Конспект урока окружающий мир
план-конспект урока (окружающий мир, 2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МОУ «СОШ п.Горный Краснопартизанского района Саратовской области»
Тема урока:
«Будь природе другом»
Окружающий мир 2 класс
Учитель начальных классов
МОУ «СОШ п.Горный»
Драгунов А.М.
Тип урока:
по дидактической цели: комбинированный;
по характеру познавательной деятельности: репродуктивный с элементами объяснительно-иллюстративного и частично-поискового с применением ИКТ.
Цели урока:
- познакомить с Красной книгой;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
Красная книга.
Компьютер, экран, медиа-проектор.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Учитель:
- А сейчас проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Ученики:
- Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
2.Сообщение темы и целей урока.
Тема нашего урока (чтение со слайда –« Будь природе другом»)
- Ребята, послушаем музыку (слушаем музыку). Какая прозвучала музыка по своему характеру? (Тревожная) Вот и урок у нас с вами будет тревожный. Давайте попробуем подобрать синонимы к слову «тревога». (Беспокойство) Правильно. Беспокойство за ….(запись на доске). А вот за что, вы мне ответите в конце урока.
- Посмотрите на экран. Какой это цвет и что он обозначает?
- Жёлтый. Солнышко. Жизнь.
- Смотрим на экран.
-Голубой. Вода. Жизнь.
- Следующий слайд.
- Зелёный. Растения. Жизнь.
- Следующий слайд.
- Красный. Огонь. Тревога.
- Как вы думаете, что сигнализирует красный цвет? (сигнал тревоги, опасности, предупреждения).
- Он, как красный сигнал светофора, предупреждает: «Осторожно! Может случиться беда».
- В этой книге перечислены животные и растения, которые могут безвозвратно исчезнуть. И, если мы не защитим растения и животных, попавших в Красную книгу, они погибнут.
- Спасение их невозможно без специальных мер: запрета охоты, охраны в заповедниках, заботы об их размножении.
3. Знакомство с животными и растениями Красной книги.
- На нашей планете существовало много разных видов животных и растений. И людям казалось, что они всегда будут жить и расти. Они использовали растения для своих нужд, безжалостно уничтожали животных. И пришло время, когда ученые забили тревогу: некоторые виды растений и животных исчезли бесследно. Никто и ничто уже не вернет их. Некоторые виды растений и животных стоят на грани исчезновения. Поэтому наступила необходимость создать документ, который бы смог остановить человечество от бездушного уничтожения живой природы, самоуничтожения. И была создана Международная Красная книга (показ), тревожная книга, куда занесли исчезающие виды животных и растений. Истребление животных и растений, занесенных в Красную книгу, преследуется законом. Впоследствии была создана Красная книга России и других стран.
- Давайте познакомимся с некоторыми редкими животными, которые занесены в Красную книгу.
1.Учебник с. 82 – чтение хорошо читающими детьми:
-Венерин башмачок;
- Лотос;
- Женьшень;
- Дровосек реликтовый;
- Белый журавль (стерх);
- Зубр.
- Почему некоторых животных остаётся очень мало на земле или они совсем исчезают?
- Люди думали, что природа неисчерпаема, сколько бы не брать у неё, всё снова само собой восстановится. И просчитались.
- Некоторых животных совсем истребили, а некоторые находятся под угрозой исчезновения. Это означает, что их мало, они тоже могут погибнуть, если их не охранять, не помогать им.
- В начале века практически истребили таких огромных животных, как зубры. Они водились в лесах Белоруссии. Остались только звери, которые жили в зоопарках – 48 штук. Надо было срочно спасать зубров.
- Их выпустили в заповедник – Беловежскую пущу. Подкармливали зимой, следили, чтобы звери не болели, тщательно охраняли, особенно молодняк. Зубров спасли, но ведь прошло около 80 лет.
- Угрозой является чрезмерная добыча животных, охота. Но есть ещё причина – разрушение мест обитания животных. Вот, например, через глухой лес прокладывают дорогу.
- Начинают лес вырубать, машины работают, грохочут, люди шумят. Звери, птицы пугаются, и им нужно куда-то уходить. Они могут не успеть и детёнышей вывести.
- Таким образом, гибнут не только животные, но и растения.
4. Работа с учебником.
