Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. Школа России.
рабочая программа (окружающий мир, 2 класс) по теме
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, УМК «Школа России», авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир» - Плешаков, А. А. [и др.]. Окружающий мир. Включает пояснительную записку, структуру учебного курса, контрольно-измерительные материалы, тематическое планирование, планируемые результаты в соответствии с ФГОС, перечень учебно-методического обеспечения, список используемой литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr_2_fgos_.doc | 277.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Г. Иркутска средняя общеобразовательная школа № 18
Рассмотрено на заседании МО ____________________________ Протокол № ____ от __________ Руководитель МО ___________ | Согласовано ______________ Заместитель директора по НМР | Утверждаю ____________________ Директор МОУ СОШ № 18
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
По окружающему миру во 2 Б классе
Составитель:
Вольская О. А.,
учитель нач. классов,
высшая квалиф. категория
Срок действия программы:
2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, УМК «Школа России», авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир» - Плешаков, А. А. [и др.]. Окружающий мир. Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. В. Анащенкова [и др.]. М.: Просвещение, 2011.
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
1. Общая характеристика учебного предмета
Цель изучения курса «Окружающий мир» для обучаемых 2 класса – помочь ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве. Подготовить поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родного города, родной страны и планеты Земля.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин, изучаемых в первом классе. Предмет «Окружающий мир» использует и подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка, математики, музыки, изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.
Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
2. Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования на изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 270 ч: 1 класс —66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68ч (34 учебные недели).
3. Содержание учебного предмета «Окружающий мир»
Итоговое повторение. Где мы живем 4 ч
Где мы живем. Что нас окружает. Наше отношение к окружающему.
Природа 20 ч
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце — источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода. Звездное небо.
Горные породы и минералы. Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные.
Сезонные изменения в природе: осенние явления. Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.
Практические работы: знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека; знакомство с горными породами и минералами; распознавание деревьев, кустарников и трав; знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений; отработка приемов ухода за комнатными растениями и животными живого уголка.
Жизнь города и села 10 ч
Город, где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля — составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги.
Промышленные предприятия своего города. Строительство в городе.
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный.
Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).
Профессии людей, занятых на производстве.
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии: наблюдение зимних явлений в природе; знакомство с достопримечательностями родного города (села).
Здоровье и безопасность 9 ч
Строение тела человека. Здоровье человека — его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены.
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность. Правила безопасного поведения на воде.
Практическая работа: отработка правил перехода улицы.
Общение 7 ч
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
Практическая работа: отработка основных правил этикета.
Путешествия 18 ч
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки, притоки.
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва — столица России.
Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).
Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
Экскурсии: ознакомление с формами земной поверхности и водоемами родного края; наблюдение весенних изменений в природе.
Практические работы: определение сторон горизонта по компасу; освоение основных приемов чтения карты.
Формы контроля
Главными формами контроля являются предметные и обобщающие уроки, экскурсии, практические работы.
Календарно – тематическое планирование
по окружающему миру
Класс 2 Б
Учитель Вольская О. А.
Количество часов
Всего 68 час; в неделю 2 час.
Плановых контрольных уроков 6 .
Планирование составлено на основе УМК «Школа России», авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир» - Плешаков, А. А. [и др.]. Окружающий мир. Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. В. Анащенкова [и др.]. М.: Просвещение, 2011.
Учебник Окружающий мир. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 частях. / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение,
2012.
Дополнительная литература Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. Пособие для общеобразовательных
учреждений. В 2 частях. – М.: Просвещение, 2012.
