Урок «Жизнь леса. Лес – природное сообщество» - 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Жизнь леса. Лес – природное сообщество» - седьмой урок раздела «Родной край – часть большой страны». Школа России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhizn_lesa._les_-_prirodnoe_soobshchestvo.docx | 228.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Богородская средняя школа
Ивановского района Ивановской области
Конспект урока
по окружающему миру в 4 классе
на тему «Жизнь леса. Лес – природное сообщество»
Педагог: Долгова Валентина Александровна
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: расширить представления детей о лесе, как природном сообществе.
Задачи урока:
- углубить знания учащихся о лесе, показав многообразие растительного и животного мира леса Ивановской области и их возможность совместного обитания;
- раскрыть связи, которые существуют между обитателями леса;
- выяснить с учащимися значение леса для природы и в жизни человека;
- продолжить формирование организационной деятельности в учебном сотрудничестве – умение договариваться;
- развивать у учащихся навыки умственного труда, умения анализировать, обобщать и делать выводы;
- воспитывать бережное отношение к лесным богатствам.
УУД, формируемые на уроке:
личностные:
- воспитывать у детей бережное отношение к природе;
- понимание красоты природы России и своего края;
- развивать познавательные процессы, творческий потенциал учащихся;
- оценивать своё поведение и поведение других людей в природе;
- создавать условия для формирования положительного отношения к учебному материалу, для понимания основных моральных норм поведения;
коммуникативные :
- способствовать формированию собственного мнения и умения
аргументировать свою позицию;
- согласовывать позиции с партнёром и находить общее решение;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности;
познавательные :
- раскрывать значение понятия «природное сообщество»;
- приводить примеры растений и животных, характерных для данного природного сообщества;
- добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя
учебник, атлас – определитель, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
регулятивные:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке при помощи
учителя;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную (составление
цепи питания; работа с гербарием и фотографиями растений).
Место урока в изучении темы: урок по теме « Жизнь леса. Лес – природное сообщество» седьмой урок раздела «Родной край – часть большой страны».
Используемое оборудование, наглядность:
- Компьютер и медиапроекционное оборудование.
- Презентация к уроку.
- Карточки с вопросами.
- Политико - административная карта Российской Федерации.
- Гербарий (на группу).
- Фотографии растений (на группу).
- Раздаточный материал для самооценки (индивидуальный в конвертах).
- Рисунки грибов.
- Словарь Ожегова.
- Раздаточный материал: карточки с заданиями ( см. Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3)
- Детские презентации
Ключевые слова: лес, природное сообщество, экология, ярус, звери, птицы, насекомые, лесная подстилка, микология, микологи, синквейн.
Рабочие материалы для учащихся: учебник «Окружающий мир 4 класс», рабочая тетрадь, атлас – определитель.
Автор учебника: А.А.Плешаков
Программа: Школа России
Пояснительная записка
Главная цель курса – научить детей задавать вопросы об окружающем мире и находить на них ответы; на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком.
Поставлены реальные цели образовательного, развивающего и воспитательного аспектов. Цели данного урока соответствуют стандартным требованиям программы и связаны с предыдущими учебными занятиями.
Данный урок - урок освоения новых знаний, седьмой урок темы «Родной край – часть большой страны».
Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап изучения нового материала.
Для развития познавательной и творческой активности детей использовала в своей работе современные образовательные технологии: элементы проблемного обучения, проектный метод обучения, исследовательский метод обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые методы, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время.
На уроке были использованы следующие методы обучения:
по виду источника информации:
- словесные (объяснение, беседа с учащимися);
- наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса);
- практические (работа с карточками, работа с гербарием, работа с фотографиями растений).
по виду учебной деятельности:
- проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).
На уроке использовались информационные компьютерные средства для активизации познавательной активности, повышения качества образования учащихся. Были применены следующие формы познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, которые в ходе урока сменяли друг друга.
Групповые и парные формы работы дают возможность и необходимость органически сочетать на уроке «обучение» и «воспитание», строить и человеческие, и деловые коммуникативные отношения.
