Краеведение в начальной школе.
статья по окружающему миру по теме
Краеведение в начальной школе. Город Тула.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_sistemy_opyta_raboty.docx | 508.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание системы опыта работы по теме:
«Краеведение - важнейшее средство обучения и воспитания»
«Вселенский опыт говорит,
что погибают царства
не оттого, что тяжек быт
или страшны мытарства.
А погибают оттого
(и тем больней, чем дольше)
Что люди царства своего
не уважают больше»
(Булат Окуджава)
- Актуальность опыта.
В Федеральных государственных стандартах второго поколения содержится описание портрета будущего выпускника: «Выпускник будущего это патриот, носитель ценностей гражданского общества, осознающий свою сопричастность с судьбой Родины»
На мой взгляд, самоидентификация ребёнка как патриота должна начинаться с осознания себя частью своей малой родины.
Изучение краеведения воспитывает стремление быть полезным своему родному городу, месту, где родился и вырос, становится фундаментом, на котором можно воспитать гордость за свою страну, свой край и стремление активно участвовать в общественных процессах.
Кроме того, обращаясь к истокам местных традиций, изучая особенности народной культуры своего края, историю своей семьи, ребёнок получает неповторимый чувственный опыт позволяющий осуществлять личностное развитие и саморазвитие.
Местный материал доступен учащимся для освоения, позволяет на конкретных примерах объяснить достижения всего человечества, раскрыть преемственность в культурных традициях и определить место своего края в отечественной и мировой истории.
Учащиеся, познающие новые, неизвестные для них страницы истории своей малой родины чувствуют себя первооткрывателями. Так воспитывается гражданственность, чувство собственной значимости.
Краеведческая работа расширяет у детей кругозор, развивает детское словесное и изобразительное творчество.
- Условия формирования опыта.
Все мы знаем пословицы «Велик белый свет, да теплее своего края нет», «Родной дом дороже золота», «В своем краю и вода слаще» - эти мудрые слова, ставшие пословицами и поговорками, не требуют доказательств. Они были нравственным мерилом, образом жизни наших предков.
А что эти слова значат для наших учащихся? С этим вопросом я обратилась к моим ученикам. Ответы, которые я получила (это интересно; это важно знать, чтобы уважать историю предков; всегда интересно, откуда ты родом; не зная истории родного края нельзя считать себя культурным человеком), позволили мне сделать вывод: ребятам это интересно.
В это же время в 2006 году мне в руки попали замечательные учебники по курсу «Мой город» авторов Е.В.Пристягиной, Г.А.Тенцер (Тула: «Борус», 2005 – 2006). Я сразу же начала проводить интегрированные уроки. Интеграция краеведения в изучение предметов общеобразовательного цикла - важный фактор воспитания сознательного гражданина и патриота.
Выбирая формы, методы и способы проведения интегрированных занятий, я
пришла к выводу о необходимости поэтапной работы в процессе изучения краеведения в соответствии с возрастными и познавательными особенностями развития младших школьников.
Мною была разработана рабочая программа по курсу «Мой город» для 2 – 4 классов начальной школы (2008 год), по которой стали работать все учителя школы (Приложение № 1). Исходя из данной программы на изучение курса отводился 1 час в неделю (34 часа в год).
Когда мои ученики перешли в четвертый класс, я столкнулась с очередной проблемой: пятая книга из серии «Мой город» - «Жемчужины Тульского края» так и не была издана. В течение учебного года мною были разработаны методические рекомендации к урокам с использованием мультимедийных пособий (Приложение № 2).
В 2011 году я набрала первый класс и стала работать по новым образовательным стандартам. Я понимала, что современное образование невозможно без вовлечения учащихся в исследовательскую работу, в проектную деятельность. Навыки поиска информации и эффективного использования ее для решения поставленных задач лучше осваиваются в ходе проектно-исследовательской деятельности. Я эту работу стала вести в кружке «Я - исследователь», главными темами которого является краеведение.
