Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. Школа России.
рабочая программа (окружающий мир, 2 класс) по теме

Вольская Ольга Анатольевна

  Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, УМК «Школа России»,  авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир» -  Плешаков, А. А. [и др.]. Окружающий мир.  Включает пояснительную записку, структуру учебного курса, контрольно-измерительные материалы, тематическое планирование, планируемые результаты в соответствии с ФГОС, перечень учебно-методического обеспечения, список используемой литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okr_2_fgos_.doc277.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Г. Иркутска средняя общеобразовательная школа № 18  

Рассмотрено на заседании МО

____________________________

Протокол № ____ от __________

Руководитель МО ___________

Согласовано ______________

Заместитель директора по НМР

Утверждаю ____________________

Директор МОУ СОШ № 18

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

По окружающему миру во 2 Б  классе

 

Составитель:

                                                                                             Вольская О. А.,

учитель нач. классов,

                                                                                             высшая квалиф. категория

Срок действия программы:

2013 – 2014 учебный год


Пояснительная записка

    Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, УМК «Школа России»,  авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир» -  Плешаков, А. А. [и др.]. Окружающий мир. Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. В. Анащенкова [и др.]. М.: Просвещение, 2011.

    Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

         Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

          Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

1. Общая характеристика учебного предмета

    Цель изучения курса  «Окружающий мир» для обучаемых 2  класса – помочь ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве. Подготовить поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родного города, родной страны и планеты Земля.

  Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин, изучаемых в первом классе. Предмет «Окружающий мир» использует и подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка, математики, музыки, изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

 Универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.

         Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты.  

Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

 

 2. Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования  на изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 270 ч: 1 класс —66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68ч (34 учебные недели).

              3. Содержание учебного предмета «Окружающий мир»  

Итоговое повторение. Где мы живем 4 ч

Где мы живем. Что нас окружает. Наше отношение к окружающему.

Природа 20 ч

    Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце — источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода. Звездное небо.  

Горные породы и минералы. Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды.

Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.

Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные.  

Сезонные изменения в природе: осенние явления. Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.

Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.

Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.

Практические работы: знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека; знакомство с горными породами и минералами; распознавание деревьев, кустарников и трав; знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений; отработка приемов ухода за комнатными растениями и животными живого уголка.

Жизнь города и села 10 ч

Город, где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.

Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля — составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги.

Промышленные предприятия своего города. Строительство в городе.

Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный.  

Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).

Профессии людей, занятых на производстве.  

Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.

Экскурсии: наблюдение зимних явлений в природе; знакомство с достопримечательностями родного города (села).

Здоровье и безопасность 9 ч

Строение тела человека. Здоровье человека — его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены.  

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность. Правила безопасного поведения на воде.

Практическая работа: отработка правил перехода улицы.

Общение 7 ч

Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.

Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.

Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).

Практическая работа: отработка основных правил этикета.

Путешествия 18 ч

Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.

Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки, притоки.

Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.

Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва — столица России.

Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).

Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.

Экскурсии: ознакомление с формами земной поверхности и водоемами родного края; наблюдение весенних изменений в природе.

Практические работы: определение сторон горизонта по компасу; освоение основных приемов чтения карты.

        

Формы контроля

Главными формами контроля являются предметные и обобщающие уроки, экскурсии, практические работы.

Календарно – тематическое планирование

по  окружающему миру

 

Класс   2 Б

Учитель  Вольская О. А.

Количество часов

Всего  68  час; в неделю  2  час.

Плановых контрольных уроков   6 .

     Планирование составлено на основе   УМК «Школа России»,  авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир» -  Плешаков,  А. А. [и др.]. Окружающий мир. Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. В. Анащенкова [и др.]. М.: Просвещение, 2011.                                                      

     Учебник  Окружающий мир. 2  класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 частях. / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение,

                  2012.  

     Дополнительная литература  Плешаков А.А.  Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. Пособие для общеобразовательных      

                                                       учреждений. В 2 частях. – М.: Просвещение, 2012.

Содержание

Кол-во

часов

Обучающая цель

Основные понятия, вводимые впервые, свойства, алгоритмы

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Сроки

предметные

Метапредметные универсальные учебные действия (УДД)

личностные

Пплан.

