краеведение в начальной школе
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) по теме
календарно-тематическое планирование по краеведению во 2 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya_moego_doma._poyasnitelnaya_zapiska.docx | 34.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к курсу «Окружающий мир»
Часть 1 «Растительный мир Алтайского края»
Часть 2 « Животный мир Алтайского края»
Программа предназначена для учащихся 2 класса
Срок реализации программы: 01.09.2012 – 31.05.2013
Программа реализуется в МБОУ «СОШ № 111»
Программа кружка «Окружающий мир» разработана для реализации внеурочной деятельности обучающихся второго класса.
Основная цель программы: сформировать знания детей о животном и растительном мире Алтайского края, где они родились и живут.
Программа решает следующие задачи:
1.Формирование знаний учащихся об особенностях растительного мира своего края.
2.Формирование знаний о животном мире края, в котором они живут.
3.Развитие у учащихся любознательности и познавательного интереса.
4.Воспитание чувства уважения за природные богатство своего края.
5.Воспитание бережного отношения к живой природе нашего края.
Программа построена с учетом возрастных особенностей второклассников, на основе принципа доступности и посильности изучаемого материала, на основе краеведческого принципа.
Работа курса проводится в двух направлениях: теоретическом и практическом. Эти направления реализуются через следующие виды работы с детьми: беседы, викторины, праздники, экскурсии, посещение музеев, библиотеки, целевые прогулки, творческая работа и другие.
Для занятий по программе во внеурочное время объединяются учащиеся, проявляющие интерес к родному городу.
Ценностные ориентиры программы: программа второго года обучения предполагает формирование понятий о природе своего края, воспитание любви к родному краю, в котором живёшь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (животный, растительный мир). Формирование готовности к активной природоохранной деятельности, т.е. обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках основного курса по окружающему миру, практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды; воспитание ответственного, бережного отношения к природе. Содержание занятий содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить растения и животных своего края); этики поведения в природе, взаимоотношений детей и взрослых к окружающей среде. При подготовке к урокам учитель предлагает детям заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие домашние животные живут в сельской местности, какие растения выращивают на огородах и в садах, полях. Дети рассказывают об этом всему классу, больше открываются друг другу. Данный прием способствует формированию у детей уважительного отношения к природе родного края.
Содержание программы
- Вводная беседа (1 час).
Знакомство с работой кружка. Экология - наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде.
- Растения нашего края (9 часов)
Природа моего края. Разнообразие и красота растений. Красота осенних деревьев. Наблюдения за изменениями в природе.
Деревья, кустарники, цветы, травянистые растения. Значение растений в жизни человека.
Хвойные и лиственные деревья. Разнообразие кустарников. Наиболее известные деревья и кустарники нашего края. Ядовитые кустарники. Польза деревьев и кустарников.
Многообразие растений луга и степей. Значение лугов и степей для человека. Природоохранные меры по сохранению лугов и степей. Охрана растений лугов и степей.
Жизнь в воде. Разнообразие растений водоёмов. Их приспособляемость к условиям обитания. Охрана растений водоёмов.
Наиболее распространенные деревья и кустарники парков и скверов. Зачем в городах создаются парки и скверы. Правила поведения в парках и скверах.
Разнообразие редких растений не занесенных в Красную книгу. Почему исчезают некоторые растения нашего края. Забота человека о редких растениях.
Правила поведения в природе. Бережное отношение к природе. Сохранение красоты и гармонии в природе. Красота и богатство родного края (беседа, просмотр книг, фотографий) Экскурсия в Институт им. Лисовенко.
- Знакомимся с растениями, которым угрожает исчезновение
(3 часа)
Разнообразие лекарственных растений. Правила и сроки сбора лекарственных растений. Забота человека о лекарственных растениях. Применение лекарственных растений.
Разнообразие растений. Красная книга растений. Необходимость сохранения видового многообразия растений. Причины занесения растений в Красную книгу.
