Конспект урока Жизнь леса
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Конспект урока в 4 классе по оружающему миру по УМК "Планета знаний"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhizn_les.docx | 36.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по теме
«Жизнь леса.
Лес — природное сообщество».
в 4Б классе учителя начальных классов
Шибковой Ирины Александровны
2013г.
Тема: Жизнь леса. Лес – природное сообщество.
Цель:
- Обобщить знания по теме «Наш край», «Полезные ископаемые».
- Систематизировать знания о лесе.
- Дать понятие о природном сообществе.
- Формировать умение выделять существенные признаки и свойства жителей леса, умение классифицировать, находить соответствия,
развивать творческую деятельность учащихся.
- Воспитывать патриотизм, бережное отношение к природе, самостоятельность.
-Приготовьте карточки с названиями полезных ископаемых. У вас было задание подготовить рассказ об одном полезном ископаемом. Приглашаю к доске .6 учеников. Они расскажут о своем полезном ископаемом, не называя его. Ваша задача его узнать и молча поднять карточку. Я начинаю:
- На кухне у мамы помощник отличный.
Он синим цветком расцветает от спички.
ПРИРОДНЫЙ ГАЗ
ГРАНИТ
ИЗВЕСТНЯК
ПЕСОК И ГЛИНА
ТОРФ
УГОЛЬ
НЕФТЬ
-Я описываю свойства полезного ископаемого, вы записываете его название.
- Легкий, впитывает влагу, хорошо горит, служит подстилкой для скота, удобрением.
ТОРФ
Б)Добывается в шахтах, тяжелая, прочная, ковкая, состоит из мелких плотно соединенных зерен.
ЖЕЛЕЗНАЯ РУДА
- Черный с заметным блеском, твердый, тонет в воде, горюч.
КАМЕННЫЙ УГОЛЬ Г)Прочная порода, бывает серого, розового, красного цветов. Состоит из зерен нескольких минералов: полевого шпата, кварца и слюды.
ГРАНИТ
Д)Обычно-белый или серый камень, образовался из остатков морских организмов.
ИЗВЕСТНЯК
Е)Темная масляная жидкость, горит, из нее получают бензин, керосин, мазут.
1
НЕФТЬ
Ё)Образовался при разрушении гранита, используется в строительстве и при производстве стекла.
ПЕСОК
Ж)Обладает пластичностью, используется в строительстве и гончарном деле.
ГЛИНА
-Переверните листы, которые лежат на столе. Перед собой вы видите тест «Наши подземные богатства». Из 3 вариантов ответов вам предстоит выбрать правильным и обвести букву, которая соответствует правильному ответу.
- Месторождения полезных ископаемых отыскивают
а)археологи;
б)геологи;
в)строители;
- К полезным ископаемым относятся
а)кирпич, бетон, бензин;
б)станки, вазы, ножницы;
в)нефть, газ, глина;
- В строительстве используются
а)торф, железная руда, самоцветы;
б)песок, глина, гранит;
в)мрамор, каменный уголь, малахит;
- Металлы получают из:
а)каменного угля, янтаря, мела;
б)жемчуга, известняка, торфа;
в)железной руды, медной руды;
- При помощи буровых установок добывают
а)нефть, природный газ;
б)каменную соль, алмазы;
в)мрамор, гранит;
- В шахтах добывают
а)известняк, ракушечник, гранит;
б)каменный уголь, антрацит, железную руду;
в)поваренную соль, жемчуг, графит;
- В карьерах добывают:
а)известняк, песок, глину;
б)золото, малахит, мрамор;
в)нефть, торф, бурый уголь;
- Полезные ископаемые, обладающие свойством горючести, это
а)алмаз, известняк, графит;
б)железная руда, поваренная соль, мел;
в)каменный уголь, антрацит, торф.
2
- Сегодня, мы начинаем изучение большой темы: «Природные сообщества». Что такое сообщество, мы узнаем в течение урока, а какие бывают сообщества, вы узнаете, выполнив следующее задание.
Зачеркните места, где природа сильно изменена человеком. Тогда останутся только природные сообщества:
БОЛОТО, ГОРОД, ЛУГ, КАРЬЕР, ЗАВОД, ЛЕС, ВОДОЁМ.
-Сегодня мы с вами совершим путешествие в Царство природы. А Царство природы можно разбить на 4 группы. Какие?