- Работаем с учебником.
На с. 82-85 вы самостоятельно дома ознакомитесь с редкими видами животных и растений, занесенных в Красную книгу России. Сейчас работаем на с.86. прочитайте название статьи. Будь природе другом! Какое это предложение по цели высказывания? (Побудительное) К чему оно нас побуждает?
Работа по рисункам и правилам.
- Вспомним, почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек?Почему в лесу нужно соблюдать тишину? (Ответы учащихся)
-Прочитаем задание на с.86. Расскажите. (Ответы учащихся)
-Читаем следующее задание. Читаем правила и рассматриваем экологические знаки. А сейчас проверим ваше домашнее задание. Каждый из вас сейчас выйдет, покажет свой знак и прочитает своё правило. (Ответы учащихся).
- Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием.
5. Обобщение.
- В нашей стране Красная книга вышла в 1978 году. Она называлась Красная книга СССР. Сначала все сведения о редких и исчезающих видах животных и растений уместились в одном томе. Но позже выяснилось, что в защите нуждается большее число видов.
- Поэтому второе издание Красной книги СССР вышло в 1984 году в двух томах. В них о каждом животном и растении кратко, но точно сказано всё: насколько бедственно его положение, в каких краях встречается, в каких лесах обитает, по каким причинам исчезает. Но главное, что надо сделать, чтобы уберечь от вымирания.
6. Будьте природе другом – беседа.
-Ребята, я для вас приготовил очень интересные научные и художественные книги. (Рассматривание и краткая характеристика книг) Эти книги вы можете взять и прочитать в школьной и сельской библиотеке. Надеюсь, что они вас заинтересовали.
- Сейчас мы говорили о том, что охрана растений и животных – проблема государственная. А мы с вами можем ли помочь природе, стать другом?
1. Чтение на с.87 учебника правил поведения в природе.
7.Проверка домашнего задания.
- Дома вы готовили сообщения о животных и растениях Красной книги. Пожалуйста, расскажите о них одноклассникам.
8. Итог
А теперь выполним последнее наше задание. Выберете нужное слово или словосочетание и подставим в предложение на слайде. (Ответы учащихся)
-Ребята, а кем вы хотите стать? (Ответы учащихся). Кем бы вы ни стали, помните, что благосостояние нашей страны напрямую зависит от вашего отношения к природе. Сохраните богатства Родины – будете богаты и вы. Не сохраните – будите жить в бедности. Наш урок мне хочется завершить словами русского писателя М.М Пришвина: « Мы хозяева нашей РОДИНЫ, и она для нас кладовая солнца с великим сокровищем жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разных ценные животные – будем охранять леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверям - лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять родину».
- Что нового вы узнали на уроке?
- Какое правило поведения в лесу вывели для себя?
9. Домашнее задание.
С.82-89 прочитать, ответить на вопросы, с. 90-91 пересказ, Р.т. с.33-35
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
Конспект урока окружающего мира .Учебник. Н.Ф.Виноградова Окружающий мир. Учебник для 3 класса.-М., « Ветана – Граф», 2009.
Урок построен на основе системно-деятельностного подхода. На уроке применяются;различные формы работы :фронтальная , индивидуально-самостоятельная, групповая , поисково-исследовательская. В заключении...
Конспект урока окружающего мира «Окна в окружающий мир. Многогранный мир чувств»
Одним из важных условий достижения целей урока окружающего мира в современной школе является развитие аналитической мыслительной деятельности учащихся. Наглядным примером реализации этой цели служат у...
Конспект урока окружающего мира в 1 классе по учебнику А.А Плешакова «Окружающий мир» (УМК «Перспектива») "Мы помним наших земляков"
Цели урока: формирование у учащихся знаний о знаменитых земляках, представлений о формах увековечивания памяти о соотечественниках в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценн...
План-конспект урока окружающего мира 2 класс УМК «Перспектива». Учебник «Окружающий мир» Авторы: А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая. Тема: «Старинная женская работа»
Тема урока: «Старинная женская работа» ...
Конспект урока и презентация "Как учили школьников на Руси" план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме
Урок-исследование предполагает постановку проблемы, составление плана и проведение исследования через наблюдение, работу с книгой, проведение "эксперимента", обращение к другим людям и использование м...