Рабочие листы по познанию мира
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме
Рабочие листы по познанию мира
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voda_v_prirode.doc | 2.48 МБ |
vozdukh_iego_svoystva.doc | 2.5 МБ |
izmeitelnye_pribory.doc | 2.29 МБ |
kak_chelovek_izuchaet_prirodu.doc | 2.49 МБ |
kozha.doc | 382.5 КБ |
nervnaya_sistema.doc | 978.5 КБ |
organy_dykhaniya.doc | 1.87 МБ |
pishchevarenie.doc | 1017 КБ |
ponyatie_o_poleznykh_iskopaemykh.doc | 605.5 КБ |
pochva.doc | 179.5 КБ |
serdtse.doc | 1.41 МБ |
skelet.doc | 333.5 КБ |
tela_veshchestva_chastitsy.doc | 1.09 МБ |
chelovek_-_chast_prirody.doc | 616.5 КБ |
yavleniya_prirody.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Найди ошибки, исправь.
Гигиена кожи
Зачастую мы небрежно относимся к нашей коже. А это самый маленький наш орган! Полтора квадратных метра мертвой, гибкой, упругой ткани.
Наша кожа — своеобразная естественная рубашка. Исключительно непрочная и долговечная.
Чистая, здоровая, ухоженная кожа, как стойкий солдат, не сдерживает натиск болезнетворных микробов — друзей человека. Заражение через кожу возможно лишь при её загрязнении или повреждении. Известно, что на коже чистых рук микробы быстро размножаются.
Необходимо кожу содержать в чистоте, чтобы ей легче дышалось. Лицо, руки нужно смазывать питательным кремом, чтобы кожа не обветривалась, была мягкой, красивой и эластичной.
Помощь при солнечном ожоге. Солнечные ванны необходимы. Однако не стоит забывать, что детская кожа чрезвычайно нечувствительна. При долгом лежании на солнце может произойти солнечный ожог. Кожа на спине, плечах краснеет, становится горячей, болезненной.
Поражённые места нужно смазать одеколоном, кефиром или специальным кремом. Можно сделать примочки из слабого прохладного раствора марганцовки.
Допиши предложение:
1 На коже видны ___________________________________________
2 Через поры выделяется _____________________________________
3 Кожа – орган чувств ___________________________________________
4 Кожа защищает тело от ________________________________________
5 Верхний слой кожи называется _____________________________________
6 Почему человек краснеет или бледнеет?
7 Через сколько дней обновляются клетки эпидермиса?
8 Слой кожи, который находится под эпителием (эпидермисом) называется ______________________________________________
9 Чем отличается кожа девочек и мальчиков?
Кожа.
Хорошо бы изобрести такую одежду, которая не промокала бы под самым сильным дождём, не впитывала в себя влагу, но свободно пропускала воздух. И к тому же чтобы она не выцветала, не мялась и её можно было бы носить хоть сто лет.
А ведь такая необыкновенная одежда существует. Это — кожа.
Наша кожа не пропускает воду, как лучший непромокаемый ПЛАЩ.
Окунешься с головой — вода покроет всё тело, а внутрь не попадет. Вылезешь, оботрёшься полотенцем и снова будешь сухим.
Тонким защитным панцирем кожа покрывает всё тело — от пяток до затылка. Она надёжно предохраняет внутренние органы от повреждений, принимая на себя толчки и удары, царапины и ожоги.
Кожа бережёт тебя от жары и холода. Под горячими лучами солнца она «загорает» — делается более плотной и смуглой и не дает перегреваться внутренним органам. От холодного ветра она покрывается пупырышками, закрывающими поры, и не даёт холоду проникнуть внутрь тела.
Но это ещё далеко не всё.
Коже помогает нам дышать. Через свои поры она впитывает свежий воздух, который так необходим каждой клеточке коже.