В качестве домашнего задания на предыдущем уроке дети разделились на 4 группы («Зоологи», «Биологи», «Микологи», «Экологи»). Каждая группа самостоятельно готовила сообщение – презентацию по своей теме. Все детские презентации включены в презентацию к уроку и открываются двойным кликом по мышке. В презентации первый слайд скрыт, так как он для учителя.
При планировании урока были учтены психологические особенности учащихся, я использовала метод эмоционального стимулирования: стихотворения, физкультминутки. Высокая работоспособность учащихся в течение всего урока обеспечивалась за счет грамотного использования форм и методов работы. Перегрузка ребят предупреждалась сменой одного вида работы другим.
Выбранные формы и методы обучения способствовали созданию на уроке положительной психологической атмосферы. Общение учащихся и учителя доброжелательное, доверительное.
№ п/п | Этапы урока | Содержание этапа, деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
1. | Самоопределение к учебной деятельности | Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок, Постарайтесь всё понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать И получать оценку «пять»! - Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу. Приветствует обучающихся. Организует самоконтроль готовности к уроку. | Приветствуют учителя. Определяют готовность к уроку. | |
2. | Актуализация знаний. | - Сегодня на очередном заседании научно - исследовательского клуба «Природа и мы» вас ждут большие и маленькие открытия, вы узнаете много нового и интересного. - Скажите, пожалуйста, над какой большой темой мы сейчас работаем? (Родной край – часть большой страны) - Пожалуйста, найдите и покажите наш край на карте Задаёт вопросы по повторению изученного материала, необходимого для открытия нового знания. | Отвечают на вопросы учителя, обосновывают свои ответы, определяют местоположение родного края, оценивают ответы одноклассников. | |
3. | Постановка учебной задачи. Формулирование темы урока. | - Сегодня нам предстоит открыть новые тайны нашего края, а какие догадаетесь сами. Закройте глаза, расслабьтесь и послушайте. После того как прекратятся звуки, вы откройте глаза, и скажите, где кто из вас побывал. | Слушают аудиозапись «Звуки леса» | Слайд № 2. |
- Где, ребята, вы побывали за этот короткий промежуток времени? | Высказывают своё мнение, обосновывают. | |||
- А что вам указывало на то, что вы должны оказаться именно в этом месте? | ||||
- Что такое ЛЕС? (Лес – целый мир, в котором обитают множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана. Многое мы видим, но еще больше скрыто от наших глаз) | ||||
– Предположите, какая будет тема нашего урока? | Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока. | Слайд № 3. | ||
- Как вы считаете, какие задачи стоят перед нами? | Высказывают свои предположения. | |||
- Что мы должны узнать о лесе? | ||||
- А скажите, вам известно? (на доске вывешиваются вопросы) Вопрос №1 Почему растения в лесу не мешают расти друг другу? Вопрос №2 Как уживаются все животные леса? Вопрос №3 Чем для животных является лес? Вопрос №4 Зачем в лесу растут грибы? Вопрос №5 Что такое лесная подстилка? Озвучивает тему и цели урока. | ||||
4. | Открытие учащимися новых знаний. | - Сегодня в результате нашего заседания мы должны ответить на вопрос: Что же нужно для благоприятного существования леса как природного сообщества? - «Природное сообщество» - это экологическое понятие. - Что такое экология? (Экология – это слово произошло от двух слов: «БИОС» - жизнь, «ЛОГОС» - наука. Наука экология изучает взаимоотношения организмов со средой обитания). | Отвечают на вопросы учителя, обосновывают свои ответы. | Слайд № 4. |
- А как вы понимаете слова «природное сообщество»? - Найдите в словаре Ожегова толкование слова СООБЩЕСТВО. (СООБЩЕСТВО - группа растительных или животных организмов, живущих вместе.) | Отвечают на вопрос учителя, обосновывают свой ответ. Работают со словарём Ожегова. | |||
Обобщает ответы детей и нацеливает учащихся на получение новых знаний. - В природном сообществе все организмы живут «сообща», совместно. Это значит, что они тесно связаны между собой и приспособлены к совместной жизни. - Давайте в этом разберёмся. Моими помощниками будете вы. Каждая группа дома работала над определённой темой. Давайте узнаем, какие интересные сведения они узнали о лесе нашего края. - Слово для выступления предоставляется «биологам». Они расскажут о растительном мире леса. | Ученики представляют проект «Растительный мир лесов». Оценивают выступление. | Слайд № 5. ( двойной щелчок) | ||