ЖИВОТНЫЕ
РАСТЕНИЯ
ГРИБЫ
МХИ, ЛИШАЙНИКИ
-адрес путешествия таков «Природное сообщество лес». (Открывается доска, вверху тема урока «Жизнь леса.Лес - природное сообщество» ниже незаконченный рисунок леса)
-Хочу пригласить вас сегодня в лес.
В добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес.
Если внимательны будете дети,
Тайны чудные откроете эти.
Лес не только для нашей забавы.
В нем - деревья, ягоды, травы.
Птицы, звери,
И прочие твари.
Ученые тоже работают тут,
Лес они сообществом зовут.
-Сегодня нам предстоит встреча с нашим другом. Он близок вам, так как вы не раз бывали у него в гостях, читали о нем, и он еще далекий для нас, так как вам еще не раз предстоит встреча с прекрасным, миром, полным сказок, чудес, красоты! Когда мы говорили о нашей Родине, мы не могли представить ее без величественных лесов Сибири, без тенистых дубрав, без светлых березовых рощ нашего края. В лесу все прекрасно. Лес украшает землю, а потому и жизнь человека. Это хорошо понимали русские писатели и поэты, которые воспевали в своих произведениях красоту леса, родной природы. О лесе писали А.Пушкин, И.Никитин, Бунин, Лермонтов, Тютчев, Фет.
- лес хорош в любое время года. Русский поэт наш земляк И.С.Никитин писал:
(дети читают отрывки стихов о лесе).
- Шуми, шуми зеленый лес!
Знаком мне шум твой величавый И твой покой, и блеск небес Над головой твоей кудрявой Я с детства понимать привык
3
Твоё молчание немое
И твой таинственный язык,
Как что-то близкое, родное.
- Лес точно терм расписной,
Лиловый, золотой, багряный Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной
Березы желтые резьбой Блестят в лазури голубой Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной Просветы неба, что оконца
Лес пахнет дубом и сосной.
За лето высох он от солнца,
И очень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
На пажитях немых люблю в мороз трескучий
При свете солнечного снега блеск колючий Леса под шапками иль в инее седом,
Да речку звонкую под темно-синим льдом.
Смотрю, как роща зеленеет
Палящим солнцем облита,
И в ней какою негой веет От каждой ветки и листа.
Чем жарче день, тем сладостней в бору Дышать сухим смолистым ароматом.
И весело мне было по утру
Бродить по этим солнечным палатам.
-Сегодня мы путешествуем в лес, узнаем его жизнь и обитателей. Но прежде чем начать путь, немного отдохнем.
- Физминутка.
- Знакомство с природным сообществом.
-Давайте представим, что мы художники и должны закончить рисунок леса. Мы уже изучили природу лесной полосы, вам не трудно будет выполнить это задание.
-Но лес у нас сегодня необычный. Это лес района Кавказских Минеральных вод-Бештаугорский заказник. Это один из 25 заповедных мест Ставропольского края. Он был создан в декабре 1997 года. Это особо охраняемый участок, где животные и растения находятся под охраной.
-А какие леса произрастают в нашем крае: лиственные или хвойные?
-Вот сейчас мы и начнем заселять наш лес. Чем является лес для живых организмов?
4
-Да, это большой многоэтажный дом. Каждый этаж имеет свое название, то есть все растения располагаются ярусами. Нижний ярус это мхи и лишайники.
-А в какой природной зоне мы с ними встречались?
Лишайники представляют собой в сущности 2 растения - водоросли и гриб, ведущие совместный образ жизни. Кстати, предполагают, что возраст одного ИЗ лишайников и Антарктиде 10 тысяч лет. А за сто лет лишайники вырастают всего на 5 мм. Им не нужны ни тепло, ни вода, ни пища. Однако они погибнут при малейшем загрязнении воздуха.
Мхи могут выжить в условиях Арктики и Антарктиды. Но больше всего много разных мхов в теплом и влажном тропическом лесу. Здесь они обычно селятся на стволах деревьев.
В лиственных лесах России их меньше: опадающая листва каждый год мешает им расти. Есть мхи, растущие на камнях. Устроены они несложно: у них нет корней, не бывает цветов и плодов. Есть стебли и листья. Листья едва различимы невооруженным глазом.
Мхи очень выносливы. Стойко переносят высыхание. Бывали случаи, когда они оживали, пролежав несколько лет в гербарной папке. Один пролежал 19 лет, но потом, смоченный водой, начал расти.
-Второй ярус травянистые растения, ягоды и грибы.
-Какие растения- травы и цветы - вы встречали в нашем лесу.
( Дети прикрепляют: ветреницу, мать-и-мачеху, первоцвет, ландыш,
фиалку, хохлатку, медуницу, землянику, грибы.).