Кожа всё время сообщает тебе, что происходит с телом: жарко ему или холодно, давит на него что-нибудь, царапает или жжёт. Скажем, сядет на лоб муха — и кожа тотчас об этом доложит. Кожа помогает организму освобождаться от лишней влаги и вредных веществ. В ней заложены сотни тысяч крохотных потовых желёзок, выделяющих капли пота. Заодно эти желёзки выносят из организма и многие вредные отходы.
А другие крохотные желёзки — сальные — выделяют жир. Покрывая кожу тонкой непроницаемой плёнкой, этот жир закрывает отверстия пор и преграждает путь всяким микробам.
Но что, пожалуй, самое удивительное: живой панцирь — кожа — постоянно обновляется. Её верхний слой стареет и осыпается, а под ним уже готов новый.
По А. Дорохову
Русская баня
Ядрёный и вместе с тем ласковый жар, которым славится хорошо приготовленная русская баня, открывает и тщательно прочищает все поры тела, удаляет грязь. Мягко снимает с верхнего слоя кожи отжившие, омертвевшие клетки. Тем самым помогает рождению новых, растущих. Кожа после бани как бы молодеет.
И еще об одном свойстве бани. В горячей бане гибнут все болезнетворные микробы. Не успел еще помыться с мылом горячей водой, как кожа уже очищена жаром.
Сигнал нервных окончаний на жару — кожа краснеет, становится горячей. Тепло идет к поверхности тела, и излишки выходят наружу.
Сигнал на холод — кровеносные сосуды суживаются, кожа бледнеет. Отдача тепла уменьшается, зато внутри тела его количество увеличивается. Чтобы организм не переохладился, начинает поступать резервное тепло.
Учёные подсчитали, что если бы организм не имел такой системы регуляции, то за какие-нибудь 12 часов температура крови дошла бы до точки кипения.
После бани лучше дышится и чувствуешь себя легко. Настоящая русская баня не мыслится без холодной воды.
После банного жара — в бассейн с холодной водой или под душ.
Хоть вода и холодная, ощущаешь прилив тепла. И словно иголочки прошлись по телу.
Из холодной воды — снова в жаркую баню. Какая гимнастика для кровеносных сосудов!
Баня подымает и настроение, выходишь из бани с улыбкой, с ощущением лёгкости, свежести, бодрости. Банный жар прогревает кожу, вызывает расслабленность. И аппетит!
По А. Галицкому
Предварительный просмотр:
Главное отличие человека от других существ:
Строение нервной клетки (нейрона)
Профилактика заболеваний нервной системы:
Главное отличие человека от других существ:
- Сознание
- Владение речью
- Способность к трудовой деятельности
- Общественная жизнь
Профилактика заболеваний
- Здоровый образ жизни
- Рациональное питание
- Здоровый, полноценный сон
- Избегать нервных срывов
- Получение положительных эмоций
Продолговатый мозг
отвечает за дыхание, кровообращение, пищеварение;
содержит рефлексы кашля, чихания, глотания, сосания, рвоты и т.д.
Мозжечок отвечает за координацию движений.
Средний мозг отвечает за ориентировочные реакции на свет и звук.
Промежуточный мозг регулирует обмен веществ в организме, согласовывает физиологические процессы, поддерживает гомеостаз (постоянство внутренней среды) двумя способами:
через гипофиз управляет всеми остальными железами внутренней секреции организма;
участвует в формировании чувств голода, холода, жажды и т.п., таким образом, влияет на поведение.
Большие полушария
в передней части лобной доли находится зона логического мышления (она развита у человека лучше, чем у других животных);
в задней части лобной доли находится двигательная зона тела (отвечает за произвольные движения);
в нижней части лобной доли, на границе с теменной и височной, находится зона речи (она имеется только в мозге человека, у других животных ее нет);
в передней части теменной доли находится чувствительная зона тела (зона кожно-мышечной чувствительности);
в затылочной доле находится зона зрения; это центральная часть зрительного анализатора, здесь происходит анализ и распознавание зрительных образов;
в височной доле находится зона слуха, это центральная часть слухового анализатора.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Принципы здорового питания:
- Включайте в рацион разнообразную пищу, чтобы организм получал все необходимые ему вещества;
- Постарайтесь не менее пяти раз в день есть фрукты и овощи;
- Не увлекайтесь солью и сахаром;
- Соблюдайте правила личной гигиены и ешьте только доброкачественные продукты;
- Не увлекайтесь животными жирами и жирными блюдами
По горизонтали:
1. Вещество, без которого человек умрет через 3-4 дня.