Удивительные растения – первоцветы. Разнообразие их. Время появления первоцветов. Красота удивительных растений. Охрана первоцветов. Причины сокращения численности, необходимые меры их охраны
- Сельскохозяйственные растения моего края. (4 часа)
Растения сада, огорода, поля. Хлебные растения. Многообразие этих растений. Условия выращивания растений. Использование этих растений человеком. Польза растений. Уважительное отношение к хлебу.
5.Животный мир моего края (8 часов)
Многообразие животных, внешний вид, окраска, среда обитания. Правила безопасного поведения при встрече с разными животными.
Разнообразие диких животных. Наиболее распространенные дикие животные нашего края. Бережное отношение к животным и забота человека о них.
Разнообразие животных степей. Наиболее распространенные животные степей. Внешний вид, окраска, образ жизни.
Наиболее распространенные домашние животные моего края. Значение животных в жизни человека.
Разнообразие редких животных, не занесённых в Красную книгу. Почему исчезают некоторые животные нашего края. Забота человека о редких животных.
Разнообразие пресмыкающихся и земноводных. Почему земноводные любят селиться у воды? Чем полезны земноводные? Среда обитания пресмыкающихся. Чем похожи пресмыкающиеся на других животных.
Разнообразие насекомых моего края. Красота насекомых. Что умеют насекомые? Каких насекомых приручил человек? Польза и вред насекомых.
Красная книга животных. Животные родного края, занесённые в Красную книгу. Причины занесения животных в Красную книгу. Забота человека о сохранении многообразия животных.
- Птицы нашего края (6 часов)
Разнообразие зимующих птиц моего края. Помощь человека зимующим птицам. Изготовление кормушек для зимующих птиц, проекты кормушек.
Разнообразие птиц, живущих в моем крае. Размер, форма, окраска, среда обитания. Красота птиц. Чем полезны птицы природе и человеку. Каких птиц приручает человек? Правила поведения человека в природе.
Разнообразие перелетных птиц нашего края. Размеры, форма, окраска, среда обитания. Наиболее распространенные перелетные птицы.
Отличительные признаки кочующих птиц от оседлых. Как помочь перезимовать оседлым птицам? Разнообразие этих птиц.
Разнообразие птиц, занесенных в Красную книгу. Необходимость сохранения видового многообразия птиц. Причина занесения птиц в Красную книгу.
- Изучаем способы охраны природы (2 часа)
Мысленное путешествие по заповеднику родного края. ( в/фрагменты)
Экскурсия в музей педагогического университета.(Знакомство с разнообразием животного мира Алтайского края.)
- Подведение итогов (1 час)
Обобщение основных теоретических знаний и подведение итогов по практическим делам.
Планируемые результаты освоения к концу 2 класса:
1. Личностные результаты освоения предмета:
У учащихся будут сформированы:
- положительное отношение к природе родного края;
могут быть сформированы:
- умение признавать собственные ошибки,
- Умение слушать и слышать друг друга.
2. Метапредметные результаты освоения предмета:
2.1. Регулятивные универсальные учебные действия
Учащиеся научатся:
- понимать цель учебной деятельности,
- учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового материала;
- адекватно воспринимать указания на ошибки.
Учащиеся получат возможность научиться:
оценивать собственные успехи;
2.2. Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- осознавать учебно-познавательную задачу;
- осуществлять элементарный поиск информации, необходимой для проведения занятий,
- понимать полученную информацию;
Ученик получит возможность научиться:
- осмысливать цель чтения необходимых текстов;
- получать информацию из разных источников,
- участвовать в проектах, выполняемых в рамках внеурочного занятия.
2.3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- строить речевое высказывание в устной форме;
- аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы,
- осуществлять совместную деятельность в малых группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
- проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;
Ученик получит возможность научиться:
- проявлять инициативу в поиске информации для выполнения коллективной работы,
- уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела.
- участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации).
3. Предметные результаты освоения программы
Ученик 2 класса узнает
- о животном мире родного края,
- о растительном мире родного края,
- о бережном отношении к природе,
- о растения и животных занесенных в Красную книгу,
- о правилах поведения в природе.
