Рабочая программа по окружающему миру. 1 класс. Школа России.
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) по теме

Вольская Ольга Анатольевна

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, УМК «Школа России»,  авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир». Включает развёрнутое тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1rab_pr._okr.docx110.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 18 г. Иркутска

Рассмотрено на заседании МО

____________________________

Протокол № ____ от __________

Руководитель МО ___________

Согласовано ______________

Заместитель директора по УВР

Утверждаю ____________________

Директор МБОУ СОШ №18

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

По окружающему миру в 1б классе

 

Составитель:

Вольская О.А.,

учитель нач. классов,

высшая квалиф. категория


Пояснительная записка

    Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, УМК «Школа России»,  авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир» -  Плешаков, А. А. [и др.]. Окружающий мир. Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. В. Анащенкова [и др.]. М.: Просвещение, 2011.

    Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

         Основными задачами реализации содержания курса явля­ются:

1) формирование уважительного отношения к семье, насе­лённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

          Пред­мет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и мате­матики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к ра­ционально-научному и эмоционально-ценностному постиже­нию окружающего мира.

1. Общая характеристика учебного предмета

    Цель изучения курса  «Окружающий мир» для обучаемых 1 класса – помочь ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве. Подготовить поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родного города, родной страны и планеты Земля.

  Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин, изучаемых в первом классе. Предмет «Окружающий мир» использует и подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка, математики, музыки, изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира. Универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить

учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.

              2. Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования  на изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе на­чальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчита­на: 1 класс —66ч (33 учебные недели).

              3. Содержание учебного предмета «Окружающий мир»  

Человек и природа.

Природа – это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Признаки  предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, ветер, закат, дождь, гроза.

Звёзды и планеты. Созвездия. Формы и размеры звёзд. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета; общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли, Луна – естественный спутник Земли.

Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.

Погода, её составляющие (облачность, осадки, ветер).

Водоёмы (река, море, озеро); их использование человеком. Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

Вода. Состояния воды. Использование в хозяйственной жизни человека. Полезные ископаемые. Камни, их разнообразие (по форме, размерам, цвету) и красота. Гранит, кремень, известняк. Их значение в хозяйственной деятельности человека.

Растения, их разнообразие. Части растений (корень стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода).

Знакомство с отдельными представителями растений (комнатные растения, растения цветника, деревья). Бережное отношение человека к растениям.

Грибы (съедобные и ядовитые).

Животные и их разнообразие. Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края.

Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности).

Правила поведения в природе.

      Человек и общество.

Человек – член общества. Взаимоотношения человека  с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению.

Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание

 посильной помощи взрослым. Имена и фамилии членов семьи.

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Друзья. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Режим дня школьника. Чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Основы правильного питания.

Правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей.

Общественный транспорт. Наземный, воздушный, водный транспорт. Правила пользования транспортом.  Средства связи: почта, телеграф, телефон.

Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, интернет.

Наша родина – Россия, Российская Федерация. Государственная символика России: герб, гимн, флаг. Правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – основной закон РФ. Права ребёнка.

Президент РФ – глава государства.

Праздник в жизни общества. Основные праздники: Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День Весны и Труда, День Победы, День России, День защиты детей, День семьи и др.

Москва – столица России.

Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта. Уважительное отношение к своему и другим народам.

Родной край – частица России. Родной город, регион: название, основные достопримечательности. Особенности труда людей родного края, профессии. Важные сведения  из истории родного края.

 

Предметные результаты изучения курса «Окружающий мир» в 1 классе

Обучающиеся должны:

 

        знать:

 - правила экологического поведения в школе, быту (экономия воды и электроэнергии, раздельный сбор мусора) и природной среде;

            - объекты живой и неживой природы;

            - основные части растений;

 -  растения – деревья, кустарники, травы, приводить примеры;

 -  родственные связи в семье;

 -  правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы;

 -  правила поведения в общественных местах и на улице.

        уметь:

 - различать объекты живой и неживой природы, приводить примеры;

 - различать объекты природы и предметы, сделанные человеком;

             - сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков;

 - использовать иллюстративный определитель растений и животных;

 - узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона;

 - различать прошлое, настоящее и будущее;

 - описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки;

 - оценивать характер взаимоотношений людей в семье, обществе сверстников с позиции этических чувств и доброжелательности;

             - находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России – Москву, свой регион и его главный город.

УУД:

       - уметь действовать по плану: алгоритм определения признаков разных объектов;

       - осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме;

       - осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта);

       - распознавать объекты, выделяя существенные признаки. Умение работать с книгой, поиск информации в учебной книге.

       - уметь работать в парах, обучаться сотрудничеству, самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;

       - навыки сотрудничества в разных ситуациях;                                                                                                                                                                              -  ставить вопросы членам своей группы, обращаться за помощью к учителю и одноклассникам.                                                                                

В 1 классе безотметочное оценивание.  Данные изучения предмета занесены в портфолио ученика.

Календарно – тематическое планирование

по  окружающему миру

 

      Класс  

Учитель Вольская О.А.

Количество часов

Всего  66  час; в неделю  2  час.                                                                                                                                                                         Плановых контрольных уроков  4.

Планирование составлено на основе   УМК «Школа России»,  авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир» -  Плешаков, А. А. [и др.]. Окружающий мир. Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. В. Анащенкова [и др.]. М.: Просвещение, 2011.                                                      

Учебник  Окружающий мир. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 частях. / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение,

                  2011.  

Дополнительная литература  Плешаков А.А.  Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс. Пособие для общеобразовательных      

                                                       учреждений. В 2 частях. – М.: Просвещение, 2011.

№ п/

п

Тема урока

Кол -во ча-сов

Обучающая цель

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Сроки

понятия

предметные
результаты

универсальные учебные действия
(УУД)

Личност-ные
результаты

план

факт

Введение. Фаза совместного проектирования учебного года (фаза запуска – 2 ч)

1

Введение. Задавайте вопросы!

1

Цель: формирование  представлений об изучаемом предмете; знакомство с героями учебника Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой; развивать интерес к окружающему миру

Учебник, рабочая  тетрадь, окружающий мир, атлас-определитель

Научатся: задавать вопросы об окружающем мире.

Получат возможность научиться: работать с учебни-ком, рабочей тетрадью,

атласом-определителем

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу;  

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о новом изучаемом предмете; логические – осуществление поиска существенной информации. 

Коммуникативные: ставить вопросы, используя слова-помощники: что?, кто?, как?

Мотивация учебной деятель-ности

2

Наши помощники.

(Конструирование способа действия)

1

Цель: формирование  представлений об изучаемом предмете; знакомство с условными обозначениями в учебнике

Окружающий мир

Научатся: определять уро-вень своих знаний по предмету «Окружающий мир».

Получат возможность научиться: работать с учебником и тетрадью

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения: наглядный способ определения принадлежности объекта к природе или изделиям.