факт.

Где мы живем?

4

1

Наш адрес в мире

1

Знакомство с государственной символикой

Герб, флаг, гимн, многонациональное государство

Знание названия страны, планеты, региона, уметь давать устное описание объектов окружающего мира

Умение собирать информацию из иллюстраций, личных наблюдений, текста, рассуждать

Формирование целостного взгляда на мир

2.

Родная страна

1

Учить различать объекты живой и неживой природы

Живая и неживая природа, экология

Знание символов России – герба, флага, гимна. Умение оценивать свои достижения на уроке

Умение принимать и решать познавательные и учебные задачи, выбирать нужную информацию из текста

Формирование основ гражданской идентичности, гордости за Родину, народ, историю

3.

Природа и рукотворный мир

1

Учить классифицировать объекты природы

Предметы живой и неживой природы

Умения читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос

Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы

4.

Проверим себя и оценим свои достижения

1

Обобщить знания детей по изученному разделу. Оценить качество изучения материала

Оценивать результаты освоения курса за 2 класс

Собирать требуемую информацию из указанных источников.

рефлексия

Природа

20

5

Неживая и живая природа

1

Дать первоначальные представления о живой и неживой природе

Солнце, воздух, вода, растения, животные

Классифицировать объекты по существенным признакам

Умения читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос

Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы

6

Явления природы

1

Учить различать и определять признаки сезонных изменений в природе

Температура воздуха, воды и тела человека

Знание понятия явления природы, основных свойств воды, воздуха

Строить рассуждения о строении, свойствах объектов

Формирование процесса овладения начальными навыками изучения природы

7

Как измеряют температуру?

1

Познакомить с различными видами термометров, учить измерять и записывать температуру

Температура, термометры

Знакомство с различными видами термометров, измерять и записывать температуру, работать в парах

Умение читать и составлять простые схемы

Формирование процесса овладения начальными навыками изучения природы

8

Что такое погода?

1

Учить вести Дневник наблюдений за погодой

Погода, температура, сезонные изменения за погодой

Умения характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха,  осадков, облачности, ветра

Установление причинно-следственных связей, выполнение действий по алгоритму

Формирование процесса овладения начальными навыками изучения природы

9

В гости к осени

1

Познакомить с признаками осени, устанавливать связь между сезонными изменениями в живой и неживой природе

Осень, сезонные изменения, предсказания погоды

Наблюдать и устанавливать связи между сезонными изменениями в живой и неживой природе

Строить рассуждения о строении, свойствах объектов

Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы

10

Звездное небо

1

Познакомить с тем, что Земля – планета.

Звездное небо, созвездия

Знания понятий звездное небо, созвездия, уметь решать практические задачи с помощью наблюдений

Речевое высказывание

Формирование процесса овладения начальными навыками изучения природы

11

Заглянем в кладовые Земли

1

Учить различать объекты живой и неживой природы

Горная порода, минералы, состав гранита

Знание понятий горная порода и минерал, называть и различать породы и минералы

Давать аргументированный ответ на поставленный  вопрос

Формирование процесса овладения начальными навыками изучения природы

12

Про воздух

1

Учить определять свойства воздуха, температуру воздуха

Воздух,

Знание основных свойств воздуха, умение определять температуру воздуха

Речевое высказывание

Формирование процесса овладения начальными навыками изучения природы

13

И про воду

1

Познакомить со свойствами воды, тремя состояниями воды

Вода, очистные сооружения

Знание основных свойств воды, умение определять температуру воздуха

Речевое высказывание

Формирование процесса овладения начальными навыками изучения природы

14

Какие бывают растения?

1

Учить определять растения, различать дикорастущие и культурные, лиственные и хвойные

Лиственные, хвойные деревья, травы, кустарники, Красная книга

Уметь классифицировать растения

Давать аргументированный ответ на поставленный вопрос, строить рассуждения об объекте

Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы

15.

Какие бывают животные?

