Технологическая карта урока "Жизнь леса" УМК "Школа России" 4 класс
учебно-методический материал по окружающему миру (4 класс) на тему

Бильдина Ирина Германовна

Технологическая карта урока предназначена для проведения урока окружающего мира УМК "Школа России" в 4 классе. Урок направлен на изучение детьми природного сообщества "лес", как комплекса обитающих совместно организмов, развитие познавательной активности учащихся, умение работать в группе,умение наблюдать и анализировать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_zhizn_lesa_4_klass.docx28.87 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет

Окружающий мир

Класс

4»А»

Тема урока

Жизнь леса

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Получат возможность научиться работать с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира

Овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Имеют ответственное отношение к учебе, проявлять готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Условия реализации урока

Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет)

Учебная литература

Методические ресурсы  (методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии)

Оборудование

А. А.Плешаков, Е. А. Крючкова «Окружающий мир» 4 класс. Печатная тетрадь к учебнику.

Печатная тетрадь «Тесты» к учебнику.

Печатная тетрадь «Проверим себя» к учебнику.

Рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику А.А. Плешакова и Е.А. Крючковой «Окружающий мир»

Компьютер, мини – проекты, листы самооценки, информация о лесных растениях и обитателях леса.

Основные понятия

Природное сообщество, ярусность леса, лесная подстилка.

Форма проведения урока

Исследовательская, фронтальная, индивидуальная, коллективная.

Этап урока

(название, время, цели)

Деятельность

учителя

Задания для обучающихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания.

-Приведите примеры различных типов почв –

-Какие почвы в нашем крае?

-Какая  почва самая плодородная?

- Почему нужно бережно относиться к почве?

- Как нужно охранять почвы?

  .Выполнение теста  «Земля - кормилица».

(Слайд).

Выполняют тест.

Проверяют правильность ответов Самооценка.

Формулировать выводы.

Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Личностные: понимают значение знаний для человека, имеют желание учиться.

II. Мотивация учебной деятельности.

Постановка учебной задачи

Определение темы урока. Стихотворение:

Спасибо лес тебе за всё:

За тишину уединенья,

За россыпь птичьих голосов

И теплоту прикосновенья.

За воздух, что пахуч, как мёд,

За аромат полян цветущих, За всё живое, что живёт,

За всех свистящих и ползущих.

- Мы много раз говорили  о лесе, о его растениях и его обитателях.

-Что бы вы хотели узнать нового о лесе?

 Чтение стихотворения.

-Как лес живёт.

Слушание.

Формулируют тему и задачи урока.

Рассказывать о животных и растениях леса, характеризовать лесное сообщество, выявлять экологические связи в лесу. Формулировать выводы.

Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию. 

Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения.

Регулятивные: ориентируются в учебнике, контролируют учебные действия.

Коммуникативные: формулируют и аргументируют своё мнение. учитывают разные мнения.

III. Решение учебной задачи (проблемной задачи)

Подготовка к работе групп

Работа в группах.

Защита - мини проектов

Продолжение защиты - мини проектов

Первичное закрепление

-Говорить о лесе мы будем на примере лесов Курской области.

-Что такое лес?

-Как вы считаете, много ли лесов в Курской области?

-Почему?

-Чтобы выполнить ваши цели, я вам предлагаю работу в группах.

- Выполните задания, предложенные вам. Итогом работы должен стать мини – проект, который вы защитите.

-Ваши мини – проекты будут частью большого проекта и итогом урока.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

-Как вы считаете, одинаково ли располагаются в лесу растения?

-Все растения, которые образуют лес, располагаются ступенями, или, как их называют в науке, ярусами.

-Третий ярус делится на несколько частей, об этом вы будете говорить в старших классах, а о лесной подстилке вы прочитаете в учебнике. Это будет самостоятельная часть вашего домашнего задания.

-Только ли растения живут в лесу?

-Вот что говорит об этом известный вам по книгам писатель – натуралист М. Пришвин:

   У  птиц и  зверьков в  лесу есть свои этажи:  мышки живут в корнях - в самом  низу; разные птички,  вроде соловья,  вьют  свои  гнездышки прямо на земле; дрозды - еще повыше, на кустарниках;  дятел, синички, совы – еще повыше;   на  разной высоте по  стволу дерева и  на  самом верху селятся хищники: ястребы и орлы.