Много сказок и легенд существует о цветах.
Это можно сказать и о ландыше.
Ты, наверняка, видел эти изящные белые колокольчики на тонком стебельке, зажатом между двумя листьями. Аромат цветов ландыша можно сравнить только с изысканным ароматом лесных фиалок.
Множество легенд сложено о прекрасном поэтическом цветке.
Старинное русское предание рассказывает о безнадежной любви водяной царевны Волховы к удалому молодцу Садко. Узнав, что Садко любит простую девушку Любаву, Волхова вышла на берег, чтобы в последний раз послушать песню и игру на гуслях своего любимого. Долго ходила Волхова по лугам и опушкам, но Садко нигде не было. Как вдруг она увидела двоих среди стройных берез - это они: Садко и Любава. Заплакала с горя гордая царевна, горькие слезы покатились из ее синих как море глаз, жемчужинами падали они в траву и превращались в ароматные, серебристые цветы - символ верности, любви и нежности. Печальная ушла навсегда Волхова в свое холодное подводное царство.
А в Англии есть другое предание.
Три дня и три ночи бился рыцарь Леопард со страшным драконом. На четвертый день побежденное чудовище уползло в глубь леса, чтобы больше никогда оттуда не появляться. Но победа дорого стоила рыцарю, его тело
5
было жестоко изранено клыками и когтями дракона. На том месте, куда капали капли крови рыцаря, выросли цветы чистоты и святости - ландыши.
В Германии и во Франции раньше отмечали Праздник Ландышей. В этот день люди украшали свой дом букетами ландышей, прикалывали букетики к своей одежде. Но сейчас этот праздник, пожалуй, не стоит устраивать, слишком мало осталось на земле ландышей. Было бы не справедливо сорвать и загубить такие красивые цветы даже ради праздника. Пусть растут!
Кстати, все наши лесные цветы - первоцветы занесены в Красную книгу. Давайте вспомним редкие цветы нашего региона.
катран - был найден и произрастает только на Пятигорье, занесен как редкое растение в Красную книгу России; ландыш кавказский; шафран; безвременник; ветреница южная; рябчик широколистный (учитель демонстрирует данные цветы).
- Много хороших слов мы говорили о Красной книге. Учили охраняемых животных по каждой природной зоне. Но сегодня послушайте очень проникновенные слова о Красной книге.
Не только люди обладают даром речи. Говорят и книги. Но есть такая книга - она кричит! Это «Красная книга» - справочник об исчезающих растениях и животных.
Почему она «красная»? Красный цвет - сигнал запрета, понятный людям всего мира. Горит красный светофор, значит, проезда нет и прохода нет. Стой, человек! Подумай, почему каждый день исчезают навсегда животные и растения?
Почему сила и могущество человека несут им гибель? Если исчезают твои меньшие братья, значит, опасность грозит и тебе!
Красный цвет - цвет крови, цвет жизни. А пока есть жизнь - есть надежда.
Оставь после себя не кучу мусора, а посаженное дерево, спасенную птицу, чистую воду и воздух! Услышь тех, кто зовет на помощь!
-Еще об одних обитателях леса мы забыли сказать. Догадайтесь, о ком идет речь.
И на горке, и под горкой,
Под березой, и под елкой,
Хороводами и в ряд В шляпках молодцы стоят. (ГРИБЫ)
(Показ грибов)
-Как вы думаете, лесу грибы нужны?
-Ответ мы найдем, прочитав в учебнике статью «Нужны ли в лесу грибы?» с.170.
Чтение статьи по учебнику с. 179.
-Для чего нужны грибы?
(Они помогают деревьям всасывать из почвы воду с растворенными солями. Грибами питаются и лечатся животные. Грибы способствуют размножению растительных остатков.)
- Третий следующий ярус - кустарники. В наших краях произрастают такие кустарники как терновник, боярышник, дикий крыжовник и малина.
6
- А какие деревья мы посадим в нашем лесу? (дети называют деревья и прикрепляют их).
Больше всего лесов на горах Бештау, Железной, Развалке. Этот лесной массив объявлен заказником. В лесах Пятигорья произрастают 87 видов лесных деревьев и кустарников. На северных склонах господствуют граб, на горе Бештау сохранился старый буковый лес. В этом лесу темно. В травянистом покрове видны папоротники. На южных склонах больше всего Дуба. В подлесках - лещина, на опушке - боярышник. На Развалке растут береза повислая, рябина обыкновенная.
