"Тайны живой природы"
занимательные факты по окружающему миру (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Вязовская основная общеобразовательная школа
Вязниковского района Владимирской области»
Станция Мстёра
Внеклассное занятие по окружающему миру
« Тайны живой природы»
Составила: учитель начальных классов
Филиппова Татьяна Сергеевна
2013год
ТАЙНЫ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ
« ЧТО ТАКОЕ ЖИЗНЬ?»
1. Живая и неживая природа
2. Чем отличается живое от неживого?
- движение;
- обмен веществ;
- рост;
- неизбежная смерть;
- способность к размножению.
3. Биология – наука о живой природе.
4. Самые, самые, самые
5. Экологические задачи
6. Они должны жить!
1.ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ ПРИРОДА
Все природные объекты Земли можно разделить на две группы: живая природа и неживая природа.
Что относится к неживой природе? ( Ответы детей)
Что относится к живой природе? ( животные, растения и человек)
2.ЧЕМ ЖЕ ОТЛИЧАЕТСЯ ЖИВОЕ ОТ НЕЖИВОГО?
Учёные называют пять основных различий.
Во-первых, всё живое движется.
Движение человека и животного мы наблюдаем ежедневно. А как двигаются растения, которые, вроде бы, никуда не ходят и всю жизнь проводят на одном месте?
Во-первых, листья, лепестки растений совершают суточное движение за солнцем, а ночью многие цветы закрываются, а листочки деревьев нагибаются, как бы засыпая, а утром распрямляются, как бы просыпаясь. Иными словами, они тоже двигаются.
Разные растения раскрывают и закрывают венчики своих цветков по определённому расписанию. Зная это, можно составить ЦВЕТОЧНЫЕ часы.
(Заранее подготовленные дети рассказывают о растениях, из которых можно сделать цветочные часы и показывают их фотографии.
Цикорий раскрывается в 4 часа утра, а закрывается в 22 часа.
Шиповник раскрывается в 5 часов, а закрывается в 19-20 часов.
Мак раскрывается в 5 часов, а закрывается в 14-15 часов.
Кувшинка раскрывается в 7 часов, а закрывается в 16 часов.
Ноготки раскрываются в 9 часов, а закрываются в 16 часов.)
Изучив время раскрытия и закрытия различных цветков, можно научиться определять время дня и ночи.
Во время походов и путешествий цветы помогут определить без часов время суток.
Во-вторых. Оказывается, растениям и животным для того, чтобы двигаться, нужна энергия, которую они получают вместе с пищей.
Вот вы проголодались. Это значит, что ваш организм затратил слишком много энергии, и её необходимо восстановить. Пища состоит из сложных веществ.
У каждого растения и животного она своя. Напрмер, кошки любят молоко и рыбу, кролики-морковку, а собаки не едят ни то, ни другое, а любят мясо.
Растения добывают питание с помощью корней из почвы.
В организме пища перерабатывается, часть веществ усваивается, а всё ненужное выбрасывается наружу. Этот процесс называется ОБМЕНОМ веществ.
Обмен веществ – это второй важнейший признак жизни.
Рост – это третий признак жизни.
Мы наблюдаем за ростом животных и растений.
Это происходит потому, что все живые организмы построены из клеток.
Например, листок обычного дерева состоит из 20 000 000 клеток! Благодаря питанию число клеток постоянно увеличивается, поэтому животное и растение увеличивается в размерах, а попросту говоря, растёт.
В – четвёртых: неизбежная смерть любого живого организма.
Начиная с некоторого момента, в живом организме начинается сильное разрушение клеток, из которых мы состоим. От этого организм стареет и в конце концов умирает. С этим ничего не поделаешь. Неизбежная смерть любого живого организма- это четвёртый признак живой природы.
У каждого животного и растения продолжительность жизни своя.
(Заранее подготовленные дети рассказывают о продолжительности жизни разных животных и растений).
В-пятых: Но если смерть неизбежна, то почему же не заканчивается жизнь на Земле? У живой природы есть ещё одно важное свойство – СПОСОБНОСТЬ К РАЗМНОЖЕНИЮ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЮ СЕБЕ ПОДОБНЫХ.
Вместо умерших животных и растений рождаются новые, и жизнь продолжается. Способность к размножению- это пятый и основной признак жизни.
(Выступления детей: кто как размножается).
3.БИОЛОГИЯ – НАУКА, ИЗУЧАЮЩАЯ ЖИВУЮ ПРИРОДУ.
(БИО- жизнь, ЛОГОС – изучение, изучать)
БИОЛОГИЯ делится на две части: БОТАНИКА ( изучает растения, флору) и ЗООЛОГИЯ (изучает животных, фауну).
4.САМЫЕ, САМЫЕ, САМЫЕ…
(Заранее подготовленные дети рассказывают об удивительных фактах из жизни некоторых животных и растений).
5.ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
(Учитель читает 5-6 задач разных видов о животных и растениях экологического содержания, дети решают, обсуждают, например:
Птица мохноногий канюк за 50 дней съедает 450 грызунов. Сколько грызунов съедает птица за 1 день? Сколько грызунов истребят 10 птиц за 1 день, за 2 дня?..)
6.ОНИ ДОЛЖНЫ ЖИТЬ!
(Слайды по теме « Красоты природы»)
Как прекрасна природа Земли! Какие удивительные животные и растения на ней! Ими бы только восхищаться, если бы не одно тягостное обстоятельство: ВСЕ ОНИ МОГУТ ИСЧЕЗНУТЬ С ЛИЦА ЗЕМЛИ!
За последние 60 лет на нашей планете вымерли более 100 видов зверей и птиц.
Что же это значит?
Это значит, что мы уже никогда не увидим и не сможем представить некоторых зверей и птиц, например: сумчатый (тасманийский) волк( полосатый, как тигр), тур( домашнее рогатое животное), тарпан( степная лошадь), зебра квагга ( с белыми и красновато-коричневыми полосками), морская корова и т.д.
В беде находятся несколько сотен тысяч животных и растений.
Все они исчезают по вине человека.
В мире создан Международный союз охраны природы (МСОП).
Учёные этого союза предлагают защитить животных и растения от вымирания и постараться сохранить их. ( КРАСНАЯ КНИГА)
МЫ поддерживаем желание и решение учёных всех стран:
ОНИ ДОЛЖНЫ ЖИТЬ!
В конце занятия можно предложить детям кроссворд с новыми терминами
(если позволит время и будет желание)
ЖЕЛАЮ ВСЕМ УДАЧИ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Неживая и живая природа. Явления природы."
План-конспект урока по окружающему миру во 2 классе в соответствии с ФГОС "Неживая и живая природа. Явления природы." В ходе урока используются ЭОР....
Неживая и живая природа. Явления природы.
Презентация к уроку окружающего мира во 2 классе по программе "Школа России". Знакомит детей с понятиями "неживая и живая природа", "явления природы"....
Занятие по экологии в старшей группе: «ЖИВАЯ И НЕ ЖИВАЯ ПРИРОДА»
Цель: Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы, от объектов неживой природы. Сформировать у ребенка представление о неразрыв...
План-конспект урока для 2 класса по окружающему миру на тему : "Живая и не живая природа"
План-конспект урока для 2 класса по окружающему миру на тему : "Живая и не живая природа"...
Живая природа: растения. Живая природа: животные. Уроки в 1 классе по УМК Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова.
Презентация к циклу уроков по окружаещему миру, включающему в себя уроки по темам: Живая и неживая природа, Живая природа - растения, Живая природа - животные, Зависимость растений от природных услови...
Живая и не живая природа
Уровневые задания...