1

Познакомить с разнообразием животных, особенностями их внешнего вида, питания, размножения

Дикие и домашние животные

Уметь классифицировать животных

Давать аргументированный ответ на поставленный вопрос, строить рассуждения об объекте

Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы

16

Невидимые нити

1

Дать понятие невидимым нитям в природе, учить устанавливать связь между растениями и животными, грибами и животными, грибами и растениями

Невидимые нити, грибы, растения, животные

Знать понятия невидимые нити, уметь устанавливать взаимосвязи

Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки

Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы

17.

Дикорастущие и культурные растения

1

Учить делить растения на дикорастущие и культурные, различать части растений, изображать их на рисунке

Дикорастущие и культурные растения

Сравнивать и различать виды растений, находить и обсуждать новую информацию, работать в парах

Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки

Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы

18.

Дикие и домашние животные

1

Учить различать диких и домашних животных, особенности их проживания

Дикие и домашние животные

Сравнивать и различать виды животных, находить и обсуждать новую информацию, работать в парах

Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки

Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы

19.

Комнатные растения

1

Познакомить с особенностями выращивания комнатных растений, правилами ухода за ними.

Комнатные растения, пересадка, уход, полив

Узнавать комнатные растения по рисункам, оценивать роль комнатных растений для здоровья человека, работать в группах

Речевые высказывания

Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы

20.

Животные живого уголка

1

Познакомить с представителями живого уголка, правилами ухода за животными живого уголка

Живой уголок

Знание представителей живого уголка, правила ухода за представителями живого уголка

Речевые высказывания

Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы

21.

Про кошек и собак

1

Учить различать породы кошек и собак, характеризовать условия их проживания

Кошки, собаки, породы

Определять породы кошек и собак по иллюстрациям. Работать в группах

Речевые высказывания

Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы

22

Красная книга

1

Познакомить с историей создания Красной книги, растениями и животными, занесенными в Красную книгу

Красная книга

Выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных. Работать в группах.

Речевые высказывания

Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы

23.

Будь природе другом.

1

Учить охранять и беречь природу.

Красная книга. Экология

Анализировать факты, угрожающие живой природе. Работать в группах

Умение декадировать условные знаки, выбирать нужную информацию

Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы

24

Проверим себя и оценим свои достижения

1

Обобщить знания детей по изученному разделу. Оценить качество изучения материала

Выполнять тестовые задания учебника, оценивать правильность предложенных ответов

Умение читать схемы, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос

рефлексия

Жизнь города и села

10

25

Город и село

1

Знать понятия «город» и «село», родной город, регион

Регион, город, село, производство

Сравнивать и уметь отличать город и село

Речевые высказывания

Формирование целостного взгляда на общество, производство

26.

Что такое экономика?

1

Дать первоначальные представления об экономике города и села, об отдельных производственных процессах

Экономика, отрасли экономики, взаимодей1ствие отраслей.

Рассказывать о отраслях экономики по предложенному плану, формулировать вывод из предложенного материала

Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их признаки

Формирование целостного взгляда на общество, производство

27

Из чего что сделано?

1

Учить определять материалы, из которых изготовлены товары

Производство чугуна, стали, бумаги

Классифицировать предметы по характеру материалов, прослеживать производственные цепочки

Учет разных мнений

Формирование целостного взгляда на общество, производство

28.

Как построить дом?

1

Учить строительству в городе и селе, названия машин, строительных профессий

Строительство, мастер, штукатур, маляр, бетонщик, крановщик

Различать особенности строительства в городе и селе

Речевые высказывания

Формирование целостного взгляда на общество, производство

29.

Какой бывает транспорт?

1

Познакомить с понятием транспорт, видами транспорта

Наземный, водный, воздушный, подземный, пассажирский, грузовой транспорт

Классифицировать виды транспорта

Речевые высказывания

Формирование целостного взгляда на общество, производство

30.

Культура и образование

1

Познакомить с понятиями «культура», «Образование», уметь называть профессии в сфере образования и культуры

Культурные и образовательные учреждения

Различать учреждения образования и культуры. Уметь называть профессии в сфере образования и культуры

Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их признаки

Формирование целостного взгляда на общество, культуру и образование

31.