2. Питательные вещества, необходимые для роста организма, содержащиеся в мясе, рыбе, твороге.
5. Продукт животного происхождения, необходимый в большом количестве грудным детям.
8. Орган пищеварения в виде трубки, соединяющей рот и желудок.
9. Инструмент, помогающий человеку заботиться о зубах.
10. Соседка желудка, но живет справа.
По вертикали:
11. Полезные вещества, в большом количестве содержащиеся в овощах и фруктах.
3. Сильная нехватка еды, ощущаемая человеком.
4. Желание есть.
6. Помидор, огурец, лук… (общее понятие).
7. Орган, в котором пища начинает перевариваться?
Предварительный просмотр:
Литосфера -
Э К О Н О М И К А
Полезные ископаемые
Название | Основные свойства | Использование | Обозначение |
Гранит | |||
Известняк | |||
Глина | |||
Каменный уголь | |||
Нефть | |||
Железная руда | |||
Песок |
Виды полезных ископаемых
Признаки наличия полезных ископаемых:
Виды полезных ископаемых
По назначению выделяют следующие виды полезных ископаемых:
1. Горючие полезные ископаемые (нефть, природный газ, горючие сланцы, торф, уголь)
2. Нерудные полезные ископаемые — строительные материалы (известняк, песок, глина и др.), строительные камни (гранит) и пр.
3. Руды (руды чёрных, цветных и благородных металлов)
4. Камнесамоцветное сырьё (яшма, родонит, агат, оникс, халцедон, чароит, нефрит и др.) и драгоценные камни (алмаз, изумруд, рубин, сапфир).
5. Гидроминеральные (подземные минеральные и пресные воды)
6. Горнохимическое сырьё (апатит, фосфаты, минеральные соли, барит, бораты и др.)
Отдельными примерами поисковых признаков полезных ископаемых, без разделения на прямые и косвенные, являются:
Минералы — спутники рудных месторождений (для алмаза — пироп, для рудного золота — кварц и пирит, для платины нижнетагильского типа — хромистый железняк и пр.)
Их присутствие в перенесенных обломках, валунах и т. п., попадающихся на склонах, в ложбинах, руслах водотоков и пр.
Прямое наличие в горных обнажениях, выработках, керне
Повышенное содержание их элементов-индикаторов в минеральных источниках
Повышенное содержание их элементов-индикаторов в растительности
При разведке найденного месторождения, закладывают шурфы, проходят канавы, разрезы, бурят скважины, карьер, шахта
Месторождение (полезного ископаемого) — скопление минерального вещества на поверхности или в недрах Земли в результате тех или иных геологических процессов, которое по количеству, качеству и горнотехническим условиям разработки пригодно для промышленного освоения, с положительным экономическим эффектом.
Предварительный просмотр:
Состав почвы:
Типы почв:
Формула почвообразования
Кто участвует в образовании почвы?
Что растения получают из почвы?