Познавательные: использовать   алгоритм определения признаков разных объектов природы.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью

Развитие мотивов учебной деятель-ности и навыков сотрудни-чества со взрослыми и сверстника-ми

Фаза постановки и решения системы учебных задач    

Раздел I «Что и кто?» (19 ч)

3

То такое Родина?

(Постановка и решение учебной задачи)

1

Цель: формирование  представлений о малой родине, о России, о ее природе, городах, народе, о своем городе как части большой страны; знакомство с государственной символикой, картой страны

Малая Родина

Знания: познакомятся с объектами живой
и неж.  природы.

Умения: научатся разделять объекты живой и неживой природы и изделия.

Навыки: правила повед. в окр. мире

Регулятивные: уметь действовать по плану: алгоритм определения признаков разных объектов (природные и изделия).

Познавательные: распознавать объекты, выделяя существенные признаки.

Коммуникативные: уметь работать в парах, обучаться сотрудничеству

Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире

4

Что мы знаем о народах России?

1

Цель: формирование представлений о народах населяющих нашу страну

Религия, национальные праздники

Научатся: определять, какие народы населяют нашу страну; рассказывать об их национальных праздниках.

Получат возможность научиться: рассматривать иллюстрации

Регулятивные: удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения: составление и выполнение режима дня школьника, перечень правил безопасного поведения.

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое

Мотивация учебной деятельности

5

Что мы знаем о Москве?

1

Цель: формирование представления о Москве как столице России, речевой компетенции учащихся; расширение кругозора учащихся; воспитание гордости и любви к столице Российского государства

Столица, достопри-мечатель-ности

Научатся: узнавать достопримечательности столицы.

  

Регулятивные: составлять план
и последовательность действий при разборе конкретных ПДД    

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание  ; логические – осуществление по-иска существенной информации (из рассказа учителя, родителей)

Коммуникативные: ставить вопросы напарнику  

Мотивация учебной деятель-ности на-чальные навыки адаптации
в динамич-но изме-няющемся мире

6

Проект «Моя малая Родина».

(Конструирование способа действия (проектирование)

1

Цель: формирование представлений о проектной деятельности, о достопримечательностях своей малой родины

Город-герой,

достопримечательности

Научатся: составлять устный рассказ, находить соответствующую тематике информацию.

  

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач

Коммуникативные: ставить вопросы

Внутрен-няя пози-ция обу-чаемого на основе по-ложитель-ного отношения

7

Что у нас над головой?

(Решение частных задач)

1

Цель: формирование представлений о дневном и ночном небе; элементарные сведения
о солнце и облаках, луне и звездах

Созвездие светило

Научатся: наблюдать и срав-нивать дневное и ночное небо, рас-сказывать о нем; моделировать фор-му солнца и форму созвездий; нахо-дить на ночном небе ковш Боль-шой Медведицы.

Получат возможность научиться: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять

Регулятивные: самостоятель-ность и личная ответственность за свои поступки; навыки сотру-дничества в разных ситуациях.

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о дневном и ночном небе, созвездиях, солнце; логические – осуществление поиска сущест-венной информации (из рассказа учителя, родителей, из собст-венного жизненного опыта). 

Коммуникативные: ставить вопросы членам своей группы, обращаться за помощью к учителю и одноклассникам

Принятие образа «хорошего ученика», мотивация учебной деятель-ности

8

Что у нас под ногами?

(Решение частных задач)

1

Цель: формирование представлений о природных объектах, о форме, размерах, цвете предметов; знакомство с часто встречающимися камнями (гранитом, кремнием, известняком)

Террито-рия, окрест-ность

Научатся: группировать объекты неживой природы    по раз-ным признакам; определять образ-цы камней по фо-тографиям и рисункам атласа-определителя; различать гранит, кремний, известняк.

 

Регулятивные: самостоятельно отвечать за свои поступки, адек-ватно воспринимать предложения людей по исправлению допущенных ошибок.

Познавательные: общеучебные –   высказывание в устной форме о том, какие камушки удалось собрать во время прогулки; логические – осуществление поиска существенной информации  

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью,   использовать речь для регуляции своего действия

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки

9

Что общего у разных растений?

(Решение частных задач)

1

Цель: формирование представлений о частях растения (корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами); знакомство с разнообразием плодов и семян, соцветий растений; развитие первоначальных умений практического исследования природных объектов

Части растений

Научатся: находить
у растений их части, показывать и называть их.

Получат возможность научиться: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; различать цветки и соцветия

Регулятивные: формулировать
и удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения жизненных ситуаций  

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о том, из каких частей состоит растение; логические – осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, из фильмов, стихотворений, рассказов, сказок). 

Коммуникативные: задавать вопросы, слушать собеседника

Самооценка
на основе критериев успешности учебной деятель-ности

10

Что растет на подоконнике?

(Решение частных задач)

1

Цель: формирование представлений о жизни комнатных растений

Комнат-ные растения, уход, почва, горшок, поддон

Научатся: наблюдать комна-тные растения

в школе и узнавать их по рисункам.

Получат возможность научиться: определять ком-натные растения с помощью атласа-определителя; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять;  

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о комнатных растениях; логические – осуществление поиска существенной информации (из собственного жизненного опыта). 

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии  

для решения коммуникативных

и познавательных задач: освоение деятельности моделирования

Формиро-вание целостногосоциально ориентированного взгляда на мир  

11

Что растет на клумбе?

(Решение частных задач (видео-экскурсия))

1

Цель: формирование представлений о распространённых декоративных растениях клумбы

Клумба, цветник

Научатся: наблюдать за рас-тениями клумбы и дачного участка и узнавать их по ри-сункам, опреде-лять растения цветника с помощью атласа-определителя

Получат возможность научиться: узнавать по фотографиям растения цветника, понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять

Регулятивные: соотносить правильность выбора, выполнения и результата действия с требованием конкретной задачи.

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о том, какие цветы растут на клумбе около школы; логические – осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта).

Коммуникативные: работать

в группах, ставить вопросы участникам группы

Формиро-вание це-лостного,

социально ориентированного взгляда на мир;   развитие мотивов учебной деятель-ности и личностного смысла учения

12

Что это за листья?

(Решение частных задач)

1

Цель: формирование представлений о строении листьев и их видов

Листовая пластина, черешок

Научатся: наблюдать осен-ние изменения листьев на дере-вьях, сравнивать

и группировать листья по различ-ным признакам; определять названия деревьев по листьям.

Регулятивные: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о том, какие изменения с листьями деревьев происходят в зависимости от времени года; логические – осуществление поиска существенной информации  формулировать свои затруднения, свою собственную позицию

Формиро-вание це-лостного,

социально ориентированного взгляда на мир;   развитие мотивов учебной деятель-ности  

 

13

Что такое хвоинки?

(Решение частных задач)

1

Цель: формирование представлений о лиственных и хвойных деревьях и их отличии друг от друга

Хвоя

Научатся: различать листвен-ные и хвойные деревья; сравни-вать ель и сосну.

