Конспект логопедического занятия " Приключение тигренка Рыка, или Тайна пяти дверей"
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)
Конспект логопедического занятия для обучающихся 1 класса, имеющих общее недоразвитие речи, с использованием здоровьесберегающих технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_dlya_detey_1_klassa.docx | 183 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия
для обучающихся 1 класса,
имеющих общее недоразвитие речи,
с использованием здоровьесберегающих
технологий
Тема: Приключения тигренка Рыка, или Тайна пяти дверей
Цель: практическое применение здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе при работе со звуком и буквой Р.
Коррекционно-развивающие задачи:
- закреплять навык правильного произношения звука [р] изолированно;
- закреплять навык правильного произнесения звука [р] в слогах, словах, предложениях;
- закреплять навык определения позиции звука [р] в словах;
-совершенствовать навыки анализа и синтеза слов со звуком [р];
- развивать внимание, память, мышление;
-способствовать сохранению здоровья детей через предупреждение переутомления на занятии и снятии напряжения;
-развивать речевой и дыхательный аппарат через речедвигательную ритмику и дыхательную гимнастику;
-обучить детей приёмам сохранения здоровья: восстановления сил, развития переключаемости, снятия напряжения, стимуляции работоспособности и мышления;
-воспитывать самостоятельность, активность, мотивацию к общению.
Ход занятия:
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Если я произнесу слово, начинающееся с гласного звука, сядут га свои места девочки. С согласного - мальчики. Умницы! Молодцы!
(На слово умницы -садятся девочки,
На слово молодцы - садятся мальчики)
-Сегодня нас ждет необычное занятие! Мы отправляемся в путешествие. Нас ждут самые настоящие приключения! Вы готовы? (Да)
- Но путешествовать мы будем не одни. У нас будет помощник. Отгадайте, кто это?
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Шагает тихо,
Но если зарычит,
Весь лес замолчит.
(Тигр)
- Молодцы! Правильно! Нашим помощником сегодня будет маленький тигренок Рык (приложение № 1)
Постановка учебной проблемы.
- Как рычит наш тигренок? (Р-Р-Р)
- Верно!
- Какой звук вы только что сказали?
(Звук [р])
- Найдите одинаковый звук в словах: рис, ребус, заря, река.
(Звук [р̓])
- Как вы думаете, почему я спросила у вас про эти звуки?
(Потому, что мы будем их изучать)
- Какой буквой звуки [р ] и [р ҆] обозначаются в письменной речи?
(Буквой Р) (приложение 2)
- Чем отличается звук от буквы?
(Звук-я слышу, произношу. Букв -пишу и читаю)
- Ребята, как вы думаете, для чего мы сегодня с вами говорим о звуках [р ] и [р ҆].
(Чтобы знать о них всё)
- Что нам это даст, если мы будем знать об этих звуках всё?
(Будем правильно читать и писать)
- А вы знаете, что все те, кто отправляется в путешествия, очень долго тренируются, чтобы быть сильными и выносливыми? Нам тоже стоит потренироваться.
Артикуляционная гимнастика (приложение 3)
1.«Гармошка». Язык упирается в небо, после чего нужно закрывать и открывать рот.
2. «Чашечка». Необходимо открыть рот и положить язык на нижнюю губу, придав ему форму чашечки.
3. «Вкусное варенье». Открываем широко рот, растягиваем губы в улыбке. Язычок в форме чашечки облизывает верхнюю губу сначала в одну сторону, затем в другую. Очень важно двигать язык с напряжением, не торопясь.
4. «Маляр». Ребенок открывает рот на 2-3 см, губы растягивает в улыбке. Язык с прямой спинкой поднимается вверх и гладит небо, имитируя движение кисточки при покраске потолка.
5. « Грибочек». Губы улыбаются, язычок прогибает спинку и цокает по верхнему небу 5-7 раз. Затем присасывается средней частью и кончиком к небу, задерживается в таком положении на 5 секунд. Ребенок должен почувствовать напряжение уздечки.