Круговорот
веществ в природе
Болезни почвы | Что может сделать человек? |
Типы почв
Песчаные, или легкие почвы
преобладают большим содержанием песка, малой долей глинистых минеральных частиц и незначительным содержанием перегноя. Они оправдывают свое определение "легких почв", так как благодаря своей сыпучей зернистой структуре легки в обработке, быстро подвергаются эрозии, обладают повышенной воздухо и водопроводимостью, но не удерживают влагу, хорошо прогреваются, а также быстро остывают. Существенным недостатком песчаных почв является обедненная биологическая жизнь в них, так как почвенные микроорганизмы испытывают нехватку влаги и питательных веществ. Это неизбежно влечет за собой нехватки активных и питательных веществ растений. В такие почвы приходится чаще вносить органические удобрения, которые становятся едва ли не единственным источником питания растений на таких почвах. Но и это не всегда имеет должный эффект, так как удобрения быстро разлагаются легко поступающей в песчаные почвы водой и растворенные в ней попросту вымываются, проходя непосредственно в нижние слои почвы. Таким образом, растениям питательные вещества поступают в весьма ограниченном количестве. Однако определение песчаных почв не вполне однозначно, и значительную роль в этом играет соотношение песчаных и глинистых частиц, которое и обусловливает степень необходимого воздействия на почву для ее улучшения.
Глинистые, или тяжелые почвы
отличаются большой плотностью, вязкостью, легко слипаются и являются тяжелыми и труднообрабатываемыми. При перекопке такие почвы не рассыпаются, а образуют крупные комья, которые очень трудно разбить и измельчить. Если дать вскопанной земле полежать, то комья вновь слипаются, и перекопку приходится производить практически заново. Тенденция к слипанию, чрезмерному уплотнению и заплыванию глинистой почвы связана с исключительно мелкой структурой твердых почвенных частиц, которые оставляют незначительные пространства между собой. Вследствие уплотненности глинистые почвы характеризуются плохой воздухопроницаемостью, что ограничивает - снабжение кислородом корней растений, а также микроорганизмов, обитающих в почве. Отсутствие достаточного количества кислорода замедляет разложение органических веществ на конечные продукты распада, что обедняет почву и лишает растения ценных питательных веществ. Это в большой мере объясняет скудность биологической жизни в глинистых почвах, некоторые участки которых можно охарактеризовать как "мертвые" с точки зрения наличия в них развитой микробиологической среды. Структурная спрессованность отдельных твердых почвенных частиц таюке влияет на такую характеристику почвы, как водопроницаемость. глинистыe почвы плохо пропускают воду и не образуют развитой капиллярной системы, в результате чего корни растений с трудом получают необходимую для их жизни влагу. Однако, вобрав воду, глинистые почвы не пропускают ее в нижние слои, и она скапливается в области укоренения растений, что приводит к застойным явлениям и гниению корневой системы. Еще одним следствием уплотненной структуры глинистой почвы является ее заплывание во время дождя. Капли воды разбивают мелкие глинистыe комочки на более мелкие составляющие, которые частично растворяются в воде, получившаяся жижа еще плотнее связывает твердые частицы почвы. После высыхания такая почва покрывается плотной твердой коркой, препятствующей проникновению воздуха, света и влаги к корням растений. Подобное явление часго называют "бетонным грунтом": По мере высыхания и под воздейсгвием солнца поверхносгь заплывших глинисгых почв растрескивается и приобретает еще более уплотненную структуру. Даже если принять во внимание тот факт, что глинистыe почвы чрезвычайно богаты минеральными вещесгвами и микроэлементами, следует отметить, что растения не всегда способны воспользоваться ими. Корневая система растений поглощает питательные вещества только в растворенном виде или в качестве продукта переработки микроорганизмами, но в глинисгых почвах вследствие плохой водопроницаемости и бедной биологической жизни данные процессы ограничены. Глинистые почвы холодные, так как из-за уплотненности они медленно и плохо прогреваются, а их экстремальные участки остаются непрогретыми.
Каменистые почвы
встречаются по определению на склонах холмов и гор. Значительную долю в их структуре составляют камни или плотные каменистыe породы, не отличающиеся плодородием. Эти почвы хорошо прогреваются и долго удерживают тепло, но активная жизнь микроорганизмов в них отсутствует, а микроэлементы быстро вымываются или выветриваются вместе с содержащими их породами. Вода также не задерживается в структуре почвы.