Получат возможность научиться: описывать дерево по плану; опреде-лять деревья с по-мощью атласа-определителя; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре

Регулятивные: формулировать
и удерживать учебную задачу.

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об отличии лиственных деревьев от хвойных; логические – осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта). 

Коммуникативные: ставить вопросы учителю и участникам рабочей группы, обращаться за помощью, формулировать собственное мнение и позицию

Формирование уважительного отношения

к иному мнению; принятие и освоение социаль-ной роли обучающе-гося, развитие мотивов учебной деятель-ности и личностного смысла учения

 

14

Кто такие насекомые?

(Решение частных задач)

1

Цель: формирование представлений об отличительных особенностях строения насекомых

Насеко-мые

Научатся: сравнивать части тела различных насекомых, узна-вать насекомых на рисунке,  приводить приме-ры насекомых.

Получат возможность научиться: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять

Регулятивные: формулировать
и удерживать учебную задачу.

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о различных насекомых; логические – осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта). 

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Формиро-вание целостногосоциально ориентированного взгляда на мир  

15

Кто такие рыбы?

(Решение частных задач)

1

Цель: формирование представлений о строении и отличительных признаках рыб

Водные животные, речные
и морские рыбы, среда обитания

Научатся: моделировать строение чешуи рыбы с помощью мо-
нет или кружочков из фольги; узнавать рыб на рисунке; приводить примеры речных и морских рыб с помощью атласа-определителя.

 

Регулятивные: формулировать
и удерживать учебную задачу.

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме
о морских и речных рыбах;
логические – осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.). 

Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия; ставить вопросы собеседнику с це лью более прочного усвоения материала

Формиро-вание целостногосоциально ориентированного взгляда на мир в его органич-ном един-стве и разнообра-зии приро-ды; разви-тие моти-вов учеб-ной дея-тельности и личност-ногосмыс-ла учения

16

Кто такие птицы?

(Решение частных задач)

1

Цель: формирование представлений о жизни птиц в природе

Воздуш-ное пространство, части тела птицы, перелёт-
ные птицы, нелетающие птицы

Научатся: узнавать птиц на рисунке; определять их с помощью атласа-определителя, описывать птицу по плану.

Получат возможность научиться: исследовать строе-ние пера птицы;      

Регулятивные: применять   алгоритм описания дерева с целью определения его породы.

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о птицах и их отличительных признаках; логические – осуществление поиска существенной информации   

Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения

Формиро-вание целостногосоциально ориентированного взгляда на мир  

17

Кто такие звери?

(Решение частных задач)

1

Цель: формирование представлений об отличительных признаках зверей

Животные Жилища живот-ных, детёныши живот-ных, части тела живот ных, среда обитания

Научатся: исследовать строение шерсти зверей; узнавать зверей на рисунке; определять зверей с помощью атласа-определителя.

Получат возможность научиться: устанавливать связь между стро ением тела зверя и его образом жизни

Регулятивные: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона: описание растения.

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о различных видах зверей; логические – осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.) 

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Мотивация учебной деятель-ности, этические чувства, прежде всего, доб-рожела-тельность и эмоцио-нальнонравственная отзыв- чивость. Экологическая куль-тура: цен-ностное отношение
к природ-ному миру

18

Что нас окружает дома?

(Решение частных задач)

1

Цель: формирование представлений о предметах домашнего обихода, группирование предметов по их назначению; знакомство
с компьютером, его назначением и составными частями, правила безопасного обращения с компьютером

Мебель, бытовая техника, одежда, посуда,

электричество, водопро-вод, газопро-вод, безопас-ное поведение

Научатся: исследовать строение шерсти зверей; узнавать зверей на рисунке; определять зверей с помощью атласа-определителя.

Получат возможность научиться: устанавливать связь между строением тела зверя и его образом жизни; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять;  

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные : общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме
о предметах быта, компьютере;
логические – осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.) 

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Формиро-вание целостногосоциально ориентированного взгляда на мир в его органич-ном един-стве и разнообра-зии приро-ды; разви-тие моти-вов учеб-ной дея-тельности и личност-ного смыс-ла учения

 

 

19

Что вокруг нас может быть опасным?

(Решение частных задач)

1

Цель: формирование представлений о потенциальной опасности окружающих предметов, правильном обращении
с ними. Освоение элементарных правил дорожного движения

Опасные вещи, номера телефонов экстренной службы, пешеходный переход, светофор, проезжая часть, транспорт, пешеход

Научатся: правильно и осторожно обращаться с домашними вещами; определять сигналы светофора; пользоваться правилами перехода через улицу.

 

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную,  сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений
и отличий от эталона

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное рече-вое высказывание в устной форме  об опасностях, подстерегающих человека в повседневной жизни; логические – осуществление поис-ка существенной информации  

Коммуникативные: определять общую цель и пути её достижен.

Формиро-вание целостногосоциально ориентированного взгляда на мир  

20

На что похожа наша планета?

(Решение частных задач)

1

Цель: формирование представлений о планете Земля и ее форме, движении в космическом пространстве, знакомство с моделью Земли – глобусом

Солнечная система, планеты, глобус, модель, форма шара, моря, океаны, материки, суша, день, ночь

Научатся: использовать гло-бус для знаком-ства с формой на-шей планеты, объ-яснять особеннос-ти движения Земл. 

Получат возможность научиться: выдвигать предпо-ложения и доказы-вать их; моделиро-вать форму земли; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять;  

Регулятивные: применять усво-енные правила в планировании способа решения, сличать способ действия и его результат с заданным эталоном .

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное рече-вое высказывание в устной форме

о форме земного шара; логические – осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей).

Коммуникативные: адекватно оценивать собственное  поведе-ние и поведение окружающих, проявлять активность во взаимо-действии  

Формиро-вание целостногосоциально ориентированного взгляда на мир в его органич-ном един-стве и разнообра-зии приро-ды.

21

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что

и кто?».

(Контроль и коррекция знаний)

1

Цель: закрепление знаний учащихся по истории своей малой Родины; развитие познавательной и творческой активности; формирование коммуникативных способностей и умений вести диалог; воспитание интереса к изучению истории страны, чувства патриотизма, гордости за свою Родину; любознательность и пытливость в процессе обучения

Научатся: публично выра-жать свои мысли; обсуждать выступ-ления учащихся; раскрывать соот-ветствующую те-матике информац.

Получат возможность научиться: использовать раз-личные материалы и средства худо-жественной выра-зительности для передачи замысла в собственной деятельности.

Регулятивные: предвосхищать результат, выбирать действия в соответствии с поставленной за-дачей и условиями её реализации, фиксировать группы существен-ных признаков объектов с целью решения конкретных задач: описание животного по плану.

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме; логические – осуществле-ние поиска существенной инфор-мации (из рассказа учителя, роди-телей, из собственного жизненно-го опыта, рассказов, сказок ).