Развитие работы по краеведению — это задача федерального масштаба, важная и для всей России, и для любого уголка нашей Родины. Она наиболее эффективна, если организована как целостная система. Ее успех зависит от заинтересованности педагога и учащихся. Изучением краеведения я занимаюсь не только на уроках, но и во внеклассной работе в исследовательском кружке. Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению города, окружающего ребенка макромира, создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения, что составляет базу для духовно – ценностного и гражданского воспитания.
- Теоретическая база опыта.
Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися под руководством учителя в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края. Краеведение развивает у учащихся наблюдательность, мышление, воспитывает волю. При изучении родного края у учащихся формируются правильные представления о многих объектах, явлениях и процессах, которые, в свою очередь, служат основой для понятий. Благодаря краеведению решается важная педагогическая проблема – соединение обучения с жизнью. Краеведение – одно из средств осуществления межпредметных связей в преподавании различных школьных дисциплин. Использование учителем в ходе урока краеведческого материала значительно активизирует деятельность учащихся. И самое главное – краеведение решает основную воспитательную задачу - вырастить добрых, порядочных, честных людей, любящих свою Родину, и готовых приносить ей пользу.
Я определила для себя, как педагога, цель - организация урочной и внеурочной деятельности учащихся начальных классов по нравственно-патриотическому воспитанию средствами краеведения.
Объяснить детям, почему они должны быть патриотами своей Родины — сложно. Возможности краеведения позволяют привить учащимся важнейшие нормы человеческой жизни.
На краеведческих занятиях становится понятно, почему мы должны беречь природу и окружающую среду; сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений; беречь памятники истории и культуры; относиться друг к другу гуманно, стараться понять и принять каждого живущего рядом.
Краеведение дает возможность показать детям, что история родного края не безлика, что она рассказывает о людях живущих рядом или о родственниках. А раз ты связан с этими людьми местом проживания, значит ты - их историческое продолжение, значит ты - частица истории края, частица истории страны.
Кроме того, посредством краеведения школьникам дается представление о событиях современности, их специфике, основанной на особом прошлом нашего края и индивидуальности его развития.
Краеведение помогает формировать у ребят понятия о единстве «природы-человека-общества». На занятиях учащимся наглядно раскрывается роль человека во взаимодействии с природой, даются конкретные примеры её изменений.
Краеведение воспитывает творческую инициативу учащихся, их самостоятельность в выполнении различных заданий. Ведь местный материал доступен для ребенка, а значит, каждый может сделать свое собственное открытие, т. е. почувствовать себя причастным к истории.
Методологическая база краеведческой работы:
- системно-деятельностный подход к обучению (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, П.Я.Гальперин);
- компетентностный подход (ФГОС второго поколения);
- проблемно-ориентированное развивающее образование (Л.В.Занков);
- личностно-ориентированное развивающее образование (В.Д.Шадриков, В.И.Слободчиков, И.С.Якиманская).
Система краеведческой работы в начальных классах школы.
Цель - развитие у учащихся интереса к природе, истории и культуре родного края, воспитание любви и уважения к своей малой родине как части огромной России.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
- Ознакомление с первоначальными сведениями о природе, культуре, истории родного края;
- Воспитание патриотизма, уважения к историческому наследию, гуманного отношения ко всему окружающему;
- Формирование важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, а также гражданской, познавательной, творческой активности и социально значимых качеств;
- Воспитание у учащихся чувства уважения к делам и трудам наших современников, гордость за успехи и достижения земляков;
- Развитие умения самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений и грамотно её оформлять.
Составляющие моей работы:
- региональный краеведческий компонент «Введение изучения родного края» на уроках литературного чтения, окружающего мира, технологии и ИЗО;
- авторские программы внеурочной деятельности «Знакомство с Тулой», «Тайны Тульского кремля», «Духовные богатства города», «Жемчужины Тульского края»;
- краеведческий компонент во внеклассной работе.
Содержание краеведческого компонента во внеклассной работе:
- организация внеклассных мероприятий в школе на местном краеведческом материале с целью расширения знаний учащихся об особенностях и традициях Тульской земли;
- знакомство со знаменитыми людьми, здесь живущими;
- знакомство с памятными местами Тулы и области, ее историческим «наследием» на экскурсиях. Экскурсионная программа начинается с первого класса и поэтому планирование этой работы идет из расчета времени с первого по четвертый класс.