№ | Содержание | Кол-во часов | Обучающая цель | Основные понятия, вводимые впервые, свойства, алгоритмы | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | Сроки | |||
предметные | Метапредметные универсальные учебные действия (УДД) | личностные | Пплан. | факт. | |||||
Где мы живем? | 4 | ||||||||
1 | Наш адрес в мире | 1 | Знакомство с государственной символикой | Герб, флаг, гимн, многонациональное государство | Знание названия страны, планеты, региона, уметь давать устное описание объектов окружающего мира | Умение собирать информацию из иллюстраций, личных наблюдений, текста, рассуждать | Формирование целостного взгляда на мир | ||
2. | Родная страна | 1 | Учить различать объекты живой и неживой природы | Живая и неживая природа, экология | Знание символов России – герба, флага, гимна. Умение оценивать свои достижения на уроке | Умение принимать и решать познавательные и учебные задачи, выбирать нужную информацию из текста | Формирование основ гражданской идентичности, гордости за Родину, народ, историю | ||
3. | Природа и рукотворный мир | 1 | Учить классифицировать объекты природы | Предметы живой и неживой природы | Умения читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос | Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы | |||
4. | Проверим себя и оценим свои достижения | 1 | Обобщить знания детей по изученному разделу. Оценить качество изучения материала | Оценивать результаты освоения курса за 2 класс | Собирать требуемую информацию из указанных источников. | рефлексия | |||
Природа | 20 | ||||||||
5 | Неживая и живая природа | 1 | Дать первоначальные представления о живой и неживой природе | Солнце, воздух, вода, растения, животные | Классифицировать объекты по существенным признакам | Умения читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос | Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы | ||
6 | Явления природы | 1 | Учить различать и определять признаки сезонных изменений в природе | Температура воздуха, воды и тела человека | Знание понятия явления природы, основных свойств воды, воздуха | Строить рассуждения о строении, свойствах объектов | Формирование процесса овладения начальными навыками изучения природы | ||
7 | Как измеряют температуру? | 1 | Познакомить с различными видами термометров, учить измерять и записывать температуру | Температура, термометры | Знакомство с различными видами термометров, измерять и записывать температуру, работать в парах | Умение читать и составлять простые схемы | Формирование процесса овладения начальными навыками изучения природы | ||
8 | Что такое погода? | 1 | Учить вести Дневник наблюдений за погодой | Погода, температура, сезонные изменения за погодой | Умения характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, осадков, облачности, ветра | Установление причинно-следственных связей, выполнение действий по алгоритму | Формирование процесса овладения начальными навыками изучения природы | ||
9 | В гости к осени | 1 | Познакомить с признаками осени, устанавливать связь между сезонными изменениями в живой и неживой природе | Осень, сезонные изменения, предсказания погоды | Наблюдать и устанавливать связи между сезонными изменениями в живой и неживой природе | Строить рассуждения о строении, свойствах объектов | Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы | ||
10 | Звездное небо | 1 | Познакомить с тем, что Земля – планета. | Звездное небо, созвездия | Знания понятий звездное небо, созвездия, уметь решать практические задачи с помощью наблюдений | Речевое высказывание | Формирование процесса овладения начальными навыками изучения природы | ||
11 | Заглянем в кладовые Земли | 1 | Учить различать объекты живой и неживой природы | Горная порода, минералы, состав гранита | Знание понятий горная порода и минерал, называть и различать породы и минералы | Давать аргументированный ответ на поставленный вопрос | Формирование процесса овладения начальными навыками изучения природы | ||
12 | Про воздух | 1 | Учить определять свойства воздуха, температуру воздуха | Воздух, | Знание основных свойств воздуха, умение определять температуру воздуха | Речевое высказывание | Формирование процесса овладения начальными навыками изучения природы | ||
13 | И про воду | 1 | Познакомить со свойствами воды, тремя состояниями воды | Вода, очистные сооружения | Знание основных свойств воды, умение определять температуру воздуха | Речевое высказывание | Формирование процесса овладения начальными навыками изучения природы | ||
14 | Какие бывают растения? | 1 | Учить определять растения, различать дикорастущие и культурные, лиственные и хвойные | Лиственные, хвойные деревья, травы, кустарники, Красная книга | Уметь классифицировать растения | Давать аргументированный ответ на поставленный вопрос, строить рассуждения об объекте | Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы | ||
