью человеческого организма. Под эмалью находится более мягкая ткань- дентин. Внутри зуба расположена пульпа – мягкая ткань, состоящая из нервов и кровеносных сосудов.

4 станция      Здоровый человек- здоровые зубы.

- Какое значение в жизни  человека имеют зубы?

-Как ваши зубы  помогают вам?

-Чтобы случилось, если бы у вас совсем не было зубов?

Зубы – это очень важная часть нашего организма .Зубами человек откусывает и пережевывает пищу. Если        зубы  больны или отсутствуют, то  пища плохо прожевывается, часть  питательных веществ не усваивается, что нередко приводит к различным заболеваниям желудка и кишечника. При потере зубов нарушается дикция , речь становится невнятной , шепелявой. Зубы надо беречь! Других зубов не вырастет.

 РУБРИКА - ЭТО ИНТЕРЕСНО!

А знаете  - ли вы , что у акул несколько рядов зубов, причем на месте сломанных быстро вырастают новые- и очень острые. А у человека нет!

5 станция.  Болезни зубов.

Плохо жить мне стало вдруг
Разболелся  сильно зуб.
Нету  мочи никакой.
Надо зуб лечить больной.
Вот уже который день .
С болью я брожу как тень.
Надо к доктору идти
Кто поможет мне дойти?

_ Кто  поможет  больному?  (врач стоматолог)

2 раза в год нужно посещать зубного врача.

- Почему же болеют наши зубы? ( неправильное питание и неправильный уход за зубами )

Зубы покрыты эмалью. Эмаль придает зубам красивый блеск. Эмаль – это самая

прочная часть тела. Она предохраняет зубы от повреждений и заболеваний.

-  От чего же может разрушится эмаль?

ОПЫТ

Взять кусочек стекла , нагреть его , а затем опустить в холодную воду. . Стекло треснет.

Эмаль может так же растрескаться от резкой  смены горячей и холодной пищи. Разрушение твердых тканей зуба с образованием полости (дырочки ) является наиболее

 распространённым заболеванием – кариесом.

Существует много причин развития кариеса.;

1. Постоянно формируется зубной налет , состоящий из бактерий и остатков пищи.

Питаются эти бактерии сахаром и пищей , вырабатывая при этом кислоту, разрушающую зубы.

Эта кислота разъедает эмаль. Начинается кариес.

2. Слишком большое употребление конфет и питьё сладкой газированной воды.

3. К кариесу приводит недостаток  фтора в питьевой воде.

4. У детей , которые не чистят зубы – гораздо чаще бывает кариес.

6 станция  Друзья зубика- Рубика.


- Что же нужно , что бы зубы были здоровыми?
- Что вызывает кариес? ( зубной налет)
- Как избавиться от этого налета? ( чистить зубы)

ЗАГАДКИ ЗУБИКА – РУБИКА  о своих верных друзьях.


 Костяная спинка,
Жестяная щетинка,
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит.
(Зубная щетка)

       

        Было это давным-давно. Однажды утром в пещере проснулся человек

с неприятным вкусом во рту. Он взял прутик, пожевал его конец и начал чистить зубы.

Такой была самая первая зубная щетка. Потом щетки были в виде палочек из мягкого

дерева. Зубной пасты раньше не было, и люди чистили зубы золой и углем от костра,

а потом полоскали рот водой.

Зубная щетка, которой мы сейчас чистим зубы, появилась совсем недавно. Но люди

придумывают все новые и новые зубные щетки.

А вы знаете, что существует музыкальная зубная щетка? Ее придумали специально

для детей. Вы такую щетку видели? У этой щетки мелодия раздается тогда, когда вы з

убы чистите правильно, а если зубы чистите не правильно, то музыка не играет.

Хитрая зубная щетка! А еще есть электрическая зубная щетка.
А как вы думаете, чем еще можно почистить зубы, кроме зубной щетки?

Оказывается, почистить зубы без щетки можно яблоком, только не сладким.

 Когда мы жуем яблоко, зубы очищаются.

Белая река
В пещеру затекла
Чистит до бела. ( зубная паста )

 Как нужно чистить зубы ?