- Доклад о буке.
Неизвестно для нас такое дерево как бук. Послушайте о нем. Характерной особенностью бука является пепельно-серый гладкий ствол, овальные листья, заостренные на концах, плод-орешек, напоминает сильно увеличенное зерно гречихи, 2-3 таких орешка, собранные вместе и одетые крепкой оболочкой, образуют мохнатые шарики.
Очень интересна г.Бештау. Ее верхнюю часть занимают луговые степи, на северном склоне растения близкие к субальпийским лугам, а внизу склоны покрыты лесом. С целью охраны па территории района проводятся посадки леса. На западном склоне Машука посажен массив грецкого ореха. В долинах Подкумка много фруктовых садов. В районе станции Змейка высажена сосна.
Много у нас и курортных парков. Железноводский парк создан в природном лесу. Кисловодский, Пятигорский и Ессентукскийпосажены на склонах гор и равнинах (посажены: каштан, тополь, туя, кипарис, серебристая ель).
- Но наш лес будет неполным без животного мира. Какие животные живут в лесах Пятигорья? (Дети прикрепляют животных).
И наших лесах водятся зайцы, барсуки, дикие котики, куницы., волки, кавказская гадюка, лисица. И последнее время сюда выпущены кавказские олени, в Городских парках хорошо прижились белки. В наших лесах водятся кабаны. В отличие от домашних кабаны немного выше ростом. Старый кабан достигает веса до 150 кг. Самцы имеют клыки. Можно встретить небольшую ростом с домашнюю козу косулю, напоминающую оленя. Рога у косуль имеют только самцы. А знаете сколько у ежа иголок?
- Доклад о ежах.
А действительно, сколько? Мало кто об этом задумывался, но зоологи подсчитали: на каждом квадратном сантиметре ежиного тельца в среднем 15 штук. А всего у ежа 6-7 тысяч иголок. А как новорожденные ежики? Уже с иголками? Нет, на розовом тельце у них только множество бугорков. Иголки на их месте появится только через несколько часов. Сначала они мягкие и светлые, но постепенно твердеют и темнеют. А растут довольно быстро - за сутки на мм. Двухнедельный ежик уже совсем колючий. А глаза еще не открыл (только на 16 день). Слепой еще, а уже в клубочек умеет свертываться - не подходи!
- Многочисленно птичье население района. На Кавминводах гнездятся скворцы, голуби, ласточки. Большими стаями кочуют вороны, грачи, галки. В
кустарниковых зарослях обитают черные дрозды, сыч, щеглы, пеночки, чижи. Многие наши животные охраняются законом. Птицы украшают природу, оживляют лес звучной песней. Нередко в лесу можно найти в дуплах мертвых птичек. Они погибают не от холода, а из-за отсутствия пищи. Вы, подкармливая птиц, в трудную минуту, можете спасти их от голодной смерти.
- Хорошо в лесу в любое время года, а особенно летом. Закройте глаза и представьте, что вы снова в лесу. Что лежит у вас по ногами? (Старые листья, сквозь них пробивается трава.Остатки старой травы, сухие веточки).
-Ученые называют это лесной подстилкой. Часть старой листвы и отмершие растения постепенно перегнивают, превращаясь в перегной. Это работа микроорганизмов, бактерий, насекомых и личинок. Поэтому в лесу и не скапливается большое количество старой листвы. А некоторым животным лесная подстилка помогает в холодные зимы. Как, вы думаете каким животным она служит защитой от холодов? ( Которые зимой впадают в спячку: ежам, медведям, разным жукам).
-А почему вы не заселили и наш лес жирафа и белого медведя? орла и рыбу?
Верно, белому медведю будет не только жарко в нашем лесу, но и останется голодным. А жирафу будет мешать крона деревьев, и что он будет есть зимой? А рыба живет в водоеме.
А наши растения и животные хорошо ладят между собой, между ними существует тесная связь, они живут сообща. Поэтому лес называют природным сообществом.
Природное сообщество - это совокупность растений, животных, грибов и микроорганизмов, представляющих собой определенное единство.
-Давайте докажем это, составив цепочки питания. (Дети составляют 2 3 цепочки питания).
Да, в природе во всем строгий порядок. Вес в ней крепко-накрепко связано, живет по строгим законам: и растения, и насекомые, и рыбы, и птицы, и звери. Не жить лосю в пустыне, а верблюду - в тайге; не питаться волку травой, а зайцу- мясом.
А может быть, эти законы природы несправедливы? Почему, в самом деле, и филин за зайцем охотиться, и лиса, и волк, и рысь, а заяц - ни за кем?