- Результативность опыта.
В результате краеведческой работы учащиеся стали больше интересоваться историей и культурой нашего города и области. Выросла активность школьников. Мои воспитанники – постоянные участники и победители школьных, районных и городских мероприятий:
2008 – 2009 учебный год
- Всероссийский конкурс «Придумай сказку», посвящённый 130-летию со дня рождения П.Бажова: Сидорова Надежда (2 В класс) – участник конкурса. Название работы: «Новогодняя сказка или зима в Кимовске» (Приложение № 3).
2009 – 2010 учебный год
- Городская краеведческая игра-путешествие «Тайны Тульского кремля»: команда 3 В класса – победитель игры.
2010 – 2011 учебный год
- Районная викторина «Знаешь ли ты свой город»: Сидорова Надежда (4 В класс)- III место (Приложение № 4);
- Городские Болотовские научные чтения детей младшего школьного возраста: Елисеева Полина (4 В класс) – I место (Приложение № 5);
- Городской краеведческий конкурс «Юные знатоки Тулы»: команда 4 В класса – II место (Приложение № 6);
2011 – 2012 учебный год
- Районный конкурс по созданию эмблемы, посвященный 70-летию обороны города Тулы: Миронов Герман (1 Г класс) – участник конкурса.
Открытые уроки и мероприятия:
- Открытый урок краеведения для учителей школы по теме: «Знакомство с Тулой. Обобщение» (Приложение № 7) (2008 – 2009 уч. год);
- Участие во Втором открытом профессиональном конкурсе педагогов «Мультимедиаурок в современной школе» и публикация образовательного материала «Интегрированный урок окружающего мира и истории в 4 классе по теме: «Родной край – часть большой страны. Наш край. Знакомство с Тулой» в Интернете, по адресу www/edu-reforma.ru (2009 – 2010 уч. год);
- Открытый урок краеведения для учителей города в рамках муниципального конкурса «Школа наш общий дом» по теме: «Музеи-усадьбы Тульской области» (Приложение № 8) (2010-2011 уч. год);
- Проведение мастер-класса в рамках районного семинара по теме «Организация внеучебной (внеурочной) деятельности при введении ФГОС НОО» (Приложение № 9) (2011-2012 уч. год).
Оценка моей работы
Всего этого нельзя достичь в ходе проведения отдельных, разовых мероприятий, это является результатом системной краеведческой работы, опытом которой я делюсь с учителями на семинарах, конференциях собственном сайте.
В заключении позволю себе напомнить замечательные слова известного русского ученого Д.С. Лихачева:
«Краеведение учит людей не только любить свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это - самый массовый вид науки».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изучение краеведения в начальной школе
Изучение краеведческого материала в начальной школе имеет большое значение. Прийдя в школу, малыши должны многое познать. И познание мира начинается с изучения родного края, края, в котором человек ро...
Проект внеклассного мероприятия по краеведению в начальной школе Звездный час Растения и животные Кировской области
Проект с презентацией содержит практическую помощь учителю в проведении занятия по краеведению «Растения и животные Кировской области» (или любого другого района России, находящегося в одной при...
"Говорят старожилы..." Краеведение в начальной школе.
Материал посвящается к 65 годовщине Великой Отечественной войне. Дети войны они рано и быстро взрослели. И именно эта доля выпала на непростую судьбу этого удивительного человека....
Реализация учёта национальных, региональных и этнокультурных особенностей через литературное краеведение в начальной школе
В статье рассматриваются возможности для обеспечения учета НРЭО на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности через использование комплекса методических и дидактических...
К вопрсам экологического воспитания и краеведения в начальной школе.
В статье приводятся примеры, как можно при итегрировании рассмаривать вопросы краеведения и экологические вопросы с учениками начальной школы....
краеведение в начальной школе
календарно-тематическое планирование по краеведению во 2 классе...
Программа по Краеведению для начальной школы.
«В природе все одно с другим связано, и нет в ней ничего случайного. И если выйдет случайное явление – ищи в нем руку человека» Михаил Пришвин...