Программа по Краеведению для начальной школы.
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме
«В природе все одно с другим связано, и нет в ней ничего случайного. И если выйдет случайное явление – ищи в нем руку человека»
Михаил Пришвин
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_kraevedeniyu.docx | 25.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по Краеведению.
Пояснительная записка
«В природе все одно с другим связано, и нет в ней ничего случайного. И если выйдет случайное явление – ищи в нем руку человека»
Михаил Пришвин
Программа по краеведению разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Особую роль в воспитании школьников играет краеведение, особенно в деле воспитания патриотизма и гражданственности.
Краеведение – это география малой Родины, называемой родным краем, своей местностью.
Под термином « краеведение» понимается территория своего административного края, изучаемого на основе знакомства с краеведческой литературой и картографическими материалами, а также путем непосредственных наблюдений и исследований во время походов и экскурсий.
История человечества неразрывно связана с историей природы. В наши дни вопросы взаимодействия природы и человека выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. Что бы этого не произошло, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность каждого человека. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания преобразуются в убеждения.
Природа – это живая, чувствительная, очень сложная система: даже самый тихий наш шаг для нее ощутим. От каждого из нас зависит, что останется в этом мире будущим поколениям. Дети - это будущие взрослые. Необходимо вложить в умы детей понимание того, что ответственность за всё живое лежит на каждом человеке. Каждое растение, каждое животное играет огромную роль в своей экосистеме, а значит бесценно и для всей природы. Человек – сам часть природы. Без здоровой экологии не может быть здоровья у людей. Важно не только дать ученикам знания, но и создать все условия для воспитания заботливого отношения к окружающей среде.
Учащиеся должны не только говорить об экологии на занятиях, но иметь возможность выполнять конкретные дела, направленные на улучшение экологического состояния своего края.
Экологическое воспитание - самое важное в наше время. Дети, получившие определенные экологические знания, будут в будущем, бережно относится к природе.
Новизна программы Краеведение состоит в том, что она направлена не только на пробуждение интереса к предмету экологии, но и в том, что она соединила в себе теоретические знания вместе с практическим их применением. Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру.
Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.
Актуальность проблемы эколого - краеведческого образования школьников заключается в ее связи с решением таких важнейших проблем педагогики, как проблема формирования личности, всех ее нравственных сторон, и в том числе -- отношения к природе.В условия модернизации образования, ориентированного на учет федерального, регионального и национального компонентов его содержания избранная тема исследования «Эколого- краеведческое образование младших школьников» приобретает особую ценность.
Создания учебной программы «Краеведение» продиктована прежде всего обострением экологической обстановки вследствие техногенных катастроф и аварий, экологически неграмотного ведения хозяйства и безответственного отношения к природе.
Актуальность также состоит в отсутствии образовательной программы экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения. В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех растениях, грибах, рыбах, птицах, зверях, которые их окружают.
Большое наследие в области воспитания младших школьников окружающей средой оставил нам выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский. Он придавал особое значение влиянию природы на формирование и развитие личности ребенка. "Человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатству духовной культуры, - говорил Сухомлинский. « Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Я вижу воспитательный смысл в том, чтобы ребенок видел, понимал, ощущал, переживал, постигал как большую тайну, приобщение к жизни в природе...
Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать все эти чувства с раннего возраста». Сухомлинский пишет: "Опыт показывает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождается в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира".
Среди современных педагогов, занимающихся вопросами экологического воспитания, является А. А. Плешаков. Он не только разрабатывает теорию экологического воспитания, но и предлагает конкретные методы работы. Плешаков считает: "Усиление экологической направленности курса природоведения - это, на наш взгляд, наиболее назревший и реальный на сегодняшний день шаг в направлении экологизации начальной школы, а также организации внеклассной работы".
Цель программы
Цель программы «Краеведение» – формирование:
- Основ экологической грамотности обучающихся начальной школы, воспитание ответственного отношения к окружающей среде, активной деятельности по изучению и охране природы своего края
- Активной экологической позиции у порастающего поколения.
3.Совершенствование учебно-воспитательного процесса по
формированию экологической культуры в начальной школе.
4.Создание условий для творческой самореализации детей, приобщение их к исследовательской деятельности .
- формировать интерес к изучению природы родного края;
- воспитывать умения видеть в обычном необычное и удивительное;
- углублять уже имеющихся знаний о родном крае;
- изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы;
- формировать представления о природных сообществах области;
- иметь представления об охраняемых территориях России и своего края
- привлекать детей к практической деятельности по охране природных ресурсов своего края .
- воспитывать ответственное отношение учащихся к окружающей среде своего края и всей страны;
- формировать в детях нравственно- эстетические качества и экологическую культуру;
- повышать экологическую грамотность учащихся.
Задачи работы курса:
Образовательные:
Расширение экологических представлений младших школьников, формируемых в курсе «Окружающий мир», их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров, углубление теоретических знаний учащихся в области экологии;
Воспитательные:
Воспитание у учащихся младших классов любовь к родной природе: растениям, животным, неживой природе, чувства ответственности за то, что окружающий мир меняется в худшую сторону от хозяйственной деятельности человека;
Развивающие:
Обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельность учащихся по изучению и охране окружающей среды.