Все профессии важны

1

Учить называть профессии, познакомить с особенностями профессий родного края

профессии

Расширять кругозор по профессиям, их разнообразии

Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их признаки

Формирование целостного взгляда на общество, производство

32.

В гости к зиме

1

Познакомить как растения и животные готовятся к зиме

Природное сообщество елового леса

Уметь проводить наблюдения за сезонными изменениями в живой и неживой природе

Установление причинно-следственных связей

Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы

33.

Проверим и оценим свои достижения

1

Обобщить знания детей по изученному разделу. Оценить качество изучения материала

Выполнять тестовые задания учебника, оценивать правильность предложенных ответов

Умение читать схемы, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос

рефлексия

34.

Презентация проектов «Мой город», «Красная книга», «Возьмем под защиту».

1

Проектная деятельность

Учить защищать проекты, проводить презентацию, работа в группах

Речевые высказывания

Развитие самостоятельности и творчества

Здоровье и безопасность

9

35

Строение тела человека

1

Учить определять органы человека, функции основных органов человека

Человеческие органы

Называть и показывать внешние части тела человека

Уметь давать аргументированный ответ на поставленный вопрос

Формирование целостного восприятия человека, его жизни в обществе, опасностях

36

Если хочешь быть здоров

1

Учить выполнять режим дня, вести здоровый образ жизни, соблюдать правила сохранения и укрепления здоровья

Режим питания, режим дня, здоровый образ жизни

Составлять рациональный режим дня школьника, обсуждать сбалансированное питание, формулировать правила личной гигиены

Установление причинно-следственных связей

Формирование целостного восприятия человека, его жизни в обществе, опасностях

37

Берегись автомобиля.

1

Познакомить с правилами поведения на дороге и в транспорте, учить выполнять правила дорожного движения

Правила дорожного движения

Формулировать правила безопасности, практически учиться соблюдать ПДД

Умение моделировать различные ситуации, опасные для детей

Формирование целостного восприятия человека, его жизни в обществе, опасностях

38

Школа пешехода

1

Познакомить с правилами поведения на дороге и в транспорте, учить выполнять правила дорожного движения

Правила дорожного движения

Формулировать правила безопасности, практически учиться соблюдать ПДД

Умение моделировать различные ситуации, опасные для детей

Формирование целостного восприятия человека, его жизни в обществе, опасностях

39

Домашние опасности

1

Учить правилам безопасного поведения дома, познакомить с правилами обращения с различными предметами

Электро и газооборудование, режущие и колющие предметы.

Объяснять опасность бытовых предметов, формулировать правила безопасности в быту

Уметь давать аргументированный ответ на поставленный вопрос

Формирование целостного восприятия человека, его жизни в обществе, опасностях

40

Пожар.

1

Познакомить с правилами противопожарной безопасности, учить выполнять правила безопасного поведения дома.

Противопожарная безопасность.

Характеризовать пожароопасные предметы и ситуации, запомнить правила предупреждения пожара

Умения моделировать разные ситуации, опасные для детей

Формирование целостного восприятия человека, его жизни в обществе, опасностях

41.

На воде и в лесу

1.

Познакомить с лесными опасностями, с правилами поведения у водоемов, на природе.

Съедобные и несъедобные грибы, ягоды, растения, экологическая безопасность

Характеризовать опасности, возникающие в лесу и на воде, выполнять правила безопасного посещения леса и водоемов

Умения моделировать разные ситуации, опасные для детей

Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы

42.

Опасные незнакомцы.

1

Познакомить с правилами поведения в социальной среде, с незнакомыми людьми

Социальная среда

Характеризовать потенциальные опасности при контактах с незнакомыми людьми

Умения моделировать разные ситуации, опасные для детей

Формирование целостного восприятия человека, его жизни в обществе, опасностях

43

Проверим и оценим свои достижения

1

Обобщить знания детей по изученному разделу. Оценить качество изучения материала

Выполнять тестовые задания учебника, оценивать правильность предложенных ответов

Умение читать схемы, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос

рефлексия

Общение

7

44.