5. | Первичное закрепление. Творческая работа. | Формулирует задание, организует работу в группах . - Биологи приготовили вам задание. ( Задание № 1. Приложение 1.) ЗАДАНИЕ №1 (работа с гербарием) - Рассмотрите растения леса: сосна, ель, липа, орешник, кислица, рябина, брусника, копытень, папоротник, кладония и распределите карточки с растениями соблюдая ярусы леса. -Почему растения не мешают в лесу расти друг другу? (Многоярусность растений леса помогает всем растениям жить не мешая друг другу) | Отвечают на вопрос учителя, работают с гербарием, фотографиями растений, атласами – определителями, проверяют свою работу | Слайд № 6. |
5. | Физкультминутка. | «По малину в лес пойдём» | Слушают аудиозапись « По малину в лес пойдём» Выполняют движения, имитируя слова песни. | Слайд № 7. |
6. | Продолжение работы над темой | - Слово для выступления предоставляется «зоологам». - Они расскажут о разнообразии животных леса. Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников. | Ученики представляют проекты «Животный мир леса»,
«Звери леса», «Птицы и насекомые леса» Оценивают выступление | Слайд № 8 (двойной щелчок), Слайд № 9 (двойной щелчок),
Слайд № 10 (двойной щелчок). |
7. | Первичное закрепление. Формирование критического мышления. | Формулирует задание, организует работу в группах. - Зоологи приготовили для вас задание. ( Задание № 2. Приложение 2.) (ЗАДАНИЕ № 2 Составьте все цепи питания) - Могут ли растения жить без животных, а животные без растений? | Отвечают на вопрос учителя, составляют цепи питания, проверяют и оценивают свою работу. | Слайд 11 |
8. | Продолжение работы над темой | Побуждает детей на работу, формулирует задание. Дополняет ответы детей. - Хорошо в лесу в любое время года, а особенно летом. Закройте глаза и представьте, что вы снова в лесу. Что лежит у вас под ногами? (Старые листья, сквозь них пробивается трава. Остатки старой травы, сухие веточки). -Ученые называют это лесной подстилкой. - Сегодня впервые на нашем заседании «МИКОЛОГИ» (Микология — наука о грибах, а микологи изучают грибы), они расскажут нам о том - Нужны ли лесу грибы и лесная подстилка? | Отвечают на вопрос учителя, презентуют свою работу. «Нужны ли лесу грибы и лесная подстилка?» Оценивают выступление. | Слайд № 12. Слайд № 13 (двойной щелчок). |
9. | Первичное закрепление. | - Какое значение для леса имеют грибы? ( лекарство и пища животных, помощь растениям в получении солей из почвы, участвуют в разложении растительных остатков) | Формулируют вывод. | Слайд 14. |
10. | Игра « Наберите грибов» | - Предлагаю отправиться в лес за грибами (по классу развешаны съедобные и несъедобные грибы) - Ваша задача срезать 1 гриб. - Почему срезать, а не сорвать? (Чтобы не повредить грибницу) | Отвечают на вопросы учителя, перемещаются по классу и снимают со стен класса рисунки грибов. | |
- Какие грибы вы набрали? | ||||
- Какие грибы остались расти? | ||||
11. | Продолжение работы. | - А сейчас стоит поговорить об экологических проблемах. Узнать их вы сможете, из стихотворений которые приготовили «Экологи» | Ученики читают стихотворение, презентуют свою работу. 1. Плакала Саша, как лес вырубали, Ей и теперь его жалко до слёз. Сколько тут было кудрявых берёз! (вырубка лесов) 2. Забывчивый охотник на привале Не заметал, не растоптал костра. Он в лес ушёл, а ветки догорали И нехотя чадили до утра… (пожар в лесу) 3. Что бы было равновесие надо с вами, нам, друзья не выбрасывать отходы и не загрязнять моря. (загрязнение водоемов и лесных насаждений) 4. Сквозь дым фабрик и заводов, Нам трудно разглядеть. Все те страданья, Что Земле приходится терпеть. (загрязнение воздуха) 5. Слышишь выстрелы в лесу? Целый день стреляет. Из ружья убил лису, а зачем - не знает. (браконьерство) | Слайд № 15 (двойной щелчок). |
- А как мы можем помочь лесу? Побуждает детей к высказыванию своего мнения, дополняет. | Обсуждают прослушанное стихотворение, делятся мнениями. | |||
12. | Включение в систему знаний. | – Мы искали ответ на вопрос: Что же нужно для благоприятного существования леса как природного сообщества? - Как бы вы теперь ответили на этот вопрос? | Высказывают своё мнение. | |
Составление СИНКВЕЙНОВ (групповая работа Приложение 3).