15. | Какие бывают животные? | 1 | Познакомить с разнообразием животных, особенностями их внешнего вида, питания, размножения | Дикие и домашние животные | Уметь классифицировать животных | Давать аргументированный ответ на поставленный вопрос, строить рассуждения об объекте | Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы | ||
16 | Невидимые нити | 1 | Дать понятие невидимым нитям в природе, учить устанавливать связь между растениями и животными, грибами и животными, грибами и растениями | Невидимые нити, грибы, растения, животные | Знать понятия невидимые нити, уметь устанавливать взаимосвязи | Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки | Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы | ||
17. | Дикорастущие и культурные растения | 1 | Учить делить растения на дикорастущие и культурные, различать части растений, изображать их на рисунке | Дикорастущие и культурные растения | Сравнивать и различать виды растений, находить и обсуждать новую информацию, работать в парах | Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки | Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы | ||
18. | Дикие и домашние животные | 1 | Учить различать диких и домашних животных, особенности их проживания | Дикие и домашние животные | Сравнивать и различать виды животных, находить и обсуждать новую информацию, работать в парах | Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки | Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы | ||
19. | Комнатные растения | 1 | Познакомить с особенностями выращивания комнатных растений, правилами ухода за ними. | Комнатные растения, пересадка, уход, полив | Узнавать комнатные растения по рисункам, оценивать роль комнатных растений для здоровья человека, работать в группах | Речевые высказывания | Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы | ||
20. | Животные живого уголка | 1 | Познакомить с представителями живого уголка, правилами ухода за животными живого уголка | Живой уголок | Знание представителей живого уголка, правила ухода за представителями живого уголка | Речевые высказывания | Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы | ||
21. | Про кошек и собак | 1 | Учить различать породы кошек и собак, характеризовать условия их проживания | Кошки, собаки, породы | Определять породы кошек и собак по иллюстрациям. Работать в группах | Речевые высказывания | Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы | ||
22 | Красная книга | 1 | Познакомить с историей создания Красной книги, растениями и животными, занесенными в Красную книгу | Красная книга | Выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных. Работать в группах. | Речевые высказывания | Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы | ||
23. | Будь природе другом. | 1 | Учить охранять и беречь природу. | Красная книга. Экология | Анализировать факты, угрожающие живой природе. Работать в группах | Умение декадировать условные знаки, выбирать нужную информацию | Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы | ||
24 | Проверим себя и оценим свои достижения | 1 | Обобщить знания детей по изученному разделу. Оценить качество изучения материала | Выполнять тестовые задания учебника, оценивать правильность предложенных ответов | Умение читать схемы, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос | рефлексия | |||
Жизнь города и села | 10 | ||||||||
25 | Город и село | 1 | Знать понятия «город» и «село», родной город, регион | Регион, город, село, производство | Сравнивать и уметь отличать город и село | Речевые высказывания | Формирование целостного взгляда на общество, производство | ||
26. | Что такое экономика? | 1 | Дать первоначальные представления об экономике города и села, об отдельных производственных процессах | Экономика, отрасли экономики, взаимодей1ствие отраслей. | Рассказывать о отраслях экономики по предложенному плану, формулировать вывод из предложенного материала | Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их признаки | Формирование целостного взгляда на общество, производство | ||
27 | Из чего что сделано? | 1 | Учить определять материалы, из которых изготовлены товары | Производство чугуна, стали, бумаги | Классифицировать предметы по характеру материалов, прослеживать производственные цепочки | Учет разных мнений | Формирование целостного взгляда на общество, производство | ||
28. | Как построить дом? | 1 | Учить строительству в городе и селе, названия машин, строительных профессий | Строительство, мастер, штукатур, маляр, бетонщик, крановщик | Различать особенности строительства в городе и селе | Речевые высказывания | Формирование целостного взгляда на общество, производство | ||