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ,

   Сама чистка должна длиться не менее 3-х минут;
 Держать щетку следует под углом 45 градусов относительно зубов и десен;
 Дабы не разносить микробы по всей полости рта, процедуру рекомендуется

 разделить на две части: сначала почистить нижний зубной ряд, а потом верхний;
 Начинать следует с передних зубов, постепенно двигаясь к задним;
 Нижние зубы чистят снизу вверх, а верхние — сверху вниз;
 Жевательная поверхность зубов обрабатывается круговыми движениями;
 После полоскания рта не забудьте 
почистить язык, где также скапливается

достаточно микробов. Помните, что язык обложен налетом, который является

таким же рассадником микробов, как и отложения на зуб

РАЗУЧИВАЕМ  ПЕСЕНКУ ,

 Надо чистит каждый зуб,
Верхний зуб, нижний зуб.
Даже самый дальний зуб,
Очень важный зуб!

                   Изнутри, снаружи три,
                  Три снаружи, изнутри,
                  Даже самый дальний зуб,
                  Очень важный зуб.

 7 станция  Полезные советы доктора Кролика.

1 совет Почему полезно есть сытые овощи и фрукты?

Сценка «Бабушкин гостинчик»

Бабушка. Здравствуй, внучек! А я тебе гостинчик при несла. Очень полезный для зубов. Угадай, что здесь?

Учитель. Потрогал Илюша бабушкин кулек: в нем что-то круглое, твердое, на маленький апельсин немного

похожее... и нет, не угадал! В кульке оказалась репка. А бабушка сказала...

Бабушка. У нас в деревне ребятишки любят хрупать  репку, морковку, капустную кочерыжку. Овощи чистят и укрепляют  зубы. А у сластен, у тех, кто лакомится вафлями, печеньем, булочками, конфетами, зубы-то чаще всего и болят.

 _ чем полезны  эти  овощи ? ( сырые  твердые овощи и фрукты хорошо очищают зубы от прилипших кусочков пищи и укрепляют десны )

 2 совет  Всегда полноценно питайся. Ешь много зеленых овощей, мясо, курицу, рыбу, яйца и , конечно, пей больше молока. В этих прдуктах много необходимых минеральных веществ и витаминов.

3 совет  Полезно есть лук и чеснок . Эти овощи уничтожают гнлостные бактерии в полости рта.

4 совет  После приема пищи нужно полоскать рот.

3. Закрепление полученных знаний.

Вот наше путешествие подошло к концу. Зубик- Рубик хочет проверить ваши знания.

ИГРА « РАССКАЖИ О ВАЖНОСТИ ЗОРОВЬЯ ПОЛОСТИ РТА»,

( предварительно заготавливаются карточки со словами : фтор ,кислота, лук, улыбка, конфеты,

Молоко, зубы, овощи. …)

Ученик выбирает из коробки слово и составляет с ним предложение на тему « Здоровье полости рта».

4. Итог. Релаксация.

-   Здоровые зубы украшают лицо человека, способствуют правильной и красивой речи

-  Улыбнитесь  пошире,    И пусть все видят, что ваши зубы, Согласно словарю эпитетов, -

Крупные и ровные,    Острые и частые, Твердые, жемчужные, Белые, клыкастые,

 Мраморные, крепкие,

 - Если зубы вдруг смогли бы говорить, То они б нас тут же начали учить: «Ты нас чисти, чисти, чисти, не спеши, И снаружи и внутри нас почеши».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по ОБЖ на тему: «Здоровые зубы - здоровый организм»

Цель:   1.Научить детей правильно ухаживать за полостью рта.   2.Познакомить с видами зубов и построением  зубов.   3.Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью. ...

Внеклассное занятие-практикум по тема: «Берегите зубы» 4 класс

На занятии была поставлена цель:  научить учащихся отличать понятия вредного и полезного для зубов, для своего здоровья и следующие задачи:Обучающие:      познакомить...

Классный час по теме "Здоровые зубы - залог здоровья!"

Классный час по теме " Здоровые зубу - залог здоровья!  Познакомит ребят с гигиеническими правилами и способами ухода за зубами: пропагандирует здоровый образ жизни....

Классный час на тему "Здоровье зубов"

Классный час о здоровье зубов...

Классный час в 1 классе на тему "Чтобы зубы были здоровыми"

Методическая разработка классного часа с презентацией для 1 класса в рамках использования здоровьесберегающих технологий...

Урок окружающего мира Раздел "Правила личной гигиены" Тема: "Здоровые зубы"

Данный материал адресован учителям начальных классов. с переходом на ФГОС особую актуальность приобрел системно-деятельностный подход. Для его реализации я использую исследовательскую. творческую деят...

Внеурочное занятие кружка "Крепыши". Тема занятия: "Зубы и уход за ними".

Урок-сказка. Тема: Зубы и уход за ними.Цель: 1) познакомить детей со строением зубов и их значением в жизни нашего организма;           2) создат...