Коммуникативные: ставить и задавать вопросы, обращаться за помощью, предлагать помощь и сотрудничество

Формирование цело-стного, социально ориентированного взгляда на мир; принятие и освоение социаль-ной роли обучающе-гося, развитие мотивов учебной деятель-ности    

22

Как живет семья?

Проект «Моя семья».

(Постановка и решение учебной задачи)

1

Цель: формирование представлений о жизни семьи, о значимых событиях членов семьи

Научатся: рассказывать о жизни семьи по рисункам учеб-ника, об интерес-ных событиях
в жизни своей семьи; называть по именам (отчеству и фамилии) членов своей семьи.

  

Регулятивные: предвосхищать результат, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; логические – сравнивают свои знания с тем, что им предстоит узнать за учебный год;  

Коммуникативные: ставить и задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания, осуществлять взаимный контроль

Формирование цело-стного, социально ориентированного взгляда на мир

23

Откуда
в наш дом приходит

вода и куда она уходит?

(Конструирование способа действия)

1

Цели: формирование представлений о природных источниках воды, используемой в быту,
с помощью опытов показать процессы загрязнения и очистки воды, раскрыть опасность загрязнения природных водоемов и значение очистных сооружений

Природные источники воды, очистка загрязненной воды

Научатся: прослеживать по рисунку-схеме путь воды; обсуждать необходимость экономии воды; выяснять опасность употребления загрязненной воды; усвоить, что в наш дом поступает речная или подземная вода, в доме она загрязняется и затем должна попадать
в очистные сооружения.

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную; принимать и сохранять учебную задачу; оценивать результат своих действий; прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Познавательные: общеучебные – извлечение необходимой информации из прослушанной сказки; логические – дополнение и расширение имеющихся знаний, представлений об окружающем мире.

Коммуникативные: работа в группах: определять цели, функции участников, способы взаимодействия; определять общую цель и пути её достижения

Самостоятельная и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире

24

Откуда
в наш дом приходит электричест-во?

(Конструирование способа действия)

1

Цель: формирование представлений о разнообразии бытовых электроприборов, их роли в быту; ознакомление с правилами безопасного обращения с электроприборами

Электричество

Научатся: отличать электро-приборы от других бытовых предме-тов, не использую-щих электричест-во; правилам безопасности при обращении с электричеством и электроприборами

 

Регулятивные: формулировать
и удерживать учебную задачу, различать способ и результат действия.

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное рече-вое высказывание в устной форме  о значении электроприборов в жизни человека; логические – осуществление поиска сущест-венной информации  

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся  мире, навыки сотрудничества в разных ситуациях

25

Как путешествует письмо?

(Решение частных задач)

1

Цель: формирование  представлений о работе почты и разнообразии почтовых отправлений
(письмо, открытка, бандероль, посылка). Показать разновидности почтовой марки. Раскрыть значение почтовой связи.
Показать путь письма от отправителя к адресату

Почтовый работник, письмо, почта, отправи-тель, адресат, почтовые конверты, почтовая марка

Научатся: наблюдать за работой почты и рассказывать о ней; строить из разрезных деталей схему доставки почтовых отправлений. 

Получат возможность научиться: различать почто-вые отправления;   выдвигать предпо-ложения и доказы-вать их; понимать учебную задачу урока и стремить-ся ее выполнять; работать в паре.

Регулятивные: предвосхищать результат, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей
(разбор конкретных жизненных ситуаций, связанных с темой урока)
и условиями её реализации.

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о работе почты; логические – осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).

Коммуникативные: строить монологическое высказывание, аргументировать свою позицию

Само-оценка
на основе критериев успеш-ности учебной деятельно-сти, эстетичес-кие потребности, ценности
и чувства

26

Куда текут реки?

(Решение частных задач)

1

Цели: формирование представлений о реках

и морях, пресной и морской воде, о пути прихода питьевой воды в наш дом, о значении очистных сооружений для предотвращения загрязнения природных водоемов

Река, море, родник, речная вода, морская вода, Ока, осётр, Москва, Волга, Каспийское море, катер, теплоход, баржа, плотина

Научатся: прослеживать по рисунку-схеме путь воды из реки в море; сравнивать реку и море; различать пресную и морскую воду.

Получат возможность научиться: проводить опыт по «изготовлению» морской воды; выдвигать предположения и доказывать их

Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу

Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели;  логические – сравнивают свои знания с тем, что им предстоит узнать за учебный год; осуществляют поиск существенной информации  

Коммуникативные: обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя;  

Осознание ответственности человека за общее благополучие: цен-ностное отношение к природ-ному миру.

27

Откуда берутся снег и лёд?

(Решение частных задач)

1

Цель: формирование представлений о свойстве снега и льда. Проведение практических исследований природных объектов и явлений

Научатся: наблюдать форму снежинок и отображать ее в рисунках.

Получат возможность научиться: проводить опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре

Регулятивные: составлять план
и последовательность действий; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о свойствах льда и снега; формулирование ответов на вопросы учителя; логические – осуществление поиска сущест-венной информации (из рассказа учителя, родителей, из собствен-ного опыта, рассказов, сказок).

Коммуникативные: строить монологическое высказывание, слушать собеседника; проявлять активность во взаимодействии для решения   задач

Мотивация учебной деятельности, принятие образа «хорошего ученика»

28

Как живут растения?

(Решение частных задач)

1

Цель: формирование представлений о признаках живой природы
и условиях, необходимых для жизни организмов; ознакомление с простейшими правилами ухода за комнатными цветами

Научатся: наблюдать за рос-том и развитием растений; расска-зывать о своих наблюдениях.

Получат возможность научиться: выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять  

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей (уход за комнатными растениями) и условиями её реализации, предвосхищать результат

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме  о растениях как живом организме; логические – осуществление поиска существенной информации  

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, свои затруднения; определять общую цель и пути ее достижения

Осознание ответственности человека за общее благополучие: цен-ностное отношение к природ-ному миру.

 

29

Как живут животные? Как зимой помочь птицам?

(Решение частных задач)

1

Цель: формирование представлений о  признаках  живого и условиями, необходимыми для жизни организмов; ознакомление с простейшими правилами ухода за животными живого уголка и заботой о зимующих птицах

Научатся: наблюдать за жиз-нью животных; рассказывать о своих наблюде-ниях; различать зимующих птиц по рисункам и в природе.

Получат возможность научиться: ухаживать за животными живого уголка; изготавливать простейшие кормушки и подбирать корм для птиц

Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи (уход за животными живого уголка, помощь птицам).

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное рече-вое высказывание в устной форме о живых организмах, птицах

зимующих в наших краях; логические – осуществление поиска существенной информа-ции (из рассказа учителя, родителей,   рассказов, сказок и т. д.).

Коммуникативные: формулировать свои затруднения; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь

Осознание ответственности человека за общее благополучие, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире

30

Куда девается мусор
и откуда
в снежках грязь?