29. | Какой бывает транспорт? | 1 | Познакомить с понятием транспорт, видами транспорта | Наземный, водный, воздушный, подземный, пассажирский, грузовой транспорт | Классифицировать виды транспорта | Речевые высказывания | Формирование целостного взгляда на общество, производство | ||
30. | Культура и образование | 1 | Познакомить с понятиями «культура», «Образование», уметь называть профессии в сфере образования и культуры | Культурные и образовательные учреждения | Различать учреждения образования и культуры. Уметь называть профессии в сфере образования и культуры | Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их признаки | Формирование целостного взгляда на общество, культуру и образование | ||
31. | Все профессии важны | 1 | Учить называть профессии, познакомить с особенностями профессий родного края | профессии | Расширять кругозор по профессиям, их разнообразии | Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их признаки | Формирование целостного взгляда на общество, производство | ||
32. | В гости к зиме | 1 | Познакомить как растения и животные готовятся к зиме | Природное сообщество елового леса | Уметь проводить наблюдения за сезонными изменениями в живой и неживой природе | Установление причинно-следственных связей | Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы | ||
33. | Проверим и оценим свои достижения | 1 | Обобщить знания детей по изученному разделу. Оценить качество изучения материала | Выполнять тестовые задания учебника, оценивать правильность предложенных ответов | Умение читать схемы, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос | рефлексия | |||
34. | Презентация проектов «Мой город», «Красная книга», «Возьмем под защиту». | 1 | Проектная деятельность | Учить защищать проекты, проводить презентацию, работа в группах | Речевые высказывания | Развитие самостоятельности и творчества | |||
Здоровье и безопасность | 9 | ||||||||
35 | Строение тела человека | 1 | Учить определять органы человека, функции основных органов человека | Человеческие органы | Называть и показывать внешние части тела человека | Уметь давать аргументированный ответ на поставленный вопрос | Формирование целостного восприятия человека, его жизни в обществе, опасностях | ||
36 | Если хочешь быть здоров | 1 | Учить выполнять режим дня, вести здоровый образ жизни, соблюдать правила сохранения и укрепления здоровья | Режим питания, режим дня, здоровый образ жизни | Составлять рациональный режим дня школьника, обсуждать сбалансированное питание, формулировать правила личной гигиены | Установление причинно-следственных связей | Формирование целостного восприятия человека, его жизни в обществе, опасностях | ||
37 | Берегись автомобиля. | 1 | Познакомить с правилами поведения на дороге и в транспорте, учить выполнять правила дорожного движения | Правила дорожного движения | Формулировать правила безопасности, практически учиться соблюдать ПДД | Умение моделировать различные ситуации, опасные для детей | Формирование целостного восприятия человека, его жизни в обществе, опасностях | ||
38 | Школа пешехода | 1 | Познакомить с правилами поведения на дороге и в транспорте, учить выполнять правила дорожного движения | Правила дорожного движения | Формулировать правила безопасности, практически учиться соблюдать ПДД | Умение моделировать различные ситуации, опасные для детей | Формирование целостного восприятия человека, его жизни в обществе, опасностях | ||
39 | Домашние опасности | 1 | Учить правилам безопасного поведения дома, познакомить с правилами обращения с различными предметами | Электро и газооборудование, режущие и колющие предметы. | Объяснять опасность бытовых предметов, формулировать правила безопасности в быту | Уметь давать аргументированный ответ на поставленный вопрос | Формирование целостного восприятия человека, его жизни в обществе, опасностях | ||
40 | Пожар. | 1 | Познакомить с правилами противопожарной безопасности, учить выполнять правила безопасного поведения дома. | Противопожарная безопасность. | Характеризовать пожароопасные предметы и ситуации, запомнить правила предупреждения пожара | Умения моделировать разные ситуации, опасные для детей | Формирование целостного восприятия человека, его жизни в обществе, опасностях | ||
41. | На воде и в лесу | 1. | Познакомить с лесными опасностями, с правилами поведения у водоемов, на природе. | Съедобные и несъедобные грибы, ягоды, растения, экологическая безопасность | Характеризовать опасности, возникающие в лесу и на воде, выполнять правила безопасного посещения леса и водоемов | Умения моделировать разные ситуации, опасные для детей | Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы | ||