Что же, давайте, устроим путаницу и поглядим, что получится.
...Надоело как-то зайцу волков бояться.
-Хватит, - стукнул он лапой по пеньку,- поразбойнячили! - Пошел к кузнецу и говорит ...
-Кузнец, кузнец, не скуешь ли ты мне стальные клыки и стальные когти, да такие большие, такие острые, такие страшные, чтобы все меня боялись!
Выковал кузнец косому стальные клычищи, когтищи и отправился тот на охоту. Идет стальными зубами лязгает, рычит: Р-р-разорву!»
Волки как увидели это чудо-юдо кусачее - перепугались и наутек. А за ними -лисы, а за лисами - филины. Совсем не осталось в лесу врагов у зайца. Раздолье косому.
8
Прошел год, другой, третий, развелось зайцев в лесу видимо - невидимо. Мечутся по лесу - тощие, голодные. Есть - то стало нечего: обглодали все осины, ивы, выщипали всю траву, не осталось в округе ни одного огорода, ни одного сада. Ну а дальше такое было! Но, пожалуй, потому что у нее очень грустный конец - пропадать зайцам с голоду.
- Итак, у каждого животного, у каждого растения есть свой дом, своя квартира. Дом наших растений и животных - это сообщество лес. А для щуки сообщество водоем, дом для клевера луг. С этими сообществами мы тоже будем знакомиться на следующих уроках.
Мы выяснили, что лес для животных является домом. А еще чем он служит животным? (В лесу животные находят пищу).
-Рассмотрим пример: взаимоотношения дерева и жука-короеда.
Здоровому молодому дереву жуки не страшны, любое повреждение на коре заливается смолой. А вот когда дерево стареет, оно уже не может справиться с множеством короедов и погибает, освобождая место молодым растениям. Вред или пользу приносят короеды лесу?
(Для молодых деревьев это польза, а для старых нет.)
- Тем не менее, короеды ускоряют круговорот веществ. Все в лесу взаимосвязано и неразрывно. Если нарушить эти связи, то нарушится и экологическое равновесие.
-Могут ли растения жить без животных. А животные без растений? (Нет. Они живут как бы семьей, помогая друг другу. Например, белка, запасая корм на зиму, уносит шишки далеко от деревьев, на которых они выросли, так распространяются семена).
-Что можете сказать о жизни леса?
(Растения в лесу растут ярусами. Животные делят между собой эти этажи: одни живут на деревьях, другие - в кустах, третьи на земле или даже под землей. Все живые организмы живут сообща.)
-Как можно назвать лес? (мы назовем лес природным сообществом.)
-Наша небольшая планета Земля добра к нам. Ответим ей теплом на тепло, любовью на любовь. Родина! Родная природа! Эти слова наполнены глубоким смыслом. Все богатство русской природы принадлежит народу, значит вам, дети.
-И действительно «Даже хрустнувший под колесами жук - укор человеку»,-так говорил писатель В.Песков, и это верно. На нас людях, лежит нелегкая обязанность: не дать исчезнуть живому, что так доверчиво окружает нас на Земле. Это обязанность сильного.
-Что нового вы узнали на нашем уроке?
-Что особенно интересным показалось вам в нашем уроке?
-О чем бы вам хотелось рассказать своему другу? Своим родителям?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Техноголическая карта урока "Жизнь леса"
Технологическая карта урока...
Технологическая карта урока "Жизнь леса" УМК "Школа России" 4 класс
Технологическая карта урока предназначена для проведения урока окружающего мира УМК "Школа России" в 4 классе. Урок направлен на изучение детьми природного сообщества "лес", как комплекса обитающих со...
Урок «Жизнь леса. Лес – природное сообщество» - 4 класс
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Жизнь леса. Лес – природное сообщество» - седьмой урок раздела «Родной край – часть большой страны». Школа России...
Конспект урока "Жизнь леса. Лес - природное сообщество"
Конспект урока "Жизнь леса. Лес - природное сообщество"...
Тема урока : Жизнь Леса
Предмет: «Окружающий мир»4 класс Тема урока: ЖИЗНЬ ЛЕСАПрограмма «Окружающий мир»(«Мир вокруг нас») автор А.А.Плешаковучебник «Мир вокруг нас»...
Урок " Жизнь леса"
Конспект урока по окружающему миру...
Конспект урока "Жизнь леса. Природное сообщество"
Данная методическая разработка может быть использована в начальной школе на уроках окружающего мира....