(Решение частных задач)

1

Цель: формирование представлений об источниках мусора в быту, классификация мусора
(бумажный, пластиковый, металлический, стеклянный), о распространении загрязняющих веществ в окружающей среде и мерах его предупреждения

Бытовой мусор, мусорные контейне-ры, мусороперерабатывающий завод, вторичное сырьё, утилиза-ция

Научатся: определять с по-мощью рисунков учебника источ-ники возникнове-ния мусора и спо-собы его утилиза-ции; обсуждать важность соблю-дения чистоты в быту, в природном окружении; иссле-довать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений

 

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную (очищение воды от загрязнений), составлять план и последовательность действий.

Познавательные: общеучебные– самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; логические – сравнивают свои знания с тем, что им предстоит узнать за учебный год;  

Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания, определять общую цель и пути ее достижения

Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся  мире, навыки сотрудничества в разных ситуациях

31

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?». Презентация проекта «Моя семья».
(Контроль
и коррекция знаний)

1

Цели: закрепление  знаний учащихся по истории своей семьи; развитие познавательной и творческой активности; формирование коммуникативных способностей и умений вести диалог; воспитание интереса
к изучению своей семьи, любознательность и пытливость в процессе обучения

Научатся: публично выра-жать свои мысли; обсуждать выступ-ления учащихся; раскрывать соот-ветствующую те-матике информа-цию.

Получат возможность научиться: использовать раз-личные материалы и средства худо-жественной выра-зительности для передачи замысла в собственной деятельности

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве
с учителем, выбирать действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: общеучебные – извлечение необходимой информации из прослушанной сказки; логические – дополнение и расширение имеющихся знаний представлений об окружающем мире.

Коммуникативные: предлагать помощь и сотрудничество, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

Формиро-вание

 этических чувств, доброжелательности и эмоциона-льнонрав-ственной отзывчивости, пони-мания и сопереживания чувствам других людей  

32

Когда учиться

интересно? Проект «Мой класс
и моя школа».

(Конструирование способа действия)

1

Цели: формирование понятий необходимых
для организации успешной и интересной учебы; развитие познавательной и творческой активности; формирование  коммуникативных способностей и умений вести диалог; воспитание интереса
к изучению отношений

с одноклассниками

Научатся: обсуждать условия интересной и

успешной учебы; рассказывать о случаях взаимо-помощи в классе; рассказывать о своем учителе.

Получат возможность научиться: определять наибо-лее значимые

события в классе, коллективно сос-тавлять рассказ о жизни в класссе, школе; оформлять фотовыставку

Регулятивные: различать способ
и результат действия: формирование условий, необходимых для организации успешной и интересной учебы.

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о своих одноклассниках, о значимых моментах в жизни класса, школы; логические – осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).

Коммуникативные: определять цели, функции участников, способы взаимодействия; строить монологическое высказывание

Внутрен-няя пози-ция уче-ника на ос-нове поло-житель-ного отно-шения
к школе, мотивация учебной деятель-ности
(учебно-познавате-льная)

33

Когда придет суббота?

(Решение частных задач)

1

Цели: формирование представлений о времени (прошлое, настоящее, будущее), определение последовательности дней недели и смены времен года

Научатся: различать прошлое, настоящее и будущее, называть дни недели в правильной последовательности; называть любимый день недели и объяснять, почему он любимый.

 

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о времени и его течении; логические –  осуществление поиска существенной информации  

Коммуникативные: проявлять  активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставить вопросы

Самостоя-тельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего ученика»

34

Когда наступит лето?

(Решение частных задач)

1

Цели: формирование представлений о характерных признаках смены времен года, соотношение временных промежутков

Научатся: анализировать схему смены времен года и месяцев; соотносить время года и месяцы; характеризовать природные явления в разные времена года.

Получат возможность научиться: называть любимое время года и объяснять, почему оно является любимым;    

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познава-тельную, предвидеть возможнос-ти получения конкретного результата при решении задачи.

Познавательные: общеучебные – осознанное высказывание в уст-ной форме о зависимости природ-ных явлений от смены времен года; логические – осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей). 

Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве  

Эмпатия как пони-мание чувств других людей и сопереживание им, осознание ответственности человека за общее благополучие.

35

Где живут белые медведи?

(Решение частных задач)

1

Цели: формирование представлений о холодных (Северный Ледовитый океан, Антарктида, Северный и Южный полюсы) районах Земли, о разнообразии жизни в этих районах. Нахождение данных районов на карте, отличительные признаки растительности и животных. Формирование чувства любви к своей родине

Северный Ледовитый океан, Антарктида, Северный и Южный полюсы

Научатся: находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их, осуществлять самоконтроль; приводить примеры животных холодных районов.

 

Регулятивные: выбирать дейст-вия в соответствии с поставлен-ной задачей и условиями её реализации (способы помощи редким животным).  Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; логические – осуществляют поиск существенной информации (из материалов учебника, из рас-сказа учителя, по воспроизведе-нию в памяти).

Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Осознание ответственности человека за общее благополучие, принятие образа «хорошего ученика»

36

Где живут слоны?

(Решение частных задач)

1

Цели: формирование представлений о жарких
(тропические леса и саванны) районах Земли,

о разнообразии жизни
в этих районах. Нахождение данных районов на карте, отличительные признаки растительности и животных (индийский
и африканский слоны). Формирование чувства любви к своей родине

Африка, тропичес-кие леса и саванны, экватор

Научатся: находить на глобу-се экватор и жар-кие районы Земли, характеризовать их; приводить примеры живот-ных жарких районов.

Получат возможность научиться: выдвигать предпо-ложения и доказы-вать их; понимать учебную задачу урока и стремить-ся ее выполнять; работать в паре.

Регулятивные: составлять план
и последовательность действий, сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о жарких районах Земли; логические – осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.)

Коммуникативные: ставить вопросы, строить понятные для партнёра высказывания

Самооцен-ка
на основе критериев успешнос-ти учебной деятельности; эстетичес-кие потребности, ценности и чувства

37

Где зимуют птицы?

(Решение частных задач)

1

Цели: формирование представлений о птицах, зимующих в наших краях, о перелетных птицах

Научатся: различать зимующих и перелетных птиц; группировать птиц по определенным признакам; объяснять причины отлета птиц
в теплые края; приводить примеры зимующих и перелетных птиц.

 

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную, предвосхищать результат.

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме  о зимующих видах птиц; логические – осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.)

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание

Внутрен-няя позиция ученика на основе положи-тельного отношения
к школе, начальные навыки адаптации в динамично изменяю-щемся мире

38

Когда появилась одежда?

(Решение частных задач)

1

Цели: формирование представлений об истории одежды, о разнообразии современной моды
(деловая, спортивная, рабочая, домашняя)

Научатся: описывать одежду людей по рисунку; отличать национальную одежду своего народа от одежды других народов; различать типы одежды в зависимости от ее назначения. 

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, выполнять учебные действия в материализованной форме.