42. | Опасные незнакомцы. | 1 | Познакомить с правилами поведения в социальной среде, с незнакомыми людьми | Социальная среда | Характеризовать потенциальные опасности при контактах с незнакомыми людьми | Умения моделировать разные ситуации, опасные для детей | Формирование целостного восприятия человека, его жизни в обществе, опасностях | ||
43 | Проверим и оценим свои достижения | 1 | Обобщить знания детей по изученному разделу. Оценить качество изучения материала | Выполнять тестовые задания учебника, оценивать правильность предложенных ответов | Умение читать схемы, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос | рефлексия | |||
Общение | 7 | ||||||||
44. | Наша дружная семья | 1 | Познакомить с понятиями «семья», «культура общения», отношения между членами семьи | Семья | Формировать понятие культура общения, соблюдать элементарные нормы общения в семье | Уметь давать аргументированный ответ на поставленный вопрос | Формирование уважительного отношения к другому мнению, умение строить диалог | ||
45. | Проект «Родословная» | 1 | Учить применять основные правила поведения и соблюдать нормы общения в общественных местах | Школьные ситуации | Учить защищать проекты, проводить презентацию, работа в группах | Речевые высказывания | Формирование уважительного отношения к другому мнению, умение строить диалог | ||
46 | В школе | 1 | Учить применять основные правила поведения и соблюдать нормы общения в общественных местах | Культура поведения | Обсуждать вопрос о культуре общения в школе, моделировать различные ситуации | Уметь давать аргументированный ответ на поставленный вопрос | Формирование уважительного отношения к другому мнению, умение строить диалог | ||
47 | Правила вежливости | 1 | Учить применять основные правила поведения и соблюдать нормы общения в общественных местах | Обсуждать какие правила вежливости имеются в русском языке и как ори применяются в различных ситуациях | Уметь давать аргументированный ответ на поставленный вопрос | Формирование уважительного отношения к другому мнению, умение строить диалог | |||
48 | Ты и твои друзья | 1 | Учить применять основные правила поведения и соблюдать нормы общения в общественных местах – в транспорте и театре | Транспорт, театр, этикет | Обсуждать морально-этические аспекты дружбы, формулировать правила этикета в гостях | Уметь давать аргументированный ответ на поставленный вопрос | Формирование уважительного отношения к другому мнению, умение строить диалог | ||
49 | Мы – зрители и пассажиры | 1 | Учить правильному поведению в транспорте, общественных местах | Обсуждать правила поведения в транспорте, театре, формулировать их на основе иллюстраций | Уметь давать аргументированный ответ на поставленный вопрос, моделировать ситуации | Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств | |||
50 | Проверим и оценим свои достижения | 1 | Обобщить знания детей по изученному разделу. Оценить качество изучения материала | Выполнять тестовые задания учебника, оценивать правильность предложенных ответов | Умение читать схемы, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос | рефлексия | |||
Путешествия | 18 | ||||||||
51 | Посмотри вокруг | 1 | Учить ориентироваться на местности с помощью компаса, работать с картой | Горизонт, стороны горизонта, компас | Находить линию горизонта и на схеме стороны горизонта | Умение извлекать информацию из учебника, карты, моделировать объекты окружающего мира | Формирование целостного взгляда на мир | ||
52-53 | Ориентирование на местности | 2 | Учить ориентироваться на местности с помощью компаса, работать с картой | Горизонт, стороны горизонта, компас | Знакомиться с правилами работы с компасом, ориентироваться на местности по компасу и местным признакам | Умение извлекать информацию из учебника, карты, моделировать объекты окружающего мира | Формирование процесса овладения начальными навыками изучения природы | ||
54 | Формы земной поверхности | 1 | Учить ориентироваться на местности с помощью компаса, работать с картой | Горы, холмы, овраги, равнины | Характеризовать формы земной поверхности, пользуясь иллюстрациями, картой, глобусом | Умение извлекать информацию из учебника, карты, моделировать объекты окружающего мира | Формирование процесса овладения начальными навыками изучения природы | ||
55 | Водоемы | 1 | Закреплять правила поведения у водоемов | Пруд, озеро, море, океан | Различать водоемы естественного и искусственного происхождения, находить их на карте | Умение извлекать информацию из учебника, карты, моделировать объекты окружающего мира | Формирование процесса овладения начальными навыками изучения природы | ||
56 | В гости к весне | 1 | Познакомить с характерными признаками весны в неживой природе | Паводок, ледоход | Знание признаков весны в живой и неживой природе | Уметь ставить познавательную задачу, соотносить информацию из различных источников | Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы | ||