6. «Лошадка». Губы вытягиваются в трубочку, рот приоткрывается на 0,5 -1 см. Нужно цокать язычком, сильно напрягая мышцы. Звук старайтесь сделать звонким, громким и четким.
7. «Барабанщик»
Задание направлено на тренировку мышц кончика язычка. Губы растянуты в улыбке, рот слегка приоткрыт. Кончик языка находится за верхними зубами. Сильно, резко бьет о преграду, ребенок проговаривает звуки: “Дэ-дэ, тэ-тэ…”.
-Тренируем дыхание!
Дыхательная гимнастика
( приложение 4)
- «Регулировщик»
Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить
«р-р-р-р-р». Повторить 5–6 раз.
- «Бегемотик»
ИП: лежа или сидя. Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос. Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:
Сели бегемотики, потрогали животики.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох)
- Молодцы, ребята. А теперь подготовим наши пальчики!!!
Су-джок терапия
( Используются массажные мячики-ежики)
Чтобы четко говорить,
Надо с пальцами дружить!
Мяч в ладошке посжимаю
(под счет до 10, меняя руки)
И ладошку поменяю.
Вверх-вниз, вверх-вниз
По ладошкам ты катись!
(прокатываем мячик между ладонями)
Катаем-катаем,
Крепко прижимаем! (катаем мячик по одной ладони, прижимая сверху другой ладонью, затем меняем руки)
А теперь последний трюк –
Мяч летает между рук (перекидываем мячик из одной руки в другую)
- Итак, мы готовы ! Отправляемся! Впереди множество тайных дверей, но только открыв все двери, мы найдем сокровища!
Дверь № 1. Характеристика и артикуляция звуков.
- Ребята, для того, чтобы открыть первую дверь, необходимо просто произнести звук [Р]. Но , оказывается наш тигренок Рык не умеет рычать. Он не умеет произносить звуки [р ] и [р ҆]. И мы должны рассказать ему всё о звуках [р ] и [р ҆], выполнить задания и научиться этому сами.
Научим, ребята?
(Да)
- Ребята произнесём звуки [р ] и [р ҆].
Легко ли мы произнесли звуки [р ] и [р ҆]?
(Трудно)
- Воздух во рту преграду встречает?
(Да)
-Значит звуки [р ] и [р ҆] гласные или согласные?
(Звуки [р ] и [р ҆]- согласные)
-Теперь давайте узнаем звуки [р ] и [р ҆] глухие или звонкие. Для этого мы с закрытыми ушами произнести звуки [р ] и [р ҆]. Если при произнесении звуков [р ] и [р ҆] в ушах звенит, то они звонкие. Если же не звенит, то глухие. Звенит?
(Звенит)
-Значит звуки [р ] и [р ҆] какие?
(Звонкие)
-А ещё, по какому признаку они могут характеризоваться? Например, в словах: рис, речка?
(Могут быть мягкими и твёрдыми)
- Мы научили тигренка Рыка рычать и открыли первую дверь.
Работа в тетрадях.
- Откроем ваши тетради и пропишем букву Р- заглавную и строчную.
(Дети работают в тетрадях)
Гимнастика для глаз
Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали. (поморгать глазами)
Посмотрите все в окно, (посмотреть влево-вправо)
Ах, как солнце высоко. (посмотреть вверх)
Мы глаза сейчас закроем, (закрыть глаза ладошками)
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем, (посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево)
Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз, (посмотреть вниз)
Жмурься сильно, но держись. (зажмурить глаза, открыть и поморгать ими)
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать,
Мы будем выговаривать
Все правильно и внятно.
Чтоб было всем понятно!
-Тигренок Рык научился произносить звук правильно! И мы отправляемся открывать вторую дверь!
Дверь № 2. «Живые слова» - игра с мячом.
Запомните первые слоги и соедините их в слово: ру-чей, ру-ка,
Ра – ма, бо - бёр, ра-бо-та, ро–ли, Ки-ра . Логопед произносит слово и кидает мяч ребёнку, просит запомнить первый слог, затем кидает мяч следующему. Затем дети берутся за руки и произносят каждый свой слог, называют полученное слово.