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное  вы-сказывание в устной форме об ис-тории появления и типах  одежды

логические – осуществление поис-ка существенной информации  

Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение
и поведение окружающих, дого-вариваться о распределении   ролей в совместной деятельности

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфлик-тов и находить выходы из спорных ситуаций

39

Когда изобрели велосипед?

(Решение частных задач)

1

Цели: формирование представлений об устройстве велосипеда; ознакомление с историей и разнообразием современных моделей велосипеда

Научатся: сравнивать старинные и современ-ные велосипеды; обсуждать роль велоси-педа в нашей жизни.

Получат возможность научиться: соблюдать правила безопасной езды на велосипеде;  

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об истории появления и усовершенствования велосипеда; логические – осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).

Коммуникативные: ставить вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся  мире, уважительное отношение к иному мнению

40

Когда мы станем взрослыми?

(Решение частных задач)

1

Цели: формирование представлений о будущем, о том, каким будет

мир; ознакомление с профессиями взрослых

Прошлое, настоящеебудущее

Научатся: определять отли-чие жизни взрос-лого человека от жизни ребенка; необходимость выбора профессии, целевых установок на будущее.

Получат возможность научиться: выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять;  

Регулятивные: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона: формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; логические – осуществляют поиск существенной информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

Коммуникативные: формулировать свои затруднения; определять цели, функции участников, способы взаимодействия

Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся  мире, осознание ответственности человека за общее благополучие

41

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?». Презентация проекта «Мой класс и моя школа». (Контроль и коррекция знаний)

1

Цели: закрепление знаний учащихся по разделу «Где и когда?»; развитие познавательной

и творческой активности; формирование коммуникативных способностей и умений вести диалог; воспитание интереса к изучению своей семьи, любознательность и пытливость в процессе обучения

Научатся: публично выра-жать свои мысли; обсуждать выступ-ления учащихся; раскрывать соот-ветствующую

тематике информацию.

 

Регулятивные: вносить необхо-димые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок.

Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; логические – осуществляют поиск существенной информации (из материалов учебника, из рассказа учителя).

Коммуникативные: строить по-нятные для партнёра высказыва-ния, монологическое высказывание

Внутренняя позиция ученика на основе положительного отношения
к школе, принятие образа «хорошего ученика»

Раздел «Почему и зачем?» (22 ч)

42

Почему Солнце светит днем,

а звезды ночью?

(Решение частных задач)

1

Цели: формирование представлений о звездах, о том, что Солнце – ближайшая к Земле звезда, показать разнообразие звезд; ознакомление
с естественным спутником Земли – Луной, ее особенностями

Звезда, Солнце, размер звёзд, восход, заход солнца, день, ночь,

созвездие

Научатся: моделировать фор-му, цвет и сравни-тельные размеры некоторых звезд (Альдебаран, Регул, Солнце, Сириус).

Получат возможность научиться: работать с атла-сом-определите-лем; наблюдать картину звездного неба;  

Регулятивные: вносить необхо-димые дополнения и изменения в план и способ действия (моделирование звездных тел) в случае расхождения эталона

Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; логические – осуществля-ют поиск существенной информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

Коммуникативные: слушать собеседника; формулировать собственное мнение и позицию

Самооценка
на основе критериев успешности учебной деятель-ности, мотивация учебной деятель-ности
(учебно-познавательная)

43

Почему Луна бывает разной?

(Решение частных задач)

1

Цели: формирование представлений о естественным спутнике Земли – Луне, ее особенностях

Спутник Земли

Научатся: анализировать схемы движения Луны вокруг Зем-ли; формулировать выводы о причи-нах изменения внешнего вида.

Получат возможность научиться: наблюдать за изменениями внешнего вида Луны, фиксиро-вать результаты наблюдений; выдвигать предположения и  доказывать их.

Регулятивные: использовать установленные правила при контроле способа решения.

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об изменениях внешнего вида Луны; логические – осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.). 

Коммуникативные: строить монологическое высказывание

Начальные навыки адаптации в динамично изменяю- щемся  мире, целостный, социально ориентированный взгляд на мир

44

Почему идет дождь и дует ветер?

(Решение частных задач)

1

Цели: формирование представлений о знакомом природном явлении – дожде и ветре, причинах их возникновения, о значение этих явлений для человека, растений
и животных

Явления природы, дождь, ветер

Научатся: объяснять причи-ны возникновения дождя и ветра; рассказывать по рисунку учебника о видах дождя (ливень, косо-хлест, ситничек).

Получат возможность научиться: наблюдать за дож-дем и ветром; вы-двигать предполо-жения и доказы-вать их; понимать учебную задачу урока и стремить-ся ее выполнять

Регулятивные: осуществлять констатирующий и прогнози-рующий  контроль по резуль-тату и по способу действия.

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о причинах возникнове-ния дождя и его значении для человека, растений и животных; логические – осуществление поиска существенной информации.

Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведе-ние и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь

Уважитель-ное отношение
к иному мнению, начальные навыки адаптации
в динамично изменяю-щемся  мире

45

Почему звенит звонок?

(Решение частных задач)

1

Цели: формирование первоначальных представлений о звуках, их возникновении, распространении; ознакомление с эхом,
с разнообразием звуков окружающего мира

Звук

Научатся: исследовать воз-никновение и рас-пространение зву-ка; высказывать предположения о причине возникно-вении эха.

Получат возможность научиться: передавать голо-сом звуки окру-жающего мира; выдвигать предпо-ложения и доказы-вать их

Регулятивные: использовать установленные правила при контроле способа решения, составлять план и последовательность действий.

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о разнообразии звуков в окружающем мире и причинах возникновения звука; логические – осуществление поиска существенной информации  

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию

Самооценка
на основе критериев успешности учебной деятельнос-ти, мотивация учебной деятельнос-ти

(учебно-познавательная)

46

Почему радуга разноцветная?

(Решение частных задач)

1

Цели: формирование представлений о том, почему появляется радуга, о разнообразии  цветов и последовательности цветов радуги

Научатся: называть цвета радуги; отобра-жать последова-тельность цветов радуги.

Получат возможность научиться: высказывать предположения о причинах возник-новения радуги;     сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку

Регулятивные: сличать способ действия и его результат с за-данным эталоном с целью обна-ружения отклонений и отличий от эталона (отображение последовательности цветов радуги).

Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; логические – осуществляют поиск существенной информации (из мате риалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль, предлагать помощь и сотрудничество

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, начальные навыки адаптации в динамично изменя- ющемся мире

47

Почему мы любим кошек и собак? Проект «Мои домашние питомцы».

(Решение частных задач)

1

Цели: формирование представлений о кошках и собаках, о правилах  ухода за ними

Научатся: описывать своего домашнего питомца по плану; рассказывать по рисункам учебника об уходе за кошкой и собакой.

Получат возможность научиться:   наблюдать за домашними животными и фиксировать результаты наблюдений.

Регулятивные: предвосхищать результат, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок (уход за домашними питомцами).

Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; логические – осуществляют поиск существенной информации  

Коммуникативные: прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения, строить понятные для партнёра высказывания.

Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся  мире, уважитель

ное отношение
к иному мнению

48

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

(Решение частных задач)

1

Цели: формирование  представлений о цветах и бабочках луга, об их красоте, о выработке элементарных эколого-этических норм

Луговые цветы, бабочки, правила поведения

Научатся: узнавать изученные природные объекты; уметь объяснять, почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек (от этого страдают беззащитные живые существа и исчезает красота природы).

 

Регулятивные: осуществлять   контроль по результату и способу действия, ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем: последствия деятельности людей в природе, место и роль человека в биосфере.

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме  о разнообразии цветов и бабочек ; логические – осуществление поиска существенной информации  

Коммуникативные: аргументировать свою позицию  

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готов-ность следо-вать нормам природо-охранного, нерасто-чительного, здоровьесберегающего поведения.

49

Почему

в лесу мы будем соблюдать тишину?

(Решение частных задач)

1

Цели: формирование представлений о звуках леса, об одном из важнейших экологических правил – соблюдения тишины в лесу

Научатся: определять лесных жителей по зву-кам, которые они издают, переда-вать голосом звуки леса; объяснять, почему в лесу нужно соблюдать тишину. 

Получат возможность научиться: оценивать свое поведение в лесу; формулировать правила поведения в природе.

Регулятивные: сличать способ действия и его результат с за-данным эталоном с целью обна-ружения отклонений и отличий от эталона (безопасное поведе-ние  человека на природе). Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о разнообразии лесных звуков; логические – осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).

Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение
и поведение окружающих

Навыки сотруд-ничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

50

Зачем мы спим ночью?

(Решение частных задач)

1

Цели: формирование представлений о значении сна в жизни человека; подготовка ко сну

Научатся: оценивать пра-вильность своей подготовки ко сну; делать выводы о значении сна в жизни человека.

Получат возможность научиться: на основе наблюде-ний рассказывать о сне животных; определять по рисункам профес-сии людей.

Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи (поиск решения поставленной проблемы).

Познавательные: общеучебные – извлечение необходимой информации в ходе изучения новой темы; логические – дополнение и расширение име-ющихся знаний, представлений об окружающем мире.

Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Здоровье-сберегаю-щее поведение, установка на здоровый образ жизни

51

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

(Решение частных задач)

1

Цели: формирование понятия о роли витаминов в жизнедеятельности организма

Овощи, фрукты, витамины

Научатся: различать овощи и фрукты, группи-ровать их; выпол-нять правила гиги-ены при употреб-лении овощей
и фруктов.

Получат возможность научиться: находить в учеб-нике информацию о витаминах в соответствии с заданием; сравни-вать роль витами-нов А, В, С с жизнедеятель-ностью организма.

Регулятивные: предвосхищать результат; осуществлять итого-вый и пошаговый контроль по результату.

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о разнообразии и значе-нии овощей и фруктов в питании человека;

 логические – осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).

Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания; осуществлять взаимный контроль

Уважитель-ное отношение
к иному мнению, начальные навыки адаптации в динамично изменяю-щемся мире

52

Почему нужно мыть руки и чистить зубы?

(Решение частных задач)

1

Цели: формирование  необходимых навыков  выполнения важнейших правил гигиены (чистка зубов и мытье рук)

Гигиена

Научатся: формулировать основные правила гигиены; обосно-вывать необходи-мость чистки зубов и мытья рук.

Получат возможность научиться: выдвигать предпо-ложения и  оказы-вать их; понимать учебную задачу урока и стремить-ся ее выполнять.

Регулятивные: формулировать
и удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную (правила гигиены).

Познавательные: общеучебные – извлечение необходимой информации  в ходе изучения новой темы; логические – дополнение и расширение имеющихся знаний, представле-ний об окружающем мире.

Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Эстетичес-кие потребностиценности и чувства; осознание ответствен-ности человека за общее благополу-чие

53

Зачем нам телефон и телевизор?

(Решение частных задач)

1

Цели: формирование представлений о современных средствах связи и массовой информации
(почта, телеграф, телефон, радио, телевидение и пресса)

Телефон, телевизор, средства массовой информа-ции

Научатся: различать средства связи и средства массовой инфор-мации; объяснять назначение радио-приемника, теле-визора, газет и журналов.

Получат возможность научиться: пользоваться средствами связи при вызове экст-ренной помощи; выдвигать пред-положения и доказывать их.

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные: общеучебные – извлечение необходимой информации  в ходе изучения новой темы; осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о современных средствах связи; логические – осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).

Коммуникативные: оказывать
в сотрудничестве взаимопомощь, задавать вопросы

Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся  мире, мотивация учебной  деятель-ности
(учебно-познавательная)

54

Зачем нужны автомобили?

(Решение частных задач)

1

Цели: формирование представлений об устройстве, разнообразии автомобилей, об истории развития автомобиля

Научатся: классифицировать автомобили и объяснять их назначение.

Получат возможность научиться: называть по рисунку-схеме устройство автомобиля; выдвигать предположения и доказывать их.

Регулятивные: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Познавательные: общеучебные –осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о видах наземного транспорта, об автомобиле и его назначении;  логические – осуществление поиска существенной информации  

Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания.

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готов-ность следо-вать нормам природо-охранного, нерасто-чительного, здоровьесберегающего поведения.

55

Зачем нужны поезда?
(Решение частных задач)

Цели: формирование представлений о назначении и устройстве поездов и железных дорог

Научатся: классифицировать поезда в зависи-мости от их назначения; рассказывать об устройстве железной дороги.
Получат возможность научиться: сравнивать старинные и современные поезда; выдвигать предположения и  доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять;  

Регулятивные: ориентирование в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий;  

Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; логические – осуществляют поиск существенной информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партером; вступать в коллективное учебное сотрудничество

Осознание ответственности человека
за общее благополу-чие; этические чувства, прежде всего доброжела-тельность и эмоционально-нравствен-ная отзывчи-вость

56

Зачем строят корабли?

(Решение частных задач)

1

Цели: формирование представлений о назначении  различных судов,
о спасательных средствах на корабле

Водный транспорт. Виды водного транспор-та

Научатся: классифицировать корабли в зависимости от их назначения.

Получат возможность научиться: рассказывать об устройстве кораб-ля по рисунку-схеме; выдвигать предположения и доказывать их.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о водном транспорте; логические – осуществление поиска существенной информации  

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слу-шать другого ученика – партне-ра по коммуникации и учителя

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

57

Зачем строят самолеты?

(Решение частных задач)

1

Цели: формирование представлений о назначении, устройстве и разнообразии самолетов

Воздуш-ный транспорт.

Виды воздушного транспор-та

Научатся: классифицировать самолеты в зависимости от их назначения.

Получат возможность научиться: рассказывать об устройстве само-лета по рисунку-схеме; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее вы-полнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний

Регулятивные: ориентируются

в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. 