 У них, у зверушек и птиц,  с этажами не  как  у  нас  в  небоскребах:  у  нас  всегда можно с  кем-нибудь перемениться.

 У них каждая порода  живет непременно в своем этаже.

-В любом природном сообществе складываются пищевые цепочки.

-Ответить на вопросы.

Лес – это обширная территория, покрытая деревьями и кустарником.

- Лесов в области не много.

Курская область находится в лесостепной зоне. В основном это лиственные леса.

(Слайд).

-Нарисовать заголовок. Разрезать карточки и приклеить названия. Найти лишние объекты.

-Одни выше, другие ниже.

(Слайд).

(Слайд).

(Слайд).

(Слайд).

Слушание

Делают вывод:

Лес – природное сообщество, потому что всё в нем приспособилось к определённым условиям окружающей среды.

- Попробуйте составить свои пищевые цепочки.

(Слайд)  

-Откройте тетради «Проверим себя» стр. 45. Выполните задание № 2.

1. Принимают участие в диалоге.

2.Работают в группах. Оценивают свою работу в листах самооценки.

 

3. Отвечают на вопросы.

4. Защита мини проектов.

1 ярус – деревья

2 ярус – подлесок

3 ярус – травяной покров

4.Делают вывод:

-Все живут вместе.

Это сообщество.

5. Защита мини проектов.

Животные

Птицы и насекомые.

6. Ответы обучающихся.

7.Самостоятельная работа.

8.Выполнение заданий.

Взаимопроверка.

Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование структурирование знаний, осознанно строят речевое высказывание.

Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения, ориентируются в учебнике. Замечают допущенные ошибки.

Личностные: осознают ответственность за общее дело, оценивают усваиваемое содержание.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, могут работать в коллективе и в паре, уважают мнение других участников образовательного процесса.

IV. Рефлексия деятельности (итог урока)

-На доске у нас появился проект.

Как видно, всё в лесу взаимосвязано, т.к. это сообщество.

В сообществе постоянно происходит обмен информацией.

-К сожалению человек, плохо понимает эту информацию и делает много ошибок и главная из них – уничтожение леса.

-Что же необходимо делать, чтобы леса радовали нас?

-.Какие задачи мы ставили перед собой? Давайте оценим себя и своих товарищей.

1.Отвечают на вопросы.

(Слайд)  

Мне было интересно и понятно…

Я понял ,но не всё…

Я ничего не понял…

Обучающие дают ответы по запрещающим знакам «Береги лес».

Заполняют листы самооценки

Дают ответы на вопросы

Регулятивные: осуществляют поиск средств достижения поставленных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Технологическая карта урока для 3 класса. Сочинение по сюжетным картинкам с использованием ТРКМ

Технологическая карта по русскому языку для 3 класса помогает провести урок написания сочинения по сюжетным картинкам с использованием теории развития критического мышления....

Технологическая карта урока технологии "Эмблема класса" 4 класс

Технологическая карта урока технологии "Эмблема класса" 4 класс.Цель урока: формирование ценностного отношения к искусству и творческого мышления учеников через осмысление символического хар...

Технологическая карта урока математики 1 класс «Выражение». (1 урок) +1 класс ПРЕЗЕНТАЦИЯ тема: Выражения

Технологическая карта урока математики 1 класс «Начальная школа 21века»...

Технологическая карта урока в 4 классе "Великие изобретения на карте Великобритании"

На уроке у карты Великобритании дети знакомятся с открытиями, сделанными британскими учеными в разное время...

Технологическая карта урока в 4 классе "Великие изобретения на карте Великобритании"

На уроке учащиеся около карты Великобритании рассматривают где и когда жили великие изобритатели Великобритании в разное время...

Технологическая карта урока "ОРКСЭ" - 4 класс. (УМК: «Основы религиозных культур и светской этики» 4 класс, А. И Шемшурина. М : Просвещение, 2014)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений у обучающихся о нравственной отвественности человека за свои поступки.Задачи урока:Дидактические1. Познакомить обу...