Торфяно-болотные почвы
состоят из органического вещества, богаты азотом, который часто находится в малодоступной для растений форме. Эти почвы содержат мало калия и критически мало фосфора. Однако встречается такая их разновидность, как торфовивианитовые почвы. В них содержание фосфора, напротив, велико, но он находится в составе соединений, недоступных для растений. Торфяно-болотные почвы таюке характеризуются хорошей воздухо и водопроницаемостью, но зачастую излишним содержанием влаги. Торфянистые почвы медленно прогреваются, так как торф плохо проводит тепло. Поскольку структурно торфяные почвы представляют собой некое подобие губки, легко впитывающей, но и легко отдающей воду, следует улучшать их структурный состав, повышая содержание твердых частиц.
Супесчаные почвы
обладающие многими, характеристиками песчаных почв, но в более сбалансированном соотношении, благоприятны во всех отношениях для выращивания растений, являясь промежуточным типом почвы. Супесчаные почвы воздухопроницаемы, обладают высокой водопроводимостью, хорошо впитывают и удерживают влагу, связывают минеральные и питательные вещества, не давая им вымываться из почвы. Супесчаные почвы характеризуются развитой биологической жизнью. В таких почвах создается благоприятная среда для укоренения и развития корневой системы растений: хорошая проветриваемость почвы обеспечивает свободный доступ кислорода в почву, а сильная капиллярная система снабжает корни влагой и питательными веществами. Поверхность супесчаной почвы быстро высыхает после увлажнения, не образует корки и не пересыхает вглубь до уровня укоренения растений. Кроме того, благодаря достаточно сыпучей структуре супесчаные почвы быстро прогреваются и гибко реагируют на перепад дневных и ночных температур.
Суглинистые, или средние почвы
относятся к числу благоприятных для садоводства и земледелия. Название определяет промежуточное положение суглинистых почв между глинистыми и песчаными почвами, при этом они обладают достоинствами обоих типов почв и лишены их экстремальных недостатков. Можно сказать, что в этом типе почв присутствует оптимальный баланс, необходимых для успешного культивирования различных видов растений. Структура суглинистых почв отличается зернистой комковатостью, в ее составе присутствуют и достаточно крупные твердые почвенные частицы и пылевидные компоненты. Эти почвы легко обрабатывать, они не образуют плотных комков и не слеживаются после обработки. Суглинистыe почвы богаты минеральными веществами и элементами, содержат большое количесгво питательных веществ, запас которых постоянно пополняется благодаря деятельности почвенных микроорганизмов и богатой биологической жизни. Суглинистые почвы характеризуются высокой воздухопроницаемостью и водопроводимостью, хорошо задерживают влагу, быстро и равномерно прогреваются с наступлением тепла и в них, поддерживается постоянный температурный режим.
Кроме названных основных типов почвы существует масса пограничных и смешанных, а таюке так называемых проблемных типов, меры по улучшению которых в каждом отдельном случае будут индивидуальными.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Функция внутренних органов человека: | ||
№ | Орган | Его функция (работа) |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 | ||
6 | ||
7 | ||
8 |
Что значит быть здоровым
Здоровье - это правильная и нормальная работа всего организма, хорошее самочувствие и настроение. Здоровый человек обладает здоровьем - значит, он не больной. О крепких и сильных людях говорят: «Здоровяк». А друг друга люди приветствуют словом «Здравствуйте!», что означает: «Будьте здоровы, не болейте». Когда тебя спрашивают: «Как дела?», ты часто отвечаешь: «Здорово!». Это означает, что ты здоров, что у тебя хорошее настроение. Твоему растущему организму любая болезнь может помешать нормально развиваться. Учебные занятия - это серьёзная работа. Усталый организм плохо сопротивляется заболеваниям. Поэтому после трудного школьного дня необходимо погулять на свежем воздухе, поиграть в подвижные игры, поработать во дворе или в огороде. Физический труд поможет организму отдохнуть, и ты опять будешь полон сил и энергии. Ты часто встречаешься с разными людьми, среди которых могут быть больные. А значит, и ты можешь заболеть. Помни о мерах профилактики при таких заболеваниях, как грипп, ангина, туберкулёз. Болезнью «грязных рук» называют болезнь Боткина. Тщательно мой руки, а также овощи и фрукты, которые собираешься съесть.