Календарно-тематическое планирование занятий кружка для 2 класса
(34 часа)
Первое полугодие
№ п/п | Содержание | Кол-во часов | Дата |
1 | Вводное занятие. Знакомство с работой кружка. Экология - наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде. | 1 | |
Растения нашего края | 9 часов | ||
2 | В гости к осени. Экскурсия. Осень в живой природе. Разнообразие осенней окраски. | 1 | |
3 | Урок-проект: « Растения нашего края». | 1 | |
4 | Деревья и кустарники нашего края. | 1 | |
5 | Луговые и степные растения нашей области. | 1 | |
6 | Растения, живущие на водоемах. | 1 | |
7 | Парковые растения моего города. Экскурсия. | 1 | |
8 | Экскурсия в институт им. Лисовенко. | 1 | |
9 | Будь природе другом. | 1 | |
10 | Редкие растения нашего края. | 1 | |
Знакомимся с растениями, которым угрожает исчезновение | 3 часа | ||
11 | Лекарственные растения Алтайского края, правила их сбора, употребления. | 1 | |
12 | Растения Алтайского края, занесенные в Красную книгу. | 1 | |
13 | Удивительные растения- первоцветы нашего края. | 1 | |
Сельскохозяйственные растения моего края. | 4 часа | ||
14-15 | Растения сада, огорода. Использование этих растений человеком. | 2 | |
16-17 | Растения поля. Хлебные растения. Уважительное отношение к хлебу. | 2 |
Второе полугодие
Животный мир моего края | 8 часов | ||
1 | Животные мир нашего края. | 1 | |
2 | Животные нашего леса. | 1 | |
3 | Животные степей моего края. | 1 | |
4 | Домашние животные моего края. | 1 | |
5 | Редкие животные нашего края. | 1 | |
6 | Земноводные и пресмыкающиеся Алтайского края. | 1 | |
7 | Насекомые моего края. | 1 | |
8 | Животные Алтайского края, занесенные в Красную книгу. | 1 | |
Птицы нашего края | 6 часов | ||
9 | Птицы зимой. ( о зимующих птицах) | 1 | |
10 | Урок-проект «Птичья столовая» (кормушка для зимующих птиц, проекты кормушек). | 1 | |
11 | Птицы Алтайского края. | 1 | |
12 | Перелетные птицы нашего края. | 1 | |
13 | Кочующие и оседлые птицы моего края. | 1 | |
14 | Птицы Алтайского края, занесенные в Красную книгу. | 1 | |
Изучаем способы охраны природы | 2 часа | ||
15 | Мысленное путешествие по заповеднику нашего края (в\фрагменты). | 1 | |
16 | Экскурсия в музей пед университета. | 1 | |
Подводим итоги нашей работы за год | 1 час | ||
17 | Обобщение основных теоретических знаний и подведение итогов по практическим делам. Творческая игра «Я знаток природы родного края». | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изучение краеведения в начальной школе
Изучение краеведческого материала в начальной школе имеет большое значение. Прийдя в школу, малыши должны многое познать. И познание мира начинается с изучения родного края, края, в котором человек ро...
Проект внеклассного мероприятия по краеведению в начальной школе Звездный час Растения и животные Кировской области
Проект с презентацией содержит практическую помощь учителю в проведении занятия по краеведению «Растения и животные Кировской области» (или любого другого района России, находящегося в одной при...
"Говорят старожилы..." Краеведение в начальной школе.
Материал посвящается к 65 годовщине Великой Отечественной войне. Дети войны они рано и быстро взрослели. И именно эта доля выпала на непростую судьбу этого удивительного человека....
Реализация учёта национальных, региональных и этнокультурных особенностей через литературное краеведение в начальной школе
В статье рассматриваются возможности для обеспечения учета НРЭО на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности через использование комплекса методических и дидактических...
К вопрсам экологического воспитания и краеведения в начальной школе.
В статье приводятся примеры, как можно при итегрировании рассмаривать вопросы краеведения и экологические вопросы с учениками начальной школы....
Краеведение в начальной школе.
Краеведение в начальной школе. Город Тула....
Программа по Краеведению для начальной школы.
«В природе все одно с другим связано, и нет в ней ничего случайного. И если выйдет случайное явление – ищи в нем руку человека» Михаил Пришвин...