Наша дружная семья

1

Познакомить с понятиями «семья», «культура общения», отношения между членами семьи

Семья

Формировать понятие культура общения, соблюдать элементарные нормы общения в семье

Уметь давать аргументированный ответ на поставленный вопрос

Формирование уважительного отношения к другому мнению, умение строить диалог

45.

Проект «Родословная»

1

Учить применять основные правила поведения и соблюдать нормы общения в общественных местах

Школьные ситуации

Учить защищать проекты, проводить презентацию, работа в группах

Речевые высказывания

Формирование уважительного отношения к другому мнению, умение строить диалог

46

В школе

1

Учить применять основные правила поведения и соблюдать нормы общения в общественных местах

Культура поведения

Обсуждать вопрос о культуре общения в школе, моделировать различные ситуации

Уметь давать аргументированный ответ на поставленный вопрос

Формирование уважительного отношения к другому мнению, умение строить диалог

47

Правила вежливости

1

Учить применять основные правила поведения и соблюдать нормы общения в общественных местах

Обсуждать какие правила вежливости имеются в русском языке и как ори применяются в различных ситуациях

Уметь давать аргументированный ответ на поставленный вопрос

Формирование уважительного отношения к другому мнению, умение строить диалог

48

Ты и твои друзья

1

Учить применять основные правила поведения и соблюдать нормы общения в общественных местах – в транспорте и театре

Транспорт, театр, этикет

Обсуждать морально-этические аспекты дружбы, формулировать правила этикета в гостях

Уметь давать аргументированный ответ на поставленный вопрос

Формирование уважительного отношения к другому мнению, умение строить диалог

49

Мы – зрители и пассажиры

1

Учить правильному поведению в транспорте, общественных местах

Обсуждать правила поведения в транспорте, театре, формулировать их на основе иллюстраций

Уметь давать аргументированный ответ на поставленный вопрос, моделировать ситуации

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

50

Проверим и оценим свои достижения

1

Обобщить знания детей по изученному разделу. Оценить качество изучения материала

Выполнять тестовые задания учебника, оценивать правильность предложенных ответов

Умение читать схемы, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос

рефлексия

Путешествия

18

51

Посмотри вокруг

1

Учить ориентироваться на местности с помощью компаса, работать с картой

Горизонт, стороны горизонта, компас

Находить линию горизонта и на схеме стороны горизонта

Умение извлекать информацию из учебника, карты, моделировать объекты окружающего мира

Формирование целостного взгляда на мир

52-53

Ориентирование на местности

2

Учить ориентироваться на местности с помощью компаса, работать с картой

Горизонт, стороны горизонта, компас

Знакомиться с правилами работы с компасом, ориентироваться на местности по компасу и местным признакам

Умение извлекать информацию из учебника, карты, моделировать объекты окружающего мира

Формирование процесса овладения начальными навыками изучения природы

54

Формы земной поверхности

1

Учить ориентироваться на местности с помощью компаса, работать с картой

Горы, холмы, овраги, равнины

Характеризовать формы земной поверхности, пользуясь иллюстрациями, картой, глобусом

Умение извлекать информацию из учебника, карты, моделировать объекты окружающего мира

Формирование процесса овладения начальными навыками изучения природы

55

Водоемы

1

Закреплять правила поведения у водоемов

Пруд, озеро, море, океан

Различать водоемы естественного и искусственного происхождения, находить их на карте

Умение извлекать информацию из учебника, карты, моделировать объекты окружающего мира

Формирование процесса овладения начальными навыками изучения природы

56

В гости к весне

1

Познакомить с характерными признаками весны в неживой природе

Паводок, ледоход

Знание признаков весны в живой и неживой природе

Уметь ставить познавательную задачу, соотносить информацию из различных источников

Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы

57

Путешествие по родной стране

1

Учить работать с картой России

Россия, достопримечательности

Сравнивать изображение России на глобусе и карте, осваивать приемы чтения карты

Умение получать информацию по карте, моделировать объекты окружающего мира

Формирование основ гражданской идентичности, гордости за Родину, народ, историю

58

Россия на карте

1

Учить работать с картой России

Россия, достопримечательности

Сравнивать изображение России на глобусе и карте, осваивать приемы чтения карты

Умение получать информацию по карте, моделировать объекты окружающего мира

Формирование основ гражданской идентичности, гордости за Родину, народ, историю

59

Путешествие по Москве

1

Познакомить с основными достопримечательностями столицы

Москва, достопримечательности

Уметь находить Москву на карте России, познакомиться с планом Москвы, ее достопримечательностями