57 | Путешествие по родной стране | 1 | Учить работать с картой России | Россия, достопримечательности | Сравнивать изображение России на глобусе и карте, осваивать приемы чтения карты | Умение получать информацию по карте, моделировать объекты окружающего мира | Формирование основ гражданской идентичности, гордости за Родину, народ, историю | ||
58 | Россия на карте | 1 | Учить работать с картой России | Россия, достопримечательности | Сравнивать изображение России на глобусе и карте, осваивать приемы чтения карты | Умение получать информацию по карте, моделировать объекты окружающего мира | Формирование основ гражданской идентичности, гордости за Родину, народ, историю | ||
59 | Путешествие по Москве | 1 | Познакомить с основными достопримечательностями столицы | Москва, достопримечательности | Уметь находить Москву на карте России, познакомиться с планом Москвы, ее достопримечательностями | Умение получать информацию по карте, моделировать объекты окружающего мира | Формирование основ гражданской идентичности, гордости за Родину, народ, историю | ||
60 | Московский Кремль | 1 | Познакомить с основными достопримечательностями Кремля | Москва, достопримечательности, Кремль | Познакомить с Московским кремлем, его достопримечательностями, историей | Умение получать информацию по карте, моделировать объекты окружающего мира | Формирование основ гражданской идентичности, гордости за Родину, народ, историю | ||
61 | Город на Неве | 1 | Познакомить с основными достопримечательностями северной столицы | Санкт Петербурга, достопримечательности | Уметь находить Санкт Петербург на карте России, познакомиться с планом города, его достопримечательностями | Умение получать информацию по карте, моделировать объекты окружающего мира | Формирование основ гражданской идентичности, гордости за Родину, народ, историю | ||
62. | Путешествие по планете | 1 | Учить работать с картой | Материки и океаны | Сравнивать глобус и карту, умение находить на глобусе и карте материки и океаны | Умение получать информацию по карте, ставить познавательную задачу | Формирование целостного взгляда на мир | ||
63-64. | Страны мира. Проект «Страны мира» | 2 | Познакомить с политической картой мира, названиями стран | Карта, страны | Уметь работать с политической картой, находить на ней государства | Умение получать информацию по карте, ставить познавательную задачу | Формирование целостного взгляда на мир | ||
65 | Путешествие по материкам | 1 | Познакомить с физической картой мира, названиями материков | Карта, страны | Сравнивать глобус и карту, умение находить на глобусе и карте материки и знать их названия | Умение получать информацию по карте, ставить познавательную задачу | Формирование целостного взгляда на мир | ||
66. | Путешествие в космос | 1 | Познакомить с картой звездного неба, с космонавтами | Космос, космонавт, космонавтика | Знать космонавтов, значение освоения космоса для жизни на земле | Уметь ставить познавательную задачу, соотносить информацию из различных источников | Формирование основ гражданской идентичности, гордости за Родину, народ, историю | ||
67. | Впереди лето. | 1 | Познакомить с характерными признаками лета в неживой природе | Загар, солнечный ожог, тепловой удар | Характеризовать летние изменения в живой и неживой природе | Уметь ставить познавательную задачу, соотносить информацию из различных источников | Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы | ||
68. | Проверим и оценим свои достижения | 1 | Обобщить знания детей по изученному разделу. Оценить качество изучения материала | Выполнять тестовые задания учебника, оценивать правильность предложенных ответов | Умение читать схемы, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос | рефлексия | |||
Итого | 68 |
Требования к уровню подготовки уч-ся к концу 2-го года обучения
Обучающиеся должны:
- знать:
- Неживая и живая природа. Растения дикорастущие и культурные. Деревья, кустарники, травы.
- Животные дикие и домашние.
- Насекомые, рыбы, птицы, звери.
- Основные признаки времён года.
- Некоторые охраняемые растения и животные своей местности. Правила поведения в природе.
- Основные сведения о своём городе (селе). Домашний адрес. Виды транспорта.
- Наиболее распространённые профессии.
- Строение тела человека. Правила личной гигиены.
- Правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми.
- Имена, отчества родителей.
- Культура поведения в общественных местах.
- Основные стороны горизонта. Устройство и назначение компаса. Основные формы земной поверхности. Равнины и горы.
- Основные виды естественных водоёмов. Части реки.
- Названия нашей страны и её столицы, некоторых других городов России. Государственные символы России.