Познавательные: общеучебные – извлечение необходимой информации  в ходе изучения новой темы; логические – дополнение и расширение имеющихся знаний, представ-лений об окружающем мире.

Коммуникативные: обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания; принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; навыки сотрудничества
в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

58

Почему
в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?

(Решение частных задач)

1

Цели: формирование навыков безопасного поведения в автомобиле и поезде

Правила безопасности

Научатся: обобщать сведе-ния о транспорте, обсуждать необхо-димость соблю-дения правил безо-пасности в транс-порте; рассказы-вать о правилах безопасного пове-дения в автобусе, троллейбусе, трамвае.

 

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают учебную задачу.

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о соблюдении правил безопасности на различных видах транспорта; логические – осуществление поиска существенной информации.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика.

Здоровьесберегающее поведение, установка на здоровый образ жизни

59

Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?

(Решение частных задач)

1

Цели: формирование навыков безопасного поведения на водном и воздушном транспорте

Правила безопасности на водном
и воздуш-ном транспор-те

Научатся: правилам безопас-ности и спасатель-ным средствам на корабле и в самолете.

Получат возможность научиться: выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать
в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают учебную задачу.

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о правилах безопасности на водном и воздушном транспорте; логические – осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партером.

Здоровьесберегающее поведение, установка на здоровый образ жизни

60

Зачем люди осваивают космос?

(Решение частных задач)

1

Цели: формирование представлений  о  космосе, искусственных спутниках Земли, их назначении, космических станциях

Космос,

Ю. А. Гагарин – первый космонавт

Искусственные спутники Земли, космичес-кие научные станции

Научатся: рассказывать об освоении космоса человеком; моделировать экипировку космонавта.

Получат возможность научиться: высказывать пред-положения по во-просам учебника, проводить само-проверку; отвечать на итоговые вопросы.

Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради; пр-нимают и сохраняют учеб- ную задачу; оценивают резуль-тат своих действий.

Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; логические –осуществляют поиск существенной информа-ции (из материалов учебника, из рассказа учителя).

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика.

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире

61

Почему мы часто слышим слово «экология»?

(Решение частных задач)

1

Цели: формирование первоначальных представлений об экологии как науке, о ее роли в жизни людей. Оценка различного отношения людей к природе.

Экология, взаимо-связь между человеком и природой

Научатся: приводить приме-ры взаимосвязи между человеком и природой.

Получат возможность научиться: оценивать свои поступки по отно-шению к природе и рассказывать о них; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять.

Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учеб-ную задачу; оценивают резуль-тат своих действий; прогнози-руют результаты уровня усвоения изучаемого материала. 

Познавательные: общеучебные – извлечение необходимой ин-формации в ходе изучения но-вой темы; логические – дополнение и расширение имеющихся знаний, представ-лений об окружающем мире.

Коммуникативные: обмениваться мнениями, слушать друг  друга, строить понятные речевые высказывания; принимать другое мнение и позицию.

Осознание своих возмож-ностей в учении; способ-ность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолю-бием

62–

63

Проверим себя и оценим свои достижения.

(Рефлексия. Контроль и коррекция знаний)

2

Цели: закрепление знаний учащихся по разделу «Почему и зачем?»; выполнение тестовых заданий учебника; развитие  познавательной и творческой активности; формирование коммуникативных способностей и умений вести диалог; формирование адекватной оценки своих достижений

Основные понятия за курс 1-го класса

Научатся: публично выра-жать свои мысли; обсуждать выступ-ления учащихся; раскрывать соот-ветствующую те-матике информа-цию  

Получат возможность научиться:   обсуждать коллек-тивные результа-ты; оценивать достижения свои   и других учащихся  

Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу.

Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; логические –осуществляют поиск существенной информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

Коммуникативные: умеют   строить понятные речевые высказывания.

Осознание своих возможнос-тей в учении; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении.

64

Презентация проекта «Мои домашние питомцы».

(Рефлексия)

1

Цели: формирование адекватной оценки своих достижений, коммуникативных способностей
и умений вести диалог

Научатся: выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами.

Получат возможность научиться: обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся

Регулятивные:   принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; логические – осуществля-ют поиск существенной инфор-мации.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партером.

Осознание своих возможнос-тей в учении; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи
с усилиями, трудолю-бием

 Перечень учебно-методического обеспечения

1. Печатные пособия.

1. Багрова Л. А. Растения: детская энциклопедия / Л. А. Багрова. – М. : АСТ : Люкс : Харвест, 2008.

2. В  мире  природы,  истории   и   литературы   :   сборник   загадок  /  сост.  М. П. Филипченко. – Волгоград : Учитель, 2008.

3. Голубева, Е. Занимательное естествознание. Нескучный учебник / Е. Голубева. – СПб. : Тригон, 1997.

4. Крылова, О. Н. Окружающий мир. Итоговая аттестация. 1 класс. Типовые тестовые задания / О. Н. Крылова. – М. : Экзамен, 2011.

5. Моррис, Т. Детская энциклопедия  животных.  Маленькие и  пушистые  / Т. Моррис. – М. : Махаон, 2009.

6. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Рабочие  программы.  1–4  классы.  / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2011.

7. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 1 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2011.

8. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2011.

9. Плешаков, А. А. От земли до неба : атлас-определитель для начальных классов / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2011.

10. Плешаков, А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики : книга для учащихся начальных классов / А. А. Плешаков, З. Д. Назарова, А. А. Румянцев. – М. : Просвещение, 2011.

11. Плешаков, А. А. Зеленые страницы : книга для учащихся начальных классов / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2011.

12. Плешаков, А. А. Окружающий мир : Тесты : 1 класс / А. А. Плешаков, Н. Н. Гара, З. Д. Назарова. – М. : Просвещение, 2010.

     

     2. Интернет-ресурсы.

http://www.proshkolu.ru

http://pedsovet.org

http://www.k-yroky.ru/load/73-1-0-5219

http://www.deti-66.ru/forteachers/educstudio/presentation/918.html

     

      3. Информационно-коммуникативные средства.

Окружающий мир: электронное приложение к учебнику А. А. Плешакова (CD)

4. Наглядные пособия.

Комплект демонстрационных таблиц с методическими рекомендациями : учеб. пособие. – М. : Просвещение, 2009.

       5. Материально-технические средства.

Компьютерная техника, телевизор, DVD-проигрыватель, аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 1 класс

Модульная программа курса «Окружающий мир» в 1 классе составлена по учебнику с экологической направленностью А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» из расчета 2 часа в неделю. На изучение программного материа...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 3 класс

В рабочую программу по окружающему миру входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование УМК "Школа России" за 3 класс, автор Плешаков А.А....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру УМК Школа России 4 класс c УУД

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС второго поколения и системы учебников «Школа России». ...

Рабочая программа по окружающему миру (УМК "Школа России" 1-4 классы)

Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа России» 1 класс

Рабочая программапо окружающему мируУМК «Школа России» 1 класс. Календарно-тематическое планирование...