Методы работы:
- словесный;
- исследовательский;
- поисковый;
- наглядный;
- практический;
- игровой;
- метод коллективного творчества
Формы работы:
-работа со справочной литературой;
-уход за комнатными растениями;
-озеленение школы и класса;
-экскурсии;
-создание экологических проектов;
-уборка пришкольной территории;
-исследовательская деятельность;
-создание буклетов экологического содержания;
-экологические выставки;
-литературное творчество;
-демонстрации фильмов о природе.
Принципы работы:
- научность;
- доступность;
- сотрудничество;
- последовательность;
- систематичность;
- чередование разнообразных видов деятельности;
- обратная связь;
- творчество;
- опора на интерес;
- результативность;
- учет возрастных особенностей.
Программа курса «Краеведение» предусматривает исследовательскую и проектную работу учащихся. Достаточно много воспитательных мероприятий .
Методы и формы экологического воспитания:
Цели и задачи экологического воспитания младших школьников отражены в четырех компонентах:
- научно-познавательном;
- ценностном;
- нормативном;
- практически-деятельностном.
Научно - познавательный раскрывает свойства предметов и явлений, связи между ними.
Ценностный показывает значимость изучаемых объектов в жизни природы и человека.
Нормативный – это правила поведения человека в природе. Содержание данного компонента должно подводить учащихся к выводу: надо поступать так и почему именно так!
Правила поведения в природе
1. Не ломай ветви деревьев и кустарников.
2. Не повреждай кору деревьев!
3. Не собирай березовый сок.
4. Не рви в лесу, на лугу цветов.
5. Из лекарственных растений можно собирать только те, которых в вашей местности много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.
6. Съедобные ягоды, орехи собирай так, чтобы не повреждать веточек.
7. Не сбивай грибов, даже ядовитых.
8. Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков.
9. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.
10. Не разоряй гнезда шмелей.
11. Не разоряй муравейники.
12. Береги лягушек, жаб и их головастиков.
13. Не убивай змей, даже ядовитых. .
14. Не лови диких животных и не уноси их домой.
15. Не подходи близко к гнездам птиц.
16. Не разоряй птичьи гнезда.
17. Если у тебя есть собака, не пускай ее гулять в лесу или в парке весной или в начале лета.
18. Не лови и не уноси домой здоровых птиц и зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.
19. В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву.
20. Не шуми в лесу, в парке.
21. Не жги весной траву на лугу.
22. Не оставляй в лесу, парке, на лугу, у реки мусора.
Практически - деятельностный должен привести к выводу, что
что от состояния окружающей среды зависит здоровье человека, а поэтому оберегать окружающую среду – значит заботиться о здоровье человека.
Реализация данной программы осуществляется через кружок «Краеведение» во внеурочное время.
-34часа
Основными организационными формами являются:
- урок – викторина,
- урок – путешествие,
- урок – исследование,
- урок – дискуссия,
- урок – сказка,
- компьютерные презентации
Большое внимание уделяется совместной со взрослыми практической деятельности: проведению наблюдений, опытов, использование дискуссий, моделирования, ролевых игр, анализа ситуации общения, коллективного сочинения сказок, рисования; чтение энциклопедий, работа с картой, составление проекта и т.д.
К концу изучения курса учащиеся должны знать:
- основы экологической культуры;
- особенности природы своего края;
- основные признаки времен года;
- значение природы для человека;
- группы растений и животных;
- охраняемые растения и животные своего края;
- правила поведения в природе;
растительный и животный мир родного края;
- современные экологические проблемы;
Должны уметь:
- различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе;
- различать изученные растения, животных;
- вести наблюдения в природе ;
- подкармливать птиц в простейших кормушках;
- ухаживать за комнатными растениями и домашними животными;
- проводить поисково-исследовательскую деятельность;
- применять полученные знания на практике;
- работать самостоятельно и в коллективе, логически и творчески мыслить;
- пользоваться коммуникативными умениями;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изучение краеведения в начальной школе
Изучение краеведческого материала в начальной школе имеет большое значение. Прийдя в школу, малыши должны многое познать. И познание мира начинается с изучения родного края, края, в котором человек ро...
Проект внеклассного мероприятия по краеведению в начальной школе Звездный час Растения и животные Кировской области
Проект с презентацией содержит практическую помощь учителю в проведении занятия по краеведению «Растения и животные Кировской области» (или любого другого района России, находящегося в одной при...
"Говорят старожилы..." Краеведение в начальной школе.
Материал посвящается к 65 годовщине Великой Отечественной войне. Дети войны они рано и быстро взрослели. И именно эта доля выпала на непростую судьбу этого удивительного человека....
Реализация учёта национальных, региональных и этнокультурных особенностей через литературное краеведение в начальной школе
В статье рассматриваются возможности для обеспечения учета НРЭО на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности через использование комплекса методических и дидактических...
К вопрсам экологического воспитания и краеведения в начальной школе.
В статье приводятся примеры, как можно при итегрировании рассмаривать вопросы краеведения и экологические вопросы с учениками начальной школы....
Программа по краеведению для начальной школы
Программа по краеведению Кемеровской области для начальной школы , расчитанная на четыре года. Можно адаптировать для...