Умение получать информацию по карте, моделировать объекты окружающего мира

Формирование основ гражданской идентичности, гордости за Родину, народ, историю

60

Московский Кремль

1

Познакомить с основными достопримечательностями Кремля

Москва, достопримечательности, Кремль

Познакомить с Московским кремлем, его достопримечательностями, историей

Умение получать информацию по карте, моделировать объекты окружающего мира

Формирование основ гражданской идентичности, гордости за Родину, народ, историю

61

Город на Неве

1

Познакомить с основными достопримечательностями северной столицы

Санкт Петербурга, достопримечательности

Уметь находить Санкт Петербург на карте России, познакомиться с планом города, его достопримечательностями

Умение получать информацию по карте, моделировать объекты окружающего мира

Формирование основ гражданской идентичности, гордости за Родину, народ, историю

62.

Путешествие по планете

1

Учить работать с картой

Материки и океаны

Сравнивать глобус и карту, умение находить на глобусе и карте материки и океаны

Умение получать информацию по карте, ставить познавательную задачу

Формирование целостного взгляда на мир

63-64.

Страны мира. Проект «Страны мира»

2

Познакомить с политической картой мира, названиями стран

Карта, страны

Уметь работать с политической картой, находить на ней государства

Умение получать информацию по карте, ставить познавательную задачу

Формирование целостного взгляда на мир

65

Путешествие по материкам

1

Познакомить с физической картой мира, названиями материков

Карта, страны

Сравнивать глобус и карту, умение находить на глобусе и карте материки и знать их названия

Умение получать информацию по карте, ставить познавательную задачу

Формирование целостного взгляда на мир

66.

Путешествие в космос

1

Познакомить с картой звездного неба, с космонавтами

Космос, космонавт, космонавтика

Знать космонавтов, значение освоения космоса для жизни на земле

Уметь ставить познавательную задачу, соотносить информацию из различных источников

Формирование основ гражданской идентичности, гордости за Родину, народ, историю

67.

Впереди лето.

1

Познакомить с характерными признаками лета в неживой природе

Загар, солнечный ожог, тепловой удар

Характеризовать летние изменения в живой и неживой природе

Уметь ставить познавательную задачу, соотносить информацию из различных источников

Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы

68.

Проверим и оценим свои достижения

1

Обобщить знания детей по изученному разделу. Оценить качество изучения материала

Выполнять тестовые задания учебника, оценивать правильность предложенных ответов

Умение читать схемы, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос

рефлексия

Итого

68

Требования к уровню подготовки уч-ся к концу 2-го года обучения

Обучающиеся должны:

 

  • знать:

                     - Неживая и живая природа. Растения дикорастущие и культурные. Деревья, кустарники, травы.

                     - Животные дикие и домашние.

                     - Насекомые, рыбы, птицы, звери.    

- Основные признаки времён года.  

- Некоторые охраняемые растения и животные своей местности. Правила поведения в природе.

- Основные сведения о своём городе (селе).  Домашний адрес. Виды транспорта.  

- Наиболее распространённые профессии.              

- Строение тела человека. Правила личной гигиены.

-  Правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми.

- Имена, отчества родителей.  

- Культура поведения в общественных местах.

- Основные стороны горизонта. Устройство и назначение компаса. Основные формы земной поверхности. Равнины и горы.

- Основные виды естественных водоёмов. Части реки.

- Названия нашей страны и её столицы, некоторых других городов России. Государственные символы России.

- Названия нескольких стран мира

  • уметь:

- Различать объекты природы и предметы, созданные человеком. Объекты неживой и живой природы.

- Различать группы растений и животных.

- Распознавать изученные растения, животных  (по нескольку представителей каждой группы).

- Выполнять правила поведения в природе.

- Различать изученные виды транспорта. Вести наблюдения за жизнью города, трудом людей.

- Выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице в быту.

- Использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми.

- Выполнять правила поведения в общественных местах.

- Определять основные стороны горизонта с помощью компаса.

- Приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт – Петербурга.

 УУД:

       - уметь действовать по плану: алгоритм определения признаков разных объектов;

       - осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме;

       - осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта);

       - распознавать объекты, выделяя существенные признаки. Умение работать с книгой, поиск информации в учебной книге.

       - уметь работать в парах, обучаться сотрудничеству, самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;

       - навыки сотрудничества в разных ситуациях.

       -  ставить вопросы членам своей группы, обращаться за помощью к учителю и одноклассникам

Результаты изучения курса.

Личностные результаты:

-Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, народ и историю России;

-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичномединстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

-формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе и информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить  выходы из спорных ситуаций;

-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

Метапредметные результаты:

--Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления:

-овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера:

-умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения:

-способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных  и практических задач:

-использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

-использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа , организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета:

-овладение логическими действиями сравнения, анализа , синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям;

-готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признать возможность существования разных точек зрения и право каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

-определение общей цели и путей её достижения, умение договариваться  о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать своё поведение и поведение окружающих;

-овладение начальными сведениями о сущности и особенностям объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета»Окружающий мир»;

-овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

-умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием учебного предмета « Окружающий мир».

Предметные результаты:

-понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувств гордости за национальные свершения, открытия победы;

-сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе  нашей страны, её современной жизни;

-осознание целостного окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного  поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

-освоение доступных способов изучения природы и общества( наблюдения, запись. измерения, опыт. сравнения, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

-развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

            Проверка и оценка усвоения программы.

        Уровень усвоения материала проверяется с помощью  контрольных и проверочных работ, которые включают базовый и повышенный уровни.

Данные изучения предмета занесены в портфолио ученика.

 

Контрольно-измерительные материалы.

№ урока

дата

Вид работы

Тема

4

Проверочная работа

Обобщение знаний по теме « Где мы живём?».

24

Проверочная работа

Обобщение знаний по теме « Природа».

33

Проверочная работа

Обобщение знаний по теме «Жизнь города и села»

43

Проверочная работа

Обобщение знаний по теме « Здоровье и безопасность»

50

Проверочная работа

Обобщение знаний по теме  «Общение»

68

Проверочная работа

Обобщение знаний по теме  « Путешествия»

Перечень учебно-методического обеспечения

    Учебные пособия

          1.  УМК «Школа России»,  авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир» -  Плешаков,  А. А. [и др.]. Окружающий мир. Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. В. Анащенкова [и др.]. М.: Просвещение, 2011.                                                      

          2.Учебник  Окружающий мир. 2  класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 частях. / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение,

                  2012.  

           3.  Плешаков А.А.  Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. Пособие для общеобразовательных      

                                                       учреждений. В 2 частях. – М.: Просвещение, 2012.

           4.    Казакова О.В., Сбоева Н.А.  Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 2 класс. М.: «ВАКО», 2004, 336 с.

           5.    Ляхов П.Р.  Я познаю мир: Детские энциклопедии. – М.: ООО «Изд-во АСТ-ЛТД», 2006. – 560 с.

           6.   Окружающий мир. 1-2 классы: поурочные планы по программе  «Школа России» (компакт-диск) – издательство «Учитель», 2010.

Наглядные пособия:

  1. Натуральные живые пособия – комнатные растения;  
  2. Гербарии; коллекции насекомых;  
  3. Коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
  4. Глобус;
  5. Географические и исторические карты;

   Таблицы  
Живая и неживая природа. Зима.

Живая и неживая природа. Весна.

Живая и неживая природа. Лето.

Живая и неживая природа. Осень.

Явления природы в живой и неживой природе.

Деревья. Кустарники. Травы.

Ядовитые растения и грибы.

Красная книга. Растения.

Красная книга. Животные.

Ориентирование. Стороны горизонта.

Водный и воздушный транспорт.

Наземный и подземный транспорт.

Строение тела человека.

Путешествие в космос.