-Дверь открыта! Идем дальше!
-Тигренок Рык зовет нас отдохнуть!
Динамическая пауза
Прибежали все тигрятки
И все начали зарядку –ррррр-
Вот раздался страшный рык-
На лужайку прыгнул тигр –рррр-
Звери делают поклоны,
Начинаем мы наклоны –ррррр-
Появился царь зверей,
Приседаем поскорей.-рррр-
А теперь все дружно, вместе,
Начинаем бег на месте. –ррррр-
Тигрята вертят головой,
Начинаем мах ногой.-ррррр-
Вот пришёл конец зарядке,
Разбежались все тигрятки.-ррррр-
- Вторую дверь мы открыли! Идем дальше.
Дверь №3. Развитие мелкой моторики. Игра «Звук играет в прятки» (приложение 5)
-Звуки [Р]хочет поиграть с вами в прятки. А прячется он в словах!
(дети в бассейне с гречкой отыскивают мелкие игрушки, называют их, определяют место нахождения звуков Р, Рь в слове).
(ракета, робот, рыба, рак, торт, жираф, сыр, мухомор, комар, шар, журавль)
Дверь №4. Составление слов из разрезных слогов. Работа в парах.
- Подберите слоги так, чтобы получились слова (приложение 5)
РЫ БА
РО ЗЫ
РА МА
РУ КА
Дверь № 5. Игра “Добавлялки”(приложение 6)
-Вы должны вспомнить названия профессий и закончить предложения. Подсказка: в названии этих профессий есть [Р].
В столовой работает …(повар)
Стены красит … (маляр)
Подстригает людей …(парикмахер)
В магазине работает …(продавец)
Лечит детей … (врач)
Дом строит … (строитель)
(ответивший ребёнок получает соответствующую картинку)
Подведение итогов занятия. Рефлексия.
-Ребята, ну вот открыты все двери. Мы с Вами и тигренок Рык добрались до сокровищ- это наши знания о звуке и букве Р!!!
- С какой буквой и звуком мы сегодня познакомились? Звук [р] гласный или согласный? Что нового Вы узнали?
- Ребята, у вас на столах лежат конвертики. Выберите смайлик, соответствующий вашему настроению (приложение 7)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Розова Ю.Е. конспект логопедического занятия. Зрительно-слуховая дифференциация строчных рукописных букв п - т в словах, предложениях.
Конспект логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии направлен на отработку фифференциации рукописных букв п-т в словах, предложениях, тексте. Занятие - увлекательная игра-путешест...
Конспект открытого занятия для родителей обучающихся в «День открытых дверей»
Конспект открытого занятиядля родителей обучающихсяв «День открытых дверей» 23 апреля 2016 годас группой учащихся 1 а класса в МАОУ «СОШ №48»....
Конспект логопедического занятия Тема: Интеллектуально-развлекательная игра «Логопедический час»
Развитие интереса к логопедическим занятиям...
Конспект логопедического занятия с учащимися 2 класса "Приключения друзей".
Конспект логопедического занятия с учащимися 2 класса по коррекции нарушений формирования устной и письменной речи....
Конспект логопедического занятия на тему: «Игры для развития речи». Логопедическая игротека.
Лоопедические игры напрвленные на развитие фонематического слуха, расширение активного словаря, развитие мышления, памяти и внимания, развитие учебной мотивации....
Конспект логопедического занятия для обучающихся 3 класса с ОВЗ (ИН) ТЕМА: Лексико-грамматическое занятие «Зимующие птицы».
Преодоление нарушений грамматического строя речи очень сложная работа в системе коррекции речевых недостатков у обучающихся с легкой степенью умственной отсталости. Такая работа осуществляется ч...
Конспект внеурочного занятия: "Приключение в бухте закономерностей" ( 3 класс, Курс: " Умники и умницы")
Планируемые результаты:Предметные:Усовершенствуют умение находить закономерности в примерах.Улучшат умение работать по алгоритму.Разработка умения устанавливать взаимосвязи между действиями и процесса...