- Названия нескольких стран мира
- уметь:
- Различать объекты природы и предметы, созданные человеком. Объекты неживой и живой природы.
- Различать группы растений и животных.
- Распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каждой группы).
- Выполнять правила поведения в природе.
- Различать изученные виды транспорта. Вести наблюдения за жизнью города, трудом людей.
- Выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице в быту.
- Использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми.
- Выполнять правила поведения в общественных местах.
- Определять основные стороны горизонта с помощью компаса.
- Приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт – Петербурга.
УУД:
- уметь действовать по плану: алгоритм определения признаков разных объектов;
- осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме;
- осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта);
- распознавать объекты, выделяя существенные признаки. Умение работать с книгой, поиск информации в учебной книге.
- уметь работать в парах, обучаться сотрудничеству, самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;
- навыки сотрудничества в разных ситуациях.
- ставить вопросы членам своей группы, обращаться за помощью к учителю и одноклассникам
Результаты изучения курса.
Личностные результаты:
-Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, народ и историю России;
-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичномединстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
-формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе и информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
Метапредметные результаты:
--Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления:
-овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера:
-умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения:
-способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач:
-использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
-использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа , организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета:
-овладение логическими действиями сравнения, анализа , синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям;
-готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признать возможность существования разных точек зрения и право каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
-определение общей цели и путей её достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать своё поведение и поведение окружающих;
-овладение начальными сведениями о сущности и особенностям объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета»Окружающий мир»;
-овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
-умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием учебного предмета « Окружающий мир».
Предметные результаты:
-понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувств гордости за национальные свершения, открытия победы;
-сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
-осознание целостного окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
-освоение доступных способов изучения природы и общества( наблюдения, запись. измерения, опыт. сравнения, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
-развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Проверка и оценка усвоения программы.
Уровень усвоения материала проверяется с помощью контрольных и проверочных работ, которые включают базовый и повышенный уровни.
Данные изучения предмета занесены в портфолио ученика.
Контрольно-измерительные материалы.
№ урока | дата | Вид работы | Тема |
4 | Проверочная работа | Обобщение знаний по теме « Где мы живём?». | |
24 | Проверочная работа | Обобщение знаний по теме « Природа». | |
33 | Проверочная работа | Обобщение знаний по теме «Жизнь города и села» | |
43 | Проверочная работа | Обобщение знаний по теме « Здоровье и безопасность» | |
50 | Проверочная работа | Обобщение знаний по теме «Общение» | |
68 | Проверочная работа | Обобщение знаний по теме « Путешествия» |
Перечень учебно-методического обеспечения
Учебные пособия
1. УМК «Школа России», авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир» - Плешаков, А. А. [и др.]. Окружающий мир. Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. В. Анащенкова [и др.]. М.: Просвещение, 2011.
2.Учебник Окружающий мир. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 частях. / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение,
2012.
3. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. Пособие для общеобразовательных
учреждений. В 2 частях. – М.: Просвещение, 2012.
4. Казакова О.В., Сбоева Н.А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 2 класс. М.: «ВАКО», 2004, 336 с.
5. Ляхов П.Р. Я познаю мир: Детские энциклопедии. – М.: ООО «Изд-во АСТ-ЛТД», 2006. – 560 с.
6. Окружающий мир. 1-2 классы: поурочные планы по программе «Школа России» (компакт-диск) – издательство «Учитель», 2010.
Наглядные пособия:
- Натуральные живые пособия – комнатные растения;
- Гербарии; коллекции насекомых;
- Коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
- Глобус;
- Географические и исторические карты;
Таблицы
Живая и неживая природа. Зима.
Живая и неживая природа. Весна.
Живая и неживая природа. Лето.
Живая и неживая природа. Осень.
Явления природы в живой и неживой природе.
Деревья. Кустарники. Травы.
Ядовитые растения и грибы.
Красная книга. Растения.
Красная книга. Животные.
Ориентирование. Стороны горизонта.
Водный и воздушный транспорт.
Наземный и подземный транспорт.
Строение тела человека.
Путешествие в космос.