Организует работу в группах, оказывает помощь в составлении синквейнов. | Работают в группах. | |||
11. | Рефлексия. | – Что нового и интересного вы узнали на уроке - Хотелось бы вам ещё что-то узнать о лесе? - Что понравилось больше всего на уроке? - О чём необходимо помнить всегда? Для благоприятного существования леса как природного сообщества важно то, чтобы в лесу были растения , животные, наличие грибов и микроорганизмов в лесной подстилке, а также сохранение экологического равновесия. Дерево, цветок, трава и птица Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни. М. М. Пришвин - Берегите не только редких животных и растения, но и всех остальных, ведь все животные и растения связаны между собой цепью питания. Поэтому, оберегая одних, вы часто помогаете другим. | Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили. | Слайд № 16 |
Учитель раздаёт детям ромашки и предлагает нарисовать ей лицо так, чтобы стало понятно состояние их души, сердца и мыслей на уроке. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. | Делают самооценку результатов своей деятельности на уроке. | Слайд № 17. |
Информационные ресурсы.
- Звуки Природы - Лес с сайта www.ololo.fm 3
- http://plus-music.org/ - «По малину в сад пойдем»
- http://photo.i.ua/user/ - Лесные звери
- https://yandex.ru/search/?text картинка леса
- https://yandex.ru/search/?text картинка малины
- http://www.bisound.com/ - фон слайдов
Приложение 1.
Задание №1.
Рассмотрите гербарий растений и распределите фотографии растений соблюдая ярусы леса.
РАСТЕНИЯ ЛЕСА | ||||
1 ярус | 2 ярус | 3 ярус | 4 ярус | 5 ярус |
|
Приложение 2.
Задание № 2. Составьте цепи питания
Приложение 3.
СИНКВЕЙН
- Ключевое слово
- Два прилагательных, подходящих к ключевому слову
- Три глагола
- Фраза из 4 слов со смыслом
- Вывод – резюме (синоним к ключевому слову)
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по окружающему миру "Жизнь леса. Лес – природное сообщество."
Урок по окружающему миру...
Урок окружающего мира по теме "Жизнь леса. Лес - природное сообщество" 4 класс
Урок по теме "Лес - природное сообщество"...
Урок окружающего мира "Жизнь леса. Лес - природное сообщество"
Материал открытого урока окружающего мира (4 класс. УМК "Школа России")...
Урок в 4 классе Жизнь леса. Лес – природное сообщество.
Урок по окружающему миру в 4 классе. Тема "Лес-природное сообщество". В основе урока лежит групповая работа....
Урок по окружающему миру 4 класс. Жизнь леса. Лес природное сообщество.
Цели урока: сформировать представления учащихся о лесе, как о природном сообществе, ознакомить с разнообразием лесных обитателей, развивать познавательную активность детей, умение использовать в...
Конспект урока "Жизнь леса. Лес - природное сообщество"
Конспект урока "Жизнь леса. Лес - природное сообщество"...
Конспект урока окружающего мира в 4 классе на тему "Жизнь леса. Лес - природное сообщество"
Конспект урока окружающего мира по программе "Школа России"...