   

 Мультимедийные демонстрации (компьютер,  DVD-проектор)  

Список учебных медиа – ресурсов

№ п/п

Предметная

область

Класс

Наименование

Функция (демонстрация,

сопровождение, контроль,

тренинг и др.)

№ диска

(присваивается ЗИКТ)

1

Начальное общее образование

1-4

Сборник материалов дистанционного регионального педагогического фестиваля Секреты мастерства»

Демонстрация, сопровождение

2

Окружающий мир

1-4

Занимательная экология

Демонстрация, сопровождение

3

Окружающий мир

1-4

Бабочки Мира

Демонстрация, сопровождение

4

Окружающий мир

3-4

Золотой глобус.

Восточная Канада.

Демонстрация, сопровождение

5

Окружающий мир

1-4

ВВС «Твои весёлые друзья Зверята».  

Газель Томсона Гэмми.  21

Демонстрация, сопровождение

6

Окружающий мир

1-4

ВВС «Твои весёлые друзья Зверята».    

Зелёная игуана Игби.  20

Демонстрация, сопровождение

7

Окружающий мир

1-4

ВВС «Твои весёлые друзья Зверята».  

Львёнок Лео.  2

Демонстрация, сопровождение

8

Окружающий мир

1-4

ВВС «Твои весёлые друзья Зверята».  

Медведь гризли Гас.  22

Демонстрация, сопровождение

9

Окружающий мир

1-4

ВВС  Супервулкан. Силы природы.

Голубая планета.

Демонстрация, сопровождение

10

Окружающий мир

1-4

ВВС DVD коллекция.

Удивительные животные.

Демонстрация, сопровождение

11

Окружающий мир

1-4

ВВС DVD коллекция.

Жизнь растений.

Демонстрация, сопровождение

12

Окружающий мир

1-4

ВВС DVD коллекция.

NATIONAL GEOGRAPHIC

Демонстрация, сопровождение

13

Окружающий мир

1-4

ВВС DVD коллекция.

Глазами животных.

Демонстрация, сопровождение

14

Окружающий мир

1-4

DVD коллекция.

Мишка на Севере.

Демонстрация, сопровождение

15

Окружающий мир

1-4

Детская энциклопедия

«Планета Земля»

Демонстрация, сопровождение

16

Окружающий мир

1-4

Творческое объединение «Маски» представляет: мультипликационная География для малышей.

Демонстрация, сопровождение

17

Окружающий мир

1-4

Творческое объединение «Маски» представляет: мультипликационная География для малышей.

Демонстрация, сопровождение


Литература

 

  1. Казакова О.В., Сбоева Н.А.  Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 2 класс. М.: «ВАКО», 2004, 336 с.
  2.  Корнева Т.А., Шмидт Е.А. Уроки истории в 3 классе: Поурочные разработки. Методическое пособие для учителей начальных классов. – Волгоград: Учитель, 2005, 192 с.
  3. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе. Ч. 1, 2. Практическое  пособие.  Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.
  4.  Ляхов П.Р.  Я познаю мир: Детские энциклопедии. – М.: ООО «Изд-во АСТ-ЛТД», 2006. – 560 с.
  5. Руднянская Е.И.  Интегрированные уроки по общеобразовательным дисциплинам и природоведению в начальных классах. – Волгоград: Учитель, 2007. – 69 с.
  6.  Рындина В.В.  Методические рекомендации по преподаванию географии в начальных классах (учебник А.Н. Казакова) под редакцией Нечаевой Н.В. – Москва: Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова, 2002. – 88 с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 1 класс

Модульная программа курса «Окружающий мир» в 1 классе составлена по учебнику с экологической направленностью А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» из расчета 2 часа в неделю. На изучение программного материа...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 3 класс

В рабочую программу по окружающему миру входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование УМК "Школа России" за 3 класс, автор Плешаков А.А....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру УМК Школа России 4 класс c УУД

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС второго поколения и системы учебников «Школа России». ...

Рабочая программа по окружающему миру (УМК "Школа России" 1-4 классы)

Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа России» 1 класс

Рабочая программапо окружающему мируУМК «Школа России» 1 класс. Календарно-тематическое планирование...