Мультимедийные демонстрации (компьютер, DVD-проектор)
Список учебных медиа – ресурсов
№ п/п | Предметная область | Класс | Наименование | Функция (демонстрация, сопровождение, контроль, тренинг и др.) | № диска (присваивается ЗИКТ) |
1 | Начальное общее образование | 1-4 | Сборник материалов дистанционного регионального педагогического фестиваля Секреты мастерства» | Демонстрация, сопровождение | |
2 | Окружающий мир | 1-4 | Занимательная экология | Демонстрация, сопровождение | |
3 | Окружающий мир | 1-4 | Бабочки Мира | Демонстрация, сопровождение | |
4 | Окружающий мир | 3-4 | Золотой глобус. Восточная Канада. | Демонстрация, сопровождение | |
5 | Окружающий мир | 1-4 | ВВС «Твои весёлые друзья Зверята». Газель Томсона Гэмми. 21 | Демонстрация, сопровождение | |
6 | Окружающий мир | 1-4 | ВВС «Твои весёлые друзья Зверята». Зелёная игуана Игби. 20 | Демонстрация, сопровождение | |
7 | Окружающий мир | 1-4 | ВВС «Твои весёлые друзья Зверята». Львёнок Лео. 2 | Демонстрация, сопровождение | |
8 | Окружающий мир | 1-4 | ВВС «Твои весёлые друзья Зверята». Медведь гризли Гас. 22 | Демонстрация, сопровождение | |
9 | Окружающий мир | 1-4 | ВВС Супервулкан. Силы природы. Голубая планета. | Демонстрация, сопровождение | |
10 | Окружающий мир | 1-4 | ВВС DVD коллекция. Удивительные животные. | Демонстрация, сопровождение | |
11 | Окружающий мир | 1-4 | ВВС DVD коллекция. Жизнь растений. | Демонстрация, сопровождение | |
12 | Окружающий мир | 1-4 | ВВС DVD коллекция. NATIONAL GEOGRAPHIC | Демонстрация, сопровождение | |
13 | Окружающий мир | 1-4 | ВВС DVD коллекция. Глазами животных. | Демонстрация, сопровождение | |
14 | Окружающий мир | 1-4 | DVD коллекция. Мишка на Севере. | Демонстрация, сопровождение | |
15 | Окружающий мир | 1-4 | Детская энциклопедия «Планета Земля» | Демонстрация, сопровождение | |
16 | Окружающий мир | 1-4 | Творческое объединение «Маски» представляет: мультипликационная География для малышей. | Демонстрация, сопровождение | |
17 | Окружающий мир | 1-4 | Творческое объединение «Маски» представляет: мультипликационная География для малышей. | Демонстрация, сопровождение |
Литература
- Казакова О.В., Сбоева Н.А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 2 класс. М.: «ВАКО», 2004, 336 с.
- Корнева Т.А., Шмидт Е.А. Уроки истории в 3 классе: Поурочные разработки. Методическое пособие для учителей начальных классов. – Волгоград: Учитель, 2005, 192 с.
- Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе. Ч. 1, 2. Практическое пособие. Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.
- Ляхов П.Р. Я познаю мир: Детские энциклопедии. – М.: ООО «Изд-во АСТ-ЛТД», 2006. – 560 с.
- Руднянская Е.И. Интегрированные уроки по общеобразовательным дисциплинам и природоведению в начальных классах. – Волгоград: Учитель, 2007. – 69 с.
- Рындина В.В. Методические рекомендации по преподаванию географии в начальных классах (учебник А.Н. Казакова) под редакцией Нечаевой Н.В. – Москва: Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова, 2002. – 88 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 1 класс
Модульная программа курса «Окружающий мир» в 1 классе составлена по учебнику с экологической направленностью А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» из расчета 2 часа в неделю. На изучение программного материа...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 3 класс
В рабочую программу по окружающему миру входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование УМК "Школа России" за 3 класс, автор Плешаков А.А....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру УМК Школа России 4 класс c УУД
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС второго поколения и системы учебников «Школа России». ...
Рабочая программа по окружающему миру (УМК "Школа России" 1-4 классы)
Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа России» 1 класс
Рабочая программапо окружающему мируУМК «Школа России» 1 класс. Календарно-тематическое планирование...