Каждый человек может уберечь себя от заболеваний, если будет закалять свой организм, хорошо знать его строение и функции. Кроме того, нужно соблюдать режим дня и правильно питаться. Это помогает быть активным и трудоспособным, иметь красивое и хорошо развитое телосложение. Когда человек здоров, ему хочется постигать новое, делать открытия, раскрывать тайны Вселенной и своего организма.
Организм человека
Организм человека состоит из отдельных органов. Каждый орган выполняет определённую функцию. Когда все органы здоровы и работают слаженно, это говорит о хорошем здоровье человека. Стоит одному органу сбиться с ритма, заболеть, как начинает болеть весь организм. Вспомни, сколько времени может прожить человек без воздуха. А если у тебя насморк и повышенная температура, то от нехватки кислорода страдают все органы.
Очень важный орган - головной мозг. С его деятельностью связано мышление человека, а также правильная работа всех других органов. С головным мозгом соединяется спинной мозг. Его можно назвать помощником головного мозга.
Каждому из нас важно знать, как устроен и работает организм человека. Это необходимо, чтобы сохранять и укреплять здоровье, следить за правильной работой всех органов своего организма.
Пословицы и поговорки о здоровье:
Предварительный просмотр:
Прогноз погоды формируется исходя из характерных явлений природы, изменения температуры воздуха, силы и скорости ветра. Самые обыкновенные и частые явления природы это облака, солнце, дождь и просто хорошая погода, гораздо реже природные явления образуют стихию. Для исследования явлений природы и составления предстоящих прогнозов погоды используются метеорологические станции с самых разных частей земного шара.
Основные метеоприборы для учета и составления прогноза погоды:
Термометр - привычный прибор для измерения температуры воздуха и воды
Гигрометр - прибор для измерения влажности воздуха
Барометр - прибор для измерения атмосферного давления
Анемометр - прибор для измерения силы и скорости ветра
Облакомер - прибор для определения высоты нижней границы облаков
Термограф - регистратор изменения температуры воздуха и воды
Флюгер - прибор для измерения направления ветра
Зонд - устройство находящееся в атмосфере для измерения ее параметров
Спутник - устройство находящееся на орбите для метеонаблюдений
№ | Явление природы | «+» | «-» |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 | |||
6 | |||
7 | |||
8 | |||
9 | |||
10 | |||
11 | |||
12 | |||
13 | |||
14 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочий лист по окр.миру
Шаблоны грамот помогут быстро и легко сделать приятно своим ученикам...
Рабочая тетрадь по познанию мира 2 класс
Сборник заданий и упражнений по познанию мира...
Рабочий лист по окружающему миру по теме "Как путешествует письмо?" , 1 класс, УМК "Школа России".
Рабочий лист содержит задания по теме "Как путешествует письмо?" , 1 класс, УМК "Школа России": восстановить путь письма от отправителя до адресата (работа с приложением),рас...
Рабочий лист по окружающему миру "Горизонт и линия горизонта"
Рабочий лист по окружающему миру "Горизонт и линия горизонта"...
Рабочий лист по окружающему миру "В гости к весне. Весенние явления в неживой и живой природе"
Рабочий лист по окружающему миру "В гости к весне. Весенние явления в неживой и живой природе"...
Рабочие листы по окружающему миру к разделу "Радость познания", 3 класс, Перспектива.
Рабочие листы к урокам: "Свет знания", "Как изучают окружающий мир", в т.ч. практическая работа, "Книга- источник знаний"...
Рабочие листы по окружающему миру в раздел "Радость познания", 3 класс, продолжение. Перспектива.
Рабочие материалы содержат задания по темам: План местности, Планета на листе бумаги, Страны и народы....